Праздники месяцеслова (непереходящие)

Церковный новый год начинается 1 сентября по старому, юлианскому календарю. По новому, гражданскому стилю это 14 сентября. До императора Петра I на Руси церковное новолетие совпадало с гражданским.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 8 / 21 сентября

    

Это первый двунадесятый праздник церковного года. Он посвящен важнейшему событию: рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Согласно церковному Преданию, Иоаким происходил из царского рода, Анна — из первосвященнического. Они были благочестивы, но бездетны. Это время было особым в жизни избранного народа.

Пророки возвестили, что Мессия произойдет из царского рода. Все потомки царя Давида жили надеждой родить Спасителя. Бесплодные семьи считались лишенными Божьего благословения. К ним относились с презрением и насмешками. Иоаким и Анна горячо молились о рождении ребенка и со смирением переносили свою бездетность. За их горячие молитвы, покорность Божественной воле, целомудренную любовь и благочестие Господь дал им великую радость. Рожденная от них Отроковица стала Матерью воплотившегося Бога.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш. Уничтожив проклятье, Он дал нам благословенье и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 14 / 27 сентября

    

В основе этого праздника — историческое событие: обретение равноапостольной царицей Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Римляне изменили до неузнаваемости место распятия и погребения Спасителя, завалив его и построив языческое капище. После тщательных раскопок были найдены три креста и отдельно — доска с надписью, которая была прикреплена ко Кресту Спасителя. Крест, на котором распят Иисус Христос, определили после исцеления женщины от тяжелой болезни и воскрешения умершего. Оба чуда произошли после возложения Креста.

Множество людей, собравшихся близ Голгофы, хотели увидеть Крест. Патриарх Макарий трижды воздвиг (поднял) его с высокого места. Народ благоговейно поклонился Кресту Господню. Это было началом праздника. Произошло это в 326 году.

В память об этом событии на всенощном бдении накануне праздника из алтаря на середину храма выносится для поклонения святой и животворящий Крест Христов. В песнопениях праздника вспоминается не только обретение креста в IV веке, но и крестная смерть Спасителя. В воспоминание страданий Христовых в день праздника установлен однодневный пост.

Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, (православным христианам) даруя победы над врагами и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 ноября / 4 декабря

    

Праведные Иоаким и Анна, молясь о даровании им потомства, обещали посвятить ребенка Богу. Бог даровал им Дочь. Когда Марии исполнилось три года, они пригласили в дом родных и знакомых.

Надев на Дочь праздничные одежды, они отправились в Иерусалим. Впереди шло много юных дев с горящими свечами. Когда шествие подошло к храму, Отроковица Сама поднялась по высоким ступеням. Ее встретил первосвященник со многими священниками. Он по внушению Святого Духа ввел Ее в святое святых, которое и стало местом Ее постоянных молитв. Пресвятая Дева обитала в храме около двенадцати лет.

В свободное от молитв время Она занималась чтением Священного Писания и рукоделием. Божественная благодать воспитала и приготовила богоизбранную Отроковицу к величайшему священному событию — к рождению Спасителя мира.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Ныне предызображение Божиего благоволения и провозвестие о спасении людей, Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления Создателя о нас.

Рождество Христово

Празднуется 25 декабря / 7 января

    

По Божественному смотрению, Сын Божий по наитию Святого Духа родился от Пресвятой Богородицы ради спасения людей. Боговоплощение — величайшее событие не только Священной, но и всей мировой истории. О нем за много веков предвозвестили пророки (см.: Ис 7, 14; Иер 31, 22).

По духовной значимости Рождество Христово является вторым после святой Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью Вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на Херувимах»[1].

Последующие за праздником двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Поэтому они называются святыми (Святками). По традиции верующие проводят их радостно, весело и благочестиво.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда служившие звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты, Господи, слава Тебе!

Крещение Господне

Празднуется 6 /19 января

    

В начале Своего общественного служения Иисус Христос принял крещение от Пророка и Предтечи Иоанна в водах Иордана. Господь не нуждался в очищении и освящении. Он крестился, чтобы дать образ Таинства, через которое каждый человек вступает в Христову Церковь. Спаситель явил Себя миру как обетованный Мессия. В Постановлениях апостольских (IV века) предписано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Этот праздник в богослужебных книгах называется также Просвещение, или праздник Светов. Этим выражается та богословская истина, что Бог есть Свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной (Мф 4, 16).

Своим крещением Господь освятил все водное естество. И в сам день праздника, и накануне его в Церкви совершается великое освящение воды[2].

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Святой Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину сего слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Сретение Господне

Празднуется 2 / 15 февраля

    

Событие, давшее начало этому двунадесятому празднику, произошло в Иерусалимском храме в сороковой день по рождении Иисуса. Для исполнения закона Моисеева Господь как Первенец Своей Матери был принесен в храм, где Его встретил старец Симеон[3]. В честь этой встречи (по-славянски — сретения) и назван праздник. В этот же день произошла еще одна встреча — Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.

В праздник Сретения Господня особенно прославляется Пресвятая Богородица, Которой праведный Симеон тогда предсказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия (Христа) Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 25 марта / 7 апреля

    

Этот евангельский праздник вспоминает о том, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице великую радость о рождении Сына. Кротость и смирение Пресвятой Девы, выраженные в словах: я — Раба Господня, дает возможность Спасителю мира воплотиться среди людей[4].

В этот весенний праздник в Русской Церкви существует обычай выпускать на волю птиц, что символизирует освобождение человеческой души от рабства греху.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Преображение Господне

Празднуется 6 / 19 августа

    

В этот праздник совершается воспоминание того, как Господь, взяв на гору Фавор трех Своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — преобразился пред ними, явив им Свою Божественную славу[5].

В этот день принято освящать в храме виноград нового урожая, а также начатки новых плодов — фруктов и овощей. Виноград в Священном Писании — это образ народа Божия, образ Церкви. Кроме того, виноград как плод, сок которого в результате брожения становится вином, а из вина действием Божиим на литургии претворяется в Кровь Христову, является ярким символом Преображения[6].

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Ты преобразился на горе, Христос Бог, показав ученикам Своим славу Свою, насколько для них это было возможно. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, слава Тебе!

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 15 / 28 августа

    

В этот день вспоминается блаженная кончина земной жизни Пресвятой Богородицы и преставление Ее на небо. Согласно церковному Преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой Марией и совершить Ее погребение. Пресвятая Матерь Господа была погребена в Гефсимании. Апостол Фома не участвовал в погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было — остались одни лишь погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В тот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении Ангелов, приветствовала их и обещала неотступно пребывать с ними.

В некоторых храмах вместо иконы праздника для поклонения выносится плащаница — пелена с изображением усопшей Пресвятой Богородицы.

В рождестве Девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При рождении Ты, Богородица, сохранила (Свое) девство, по (Своем) успении Ты не оставила мира. Ты, будучи Матерью Жизни, преставилась к жизни и Своими молитвами избавляешь от смерти души наши

7 августа 2017 г.

[1] О Рождестве Христовом можно прочитать на с. 250–251. (1 ф., с. 128-129)

[2] О святой крещенской воде мы пишем на с. 573-574. (с. 63-64)

[3] См. о Симеоне Богоприимце на с. 252. (1 ф., с. 129)

[4] Об этом событии можно почитать на с. 247–248. (1 ф., с. 127)

[5] Об этом см. на с. 281–282. (1 ф., с. 146-147)

[6] О ежегодном чуде, совершающемся на горе Фавор в день Преображения, можно прочитать на с.571–572. (с. 62)

×