Основатель частной школы Алла Соломаха: «Почему я не миллионер!»

В России у родителей много претензий к качеству школьного обучения. Иван и Алла Соломаха, родители троих детей, к вопросу образования подошли фундаментально: открыли школу, где обучают по той программе, которую они сочли оптимальной. Но добрые дела редко совершаются без искушений. О сложностях и радостях частной православной школы рассказывает Алла Соломаха.

Семья Соломаха Семья Соломаха

Действующие лица:

  • Иван Алексеевич, 44 года, руководитель проекта «А-молоко»
  • Алла Эдуардовна, 42 года, режиссер, выпускница РАТИ
  • Алексей, 10 лет
  • Анна, 8 лет
  • Николай, 6 лет

Место действия: село Ильинское Дмитровского района Московской области, школа при храме Рождества Христова (настоятель иерей Олег Давидкевич).

Как возникла идея и что из этого вышло

Изначально у нас не было идеи открывать школу. Я просто хотела, чтобы мой старший сын Алексей обучался по грамотной программе. Тогда, в 2014-м году, я ничего не знала ни про образование, ни про школы, но для сына хотелось выбрать самое лучшее. Начала сравнивать разные учебники, смотреть учебные заведения в Дмитровском районе Подмосковья – и поняла, что все это меня не устраивает. В первую очередь я стремилась к тому, чтобы нас окружали воцерковленные люди.

В первую очередь я стремилась к тому, чтобы нас окружали воцерковленные люди

Если бы в Дмитрове, как в Сергиевом Посаде, была православная гимназия, я бы отдала детей туда. Но здесь ничего подобного не было. Тогда я решила, что оформлю Алексея на семейное обучение и сама буду с ним заниматься. Но в таком обучении есть огромный минус: отсутствие общения с другими детьми. Дело даже не в социализации – под общепринятым термином я подразумеваю нечто иное и считаю школьную социализацию отсутствием социализации. Ребенку нужна здоровая конкуренция: он должен видеть, что вот это у него получается лучше, а это необходимо подтянуть. Так возник вопрос создания отдельного православного класса.

Мы задумались: где будут проходить занятия класса? При нашем храме Рождества Христова в селе Ильинском было церковно-приходское здание, которое решили отремонтировать. Стали работать с документами и выяснили, что сто лет назад там как раз и располагалась школа. Это нас воодушевило; но когда мы пришли смотреть здание с архитектором и строителями, оказалось, что у него 100% износ. Отремонтировать не удастся. Тогда нашли место под новую постройку.

Когда начиналась стройка, мы с Иваном оба недоумевали, зачем мы в это ввязались

У нас был проект одноэтажного здания на плоском фундаменте, с мансардным этажом для подсобных помещений. Но в процессе стройки выяснилось, что фундамент класть нельзя из-за особенностей грунта. Нужно рыть котлован, заливать опорные стены – а это уже цокольный этаж. Когда был готов первый этаж, мы поняли, что на мансарде ничего не экономим, и можно почти за те же деньги сделать обычные стены и кровлю – так появился второй этаж. И из мини-проекта совершенно невероятным образом всё это выросло в огромное трехэтажное здание, включающее в себя классы, трапезную, спортзал, мастерские… Всё это возникло, к нашему ужасу. Когда начиналась стройка, мы с Иваном оба недоумевали, зачем мы в это ввязались. Вопрос, где брать деньги, стоял очень остро. И откуда они брались и берутся до сих пор, я не очень понимаю.

О программе

В России сейчас есть всего две программы, утвержденные ФГОСом, и при этом огромное количество всевозможных учебников. Любая школа может выбрать всё, что хочет. К сожалению, в большинстве учебников увеличение объёма информации идет не за счёт углубленного изучения предметов, а за счёт более сложного изложения материала. Как будто дети, приходя в школу, должны сами догадаться, что 1+1=2. Для детей это архисложно, им надо объяснять, а существующие программы не объясняют. Кроме того, школа сейчас направлена не на получение знаний, а на формирование универсальных учебных действий. Ребенок с первого класса должен знать, где найти информацию, как ее найти, как ее обработать – а по-хорошему эти навыки должны формироваться годам к 12. В начальной школе ребенок неспособен написать реферат, сделать самостоятельную работу – всё это приходится делать родителям и репетиторам. Обучаемы по такой программе только 20% детей – это дети с интеллектом выше среднего, и, в принципе, их можно научить по любой программе. Но 80% детей не могут так учиться, для них это слишком сложно.

Когда я начала исследовать разные программы, я была в недоумении, потому что мне ничего не нравилось

В нашей школе обучение идет по программе «Русская Классическая Школа». Когда я только начала исследовать разные программы, я была в недоумении, потому что мне ничего не нравилось. Мне вообще педагогика не близка, я по профессии актриса драматического театра, учить не умею и не люблю, умею работать только со взрослыми людьми. А дальше вмешался Божий Промысл. Моя подруга работала директором православной гимназии в Звенигороде. Я спросила ее, можно ли приехать, посмотреть, как там у неё всё устроено, – она, конечно же, пригласила меня. И вот я вошла в класс, и мне сразу же бросились в глаза учебники, лежащие на столе. Сначала они понравились мне внешним оформлением, а когда я начала их листать, и содержанием тоже. Я спросила: что это за программа? Мне ответили: Русская Классическая Школа. Разузнав о ней подробнее, я поняла: это то, что я искала. За несколько лет обучения я ни секунды не была разочарована своим решением и только благодарю Бога, что нашла эти учебники.

Создатели Русской Классической Школы называют ее «природосообразной программой». То есть она не противоречит возрастным особенностям детей, их естественным потребностям. Обучаясь по этой программе, любой ребенок, не имеющий медицинских отклонений, способен выполнять домашние задания без помощи родителей. Во-первых, в учебниках очень грамотно излагается материал. Во-вторых, идет постоянная отработка полученного навыка, чего нет в программах, утвержденных ФГОСом. Кроме того, материал пропитан историей России, правильным православным духом, без нажима. История очень доступно преподается с первого класса. Детям прививают любовь к Родине, правильное отношение к семье. Далее, вся словесность – это Константин Ушинский. Блок математики – очищенные от идеологии советские учебники Пчелко и Поляка. Плюс занятия каллиграфией. Помимо того, что эстетически приятно посмотреть, как пишут дети, при письме пером и чернилами в юном возрасте формируется много полезных навыков. Еще мы ввели в нашей школе дополнительные предметы – шахматы, Закон Божий, английский, рисование, церковнославянский язык.

Об экзаменах и ЕГЭ

Меня пугали, что детей, родители которых выбрали семейную форму обучения, будут «резать» на итоговых работах в школах, предвзято относиться… Должна с радостью и благодарностью сказать, что нас это никак не коснулось. Директор школы, в которой мы аттестовываемся, к нам внимательна, учителя помогут и подскажут, все доброжелательны и идут на контакт – это очень приятно. Когда мы приходим сдавать итоговые контрольные работы, мы пишем те, которые приняты в школе. И для наших детей это не составляет труда. Я объясню, почему.

Главная проблема современных младшеклассников (помимо сложных программ) – то, что они заучены. Особенно если родители хотят, чтобы ребенок был отличником, нанимают ему репетиторов – он напряжется и выучит. Но потом программа усложняется, появляются новые предметы, где нужно думать, анализировать – а он думать не научен. Его никто не просил думать – его просили знать и отвечать. И желательно отвечать на 100 баллов, в крайнем случае – на 86, потому что 85 – это ухудшение показателей и снижение рейтинга. Мало того, что ребенок постоянно участвует в борьбе за рейтинг, о чем он вообще не должен знать в этом возрасте, он находится в бесконечном стрессе и уже со 2–3 класса думает, как он будет сдавать ЕГЭ.

Я считаю, что человека, обладающего фундаментальными знаниями, можно натаскать на решение тестов ЕГЭ за полгода. Вопросы там простые, времени дается много; самое сложное – понять, чего от тебя хотят, потому что задания сформулированы очень заковыристо. Теряешь мысль на третьем предложении. Уже с первого класса задания формулируют только так.

Мы весь год учимся по своей программе, а когда подходит время сдачи тестов в школе, за месяц начинаем готовиться. Когда дети читают задания в первый раз, они вообще не понимают: что от них требуется? Мы разбираем тексты один раз, другой, и за месяц дети начинают понимать, как это делать. В принципе, в тестах всё то же самое, что мы изучаем на своих уроках: определить подлежащее, сказуемое и так далее, –но сформулировано очень сложно. И поскольку наши ученики получают углубленные знания в доступной форме, они не испытывают замешательства, отвечая на вопросы тестов.

Об учителях

Труднее всего найти хороших учителей, потому что человеческий фактор просчитать невозможно. Я делала ошибки и до сих пор в поиске оптимального алгоритма действий. Пока я склоняюсь к тому, что не хочу брать на должность учителя начальных классов человека, который долгое время проработал именно в младшей школе (хотя в нашей школе есть два таких педагога, но это, скорее, исключения). Таким педагогам очень трудно перестроиться. Лучше взять учителя-предметника. У него есть педагогическое образование, но нет стереотипов обучения младшеклассников. Ему гораздо легче с нуля понять эту программу и понять, что от него требуется. Переделывать устоявшиеся навыки крайне сложно.

И самый главный критерий – учитель должен любить людей. Он должен быть добрым. Потом уже все остальные качества; в первую очередь – добрым. Набирая детей в школу, я сталкиваюсь с проблемами психологического характера, с возрастными особенностями. Конечно, детей можно сделать удобными с помощью грамотных манипуляций – они станут очень послушными, будут сидеть тихо, отвечать четко, но это бомба замедленного действия. Для детей такое поведение противоестественно, они не должны такими быть. Идёт подавление их воли, а подавляемая воля в каком-то возрасте выльется в большие проблемы. И учитель должен маневрировать, чтобы и дисциплину соблюсти, и ребенка не переломать через колено – такое может только добрый человек, потому что доброта развивает терпение.

Учителей нужно разгружать от лишних функций, иначе они очень быстро выгорают

Сейчас у нас очень хороший коллектив. Моя функция – обеспечивать атмосферу в школе. Я слежу за тем, что происходит, учителя дают мне отчёт о проведенной работе. Конечно, это не та отчётность, которая сейчас существует в школах; у нас нет никакой бумажной волокиты. Зарплата наших педагогов не зависит от количества часов. Учителей нужно жалеть, разгружать от лишних функций, иначе они очень быстро выгорают и на уроках просто механически начитывают материал.

О финансах и родителях

Зарабатывать в сфере образования очень сложно. Начнем с того, что классы должны быть от 15 человек и больше. В нашей школе сейчас три класса, в одном 5 учеников, в двух других по два. Я прихожу к выводу, что оптимальное количество человек в классе – не больше 6. 10 – это максимум. Родители учеников вносят пожертвования, чтобы мы могли оплачивать учителей, но эти деньги покрывают лишь 50% наших расходов. У меня достаточное количество желающих поступить в школу, имеющих возможность платить деньги, но у нас с ними разные цели. Людям просто удобно здесь учиться по каким-то своим соображениям, они решают свои проблемы. А я бы хотела видеть в школе многодетных православных мам, и поэтому я все время развожу руками и говорю: ах, почему я не миллионер. Если бы я имела возможность брать детей, которые мне нравятся, в том количестве, которое мне нужно, это было бы идеально. Но Господь так не устраивает, у Него другие планы. Не надо думать, что мы благотворители и меценаты – ничего подобного. Очень часто случаются кризисы, что у меня, что у Ивана; хочется всё бросить, закрыть, зарыться головой в песок и ничем этим не заниматься, потому что это: а) огромные вложения; б) страшные искушения.

Я через день говорю себе: зачем я это делаю?! Особенно когда сталкиваюсь с родителями. Прежде чем допустить ребенка к занятиям, я со всеми родителями провожу часовые беседы. Я их пугаю, практически отговариваю: у меня диктатура, будет только так, как уже есть, никакие ваши «хочу по-другому» здесь не учитываются. У нас православная школа. Ваши взаимоотношения с Богом – это ваше дело, но если мы в школе молимся перед уроками, перед едой, после еды, рассказываем о церковных праздниках, а дома вы ребенку говорите, что это все неправда, – это плохо кончится, для ребенка прежде всего. У меня был случай, когда родители мне сказали: «Нас все устраивает», а через год я случайно узнала, что их дети даже не крещены. Просто у людей есть какой-то свой план на жизнь, и им не до моих идей. А в идеале хотелось бы единомышленников, людей, на которых можно было бы рассчитывать. Но таких мало, и такие чаще всего неплатежеспособны.

Одна мама, сердясь на дочку, говорит ей: «Заберу из школы!». Для дочки это страшное наказание

Я каждый день формулирую перед Богом вопрос: что мне делать дальше? Мысли мои все время трансформируются, но я твердо знаю, что перспективы школы зависят от людей, которые будут меня окружать. Если люди готовы идти со мной дальше – я буду их тянуть. У меня комплекс ответственности – я уже их взяла, они на меня рассчитывают. Если я буду понимать, что люди не собираются ехать на мне, а встанут со мной в одну упряжку, – я буду продолжать заниматься школой. Если нет – значит, нет. Но пока я не вижу для своих детей возможности пойти в обычную школу, и, значит, буду продолжать проект.

Мне хотелось сделать альтернативу. Казалось, если я покажу людям, что можно учить детей по-другому, они придут в восторг и кинутся мне помогать. В реальности получается не так. Очень многие родители не готовы включаться – кто преподает, что преподает. Кому-то просто надо, чтобы ребенка перевоспитывали, потому что дома с ним не справляются. Но, к счастью, рядом есть и те, благодаря которым находятся силы и возрастает желание идти дальше, крепнет вера, что всё не зря. Я очень благодарна моему духовному отцу протоиерею Димитрию Рощину, который еще в самом начале проекта сказал мне, что Господь любит решительных. Духовник нашей школы иерей Олег Давидкевич постоянно поддерживает мой дух. А дети просто радуют – ходят в школу с удовольствием, им здесь хорошо. Одна мама даже, сердясь на дочку, говорит ей: «Заберу из школы!». Для дочки это самое страшное наказание. Так что на чаше «искушение-благодарность» пока перевешивает благодарность. И радость. Слава Богу!

Алла Соломаха
Подготовила Анна Берсенева

7 февраля 2019 г.

Вы можете помочь школе, внеся посильное пожертвование на карту Сбербанка №4279400012031074 (Получатель: Иван Алексеевич С.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем» «Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем»
Прот. Фома Хирвоя
«Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем» «Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем»
Беседа с протоиереем Фомой Хирвоя
Если мы сами стремимся к святости не на словах, а в жизни, то это будет лучшей школой для учеников любого возраста: от первоклашек до пенсионеров.
Какова должна быть воспитательная роль школы? Какова должна быть воспитательная роль школы?
Ответы пастырей
Какова должна быть воспитательная роль школы? Какова должна быть воспитательная роль школы?
Ответы пастырей
Если ваш ребенок пошел в школу, то это в любом случае скажется на его воспитании, либо школа будет вам помогать, либо мешать.
Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? Стоит ли отдавать ребенка в православную школу?
Владимир Крюков
Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? Стоит ли отдавать ребенка в православную школу?
Из опыта верующих родителей
Владимир Крюков
Православная школа готовит Людей – и это главное. Она взращивает внутренний стержень – веру, на него можно «нарастить» любые знания, умения и навыки, и они пойдут во благо. А без этого стержня всё развалится.
Комментарии
Юрий 4 мая 2019, 09:16
Изучение всеми детьми шахмат- все же сомнительно. То логич. мышление и способности к планированию, которые они развивают, специфичны и в жизни мало пригодятся. А вот отсутствие изобразительной грамотности - общая беда. Я бы с радостью взялся вести ИЗО по своей, за 30 лет отработанной программе, в какой-нибудь Русской классич. школе в Петербурге, за любые деньги - но не знаю таких...
Марина Евгеньевна20 февраля 2019, 17:27
(продолж.) а также в диалогах обсуждаются суммы, которые родители платят детям за выполнение домашних обязанностей, поднимается тема независимости от родителей уже в школьном возрасте и проч. Простите за многословие), наболело...
Марина Евгеньевна20 февраля 2019, 17:10
(продолж.) ин. языков ранее 9-10 лет, ссылалась она на исследования британских ученых.И немного об учебниках.И это не только мое мнение, но и окружающих меня учителей:учебники российских авторов(Афанасьевой, Михеевой, Кауфман и др.) несравненно лучше красивых иностранных или совместно изданных (как, напр., Spotlight) как по содержанию, так и по структуре и отработке материала.Так, в линейке учебников Spotlight есть разделы, основанные на праздновании Хеллоуина, причем под заголовком Happy times. В темах, посвященных семье и семейным отношениям вводится активная лексика: divorce -расторжение брака, ex-husband - бывший муж... Зачем это детям? И еще, напр., в письме другу школьник пишет(продолж
Марина Евгеньевна20 февраля 2019, 16:38
(продолж.)В то же время в 5-х классах со 2-го полугодия мы изучали программу 2-го класса начальной школы!Тут я, можно сказать, на практике прочувствовала "необходимость опоры на родной язык при изучении грамматики иностранного языка" ( из методики преподавания иностр. языков). Т.о., за 2 года работы со старшими (в 5-6 классах) мы с ними, по пройденному материалу и результатам, обогнали выпускников младшей школы, к-рые изучали английский 4 года. О работе в начальной школе, в сравнении со средней, можно сказать : гора родила мышь, и насколько это полезно было детям при их загруженности...Тут и вспомнила слова одного из моих преподавателей в институте, что детям не следует начинать изучение(пр.
Марина Евгеньевна20 февраля 2019, 16:13
Как учитель английского языка хочу поделиться своим опытом и наблюдениями. Довелось мне,когда англ. яз. в школах,в основном, начинали изучать с 5 класса, одновременно преподавать в лицейских классах начальной школы (с 1 по 4) и с 5-го класса (1-ый год обучения) средней. О работе в начальной школе:в 1-ом классе мы изучали алфавит, много песенок, стихов и к концу года имели небольшой словарный запас, а также научились рассказывать о себе и своей семье в 8-ми - 10-ти предложениях. Взрослые радовались, глядя как лопочут детки на английском. Во 2-ом - 3-ем кл. начали изучать грамматику, долго заучивали, напр., порядок слов в английском предложении,используя цветные кружочки и квадратики,(продолж
Елена17 февраля 2019, 16:57
Действительно, что такого нашли во фразе "здоровая конкуренция"? Ребенок "должен видеть, что вот это у него получается лучше, а это необходимо подтянуть". Ну и что в этом плохого? Неправославного что? Да и статья вообще не об этом и не об иностранном языке. Пишущие комментарии в защиту общеобразовательных государственных школ - это люди, которые с ними никогда не сталкивались, или те, кто сам там работает и смотрит на школы с другой стороны, или Господь не дал такого испытания, и дети попали в хорошие школы и классы, что большая-пребольшая редкость. Сама хочу отдать своего ребенка в Русскую классическую школу, благо в нашем городе она есть. Был печальный опыт с государственной школой.
Алла13 февраля 2019, 12:09
Дмитрий Непара, ой, я имела в виду: "обязательный иностранный в США", конечно, а не "английский".
Алла13 февраля 2019, 12:07
Макаров, вы уверены, что это авторитетный источник? В любом случае, нужно равняться на лучшее, а не на худшее, и европейские 92% мне кажутся куда привлекательнее 20%. Знать иностранный язык всяко лучше, чем не знать. Да, такова моя "идеология", что знание лучше, чем незнание. И мои дети тоже будут учить английский настолько рано, насколько это возможно. Чтобы не быть необразованными и отсталыми.
Алла13 февраля 2019, 10:56
Дмитрий Напара, Алла, которая писала про обязательный английский в США и отсутствие благотворителей - это я, а не автор статьи! Мы разные люди! Будьте внимательны. Автор статьи не относится к миллионерам, о чем повествует даже заголовок, а я говорю именно про тех людей, у кого излишки миллионов, причем даже не в рублях. Про таких меценатов я в России не слышала. И лукавите как раз вы, когда сначала пишите про ваших друзей, которые и без знания английского добились высот, а потом про дворников, и что конкуренция не совмещается со Христом. Никто не хочет, чтобы его дети стали дворниками, значит нужно получать знания, которые избавят от такой участи. Знание английского в их числе.
Макаров13 февраля 2019, 07:03
Вот кстати, хорошая статья про Чехова на Православии.

Так вот Чехов говорил, что "англичане произошли от мороженой рыбы" и совершенно не интересовался английским языком. Что совсем не помешало ему стать великим русским писателем. Чем не "информация к размышлению" ?

А знаете ли вы, что учителя американских государственных школ получают меньшую зарплату, чем их коллеги в Чили и в Эстонии ? Поэтому так часты там протесты учителей. Статья называется "US school teachers are among the worst-paid in the developed world".

Имеющий Гугл да нагуглит !
Макаров13 февраля 2019, 06:45
Алла 11 февраля 2019, 18:58
США я привела в пример, поскольку именно из-за их влияния английский стал так важен сегодня. Но даже и американцы учат иностранные языки в школе, а не рассуждают, что раз наш язык международный, то зачем нам другой.

Алла, именно так американцы и рассуждают. Вы ведь никогда не были в США, правда? Поэтому и не знаете, что "In most school systems, foreign language is taken in high school": в СТАРШИХ классах там изучают ин.языки. Есть и в средних, и даже в младших, но в регионах, где второй язык НЕ ИНОСТРАННЫЙ.
Ещё нашёл статью "Only 20% of US kids study a language in school - compared to 92% in Europe" . Только 20% американских детей учат ин.языки. Вот Вам и США.
Макаров13 февраля 2019, 06:34
Анна 11 февраля 2019, 13:08
Странные идеологические рассуждения об английском в комментариях. Не зная иностранного языка невозможно защитить кандидатскую. Для защиты докторской необходимы публикации а международных научных журналах. Или пусть православные сидят в подполье?

Почему "идеологические"? Обычный здравый смысл. Вот Вы, например, рассуждаете правильно, но не уловили главного : речь в "рассуждениях" шла об обучении ин.языкам в младших классах средней школы. При чём тут "кандидатская" или даже "докторская" ? Начинать обучать детей надо с родного языка, вот и вся "идеология". Прививать чужой менталитет "с младых ногтей" - путь в то самое подполье, которого Вы так справедливо опасаетесь
Дмитрий Напара 13 февраля 2019, 02:52
(окончание) русской истории. Кто-то на свои кровные помогает многодетным сельским батюшкам. Кто-то годами из руин восстанавливат храм Божий. Кто-то спонсирует (вот и английский пригодился!) православные СМИ. А вы взяли на себя тяготы и невзгоды созидания школы. Честь вам и хвала. И помощи Божией. Причём здесь еврейские, американские, китайские и армянские (далее - по списку) миллионеры? У каждого своя "полянка", свой "надел", своя благотворительная стезя. Храни вас (впрочем, как и всех нас), Господь.
Дмитрий Напара13 февраля 2019, 02:45
(положение) что ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ изучение иностранного языка, что невозможно без изучения иностранной культуры, не несет идеологического подтекста. А т.н. "здоровая конкуренция" (учи английский, а то дворником работать пойдёшь, балбес!!!), ну, уж простите меня, не вем какой гранью соприкасается со Христом. Поэтому статья уважаемой Аллы Соломаха вызвала у меня неоднозначные чувства. Особенно при размышлении над сетованием автора на отсутствие меценатов в русской национальной среде, что, опять же с моей непрофессиональной т.з., является лукавством -- ведь вы же сами, дорогие мои, и являетесь этими меценатами. Кто-то из моих финансово успешных друзей издаёт в рамках некоммерческого проекта книги по
Дмитрий Напара13 февраля 2019, 02:33
(продолжение) в процесс глубокого изучения английского языка с молодых ногтей. При наличии мотивации и использовании современных методик обучения, при нынешних возможностях общения с носителями языка -- да нет никаких проблем овладеть на достойном уровне ЛЮБЫМ иностранным языком за 2-3 года. Уж поверьте мне, старшему офицеру запаса, военному переводчику китайского и английского языков. А вот уровень родного языка, уровень знания родной литературы, родной истории, с моей некомпетентной т.з., должен быть намного выше. И не последнюю роль в этом играет количество часов, отводимых на "родные" и "не родные" предметы. На ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ и ФАКУЛЬТАТИВНОСТЬ. И совсем уж по-детски, господа, считать,
Дмитрий Напара 13 февраля 2019, 02:22
Макаров абсолютно прав, акцентируя внимание почтенной публики на ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ, а не ФАКУЛЬТАТИВНОСТИ изучения английского языка в русской школе. И утверждение уважаемой Аллы Соломаха о том, что и в США школьники изучают иностранные языки, лукаво, поскольку изучение иняза в школах США ФАКУЛЬТИВНО, т.е. не входит в обязательную программу. Некоторые из моих дорогих одноклассников, получавших "натянутые" тройки по английскому языку в московской спецшколе, достигли значительных высот в иных науках, используя знание иностранного языка исключительно в качестве инструмента получения необходимой информации по своей узкой научной специализации, что наглядно доказывает избыточность их ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
Наталия12 февраля 2019, 16:24
Как знакомы мне Ваши проблемы, уважаемая Алла! Работаю в Православной гимназии уже восьмой год, как будто это о нас, хотя наша школа - одна из немногих - государственная. Помоги Вам Господи! Искушений, правда, много на этом благом пути.
Алла11 февраля 2019, 18:58
Макаров, изучение иностранных языков не имеет ничего общего с прививанием чужой идентичности, это совершенно надуманная вами проблема. США я привела в пример, поскольку именно из-за их влияния английский стал так важен сегодня. Но даже и американцы учат иностранные языки в школе, а не рассуждают, что раз наш язык международный, то зачем нам другой.
Руслан11 февраля 2019, 15:30
Надежда Федоровна, в принципе согласен с вами. Если ты красив, из обеспеченной семьи, имеешь своё жильё и авто, то ты завидный жених. Даже домашние и верующие девушки хотят себе успешных ребят по мирским меркам, и это при том, что у нас соц.лифты нормально не работают. И получается странная ситуация. Ты можешь быть православным и воцерковленным, но при этом домашние верующие девушки скорее выберут по мирскому успешного парня из обеспеченной семьи, нежели верующего бедняка. Друг пробывал знакомиться на Азбуке Веры. Так все девушки хотят чтобы с жильем был своим, хорошей зарплатой, машиной и т.д. :)
Анна11 февраля 2019, 13:08
Странные идеологические рассуждения об английском в комментариях. Не зная иностранного языка невозможно защитить кандидатскую. Чтобы поступить - надою чтобы работать с источниками - надо. И даже работы на немецком, греческом - все аннотации на анлийском. Для защиты докторской необходимы публикации а международных научных журналах - чаще всего эти журналы на английском. Как вы будуте выступать на международных конференциях? На каком языке будуте общаться в других странах? Правильно, не только английский. Хорошо знать больше языков. Но в первую очередь бесспорно английский. Или пусть православные сидят в подполье? А учеными, классными специалистами, просто активными людьми будут нехристиане?
Анна11 февраля 2019, 12:28
Значительное количество местных комментаторов привело мне на ум цитату из Евангелия:
"Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды".
Зрите в корень. Не оцеживайте комара. Статья не о конкуренции и не о необходимости изучения иностранных языков. О ДРУГОМ. Уводить разговор в сторону - или лицемерие, или осознанное вредительство.
Макаров11 февраля 2019, 07:59
Алла10 февраля 2019, 18:31
Макаров, учить английский с начальной школы - это не значит "притворяться иностранцами". В Америке ведь тоже учат иностранные языки в школе.

Алла, Америка теперь как Пушкин, "наше всё", но увы (или к счастью) и там первоклашек никто не мучает иностранными языками, разве только на юге испанским, но ведь он там не иностранный, а совсем наоборот. Наверно там лучше понимают важность закрепления собственной национальной идентичности, прежде чем прививать чужую. Кстати, именно в США бытует мнение "If someone wants to talk to me, they should learn my language" . Поэтому там нет такого засилья иностранщины, как в России.
Рита11 февраля 2019, 00:04
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." - нет ни слова про конкуренцию.
Надежда Федоровна10 февраля 2019, 23:21
Владимир Ашмарин, зачем фарисействовать, в чем Алла не права? Мои школьные годы пришлись на далекие 50-е, и "конкуренция" в любви была и тогда. Если парень красив, умен, смел, из хорошей семьи, он пользуется повышенным интересом у девушек, которые пытаются как-то привлечь его внимание. Мне удалось "урвать" лучшего во всех отношениях парня не только класса, но и школы, и некоторые девчонки мне этого простить не смогли, даже одна подруга перестала общаться. И что тут плохого? Зависть к успешным всегда была и будет. С этим мужчиной мы и поныне женаты, и я ни капельки не желею, что приложила усилия, чтобы его завоевать. Мы прожили счастливую жизнь. А за счастье нужно бороться.
Алла10 февраля 2019, 18:31
Макаров, учить английский с начальной школы - это не значит "притворяться иностранцами". В Америке ведь тоже учат иностранные языки в школе. Знание в подобной сфере всегда лучше, чем незнание. Я бы с удовольствием выучила и пять языков, да не получается, я не полиглот, увы. Даже английский не могу довести до совершенства...
Людмила10 февраля 2019, 15:16
Дети в светской государственной школе получают такой вред для души и тела. Что надо что то с этим делать. Ну когото уберегли от школы во дворе, а мои все 5 детей учатся в Московской неплохой школе, но говорят такими непечатными словами и такими непотребствами интересуются, что очень сожалею о том, что не смогла из за финансовых вопросов организовать другое им образование, хотя для старших старалась и отдать в православную гимназию и год держала на домашнем и потом сдались в школу
Анна10 февраля 2019, 14:36
Алла, интересный опыт. У самой семеро, учимся дома, из РКШ взяла несколько учебников, но некоторые учебники и программы РКШ при всей их неординароности не всегда и не для всех подходят. И все же, согласна, это одна из самых интересных на сей день программ. Но лично мне было бы еще интереснее услышать о проекте Вашего супруга. Это ничуть не менее важная и многострадальная тема - фермерство и, главное, успешная реализация продукции. У вас, я насколько я понимаю, получилось не только трудится на земле, но и зарабатывать, многие были бы рады перенять опыт. Мы несколько лет жили неподалеку от точки продаж вашего молока, пили только его, делала сама творог и даже снимала сливки)) Спасибо!
Анна Берсенева10 февраля 2019, 14:18
Добрый день, я автор статьи.
Иван написал мне, что люди переводят ему деньги и просят контакты. Для связи с Иваном пишите, пожалуйста, по адресу 9603788@mail.ru.
Владимир Ашмарин10 февраля 2019, 11:49
>"если ты "отхватишь" завидного парня"
Алла, а Вы уверены, что для православной девушки, которая регулярно исповедуется и причащается, желание "отхватить завидного парня" в конкурентной борьбе, обойдя, так или иначе, соперниц, допустимо?
"за все блага в этой жизни приходится сражаться" Не слышали про рубашку? Некто неизвестный Вам сказал о конкурентной борьбе так: "кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду".
Владимир Ашмарин10 февраля 2019, 11:42
>"человек человеку волк", "по поводу человечности уже все давным-давно изменилось"
Ага, в мире оскудела любовь и надо воспитывать детей так, чтобы они удачно вписались в мир. Не слышали, что друг миру - враг Богу? У Вас, как мне кажется, какое-то своё, особое христианство, с конкуренцией и светом западной цивилизации.
Алла 9 февраля 2019, 22:04
Я не вижу ничего плохого в конкуренции. Это же двигатель успеха. И покуда мы живем в этом материальном мире, нам нужно зарабатывать на жизнь, а зарабатывается это в конкуренции друг с другом, ибо материальные блага ограничены. Например, меня недавно повысили на работе. Я знала, что из нашего отдела собираются одного сотрудника продвинуть выше, и стала стараться больше, чем обычно. В итоге оказалась лучше других и получила повышение. Конечно, я рада, что обогнала других. Но я это сделала честным путем, что же тут плохого? И так за все блага в этой жизни приходится сражаться. И если ты "отхватишь" завидного парня, точно оставишь позади других желающих. Но кто не успел, тот опоздал ;)
Макаров 9 февраля 2019, 15:11
Руслан 8 февраля 2019, 20:07
В Китае лишний? Ага, именно поэтому знаю не мало ребят, которые уехали в Китай преподавать английский за большие деньги. Многие молодые китайцы прекрасно владеют английским языком.

Руслан, извините, но Вы меня так рассмешили ! Про "прекрасное владение английским языком" китайцев ходит такая масса анекдотов, что пересказать их все недели не хватит. "Flied lise" вместо "Fried rice" . Я тесно контактирую с местными китайцами, сравнительно хорошо владеют английским выходцы из Гонконга. А материковые китайцы только ДУМАЮТ, что хорошо знают английский.
Подумайте, приглашать русских преподавать им английский. Разве не анекдот ?
Макаров 9 февраля 2019, 15:02
Руслан 9 февраля 2019, 11:47
Макаров, новая техническая документация идет на английском. К примеру в сфере IT это так. Там без английского никак вообще. Да и не спроста ведь работодатели требуют английский во многих вакансиях, причем не только в IT-сфере.

Руслан, тех.документация на английском шла ещё в Перестройку, как отменили Джексона-Веника, так и пошла. Но такой повальной тяги к английскому тогда не было, хотя программисты из СССР ни на 1 % не уступали "западным аналогам" .
И потом, "работодатели требуют" -- разве это повод заставлять детей с 2 лет учить английский ? Они ещё родной язык толком не воспринимают, а их уже заражают иностранщиной. Пахнет колониализмом, не находите ?
Макаров 9 февраля 2019, 14:59
Алла 9 февраля 2019, 11:04
Забавно, что вы сами, живя за границей, так сильно стремитесь русских оградить от иностранного влияния)) Давайте уж мы сами тут в России разберемся.

Да уж видно как вы там разбираетесь -- полстраны переобозвали на иностранный манер (даже деловой центр столицы страны !), и ура. А оградить от иностранного влияния -- это неверно. Оградить от попыток переделать русских в нерусских -- вот так правильнее. И знаете почему ? Потому что здесь вижу поколения русских, сохранивших свою русскость в иностранной среде. На их фоне особенно нелепо выглядят россияне, у себя дома притворяющиеся иностранцами. Китайцы таких называют "бананы" -- жёлтый снаружи, белый внутри.
9 февраля 2019, 14:00
Да что вы прицепились к слову "конкуренция". Не нравится, замените словом "соревнование". Можно подумать, раньше соревнований не было. В СССР социалистическое соревнование было одной из основ экономики, в царской России всё время выставки проводили, у кого свиньи толще и пшеница крупнее. Соревнование для человеческого общества - это нормально, не отшельниками же детей воспитывать.
Вообще это странно - придираться к отдельным словам, игнорируя суть вопроса. Вы не засланные казачки, граждане?
Алла 9 февраля 2019, 13:43
Конечно, английский можно не любить, у каждого свои вкусы, кому-то не нравится его звучание. На мой вкус итальянский более красив, но ведь на нем говорят только в одной Италии (жаль, что у них не было заморских колоний). Однако дело не в эстетических предпочтениях, просто так сложилось, что сейчас США лидер во многих сферах жизни, поэтому английский стал международным. И принципиально не изучая его, сделаем только себе хуже. Например, я люблю общаться в интернете на разных форумах, в том числе иностранных. Там все меня понимают, если я пишу на английском, а русский никто не поймет. Ограничивать же себе площадки для общения я не хочу, зачем? Про путешествия вообще молчу.
Руслан 9 февраля 2019, 11:47
Макаров, новая техническая документация идет на английском. К примеру в сфере IT это так. Там без английского никак вообще. Да и не спроста ведь работодатели требуют английский во многих вакансиях, причем не только в IT-сфере.
Алла 9 февраля 2019, 11:04
Макаров, вот именно, ранее международным был французский, сейчас английский. Причем тут идеология? Это просто факт, что сейчас английский язык необходим. Русский язык международный только для стран бывшего СССР, в других нас не поймут. Кстати, помимо родного языка для народов стран четырех континентов, английский также является официальным во многих странах черной Африки, Океании и Индии. В любом случае, знать его всяко лучше, чем не знать. Забавно, что вы сами, живя за границей, так сильно стремитесь русских оградить от иностранного влияния)) Давайте уж мы сами тут в России разберемся.
Fotinia 9 февраля 2019, 07:31
Покоробило слово "конкуренция". Нас раньше воспитывали как дружный коллектив. Как людей равных друг другу, которые должны друг другу помогать. А сейчас, не друзья, стая конкурентов
Макаров 9 февраля 2019, 02:35
Алла 8 февраля 2019, 19:24
Макаров, презирать какой-то язык - это просто нелепо. Английский прост для изучения и является родным для стран на трех континентах. Он очень удобен в качестве международного. Аналогов ему просто нет.

Насчёт презрения к языкам -- я не француз.

В мире существует несколько языков международного общения, в их числе русский. Английский так же "удобен" сейчас, как был "удобен" французский в 19 и начале 20 века, а до него -- латынь. Обычная мода.

Английский язык не проще для изучения, чем испанский, а он тоже "родной для трёх континентов" . Или чем русский . В русском меньше времён глагола и как слышится, так и пишется. В отличие от английского.
Лиза 9 февраля 2019, 00:26
Анна, вы так говорите, как будто в неправославных школах одни мерзости, от шолы тоже завист, от тех родителей, которые выбрали эту школу, от Директора и преподавателей. Младшие вообще все ангелочки, а потом, потом они видят, в первую очередь, жизнь родителей, очень многое идёт из семьи. Православные ничем особо не отличаются. Святых очень мало, все остальные едва ли не хуже прочих, потому что ее праведников пришёл спасать Господь, но грешников. А грешники в наше время, добравшиеся до церкви- это реально жизнью пробитые люди и не всегда сильные. Хочется то хочется, а не можется, по-крайней мере, не так сразу, стать христианином. Так что ещё вопрос, где среда здоровее, это мое мнение.
Руслан 8 февраля 2019, 20:07
Макаров, вы можете сколько угодно презирать английский, но во многих вакансиях в СНГ знание английского языка - обычное требование. И специалистам в разных областях нужно знать английский язык. Общался с европейцами, так там никто другие языки не презирает. В Китае лишний? Ага, именно поэтому знаю не мало ребят, которые уехали в Китай преподавать английский за большие деньги. Многие молодые китайцы прекрасно владеют английским языком. А по поводу человечности уже все давным-давно изменилось. Общество таким как раньше уже не будет никогда.
Анна 8 февраля 2019, 19:51
Людмила, это иллюзия, что человек из закрытой школы становится выброшенным котенком, вырастая. У меня перед глазами было немало детей, которые отучились или в православных школах, или дома, а потом поступили в институт. Такие дети выходят в мир с иммунитетом против мерзостей. Потому что самое уязвимое время - детский и подростковый период - они проводят в здоровой среде, огражденные от вредных влияний. И уже в институте девочкам проще сохранять чистоту, мальчиками проще отказываться от наркотиков или сомнительных предприятий - у них правильный нравственный костяк, который сформировался в православной школе и семье. Такие дети учатся в светских вузах и вызывают уважение однокурсников.
Алла 8 февраля 2019, 19:24
Макаров, презирать какой-то язык - это просто нелепо. Английский прост для изучения и является родным для стран на трех континентах. Он очень удобен в качестве международного. Аналогов ему просто нет.
Ксения 8 февраля 2019, 19:21
Иван и Алла, большое вам спасибо за ваш невероятный труд. Несмотря ни на что, продолжайте его, пожалуйста. Когда я в этом учебном году отдала сына в первый класс (обычная школа рядом с домом), уже через месяц моему возмущению его школьной программе не было предела. Действительно, сложно и несистемно. Но, главное, 31 человек в классе. Это ужас и стресс. Не на мой взгляд, а сына. А у него с общительностью всё в порядке. О программе Русская Классическая школа слышала и только хорошие отзывы. Божьей помощи вам!
Людмила 8 февраля 2019, 16:43
Неоднозначное отношение у меня к частным школам. Вроде бы хотим как лучше, но не получилось бы как всегда... Чем младше ребенок, тем легче ему адаптироваться к окружающему миру, с теми духовными принципами, что ему прививают в семье. А здесь вы как бы расширили семью, а мир-то остался прежним. Что будет дальше? Православный институт? Православная работа? Есть очень хорошие государственные школы, которые, кстати, бесплатные и не зависят от одного-двух человек. Туда трудно поступить, туда непросто возить детей (не сравнить по удобству с домашним обучением), но зато, окончив их, ребенок поступает в ВУЗ, который выбрал и не ощущает себя котенком, выброшенным в житейское море..Простите, если что.
Макаров 8 февраля 2019, 15:43
Руслан 7 февраля 2019, 16:24
По-моему в СНГ, включая Россию начиная с 90-ых у людей закрепилась мысль, что "человек человеку волк". По поводу английского скажу, что он сейчас везде нужен, абсолютно. Советские мерки уже не актуальны.

Я не понял, Вы радуетесь этой мысли про "волка" или просто констатируете диагноз ? Интересно, кто "закрепил" эту мысль ?

Никаких "советских" мерок нет и не было, есть старая добрая русская человечность, порядочность, взаимовыручка. Всё то, что так не вписывается в современную модель воспитания "российского консьюмера" .

А по поводу английского скажу, что например во франкоязычной части Европы английский презирают. В Азии тем более, в Китае он вообще лишний.
Алла 8 февраля 2019, 15:10
Нам не хватает богатых православных благотворителей. Я читала про богатых евреев в США и Израиле, которые для иудейских общин, а том числе школ, постоянно жертвуют баснословные деньги, десятки миллионов долларов. И ведь у нас в стране есть много очень богатых людей, многие из которые называют себя православными. Почему не слышно про их благотворительность? То и дело появляются новости, как простые люди, по мере сил, а иногда и почти на их пределе, творят добро. Но где же те, для кого сделать много добра не составит никакого труда? Для некоторых миллион значит куда меньше, чем для других тысяча.
Юлия 8 февраля 2019, 14:05
Напишите реквизиты. Пусть учатся многодетные детишки, из семей где недостаточно средств.
Ольга 8 февраля 2019, 13:56
Знаете, какое-то неоднозначное впечатление от статьи, некоторые высказывания не совсем понятны.
Да, конечно дело хорошее, богоугодное, создать и руководить школой и школьным процессом наверняка невероятно сложно, вам в помощь надо пригласить единомышленника-руководителя, который бы помог наладить весь школьный механизм. Всё-таки гармония и спокойствие вашей семьи тоже должна стоять не на последнем месте, а то состояние родителей, непременно передается детям.
Мне засела фраза, о том , что дети оказались некрещенные, и что? Они скорее всего искали то место, где смогут окрепнуть в своей вере и осознанно придти ко крещению. На своем примере это знаю. И Господь направил их к вам. Помогай вам Бог!
Лиза 8 февраля 2019, 12:27
Андрею, от 7.02. В Питере мы ходим учиться в 56 Гимназию. Она неправославная, но в целом, хорошая Школа, но как повезёт с учителем младших классов. Есть очень хорошие увлечённые учителя. Детям, при их желании, даются все возможности для обучения бесплатно, в том числе, дополнительного по предметам. Много разных конкурсов проводится. Короче, кто хочет и любит учиться, тут найдёт себе занятие. Ключевой момент- все бесплатно, кроме выездов на Экскурсии, праздников и т.д, как обычно.
Алла 8 февраля 2019, 10:45
ЛЕ, а что в этой фразе неправильного? Без денег никуда.
8 февраля 2019, 09:02
Алла большая молодец, дай Бог ей здоровья и терпения! В Москве и Подмосковье немало школ РКШ, понемногу это приходит и в Новосибирск. О проблемы...они у всех православных учебных заведений одинаковые. Вот и выстраивается баланс между тем, чтобы принимать детей только из воцерковленных семей, которые четко понимают цели и задачи Православного обучения и воспитания; или же брать всех подряд, кто не против, иначе не выжить по-просту. Православные семьи несколько беднее, нежели остальные, потому что отметают "мутные" схемы обогащения. Сын ходит в православный детский садик, потом хотим в гимназию пойти. Для себя в семье видим варианты либо гимназии, либо РКШ, если финансы и дальше позволят.
ЛЕ 7 февраля 2019, 22:50
Татьяне: не со всем согласен в Вашем комментарии, но последняя фраза довольно метка: вырастут Ваши дети, и кончится школа. Да, такие примеры приходилось встречать не раз.Ничего предосудительного в этом, пожалуй, нет. Наоборот, может принести добро другим.
Андрей: с православными школами в Питере, по моим сведениям, туговато.
А автор, безусловно, делающий достойное дело, запомнился, к сожалению, вот этой неказистой фразой:
"А в идеале хотелось бы единомышленников, людей, на которых можно было бы рассчитывать. Но таких мало, и такие чаще всего неплатежеспособны".
Марина 7 февраля 2019, 22:12
Молодцы, ребята! Так держать! Это же какая сила воли и решимость, и доверие Господу!
Помоги вам Господь!
Руслан 7 февраля 2019, 16:24
Макаров, может уже хватит жить мифами? По-моему в СНГ, включая Россию начиная с 90-ых у людей закрепилась мысль, что "человек человеку волк". По поводу английского скажу, что он сейчас везде нужен, абсолютно. Советские мерки уже не актуальны.
Наталия 7 февраля 2019, 15:45
Благодарю за статью! Разрешите выразить свою поддержку и пожелать Ивану и Алле сил для преодоления искушений. Вы занимаетесь ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ДЕЛОМ! Помоги вам Господи! Пусть даже один человек, воспитанный в Вашей школе станет МЫСЛИТЬ, сохранив и приумножив веру и во взрослой жизни.
Татьяне 7 февраля 2019, 15:00
Татьяна, разве Алла претендует на большее? Вы внимательно читали текст? Да, она хочет дать образование своим детям, и попутно обучает и других детей, вкладывая в это свои деньги, силы, время. Если у вас был неудачный опыт, не надо срывать свою обиду на тех, кто перед вами ни в чем не виноват. Алла с Иваном молодцы и герои, дай им Бог сил совершать эту высокую жертву ради ближних. А злопыхатели есть у любого благого дела, не нужно обращать на них внимания.
Андрей 7 февраля 2019, 14:34
Слава тебе Боже, слава тебе Боже, слава тебе Боже. А в Питере есть такое? У меня два сына подрастают, скоро в школу пойдут, а отдавать учиться некуда.
МарияМ 7 февраля 2019, 13:17
Огромная благодарность за наводку на Русскую Классическую Школу! Нашла сайт https://russianclassicalschool.ru (не сочтите рекламой, но там можно скачать материалы и посмотреть видеоуроки), потрясающая система! Ужасно, что у племянников в саду/школе все стандартно. Но уже хочется попробовать эти методики с ними.
Татьяна 7 февраля 2019, 12:03
Школа родилась из желания дать своим детям соответствующее Вашим представлениям образование. Вот это, как представляется, главная ошибка, не построится на таком «фундаменте» школа. В нашей семье был подобный опыт, когда мы детей привели в православную гимназию, а оказалось, что это школа, прежде всего, для детей батюшки. Потом духовник благословил перевести их в обычную школу. И в ней Господь не оставляет. Не боялись креститься при одноклассниках, а это труднее сделать, нежели в православном классе. Получается, как могли, несли Правосланую свою веру. Извините, но вырастут Ваши дети и закончится жизнь у Вашей школы.
Екатерина 7 февраля 2019, 11:51
Уважаемая Алла!

Большое спасибо за статью, за Ваш труд и доброе отношение к детям. Пусть Господь пошлет Вам сил, терпения, Свою помощь и поддержку людей. Вы делаете очень нужное, правильное и хорошее дело.
Спасибо за то, что поделились опытом!

С уважением,

Николай 7 февраля 2019, 11:28
Добрый день. Дополните статью банковскими реквизитами для помощи, пожалуйста.
Николай Курнявко 7 февраля 2019, 10:45
Очень интересная статья и очень интересный опыт организации школы и учебного процесса. Все мысли Аллы поддерживаю. Как бы с ней поближе познакомиться? Я сам священник, бывший школьный учитель, и мне не безразлична эта тема. Может и я чем-то помогу. особенно в воспитательном процессе. Помочь есть чем. Дело ваше, Алла, очень богоугодное.
Анна 7 февраля 2019, 10:16
Великолепный опыт, очень интересно, хотелось бы подробнее. В словах Аллы чувствуется, энергия, жесткость, понимание, целеустремленность. Сейчас этого очень не хватает. Божьей помощи в продолжении дела!
Надежда 7 февраля 2019, 10:03
Как жаль, что в нашем городе нет такой матушки) мы бы с радостью встали рядом и помогали чем смогли ради наших детей.
Учимся по РКШ дистанционно. Дай Бог, чтобы ваше дело развивалось и только радовало!
Макаров 7 февраля 2019, 06:37
Ребенку нужна здоровая конкуренция...

Это -- приговор не только российскому образованию, а и русскому мировоззрению. Из маленьких русских детей пытаются сделать маленьких американцев, прививая им "здоровую" конкуренцию с младших классов вместо набившей оскомину русской взаимопомощи. Но это, конечно же, не главное. Главное -- очистить от идеологии советские учебники математики. И тут же нагрузить младшеклассников английским языком, не видя в этом никакой идеологии. Воистину, не ведают что творят.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×