«Дорогой владыка, напишите, пожалуйста, еще на тему НЕправды в Церкви. И о том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину», – с такой просьбой обратилась ко мне одна из посетительниц сайта «Православие.Ru» в комментарии на мою статью «Правда без любви».
Напомню: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости
Хочу сразу оговориться: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости. Всем доброжелателям и недоброжелателям, болезненно или же со злорадством воспринимающим сообщения о недостатках, грехах и пороках православных клириков и мирян, напомню филигранно отточенное определение святости Церкви, данное святителем Филаретом Московским в его «Пространном катехизисе»:
«266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ?
Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства.
“Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5: 25–27).
В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Ин. 17: 17–19).
267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ
ГРЕШНИКИ?
Церковь святая, хотя в ней есть и
согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным
покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а
нераскаянные грешники или видимым действием церковной
власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые
члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в
этом случае сохраняется святой».
Вот ответ всем любителям отождествлять достоинство Церкви с недостойностью ее членов. Когда ругают Церковь в лице ее недостойных членов, никогда не попадают в цель: если согрешающий кается, то грехи и беззакония его уже прощены и судить его, кроме Бога, никто не может; а если покаяния нет – то он уже не член Церкви, хотя может именоваться православным и даже состоять в чине монашествующих или в сане священнослужителей вплоть до самых высоких степеней.
Как быть, сталкиваясь с нерадивым служителем Церкви? Ответ простой: не соблазняться!
Но вопрос остается открытым: что делать, когда сталкиваешься с вопиющей недостойностью того, кто по своему званию должен быть самым достойным? Ответ: не соблазняться! Скажете: это невозможно! Отвечу словами Христа-Спасителя: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Помните, по какому поводу сказал Христос Своим ученикам эти слова? – На их изумление строгостью приговора богатому юноше, исполнившему все заповеди, но отказавшемуся пожертвовать своим имением ради следования за Христом (см.: Мф. 19: 16–24). Думается мне, что в понимании этого непростого евангельского отрывка и кроется ответ на наш вопрос.
У евангелиста Марка есть одно важное дополнение, которое я выделю жирным шрифтом: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10: 21). За этим «полюбил его» раскрывается одаренная природа богатого юноши, который был достоин стать одним из учеников Христа. Из уст Спасителя юноша услышал призыв к апостольскому служению: следуй за Мной! Но отказ юноши опечалил и его самого, и Божественного Учителя, и апостолов, в числе которых он мог быть. И на месте этого несостоявшегося апостола оказывается другой – Иуда Искариот.
Сколько у нас, в Православной Церкви, благочестивых мирян, которых Господь звал на служение Себе кого алтарником, кого певчим, кого иноком, а кого просто сторожем или уборщиком в храме, а они отказались? Сколько благоговейных диаконов, которые не хотят брать на себя ответственность священника за людские души? Сколько достойных пресвитеров среди монашествующих, которых Христос позвал на архипастырское апостольское служение, но они сочли себя недостойными столь высокого звания и отреклись от него? И всем им вовсе не надо было отказываться от богатства – а просто от привычной жизни. И после этого мы удивляемся и возмущаемся, что у нас в храмах работают злые тети и подозрительные дяди, поют за деньги неверующие певчие, служат неблагоговейные диаконы и грубые священники, а учат нас жадные и развратные епископы?!
И хотя проблема порочности наших пастырей, а особенно архипастырей специально сильно преувеличена, всё же нельзя полностью ее отрицать. Но всякий раз, когда мы, обмотав указательный палец ворованной фразой «не в осуждение, а в рассуждение», будем обличать очередного «провинившегося», перст Божий будет указывать на нас самих: а не ты ли тот богатый юноша, который отказался когда-то следовать за Мной, а теперь присвоил себе право судить того, кто занял место, предназначенное тебе?
Очень любимый и почитаемый мною святитель Филарет Московский еще в середине XIX века сокрушался, что в Москве половину священников нужно запретить в служении, но тогда служить будет некому. И такая проблема стоит перед каждым архиереем, который разрешает служить или не запрещает в служении клириков, совершивших канонические преступления, не позволяющие им более предстоять у Престола Божия. Когда хорошие, чистые, одаренные отказываются служить алтарю, на их место приходят иуды, чтобы питаться от алтаря. И Сам Христос терпел и покрывал Иуду, призывая его к покаянию. А на гневное предложение Ангелов вырвать плевелы на пшеничном поле отвечает: «Нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13: 24–30).
Кто виноват? – Виноваты мы сами! Благочестивые и умудренные – но отказывающиеся посвятить себя служению в Церкви
О, эти «проклятые вопросы»: «Что делать?» и «Кто виноват?»! – Виноваты мы сами! Интеллигентные, умные, тактичные, гнушаемся работой в церковной лавке и уборку храма, которую преподобный Серафим Саровский ставил выше всех дел человеческих, считаем ниже своего достоинства. Образованные, талантливые, чуткие, заботливые – свои дары скрываем в семейном кругу, боясь обнаружить их в служении Церкви. Нестяжательные, целомудренные, познавшие силу и сладость молитвы и украшенные богословскими знаниями – уступаем дорогу бездарным карьеристам, рвущимся к вершинам церковной иерархии. Если мы не на словах, а на деле хотим, чтобы наша Православная Церковь славилась добродетелями своих клириков, монахов и мирян, будем сами становиться достойными и ревностными клириками и монахами, благочестивыми, неравнодушными мирянами, для которых Церковь не злая мачеха, а родная Мать.
Поэтому образованные и перспективные трудоустраиваются в другие места (это, конечно, не значит, что в церковных структурах вообще нет образованных, перспективных, культурных, имеющих веру. Они есть, но выживают).
Поэтому призыв идти всем в церковь уборщицами, свечницами и пр. может быть реализован после пересмотра кадровой и зарплатной политики.
Получается, что такую работу могут позволить себе монашествующие, кот.находятся на полном содержании обители.
Н.Н.=> Немного покоробила Ваша фраза про недостойное причащение-в Чаше Тело и Кровь Христовы, а кто недостойно причащается,где-то читала, что Ангел забирает Св.Дары, а вкладывает уголь ,который опаляет недостойного...Св.Дары в Чаше...а не хлеб и вино. Простите.
Не зря же говорит - "Мир вашему дому". О мире всего мира, и вообще Господь мира и Свете Тихий.
А не свар, суетни, хлопотни, и пустословия и тем более вражды.
Была же Марфа и Мария. Марфа эта вот и есть те, кто свечки всё тушат, алтарничают, понамарят, убираются и хлопочут.
Каждому своё.
Опять же есть такие храмы, где община как семья, а есть такие, где никакая не семья. Мне вообще семья и не нужна. Я один хочу быть.
Насчёт помощи - так Господу нужна свободная, добровольная жертва, а не из-под палки.
Вы можете, конечно, уйти из Церкви, но подумайте сами: Церковь-то без нас проживёт, а вот мы - обойдёмся ли без Бога и без Церкви? Всё равно рано или поздно вернёмся, только с ещё бОльшим грузом грехов.
Да поможет вам Господь, Михаил! Не унывайте!
В храм молиться ходят,
а когда начинаются,как вы думаете,искушения в храме, всегда можно сказать " Простите,нет". И ходите молиться как ходили.
Я Вас понимаю. И меня взяли тепленькую, прямо на панихиде.
Правда, они мне все очень нравились, но я хотела молчать. Если честно, они не мешали мне чистить подсвечники молча. Но я все равно ушла; через полгода; в другой храм.
..."А если молитвы у Бога не считаются, а надо кирпичи тягать и свечки тушить, то я блудить пойду".
Назло кому? Не забудьте благословения попросить - вот если благословят - тогда непременно идите!
Я не хочу помогать в церкви, хочу просто молится, но меня просят помогать, а я знаю, что там будут такие искушения, которых я не понесу. И я впал в уныние, отчаяние, думаю начать грешить и зажить как жил раньше, потому что нет смысла... Ходить в храм я не смогу теперь, да и вера пропадает от таких соблазнов.
Чо им, жалко было мне дать возможность три часа в неделю постоять, помолится? Я же и деньги давал за записочки и просто так. Зачем ещё это тушение свечечек, уборки, алтарничество и прочее, чего я ОЧЕНЬ не хочу делать? А теперь вот, я юноша богатый, да, погибну.
Ну и что. Сам Бог и виноват. Зачем грузить меня такими грузами?
Зачем я вообще подвизался? Чтоб меня бабки и попы "заметили" и поставили себе на службу типа "во Славу Божию" пошуршать там, "помочь"? А ничо что я СВОЮ душу спасаю и бабкам и батькАм ничего не должен? Я же у них ничего не просил. Значит и давать ничего не нужно. Да и просто не нравятся они мне.
И такой плен, вот раз я отказываюсь, значит Иуде дал место и вообще сын погибели. Это же плен. Кстати, я и отказываюсь не без причины, да только кого волнуют мои проблемы?
А если молитвы у Бога не считаются, а надо кирпичи тягать и свечки тушить, то я блудить пойду.
«Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую,
не по прошлому ностальгию,
ностальгию по НАСТОЯЩЕМУ!
А. Вознесенский
Не надо Мир менять –
Ведь это в Божьей доле!
Начни с себя:
Покинь эрзац-реальность,
Не имитируй жизнь – живи!
Используй, наконец, свободу воли!
Твори Добро и ошибайся,
Греши и плач,
Прощай и кайся!
А главное Любить!
С Любовью жить и от Любви не отрекаться!
Быть НАСТОЯЩИМ и Счастливым быть!
Быть, а не казаться!
Благодарю, Вас, владыка Питирим, за замечательную проповедь! Всё так.
В церковь мы ходим ради встречи с Христом, а не ради нашего духовного просветления, роста, и т.д...
Если Христос - центр, основа нашей жизни, то грехи других для нас малозаметны, зато наши выходят на первый план. Читайте статью на этом сайте архим.Андрея (Конаноса) "Безумие нашего времени". Может быть, что-то, да прояснится.
Помоги нам всем Бог!
Переиначив немного крылатое выражение, получилось;Священник- тоже человек!(шутка)Без любви даже растения чахнут, а что уж говорить о человеке.Без любви прихожан чахнет священник, без любви священника чахнут люди.Церковь, как правильно уже было прокомментировано это-"не патриарх и не колокольня"; это-мы с вами .Усиливаемся мы - усиливается церковь.БОГОМ не получиться "руководить" - ЕГО - можно потерять.Навсегда.
И получается что в православных семьях детей мало, а в стране колоссальный процент детского алкоголизма, наркомании, бродяжничества, разбоем и грабежей несовершеннолетними. И кто в этом виноват НЕ МЫ, а "те так сказать родители", у которых детей по 3-9 чел., постоянно без присмотра и воспитания.
Надо самим перестать себя жалеть, призвал Господь к послушанию, все сделай но выполни.
"...— Господи, ну почему именно к нам Ты послал такое чудовище?
Молиться они как следует не умели, но все же после их долгих воплей Господь явился одному горожанину и ответил: «Искал для вас хуже, но не нашел!»
"Церковь это не только духовенство. Это духовенство плюс миряне. Мы ВСЕ церковь и все за неё отвечаем. Да, может быть и можно причаститься и исповедаться у любого священника. Проблема в другом: духовного руководства не будет, а людям оно нужно".
Катя, проблема не в том, что не будет ДУХОВНОГО руководства потому, что священники "недостойные"; а в том, что мы не способны или не хотим выполнять то, что нам говорит священник НА ИСПОВЕДИ. Согласитесь, что ни один из "самых недостойных" не учит нас плохому. Так вот и давайте поступать так, как они ("недостойные") говорят нам (ещё раз подчеркну:НА ИСПОВЕДИ), и не поступать так, как нам не нравится (так, как поступают они, "недостойные").
На само деле всё довольно просто, если четко сознавать, за чем мы пришли в храм. Простите!
Церковь это не только духовенство. Это духовенство плюс миряне. Мы ВСЕ церковь и все за неё отвечаем. Да, может быть и можно причаститься и исповедаться у любого священника. Проблема в другом: духовного руководства не будет, а людям оно нужно.
НН:"Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике!"
А вы слышали, что если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму? Упадут оба, а не один только ведущий. Так, может, всё таки надо соображать за кем вы идёте?
Соображать обязательно надо! Меня учили идти за Богом, и ТОЛЬКО за ним. Тогда мы не будем "натыкаться" на слепых. Мне, например, совсем не интересно, чем и как грешат священники (это правда!), так как нужно от них только одно: чтобы у меня приняли исповедь, отпустили грехи и Причастили. Всё. Я не обращаю внимания на то, какая рука даёт мне испить чистой, живой воды из золотого ковша, просто я верю, что испив этой воды - не умру от жажды. Вот и всё. Может, не стоило так откровенничать... Простите!
А кто из нас прав - Господь рассудит. Я не знаю.
В наших краях жил чудный молитвенник схиигумен Серафим ( 2010). Рассказывая о своих молодых годах до иночества, а это советские 50-60-е годы, на замечания в порядке атеистических воспитательных мер, когда ему в качестве аргументов говорили: « Чего ты ходишь в церковь? Там поп такой-то и делает то-то», он отвечал: «Я в Церковь хожу к Богу, а не к священнику. Службу священник совершает по уставу. Остальное неважно». И добавил: «Следить нужно за собой, а не за другими».
Осмелюсь заметить, не вина интеллигенции и недобросовестность в отношении условий трудовых соглашений (которые оказываются иногда фиктивными) в структурах, заявляющих себя как «православные», нечестность и открытое «предпринимательство» за счет Церкви, конфликты и запредельные методы «борьбы».
Владыка, люди видят все это, и тех, кто столкнулись с ситуацией бесправия, а точнее «одностороннего права» – права сильного со всеми вытекающими…трудно убедить в обратном.
Когда встречаешь противоположное – равно доброжелательное отношение к пастве архиерея, христианское отношение на работе, искренне служение священника, радуешься этому потому, что к сожалению, уже есть с чем сравнить.
Простите.
пишете о том, что интеллигенция чурается физической работы, или бежит от послушаний? – Это не так. Мне приходилось видеть рафинированных дам, усердно половших монастырские огороды, мывших полы и до темноты работавших в трапезной для паломников.
Но приходилось видеть и то, что обычно сокрыто. Например, инокиню – бывшую учительницу, на костылях, часами разговаривавшую сама с собой. Знаете почему? – В монастыре при ее хрупкой конституции ей дали послушание на коровнике, и спать ей приходилось по 3 – 4 часа в сутки без отдыха, без перемены послушания. Через три года суставы отказали, психика сдала. Кто несет ответственность за этого человека, покинувшего монастырь в состоянии физического разлома? А у нее мать-старуха.
Я сама в свое время не понесла монастырской нагрузки из-за болезней, и не осуждаю тех, кто по тем же причинам покинули монастырь. А образованных людей иногда, к сожалению, намеренно «смиряют», не сообразуясь с их физическими силами, и вынуждают уйти.
Владыка, спасибо Вам за искреннее внимание к той непростой ситуации, которая складывается в Церкви, и которая не может не волновать. Неравнодушие – это уже много. Но, все же, ваша статья вызывает неоднозначное чувство.
Странно выглядит противопоставление одной части паствы – другой. В Русской Православной Церкви служит и трудится немало образованных интеллигентных людей, и трудится на разных послушаниях: от архиереев – до уборщиц в храме.
Однако это не снимает остроты проблем для тех людей, которые столкнулись, или сталкиваются с безобразиями в Церкви. И я осмелюсь не согласиться с Вами – это не вина интеллигенции, это ее беда.
Не надо никого призывать в храм, если там хороший священник, люди сами к нему идут. Нет недостатка ни в чтецах, ни в алтарниках. В умных, образованных. И храм убирают и работают по 8 часов в нем, а в понедельник идут на работу.
Обратное влияние, думаю, редко встречается. Нормальный прихожанин или служитель,не будет спорить со священником, увещать его, ведь все у нас знают, что это неблагочестиво. Если ситуация для человека становится невыносимой, он просто уходит в другой храм. О каком влиянии снизу можно говорить?
P.S.
Еще непонятно противопоставление богатого юноши и Иуды. К моменту встречи с юношей Иуда был уже избран в апостолы. А юноше было предложено оставить богатство чтобы быть совершенным. Это разные ситуации.
Тот, кто трудится/трудился в Церкви (в храме ли, в церковной структуре), поймет и горечь вопроса и боль ответа.
Очень важно, когда вещи называют своими именами, а не замазывают благочестивейшими фразами.
Еще раз благодарю за искренность и жду Ваших публикаций.
20:00 Конечно церковь разве можно с чем нибудь сравнить,а я-же пытался дать вам понять что в церковь приходят спасти свою душу,а не для того чтобы кого то исправить,потому что глава у церкви Христос и Он видит и знает всё не меньше чем мы с вами.Внешне можно быть православным,а в душе протестантом.
Ответьте, если найдете возможность, на частный вопрос:
Вот я отказался, когда звали алтарником ( отчасти стеснялся, отчасти не счел себя достойным алтаря ( не отговорка), отчасти чтоб не вводить людей в соблазн ибо успешные бизнесмены, в алтаре многих раздражают)- не Москва, все всех знают.
Перед тем были благословения идти в семинарию, немного учебы, сомнения, а в последствии благословение отказаться от этого пути.
Не было внутреннего расположения, уверенности как то - не совсем мое, возраст, грехи, страсти, работа кто-то от тебя зависит, вспомнились другие цитаты "оставайся там в чем был призван" и т.п.
Это - однозначно грех или возможно такой Промысел? Каяться?
конец шпаргалки
"слушайте их, но по их делам не поступайте".
Статья же написана больше в стиле "сам дурак" и по шаблону 2-х правил:
1 правило - священнослужитель всегда прав
2 правило - если священнослужитель не прав, то смотри правило №1.
Неужели автор в действительности считает, что, если Иуду одеть в священническое облачение, то он автоматически станет членом Святой Церкви, и которого никто не будет имеет право назвать вором или гомиком?
Я много не хочу. Не было бы среди пастырей, учителей, наставников, отцов и владык слишком мерзких извращений и слишком большого стяжательства. Каноны позволяют решать эти вопросы. Но это должны быть ваши решения. Сваливать ответственность на мирян...тут мягко и не скажешь.
Согласен с Иваном, "слепой ведёт слепого" это ни кто не вспоминает, а только одно; "не суди".
"что делать, когда сталкиваешься с вопиющей недостойностью того, кто по своему званию должен быть самым достойным? Ответ: не соблазняться!" Я думаю, просто искать достойного.
Кто мы, чтобы судить кого-то, даже если этот кто-то и поступает неправильно, со всех точек зрения?
Отцу Питириму - огромное спасибо за ещё одну очень нужную статью!
Одно дело чьё-то пьянство или что подобное. И совсем другое, когда ещё неокрепших в вере близких приходится на время проповеди высылать из храма.
А пример с купившим диплом врачом некорректный. Во-первых, в другую деревню могу съездить, а во-вторых Церковь - не магазин и не бюро ритуальных услуг, куда только за услугами и нужно приходить.
Да, другая Катя, соглашусь в Вами. Для нас сейчас как никогда важна надежда на Бога и преданность Ему. Господь многое открывает, но без духовного руководства бывает тяжело. Об этом ещё Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал.
Православному народу известно, что, если на женщину нападает один бес, то на мужчину - семь, а на священника - все сорок.
Про служение Господу. В каком звании (статусе, месте и т.д.) призваны люди, в том обычно и служат. (Человек уверовал в Бога и продолжает трудиться на своей работе, жить в своей семье, но жизнь его с этого момента наполняется новым смыслом - служения Богу). Если кто-то почувствовал особый (по качеству, силе, убедительности, внутренний или внешний) призыв к конкретному действию (к принятию монашества, к участию в уборке храма), он последует ему, просто не сможет поступить по-другому. В порядке самовыдвижения верующие люди вряд ли пойдут занимать значимые в церковной институции и в обществе места (справедливо считая себя недостойными), другое дело за послушание. Надо, чтобы достойных увидели сверху и выдвинули. Послушный - не откажется...
Для начала надо разобраться, что такое осуждение. Осуждение будет, когда я про живого человека скажу, что он попадёт в ад, или скажу, что он недостоин рая. Осуждение — это замена Страшного Суда Божиего своим судом.
Но назвать, например, вора вором — это не осуждение. Апостол Иоанн так Иуду назвал. Это осуждение, по-вашему?
Вы вообще не против гражданских судов, в которых судят преступников? Там же судят!
Так вот рассудительность — это добродетель. Человек каждый сам отвечает за своё спасение, поэтому должен отличать волков от овец.
Спасибо,владыка.
Спаси Господи владыку Питирима на хорошее наставление! Очень это актуально в наше время, кода постоянно ведутся нападки на церковь и ее служителей.
Начать с себя всегда трудно. Легче судить других.
Спаси, Господи!
Слава Богу за все!
НН:"Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике!"
А вы слышали, что если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму? Упадут оба, а не один только ведущий. Так, может, всё таки надо соображать за кем вы идёте?
А если священник проповедует ересь, то вы предлагаете не отличать ересь от истины?
Иуда Искариот был вообще апостолом. И апостолом поставил его Сам Христос. Что же тогда, по-вашему, в Церкви критикуют Иуду? По-вашему, надо бы молчать.
"Ответ, конечно, очень хорош, миряне виноваты сами, что у них недостойное духовенство.
Но он совсем не подходит в том случае, когда его задал бы добрый священник о недостойном епископе, или любой из церковнослужителей"....
Это четкий ответ на конкретный вопрос. Нам, мирянам. А священнослужители не должны на сайте в инете решать свои проблемы, нет? И нам, мирянам, совсем не обязательно и даже вредно совать свой нос не в свои дела - точно без нас разберутся.
"Всё равно, душа жаждет справедливости и правды, прежде всего в Церкви, и когда не находит - трудно утолить эту жажду рассуждениями, что сами виноваты".
Согласна: трудно. Но надо! А если с нами Господь поступит по справедливости,а не "по великой Своей милости" - то что же с нами будет?! Подумать страшно. Если, конечно, не считать, что я-то хорошая, почти безгрешная, а вот в Церкви... все хуже меня, а священнослужители - особенно плохие. (Может, "Господь искал именно для нас пастырей ещё хуже - да не нашел!"). Помощи Божией всем нам и вразумления. Простите!
Кате: "а бедный люд мечется в поисках старцев, надеясь, что хоть они-то по-настоящему достойные". Я тоже была в числе этого "бедного люда", но как только перестала искать старцев, а стала искать Бога, все потихоньку приходит на свои места. Слава Богу за все!
А что касается послужить, тот тут я считаю, что если Богу угодно, Он сам тебя призовет и в то время, когда это для тебя будет самым полезным. Вспомнить хотя бы прп. Сергия, когда он рвался в монашество, а его родители не благословляли до времени. Может перегорел бы по молодости, а так стал игуменом земли Русской, да и от московской кафедры в последствии, кстати отказался.
НН"НИКОГДА НЕ судить о священнике"
Полностью согласна. Что Церковь была, есть и будет святой - надо помнить постоянно и самим стремиться к святости путем побед и поражений. И так всю жизнь. Высшее предназначение христианина - видеть и знать в каком извращенном грехом мире мы живем, но быть выше этого.
Я прихожу в храм где служба идёт по уставу-канонически. Я исповедуюсь так, как настроен священник. Если можно затронуть событие, связанное с грехом, то затрагиваю. Если мне в спину дышит народ, опасающийся не успеть исповедоваться, а батюшка нервничает - перечисляю грехи.
Духовные законы также незыблемы, как закон тяготения. Исповедуешься искренне - получишь помощь от Бога через ЛЮБОГО священника.
Когда храму нужна помощь в уборке или других делах, то делаю это с радостью и воспринимаю такие просьбы как Милость Божию.
НО! Я не перехожу границу, когда знаю , что "внутренняя информация" меня смутит.
А для тех кто решил, что всё понесёт напомню (не дословно):" Собрался работать Господеви - уготови сердце свое ко искушению".
Протоиерей Димитрий Смирнов
Может быть, ответ Вы найдете, прочитав притчу.
Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Расскажешь другим - бросишь тень на Церковь (и всегда остается надежда, что ну вдруг ошибка, не расскажешь - человек может очень сильно навредить другим...
У меня нет ответа, может посоветуете что делать в такой ситуации?
Конечно, вопрос этот очень болезненный для нас, МАЛОВЕРОВ.
Катя,
я Вас понимаю, но всё же подумайте о вот о чём: если священник НЕ извержен ИЗ САНА и НЕ запрещён в служении, то все Таинства, совершенные им, действительны; а если прихожанин НЕ достоин Причастия, то Святой Дух не допускает его Причаститься, и проглатывает этот несчастный кусочек хлеба с кагором, себе в осуждение.
Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике! Это самое правильное, что мы можем для себя сделать, а он сам за себя ответит, перед Высшим Судом. Позиция - все хорошие, а я самый плохой(ая) - самая правильная. Тогда наша жизнь намнооого упростится. Меня так учили... Не всегда получается - но это мои проблемы, а не тех, кто недостойно ведёт себя в Церкви. У них будут другие проблемы, если не покаются. А если покаялись, а мы этого не знаем, то за осуждение священника (архиерея) получим мы, по полной... Простите!
Но он совсем не подходит в том случае, когда его задал бы добрый священник о недостойном епископе, или любой из церковнослужителей, посвятивший всю жизнь Церкви и насмотревшийся (наслушавшийся) и переживший такое, чему в Церкви никак не место. Когда высочайшее церковное начальство покрывает вопиющие дела недостойных священников и иерархов.
Конечно, если церковный суд бездействует и\или лукавит, Божьего суда мы дождёмся, в этой жизни, или в будущей.
Всё равно, душа жаждет справедливости и правды, прежде всего в Церкви, и когда не находит - трудно утолить эту жажду рассуждениями, что сами виноваты.
С кого спрос за это зло? Ответ Господь даёт в 1-й книге Царств, когда говорит первосвященнику Илию: "Для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?" (1 Цар. 2:29). Что было с Илием и его сыновьями, вспомнить нетрудно.
И современным нечестивцам Слово Божие не оставляет надежды.
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр. 22:11-12)
Когда есть понимание неизбежности Стращного Суда, захочется ли переживать о плевелах в церковной ограде и производимых ими нестроениях? Господь с ними Сам разберётся, посредством скорбей и нападений внешних врагов, подобно тому как убрал Саула посредством филистимлян. Кто истинно благочестив, тот, подобно Давиду, в известное Господу время будет призван из безвестности, - если на то будет Божия воля. Но даже если и не будет призван в этом веке, то не потеряет награды в вечности.
Действительно, разве дело в том, что священник=человек грешен? Нет же, и здесь все понятно. И Церковь Христова свята, кто же поспорит? Вопрос в администрировании и в институтах. И здесь очень много вопросов. Стоит ли упрощать ? Ведь так можно дойти и до профанации.
Разве сегодня не видно, как мелкие храмы превратились в СОБЕСы. Где труждаются батюшка и вся его многочисленная родня.
Но и это не столь уж важно. Но, от подобных священников можно услышать с амвона на проповеди, что мол какие хорошие мусульмане .... у них много коров и скота и живности. Они любят трудится.... Или услышать, от священника, про то какие русские глупые....
Но и это можно стерпеть. Но главное, что священник не может дать путь ко спасению пришедшему в церковь. Он сам его стяжал, не стяжает и стяжать не собирается. Он просто не компетентен. Или как говорят, не по этому делу вовсе. И твое хождение в храм превращается в угодничество попу(уж извините). С этим бы разобраться. Эта проблема требует ответа, она на поверхности.
Хорошо разъяснили, что если священник тяжко согрешил и не покаялся, то он уже не член церкви. А раз так, то и Таинства им совершенные недействительны. Выход один - как узнал о грехе, подходить к батюшке и спрашивать, покаялся он или нет.
А по большому счету: когда грех не пресекается, он распространяется. Лучше запретить тех, кого нужно по канонам запретить, и пусть оставшихся будет немного. Зато на них и остальные равняться будут. А не так как сейчас, когда священников много, а бедный люд мечется в поисках старцев, надеясь, что хоть они-то по-настоящему достойные. Или вообще в церковь перестаёт ходить и приобретает циничность.
Каждое слово - ПРАВДА о нас. Каждое вбитое как гвоздь слово заставляет содрогнуться и ощутить душевную боль.
Это полезна нам, духовно сонным.
Низкий поклон со словами благодарности.
Ну что так просто? молись и все? дайте совет. Батюшка отправил ее к матушке Сепфоре. Через некоторое время прихожанка появляется сияющая: батюшка, спасибо, что отправили меня к матушке Сепфоре, она мне такое сказала. Ну и что она тебе сказала? - спрашивает батюшка. Она сказала: молись.
Слава Богу за все.
Прямо все точки расставили...Очень четко и ясно. Спасибо ещё раз. Спаси и сохрани вас Господь!
Статья прекрасная. Ибо простым, ясным языком дается ответ на вопрос о который "претыкаются" многие люди на протяжении многих столетий. Спасибо, Владыко.