Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

Третий Вселенский Эфесский Собор. Художник: Василий Суриков Третий Вселенский Эфесский Собор. Художник: Василий Суриков

Константинопольский патриарх Варфоломей 1 сентября 2018 года перед Синаксисом архиереев Константинопольского Патриархата заявил:

«Временами мы переносим испытания и впадаем в искушения именно потому, что некоторые ошибочно считают, будто можно любить Православную Церковь, но не Вселенский Патриархат, забывая о том, что он является воплощением исконного истинного духа Православия. “В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; “в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей”. Возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, ныне покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл был прав, подчеркивая, что “Православие не может существовать без Вселенского Патриархата”».

Эти слова представляют собой последовательность безосновательных заявлений, а именно:

  • чтобы любить Православную Церковь, человек должен любить Константинопольский Патриархат;
  • истоком Православной Церкви является Константинопольский Патриархат;
  • Константинопольский Патриархат для Церкви то же, Кто и Христос для человечества: источник жизни и света;
  • Православие не может существовать без Константинопольского Патриархата.

Какую оценку можно дать данным заявлениям? Во-первых, можно заметить, что на протяжении более чем трех столетий истории Церкви собственно Константинопольского Патриархата не существовало. Поэтому отнести заявления, сделанные от его имени патриархом, ко всему периоду существования Церкви просто невозможно.

В период с 339 по 843 год кафедру Константинопольского патриарха занимали еретики

Но, возможно, патриарх Варфоломей подразумевал последующий период, когда высокий статус Константинопольского Патриархата был твердо закреплен Вселенскими Соборами? Правда ли, что с момента своего основания в IV веке Константинопольский Патриархат являлся «истоком Православной Церкви», «жизнью» и «светом» Церкви, необходимым условием существования Православия? И мы снова видим, что исторические факты противоречат таким заявлениям. В период с 339 по 843 год кафедру Константинопольского патриарха занимали еретики на протяжении 202 лет из 504, то есть 40% всего этого времени. Оно включало в себя длительные промежутки, в течение которых ни один православный архиерей не занимал Константинопольский престол, в то время как его занимали:

  • арианские патриархи – с 339 по 380 год (37 лет);
  • патриархи-монофелиты – 610–666 годы (56 лет, все осуждены поименно VI Вселенским Собором);
  • патриархи-иконоборцы – в 730–780 годы (50 лет) и снова с 815 по 843 год (28 лет).

А еще, конечно, был патриарх Несторий – осужденный III Вселенским Собором.

После окончательного поражения ереси иконоборчества в IX веке Вселенские патриархи на протяжении многих лет были православными.

Возможно, теперь можно утверждать, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата»?

Нет, нельзя. На протяжении нескольких лет в XIII веке и более чем десятилетия до падения Константинополя в 1453 году Вселенский престол занимали патриархи, которые сдали себя римскому католицизму и присоединились к унии.

Недавно кое-кто активно указывал на факт, что Русская Православная Церковь объявила себя автокефальной в 1448 году без согласия Константинополя. Но в действительности следует вспомнить, что в 1448 году Константинопольская Церковь по существу не была православной, так как приняла унию с католическим Римом на его условиях.

Так к какому же периоду относится заявление, что «Православие не может существовать без Константинопольского Патриархата»? Совершенно точно – не к первым 1500 годам церковной истории. Но сложно себе представить, что патриарх Варфоломей применил такое широкое обобщение только к 500-летнему периоду. Честное рассмотрение церковной истории приводит нас к выводу о том, что заявление патриарха является ложным: Православие может существовать и на протяжении многих периодов времени по факту и существовало без Константинопольского Патриархата.

Более того, роль Константинопольского Патриархата опирается на роль, когда-то принадлежавшую Римской Церкви. Римская Церковь прямо упоминается в основных канонах, имеющих отношение к роли Константинополя, особенно в многократно обсуждаемом 28-м каноне Халкидонского Собора. Никто не спорит, что до Великой схизмы Римская Церковь имела статус «первой среди равных» Церквей. Если мы не можем сказать, что «Православие не может существовать без Римской Церкви», как тогда мы можем сделать подобное заявление касательно Константинопольского Патриархата? Разве Константинополь является более значимым, чем Римская Церковь была до Великой схизмы? Разве у нее больше привилегий, больше превосходства? Очевидно, что ни один представитель Константинопольского Патриархата такого сказать не может. Из этого, таким образом, следует вывод: если Православие доказало, что может существовать без Рима, Православие также может существовать без Константинополя.

Поэтому и Константинопольский Патриархат нельзя назвать незаменимым «первоистоком Православной Церкви».

Истоком Церкви является не тот или иной епископский престол, а Христос – только Он

Ни в историческом смысле, так как Церковь берет свои истоки в Иерусалиме и она существует задолго до создания Константинопольского Патриархата. Ни в богословском смысле, так как истоком Церкви является не тот или иной епископский престол, а Христос, Который Сам рожден от Отца прежде создания всех веков и Который послал Святого Духа, чтобы основать Церковь в день Пятидесятницы. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18), и только через Христа архиерей несет на себе благодать Святого Духа и имеет власть руководить Церковью.

Помимо фактических неточностей заявление о том, что Константинопольский Патриархат является «истоком Православной Церкви», вызывает особую озабоченность в связи с тем, что патриарх Варфоломей идентифицирует Константинопольский Патриархат с нетварным Логосом, Иисусом Христом, говоря: «“В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; “в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей”».

В этом высказывании патриарх утверждает, что Константинопольский Патриархат является для Православной Церкви (истинного тела Христова!) тем, чем является Божественный Логос для человечества. Никогда до настоящего времени мы не слышали настолько кричащих заявлений о своем превосходстве – даже в самых откровенных высказываниях Римских пап о папском первенстве.

Однако именно это дерзкое заявление служит основой для прочих претензий патриарха Варфоломея – о том, что невозможно любить Православие, не имея любви к Константинопольскому Патриархату, о том, что Вселенский Патриархат является истоком Церкви, и также о том, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата. Впрочем, если Константинополь дошел до того, что уже Вселенский Патриархат является Божественным Логосом Церкви, то, конечно, он одновременно является также истоком и экзистенциальной необходимостью!

Но как мы, христиане, можем признать любого человека или группу людей, даже носящих самый высокий сан, равными Самому Христу? Как может кто-то, кроме Самого истинного Логоса, быть «жизнью» и «светом Церквей»? Вот истинный апофеоз заявлений Константинополя – он имел дерзость признать себя равным Богу! Но у нас есть истинный Христос, Который живет среди нас и Который никогда не оставлял Свою Церковь. Каждый из нас, включая Константинопольского патриарха, зависит в своей жизни от Христа и Его истинного света.

Будем прославлять не человека или престол, но Самого Господа – единственного, без Которого не может существовать Православие, единственный Источник жизни истинной и Свет Церкви и всего человечества, Кому подобает благодарение, честь и хвала.

Петр Антиохиец

Orthodoxsynaxis.org

13 ноября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Татьяна 9 декабря 2018, 19:38
Почему молчат остальные Православные Церкви и Афон?Господи,помилуй!
Vadim Buka27 ноября 2018, 22:52
Я конечно ничего не понимаю в церковной иерархии....но человек который находится в зависимости от турков ..обязан англичанам..считается с мнением американцев.как может решать судьбу русского православия а соответственно и дальнейшую судьбу России.Они же уже решили судьбу Византии...или для России такие же планы.....заранее простите если кого то обидел своим коментарием
Георгий19 ноября 2018, 05:40
Евангелие от Матфея, глава 24. Неужели её пропускают при чтении? Максим М., действительно все понятно...
Татьяна17 ноября 2018, 12:40
Когда Бог хочет наказать - то отнимает разум. Кто сам себя превозносит - того смирит Бог. Наверное Господь покажет, то православие может быть и без Константинопольского Патриархата. Плохо, когда кто-то носит титул "первого среди равных" или "Вселенского". Любое такое выделение приводило к гордыне и отпадению, ересям. Что Рим, что Константинополь.
ирина16 ноября 2018, 14:33
Может Православие существовать и без Вселенского Патриарха."Кто мы на Земле,просто прохожие.Идем ,надеясь на милость Божию"
р.Б. Евгений16 ноября 2018, 06:56
Уже писал об этом.

Великая ответственность на Пастырей и руководство РПЦ возложена сейчас. Но видно в этом - Промысел Божий - возглавить им Движение в мире за возрождение Православия.

Говорю, как мирянин - в это непростое время нельзя отступать, нельзя сдавать позиции в духовной брани тем силам, которые хотят разрушить не только Православный, но и вообще - Христианский мир.

Потому что - увы - Константинопольский Патриарх, в данном случае, простой исполнитель чужой воли. Исполнитель враждебных Христианству, но хорошо продуманных и подготовленных планов.
Раб Божий Виктор15 ноября 2018, 21:50
«Надо думать о спасении врагов, а не о победе над ними» - Митрополит Вениамин (Федченков).
прот. Игорь14 ноября 2018, 19:28
Алексей! Святые угодники действительно жили при еретиках, но ни в коем случае не подчинялись им, но всячески обличали!.. Озаботьтесь, почитайте житие преп. Феодора Начертанного, Максима Исповедника и проч. и вы изумитесь твёрдости духа сих Великих мужей, их нежеланию согласится с ересью...
Иоанна_14 ноября 2018, 08:48
Алексий 13 ноября 2018, 22:52 Речь не об осуждении, а о различении добра и зла. Различать добро и зло мы обязаны, чтобы самим не приобщаться злу. К этому нас призывает Евангелие. Забота о чистоте веры - добро и обязанность Церкви, ересь - зло. Так что цитата здесь не к месту.
Алексий13 ноября 2018, 22:52
"Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя".
Святитель Серафим Соболев.
Яков Яковлевич13 ноября 2018, 15:06
Ответ Алексею.
Святые, Алексей, всегда выступали против ересей, за что подвергались гонениям.
Административное же подчинение не подразумевает принятие духовного руководства.
р.Б.Виктор13 ноября 2018, 13:08
Если честно,то папизм вселенского патриарха порядком надоел.Человек возомнил себя вторым после БОГА на земле!И никто не может этого самомнения изменить!Вселенский собор безумие Ария остановил!А здесь разве нельзя посредством Собора остановить это безумие?Почему не думают,облеченные властью,вселенский патриарх и его окружение о православных людях,тк. пострадают прежде всего они от разделения Церкви.Не исключено и пролитие крови,т.к. не будут стоять в стороне верующие,когда начнется захват храмов.
Алексей13 ноября 2018, 11:17
Цитата: "В период с 339 по 843 год кафедру Константинопольского патриарха занимали еретики на протяжении 202 лет из 504, то есть 40% всего этого времени". Вопрос: а кому формально подчинялись православные в Византийской империи (и во всем тогдашнем мире) на протяжении этого периода? Церкви в Византии подчинялись еретикам? Но в этот период в Византии было много святых, и как быть с этим фактом? Святые под началом еретиков? - и далеко не все святые восставали против такого священноначалия. Пусть знающие люди поправят меня - я не претендую на безошибочность.
Максим М.13 ноября 2018, 08:41
Спаси Господи! Что тут говорить? И так все понятно. Я уважаю решение нашего Синода. Христос говорил, что "даром получили - даром отдавайте", "больший среди вас - меньший и слуга", "потому узнаете, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою." А Апостол говорит: "Любовь не превозносится". А что делает Константинополь - служит, любит братьев, проявляет заботу и любовь? Нет, но ради сиюминутной выгоды - учиняет раздор. Где же дух Любви Христовой? Правильно говорил уважаемый мной Онуфрий - они хотят превратить Церковь в политическую партию. То же было и во времена красного террора. Вместо поддержки истиной Церкви - сотрудничество с большевиками.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×