Благое время поста

Неделю 2-ю Великого поста Церковь посвящает святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому († 1357). Аскет-исихаст и великий делатель Иисусовой молитвы, богослов, учивший о Нетварных энергиях Божиих, архипастырь и проповедник, неустанно заботящийся о том, чтобы паства его шла верным путем Христовым, святитель Григорий словно маяк для каждого христианина, тот, житием и трудами которого каждый из нас должен поверять свою жизнь.

Святитель оставил многочисленные богословские, аскетические, полемические сочинения и большой свод проповедей, среди которых и проповеди, произнесенные в Великий пост: напоминание о том, что есть пост, как надо проходить его поприще, о чем не забывать. Предлагаем нашим читателям – в назидание и укрепление – выдержки из них.

Древо Жизни. Мозаика. Базилика Сан Клементе, Рим (Италия) Древо Жизни. Мозаика. Базилика Сан Клементе, Рим (Италия)     

* * *

Где высматривающие, в каком месте будет попойка, забирающие друг друга на пьянство и на позор, проистекающий от пьянства? Лишь водворился пост, все злое исчезло и вместо него пришло все хорошее. Вместо непристойных песен – ныне священный псалом воспевается устами; вместо неподобных хороводов – ныне спасительная печаль и слезы; вместо беспорядочной беготни и блужданий – общее всем устремление во священную Христову церковь.

* * *

Христос, постившись в пустыне, с силою победил общего искусителя и, отняв силу его над людьми и совершенно уничтожив его тиранию, освободил наше естество и сделал оного посмешищем для всех тех, которые желают жительствовать по Его Евангелию; и пророчества пророков Он исполнил, и то, что ими совершалось в виде образа, Он самым делом возвестил как благодать и истину.

* * *

Если кровь умученного Авеля вопиет ко Господу, как Он Сам говорит Каину, что мы узнаем чрез Моисея, то, конечно, и части тела и все члены, выстрадавшие в посте, возопиют ко Господу, и в соответствии с молитвой постящиеся и как бы со-молившиеся справедливо сделают ее [молитву] более благоприятной и придадут должную оценку добровольно воспринятому подвигу поста.

* * *

Что касается того, кто не одержим злым духом, хотя и подвергается его внушениям, тот, когда станет стремиться к обращению – ибо он еще сохраняет власть над собою, – должен молиться и поститься, дабы чрез пост обуздать тело и удержать его восстание, чрез молитву же обездействовать и усыпить предрасположения и возбуждающие страсти помыслы, и таким образом он одержит верх над страстями, в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его.

* * *

Осталось бы наше естество в преисподней под гнетом прельстившего змия, если бы Христос, придя и начав с поста, не уничтожил полностью его тиранию, не освободил нас и не оживил.

* * *

Видите ли дары поста и посредством чего Он чего и сколь великого нас удостоил? Но и на основании противоположного, то есть пресыщения и неумеренности, можно видеть, какую пользу приносит пост.

* * *

Пост и воздержание не только для добродетели, но и для богопочитания полезен. Надобно притом с постом совокуплять и воздержание. Для чего же так? Для того, что довольство и простою пищею препятствует очистительному плачу, печали в душе о Боге и сокрушению, которое нераскаянное покаяние во спасение содевает, ибо без сокрушения сердца не можно принести истинного покаяния. Сокрушает же сердце и принуждает его плакать о собственном согрешении малое употребление пищи и сна и умерщвление чувств о Боге.

* * *

Как чревоугодие производит многочисленный рой грехов, так пост является корнем всех добродетелей и началом Божественных заповедей. Нет сомнения, что невоздержание является вместе и древним, и новым злом, хотя по времени оно отнюдь не старше противоположного ему поста. Из-за невоздержания в раю наших праотцов и презрения ими более древнего тогда поста вошла в мир смерть и воцарился грех, введший с собою осуждение нашего естества, от Адама вплоть до (пришествия) Христа.

* * *

Мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви, более того – будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, говоря друг о друге хорошо и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом и чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом, так чтобы, по благодати, подобающим образом и Отцом Его именовать и возмочь со дерзновением говорить Ему: Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 12).

* * *

В одном из изречений Господь говорит: Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве, – дабы презрителей пустой и человеческой славы явить и сотворить усыновленными Себе и наследниками, а людей не того же духа, как и тех, если не покаются, исключить из сыновства.

Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама     

Господь говорит это для того, чтобы не для взора людей мы были видимы молящимися и постящимися, вследствие чего от сего никакой пользы не будет: труд поста и молитвы стойко выдержим, а награды лишимся! [Подобает] же умастить елеем голову, – говорит Он, – и умыть лицо, то есть отнюдь не заботиться о том, чтобы лицо было бледно, и не быть неопрятными и с сухой головой, поскольку таковое может казаться как проистекающее вследствие наложенного на себя поста и от презрения к телу и этим может приобрести похвалу от людей – так поступали фарисеи, постясь. Посему и естественно они явились чуждыми Христовой Церкви, и Господь строго запрещает уподобляться им.

* * *

Стяжим милосердное сердце; дадим от себя доказательство любви нашей к брату и преданности общему Отцу и Владыке. Более же благоприятного времени для сего, чем время нынешних дней поста, никто не найдет. Ибо тот, кто к посту присовокупит милостыню, тот смоет с себя всякий грех и со дерзновением поклонится Спасительным Страстям и со-возрадуется в Воскресении Христовом и улучит вечное Искупление, которое да сподобимся и мы все получить в Самом Христе Боге нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×