В минувшее воскресенье, 19 января, в городе Хеврон (Палестинская автономия) состоялось оглашение судебного решения по поводу регистрации земельного участка Русской духовной миссии. Событие это вызвало серьезные волнения среди местного мусульманского населения. В пятницу накануне судебного заседания в одной из мечетей города прозвучала проповедь, на которой верующих призвали противиться попускаемому администрацией ПА «захвату земель Русской Церковью и Россией». В листовке информбюро Партии освобождения Палестины, распространявшейся среди жителей Хеврона, отмечалось, что передача земли в собственность миссии происходит по просьбе «врага Аллаха Путина и Православной Церкви». «Несмотря на то, что жители Хеврона приютили русских монахов и священников и относились к ним хорошо в течение 100 лет, – говорилось в тексте воззвания, – Россия по привычке отвечает нам злом на добро, она всегда так относится к мусульманам что в Чечне, что в Афганистане, что в Сирии – она поддерживает преступный режим Башара Асада против наших соотечественников в лагере Аль-Ярмук».
По просьбе сайта «Православие.ru» происходящее комментирует ключарь подворья святых Праотцев в Хевроне иеромонах Алексий (Елисеев).
– В преданиях местного населения с древнейших времен сохранилось убеждение, что урочище Хирбет-эн-Зибта и есть библейская дубрава Мамре, в которой Патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников (см.: Быт. 18: 1–5). Огромный Дуб с тремя разросшимися ветвями, выделяющийся свой величиной, с давних пор является объектом религиозного почитания именно как Дуб Авраамов. Как раз под этим Дубом, по преданию, и состоялось явление трех Ангелов. После тщательных исследований отец Антонин (Капустин) решил приобрести участок земли с Дубом Авраама.
Непримиримость хевронских шейхов осложняла, делала невозможной открытую покупку участка с Дубом на русское имя. В 1868 году под видом купца, снабженный необходимыми деньгами и документами, приехал в Хеврон драгоман миссии Яков Егорович Халеби. Участок был куплен на его имя. 22 мая 1871 года под сенью Дуба архимандритом Антонином (Капустиным) и членами миссии с большим числом русских паломников была совершена первая Божественная Литургия.
Со временем было приобретено еще 11 участков общей площадью 74 дунама. В 1889 году все участки вакуфом (документом, определяющим владение собственностью на оговоренных условиях) были переданы Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Архимандрит Антонин (Капустин) огородил участок оградой сухой кладки по границам, соорудил особый каменный фундамент вокруг основания ствола Дуба, на котором стали совершать Литургию. В 1874 году окончил строительство двухэтажного приюта для паломников, а в 1890 году – сторожевой башни в верхней точке холма, с которой виден весь участок. Обустройство участка продолжил архимандрит Леонид (Сенцов). В 1908 году только с третьей попытки, указав, что храм устрояется в честь рождения наследника русского престола, отец Леонид смог получить благословенную грамоту патриарха Дамиана на сооружение храма при Мамврийском Дубе. К 1914 году храм был построен, не закончена была лишь внутренняя отделка. Завершению строительства помешали Первая мировая война и последовавшая затем революция в России. Только в 1925 году, при архимандрите Мелетии (фактически возглавлявшем Русскую духовную миссию), патриархом Дамианом храм был освящен во имя святых Праотцев с пределами Животворящей Троицы и святителя Николая Мирликийского.
До 1997 года монастырский участок находился в ведении Зарубежной Церкви. В феврале 1997 года миссия получила выписку из книг земельной регистрации Хеврона, где Русская духовная миссия (Маскобия) записана собственником участка. Решением Администрации Палестинской Автономии 5 июня 1997 года монастырь был передан Московской Патриархии. Сразу же были произведены ремонтно-восстановительные работы. Капитально отремонтирован двухэтажный келейный корпус. В храме заменены ветхие дверные и оконные блоки, покрыты медью и водостойким материалом перекрытия храма и колокольни, выполнена гидроизоляция и бетонная отмостка вокруг храма. Восстановлена ограда вокруг участка.
В 2009 году Русская духовная миссия начала процесс регистрации земли в государственных органах Палестинской автономии. И тут начался процесс тяжб и проволочек, иначе его и не назвать. 4 сентября 2013 года должно было состояться первое судебное заседание по вопросу регистрации нашей земли после возвращения регистрационного дела из Апелляционного комитета. Но заседание отложили, объясняя это тем, что после летних каникул сменился состав Регистрационной комиссии, рассматривающей дело. Комиссия в новом составе не успела ознакомиться с материалами дела к 4 сентября, поэтому судебное заседание отложили на неопределенный срок. 20 ноября 2013 года на заседании комиссии ее председатель в нарушение палестинского законодательства принял дополнительные протесты против регистрации земли РДМ, а также назначил экспертизу документов, которые незаконным путем оказались в материалах дела и отсутствуют у миссии. Таким образом, суд Хеврона, приняв незаконные протесты против регистрации и назначив экспертизу документов, незаконно попавших в материалы дела, продемонстрировал свою пристрастность и зависимость от представителей хевронских кланов и организаций.
30 ноября прошлого года миссия подала апелляционную жалобу на определение суда от 20 ноября 2013 года.
Реакция на отклонение протестов была агрессивной. В адрес судьи и миссии зазвучали угрозы. Заседание было перенесено.
16 января 2014 года состоялось заседание, в ходе которого стало известно, что Регистрационная комиссия предыдущего состава незаконно принимала протесты. Выявив фальсификацию документов, председатель отклонил все протесты, кроме одного, поданного в соответствии с палестинским законодательством. Реакция на отклонение протестов была агрессивной. В адрес судьи и миссии зазвучали угрозы. Заседание было перенесено на 19 января.
– Как реагировали местные жители на решение суда по поводу регистрации земли РДМ в Хевроне? Чем объясняется эта реакция?
– Я могу свидетельствовать о взаимоотношениях с ними за тот небольшой срок, что я несу послушание в Русской духовной миссии в Хевроне – в июле будет этому четыре года. Со многими жителями Хеврона установились добрососедские и дружеские отношения. Есть несколько семей, с которыми мы дружим, они нам во многом помогают. Все работы на участке проводятся рабочими, которых мы нанимаем из местных жителей. Многие уже знают меня по имени, рассказывают свои детские впечатления от встреч с отцом Иаковом, отцом Игнатием или отцом Георгием. Многие вспоминали, как, будучи еще детьми, приходили в «Маскобию». Вспоминают, как отец Нифонт, игумен монастыря с 1931 года, в 1948 году пустил в келейный корпус беженцев из Газы и Хайфы. В течение нескольких лет они жили в келейном корпусе, а отец Нифонт с братией переселились в башню отца Антонина (Капустина). Многие арабы-христиане стали духовными чадами другого игумена монастыря – отца Игнатия. Местные мусульмане относились к нему с большим уважением, как и к отцу Георгию – они его называли абуна Джордж. Часто от старейших жителей, от местных шейхов слышу рассказы про отца Якуба (иеродиакона Иакова), и рассказы эти пронизаны уважением и любовью. Хорошо знают местные жители и сегодняшнего старейшего насельника монастыря монаха Авраамия, который живет в обители с апреля 1995 года. В основном все относятся к нам с открытым доброжелательством. Хотя, может быть, теперь уже нужно сказать «относились»?
Лица, противящиеся регистрации, за три года так и не представили никаких документов, подтверждающих правомерность своих протестов.
Начав регистрацию прав собственности на земельный участок, Русская духовная миссия объявила об этом в газетах Палестинской Автономии и подала необходимые заявления в соответствующие государственные органы. Реакция местных жителей была обычной, какая бывает всегда при регистрации прав на собственность. У наших соседей были собраны подписи, подтверждающие границы участка. При этом кто-то спокойно соглашался с ними, кто-то хитрил и пытался получить выгоду, но это обычный процесс. К сожалению, вскоре обнаружилось и то, с чем в свое время столкнулся и отец Антонин, – противодействие со стороны местных властей и представителей хевронских кланов, в частности мухтаров, которые по религиозным мотивам отказывались ставить необходимые подписи. Начальник Табо Хеврона как должностное лицо вел себя недобросовестно. Запрашиваемые копии дел не предоставлялись. Было много других попыток замедлить процесс. Миссия в течение этих четырех лет получала ответы с неблагоприятными формулировками вплоть до отказа в регистрации и фактически в рассмотрении дела. Организовывались «протесты местных жителей», потому что будто бы земельный участок сдан миссии в аренду. Против регистрации выступили люди, не имеющие юридического статуса, действующие от имени одного из кланов Хеврона. Лица, противящиеся регистрации, за три года так и не представили никаких документов, подтверждающих правомерность их протестов. Утверждалось, что участок, купленный отцом Антонином (Капустиным) через Якова Халеби, невозможно идентифицировать, так как в кушанах (документе, подтверждающим право владения) не указана его граница и регистрационный номер. Камнем преткновения стало то, что на сегодняшний день нет ни одного эксперта, который мог бы подтвердить наличие регистрации участка с Дубом Мамврийским. Но самой главной причиной, вероятно, стало то, что Русская Церковь в лице Русской духовной миссии, начавшей процесс восстановления монастыря и работы по благоустройству прилегающей территории, показала этим, что она пришла в Палестину не на один день. Думаю, для некоторых личностей и партий просто нежелательно возобновление столь же активного присутствия в Хевроне Русской Церкви, каким оно было в XIX веке.
В настоящее время государственными органами Палестины рассматривается претензия семейства Мжагед, вернее – одного из представителей этой фамилии. Это потомок одной из арабских семей, которые в XIX веке сдали РДМ в аренду свой участок земли сроком на 100 лет. При встрече с местными жителями я не единожды слышал нелестные отзывы об этом человеке. Как мне сказал старейшина одного из родов Хеврона, этому человеку проплатили «акцию» против «Маскобии». Происходящие ныне события, вероятно, и являются тому подтверждением.
17 января 2014 года, после пятничной молитвы, в одной из мечетей Хеврона была произнесена проповедь, призывающая мусульман противиться «захвату наших земель». Звучали призывы остановить «захват нашей земли Русской Церковью», против существующего правительства в Палестине и против его дружбы с Россией, а также многое другое, отражающее недовольство политикой России в отношении ближневосточных конфликтов.
Полицейские попросили нас не покидать территорию монастыря и при необходимости ставить их в известность об инцидентах.
18 января, за день до заседания, палестинская организация Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения), признанная террористической и запрещенная на территории России (решение Верховного Суда РФ от 04.02.2003), разместила на своем официальном сайте http:www.pal-tahrir.info призыв принять участие в акции протеста против регистрации церковной земли. Непосредственно перед заседанием адвокат миссии предупредил, что представителям миссии и Представительства РФ при ПНА в целях безопасности лучше не присутствовать на заседании и при оглашении окончательного решения по делу.
В минувшее воскресенье, 19 января, перед зданием суда в Хевроне прошел митинг, который транслировало местное телевидение. На заседании обнаружилось, что лица, протесты которых были отклонены, подали апелляционную жалобу на решение комиссии от 16 января 2014 года. После заседания судью, рассматривавшего дело, и адвоката миссии до автотранспортных средств сопровождала палестинская полиция в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Сложившаяся ситуация еще раз подтверждает, что хевронские чиновники, находясь под давлением местных кланов и исламских организаций, были пристрастны при рассмотрении дела о регистрации единственного на весь Хеврон и Хевронскую область земельного участка с храмом, принадлежащего РДМ.
После прошедших по Хеврону демонстраций сотрудники Российского Посольства и полиция попросили насельников монастыря ограничить на время выход в город во избежание провокационных действий или направленной агрессии.
– Какова ситуация сейчас?
– Рассмотрение регистрационного дела миссии будет продолжено после того, как Апелляционный комитет г. Рамаллы рассмотрит апелляционную жалобу, поданную лицами, чьи незаконные протесты были отклонены в ходе заседания 16 января 2014 года. Также миссия намерена обратиться в Апелляционный комитет г. Рамаллы с просьбой перенести рассмотрение дела в другой город, так как для представителей миссии их участие в судебных процессах в Хевроне является небезопасным.
– Имеете ли вы и другие насельники монастыря возможность покидать пределы русского участка?
– Да, насельники монастыря имеют возможность покидать территорию участка, однако по просьбе полиции мы не делаем этого без особой необходимости. Я сам не чувствую никакой опасности. Святочные дни у нас прошли как обычно. К нам в обитель приезжали «колядовать» матушки из миссии, из Горненского монастыря вместе с игуменией Георгией, равно как и насельники других участков РДМ.
Очевидно, что всё происходящее в Хевроне имеет политическую подоплеку. Я – монах, а не аналитик, поэтому не могу давать прогнозов, могу лишь сожалеть, что ситуация складывается подобным образом. Нам остается лишь молиться о ее разрешении.
В Назарете радикальные мусульмане установили антихристианский баннер
Предлагаю собрать средства, что бы разместить там же в Назарете баннер с православным текстом опровержениея.
То, что написали исламисты больше похоже на клевету. Возможно непреднамеренную.