Соцреализм наоборот

Военная галерея в Зимнем дворце Военная галерея в Зимнем дворце

«У русского царя в чертогах есть палата»… Так начинается стихотворение-размышление Пушкина о генералах 1812 года. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный этим героям.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных Мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.

Всего 332 (!) портрета. И, следовательно, 332 героя. Главный Штаб составил списки тех, кого следовало увековечить. Император Александр каждое имя утвердил лично. Книгу можно писать о каждом. О Кутузове и Барклае, о Раевском и Багратионе. Еще Ермолов и Давыдов. Еще генералы, которые едва начали бриться и смело сложили головы в боях. О них Цветаева писала:

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Конкретно это об одном из Тучковых. Обобщающе — о многих.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Не герои, погибшие и выжившие, стали символом русского офицерства

А между тем не эти достойно воспетые герои, погибшие и выжившие, стали символом русского офицерства и генеральства. Магистральная линия «реалистов» от литературы требовала не похвалы героям, а критики и насмешки, издевки и презрения. Эта идейная линия сознательно вывела на страницы печати полковника Скалозуба («и золотой мешок, и метит в генералы»), да еще двух тех генералов, которых один мужик у Салтыкова-Щедрина прокормил. Героев — сотни. Карьеристов и бездарей в золотых мундирах — десятки. Но заметно лишь тех, о ком пишут. Ровно так и сегодня: случилось только то, что показали по «телеку».

* * *

Русскому человеку однозначно нужно полюбить свою Родину. Да, и не только полюбить, но и узнать. Ведь не знаем же. Без второго первое не состоится. Узнаешь — полюбишь. А не узнаешь, так всю жизнь и проживешь пустой пробкой с отформатированными Голливудом мозгами.

Не дело врага — хаять нас с утра до вечера. Дело врага — тебе самому «мушку» сбить. Чтобы ты криво видел, криво думал, привык к этой кривизне и называл искренно это криво-зеркальное мировоззрение именем объективности и непредвзятости. Есть очень яркая иллюстрация этой «сбитой мушки» в рассказе Владимира Солоухина «При свете дня». Описывается советское время. Выездная пьянка инженеров человеческих душ в каком-то горном Кавказском районе. Цветы, речи, выступления и развязавшиеся на застольях языки. Среди участников — Твардовский, Доризо, Друнина, Долматовский и другие. Какой-то масштабный был выезд. Среди одного из застолий, когда мастера печатного слова расслабились и читали любимые стихи, встал и слово взял поэт Сергей Васильев. Он, с похвальной преамбулой, прочел стихотворение Демьяна Бедного (Придворова) о рождении Ленина. В стихотворении дается унылая картина провинциальной жизни, ведать не ведающей о вспышке нового «солнца» — о рождении будущего вождя. Стихотворение не лишено таланта, но идеологически выдержано в стиле «нуар». Вот пара строф с картинками:

На каланче кружил пожарный,
Как зверь, прикованный к кольцу,
И солдатня под мат угарный
Маршировала на плацу.

К реке вилась обозов лента.
Шли бурлаки в мучной пыли.
Куда-то рваного студента
Чины конвойные вели.

А еще там есть «лающиеся торговки», есть поп, «гордящийся блеском камилавки» (как будто камилавка может блестеть?!). Полное незнание матчасти. Есть зычный голос городового, шум пьяниц, пойманный жандармами студент… И никто не знал, пишет автор, что среди этого мухами засиженного быта Ленин родился! И тут, на этих словах, Солоухин помрачнел и напрягся. Он взял не дрожащей рукой стакан и поднялся для слова по теме. Цитируем.

— Я сознательно груб. Но мои эпитеты (перефразируя известное место у Белинского) слишком слабы и нежны, чтобы выразить состояние, в которое меня привело слушание этого стихотворения, а точнее сказать, стихотворного пасквиля на Россию. В каждом из нас, как в организме, много всякого. Считается, что в каждом из нас приблизительно по 1400 граммов мозга, около четырех литров крови, но, конечно, есть (в кишечнике) и кое-что еще. На что смотреть и что нюхать…

А потом задетый за живое Солоухин описывает Россию в те самые 1870-е годы, когда в семье Ильи Николаевича Ульянова родился сын Володя.

— Что такое Россия в 1870 году? Творит Достоевский. Звучат новые симфонии и оперы Чайковского. В расцвете творческих сил Толстой. Роман за романом издает Иван Сергеевич Тургенев («Вешние воды» — 1872 г., «Дым» — 1867 г., «Новь» — 1877 г.). Александр Порфирьевич Бородин создает «Богатырскую симфонию», оперу «Князь Игорь», а как химик открывает в 1872 году (одновременно с Ш.А. Вюрцем) альдольную конденсацию. Не знаю, право, что это такое — альдольная конденсация, но, верно, уж факт не менее важный, нежели пожарный на каланче. Да, так вот, звучат симфонии и оперы русских композиторов, в деревнях слышны народные песни, хороводы. Сошлемся на Некрасова: «Будут песни к нему хороводные из села на заре долетать, будут нивы ему хлебородные (хлебородные, заметьте) безгреховные сны навевать».

Менделеев уже открыл свою периодическую таблицу, Тимирязев вот-вот начнет читать свои блестящие лекции. В Москве возводится грандиозное ослепительно белое златоглавое сооружение — памятник московскому пожару, Бородину и вообще победе над Наполеоном. В России от края до края бурлит 18 000 ежегодных ярмарок. Через восемь лет Россия, жертвуя своей кровью, освободит ближайшую родственницу, сестру Болгарию, от турецкого ига… Я думаю, если бы поднять газеты того времени, мы найдем там много такого, что можно было бы почитать с гордостью за Россию, за ее общественную жизнь, за ее дела. Ведь именно на эти годы (и на 1870-й в том числе) приходится активная научно-исследовательская деятельность, скажем, Пржевальского и Миклухо-Маклая.

Дальше писатель вспомнит о том, что все (!) основные нитки железных дорог были протянуты в царской России в XIX веке. И что план ГОЭЛРО был разработан в основном Вернадским до революции, а затем присвоен большевиками. Еще — про ледоколы и линкоры, которые, будучи переименованы в честь энергичных разрушителей, еще долго служили новой власти, не сразу научившейся строить свое. В общем, вы поняли. Нельзя без смертоносного вреда для души настраивать свой взгляд только на злую критику. Или так: нельзя без глубокого повреждения души искать в действительности одних только причин для брюзжания и обиженного бормотания.

Говоря словами Солоухина: «Есть табу. Есть запретные вещи. Нельзя взрослому человеку, мужчине, подглядывать, как раздевается мать. Вот он раздвинул занавесочку и в щелочку подглядел: «Гы-гы, сиськи висят!». И снова щелочку закрыл, и ничего словно бы не случилось. Нет, случилось! Он переступил запретную грань. В душе своей. Из человека он превратился в хама».

* * *

Хамское творчество — это социалистический реализм наоборот

Хамское творчество — это социалистический реализм наоборот. В соцреализме есть цель и борьба. Есть положительные герои. Ночь мрачна и затянулась. Но рассвет брезжит. Это оптимистическая трагедия. А наоборот — пессимистический фарс. Целей нет. Борьба бессмысленна. Все герои по-своему отвратительны. Просвета нет и не будет. На каждую «Мать» или «Коммуниста» — строго по одному «Левиафану». Там — идеология, коверкающая живую жизнь, и здесь — идеология, отказывающаяся замечать и понимать все, что не вписывается в однажды взятый курс.  

/p>

Большой вопрос — способен ли художник к объективности? Все, что он пишет, не есть ли скорее исповедь, выражение его личной позиции, сознательно принятой или интуитивно ощущаемой. А если так, то не принуждают ли нас смотреть на мир чужими глазами, не поясняя даже корней и истоков определенного художественного взгляда.

Яркий пример. Картина Пукирева «Неравный брак». На полотне — молодая красавица, словно Кощею на поругание, отдаваемая богатому старику. У картины есть реальная предыстория. Друг художника, некто Сергей Варенцов, был влюблен в молодую особу, купеческую дочь. Родители, однако, отдали ее замуж за другого — богатого и хорошего человека. Было этому человеку всего 37 лет. Он на 13 лет был старше невесты и не был никаким стариком. Нарисуй художник этот брак, сенсации бы не было. Свадьба как свадьба. Но Пукирев сознательно искажает житейский факт и рисует злую картинку вымышленной действительности. Теперь многим будущим поколениям дается изначально ложная пища для гневного возмущения и вольных фантазий на тему несправедливой жизни в России до революции. Это, господа, уже не живопись, но духовное преступление с целью пропаганды определенных взглядов.

* * *

У Гоголя есть Держиморда. У братьев Вайнеров есть Жеглов с Шараповым. У Михалкова есть дядя Степа. Еще есть инспектор Лосев, комиссар Каттани, и еще множество всякого литературного народа, воплощающего охрану правопорядка. Но одни персонажи нужны, чтобы детям мир объяснить; другие — чтобы ответить на взрослые вопросы; третьи — чтобы картину мира расшатать. Автор совершает выбор. Затем миллионы людей возьмут у него напрокат глаза, чтобы ими глядеть на мир Божий.

* * *

Многие творческие люди по мировоззрению с бесами схожи

«И ничего во всей вселенной благословить он не хотел». Так у поэта описывается бесовское состояние души. Очевидно, многие творческие люди по мировоззрению с бесами схожи или идентичны. Тайные грехи ли тому виной, житейские ли невзгоды или просто гонорары (за бесовские песни платят больше), нам то неведомо. Но хвалить, благословлять, удивляться и радоваться они то ли не могут, то ли не хотят. Но нам-то никто не приказывал привычно восторгаться очередной унылой повестью о том, что все плохо. Навуходоносор и Исайя — современники. Видеть грозное войско одного и не читать пророчества другого — позиция неосновательная. Нужно и то, и другое. Дух нытья, художественно преподанный через стихи и прозу, кино и живопись, должен быть узнан и разоблачен. Кто бы вы (мы) ни были, если нам (вам) не о чем радоваться, то вы (мы) просто: нераскаянные грешники — раз; неблагодарные эгоисты — два; добровольные слепцы — три. И если Левиафана нет, то мы его выдумаем; а если он сдох, то мы попробуем его воскресить.

И «этот стон у нас песней зовется», как будто больше петь не о чем.   

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
«Левиафан»... О чем этот фильм? Да ни о чем. О том, что его автор очень хочет стать вторым Тарковским, да первый мешает.
Слово для мух и слово для пчел Слово для мух и слово для пчел
Игум. Нектарий (Морозов)
Слово для мух и слово для пчел Слово для мух и слово для пчел
Игумен Нектарий (Морозов)
Если задаться целью что-либо оспорить, опровергнуть, то разве это что-либо «устоит»?
Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века
Священник Алексий Яковлев
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви… Подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого “мужицкого нигилизма”, самого страшного по своим проявлениям и последствиям», – писал отец Иоанн Восторгов в 1911 году по поводу газетной травли Церкви.
Комментарии
Татьяна 2 марта 2018, 23:19
Во множестве статей, бесед и лекций у отца Андрея есть одна удивительная вещь - попытаться приучить читателя, слушателя умению вдумчиво анализировать, а кое - что подвергать и здравой критике, умению вглядываться в "вещь" изнутри, не кормиться сразу поданным. Содержимое "тарелки" важно знать!...А в помощь нам пусть будет чтение, желание знать историю, проводить параллели.
Сергей18 июня 2017, 22:41
Статьи о. Андрея широко популярны, но особенно хороша публицистика! Спасибо автору! Нытье так надоело, особенно распространенное в сытой перекормленной столице. По любому поводу. Это же грех уныния. Все болотные поползновения отсюда же. И СМИ постоянно это подогревает. Предлагаю учредить для них антипремию имени Демьяна Бедного. Среди номинантов щедро оплаченный пулом олигархов, хорошо и дорого снятый и прочно забытый фильмец "Жила была одна баба", недавний сериал "Восьмидесятые" снятый компанией Sony. В категории "Пораженческие настроения" - "Брестская крепость" и т.д. Призы - ППС Ленина, Рылеева, Демьяна
Ольга. Киев 6 июня 2017, 14:21
Ольга. Мы - люди старшего поколения - продукт соц. воспитания. Мы восхищались передвижниками и не понимали экспрессионистов. Мы в школе даже сочинение писали на тему "неравного брака" и проводили параллель с Анной Карениной. А теперь как тяжело все переосмысливать под православным углом зрения! Спаси, Господи, отца Андрея и дай ему сил вразумлять нас и исправлять наши "кривые" суждения! Низкий Вам поклон и сердечная благодарность!
Ирина 5 июня 2017, 10:55
Считаю,что плохо и полное охаивание нашего прошлого,и полное его восхваление.Нужен разумный критический подход к историческим событиям и явлениям.Это было у всех великих писателей 19-го века,иначе они бы не были великими.Любить Россию-это не значит думать,что всё русское всегда априори замечательно,любить можно и с болью,но любить,а не хаять.
Наталья 5 июня 2017, 09:26
Мне статья понравилась. Именно об этом я сама часто задумываюсь. У нас в народе как: не сделали - плохо, сделали - тоже плохо. Согласна с "духом нытья". В комментариях есть, что позиция "выпячивать все хорошее" - лживая позиция. Автор, на мой взгляд, и не призывает "выпячивать" только хорошее, это уже какая-то другая крайность. Просто нужно замечать не только плохое, но и хорошее. Просто у разных людей разные жизненные позиции - у одного стакан наполовину пустой, у другого - полный. И еще на ум приходит фраза: "для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого..."
Сергей 2 июня 2017, 01:35
Всё было хорошо в России. Но мне близка позиция священномученика Серафима Чичагова. Он не только видел Великую Россию, но и предвидел её падение в период максимального материального подъема.
Анна 2 июня 2017, 00:56
В защиту В.Солоухина. Процитированный ранее Д.Бедный - посредственный поэт и, так скажем, человек без чести. Зная его другие "творения" В.Солоухин ну никак не мог смолчать, тем более, что и сказать было что.
А про культуру 19в. у историка В.Махнача есть интересная лекция, она выложена в сети. Где искусство рассматривается как явление периода надлома, который проходил русский этнос. И как следствие воспеваться стали "лишние люди" и отмечаться негативные черты.
И про грамотность. В России закон о всеобщем начальном образовании был принят в 1908г. А потом в 1932, уже после годов разрухи и неграмотного поколени, выросшего в революцию.
Антоний 1 июня 2017, 22:47
Дорогие сестры Ольга (31 мая 2017, 23:52) и НН (1 июня 2017, 16:22)! Позволю себе с вами не согласиться насчет цензуры. Ибо я бесчисленное количество раз выступал с критическими комментариями, вступал и в заочные дискуссии с авторами (в том числе и с очень авторитетными, почитаемыми людьми) и в очные - с комментаторами, ни разу при этом не столкнувшись с неадекватным ко мне отношением. Лишь несколько раз мои комментарии не проходили - в случаях, когда они были явно избыточными (третьими, четвертыми подряд). Я никогда не скрываю своей позиции, готов ее отстаивать посредством комментариев, и делаю это. И я искренне благодарю редакцию за честное и справедливое отношение к участникам дискуссий.
Антоний 1 июня 2017, 22:35
Добрый вечер, братья и сестры! Благодарю редакцию и отца Андрея за статью! Считаю, что сегодняшним художественным произведениям весьма недостает в качестве героев обычных, рядовых людей - врачей, инженеров, строителей, ученых, рабочих. Нет фильмов о человеке труда, но есть сколько угодно криминальных сериалов и гламурных историй о жизни светских львиц. Очень мало научно-популярных телепередач, но сколько угодно - антинаучных, конспирологических и просто бредовых историй о НЛО, инопланетянах среди нас, мировом заговоре, вечных двигателях, экстрасенсах и колдунах. В таких условиях формирование адекватного мировосприятия весьма и весьма осложняется.
Иоанна_ 1 июня 2017, 21:12
/Русскому человеку однозначно нужно полюбить свою Родину.// Как-то нескромно, я бы сказала, невежливо. Нет никакого сомнения в том, что и Грибоедов, которого вы тут попутно "протянули", тоже любил свою Родину, и Пушкин (у него ведь есть "Дубровский" - тоже клевета?), и Лермонтов, который писал про "немытую Россию, страну рабов, страну господ", - все они любили свою Родину. Просто русская любовь - не с фанфарами, она и с грустью, и с болью...
Иоанна_ 1 июня 2017, 18:05
Вячеслав: /Вернадский не создавал проект ГОЭЛРО в царской России, этот проект был там невозможен... Невозможно при том строе была ни электрификация страны ни массовая грамотность.// Да, бесплатный рабский труд миллионов заключённых - такого в царской России не было, вы правы. Вашу мысль насчёт колхозов оставляю без комментариев; такого даже в советских учебниках не писали.
р.Б. Тамара 1 июня 2017, 17:18
Не надо закрывать глаза на действительность. "Левиафан" во всей своей отвратительности имеет место быть в нашей жизни. Не все священники праведные, как и мы все, живущие в этом мире, многогрешные люди. Я не являюсь поклонником А.Звягинцева, но то, что он своими чернушными фильмами вызывает споры и наводит на размышления - это факт.
НН 1 июня 2017, 16:22
Ольга31 мая 2017,23:52, согласна с Вами, цензура ещё та. И ещё согласна, что В.Солоухин - ОЧЕНЬ неоднозначная и светлая личность. Ну да Бог ему судья.
.../И «этот стон у нас песней зовется», как будто больше петь не о чем/.- Ну как же, а о том, что в советское время соцреализм был ужас и сплошной кошмар(не только метод, но и реальность жизни). И о том, как нехорошо плевать в капитализм, а хорошо всячески его"обелять"; а в социализм - очень даже допустимо и очернять то, что там было хорошо.(Ой, да там же одни репрессии и гонения были). Китайцы говорят: выстрелишь в прошлое из пистолета - в настоящем и будущем получишь выстрел из пушки. Вот и получаем. Думали, нас это минует? как бы не так.
Ирина 1 июня 2017, 14:57
Прочитав статью, почему-то пришло на ум высказывание преподобного Амвросия Оптинского : "Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного". На мой взгляд, в статьях отца Андрея очень много мирского мудрования и мало, к сожалению, Евангельской простоты и мудрости. Впрочем, это очевидный продукт нашего лукавого века и последствия советского периода, коего мы являемся порождением, - с его демагогией, лукавством, двусмысленностью. Надеюсь, со временем (конечно, с Божией помощью), мы все от этого избавимся. Во всяком случае, я всем этого желаю, в том числе и себе.
М. С. 1 июня 2017, 11:58
А, может быть, как сказал один из американских президентов, надо думать в первую очередь о том, что МЫ можем сделать для страны? А уж Америка долгое время жила не лучше нас. Тут крепостные, там негры. И каждый знает, каким кровопролитием там обернулась отмена рабства. Преступность была объективно выше, чем у нас, расслоение общества не меньше, чем у нас. Плюс чудовищное истребление индейских племён.Частные дома и автомобили американцев, в былые времена производившие неизгладимое впечатление на наших граждан, куплены в кредит, и хозяину много лет надлежит за них расплачиваться. И, вообще, на Западе где-то до середины прошлого века царил дикий капитализм и казнокрадство(почитайте их писателей)
Александр 1 июня 2017, 11:39
Слава Богу!

Маленький штрих. Дореволюционную Россию и тогдашнее духовенство критиковали и люди, канонизированные ныне в лике святых. Святители Игнатий Брянчанинов, Илларион Троицкий, Николай Японский. Вот, например слова Феофана Затворника:
"Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры..."
«Другая злая вещь у нас, — пишет он, — наша литература, западным духом наполненная».
«Горько, горько то, что творится у нас среди мыслящих. Все ум потеряли. Философские воззрения не в ходу, руководятся ветром навеваемыми началами. Святая вера отодвинута на задний план...".
«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо..."
Елена М 1 июня 2017, 11:12
Мне легче принять и понять то, о чем пишет отец Андрей поскольку наши взгляды с ним совпадают.Я тоже за то, чтобы любить родину, гордиться ей.Вот тем, кто родину не любит или не умеет любить, тем труднее согласиться с отцом Андреем.Тут, конечно, и претензии к тому, что проект бы всё равно ГОЭЛРО в царской России бы не подняли, неважно кто именно его придумал, главное не сделали бы и всё тут.А ведь речь идет о другом, о том, что и тогда были в России люди, в головах которых зарождались великие проекты.Вот в других странах тоже есть и неприглядное, а поговорите с ними, они вам об этом говорить не станут, а будут хвалить свою страну изо всех сил и вы это называете самообманом? Нет это любовь
Людмила 1 июня 2017, 09:38
Хорошая статья, но как глас , вопиющего в пустыне. Надоела это чернуха в искусстве, это выволакивание грязи из всех уголков и размазывание по мозгам молодежи. А потом удивляемся детским суицидам. Но писать мало, надо создавать произведения, от которых веет теплотой, надеждой и любовью, прежде всего кино.
АлександрГ. 1 июня 2017, 08:23
Все верно, отец Андрей. Хам остается хамом независимо от профессии, социального положения и прочая, прочая. Ибо хамство "сидит" внутри самого человека, имея в своей основе сбитую систему нравственных ориентиров. И хам от искусства, отличается от хама-менеджера, либо хама-рабочего только количеством людей, которым они в состоянии нахамить. Но по сути своей, он остается хамом. И это очень хорошо, что об этом наконец-то заговорили. Это значит, что общество имеет шанс на выздоровление. Кстати, хамство в искусстве, очень близко к хамству некоторых людей, именующих себя историками.
Вячеслав 1 июня 2017, 07:14
Вернадский не создавал проект ГОЭЛРО в царской России, этот проект был там невозможен. Как-то хотели гидроэлектростанцию поставить то ли на Волохове, то ли ещё на какой-то реке, местный помещик возмутился, как это так, его земли зальёт и всё, остановился проект. А это одна электростанция а не десятки. Невозможно при том строе была ни электрификация страны ни массовая грамотность. Отец Андрей, давай разговаривать фактами, а не легендами, наряду с 1 ученым Менделеевым были миллионы безграмотных крестьян. Ледоколы и линкоры делались не у нас, в других странах и т.д. По России периодически прокатывался голод в связис неурожаями. И проблему голода решили большевики,создав колхозную систему.
григорий 1 июня 2017, 05:38
Хорошая статья. Спасибо за неё большое отцу Андрею!
а ведь и верно - особенно пробирает мысль о том, что глазами художника/писателя потом будут смотреть на эпоху миллионы...
а ещё беда в том что и поныне висит на нашей литературе сизифов камень критики из позапрошлого уже века - Чернышевский, Белинский, Герцен... Да, и у них были проблески и прозрения, но , увы, их кумиром была Революция, а Россию они понимать и принимать такой, как она есть, они не желали... это иго мертвецов в литературе продолжается и поныне.
Александра 1 июня 2017, 04:21
К нас с мужем 32 года разницы в возрасте. Женаты уже 13 лет,венчаны,воспитываем нашу дочь.Любим друг друга,уважаем,вместе Причащаемся,не разу не ссорились,лучшие друзья друг другу,жертвовали многим ради друг друга,всегда вместе, оба идем на уступки,прошли многие жизненные испытания и всегда поддерживали друг друга.И я у него тоже красавица))Это я про неравный брак..
Наталья31 мая 2017, 23:55
Спасибо, о.Андрей!
Необыкновенно актуально звучат в этом смысле слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями… Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года»

Ольга31 мая 2017, 23:52
Судя по результатам голосования, статью прочитали не меньше полутора тысяч человек. Если допустить, что три четверти прочитавших статью не пожелали утруждать себя написанием комментария, то опубликованные комментарии от оставшейся четверти (примерно 375 чел.) составляют чуть более 6% - и это по оптимистичной оценке. А если допустить, что комментарии отправляют более одной четверти прочитавших?! Очень жесткая «цензура» на сайте. )
Ольга31 мая 2017, 23:31
И Доризо, и Долматовский – замечательные поэты-песенники. Их песни и есть «сублимация молитвы», поэтому они до сих пор живут в народе. Объективности ради хочу заметить, что Вл. Солоухин (ничего против него не имею), до того как стать монархистом, был членом той же партии, что и упомянутые поэты. Верю, что В.А. Солоухин был «прекрасной личностью» - как было сказано на открытии памятной доски по месту его жительства, но его критика Пастернака и восхваление Солженицына заставляют меня думать, что фигура Вл. Солоухина намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд, по крайней мере – весьма неоднозначная.
Сергей31 мая 2017, 21:26
Камилавка шьётся из бархата, который отличается переливами мягкого блеска.
Евгения31 мая 2017, 17:25
Все так и есть, как описывает отец Андрей в статье. И нас в школе учили на произведениях Некрасова, Короленко и др. думать, что революция из дряхлой, безрадостной для простого народа жизни в России сделала эту жизнь светлой и радостной и нашим детям сейчас в школе на по этим же произведениям картинку неприглядной жизни в дореволюционной России предлагают...И учебники по истории, как правило базируются на советской идеологии, в отношении царской России.
Кирилл31 мая 2017, 17:01
Пукирев сознательно искажает житейский факт и рисует злую картинку вымышленной действительности?

Тогда по какому поводу в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте?
Павел З.31 мая 2017, 14:48
Добавлю вкратце, что тот, кому Россия глубоко небезразлична, с одной стороны, восхитится тем, что Менделеев жил и творил в России, а с другой - глубоко опечалится и даже возмутится тем, что таких людей у нас так мало.
Павел З.31 мая 2017, 14:46
Вся беда в том, что позиция, которую о.Андрей так чехвостит, является частью нормы, пока общество в норме. Я убежден, что мои бабушка и дедушка, родившиеся до революции и особого отношения к большевизму не имевшие, любили свою страну и знали ее. Но гнусный бранный стишок "И соплей об камень хлестко бьет архимандрит,/Настоящая картина, чисто русский вид" я узнал от них. Стишок этот дореволюционный и принадлежит то ли Лермонтову, то ли Есенину, его в других вариантах можно найти в интернете. Что же касается манеры выпячивать всё хорошее, которую автор дает нам как пример для подражания, то она для меня не меньше гнусна, чем упомянутый стишок, потому что обе эти позиции одинаково лживы.
Вячеслав31 мая 2017, 14:36
Спасибо отец Андрей, прямо в корень. Свое уныние и тяжесть души подают как авангард. Соответственно и плод.
Елена31 мая 2017, 14:09
Во все времена думать и рассуждать самому-это не простая интеллектуальная работа, которой учить должны родители своим примером. Процесс этот сопряжен и с саморазвитием. В статье очень жизненноважный призыв. Спасибо.
Илья31 мая 2017, 13:41
"То есть неравных браков не было ? Это всё придумали большевики ? А всеобуч -- это придумал Столыпин ? Ведь до революции Россиюшка крестиком расписывалась" - не Столыпин,а Константин Петрович Победоносцев, вводивший систему церковно-приходских школ. Но и до того было немало грамотных. Надо знать свою историю, а не повторять невежественные и лживые агитки большевиков.
Анна31 мая 2017, 13:13
Кажется, отец Андрей посмотрел "Нелюбовь" Звягинцева.
Н31 мая 2017, 12:36
А фото? Тоже бесовский взгляд? Езжайте в провинцию-сфотографируйте опустевшие городки и поселки грешников. А героиня картины "Неравный брак" окончила свою жизнь в богадельне, к слову.
Арина31 мая 2017, 12:26
Россия была разная, и блистательная, творческая, интеллектуальная и нищая, безграмотная, унылая, с изнуряющим трудом и матом угарным одновременно. Кажется Энштейн говорил, Вселенная как слоеный пирог, слои соприкасаются, но не перемешиваются. Общество тоже как слоеный пирог, отсюда разное восприятие одного и того же времени, так было и так будет. Кривое зеркало можно подсунуть куда угодно, чтобы сбить мушку. Оно не обязательно все уродует, может и приукрашивать, как в магазинах женской одежды. Интересно, если бы план ГОЭЛРО реализовали не большевики, глухой провинции хватило бы средств на замену лучины лампочкой?
Светлана Чернышова31 мая 2017, 12:04
Макарову. А что плохого в том, что расписывались крестом? Даже если это и так, то гораздо важнее не знать букв, но знать Бога, чем знать буквы и много всего ненужного, преподаваемого ныне в школах, но не ведать Бога.
ТаняСем31 мая 2017, 11:56
Истинно-Классно!!!!Дай Бог,чтоб не превратиться в "пустую пробку с отфармотированными Голливудом мозгами"(прям в точку о поклонниках Левиафана),не в осуждение...и очень жаль,что те создатели никак не опомнятся,что за "культуру" они несут в массы!Прости,нас,Господи и открой глаза,которые смотрят и не видят!!!А Андрею Ткачеву хочется пожелать и дальше так достойно нас вразумлять!!!
N31 мая 2017, 11:12
Соцреализм наоборот -истребить дух нытья, культивировать дух гордости и самообмана.
Елена31 мая 2017, 11:01
Спасибо, отец Андрей!!! Кто-то из святых сказал, что люди похожи на пчел и мух: одни ищут прекрасные цветы и собирают нектар, а другие водятся в навозной жиже.
Ирина31 мая 2017, 10:20
Браво!!! Блистательно!!! Как всё верно!!! Храни Вас Бог, о. Андрей! Всегда с нетерпением жду Ваших статей!
Галина Правдина31 мая 2017, 09:56
Солоухин есть Солоухин! Он первым трезвый голос о Ленине сказал в статье "Читая Ленина". Ох, и тяжко было труды вождя конспектировать. Много бредового.
ВЕКШИНА Людмила31 мая 2017, 09:41
Честная и убедительная статья.
Благодарю организаторов замечательного и полезного сайта.
Екатерина31 мая 2017, 09:40
Протоиерей Андрей Ткачев это целый мир,космос в котором столько интересного ,умного,премудрого,знающего. Да 19 век был золотым веком для писателей.Столько было написано,и никакая цензура не препятствовала. На косточки Достоевский разложил добро и зло,Л. Толстой своими романами показал войну 12 года,человеческие отношения.Для России 19 век был веком интеллектуального блеска!Спасибо за статью.На тему дня всегда пишет отец Андрей.
Ирина31 мая 2017, 09:37
Спасибо, отец Андрей! Как всегда - в 10! Каждое слово и мысль! Спаси и Сохрани Вас Господь! Каждую Вашу статью, выступление и проповедь ждем с нетерпением! Многие Вам лета!!!
Зоя31 мая 2017, 09:34
Прекрасная статья! без фарса. лукавства, и ненужных соплей - объективно о том, как нужно относиться к искусству и что оно из себя представляет! А не то в России очень распространено некое обожествление. что ли, придание несуществующей нравственности различным художникам, писателям, поэтам, произведениям искусства.. А они есть лишь то,что есть.. Все правильно. спасибо.
иван солоМа31 мая 2017, 09:24
Нераскаянные грешники...хорошо сказано...
Андрей31 мая 2017, 08:51
Большое спасибо за статью отец Андрей. Как всегда очень точно подмечено.
игорь31 мая 2017, 08:27
Спасибо отец Андрей! Не в бровь,а в глаз! Если можно-хочу добавить! На днях отошел в другой мир идеолог противников Православия - Будем разрушать РОССИЮ за счет самой РОССИИ! Радоваться,хвалить и удивляться они не хотят по другой причине - не будет щедрого финансирования от Заказчиков Проекта! Сказано было уже - Отец ваш - дьявол! А с нами - БОГ и Святая Мать Церковь !
Макаров31 мая 2017, 08:25
То есть неравных браков не было ? Это всё придумали большевики ?
А всеобуч -- это придумал Столыпин ? Ведь до революции Россиюшка крестиком расписывалась.
Денис31 мая 2017, 07:14
Прекрасная статья! Можно только позавидовать эрудиции автора.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×