О зле в Церкви

«Дорогой владыка, напишите, пожалуйста, еще на тему НЕправды в Церкви. И о том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину», – с такой просьбой обратилась ко мне одна из посетительниц сайта «Православие.Ru» в комментарии на мою статью «Правда без любви».

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в веригах прп. Иринарха. Иринарховский крестный ход, 2013 г. Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в веригах прп. Иринарха. Иринарховский крестный ход, 2013 г.
    

Напомню: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости

Хочу сразу оговориться: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости. Всем доброжелателям и недоброжелателям, болезненно или же со злорадством воспринимающим сообщения о недостатках, грехах и пороках православных клириков и мирян, напомню филигранно отточенное определение святости Церкви, данное святителем Филаретом Московским в его «Пространном катехизисе»:

«266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ?

Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства.

“Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5: 25–27).

В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Ин. 17: 17–19).

267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ?
Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой».

Вот ответ всем любителям отождествлять достоинство Церкви с недостойностью ее членов. Когда ругают Церковь в лице ее недостойных членов, никогда не попадают в цель: если согрешающий кается, то грехи и беззакония его уже прощены и судить его, кроме Бога, никто не может; а если покаяния нет – то он уже не член Церкви, хотя может именоваться православным и даже состоять в чине монашествующих или в сане священнослужителей вплоть до самых высоких степеней.

Как быть, сталкиваясь с нерадивым служителем Церкви? Ответ простой: не соблазняться!

Но вопрос остается открытым: что делать, когда сталкиваешься с вопиющей недостойностью того, кто по своему званию должен быть самым достойным? Ответ: не соблазняться! Скажете: это невозможно! Отвечу словами Христа-Спасителя: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Помните, по какому поводу сказал Христос Своим ученикам эти слова? – На их изумление строгостью приговора богатому юноше, исполнившему все заповеди, но отказавшемуся пожертвовать своим имением ради следования за Христом (см.: Мф. 19: 16–24). Думается мне, что в понимании этого непростого евангельского отрывка и кроется ответ на наш вопрос.

Рукоположение. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Рукоположение. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    

У евангелиста Марка есть одно важное дополнение, которое я выделю жирным шрифтом: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10: 21). За этим «полюбил его» раскрывается одаренная природа богатого юноши, который был достоин стать одним из учеников Христа. Из уст Спасителя юноша услышал призыв к апостольскому служению: следуй за Мной! Но отказ юноши опечалил и его самого, и Божественного Учителя, и апостолов, в числе которых он мог быть. И на месте этого несостоявшегося апостола оказывается другой – Иуда Искариот.

Сколько у нас, в Православной Церкви, благочестивых мирян, которых Господь звал на служение Себе кого алтарником, кого певчим, кого иноком, а кого просто сторожем или уборщиком в храме, а они отказались? Сколько благоговейных диаконов, которые не хотят брать на себя ответственность священника за людские души? Сколько достойных пресвитеров среди монашествующих, которых Христос позвал на архипастырское апостольское служение, но они сочли себя недостойными столь высокого звания и отреклись от него? И всем им вовсе не надо было отказываться от богатства – а просто от привычной жизни. И после этого мы удивляемся и возмущаемся, что у нас в храмах работают злые тети и подозрительные дяди, поют за деньги неверующие певчие, служат неблагоговейные диаконы и грубые священники, а учат нас жадные и развратные епископы?!

И хотя проблема порочности наших пастырей, а особенно архипастырей специально сильно преувеличена, всё же нельзя полностью ее отрицать. Но всякий раз, когда мы, обмотав указательный палец ворованной фразой «не в осуждение, а в рассуждение», будем обличать очередного «провинившегося», перст Божий будет указывать на нас самих: а не ты ли тот богатый юноша, который отказался когда-то следовать за Мной, а теперь присвоил себе право судить того, кто занял место, предназначенное тебе?

Очень любимый и почитаемый мною святитель Филарет Московский еще в середине XIX века сокрушался, что в Москве половину священников нужно запретить в служении, но тогда служить будет некому. И такая проблема стоит перед каждым архиереем, который разрешает служить или не запрещает в служении клириков, совершивших канонические преступления, не позволяющие им более предстоять у Престола Божия. Когда хорошие, чистые, одаренные отказываются служить алтарю, на их место приходят иуды, чтобы питаться от алтаря. И Сам Христос терпел и покрывал Иуду, призывая его к покаянию. А на гневное предложение Ангелов вырвать плевелы на пшеничном поле отвечает: «Нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13: 24–30).

Кто виноват? – Виноваты мы сами! Благочестивые и умудренные – но отказывающиеся посвятить себя служению в Церкви

О, эти «проклятые вопросы»: «Что делать?» и «Кто виноват?»! – Виноваты мы сами! Интеллигентные, умные, тактичные, гнушаемся работой в церковной лавке и уборку храма, которую преподобный Серафим Саровский ставил выше всех дел человеческих, считаем ниже своего достоинства. Образованные, талантливые, чуткие, заботливые – свои дары скрываем в семейном кругу, боясь обнаружить их в служении Церкви. Нестяжательные, целомудренные, познавшие силу и сладость молитвы и украшенные богословскими знаниями – уступаем дорогу бездарным карьеристам, рвущимся к вершинам церковной иерархии. Если мы не на словах, а на деле хотим, чтобы наша Православная Церковь славилась добродетелями своих клириков, монахов и мирян, будем сами становиться достойными и ревностными клириками и монахами, благочестивыми, неравнодушными мирянами, для которых Церковь не злая мачеха, а родная Мать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Аня 6 июня 2017, 18:08
Спасибо , Владыко,за проповедь, очень мне нужную, спасибо большое!
Наталия Н 6 марта 2017, 09:35
Владыко, спаси Господи! Дай Бог нам всем "образованным, талантливым, чутким, заботливым свои дары" вносить лептой в Торжество Православия! С праздником!!!
Игорь23 января 2016, 21:49
А я в храм прихожу к Господу. Мои отношения с Ним тяжелы, порой невыносимы, они не благодать и не Небесное счастье, это порой душераздирающая боль внутри, это часто ощущение равнодушия Бога и своей ненужности Ему, это часто желание крепко зажмуриться и никогда не открывать глаза, это молитва Ему через "не могу" - настолько тяжело общение пребывающего в абсолютном грехе с Абсолютной Святостью, что мне просто не до праведности или грешности окружающих меня в Церкви. Вы вообще о чем, православные?
Светлана28 ноября 2015, 17:28
Михаилу,31 октября 2015, 01:00 : внимательно прочитала всё, написанное Вами в порыве отчаяния ( так мне показалось) и вспомнила слова одного священника на канале " Спас"- из передачи про со-зависимость. Он честно признался, что сам из семьи, где родные злоупотребляли винопитием, и теперь "выздоравливает" вместе с другими участниками общины. Мне в душу запали такие его слова : пусть человек сначала просто приходит в храм, потом начнёт свечи ставить.Так может и Вам нужно начинать всё по этому совету? Да и нужно-то всего-ничего - не таить в себе всё, перечисленное, и честно ответить, что не готовы ещё к послушаниям. А там - Господь управит!
Светлана25 ноября 2015, 12:10
Дело в том, что в Церковных структурах крайне низкие зарплаты, прожить на которые просто невозможно взрослому самостоятельному человеку (особенно семейному). При всем желании..., но очень сложно выжить.
Поэтому образованные и перспективные трудоустраиваются в другие места (это, конечно, не значит, что в церковных структурах вообще нет образованных, перспективных, культурных, имеющих веру. Они есть, но выживают).
Поэтому призыв идти всем в церковь уборщицами, свечницами и пр. может быть реализован после пересмотра кадровой и зарплатной политики.
Получается, что такую работу могут позволить себе монашествующие, кот.находятся на полном содержании обители.
Иоанн20 ноября 2015, 23:55
О.Димитрий Спаси Вас Господи!
тамара 8 ноября 2015, 01:41
Владыка,Божией помощи Вам в Вашем служении.Многая и долгая лета.
В.Ю. 2 ноября 2015, 23:37
Спаси Господи, Владыка, за статью!
Н.Н.=> Немного покоробила Ваша фраза про недостойное причащение-в Чаше Тело и Кровь Христовы, а кто недостойно причащается,где-то читала, что Ангел забирает Св.Дары, а вкладывает уголь ,который опаляет недостойного...Св.Дары в Чаше...а не хлеб и вино. Простите.
Михаил 2 ноября 2015, 19:20
Спаси Господь за сочувствие, сёстры, помоги и вам Бог. Всё нормально уже, это было искушение, так бывает, найдет как буря, надо было переждать. Помогать я им не буду, но и из церкви не уйду, думаю можно решить вопрос бесконфликтно. Мне тоже молчать нравится, потом же жить легче, в храм же к Богу идёшь, Ему молишься и предстоишь, Он подаёт благодать, несешь её домой и в свою жизнь. Это надо делать молча.
Не зря же говорит - "Мир вашему дому". О мире всего мира, и вообще Господь мира и Свете Тихий.
А не свар, суетни, хлопотни, и пустословия и тем более вражды.
Была же Марфа и Мария. Марфа эта вот и есть те, кто свечки всё тушат, алтарничают, понамарят, убираются и хлопочут.
Каждому своё.
Опять же есть такие храмы, где община как семья, а есть такие, где никакая не семья. Мне вообще семья и не нужна. Я один хочу быть.
Иоанна АБ 1 ноября 2015, 17:11
Михаил, никто не обязывает вас ходить именно в этот храм, если душа не лежит. Ходите в другой, а ещё лучше - в монастырь, там никто не помешает вам спокойно молиться.
Насчёт помощи - так Господу нужна свободная, добровольная жертва, а не из-под палки.
Вы можете, конечно, уйти из Церкви, но подумайте сами: Церковь-то без нас проживёт, а вот мы - обойдёмся ли без Бога и без Церкви? Всё равно рано или поздно вернёмся, только с ещё бОльшим грузом грехов.
Да поможет вам Господь, Михаил! Не унывайте!
Марина 1 ноября 2015, 15:02
Михаил,вы это серьезно?))
В храм молиться ходят,
а когда начинаются,как вы думаете,искушения в храме, всегда можно сказать " Простите,нет". И ходите молиться как ходили.
Е.Славина31 октября 2015, 23:54
Михаилу 2015-10-31

Я Вас понимаю. И меня взяли тепленькую, прямо на панихиде.
Правда, они мне все очень нравились, но я хотела молчать. Если честно, они не мешали мне чистить подсвечники молча. Но я все равно ушла; через полгода; в другой храм.
НН31 октября 2015, 19:40
Михаил:
..."А если молитвы у Бога не считаются, а надо кирпичи тягать и свечки тушить, то я блудить пойду".

Назло кому? Не забудьте благословения попросить - вот если благословят - тогда непременно идите!
Роман31 октября 2015, 04:55
красиво и правильно. мы сами во всем виноваты.
Михаил31 октября 2015, 01:18
У меня вот прямо сейчас стоит такая проблема и я в отчаянии.
Я не хочу помогать в церкви, хочу просто молится, но меня просят помогать, а я знаю, что там будут такие искушения, которых я не понесу. И я впал в уныние, отчаяние, думаю начать грешить и зажить как жил раньше, потому что нет смысла... Ходить в храм я не смогу теперь, да и вера пропадает от таких соблазнов.
Чо им, жалко было мне дать возможность три часа в неделю постоять, помолится? Я же и деньги давал за записочки и просто так. Зачем ещё это тушение свечечек, уборки, алтарничество и прочее, чего я ОЧЕНЬ не хочу делать? А теперь вот, я юноша богатый, да, погибну.
Ну и что. Сам Бог и виноват. Зачем грузить меня такими грузами?
Зачем я вообще подвизался? Чтоб меня бабки и попы "заметили" и поставили себе на службу типа "во Славу Божию" пошуршать там, "помочь"? А ничо что я СВОЮ душу спасаю и бабкам и батькАм ничего не должен? Я же у них ничего не просил. Значит и давать ничего не нужно. Да и просто не нравятся они мне.
И такой плен, вот раз я отказываюсь, значит Иуде дал место и вообще сын погибели. Это же плен. Кстати, я и отказываюсь не без причины, да только кого волнуют мои проблемы?
А если молитвы у Бога не считаются, а надо кирпичи тягать и свечки тушить, то я блудить пойду.
Н.А.30 октября 2015, 21:25
...Про монастыри есть такое благочестивое мнение: туда идут не для того, чтобы там жить, а чтобы поскорее отойти ко Господу.
Светлана30 октября 2015, 08:34
Согласна с Иваном. Надо понимать, что значит осуждение. Не осуждать и не замечать неправду - разные вещи. Скажу крамолу, но по моему, прихожанин вообще может сказать священнику, что тот не прав. Вот именно лично священнику, а уж потом писать с приходом письма Архиереям. Как отреагирует батюшка- это другой вопрос. Если священник готов слышать только елейно-подхалимные песнопения в свой адрес и абсолютно не приемлет критики, мне его жаль и жаль прихожан.
Павел Пушкарев30 октября 2015, 08:13
Очень интересная статья!!
Анатолий29 октября 2015, 22:42
Кто рукополагает недостойных тот и будет отвечать. Раньше силой хватали и вели к рукоположению, если знали, что это достойный человек. Поэтому раньше не только уклонялись, но и сбегали. Потому что после того как уклонились, к ним шли чтобы схватить. А если хватают достойного для рукоположения, то он заявление писать не будет, а покорится. Так что дорогие архиереи, возрождайте древнюю практику:)
Артамонова Алена29 октября 2015, 09:39
Быть, а не казаться!
«Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую,
не по прошлому ностальгию,
ностальгию по НАСТОЯЩЕМУ!
А. Вознесенский
Не надо Мир менять –
Ведь это в Божьей доле!
Начни с себя:
Покинь эрзац-реальность,
Не имитируй жизнь – живи!
Используй, наконец, свободу воли!
Твори Добро и ошибайся,
Греши и плач,
Прощай и кайся!
А главное Любить!
С Любовью жить и от Любви не отрекаться!
Быть НАСТОЯЩИМ и Счастливым быть!
Быть, а не казаться!

Владимир29 октября 2015, 09:12
Спаси Христос!
р.Б.Иулия29 октября 2015, 03:04
Слава Богу!
Благодарю, Вас, владыка Питирим, за замечательную проповедь! Всё так.

В церковь мы ходим ради встречи с Христом, а не ради нашего духовного просветления, роста, и т.д...

Если Христос - центр, основа нашей жизни, то грехи других для нас малозаметны, зато наши выходят на первый план. Читайте статью на этом сайте архим.Андрея (Конаноса) "Безумие нашего времени". Может быть, что-то, да прояснится.

Помоги нам всем Бог!
Николай29 октября 2015, 01:48
Прекрасная статья по сути, проясняющая многие недоумения! Одновременно она вызывает вопрос: а не может ли все быть еще проще: наши проблемы от того, что мы не выполняем свой долг на том поприще, на котором оказались. Миряне на своем, а священноначалие на своем. Правда с кого больше спрос- с неправильных пчел или с пастырей народа? С отцов семейств или детей и женщин... Призывая к решительности мирян, не долг ли священноначалия показать таковую в том, что больно ранит всех и объяснить по отечески недоумения малых своих?
о. Димитрий29 октября 2015, 01:32
Скажу вам, мои дорогие, что я решил служить Господу после 30, имея четверых детей, живя в Москве. Я просил Его указать мне дальнейший путь. И это случилось. Я продал квартиру в Москве и переехал в провинциальный город c численностью населения около 25.000. И моя жизнь полностью изменилась. Шел служить алтарником, а случилось так, что стал священником. Я не о чем не жалею, хотя временами бывает устаю от пастырских дел. Дома иногда не бываю целый день. Ты перестаешь принадлежать семье. У каждого свой крест,кто на что призван. Но служение Богу у престола не заменить ни чем, ничего нет лучше как каждодневно служить Господу и помогать людям словом и делом. И как горько бывает, когда видишь погибающих людей от своей непримиримости, гордости, тщеславия, самолюбия. Вы все сказали правильно и точно изложили ситуацию в Церкви. Мы все едины и, если хотим, чтобы к нам относились подобающе, то сами должны поступать так с другими и вести жизнь свою по Евангельским заповедям. На земле нет никого без греха! Спаси вас Господи! Ангела вам хранителя!
olga29 октября 2015, 01:19
Я по своему непроходимому невежеству и лени, учусь с Помощью Божией гнать безполезное осуждение. И вот, как то ангел-хранитель меня наставил.Как с "этим" бороться. Нужно в каждого человека, смотреть как в зеркало. А именно: то, что нас больше всего раздражает в других, есть в нас.Только к нам "это" приросло и мы "это" попросту не замечаем.То, с чем внутренне никак не можем смириться, то, что болит и кровоточит видя у других - это и есть наш грех в чистом виде; наглядное пособие. ГОСПОДЬ показывает тебе, тебя самого. Садишься- думаешь- каешься- идешь- исповедуешься.И здесь, необходимо немного рассуждения и творческого молитвенного настроя.И полного доверия БОГУ.Ибо ОН о нас печется, а мы о себе нет. И ещё важно расставить правильно, вектор знаков припоминания.
Переиначив немного крылатое выражение, получилось;Священник- тоже человек!(шутка)Без любви даже растения чахнут, а что уж говорить о человеке.Без любви прихожан чахнет священник, без любви священника чахнут люди.Церковь, как правильно уже было прокомментировано это-"не патриарх и не колокольня"; это-мы с вами .Усиливаемся мы - усиливается церковь.БОГОМ не получиться "руководить" - ЕГО - можно потерять.Навсегда.
Андрей29 октября 2015, 00:12
Спасибо Владыка за статью. Тоже самое и во многих православных "цивилизованных" семьях (малой церкви), 1 ребенок поднимем, 2-го сложно, 3 - в настоящее время очень сложно , а 4 и более не в наше время, нету времени воспитывать, вместе работать по дому, учить уроки. Все позже, не сегодня.
И получается что в православных семьях детей мало, а в стране колоссальный процент детского алкоголизма, наркомании, бродяжничества, разбоем и грабежей несовершеннолетними. И кто в этом виноват НЕ МЫ, а "те так сказать родители", у которых детей по 3-9 чел., постоянно без присмотра и воспитания.
Надо самим перестать себя жалеть, призвал Господь к послушанию, все сделай но выполни.
Фотина28 октября 2015, 22:04
«Несвятые святые» и другие рассказы - Архимандрит Тихон (Шевкунов)"О глупых горожанах"
"...— Господи, ну почему именно к нам Ты послал такое чудовище?
Молиться они как следует не умели, но все же после их долгих воплей Господь явился одному горожанину и ответил: «Искал для вас хуже, но не нашел!»
К28 октября 2015, 21:04
Спаси Господь!
НН28 октября 2015, 20:46
Катя:
"Церковь это не только духовенство. Это духовенство плюс миряне. Мы ВСЕ церковь и все за неё отвечаем. Да, может быть и можно причаститься и исповедаться у любого священника. Проблема в другом: духовного руководства не будет, а людям оно нужно".

Катя, проблема не в том, что не будет ДУХОВНОГО руководства потому, что священники "недостойные"; а в том, что мы не способны или не хотим выполнять то, что нам говорит священник НА ИСПОВЕДИ. Согласитесь, что ни один из "самых недостойных" не учит нас плохому. Так вот и давайте поступать так, как они ("недостойные") говорят нам (ещё раз подчеркну:НА ИСПОВЕДИ), и не поступать так, как нам не нравится (так, как поступают они, "недостойные").
На само деле всё довольно просто, если четко сознавать, за чем мы пришли в храм. Простите!
Ирина28 октября 2015, 20:07
Конечно, все мы понимаем, что Церковь - это не храмы, не организация, а сообщество людей,объединенных любовью ко Христу, Который и является Главой этой Церкви. Фактически, это одна большая семья. Но, скажите, если один из членов этой семьи плох, неправильно себя ведет, является ли это поводом не любить его, осуждать или даже отторгать? Представьте, ваш брат пошел по кривой дорожке, что же вы - скажете: не хочу такого брата, пусть убирается! Вот я такой хороший, правильный, а этот только соблазняет меня. Так и растеряем всю семью, как бы одному не остаться, такому благообразному и правильному. Плохая у вас семья, не нравится вам? Какая есть. Поверьте, если мы сами попытаемся измениться к лучшему, и люди вокруг нас будут меняться, даже и священники. Не надо только никого учить и никого осуждать. Ведь борьба за души идет страшная, с каждым днем все более ожесточенная. И главная цель врага - разъединить людей, настроить друг против друга, вызвать осуждение и отторжение. Зачем же на это вестись? Не лучше ли сказать : а мне что за дело до чужих грехов? Слава Богу, Церковь жива и мы имеем возможность причащаться. Это великое счастье! А Церковь жива до тех пор, пока есть хотя бы двое верующих и Христос посреди них.
Валерий28 октября 2015, 19:23
Ваша статья, владыка, это призыв о помощи?
Андрей28 октября 2015, 17:55
Да, тема болезненная, только не видно, на самом деле чтобы работал Церковный Суд. Сколько заявлений было отправлено о нарушениях против веры и Церкви, и "ни ответа ни привета"... наверное потому что Церковь большая, а епископов мало.... и еще очень важно, что в связи с тем, что не рассматриваются заявления в Церковный Суд, за исключением кажется Вашего Владыка, в связи с этим болезнь растет и расширяется...

Корнилий28 октября 2015, 16:56
Когда народ стремился увидеть Христа то обратились к апостолам Филипу и Андрею Ев.от Иоана 12 гл., а могли-бы обратиться и к Иуде и он тоже подвёл-бы их ко Христу,хотя и считал это и не нужным.И апостолы Пётр и Иоанн когда узнали кто предатель ни чего не предприняли, этим показано как и мы должны относиться к современным иудам в церкви,потому что они были, есть и будут. А проблема что нет духовников надуманная,их предостаточно и хороших, хотя и нужно потрудиться чтобы найти,как и вино где возьмёшь хорошего на столько народу.
Питирим Творогов28 октября 2015, 16:01
Ответ К. В описанной Вами ситуации благоразумно было бы согласиться прислуживать алтарником по воскресным и праздничным дням. В нашей Церкви немало бизнесменов и высокопоставленных чиновников этим спасаются на удивление и восхищение прихожан. В этом мощный миссионерский посыл - когда известные люди открыто и бескорыстно служат Церкви.
Катя28 октября 2015, 14:52
Братья и сестры! На эту тему есть отличная статья Архиепископа Аверкия Таушева "Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение". Там и про зло и про осуждение. Заслуживает по крайней мере повода, чтобы задуматься.

Церковь это не только духовенство. Это духовенство плюс миряне. Мы ВСЕ церковь и все за неё отвечаем. Да, может быть и можно причаститься и исповедаться у любого священника. Проблема в другом: духовного руководства не будет, а людям оно нужно.
НН28 октября 2015, 12:18
Иван:

НН:"Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике!"

А вы слышали, что если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму? Упадут оба, а не один только ведущий. Так, может, всё таки надо соображать за кем вы идёте?

Соображать обязательно надо! Меня учили идти за Богом, и ТОЛЬКО за ним. Тогда мы не будем "натыкаться" на слепых. Мне, например, совсем не интересно, чем и как грешат священники (это правда!), так как нужно от них только одно: чтобы у меня приняли исповедь, отпустили грехи и Причастили. Всё. Я не обращаю внимания на то, какая рука даёт мне испить чистой, живой воды из золотого ковша, просто я верю, что испив этой воды - не умру от жажды. Вот и всё. Может, не стоило так откровенничать... Простите!
А кто из нас прав - Господь рассудит. Я не знаю.
Людмила28 октября 2015, 12:11
Спасибо и за статью, и за комментарии: очень содержательны. К сожалению, приходится иногда «объясняться» с невоцерковленными или мало воцерковленными знакомыми по поводу священников и прихожан. По моему опыту могу сказать, что претензии не всегда конкретны, а гипотетические, скорей всего, а часто просто на уровне сплетни. В таких случаях очень помогает меткое выражение митрополита Филарета (Вахромеева): «Должна быть презумпция благородства, а не низости».
В наших краях жил чудный молитвенник схиигумен Серафим ( 2010). Рассказывая о своих молодых годах до иночества, а это советские 50-60-е годы, на замечания в порядке атеистических воспитательных мер, когда ему в качестве аргументов говорили: « Чего ты ходишь в церковь? Там поп такой-то и делает то-то», он отвечал: «Я в Церковь хожу к Богу, а не к священнику. Службу священник совершает по уставу. Остальное неважно». И добавил: «Следить нужно за собой, а не за другими».
Мария 28 октября 2015, 12:07
И еще, не вина интеллигенции – хамство и цинизм карьеристов на церковной лестнице, которые меняются в зависимости от присутствия или отсутствия руководства. Человек попадает в эту систему с искренним желанием послужить Церкви своими знаниями, работает, но через несколько месяцев иногда бывает вынужден уйти, чтобы сберечь совесть. К кому вопросы?

Осмелюсь заметить, не вина интеллигенции и недобросовестность в отношении условий трудовых соглашений (которые оказываются иногда фиктивными) в структурах, заявляющих себя как «православные», нечестность и открытое «предпринимательство» за счет Церкви, конфликты и запредельные методы «борьбы».

Владыка, люди видят все это, и тех, кто столкнулись с ситуацией бесправия, а точнее «одностороннего права» – права сильного со всеми вытекающими…трудно убедить в обратном.

Когда встречаешь противоположное – равно доброжелательное отношение к пастве архиерея, христианское отношение на работе, искренне служение священника, радуешься этому потому, что к сожалению, уже есть с чем сравнить.

Простите.
Мария 28 октября 2015, 12:04
Мне хотелось бы, чтобы Вы увидели другую сторону медали. Вы
пишете о том, что интеллигенция чурается физической работы, или бежит от послушаний? – Это не так. Мне приходилось видеть рафинированных дам, усердно половших монастырские огороды, мывших полы и до темноты работавших в трапезной для паломников.

Но приходилось видеть и то, что обычно сокрыто. Например, инокиню – бывшую учительницу, на костылях, часами разговаривавшую сама с собой. Знаете почему? – В монастыре при ее хрупкой конституции ей дали послушание на коровнике, и спать ей приходилось по 3 – 4 часа в сутки без отдыха, без перемены послушания. Через три года суставы отказали, психика сдала. Кто несет ответственность за этого человека, покинувшего монастырь в состоянии физического разлома? А у нее мать-старуха.

Я сама в свое время не понесла монастырской нагрузки из-за болезней, и не осуждаю тех, кто по тем же причинам покинули монастырь. А образованных людей иногда, к сожалению, намеренно «смиряют», не сообразуясь с их физическими силами, и вынуждают уйти.
Мария 28 октября 2015, 12:02
Людмиле: извините, но отзывы типа: «Не в бровь, а в глаз» побуждают переспросить: «В чей глаз, за что и от кого?»

Владыка, спасибо Вам за искреннее внимание к той непростой ситуации, которая складывается в Церкви, и которая не может не волновать. Неравнодушие – это уже много. Но, все же, ваша статья вызывает неоднозначное чувство.

Странно выглядит противопоставление одной части паствы – другой. В Русской Православной Церкви служит и трудится немало образованных интеллигентных людей, и трудится на разных послушаниях: от архиереев – до уборщиц в храме.

Однако это не снимает остроты проблем для тех людей, которые столкнулись, или сталкиваются с безобразиями в Церкви. И я осмелюсь не согласиться с Вами – это не вина интеллигенции, это ее беда.
Yury Pogorelov28 октября 2015, 11:48
Все-таки непонятно зачем разрешать служить неподобающим священникам. Нам нужно количество, а не качество? Для чего? Кто обязывает епископа терпеть правонарушителей? Может если бы свт. Филарет запретил половину священников и революции бы не было.
Не надо никого призывать в храм, если там хороший священник, люди сами к нему идут. Нет недостатка ни в чтецах, ни в алтарниках. В умных, образованных. И храм убирают и работают по 8 часов в нем, а в понедельник идут на работу.
Обратное влияние, думаю, редко встречается. Нормальный прихожанин или служитель,не будет спорить со священником, увещать его, ведь все у нас знают, что это неблагочестиво. Если ситуация для человека становится невыносимой, он просто уходит в другой храм. О каком влиянии снизу можно говорить?

P.S.
Еще непонятно противопоставление богатого юноши и Иуды. К моменту встречи с юношей Иуда был уже избран в апостолы. А юноше было предложено оставить богатство чтобы быть совершенным. Это разные ситуации.

Лариса28 октября 2015, 11:13
Дорогой владыка, благодарю за ответ и внимание к моему вопросу.
Тот, кто трудится/трудился в Церкви (в храме ли, в церковной структуре), поймет и горечь вопроса и боль ответа.
Очень важно, когда вещи называют своими именами, а не замазывают благочестивейшими фразами.
Еще раз благодарю за искренность и жду Ваших публикаций.
Гость28 октября 2015, 11:05
Иногда бывает, что грубое отношение, зло в церкви, отбивает всякое желание ходить в храм, не только людям, которые искренне тянулись к церкви, но и тем, кто там уже оказался. Легко сказать - не соблазняйтесь. Покажите хорошие примеры тогда, покажите хороших, добрых, благочестивых пастырей, покажите и окажите любовь к этим бедным людям, тогда можно будет уже говорить о том, что виноваты миряне. Если не встречаешь христианской любви, не видишь примеров, каким образом можно ей научиться?
Корнилий28 октября 2015, 09:27
Екатирине от 2015-10-27
20:00 Конечно церковь разве можно с чем нибудь сравнить,а я-же пытался дать вам понять что в церковь приходят спасти свою душу,а не для того чтобы кого то исправить,потому что глава у церкви Христос и Он видит и знает всё не меньше чем мы с вами.Внешне можно быть православным,а в душе протестантом.
К28 октября 2015, 08:40
Отец-владыка, спасибо, что появились на этом сайте. Бесспорно все сказанное.
Ответьте, если найдете возможность, на частный вопрос:
Вот я отказался, когда звали алтарником ( отчасти стеснялся, отчасти не счел себя достойным алтаря ( не отговорка), отчасти чтоб не вводить людей в соблазн ибо успешные бизнесмены, в алтаре многих раздражают)- не Москва, все всех знают.
Перед тем были благословения идти в семинарию, немного учебы, сомнения, а в последствии благословение отказаться от этого пути.
Не было внутреннего расположения, уверенности как то - не совсем мое, возраст, грехи, страсти, работа кто-то от тебя зависит, вспомнились другие цитаты "оставайся там в чем был призван" и т.п.

Это - однозначно грех или возможно такой Промысел? Каяться?





Юлия Куликова28 октября 2015, 07:34
Очень глубоко и точно
Darina28 октября 2015, 01:28
Братья и сестры! Как бывший учитель словесности, владыко сегодня дал урок, а контрольная будет через неделю. На 3 ноября выпадает Лк.,47зач.,IX,44-50 [Апостолы видели человека, именем Иисуса изгоняющего бесов, и запретили ему]. На это чтение есть толкование блж. Феофилакта Болгарского: "Итак, Иоанн побоялся того, не гордо ли он поступил, запретив тому человеку...потому, что считали его недостойным творить чудеса..., он вовсе не следовал за Иисусом. Что же Господь? "Оставьте, - говорит, - его делать это; ибо и он сокрушает силу сатаны..." Подивись, пожалуй, и силе имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми. Таким же образом и через священников, хотя бы они были и недостойны, благодать действует, и все освящаются, хотя бы священник был и не чист."
конец шпаргалки
Анатолий Подсевак28 октября 2015, 00:17
Спасибо!
Арина28 октября 2015, 00:15
А может, когда не запрещают в служении клириков, совершивших канонические преступления, не позволяющие им более предстоять у Престола Божия, оказывают этим клирикам медвежью услугу? Может лучше с них здесь архиеерей спросит пока не поздно?
Сергей Соколов27 октября 2015, 22:45
Вообще грех очень сложно победить (по себе знаю - это вообще самое сложное в нашей жизни, так у меня лично большая гордость (гордыня) и Христа очень сложно привлечь к исправлению из-за этого). А что Вы хотите от священников у которых куча обязанностей - когда им бороться со своими слабостями. Их надо пожалеть и помолится за них (я лично сейчас на том этапе когда не молюсь, а окрещаю их руками). Может быть дело исправления у них будет как-то побыстрее. Аминь.
Николай27 октября 2015, 22:30
А мне в таком случае другая фраза из Евангелие вспоминается:
"слушайте их, но по их делам не поступайте".

Статья же написана больше в стиле "сам дурак" и по шаблону 2-х правил:
1 правило - священнослужитель всегда прав
2 правило - если священнослужитель не прав, то смотри правило №1.

Неужели автор в действительности считает, что, если Иуду одеть в священническое облачение, то он автоматически станет членом Святой Церкви, и которого никто не будет имеет право назвать вором или гомиком?
Сергий.27 октября 2015, 21:42
Заметил,что строже всех судят те кто сам далек от Церкви.Они точно знают,что дорогой автомобиль не положено батюшке,какие жилищные условия можно иметь,возмущаются "тарифами"за требы.Как то Паисий Святогорец одной такой "небезразличной" сказал:батюшек к нам не на парашутах сбрасывают,а вот какого сына родишь и воспитаешь ты с такими ногтями?
Елена27 октября 2015, 21:33
Владыка, Питирим! Благодарю Вас за Ваши статьи. Будем считать, что я знакома с Вами с 2013 года, мы вместе шествовали на Иринарховском крестном ходе, и даже такая фотография, которая опубликована сейчас на сайте есть у меня в моем домашнем архиве, как, впрочем, много других привлекательных фото. Сожалею о том, что тогда не приобрела Вашу книгу, сейчас названия не вспомню. У меня для Вас была одна семейная история, но из-за символов в комментариях пришлось её вырезать. Хочу отметить, что нашим семейным покровителем вот уже на протяжении 100 лет был Святитель ПИТИРИМ, епископ Тамбовский! И когда летом 2013 года я впервые узнала о Вас,поняла, что в этом присутствует какая-то тонкая, едва уловимая связь. С тех пор Вы прочно укоренились в моем сознании, и уже являетесь человеком не столь мне чужим. Спасибо, что Вы есть! И как можно приобрести книги, написанные Вами. С уважением и наилучшими пожеланиями,
Надежда27 октября 2015, 20:47
Хорошая статья. Только на нее нужно смотреть всем, а не только тем, кто советует какими мы должны быть. Сделай сначала сам, и твоему примеру последуют остальные.
Владимир27 октября 2015, 20:32
Стать священником ни кто не предлагал, а если бы сам захотел, то ни кто бы не позволил. В остальном - мыл, тёр, подметал, строил, копал, закапывал, красил, стеклил, алтарничал, продавал свечки, звонил, даже сажал цветы. Не жалел ни денег ни времени и вот теперь оказывается, что я виноват в том,что в церкви есть, к примеру, такой мерзкий порок, о котором говорит отец Андрей Кураев.
Я много не хочу. Не было бы среди пастырей, учителей, наставников, отцов и владык слишком мерзких извращений и слишком большого стяжательства. Каноны позволяют решать эти вопросы. Но это должны быть ваши решения. Сваливать ответственность на мирян...тут мягко и не скажешь.

Согласен с Иваном, "слепой ведёт слепого" это ни кто не вспоминает, а только одно; "не суди".

"что делать, когда сталкиваешься с вопиющей недостойностью того, кто по своему званию должен быть самым достойным? Ответ: не соблазняться!" Я думаю, просто искать достойного.
Ольга27 октября 2015, 20:16
Один батюшка, комментируя мой рассказ о "нехорошем" священнике, который накричал на прихожанку, подходящую к Святой Чаше (хотя она ничем не провинилась, просто подошла смиренно опустив голову и не открыла рот широко), сказал: "Не в батюшке причина - враг всячески хочет нас отвести от Бога,а от Причастия - и подавно. Не поддавайтесь, а то, что бесы могут искусить и священника - так это часто встречается. Просите у Бога прощения и милости".
Кто мы, чтобы судить кого-то, даже если этот кто-то и поступает неправильно, со всех точек зрения?
Отцу Питириму - огромное спасибо за ещё одну очень нужную статью!
Катя27 октября 2015, 20:00
Всё правильно Вы сказали, Иван и Игорь. Ещё можно вспомнить, что Господь обещает извергнуть из уст Своих церковь последних дней (и стоит вспомнить за что).

Одно дело чьё-то пьянство или что подобное. И совсем другое, когда ещё неокрепших в вере близких приходится на время проповеди высылать из храма.

А пример с купившим диплом врачом некорректный. Во-первых, в другую деревню могу съездить, а во-вторых Церковь - не магазин и не бюро ритуальных услуг, куда только за услугами и нужно приходить.

Да, другая Катя, соглашусь в Вами. Для нас сейчас как никогда важна надежда на Бога и преданность Ему. Господь многое открывает, но без духовного руководства бывает тяжело. Об этом ещё Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал.

Н.А.27 октября 2015, 19:55
Запомнились слова двух добрых батюшек, очень молитвенных и любимых народом. О преткновении кого-то из священников: значит, плохо за него молились (его паства). О том, что "хочется правды": правда будет на Небе.

Православному народу известно, что, если на женщину нападает один бес, то на мужчину - семь, а на священника - все сорок.

Про служение Господу. В каком звании (статусе, месте и т.д.) призваны люди, в том обычно и служат. (Человек уверовал в Бога и продолжает трудиться на своей работе, жить в своей семье, но жизнь его с этого момента наполняется новым смыслом - служения Богу). Если кто-то почувствовал особый (по качеству, силе, убедительности, внутренний или внешний) призыв к конкретному действию (к принятию монашества, к участию в уборке храма), он последует ему, просто не сможет поступить по-другому. В порядке самовыдвижения верующие люди вряд ли пойдут занимать значимые в церковной институции и в обществе места (справедливо считая себя недостойными), другое дело за послушание. Надо, чтобы достойных увидели сверху и выдвинули. Послушный - не откажется...



Иван27 октября 2015, 19:52
Александру 2015-10-27 19:02

Для начала надо разобраться, что такое осуждение. Осуждение будет, когда я про живого человека скажу, что он попадёт в ад, или скажу, что он недостоин рая. Осуждение — это замена Страшного Суда Божиего своим судом.
Но назвать, например, вора вором — это не осуждение. Апостол Иоанн так Иуду назвал. Это осуждение, по-вашему?

Вы вообще не против гражданских судов, в которых судят преступников? Там же судят!

Так вот рассудительность — это добродетель. Человек каждый сам отвечает за своё спасение, поэтому должен отличать волков от овец.

Ирина27 октября 2015, 19:15
Очень хорошо о. Павел Великанов сказал в своей беседе о Православии- light. "Недостатки членов Церкви отнюдь не повод для осуждения а всего лишь повод для нашей личной ответствнности за наше бытие в Церкви и того что мы можем для нее сделать." В Церкви очень многое зависит буквально от каждого человека.
Спасибо,владыка.
Александр27 октября 2015, 19:02
Иван, о слепых все слышали, но приводя здесь эти слова, вы, мне кажется, не совсем отдаете себе отчет в том, кто это сказал и кто поставил диагноз слепым. Нам же грешим предписано не судить не то что священников, но братий наших.

Спаси Господи владыку Питирима на хорошее наставление! Очень это актуально в наше время, кода постоянно ведутся нападки на церковь и ее служителей.
Виталий Митропольский27 октября 2015, 18:44
Очень хорошая статья Владыки Питирима!

Начать с себя всегда трудно. Легче судить других.

Спаси, Господи!

Слава Богу за все!
Иван27 октября 2015, 17:49

НН:"Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике!"

А вы слышали, что если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму? Упадут оба, а не один только ведущий. Так, может, всё таки надо соображать за кем вы идёте?
А если священник проповедует ересь, то вы предлагаете не отличать ересь от истины?

Иуда Искариот был вообще апостолом. И апостолом поставил его Сам Христос. Что же тогда, по-вашему, в Церкви критикуют Иуду? По-вашему, надо бы молчать.
НН27 октября 2015, 17:05
Соня:
"Ответ, конечно, очень хорош, миряне виноваты сами, что у них недостойное духовенство.
Но он совсем не подходит в том случае, когда его задал бы добрый священник о недостойном епископе, или любой из церковнослужителей"....

Это четкий ответ на конкретный вопрос. Нам, мирянам. А священнослужители не должны на сайте в инете решать свои проблемы, нет? И нам, мирянам, совсем не обязательно и даже вредно совать свой нос не в свои дела - точно без нас разберутся.

"Всё равно, душа жаждет справедливости и правды, прежде всего в Церкви, и когда не находит - трудно утолить эту жажду рассуждениями, что сами виноваты".

Согласна: трудно. Но надо! А если с нами Господь поступит по справедливости,а не "по великой Своей милости" - то что же с нами будет?! Подумать страшно. Если, конечно, не считать, что я-то хорошая, почти безгрешная, а вот в Церкви... все хуже меня, а священнослужители - особенно плохие. (Может, "Господь искал именно для нас пастырей ещё хуже - да не нашел!"). Помощи Божией всем нам и вразумления. Простите!
Катя27 октября 2015, 16:54
Спасибо за статью, владыко!
Кате: "а бедный люд мечется в поисках старцев, надеясь, что хоть они-то по-настоящему достойные". Я тоже была в числе этого "бедного люда", но как только перестала искать старцев, а стала искать Бога, все потихоньку приходит на свои места. Слава Богу за все!
Георгий27 октября 2015, 16:12
Ответ церковноначалия очень правильный и мудрый - не суди и не судим будешь, Бог всем судья. Тот кто ищет в церкви Бога, тот Его в ней обязательно обрящет. И батюшку хорошего встетит и в приход хороший вольется. А кто ищет только удовлетворение свих личных треб - покрестить да освятить, тому не стоит удивляться, что им и попадаются "бизнесмены" и проч.

А что касается послужить, тот тут я считаю, что если Богу угодно, Он сам тебя призовет и в то время, когда это для тебя будет самым полезным. Вспомнить хотя бы прп. Сергия, когда он рвался в монашество, а его родители не благословляли до времени. Может перегорел бы по молодости, а так стал игуменом земли Русской, да и от московской кафедры в последствии, кстати отказался.
Корнилий27 октября 2015, 16:01
Екатерине от 11:06. Такое чувство что вы смотрите и не видите о чём пишет владыко.Сравните церковь хотя бы с медициной, скажем живёте вы в глухом краю и стало плохо у вас со здоровьем,а вы знаете что врач в деревне вечно пьян и диплом купил за барана,посмотрите в интернете симптомы болезни и всё равно пойдёте к нему, хотя бы за лекарством,а может и совет даст какой-не какой, всё равно опыт есть. ведь не закрывать-же из-за него больницу. и лекарство из-за того что он вам их даст силу свою не потеряют.
Вера27 октября 2015, 14:12
Церковь свята, мы любим Церковь и Православную веру и,помня завещание святителя Марка Эфесского, не позволим разрушать это сокровище даже священноначалию. Пользуясь вашим призывом быть неравнодушными, сообщаем: в центре Санкт-Петербурга в недавно освященном храме Феодоровской иконы Божией Матери открыто служат обновленцы и гордятся своим "подвигом". Литургию в будние дни служат в переводе на русский язык, вечерни и утрени вообще не служат, частицы по запискам вынимают по субботам и приглашают верующих постоять у жертвенника и почитать имена, иногда служат вечерню древним чином с "размышлением в молчании", в некоторые праздники - литургии ап. Иакова и ап. Марка (все отражено и на их сайте в интернете). За всем этим видна поразительная безграмотность священства и настоятеля, который морочит голову верующим и скрывает от них богатство нашего богослужения. Как могут верующие после такой каши полюбить церковные службы? Государство же вправе спросить: мы восстанавливали храм в честь 300-летия Дома Романовых, чтобы вы отдали его обновленцам?
Мария27 октября 2015, 14:10
Замечательно!
Татиана27 октября 2015, 14:10
Хорошая статья, спасибо за ответ Владыке Питириму.
НН"НИКОГДА НЕ судить о священнике"
Полностью согласна. Что Церковь была, есть и будет святой - надо помнить постоянно и самим стремиться к святости путем побед и поражений. И так всю жизнь. Высшее предназначение христианина - видеть и знать в каком извращенном грехом мире мы живем, но быть выше этого.
Сергей27 октября 2015, 14:05
Пару слов из своего личного опыта. Внутренняя приходская жизнь полна искушений. И перед тем как нырять в неё, задайте себе вопрос:"А я понесу, то что узнаю о внутренней жизни храма? Я смогу любовью покрыть немощи моих ближних?" Я не могу.
Я прихожу в храм где служба идёт по уставу-канонически. Я исповедуюсь так, как настроен священник. Если можно затронуть событие, связанное с грехом, то затрагиваю. Если мне в спину дышит народ, опасающийся не успеть исповедоваться, а батюшка нервничает - перечисляю грехи.
Духовные законы также незыблемы, как закон тяготения. Исповедуешься искренне - получишь помощь от Бога через ЛЮБОГО священника.
Когда храму нужна помощь в уборке или других делах, то делаю это с радостью и воспринимаю такие просьбы как Милость Божию.
НО! Я не перехожу границу, когда знаю , что "внутренняя информация" меня смутит.
А для тех кто решил, что всё понесёт напомню (не дословно):" Собрался работать Господеви - уготови сердце свое ко искушению".
Оксана27 октября 2015, 13:21
"Христианство - это не про то, какими должны быть окружающие тебя люди. Христианство - это про то, каким должен быть ты, независимо от того, какие люди тебя окружают".

Протоиерей Димитрий Смирнов
Ксения27 октября 2015, 13:03
Спасибо вам, Владыка, за доброе наставление.
Elena Gromova27 октября 2015, 12:56
Анна! Вы спрашиваете, что же делать?
Может быть, ответ Вы найдете, прочитав притчу.
Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Павел27 октября 2015, 12:45
Мирянину проще сохранять трезвение , чем священнику : батюшек окружает лесть и плотская привязанность прихожан с подарками ,расспросами , с притворной глупостью и притворным смирением . Доктор оказывается в самой гуще духовной заразы .А его рукоположили в 25 лет .Подготовка пастыря должна быть не только теоретической , не за пятерки по музыке и истории Церкви , а за благочестие и любомудрие надо рукополагать тех ,кто уже отличился в послушаниях на благо церкви .
р.Б.Виктор27 октября 2015, 12:33
Титу Лобановскому-не ерничайте! Пойдите потрудитесь в храме тогда поймете,что это такое. Игорю-очень жаль,что Вам встречались такие служители,о которых пишете,а в храм ходят для молитвы ,а не "разглядывать "кто в чем грешен.Прежде загляните в себя, ведь у "чистого все чисто..." Владыку Питирима благодарю за хорошее вразумление,кто хочет понять,тот поймет,а кому это понимание не дано,тот будет выискивать к чему бы придраться .
Анна27 октября 2015, 12:31
А если священника обвиняют в очень страшном преступлении, что делать тогда?
Расскажешь другим - бросишь тень на Церковь (и всегда остается надежда, что ну вдруг ошибка, не расскажешь - человек может очень сильно навредить другим...
У меня нет ответа, может посоветуете что делать в такой ситуации?
НН27 октября 2015, 12:29
Спасибо владыке Питириму за проповедь-ответ.

Конечно, вопрос этот очень болезненный для нас, МАЛОВЕРОВ.
Катя,
я Вас понимаю, но всё же подумайте о вот о чём: если священник НЕ извержен ИЗ САНА и НЕ запрещён в служении, то все Таинства, совершенные им, действительны; а если прихожанин НЕ достоин Причастия, то Святой Дух не допускает его Причаститься, и проглатывает этот несчастный кусочек хлеба с кагором, себе в осуждение.
Давайте будем стремиться НИКОГДА НЕ судить о священнике! Это самое правильное, что мы можем для себя сделать, а он сам за себя ответит, перед Высшим Судом. Позиция - все хорошие, а я самый плохой(ая) - самая правильная. Тогда наша жизнь намнооого упростится. Меня так учили... Не всегда получается - но это мои проблемы, а не тех, кто недостойно ведёт себя в Церкви. У них будут другие проблемы, если не покаются. А если покаялись, а мы этого не знаем, то за осуждение священника (архиерея) получим мы, по полной... Простите!
Соня27 октября 2015, 12:12
Ответ, конечно, очень хорош, миряне виноваты сами, что у них недостойное духовенство.
Но он совсем не подходит в том случае, когда его задал бы добрый священник о недостойном епископе, или любой из церковнослужителей, посвятивший всю жизнь Церкви и насмотревшийся (наслушавшийся) и переживший такое, чему в Церкви никак не место. Когда высочайшее церковное начальство покрывает вопиющие дела недостойных священников и иерархов.
Конечно, если церковный суд бездействует и\или лукавит, Божьего суда мы дождёмся, в этой жизни, или в будущей.
Всё равно, душа жаждет справедливости и правды, прежде всего в Церкви, и когда не находит - трудно утолить эту жажду рассуждениями, что сами виноваты.
Светлана27 октября 2015, 12:04
Да и обличать тоже нужно, что молча смирять себя где надо и не надо. Но, главное, при этом впрягаться самим и реально работать. Господи, дай нам силы и мудрости!
Валентина27 октября 2015, 12:02
СИЛЬНО СКАЗАНО!!!
Любовь, Украина27 октября 2015, 12:01
Спаси Господи Вас, Владыка, за истину. Храни Вас Бог!
Ольга27 октября 2015, 11:54
Спаси, Господи, Вас, Владыка Питирим! Такие вопросы и нам задают, простым православным, и иногда не знаешь, что сказать, вроде и понимаешь, что и у хорошей матери и отца бывают плохие дети, так и в Церкви. Ну Вы ответили доходчиво и понятно,и главное, с любовью ко всем, так, что никаких вопросов не осталось, спасибо!!!
Андрей27 октября 2015, 11:47
Да, пшеница и плевелы растут в одной ограде до тех пор, пока не настанет жатва. "Церковного" зла быть не может, ибо Церковь свята, но "внутрицерковное" зло реально.

С кого спрос за это зло? Ответ Господь даёт в 1-й книге Царств, когда говорит первосвященнику Илию: "Для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?" (1 Цар. 2:29). Что было с Илием и его сыновьями, вспомнить нетрудно.

И современным нечестивцам Слово Божие не оставляет надежды.

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр. 22:11-12)

Когда есть понимание неизбежности Стращного Суда, захочется ли переживать о плевелах в церковной ограде и производимых ими нестроениях? Господь с ними Сам разберётся, посредством скорбей и нападений внешних врагов, подобно тому как убрал Саула посредством филистимлян. Кто истинно благочестив, тот, подобно Давиду, в известное Господу время будет призван из безвестности, - если на то будет Божия воля. Но даже если и не будет призван в этом веке, то не потеряет награды в вечности.
Игорь27 октября 2015, 11:08
Бывает, такое: и вопрос хороший и ответ хорош(как все говорят), а на душе пусто? Или, как говорят, " и сила есть, и воля есть, а силы-воли нету".
Действительно, разве дело в том, что священник=человек грешен? Нет же, и здесь все понятно. И Церковь Христова свята, кто же поспорит? Вопрос в администрировании и в институтах. И здесь очень много вопросов. Стоит ли упрощать ? Ведь так можно дойти и до профанации.
Разве сегодня не видно, как мелкие храмы превратились в СОБЕСы. Где труждаются батюшка и вся его многочисленная родня.
Но и это не столь уж важно. Но, от подобных священников можно услышать с амвона на проповеди, что мол какие хорошие мусульмане .... у них много коров и скота и живности. Они любят трудится.... Или услышать, от священника, про то какие русские глупые....
Но и это можно стерпеть. Но главное, что священник не может дать путь ко спасению пришедшему в церковь. Он сам его стяжал, не стяжает и стяжать не собирается. Он просто не компетентен. Или как говорят, не по этому делу вовсе. И твое хождение в храм превращается в угодничество попу(уж извините). С этим бы разобраться. Эта проблема требует ответа, она на поверхности.
Катя27 октября 2015, 11:06
Очень интересно! Спасибо!

Хорошо разъяснили, что если священник тяжко согрешил и не покаялся, то он уже не член церкви. А раз так, то и Таинства им совершенные недействительны. Выход один - как узнал о грехе, подходить к батюшке и спрашивать, покаялся он или нет.

А по большому счету: когда грех не пресекается, он распространяется. Лучше запретить тех, кого нужно по канонам запретить, и пусть оставшихся будет немного. Зато на них и остальные равняться будут. А не так как сейчас, когда священников много, а бедный люд мечется в поисках старцев, надеясь, что хоть они-то по-настоящему достойные. Или вообще в церковь перестаёт ходить и приобретает циничность.
Тит Лобановский27 октября 2015, 11:04
все на уборку храма ...а о духовной жизни ни слова это не слова свСерафима...
людмила27 октября 2015, 11:01
не бровь,а в глазл
р.Б. Ольга Ф.27 октября 2015, 10:55
Храни Вас Господь, дорогой Владыка!
Каждое слово - ПРАВДА о нас. Каждое вбитое как гвоздь слово заставляет содрогнуться и ощутить душевную боль.
Это полезна нам, духовно сонным.
Низкий поклон со словами благодарности.
Елена27 октября 2015, 10:46
Как все верно!Мы,люди,очень любим обличать вокруг всех,но только не себя любимых.
Галина Б.27 октября 2015, 10:43
Спасибо Владыке Питириму. Как всегда все на свои места встало. Любой вопрос мы прежде всего должны адресовать себе и сами на него ответить. И, самое интересное, что мы и ответ правильный знаем. Ну уж слишком все просто, и мы со своими вечными вопросами ищем авторитетного ответчика. Видела фильм про старицу матушку Сепфору. К ней толпами шли за советом. Священник рассказывает: пришла ко мне прихожанка со своими проблемами: батюшка, подскажите как быть. Батюшка отвечает: молись.
Ну что так просто? молись и все? дайте совет. Батюшка отправил ее к матушке Сепфоре. Через некоторое время прихожанка появляется сияющая: батюшка, спасибо, что отправили меня к матушке Сепфоре, она мне такое сказала. Ну и что она тебе сказала? - спрашивает батюшка. Она сказала: молись.
Слава Богу за все.
Liudmila27 октября 2015, 10:21
Spasibo!!!!!
тамара27 октября 2015, 09:55
Спасибо большое, дорогой владыка!
Прямо все точки расставили...Очень четко и ясно. Спасибо ещё раз. Спаси и сохрани вас Господь!
АлександрГ. 27 октября 2015, 09:54
Все "связывается" и становится на свои места, если только слыша о различного рода "неурядицах" в Церкви, следовать в своих суждениях простой мысли: "Не нужно Церкви приписывать людские пороки".

Статья прекрасная. Ибо простым, ясным языком дается ответ на вопрос о который "претыкаются" многие люди на протяжении многих столетий. Спасибо, Владыко.
Свнтлана27 октября 2015, 09:43
Хороший вопрос и ОЧЕНЬ хороший ответ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×