Слово Патриарха

Недели 7-я и 8-я по Пятидесятнице

Разврат – это разрушение человеческой личности

Если посмотреть на историю нашего народа, то легко убедиться, что всякий раз, когда мы старались строить свою жизнь в соответствии с верой, с мудрыми мыслями, мы добивались успеха. И свидетельством тому дивный Ипатьевский монастырь, который всякое пережил в своей истории: и расцвет, и предательство со стороны священнослужителей, которые пошли на поклон к Лжедмитрию. Какое это было уничижение! Какой удар по вере! Те, кто был призван вести народ, стали предателями, отступниками. Что же произошло потом? А на следующий год благочестивые костромичи изгнали предательское духовенство из этих стен, и Ипатьевский монастырь стал опорой веры и национальной жизни. И совершенно неслучайно, что именно в этом месте был призван на царство Михаил Федорович Романов. Всё это промыслительно – не только потому, что род Годуновых построил и украсил этот монастырь, но и потому, что в истории обители отразилась, как солнце в капле воды, история нашей страны и нашего народа.

    

Вера, мудрые мысли, правильный образ жизни… Есть ли условия, без которых этот ряд распадается? Есть. Как учит святой Иоанн Златоуст, нет пользы от правой веры, если человек развращен. Не удержать веру в сознании и сердце, если сердце отдается греху, если человек живет так, будто Бога и нет. У него появляются другие ценности и жизненные цели, и он устремляется к ним, забывая о Боге, а то и впадая в грех, в разврат в прямом и в переносном смысле. А разврат – это разрушение человеческой личности, связанное как с плотскими, так и со многими другими грехами. Разве воровство, коррупция и иные безобразия не являются развратом, разрушением человеческой личности?

И, наверное, не случайно был закрыт, а затем и поруган этот монастырь – наша национальная святыня. Наш народ оступился, послушав тех, кто уводил его с правильно выбранного исторического пути, кто столкнул одну часть народа с другой. Душа народа стала развращаться, и могло ли в этих условиях оставаться место для веры, для образа мыслей, связанных с верой! Закрывай храмы, глумись над святынями, всё разрушай, чтобы построить «счастливую» жизнь! И мы помним, как и в этом монастыре чего только не было, какие только учреждения здесь не существовали! И ведь всё это происходило при жизни того поколения, представители которого приходили в эти стены на паломничество, чтобы поклониться святыням…

Мы должны сделать всё для того, чтобы не повторилась
историческая трагедия нашего народа

Развращение жизни имеет огромную инерционную силу, оно передается от родителей к детям. И в каком-то смысле чудом стало возрождение веры в нашей стране. Чудом является и то, что мы совершаем сегодня в этом монастыре Божественную Литургию, и то, что мы освятили храм Рождества Пресвятой Богородицы, взорванный, уничтоженный, но верой вашей и трудами вашими восстановленный. В сегодняшнем событии нам открывается видение исторических путей нашего народа и нашей страны.

Верю, что невозможно будет совратить еще раз наш народ, хотя и можно увидеть знаки грозящей нам в некоторой исторической перспективе опасности – в том числе среди тех людей, часто молодых, которые увлекаются на зов своей плоти, разрушают целостность своей жизни, отвращаются от Церкви и от Бога. И мы должны сделать всё для того, чтобы не повторилась историческая трагедия нашего народа, чтобы вера, а вместе с ней мудрые мысли и правильный образ жизни восстановились в полной мере. С тем, чтобы еще долгие-долгие годы, сколько Богу будет угодно, Русь оставалась православной, верующей, преданной Господу, установившей и развивающей свою связь с небом, ту связь, посредством которой мы получаем обратный сигнал. Ибо когда мы обращаемся к Богу с верой, в чистоте сердца, когда мы обращаемся к Господу с покаянием в своих грехах, когда мы обещаем Ему стать лучше, Он отвечает на наши молитвы. И мы знаем, что Он отвечает, а если бы не отвечал, то мы бы не собирались в храмы Божии.

Из проповеди после Литургии
на площади Ипатьевского монастыря в Костроме
19 июля 2015 года

Нужно изучать историю

Я неслучайно вспоминаю эти страницы нашего прошлого, потому что история многому учит. Если же люди не знают историю, они снова и снова повторяют ошибки своего народа, ошибки предшествующих поколений. Сегодня мы сильны, могущественны, у нас сильная армия, у нас хорошо организована власть, у нас стала развиваться экономика. Многим кажется, что теперь всё в порядке. Но разве не то же самое казалось тем, кто во времена Ивана IV праздновал победы и гордился величием своей страны? Однако мы знаем, что затем произошло. И мы должны сделать всё, чтобы никогда больше подобного не случилось, чтобы никто не мог соблазнить нас, утверждая, будто только внешние силы и способны принести нам свободу, прогресс, богатство.

    

Всё, что я говорю, актуально, потому что трудные 1990-е годы, которые запечатлелись в сознании большинства наших сограждан, неведомы молодежи, они этого не знают, как и большинство из сегодня живущих людей не помнят страданий нашего народа в Великой Отечественной войне.

Вот потому нам и нужно изучать историю. Мы должны помнить, что в нашем прошлом было много тяжелого, но из всей этой исторической драмы необходимо сделать один вывод. Когда мы крепко держались за свою веру, когда, движимые христианской любовью, простирали эту любовь к своему народу и своему Отечеству, когда умели снисходить к слабостям друг друга и не вступать в междоусобные брани, однако вставали стеной на защиту Родины при приближении внешнего противника – тогда мы были непобедимы.

Мы не должны отступать

Пусть Господь всем нам помогает преодолевать трудности. А трудности есть у каждого. У кого-то они возникают в раннем детстве, и мы знаем замечательные примеры их преодоления – достаточно вспомнить преподобного Сергия, который не успевал в учении, а потом стал духовным вождем своего народа. Трудности возникают, когда мы начинаем работать, и многие перед ними отступают, словно складывая оружие, и не хотят двигаться вперед. Трудности возникают и тогда, когда внешние или, как мы говорим, объективные обстоятельства жизни мешают развитию. Но и в этом случае мы не должны отступать.

Из проповеди после освящения
Успенского кафедрального собора г. Иваново
и Божественной Литургии в новоосвященном храме
21 июля 2015 года, в праздник явления иконы
Пресвятой Богородицы во граде Казани

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
АлександрГ.29 июля 2015, 14:51
Продолжение:
А если, сместить фокус и акцентировать внимание на слове “помни”? Тогда фраза “помни весь путь” читается, как наказ, как повеление помнить историю своего народа.
А как читается вся фраза полностью: “помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой”? Читается просто, Господь ведет свой народ по истории.

А случайно или нет, что в одном абзаце сочетается повеление помнить свою историю, как путь своего народа и слова: “дабы вы были живы и размножались”? Думаю нет, потому что на деле, мы видим очень жесткую взаимосвязь: “хочешь жить и размножаться” – помни свою историю, как путь своего народа.

А что происходит с народом, предающим забвению свою историю? Библия дает однозначный ответ на этот вопрос. Народ, забывший свою историю, сначала теряет свою землю, затем рассеивается между другими народами и в конечном итоге прекращает свое существование, в качестве субъекта истории. По сути, это и есть один из законов бытия.

А что происходит с народом, позволяющим глумиться над своей историей? А что произошло с Хамом, насмеявшимся над наготой отца своего? Известно, что Хам был наказан. Наказанием было – проклятие его потомства. Так сын Хама – Ханаан, был обречен на рабство. “Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих” (Быт. 9, 18-27).
В более широком прочтении, это можно понимать как - народ, не почитающий своих предков, предающий поруганию и забвению свою историю, обречен быть рабом других народов.
АлександрГ.29 июля 2015, 14:47
Совсем, недавно читая в очередной раз Библию, во Второзаконии, наткнулся на потрясающие слова: “Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, …………. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; …………. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. (Втор. 8, 1 - 6)

Потрясающие слова: “помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой”. А что же значат слова “помни весь путь”? А значат они простую вещь. В современном прочтении – помнить весь путь, значит знать историю своего народа.

Кроме того, словосочетание “весь путь”, означает, что история народа неразрывна. Князей могут менять цари, царей могут менять императоры, императоров могут менять генеральные секретари, генеральных секретарей могут менять президенты. Может меняться форма государственного строя и управления. Изменяться могут и формы хозяйствования (типы экономик) и технологические уклады, но если во всем этом задействован один и тот же народ, это и будет его история.

АлександрГ.28 июля 2015, 14:38
Знание Истории, это не только наличие багажа знаний, помогающего избежать повторения ошибок, сделанных уже до нас. Хотя и это само по себе очень важно. Знание Истории, имеет и совершенно другое измерение. Ибо, прежде всего знание истории, это ВЕРНОСТЬ. ВЕРНОСТЬ замыслу Божьему о нашем народе. ВЕРНОСТЬ, выбору, сделанному нашими предками. ВЕРНОСТЬ пути, которым следовал наш народ на протяжении тысячелетия из поколения в поколение.

Кто-то скажет, что это не более, чем громкие слова, не имеющие никакого практического значения. Напротив. Народ, это мета-личность, история которого не заканчивается со смертью поколения людей. Давайте, представим себе, человека вышедшего из пункта “А” в пункт “В”. И вот на середине, пути ему “отшибают” память. И стоит человек на дороге, не зная; ни кто ОН, ни откуда он ПРИШЕЛ, ни КУДА он ШЕЛ. Такого человека, потерявшего память и вместе с памятью все “ориентиры”, легко отправить в любую сторону. А теперь, о практическом значении ВЕРНОСТИ своей ИСТОРИИ. Взгляните, на Украину. Народу подменили его историю, вымыслами. И народ сошел с ума и начал убивать друг друга.

И еще, китайцы говорят, что прошлое народа, это ступенька, не встав на которую не шагнешь в будущее. А что же Россия? А России, с завидной регулярностью последние сто лет, вместе ступеньки, подставляли скамейку.
НН27 июля 2015, 17:29
Какие замечательные проповеди! Другими словами сказано то, что утверждали святые отцы: ИСТОРИЯ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Всё верно и совсем можно согласится, кроме одного(на мой взгляд): ИСТОРИЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТ... Из поколения в поколение люди наступают на одни и те же грабли - нарушение Заповедей Божиих, самоволие и маловерие... Увы. Простите!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×