Самая хорошая проповедь

Доверь близких своих Христу. Часть 2

    

(Окончание. Начало см: Кто тебя поставил спасать мир?)

Давайте скажу вам еще кое-что. Иногда бывают такие люди, здесь и повсюду в мире, которые, поскольку не заняты личной любовью и отношениями, весь свой интерес направляют на то, чтобы изменить детей, родных, исправить их, изменить мир. Это говорит об отсутствии, нехватке у нас собственного счастья. Счастливый человек не интересуется другими так трепетно, он живет своей любовью.

Спросил я одну женщину, притеснявшую своего ребенка:

– У тебя есть муж?

– Да.

– Вы любите друг друга?

– А почему вы спрашиваете?

– Ты ощущаешь любовь и единение с мужем? Вы счастливые супруги? Если бы вы были счастливыми супругами, счастливой парой, но только по-настоящему, со всем, что стоит за словом «счастье», ты бы так сильно не тревожилась за ребенка.

Часто наша тревога о других показывает, что где-то в личной жизни, в отношениях со своим спутником мы не счастливы. Поэтому начинаем заниматься другими. Как в монастыре, когда у монаха или монахини нет мира с Богом, своим старцем и молитвой, он не находит покоя и всё его раздражает: время, сырость, сверчки, паломники. А если у тебя есть мир с Богом и человеком, который рядом с тобой, ты не занимаешься другими: «Мы любим друг друга, Бог дал нам жизнь, мы поженились, нарожали детей, и они пойдут своим путем».

Бог не будет с тебя спрашивать, почему ты не притеснял его так сильно, почему не беспокоил других так много. Стань же и ты распахнутым объятием, как Бог. Уважай свободу другого и оставь его в покое.

Что говорит отец старшему сыну, остававшемуся дома? Не блудному, а тому, который был недоволен, когда вернулся брат. Он говорит ему: «Чадо мое, зачем ты так делаешь?» (см.: Лк. 15: 31). Он называет его «чадо мое», то есть «ты чувствуешь, что ты мой ребенок?» Он жил в доме отца, но не ощущал его как отца.

Я думал об этом утром, немного помолился и сказал себе: «Если бы у меня было больше доверия к Богу, если бы я жил молитвой и находил в ней покой, то меня не интересовало бы, даже если бы весь мир погибал». Не из презрения, а из полного доверия Богу. То, что я говорю, – это не презрение.

А ты живешь своей молитвой? Когда молишься, ты по-настоящему доверяешься Богу, так, чтобы с тебя свалилась огромная тяжесть? На святой Литургии мы говорим: «…Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Иными словами, надо доверить и свою жизнь, и всё Христу! Улавливаешь это?

Мать Гавриила говорила: «Когда я молюсь о ком-нибудь, то мысленно беру его в свою душу, ставлю у ног Христа на Голгофе и так обнимаю его в Христовом свете. И потом, чтобы понять, истинна ли моя молитва, смотрю, чувствую ли покой». Если помолишься о ком-нибудь и затем обретаешь покой, значит, ты действительно положил его к Христовым ногам. А если после молитвы у тебя опять сердцебиение, значит, ты не поверил Христу, а опять воспринял всё лично, через свою логику. Если помолиться как следует, мы обретем покой и ощутим любовь Христа.

В Евангелии говорится: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» – «Любишь ли ты Меня, Петр? Любишь ли Меня?» И когда Христос сказал святому апостолу Петру: «Следуй за Мной!» – тот спросил Его: «Господи, а что будет с Иоанном?» – и Христос ответил: «Ты следуй за Мной! А если Я хочу, чтобы он всегда был жив, то что тебе до этого?» (ср.: Ин. 21: 15, 19–22).

Любишь ли ты Христа так сильно? Предоставь мир Ему и живи своей жизнью, и мир изменится без того, чтобы ты это почувствовал. Обрети покой, тишину. Пусть ребенок увидит, что ты спокойная мать, счастливая супруга, что отец счастлив, пусть он ощутит спокойствие, тишину, доброту, любовь. Это самая хорошая проповедь. Ребенок будет каждый день чувствовать, что у него хорошие родители. И ты изменишь его без особых слов. Когда излучаешь тепло, другой меняется.

В школе у нас есть ребенок, который не знал, как питаются в пост, и иногда ел бутерброды с сыром. Вскоре он узнал, что ребята постятся, и спросил меня:

– Ну почему вы не заругали меня?

– А за что тебя ругать, если ты не знал? Мать дала тебе бутерброд с колбасой и сыром, неужели я должен заставлять тебя поститься, чтобы вы перессорились дома? Разве это правильно?

Иногда из-за этого возникают споры. Ученики часто поднимают руку и спрашивают:

– А что нам делать, когда дома кто-то не постится? Надо ли поститься всем насильно?

Ответ такой:

– А вы попробуйте и посмотрите, что получится! Попробуйте! Если хотите, чтобы все постились и дело дошло до ссоры, чтобы мы были злыми, ругались и говорили: «Ну слава Богу, пришла Святая Четыредесятница, теперь у нас дома начнутся ссоры!», – тогда хорошо, делайте это!

Мне говорят:

– Однако, отче, то, что вы говорите, неправильно!

– Хорошо, а вы сделайте как правильно!

– Но каноны ведь говорят, что надо поститься!

– Хорошо, поститесь, разве я говорил, чтобы вы не постились? Поститесь!

Вопрос в том, как говорит старец Паисий, чтобы не превратить каноны в орудия против других, канон – это линейка, по которой исправляется твоя жизнь: «Я хочу исправить ее этим способом». Это не получается насильно, но свободно.

Как-то я вел передачу о рае Божием, в которой сказал, что нам не надо думать об аде и бояться. Как говорит старец Порфирий, Христос не хочет, чтобы мы вместо Него думали об аде, Он хочет, чтобы мы любили Его как своего Друга. Вы слушали эту кассету, где старец Порфирий говорит, что Христос – это всё? Он говорит как бы от имени Христа: «Я не хочу, чтобы вы думали обо Мне, будто Я держу руку в аду. Я хочу, чтобы вы Меня любили, чувствовали Меня как своего Друга, Брата и так пришли ко Мне».

Одна дама услышала это по радио и прислала мне сообщение по электронной почте: «Отче, вы говорите односторонне! Бог – это справедливость, а не только любовь! Бог говорил об аде, и во всех этих местах Нового Завета написано об аде!» Она нашла 15 таких мест. Я сказал себе: «Какая же это радость отследить места, в которых говорится об аде, и показать мне всё!»

Я не ответил ей по электронной почте, но однажды при встрече сказал ей:

– Думаешь, я не знаю, что ад существует и в Священном Писании написано о нем? Я тоже знаю это. Но только давай спрошу тебя кое о чем. Представь себе, что ты живешь во времена Господа и находишься рядом с Ним, идешь со Христом. Можешь себе представить, чтобы Христос отправил твой дух в ад? Разве Он за этим пришел, чтобы запугать нас адом? Можешь себе представить, чтобы Христос хотел, чтобы ты Его боялась и не могла к Нему близко подойти?

Это первый шаг: «Я боюсь попасть в ад, поэтому подойду поближе ко Христу». Как один ребенок в школе, который сначала боялся меня из-за оценок: хотел получать хорошие оценки и поэтому оказывал мне всяческие любезности, – а потом узнал меня получше и даже исповедался. Он сказал:

– Я не верю, чтобы это (любовь ко Христу) было важно для оценок.

– Нет, дитя мое.

– То, что я скажу тебе, нехорошо, но я считаю, что одно дело – это оценка и преподаватель, а другое – духовник.

– Разумеется. – И я повысил ему оценку: – Твои грехи заслуживали более низкой оценки, но мы ведь не ставим оценок за грехи.

Потом прошло какое-то время, и он говорит мне:

– Сначала я, отче, любил вас потому, что думал об оценках, а сейчас, даже когда закончу школу, хотелось бы видеть вас и после школы, потому что я люблю вас как человека!

Вот это замечательно. А вы бы предпочли, чтобы мы любили Бога из-за оценок? И всё время думаете: «Как бы не попасть в ад, как бы Он не покарал меня, не наказал!» Да делай ты, что хочешь! Что ты хочешь сделать? Что?

Когда мы были студентами, Лавреотикийский митрополит Николай (Хаджиниколау) рассказал на лекции, как он однажды пошел к своему духовнику и сказал:

– Отче, я больше не могу! Я взорвусь в Церкви!

– А чего ты хочешь, дитя мое?

– Я не выношу всего этого давления в Церкви!

– И чего же ты хочешь?

– Я хочу в конце концов согрешить!

И духовник ответил ему совершенно спокойно:

– Ну согреши.

И когда он это сказал, тот тут же успокоился и желание грешить пропало. Он говорил нам:

– Он был такой спокойный. Я боялся, что он скажет: «Не вздумай чего-нибудь натворить! Как это так – согрешить?» – а он вместо этого: «Сделай это, дитя мое, что ты там хочешь сделать?»

Кто-нибудь скажет: «Если сказать такое ребенку, он ведь совершит грехи». А я думаю, не совершит. Вот спрошу тебя кое о чем: есть ли способ не делать грехов? Назови мне самый хороший способ. Дай Бог, найти его!

Есть случаи, когда можно и поругать ребенка. Однажды ты сказал мне:

– У тебя нет детей, поэтому ты так и говоришь. А если бы был ребенок и он сказал тебе, что хочет выйти вечером, а ты ему ответил: пускай идет куда хочет и возвращается когда хочет, посмотрел бы ты тогда, что будет! Если бы у тебя был ребенок, ты бы ему так сказал?

Да, ты прав. Я тоже заругаюсь, воспротивлюсь, начну говорить резко, как бы это сказать – ударю его несколькими словами, чтобы исправить, но всё же нужен подход. И шлепок дашь, но только будь осторожней: рука, дающая шлепок, должна хоть немного пахнуть ладаном. Сначала помолись, прежде чем дать затрещину, схвати четки, помолись час. Проведи час с четками! Сделай это и увидишь!

Но как же тебе трудно молиться! (На Святой Горе Афон один человек говорил мне: «Помолюсь чуть позже, когда пойду в келью». Говорил это с утра до вечера. И не делал. Разговор за разговором. А молитва? Никак? «Как хорошо молиться», – говорил он мне, но не молился.) Помолись час, и если молитва не даст результата, стукни его, и тогда посмотрим. Но только мы не молимся, нам ведь легче ссориться, ругаться, грызть друг друга.

И давайте перестанем вешать на людей ярлыки: кто хороший, кто плохой, кто нуждается в исправлении, а кто нет.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Православен Свят

1 августа 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Если бы мы были Божиими… Если бы мы были Божиими…
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если бы мы были Божиими… Если бы мы были Божиими…
Архимандрит Андрей (Конанос)
Разве это не православный дух – попробовать смиренно понять, что человек испытывает? Стать ближе к его душе? И увидеть, почему он это делает, почему боится и колеблется, глубоко в душе жаждет Бога, но не хочет иметь дела с нами, священниками?
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митр. Лимасольский Афанасий
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митрополит Лимасольский Афанасий
Человек, унижающий себя, не может почитать других, он и их будет унижать. Научись уважать себя, свое тело, свое лицо. Не превращай себя в зверя. Спрашивают: грех ли краситься? Это не грех. Но проблема в чем? В том, что этим ты подменяешь себя.
«Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО) «Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО)
Прот. Андрей Ткачев
«Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО) «Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО)
Протоиерей Андрей Ткачев
Молишься ли ты за врагов, состраждешь ли ты падению человеческому, не радуешься ли ты беде, приключившейся с тем, кого ты не любишь, – вот проверка нашего сердца.
Комментарии
Поваляева Анна Николаевна10 апреля 2019, 17:38
Очень умно и сложно.Люди все разные. Конечно.

С уважением. Анна.
Катерина 4 августа 2018, 15:22
ТаняСем 3 августа 2018, 12:39 - "взять чётки и помолиться" условное выражение, почти идентично советскому "досчитай до 10 и только потом...". Т.е. не делать ничего сгоряча. Да. Почти. Но за одним "маленьким" исключением. Даже кратчайшее сердечное "Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнути" в трудной ситуации с другим человеком укрощает бурю чувств и дает правильную реакцию в нужный момент. Контрагент чувствует это необъяснимое для него изменение материи вокруг (это и для меня также необъяснимо) и отзывается сердцем. Я нашла в молитвеннике "Молитва на злые мысли", заучила и вот... применяем-с. "Обуреваюшин меня помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий!" - Кофликт потухает. И Тишина.
ТаняСем 3 августа 2018, 12:39
Очень очень вразумляющая статья!!!Спасибо сто раз отче Андрею!!! И как бы хотелось и самой быть счастливой и умиротворенной матерью и супругой,как пишет батюшка,никто не спорит- но...извените когда воспитываешь одна ребенка и рядом нет никого кроме своих двух рук и головы,а ребенок 7ми лет начинает проявлять характер и упрямничать,то "взять четки и помолиться" просто непонятно как... ведь надо успеть везде и на работе и дома и еще папу пожилого навестить,который живет отдельно...Вот и ломаю голову-КАК мне быть спокойной,счастливой мамой???наверно Господа надо просить чтоб мозгов дал и вразумил как,а в целом статья ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ понравилась!Сердце согрела!Многая лета автору!!!!
Павел З. 3 августа 2018, 10:04
Всё сказанное мной относится прежде всего к совету духовника владыки Николая. Я не могу представить себе, чтобы Бог давал мне лично свободу согрешить. Это выше моего понимания. Мама мне такой свободы не давала, не давали этого мне ни бабушка, ни дед, ни кто-либо из школьных учителей. Не могу допустить такого, а если могу, то для этого мне придется уйти из Церкви! Хотя архим.Андрею я ставлю одни десятки.
Павел З. 3 августа 2018, 10:00
Я так люблю статьи архим.Андрея, что попрекать его язык не поднимется. Но я сам воспитан в духе постоянного стремления к совершенству - к хорошим оценкам, к чистоте от всякого греха и т.п., в духе того, что всякая боль для меня - просто заслуженное наказание и ничего больше, что наш Бог - прежде всего Бог страха, а не любви. Я привык, например, считать, что Господь только и думает, чтобы отправить меня в ад... Вся статья обращена словно прямо ко мне. А теперь вопрос - что же, мне попрекать теперь, после этой статьи, в этом во всем свою родную мать? Да еще и покойницу? Ведь, по логике о.Андрея, она поступала дурно... Нет уж! Мне такую "степень свободы" духовник запретил - маму ругать!
Людмила 2 августа 2018, 14:41
Спаси Господь батюшку Андрея за замечательную и поучительную статью.Мой сын не живет с семьей, выпивает, не работает. Живет в квартире родителей моего мужа и за квартиру не платит. Муж очень переживает такое поведение сына,сердится, Что делать? Ведь у нас с ним мир и понимание.Казалось и сын должен на нашем примере быть положительным семьянином. Он всегда говорил,зачем отец на меня давит.И Господь посылает статью,вразумление.не дави,смирись.Как мне быть? Муж не любит подсказок.Я хожу в храм, молюсь,смиряюсь,исповедаюсь,причащаюсь.Помоги Господи чтобы в нашей семье был мир и понимание.Слава Богу за все!
Елена 2 августа 2018, 11:15
Слава Богу! Как вовремя мне попалась эта статья! Именно эти слова мне и нужны были сейчас, именно такие советы.
Спасибо большое!!!
Спаси Господи!
елена 2 августа 2018, 09:55
Правильно, а то у нас даже в церкви вешают ярлыки, а та вот так согрешила а та иначе,эта бедная - плохая,
а та побогаче значит хорошая.Спаси Господи вас.
Антоний 1 августа 2018, 17:25
Замечательная статья! Но при необходимом вежливом и тактичном отношении к ближним следует чувствовать тонкую грань между уважением и попустительством. "А за что тебя ругать, если ты не знал?" - ругать не за что, но дать подсказку иногда стоит, дабы человек сам потом не обижался, что все вокруг знали, а ему не сказали. Это касается не только сыра, конечно, но и самых разных жизненных ситуаций. Да и в целом всегда следует называть добро добром и зло - злом. Если человек творит зло, не нужно этого от него скрывать. Осознание даст ему импульс меняться (выбор останется за ним), и тогда уже, общаясь с ним, понадобится "мудрость змия в отношении зла соединить с незлобием голубя в отношении добра".
Светлана 1 августа 2018, 13:17
Если б было можно-все 20 баллов дала бы за статью. Все в точку: про ощущение Бога везде и во всем и в самом себе, и про отношение к ближним с их проблемами, обстоятельствами жизни, "тараканами" в голове и про трудности с молитвой и исполнением заповедей.
Благодарю Вас, отец Андрей, за ощущение теплоты и понимание того, что Бог тебя не оставляет ни при каких обстоятельствах и падениях. Главное - не поддаваться унынию, а пусть крохотными шажками, но двигаться к исправлению. А когда присмотришься к себе повнимательнее (там же - гади, их же несть числа), тогда и появится снисхождение ко всем окружающим тебя людям. Замечательно, помогай Вам Господь!
ник 1 августа 2018, 10:35
Статья довольно сложная. Непростая по смыслу. Соглашаюсь, что не надо постоянно строить из себя авторитет перед другими. А про то, что поститься в семье трудно, из-за появления ссор, то хочется рассказать такую историю. Однажды в семье узнали, что младшая дочь начала поститься в Великий Пост, то есть из еды просто ела постное.И отец просил ее перестать поститься. А она в ответ сказала ему:"Но ведь я видела по телевизору, что и Патриарх постится, а он такой всеми уважаемый и известный человек." Отец только улыбнулся, и конечно, не препятствовал ей в пост больше.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×