Лучшие времена

    

Прошелся как-то по Москве постовым вечером. Людей в храмах много. От этого на душе тепло. И притом, что сорок сороков при большевиках сильно потеряли в количестве (даже «двадцать двадцевиков» звучат фантастически), храмов внутри Садового кольца, слава Богу, много. И все, повторюсь, храмы не пусты. Это – мягко говоря. Те, что поменьше, даже битком полны. Идет народ в храм, идет. Идут люди обоих полов и всех возрастов. Шепчут что-то свое и твердят заученное из молитвенника. Следят за службой, свою просьбу несут или вообще в грехах каются. Это их дело. Их и Бога. Он их шепот и мысли слушает. И отвечает. Не отвечал бы, не ходили бы. Но вот, что вдруг подумалось мне.

А ведь нас никто за молитву не бьет и не поощряет. Не бьет, повторяю, и не поощряет. И то и другое в истории было, и мы об этом кратко скажем. Сегодня храмы наши наполнены исключительно теми, кто пришел к Богу сам. САМ! Не от страха и не за привилегиями. Чаще всего – ничему не ученый, наощупь пробирающийся к источнику Жизни. Сам! По интуиции. Это нужно оценить.

То, что было время, когда активисты всякие и комсомольцы записывали входящих в церковь, это известно. Подзабыли, может, некие, а кто-то и совсем не знает о тех временах. Но это должно быть известно. Должно! Ведь были времена, когда на царских вратах священников распинали и оловом расплавленным их «причащали». Когда глаза им выкалывали «за Христа» или просто, от сатанинской злобы, вешали… Все это было. А потом было помягче, но не подобрее. И надо помнить о тех временах, когда было страшно в храм ходить. Уже не вешали, но… Уже не щемили пальцы в дверях, но… Но карьера, проблемы на работе, квартирные очереди, то да се… Вы верующий? Зайдите завтра. И завтра растягивалось на десятилетия. Венчались ночью. Крестили детей тайком. Исповедовались на отдыхе, на юге, где никто тебя не знает. Было все это, и грех это забыть. И вот нет теперь этого, и слава за это Богу! Ходи в храм – никто не ударит. Никто не возьмет твое имя для доноса «на карандаш», никто не отчислит из ВУЗа. А благодарны ли мы Богу за это время, когда можно креститься не боясь? Когда можно венчаться открыто и возле храма смело шапку снимать? Благодарны ли?

Но есть и вторая крайность. Это когда верить «выгодно». Вот только представьте, что вам за хождение в храм доплачивают. На работе банально доплачивают. Говорят: кто верующий во Христа, тому доплата в таком-то размере. Или студентам увеличивают стипендию, а, может, прибавляют балл на экзаменах за «веру». Законно. Легально. Ради Христа. Представьте. Это же кошмар! Только представьте, что человека льготами понуждают веровать в то, во что он сердцем не верит. Это же чистый ужас, и больше никакой ужас с этим ужасом не сравнится! И этого у нас, слава Богу, тоже нет.

Нам, православным, нельзя давать абсолютную власть. Мы, в случае власти абсолютной, замучаем весь мир своими «можно» и «нельзя» и возбудим в отношении себя жуткую ненависть, с которой никто не совладает. Нам не строить мир на плацу, нам одушевлять его надо смыслами, и честностью, и подвижническим духом. Оживлять нам надо мир, а не владеть миром. Так и писал один из древних апологетов, что христиане оживляют собою мир, как душа, не правя насильнически миром. Правя миром, мы с удивлением и быстро перестаем быть христианами. Городничий ведь у Гоголя тоже говорил одному из своих визави: «Я, по крайней мере, в вере тверд!» То есть в храм хожу, а вас в храме отродясь не видали. Даром, что воры оба, но один из них Православием хвалится. Разве нам по душе такое Православие Городничего? Очевидно, нет. И если бы за молитву платили, то храмы наполнились бы массой чужих людей, пришедших только ради денег, а не ради Иисуса. Я благодарен Богу за то, что никто нам не доплачивает за хождение в церковь. Я также благодарен Богу за то, что никто не бьет (пока) по морде людей, заходящих в церковь. И одно и другое хорошо.

Нам не количество нужно, а качество

Гоните нас! Мы не исчезнем! Мы, правда, сократимся до сверхмалых величин, от которых может сердце разорваться. До одних Георгиев Победоносцев, которых по определению много не бывает. Но малых сих, всех остальных, куда изволите? Тех, что «аз» от «буки» не отличают и в догматах ничего не смыслят, а веруют на одном только чувстве сердца. Этих куда? Их же миллионы! Но если вы (воображаемые «вы») захотите все скопом человечество в Православие подгрести, то знайте – это фантом. Это преступная иллюзия. Те самые, что стали православными «за компанию», сдадут вас при первом удобном случае.

Нам не количество нужно, а качество. От качества будет количество. Никуда оно не денется. Зато от пустого количества будет только крах в исторической перспективе. И я искренне рад, что никто не бьет меня (тебя, его и их) за посещение храма. Но я также рад, что никто мне за приход в храм на молитву не доплачивает, не дает льготы по коммуналке, не повышает балл на экзаменах. Случись это, я первым захотел бы восстать против затягивания «левых пассажиров» в Церковь путем обещания земных льгот. Не благ даже, а только лишь льгот. Так что, друзья и недруги, время наше, по моему скромному мнению, есть время самое лучшее. Нам не платят за Православие, но и не выбивают зубы за него. Чего лучшего желать? А ведь храмы-то полны. Полны теми, кому ничего не грозит за молитву в святом месте и, одновременно, кому нет в этом корысти. Разве это не благодать? Воистину – лучшие времена.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Евангельские представления о пределах миссионерской открытости Евангельские представления о пределах миссионерской открытости
Прот. Олег Стеняев
Евангельские представления о пределах миссионерской открытости Евангельские представления о пределах миссионерской открытости
Протоиерей Олег Стеняев
Современное сектоведение удалилось в сторону, чуждую евангельской любви и открытости. Рассмотрим пример христианского отношения к заблуждающимся во 2-й главе Евангелия от Марка.
Нулевая масса Нулевая масса
Свящ. Сергий Бегиян
Нулевая масса Нулевая масса
Почему наша проповедь бесплодна?
Священник Сергий Бегиян
Если бы мы все говорили только пережитое опытно, слово наше было бы совсем другим. Это уже было бы не православное информационное нейтрино, проходящее без следа сквозь мозг человека, а «вода живая».
Наше апостольство Наше апостольство
Иером. Силуан (Никитин)
Наше апостольство Наше апостольство
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Иеромонах Силуан (Никитин)
Миссионерское путешествие наше начнется тогда, когда мы выйдем из храма. Вместо Адрамитского корабля или «Диоскур» сядем мы в свои автомобили или в метро, и поедем не в дальнюю Согдиану или Нумидию, а к себе домой, или на работу, или в гости. (MP3 файл. Продолжительность 10:14 мин. Размер 7.4 Mb)
Комментарии
valentinа23 марта 2017, 20:13
Эх православные! Не о том надо думать как нам сейчас повезло беспрепятственно ходить в храмы, а о том где и с кем буду Я (т. е. каждый из нас) когда нас снова будут гнать. Я себе время от времени задаю этот вопрос. Точнее, он сам по себе возникает помыслом по наитию. Страшно тогда так становиться! Искренне страшно! И тогда я молюсь - "Сохраняй нас Господи всех, сохраняй как можно дольше."
Алла20 марта 2017, 22:57
Ирина, это неправда, что Церковь всегда была гонима. Большую часть истории она гонимой не была. А разговоры о том, что нельзя быть христианином и жить в миру полноценной жизнью - это разговоры неудачников, которые просто ничего не добились в жизни.
Р.К.16 марта 2017, 23:45
Евгений Есин13 марта 2017, 18:00 "Мне уж 75 лет и я не видел комсомольцев у храма которые переписывали всех кто ходит в храм врать не надо." А вот мне ещё и 50-ти нет. Но я прекрасно помню как нас, молодых тогда людей, не пускали в храм на Пасху, стояло оцепление из комсомольцев и дружинников, пропускали только старушек. Если кто из молодежи пытался протиснуться - оттесняли, отводили в сторону и начинались распросы "под запись" - ты что верующий? комсомолец? где учишься? где работаешь? Так что действительно,врать не надо...
Елена М16 марта 2017, 18:17
Я не знаю, лучшие сейчас времена или не очень, но в прошлую субботу пришла в храм рано, еще немного было народу, а потом столько людей пришло, что яблоку было негде упасть. И мне в тот момент тоже, как отцу Андрею, показалось, что наступили лучшие времена.
раба Божия Тамара15 марта 2017, 21:34
Без/имени - 13 марта 2017, 11:00- о крещении мусульманки..Сама крестилась из ислама и скажу вам, что правильно вам пишут -сами не решайте, пусть в храм идут, а второе: я крестилась уже взрослой - 50 лет, а через пару лет надо было родню навестить, которых давно не видела - крестик открыто носила, и они вроде - не практикующие, а неодобрительно смотрели, хоть и ничего не сказали. Позже -к другим ездила навестить- и крестик не показывала и не говорила ничего, тем более, что они живут по традициям ислама... Больше не смогу приехать, так пусть живут в неведении, афишировать не стала. Мама знает и спокойно отнеслась к этому. Долго шла к Христу и рада,что Господь принял меня. Слава Богу за все!
Людмила15 марта 2017, 20:00
Может о. Андрей порадовать. Спаси, его, Господи! Я всегда восхищалась умением отца Андрея раскрыть любую тему с правильным мировозреннием, пониманием сути происходящего. Долгих лет Батюшке!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ирина 15 марта 2017, 12:55
Церковь всегда была гонима, и истинных христиан во все времена было очень мало - "не бойся, малое стадо". Вот почему, когда прекратились гонения на первых христиан, и можно было свободно посещать храмы, подвижники стали уходить в пустыни. Потому что уловки лукавого очень изощренны - ввести в храм мир с его суетой и многопопечением, сделать христиан частью этого мира. Не по наслышке знаю некоторых одиноких пожилых женщин, которые ходят в церковь, как в клуб "по интересам", чтобы приятно провести время и пообщаться. Иногда такое общение не прекращается и во время службы. Конечно, сейчас в пустыню не уйдешь, да и мера наша не та. Выход один - уйти во "внутреннюю клеть".
Тамара Бахтина14 марта 2017, 23:47
Спаси Господи, отец Андрей! Ничего не хочется писать, хочется просто верить Господу и стараться быть с Ним всеми силами немощной души.
Лариса Ром14 марта 2017, 21:45
А кто мы, чтобы судить всех заблудших? Только Господь Бог знает, насколько сильна их вера. В больших городах проблем с прихожанами нет, а в маленьких и селах всем ,поди, рады. Меня как-то приостановил батюшка, у которого я спросила, почему так мало прихожан? Знаете, что он сказал? Грех осуждать своих братьев по вере. Мне стало стыдно, думаю, что навсегда.
раба Божия Тамара14 марта 2017, 19:52
А у меня статья, почему-то, вызвала тревожное чувство...очень уж часто повторяется: "...лучшие времена...лучшие времена...нет угрозы - нет корысти..." Это как солнышко весной - играет, блестит..а уж рядом черная туча грозовая...На ум приходят строчки из Евангелия от Матфея (гл.24) :- "38 ибо, ка'к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, ..." Не дай Бог, конечно...открыто храм посещать - это самое лучшее, что есть в жизни, и храм есть - хоть и далеко, но православный. На все воля Божья, Спаси нас Господь!!
Татьяна14 марта 2017, 14:21
Слава БОГУ за всё!Спаси, Господи, храмы наши Православные,нашего Патриарха Кирилла, вас, отец Андрей, и всех служителей наших церквей,соборов и монастырей.Благодарю тебя, Господи, за то, что мы, грешные, можем сейчас открыто и свободно говорить о вере в Тебя и совместно молиться Тебе, Господи, и Пресвятой нашей Богородице и всем Твоим Святым в наших Православных храмах.
Ольга14 марта 2017, 12:30
Для тех, кто уверен, что до 1917 г. было лучше, рекомендую послушать лекцию проф. Осипова А.И. "Духовные причины трагических событий ХХ века" (можно найти в Интернете).
Иоанна_14 марта 2017, 11:36
По поводу крещения мусульманки: не берите на себя такую огромную ответственность, это вопрос не для вас и не для ваших знакомых, а посоветуйте этой женщине САМОЙ обратиться в храм, к священнику.
Иоанна_14 марта 2017, 11:11
Елена: /И во все времена этот выбор - личный.// В те времена, о которых вы пишете, Елена, абсолютное большинство советских людей и не подозревало, что у них есть такой выбор. Потому что знало о Боге и Православии разве что из курса научного атеизма, который преподавали в вузах. Так что наше время хорошо уже тем, что такой выбор ЕСТЬ. Как оказалось, некоторым православным нравилось чувствовать себя "избранными", и они не приветствовали выход нашей Церкви из подполья, а поток людей, хлынувший в храмы после развала Союза, вызывал у них (и до сих пор вызывает) только раздражение. Думаю, им стоит вспомнить, ЧТО сказал Хозяин Виноградника ропотливым работникам 1-го часа.
Марина14 марта 2017, 10:06
Спасибо!
Юрий Чухманов14 марта 2017, 04:14
Согласен с главным тезисом_не количество , а качество нужно. По этому я всегда против дешевого популизма- миссионерства. Не шоу ,не рекламные компании,ни превращение храмов в концертные залы, а лишь личный положительный пример верующих может привлечь к пути спасительному. И благодетели не должны быть явными, чтоб награда их была им не в этой жизни ,а в будущей. И не выделялись в храме одни от других, а все были братья и сёстры.тогда может и продлит Господь дни мира сего.
Александра14 марта 2017, 00:14
Не могу согласиться с о.Андреем.Времена,может и чудесные,а вот людей,ходящих в храм ради корысти-предостаточно.Не стоит обманываться
Арина14 марта 2017, 00:12
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: ... время войне, и время миру.
Павел З.13 марта 2017, 22:59
Эту статью могу только поддержать. Может, я сам не в меру образованный, но с людьми, которые, как выразился о.Андрей, "аз от буки не отличают", мне в храме приятно. Вся наша община состоит из таких. Не сбил бы только кто подобных людей с пути.
Наталья Богоявленская13 марта 2017, 21:28
А мне жаль вас, Марина Анатольевна! Жаль, что в храм входите, как в пустой дом, что не чувствуете там присутствия Духа Святаго. И сильно сомневаюсь, что чьё-то слово могло бы подвигнуть вас пойти в огонь, в тюрьму или на расстрел. Простите.
вячеслав13 марта 2017, 20:37
Лучшие времена конечно были до 1917-го. Кому то конечно очень сильно повезло в наше время. Правда далеко не всем. Самоубийства и многие миллионы убитых до рожденья свидетельствуют что это далеко не лучшие времена. В лучшие времена не может такого происходить. Это не логично. Я уж молчу про многое другое.
Ника Палеолог13 марта 2017, 18:47
Cколько в статье радости!
Спасибо, отец Андрей!
Евгений Есин13 марта 2017, 18:39
Мне уж 75 лет и я не видел комсомольцев у храма которые переписывали всех кто ходит в храм врать не надо. Христос говорил что легче верблюду пройти через игольное ушко чем богатому попасть в рай. Потому что богатый как говорил Христос никогда не раздаст все свои богатства бедным.А наша церковь только купается в золоте. А народ всё видит. Это у вас в Москве в центре много прихожан а в провинции одни старухи ходят.
Сергiй ДЯГИЛЕВ-младший13 марта 2017, 17:49
Да, возвращение Исаакиеквского собора церкви вдруг вскрыло, сколько вокруг ненависти к священству, верующим, к Богу, в конце концов... И все же, я не во всем согласен с о. Андреем, которого я глубоко уважаю. Нужно привлекать как можно больше народу в храм, а уж кто как себя поведет дальше, дело души каждого человека в отдельности. Конечно, не "за плату" привлекать, но бе стеснения и оговорок...
Любовь13 марта 2017, 16:08
А я собой недовольна,кстати это грех?
раиса13 марта 2017, 15:48
Дорогая Марина, проблема не в священниках , а в вас. Не надо мечтать о тех временах, которые нам понести невозможно. Господь каждому поколению дает свои возможности. Нам немощным - время приобретения смирения, терпения и относительно спокойного духовного возрастания, при этом испытывать нас Господь не прекращает.Я очень часто думаю о конце своем, как умереть по-христиански, а вы уверены, что сможете "... и в тюрьму, и на расстрел" за Христа? Для этого надо иметь пламенную веру, как у первых христиан, а у нас она другая, слабенькая, еле теплится. Теперешнее ваше состояние- это охлаждение в вере, искушение, которое надо преодолеть, через это проходят почти все церковные люди, побольше молитвы.
Елена13 марта 2017, 15:37
Не знаю.Помню конец 70-х начало 80-х - проблемы в институте, непонимание дома,соглядатаи в храмах и долгие поездки из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру на исповедь и на Акафист Покрову. Абсолютно переполненные церкви в Москве на все Праздники,строгость постов и дивное ощущение благодати внутри,ясной любви ко Христу и всему миру. Тогда один из отцов сказал: "Не дай нам Бог быть признанной Церковью" -в том смысле, что в гонимой Церкви - Дух Святой явно "покрывает" свою Церковь. И нет ничего дороже этого чувства ясной "близости Неба". Думаю "времена не выбирают - в них живут и умирают". И во все времена этот выбор - личный.
Александр13 марта 2017, 15:21
Истинную правду глаголет отец Андрей! Во истину живем мы в чудесное время, когда вера Христова не попирается как ни в одно бывшее время на Руси. Никто никого не принуждает, но и не уничижает за веру. В чудные времена мы живем. Это ли не повод обратиться всем тем, кто еще не в Церкви, пока есть возможность!?
Павел13 марта 2017, 14:06
Тому, кто спрашивал про Крещение дочки мусульманки. Мне кажется, в этом случае лучше как раз в Сретенском монастыре поговорить с кем-нибудь из священников. Случай особый, и ему, думаю, уделят специальное внимание. Если желание креститься твердое и осмысленное, то это можно только приветствовать. Особо надо отметить, что для мусульман такое решение часто связано с трудностями - достаточно упомянуть, что за выход из ислама угрожают смертью, а радикалов-фундаменталистов в наше время слишком хватает. Так что такие люди вдвойне заслуживают внимания и уважения. Это не нам к вере бабушки вернуться...
ishimb insto.ru13 марта 2017, 13:44
Спаси Христос, отче! И все- таки всех нас в храмы привел Господь, мне невозможно было сопротивляться этой призывающей благодати!
Марина Анатольевна13 марта 2017, 13:07
А мне жаль времени "гонений": жаль, что не осталось тех святых священников, от одного слова которых "Не бойся!", можно было пойти и в огонь, и в воду, и в тюрьму, и на расстрел. Знаю, что и Христос с нами и все тот же, и врата ада не одолеют Его Церковь, но почему-то теперь чаще входишь в храм, как в пустой дом...
Павел13 марта 2017, 12:11
Всё правильно. Ни в коем случае "верить" не должно быть обязательно или выгодно в материальном плане. Думаю, это полное подчинение Церкви Государству и сыграло роль в той огромной катастрофе, которая случилась с Россией в 20 веке. Революционеры то кто - в большом количестве семинаристы, пошедшие в семинарию из-за того, что там учиться было выгоднее. Большинство выпускников дореволюционных семинарий в священники вообще не шли. Церковь не должна быть подчинена государству. Но, в то же время, государство, в идеале, должно понимать, что Церкви не надо мешать, надо создать свободу в проповеди, подпустить ее к людям. Это в интересах самого государства.
13 марта 2017, 12:03
Варвара: А Православные заграницей ? Им как быть?:)
ТаняСем13 марта 2017, 11:54
Действительно так и есть!!!Слава Тебе,Боже,наш слава Тебе!!!Сама всегда радовалась и удивлялась одновременно-надо же сколько много людей в нашем Храме по воскресеньям!!!Сколько ни приходили с дочкой,а внутрь не попасть,службу слушали на улице а к Причастию уж можно сказать проталкивались и все равно Слава Господи за все!!!Воистину времена лучшие,вот только я грешная редко этим пользуюсь-все времени и сил не нахожу,а надо бы!!!Ох как надо!!!Помоги,Боже и прости за все меня,грешную!!!
13 марта 2017, 11:16
Почти в тему статьи:): Будьте добры на совет, моя помощница по дому, мусульманка, ее дочка хочет Креститься- с чего зачем и почему не знают обе толком. Мать этой девочки уже год просит меня, последнее время настойчиво. ( сначала я думала, что это формальные разговоры, но теперь вижу нет) Мы прихожане Сретенского Монастыря,пока никто из знакомых не подсказал, кто мог бы с ними провести беседу на предмет понимания того, о чем они просят, зачем Крещение нужно человеку на очень простом уровне.?
р.Б. Алла13 марта 2017, 10:01
Спасибо вам, отец Андрей, за добрые слова. Многие вам лета и да хранит Господь вас и ваших близких.
ВАРВАРА13 марта 2017, 08:56
"Разве это не благодать? Воистину – лучшие времена." Да, времена лучшие!Если только не думать о том, что перед грозой бывает тихо.Но тут уж, что Бог даст!Как сказал Арх. Кирилл (Павлов): "Спасение только в России, никуда не уезжайте из России". Слава Тебе, Боже, за то что мы православные, слава Тебе, что есть и что будет!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×