Кушай, а то дедушка тебя накажет!

Когда Бог подает нам Свою благодать, мы что делаем? Протягиваем руки. И знаешь, как складываем их? Как малые дети, когда насыпаешь им конфет в ручки, или как когда раздают антидор, а нам хочется взять побольше, и мы набираем его полные пригоршни.

Это движение описывает и любой подвиг, который мы совершаем в Церкви. Другими словами, когда постишься, ты не говоришь Богу: «Сейчас я делаю то-то, но хочу, чтобы Ты мне за это воздал! Я постился, поэтому дай мне!» И когда в воскресенье утром идешь в храм, чтобы принять участие в святой Литургии, не говоришь Ему: «Вот, я пришел в церковь. А теперь жду от Тебя награды!» Нет! Бог и без того сделает тебе множество подарков. Ведь Он любит тебя без всяких условий. Он ведь не как мы, то есть не «ты мне – я тебе». Нет, Бог любит тебя, даже если ты Его не любишь!

А разве ты не говорил мне, что столько лет совершаешь грехи и всё никак не пойдешь в церковь? Так что же сделал тебе за это Бог, наказал? Нет, напротив, Он устроил у тебя всё замечательно: и работу, и здоровье, ты ведь не испытываешь совершенно никаких страданий. Следовательно, ты согрешаешь, а Бог в ответ на грех воздает тебе любовью. Каждый раз любовью и любовью! И говорит: «Я тебя люблю! Я хочу, чтобы ты стал христианином не для того, чтобы Я тиранил тебя. Мне не нужны рабы».

«Я раб Божий!» – эти слова указывают на свободу от любой зависимости. Я раб одному только Господу!

Ты скажешь сейчас: «Постой, а разве мы не говорим то тут, то там: крещается раб Божий, венчается раб Божий?» Да, но ты подумай, когда было принято это выражение «раб Божий», в какую эпоху. Святой апостол Павел употребляет его в эпоху (в Ветхом Завете его тоже употребляли), когда у царей были подданные, говорившие о себе: «Я раб царя такого-то», а царь говорил: «У меня есть слуги и подданные». И тут является Церковь и говорит: «Нет, ты ошибаешься! Ты не будешь рабом никому, ни единому человеку! Ты будешь рабом одному только Господу!»

Эта формулировка была очень радикальной в те времена, когда она была озвучена. Это были крайне радикальные слова! Настоящая революция! Царь стоит впереди, слушает святую Литургию, а в молитве слышится: «Раб Божий». Не царский. Нет. Мы рабы Господа. Понимаешь? Это слово очень революционно и указывает на свободу от любой зависимости. Я раб Божий! Я раб одному только Господу! Следовательно, я свободен! Я ни от кого и ни от чего не завишу! Я принадлежу Тому, Кто распялся на Голгофе для того, чтобы я не был рабом никому! Это и значит «раб Господень» – свободный, отданный Господу. И я люблю Любящего меня и Сделавшего меня таким свободным.

Посмотри, что делает Христос на Голгофе! Простирает руки. Он не душит тебя, не зажимает, не указывает, куда тебе идти, не привязывает к Себе. Полная свобода!

– Дитя Мое, посмотри на Меня. Я простираю Свои руки. Ты можешь делать со Мной всё что хочешь, относиться ко Мне, как хочешь. Я предоставляю тебе свободу и говорю: «Приди – или уйди». А ты понимай это, как хочешь, истолковывай Мой поступок, как хочешь.

И человек толкует это, как хочет, а Господь принимает его решение. Ты приближаешься к Богу, тебя притягивает Его любовь и влечет Его Крест, или же видишь Его распростертые руки и говоришь:

– Если Он позволяет мне уйти, то уйду! Я хочу уйти!

Уходи! Но если ты стал приближаться к Богу, то уже не лезешь к Нему с отношениями типа «ты мне – я тебе». Нет, ты идешь в церковь, чтобы принять Божию благодать и взять Божие благословение, сказать Ему свое «благодарю» и ответить на ту великую любовь, которую Он тебе уже отдал. Бог возлюбил тебя еще до того, как ты надумаешь каяться. Понимаешь?

Другими словами, это своекорыстие, которое я иногда наблюдаю в церкви, эта готовность пойти на сделку с Богом в случае нужды, мне не нравится. Заказать молебен, чтобы Бог стал для нас Другом, Приятелем и Защитником, – это уже связь с Богом типа «ты мне – я тебе». Эта связь несовершенна!

Однажды я услышал, как пожилая женщина говорит своему внуку, не хотевшему есть:

– Кушай, а то дедушка тебя накажет!

Это неправильно.

– Кушай, а то Бог тебя не будет любить, – сказала она на следующий день.

Я сказал бабушке:

– Но почему же? Наоборот! Бог очень любит детей, которые много не едят и не толстеют. А почему Он не должен их любить?

Зачем создавать у ребенка такое представление о Боге? Зачем преподносить в искаженном виде то, что так ясно? Зачем создавать у него перевернутое представление о тех вещах, которые могут, подобно коврам-самолетам, доставить нас в рай? Как те волшебные коврики из сказок, которые примчат тебя, куда ни пожелаешь.

Мы рисуем мрачное пространство, уставленное ограничениями. А Церковь – место свободы!

Ты передаешь ребенку это волшебство и красоту в искаженном виде, и потом он слышит слово «Церковь» и говорит себе: «А, это то принуждение, порядок любой ценой, консерватизм…» Так думают о Церкви, что это какое-то скучное и мрачное пространство, уставленное ограничениями и преградами. А Церковь – место свободного пространства, где душа твоя дышит полной грудью, сердце бьется нормально, где ты не трясешься, не боишься, где твое «я» – настоящее, такое, какое есть, честное и искреннее, и ты такой, какой ты есть, грешный и раскаивающийся. Согрешишь – поплачешь, покаешься… и так будет продолжаться до тех пор, пока Христова любовь не возьмет в тебе верх.

Грех в конце концов ослабевает. Потому что знаешь, что такое грех? Грех – это всего лишь обман! Потом грех уже не будет тебя влечь, ты не будешь вынужден грешить, но и наступать на горло собственной песне тоже не будешь. Выбор в пользу добра будет происходить спонтанно, потому что у тебя больше не будет желания грешить. Грех не будет тебе нравиться, потому что ты уже будешь полон чего-то другого.

Подумай об этом, как это просто. Если кто-нибудь курит, значит, больше нет ничего, что вызывало бы у него наслаждение, вот он и нашел себе это. А если семья станет доставлять ему тепло и усладу, он не захочет сигарет. Тогда его уже не надо будет прессинговать и говорить: «Перестань же наконец. Дом с самого утра уже превратился в какой-то дымоход!» Намеки уже не будут нужны.

Этот неправильный менталитет распространился и на пространство Церкви. К сожалению, мы передаем его детям и поэтому видим совсем другого Бога, не Того доступного и подлинного, каким Он явился на землю. Ты помнишь, как ученики шли и говорили Господу, чего они хотят? Они говорили несуразные и легкомысленные вещи, которые сегодня нас удивляют. Мы недоумеваем, читая, как сами апостолы Иаков и Иоанн говорят Ему: «Мы хотим сесть слева и справа от Тебя, когда придешь судить мир. Дай нам почета и власти!» (ср.: Мк. 10: 35–37). Сегодня ты скажешь: «Ну как же это нелепо! Господь ведь хотел, чтобы они были смиренными!» Сегодня ты судишь так, но я все-таки думаю по-другому.

В Евангелии потрясает именно это: Он – Сам Бог, а страха не вызывает!

Мне очень нравится, что Господь не создавал вокруг Себя казарменной атмосферы и не учил учеников каким-нибудь конкретным и формальным правилам поведения, говоря: «Вы все будете говорить вот так-то и так-то, и чтобы Я не слышал от вас всякого вздора!» Он позволял им выражать себя такими, какими они и были в действительности. Рядом с Ним были дети – это святые апостолы были как дети, как непутевые дети.

В какой-то момент Господь действительно сделал им замечание и сказал, что они еще не знают Его духа, не знают Его смирения и любви. Но когда Он говорит это? Когда ученики попросили позволить им отомстить одному городу, не принявшему их (см.: Лк. 9: 54–56). И Христос их поправляет. Да, но для начала выслушав их. Он поправляет их, но уже после того, как они перед Ним свободно выскажутся.

Здесь потрясает именно то, что Он – Сам Бог, а страха не вызывает!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Свети цар Борис

28 августа 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Научи меня радоваться, мама!» «Научи меня радоваться, мама!»
Алина Мирикэ
«Научи меня радоваться, мама!» «Научи меня радоваться, мама!»
Алина Мирикэ
Наше отсутствие рядом лишает их уроков, без которых они забудут самих себя. А отдалившись от себя, всякий человек начинает блуждать по миру, чуждому ему.
Благодать и свобода Благодать и свобода
Митр. Лимасольский Афанасий
Благодать и свобода Благодать и свобода
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не ценим себя. Люди потеряли самоуважение. Почему? Потому что утратили самый крепкий фундамент: утратили сознание того, что они – Божий образ.
Оставь ребенка в покое. Ч. 1 Оставь ребенка в покое. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Оставь ребенка в покое. Ч. 1 Оставь ребенка в покое. Часть 1
Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ребенок поделился своим мнением с тобой, даже если оно отлично от твоего, поверь, ты приобрел что-то очень большое. Он тебе открывает душу, хотя и не соглашается с тобой, а это значит, что он не боится тебя.
Комментарии
Laura Oh12 сентября 2018, 18:31
Очень понравился комментарий Сергея. Думаю, что он, действительно, в чём-то прав.
Михаил31 августа 2018, 15:03
Так бывает, что открою статью о.Андрея и "пробегусь" глазами. Почитаю отзывы. Прочитал первый отзыв Сергея - "слезу пробило", хорошо написано! Слава Богу! Помилуй Господи раба твоего Сергия!
Михаил30 августа 2018, 20:45
Спасибо за статью)))

Красиво в Евангелии написано:

"Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение." (Евангелие от Луки 9:51-56)
р.б. Елена30 августа 2018, 11:21
Каково расти в страхе?! Страх накапливается и разрушает Детское Я. Перед 1 ым сентября ехала в плацкартном вагоне, тёти, дяди, бабушки, дедушки, мамы, папы везли Детушек на место их прописки. Впечатление? как будто едет штрафная рота! С детьми разговаривают, как будто это их вина что они появились на белый свет. Спросила об этом одного папу, он сказал, что никто не научил видеть в реб\нке=Человека- Так, как в мо\м купе была "изба читальня" плюбопытствовала=кто будет встречать- Только несколько Деток сказали, что иъ будут встречать=папа и мама- Остальныъ-мама и дядя-Вова, Саша, Егор- Вот и удивляемся- Где Мужчины? Почему молодёжь жестокая? Иъ Я загублено- Прости меня, Господи-грешную-
Ирина Студенская28 августа 2018, 13:37
Прекрасная статья! Обязательно прочту отрывки из этой статьи своим детям.
Сергей28 августа 2018, 12:56
Прекрасная статья! Попробуйте в состоянии уныния пойти на страдания. Не получится. Думаю, что мученики принимали мучения, в состоянии восторга (восхищение, забытие самого себя, временное отрешение духа от мира-словарь Даля). У нас сложилась патологическая ошибка. Покаяние, ассоциируется со слезами и унынием. А покаяние, это изменение к лучшему, вызывающее внутренний восторг, даже до слёз. Хожу в храме с радостной улыбкой, народ косится. У нас принят образ пришибленного грешника, смотрящего в пол. Но из этого состояния невозможно любить, ни себя ни ближних. Себя не прощаем, ближних не прощаем и...Бога прощающего нас понять не можем. Нам бы бога из районного суда. С ним бы договорились.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×