О духовном содержании фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» более 40 лет, но он не теряет ни своей популярности, ни актуальности. Вокруг него постоянно вспыхивают споры. В частности, его авторов временами обвиняют в том, что их фильм пропагандирует предательство (своей невесты и своего жениха), лень и безответственность, а также рекламирует алкоголизм. Есть и более оригинальные обвинения: в кинокомедии профанируется мотив новогоднего и рождественского чуда: собрались друзья, крепко выпили, и – о, диво дивное! – главный герой нашел свою настоящую любовь! Разберемся с этими обвинениями sine ira et studio – без гнева и пристрастия. Действительно ли фильм «Ирония судьбы» пропагандирует предательство, алкоголизм и лень?

«И осознать сиротство…»

Функция подлинно художественного произведения – не только и не столько что-либо пропагандировать, к чему-либо призывать, сколько отражать действительность. На наш взгляд, «Ирония судьбы» – зеркало позднего советского общества со всеми его достоинствами и недостатками, с его добродетелями, грехами и пороками. Как сказал бы Блок, «я глаза, я смотрю». И первое, что бросается в глаза, – сиротство и безотцовщина советской интеллигенции хрущевско-брежневской эпохи. Сокрушенный и осмеянный Хрущевым и хрущевцами образ «отца народов» попытались заменить архетипом Родины-Матери или просто Матери. Результатом оказались утрата мужественности частью советских мужчин, сиротство и безотцовщина. Отметим, что в фильме «Ирония судьбы» ни у Жени Лукашина, ни у Нади нет отцов. Могут возразить, что, поскольку герои фильма ориентировочно 1941–1942 годов рождения, их отцы могли погибнуть на фронтах Великой Отечественной. Возможно, однако если бы это было так, то скорее всего в фильме это было бы обозначено: на почетном месте могли бы висеть портреты погибших отцов. Их отсутствие выглядит весьма значимым. В центре фильма – классные мамы, об отцах – ничего, скорее всего имел место развод. И отметим, что безотцовщина – ситуация стандартная, вписывающаяся во всеобщую стандартизацию названий улиц, домов, мебели, замков и т.д. А результат безотцовщины – понятен: бессемейность. А также тепличные люди, выросшие «за кремовыми шторами» или «незадернутыми гардинами».

Личная неустроенность, безотцовщина – ситуация стандартная, вписывающаяся в стандартизацию всего вокруг

Блоковскими словами можно отчасти охарактеризовать настроение некоторых слоев советского общества:

Когда мы изменяем женам,
а жены – нам, когда, узнав
о поруганьи чьих-то прав,
грозим министрам и законам
из запертых на ключ квартир…

Насчет грозить министрам, этого в фильме почти что нет, если не считать иронии по поводу стандартных названий: улица Строителей, проспект Труда и т.д. За ними может крыться замаскированная критика улиц Маркса и проспектов Ленина. Но это все. А вот насчет измен…

Нелюбовь

В теме предательства, на наш взгляд, гораздо важнее история Нади до ее знакомства с Ипполитом. Она в течение многих лет встречалась с человеком, у которого была семья. И этот, так сказать, мужчина предавал свою жену, предавал и Надежду: что называется, взял девочку и поставил ее на полочку. Все выгоды разом: и семья, и любовница. Доводилось, хотя и весьма редко, сталкиваться с такими случаями среди поколения родившихся в 1930–1940-е годы, когда умные, тонкие, добрые женщины всю жизнь не заводили семью и встречались с возлюбленными, ждали у моря погоды, временами делали аборты и в результате умирали в одиночестве. На фоне таких трагедий и предательств как-то меркнет сюжет об оставлении невесты, тем более если невеста сама отказалась от жениха.

Действительно, рассмотрим внимательнее линию отношений Гали и Жени Лукашина. Галя в лицо бросает Наде слова: «Вы – хищница». Но посмотрим, как ведет себя она сама. Галя с порога, еще не став женой, отвергает друзей Жени… И главное: ставит его маму за скобки: «А мама пусть наготовит и уйдет к соседям». Это не только неуважение к старшим и потребительство, это еще и отсутствие настоящей любви: если ты любишь кого-то, ты почитаешь его родителей и уважаешь его близких. Та ревность и те обвинения, с которыми она обрушивается на несчастного Женю: якобы он специально уехал в Ленинград, чтобы возобновить свою прежнюю связь, – также показывают отсутствие любви. Ведь, согласно апостолу Павлу, «любовь долготерпит, милосердствует… все покрывает, всему верит, всего надеется… Любовь никогда не престает» (1 Кор. 13: 4, 7–8). Вспомним фильм «Кадкина всякий знает» (1976) – о возвратившемся с войны солдате Кузьме Кадкине, который принес домой ребенка отставшей от поезда матери: при всей соблазнительности ситуации жена, не веря, что это не его ребенок, тем не менее прощает, потому что любит. Все завершается благополучно, потому что мать в конце концов находит своего ребенка, однако счастливый конец обусловлен прежде всего доверием и терпением, царящими в семье Кадкина.

В «Иронии судьбы» другой исход, поскольку Галя не любит, а устраивается, находит умного, доброго, тонкого врача, потенциально покорного мужа. С другой стороны, Женя не слишком ее и любит: он скорее также устраивает свою жизнь, боясь остаться в одиночестве после смерти мамы. В общем, ситуация напоминает известный еврейский анекдот: «Мойша, ты хорошо ли женился? Да нет, окнами во двор».

«Мело, мело по всей земле»

Но далее начинается вихрь событий, который и уносит «незадернутые гардины», разрушает жилье «окнами во двор». Представить Евгения Лукашина алкоголиком невозможно: жизнь у него и так слишком насыщена работой, встречами с друзьями, поиском невесты, чтобы заливать тоску-печаль водкой. Как раз таким образом, как он, напиваются малопьющие или вообще непьющие люди, особенно без закуски и после бессонной ночи на дежурстве. На роль «тупого алкаша», как выразились в некоторых демотиваторах, он явно не подходит. То, что с ним произошло, скорее действительно напоминает новогоднее чудо: как бы человек ни был пьян, он не смог бы улететь: его не пустят в самолет по чужому билету – разве что перепьется весь персонал аэропорта. Или произойдет что-то совершенно необычайное. Характерен мотив бури, или метели, в фильме: так, пассажир в аэропорту говорит, что придется ему из-за нелетной погоды встречать Новый год в кресле – или зала ожидания, или самолета. В буре, метели есть, конечно, нечто инфернальное. Вспоминаются пушкинские «Бесы»:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».

И действительно, взрыв необузданного веселья, в том числе и пьяного, на Новый год несет в себе нечто инфернальное. Некоторые религиоведы считают, что среди языческих божеств существует одно очень популярное, англо-славянское – Novy God называется. От своих поклонников требует обжорства и пьянства. А еще – человеческих жертв. В период с 30 декабря по 2 января этому «богу» приносятся сотни человеческих всесожжений (жертвенниками и дровами служат дома и квартиры). В его честь убиваются, отравляются и замораживаются сотни человек. Но даже если сходит все благополучно, то для многих и многих за бурным весельем следует опустошенность, и угар от развеселых попоек отравляет как минимум первые дни Нового года. И эта опустошенность видна и в конце фильма – страшная усталость, которую испытывают Евгений и Надежда.

Советский лозунг «человек – кузнец своего счастья» уже неактуален, теперь людей сводит и разводит Судьба

Однако в метели и буре может быть нечто благое – перст Божия Промысла, как в «Буре» Шекспира или в повести Пушкина «Метель», в которой происходит событие, сходное с тем, о каком фильм «Ирония судьбы»: невеста меняет жениха не по своей воле в результате совершенно неожиданного стечения обстоятельств.

И если в более ранней советской традиции, в том числе и в новогодних фильмах, в частности в кинокартине «Карнавальная ночь», доминировал гуманистический лозунг «Человек – сам кузнец своего счастья», то в «Иронии судьбы» появляется тема Судьбы и выявляется то, что очевидно для верующего: успех зависит не от бегущего, «не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9: 16). При этом, разумеется, не отменяются ни бег, ни подвиг.

Чужие близкие

Невозможно представить Евгения Лукашина лентяем и придурком-алкашом, как его рисуют в некоторых демотиваторах. Он – труженик, настоящий врач, добрый, чуткий и внимательный, человек тонкой духовной организации. Надежда – отличный учитель, которую любят и ученики, и подруги. Они – добрые, отзывчивые люди, которые заслуживают счастья.

Конечно, на первый взгляд выглядит недостойным поступок Нади с Ипполитом, который предстает образцовым человеком и идеальным женихом. Однако в отношениях его с Надей слишком много натянутого и подавляющего с его стороны. Он подавляет Надю и своим моральным превосходством, и своей социальной успешностью, своим богатством. Если бы он стал ее мужем, то съел бы ее, замучил своей ревностью. Опять-таки, та сцена, которую он устраивает ей, обнаружив московского гостя, во многом естественна (отсутствие брюк на мужчине, пьяный вид и т.д.), однако выходит за пределы разумного и необходимого. В логически правильную голову Ипполита почему-то не приходит одна вполне естественная мысль: если действительно Надя решила ему изменить и между ней и Лукашиным что-то было, то почему это произошло за час до Нового года, на празднование которого он был приглашен? Какой разумный человек будет организовывать такой противоестественный треугольник с возможным «боем быков»? И, тем не менее, он в ярости благородной хлопает дверью – и делает это неоднократно. Причина сему одна: гордость, и последствия ее – печальны. Как говорится, не рвите нить дружбы: останутся узелки. А если вы делаете это неоднократно, от нити не останется ничего…

Почему Надя выбрала Евгения Лукашина? Потому что она поняла в общении с ним, что возможны иные отношения – искренние, добросердечные, основанные на доверии, та любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13: 7).

In vino veritas?

Коснемся и вопроса пьянства и его якобы рекламы в «Иронии Судьбы». Должен разочаровать противников фильма: на самом деле он является мощным средством антиалкогольной пропаганды. Лукашин действительно отталкивающе смешон, когда он лыка не вяжет и в одних трусах предстает перед Надей. Мои знакомые так объясняют своим детям вред пьянства: «Будешь пить – в чужом городе окажешься. Как багаж. И тебя из чайника поливать будут». И народ любит Женю отнюдь не в пьяном виде, а когда он истрезвляется, в немалой степени – благодаря постигшей его беде. Отметим, что в движении фильма Женя Лукашин и Ипполит как бы обмениваются состоянием: Лукашин трезвеет и умнеет, а правильный Ипполит напивается в случайной компании до того, что по нему ходят как по мостовой. Однако, заявившись в пьяном виде, он бросает Евгению и Надежде в лицо горькую правду, упрекая Лукашина в том, что тот напивается в бане, случайно попадает в другой город, забывает там московскую невесту и обзаводится новой, «а все потому, что он человек высоких моральных устоев», и предупреждает: «за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно». Он залезает под душ, пародируя баню Жени и его друзей, а потом выходит на мороз, несмотря на сопротивление (впрочем, несколько слабое) Лукашина и Нади, говоря: «Я, может быть, хочу умереть». Показательно сочетание христианского взгляда на нравственность и совершенно нехристианского стремления покончить с собой.

Отметим и следующую черту: комедия подразумевает счастливый конец. Однако закрытого happy end в фильме нет. В конце на вопрос Нади: «Я кажусь вам легкомысленной?», звучит ответ: «Поживем – увидим». Поэтому в фильме нет безусловного оправдания Надежды и Евгения Лукашина, как и нет картины их безоблачного счастья. Концовка фильма разомкнута.

«С тобой я буду»

И в заключение вернемся к теме сиротства советской интеллигенции, на сей раз – на более глубоком уровне. В фильме подспудно ощущается тоска по Богу и прежде всего – в песнях и стихах, которые выполняют функцию хора в античной трагедии.

Песни и стихи комментируют события, словно хор в античной трагедии, и в них ощущается тоска по Богу

Это – и пастернаковское «Никого не будет в доме» с явлением рождественского чуда, и цветаевское «Благословляю Вас на все четыре стороны». Однако наиболее интересной с религиозной точки зрения представляется «Баллада о прокуренном вагоне», автор которой Александр Кочетков был близок к религиозно-философским кругам, в частности – к Вячеславу Иванову. Самое ее начало является удивительно библейским:

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, –
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы, –
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый, –
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Что это, как не библейское учение о браке и единстве любящих? Разве это не созвучно словам книги Бытия:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24).

И это стихи о молитве, способной спасти от беды и погибели:

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного, –
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Эти пронзительные строки, по мнению ряда литературоведов (Кукулина и других), легли в основу знаменитого военного стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», в особенности – эти:

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

Удивительна история создания этого стихотворения, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников на Кавказе, и Александр Кочетков должен был уехать в Москву раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи–Москва. Нина Григорьевна вспоминала, что супруги никак не могли расстаться, и уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна, повинуясь неодолимому предчувствию беды, в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Она настояла на том, чтобы Александр сдал билет и отложить отъезд на три дня. Через три дня Кочетков уехал и, благополучно добравшись до Москвы, столкнулся с искренним удивлением и даже потрясением друзей, которые оплакивали его, посчитав погибшим в страшном крушении поезда Сочи–Москва, унесшем жизни десятков человек. Три дня отсрочки, на которых настояла Нина Григорьевна, спасли поэту жизнь. Благодарный Александр первым же письмом прислал ей стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Оно пронизано размышлениями о роли судьбы в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий. Оно трагично, это не только благодарность Богу и супруге за избавление от гибели, но и муки совести из-за того, что он остался жив, а другие погибли.

К сожалению, поэт не увидел публикации своего стихотворения: цензура 3,5 десятилетия тормозила выход его в свет в силу богоискательских и религиозных мотивов, содержащихся в нем. Издали его только в 1966 году в сборнике «День поэзии», через 13 лет после смерти Александра Кочеткова. Однако судьба стихотворения была сходной с грибоедовским шедевром «Горе от ума»: несмотря на запрет печати, оно было всем известно, переписывалось от руки и передавалось из уст в уста, как и история создания этих строк. Благодаря фильму «Ирония судьбы» стихотворение получило всесоюзную известность.

Луч света в царстве тьмы

При просмотре фильма «Ирония судьбы» невольно вспоминаешь сон Версилова из романа Достоевского «Подросток». Версилов представляет себе человечество, оставшееся без Бога. Устанавливается некая «гуманистическая утопия», которая не внушает ужаса; но она полна такой пронзительной, терпкой печали, такой разрывающей сердце тоски, что воспоминание о ней остается в душе незаживающей раной. Версилов представляет себе, что бой уже кончился и борьба улеглась.

«Настало затишье, и люди остались одни. Великая прежняя идея оставила их; великий источник сил, до сих пор питавший и гревший их, отходит, как то величавое, зовущее солнце в картине Клода Лоррена. И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство. И вот тогда весь избыток прежней любви к Богу обратился бы у людей на природу, на мир, на людей, на всякую былинку. Сознав свою конечность, они стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее. Они просыпались бы и спешили бы целовать друг друга, торопясь любить, сознавая, что дни коротки, что это все, что у них остается… О, они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах…»

Потеряв Бога, «они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах»

Идея богооставленности превращается в чистейшую лирическую тему: последний день человечества, заходящее солнце, осиротевшие люди, прощальные поцелуи перед вечной разлукой, ослепительная вспышка угасающей на земле любви. А теперь вспомним знаменитые строки Б. Окуджавы:

Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Чистейшие моменты.

Давайте жить во всем
Друг другу потакая,
Тем более что жизнь –
Короткая такая.

И действительно, культура позднего социализма, ее удивительный лиризм отражают это ощущение – вспышку угасающей на земле любви. К сожалению, ее хватило ненадолго: уже с конца 1980-х годов, с Перестройкой она погружается в социодарвинизм, в безобразие, ненависть и аморализм. Вспомним, что наши «гуманисты», в том числе и актеры, игравшие в «Иронии судьбы», в 1993 году подписали людоедское Письмо 42-х, одобрявшее расстрел Белого дома.

Что касается «Иронии судьбы», то этот фильм, являясь памятником эпохи позднего социализма со всем его величием и трагизмом, в то же время несет в себе отсвет угасающей на земле любви у людей, испытавших богооставленность. Мы, православные христиане, знаем цену этой вспышке и никогда не променяем на нее благодатные лучи вечного Солнца Правды – Христа, но в то же время не можем не отдать ей должного и справедливого.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария11 января 2023, 22:24
Хороший фильм. И нет в нем никакой пропаганды измен. Вообще,причем тут измена,если главные герои ещё не вступили в брак,то есть окончательно не определились со спутниками в жизни.
Сергий Леон20 мая 2020, 19:12
Фильм кажется милым. Но на самом деле пропагандирует пьянство и блуд ! Что бы кто ни говорил, так оно и есть. И ещё, пропаганда курения! От него больше вреда, чем пользы.
Антон10 марта 2020, 16:28
Вряд ли в советской безотцовщине виноват образ Матери-Родины. Безотцовщина - бедствие всех стран постхристианской цивилизации, в том числе и тех, где такой образ не был популярен. Возьмите, например, Германию. А, скажем, в Индии Мать-Индия буквально почитается как языческая богиня, в её честь построен очень известный храм, а национальной песней стала сложенная в её честь ещё в 19 веке "Банде Матарам" ("Хвала тебе, Мать"), но это не мешает сохранению жёстко патриархальных традиций и почитанию отцов. У нас безотцовщина - прямое следствие дехристианизации, господства атеистической идеологии прогресса.
Елена26 января 2020, 22:34
Присоединяюсь к голосам тех, кому статья не понравилась.
Мария24 января 2020, 03:09
Интересно было прочитать статью. Но я считаю, что Галю и Ипполита специально слелали не такими привлекательными и однобокими в фильме, чтобы мы прониклись к Жене и Наде. Считаю, что в фильме пропаганда алкоголизма есть, как и в других фильмах того времени, исходя даже из своего сочувственного отношения к героям алкоголикам, который у меня был. Думаю, что непьющий человек не стал бы так напиваться, как Женя. Тут больше желание создателей фильма верить, что "Женя, вообще, не пьет".
Алла21 января 2020, 22:29
Евгения, агрессивных героев хватает и в русской классике. И что? Дело ведь не в том, каков герой, а в том, какую позицию занимает автор. Он его поддерживает или осуждает, или занимает срединную позицию. Ведь и американскую мечту развенчивают именно американские авторы. Я ещё не видела американского писателя, который бы оправдывал погоню за богатством любой ценой. Зато обратного сколько угодно, мое любимое - "Американская трагедия" Драйзера. Так что ваши претензии не обоснованны.
Евгения20 января 2020, 22:12
Делаю уточнение. Торнтон Уайлдер, оказывается, родился и скончался в США. Он не эмигрант, просто долго жил в Китае, причем не в зрелом, а в подростковом возрасте. Перепутала я, по-видимому, потому, что в полемике между Аллой и Игорем М. обозначился фронт Китай-США. Алла, я не озвучиваю устоявшиеся стереотипы, а и сама так думала, когда читала. Конечно, в далеком прошлом я не была знакома с такими понятиями, как "смирение", "уничижение", но когда читала, думала примерно так: ну какие же агрессивные!, как же рвутся на первое место!
Алла19 января 2020, 22:21
Евгения, вы сейчас просто озвучиваете устоявшиеся стереотипы. Все люди разные, и все авторы тоже, американские или нет. Не читала Харпера Ли, прочие лауреаты мне нравятся. "Зима тревоги нашей" Стейнбека когда-то произвела на меня огромное впечатление. До сих пор, если у меня возникает искушение подзаработать денег не совсем честно, я вспоминаю именно этот роман и терзания главного героя. Он очень убедительно показал, что не получится совершить подлость, и снова жить, как прежде. Ты не можешь сказать: "мне просто нужно подправить свое положение, и дальше я снова буду честным человеком, как будто ничего не случилось". Так что меня этот американец научил кое-чему важному, как видите.
Евгения18 января 2020, 02:26
Алла, вы оспариваете утверждение, что ничему американские авторы не могут научить русского человека. Действительно, могут. Могут научить индивидуализму, крайнему индивидуализму, если, конечно, читать американских авторов, что называется, запоем. Вот наиболее известные произведения лауреатов их главной премии (Пулитцеровской) по литературе: "Старик и море" Хемингуэя, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Гроздья гнева» Стейнбека. Ну что?... Простое повествование. Если американцев читать вперемешку в другими авторами, то ничего. Лично мне интересен Торнтон Уайлдер. Правда, он эмигрант. Эмиграция - вот, пожалуй, тот катализатор, который усиливает агрессивность тех, кто уже сложился как индивидуалист
Алла17 января 2020, 16:23
Игорь М., "просто интересно" это необходимый критерий для хорошего романа. Чтобы помимо глубоких характеров и глубокого смысла за событиями элементарно было интересно наблюдать. Я не смогла осилить "Госпожу Бавари" Флобера - домучилась до середины, а потом просто листала, чтобы финал узнать. Зато "Анну Каренину" читала с удовольствием, потому что Толстой увлекателен помимо всего прочего. У Флобера глубины более чем хватает, но до чего же он утомителен.
Алла17 января 2020, 16:19
Игорь М., вы ведь не читали Гарри Поттера, не так ли? Потому что называть это "оккультным месивом" просто смешно. Магия там лишь средство, сама она сила нейтральная. Как атомная энергия - можно для бомбы, можно для АЭС. А в реальном мире магии просто нет. Или вы знаете людей, способных швыряться молниями? Оккультизм к миру ГП отношения не имеет. А фильм вполне качественная экранизация. В чем примитив-то? Конкретика нужна. Пулмана не читала и не собираюсь.
Алла17 января 2020, 16:05
Игорь М., прорывались немногие из общего числа вышедших, разумеется. Мой посыл был в том, что люди хотят и чего-то простого, даже простецкого. Советский же кинематограф такого не пропускал. Я тоже бывает раз или два в году смотрю слезливые мелодрамы. Почему бы нет? А уж в детстве так и вовсе обожала мыльные оперы. Потом просто переросла это всё. Лет так в 14.
Алла17 января 2020, 15:49
НН: "Но, на мой взгляд, сравнивать литературу 5-ти тысячелетнено Китая с около 300летнними США не совсем корректно." А на мой взгляд корректно. Пусть и такая молодая, но культура США повлияла на мир, Россию и конкретно меня куда больше, чем китайская. "Ничему не могут научить американские авторы русского человека!" Простите, но это практически нацизм. По-вашему американцы какие-то неполноценные, потому что их нация моложе нашей? Всё зависит от конкретного человека, которому либо есть что сказать и чему учить, либо нет. Разве можно сказать, что Теодор Драйзер с "Трилогией желания" не может ничему научить русскому человеку?
Павел К.15 января 2020, 17:47
Евгений и Надя - благородство и надежда . Еще чуть-чуть и они погибли бы в серой , тусклой трясине , куда их толкали "рациональные" доводы окружающих и свои собственные . И вдруг они обнаружили себе подобного человека ! Что сказать - одна из лучших кинокартин .
Галина13 января 2020, 13:14
Евгения 11 января 2020, 18:50 Согласна. Однако молодежь, да и люди среднего возраста, предпочитают другое кино. Вот в этой перепалке кто-то хвалил Гарри Потера. Книг, кроме самой первой, не читала. Фильмы, набравшись терпения смотрела. Это же жуть какая-то. Никто анализ сделать не хочет? Было бы интересно, т.к. это смотрят наши дети. Иногда, чтобы быть в курсе дел смотрю то, что крутит наше ТВ. Но никто не анализирует эти фильмы, предпочитая не связываться с ныне живыми авторами. Например, сериала "След". Мои домашние называют его "Некромантеры". Старое кино, не только советское, снималось с каким-то дальним прицелом, на будущее. А современное на что направлено? Вместе с музыкальным рядом.
Анна12 января 2020, 18:56
Мой 10-летний сын смотрел "Иронию судьбы" не отрываясь (а мне была любопытна его реакция.) Я сразу предупредила , что фильм в какой-то степени содержит алкогольную пропаганду, но через некоторое время он отметил, что тут, скорее, АНТИалкогольная пропаганда. В общем, картина понравилась. Да и как же может не понравиться красивая история о дружбе со школьной скамьи, об умении прощать (ведь Женя не расстался с другом после его женитьбы на его возлюбленной), о нежных взаимоотношениях с матерью, любви без постельных сцен?! А истинная женственность в противовес нынешним "холодным сердцам"?! А стихи и песни, западающие в душу?!
Игорь М.12 января 2020, 08:17
Алла10 января 2020, 22:12 Игорь М., Гарри Поттер очень хорош, и книга и экранизация... А "просто интересно" - прекрасный критерий.>>> Книги о Гарри Поттере - отвратительное оккультное месиво, а экранизации - типичный американский примитив,наполненный спецэффектами, чтобы было "просто интересно". Не знаю, может для Вас и Пулман тоже прекрасен со своими "Тёмными началами"? А для меня это учебник начинающего сатаниста. И не только для меня, к счастью. А "просто интересно" случается, когда отключаются мозги. Прекрасный критерий для просмотра мыльных опер и переполненных жестокостью и пошлостью сериалов вроде "Игры престолов". Достоевского читать "просто интересно" бессмысленно,там нужно думать.
Игорь М.12 января 2020, 08:07
Алла10 января 2020, 22:22 Игорь М., у вас есть какие-то другие данные о прокате в СССР? "Есения" была как раз одной из немногих иностранных картин, прорвавшихся к нам. "Прорвавшихся"? "Немногих"? Это такая шутка? Список иностранных кинофильмов, "прорвавшихся" на советский экран, на порядки длиннее, чем горстка советских фильмов, прорвавшихся (а иногда и украденных, как "Планета бурь" Клушанцева) на западный экран.Даже не упоминая соцлагерь, чьи фильмы шли на экранах СССР постоянно, мы смотрели и капиталистов-итальянские, французские, британские, американские фильмы, и комедии, и драмы, и экранизации, и вестерны,и фантастика.Сейчас многие качают фильмы в очень качественном советском дубляже.
НН11 января 2020, 19:39
Алла: /Для меня душа культуры-литература./- Можно согласиться. Но, на мой взгляд, сравнивать литературу 5-ти тысячелетнено Китая с около 300летнними США не совсем корректно. Да и американскую с русской тоже. Ничему не могут научить американские авторы русского человека! Ничему! У нас Большой театр чуть ли не старше США, а мы низкопоклонствуем. Читать надо, для общего развития. И фильмы смотреть. Например, во времена СССР неплохо шли французские и итальянские фильмы. Был строгий отбор, откровенную халтуру не покупали. А сейчас? Много хороших амриканских фильмов покупают наши чиновники от культуры? Очень мало! Заполонили экраны откровенной мурой. На их фоне все советские фильмы - шедевры!
Евгения11 января 2020, 18:50
Галина:"Если ко всем фильмам подходить с точки зрения нынешнего опыта и результатов, позвольте так выразиться, культурного развития, не нации даже, а человечества, то результат плачевен". Один фильм мир не меняет, но то, что называется "мягкая сила искусства", существует. Не может быть, чтобы человек хоть чуть-чуть не изменился от просмотра, например, экранизир. пьес Вампилова: "Старший сын", "Прошлым летом в Чулимске", "Отпуск в сентябре". Все эти фильмы, кстати, с грошовым бюджетом. Вот так по чуть-чуть. То кино, то книжка, а то и песня. Простая добрая песня многого стоит! Да простят меня находящиеся на недостижимом для меня духовном уровне, но песня на ум приходит так же как и молитва.
Алла10 января 2020, 22:22
Игорь М., у вас есть какие-то другие данные о прокате в СССР? "Есения" была как раз одной из немногих иностранных картин, прорвавшихся к нам. Только прошу вас, не надо меня антисоветчицей клеймить, я на этом сайте, наоборот, заслужила репутацию практически сталинистки) Люди смотрели это мексиканское мыло по той причине, что публике хочется разнообразия. Знаете, иногда хочется даже простецкой, но страстной истории любви. Или глуповатой, но смешной комедии. Или нелогичного, кровавого ужастика или триллера, зато щекочущего нервы. Ну бывает ведь такое у всех. К тому же вкусы широкой публики обычно не слишком притязательны.
Алла10 января 2020, 22:12
Игорь М., Гарри Поттер очень хорош, и книга и экранизация. Неверно утверждение, что чем лучше произведение, тем оно лучше продается. Но несомненно верно утверждение, что хорошее произведение всегда найдет дорогу к сердцам публики. Не всегда это происходит сразу, иногда бывает даже так, что творение прославляется уже после смерти творца. Но шедевр всегда оценят рано или поздно. А "просто интересно" - прекрасный критерий. Мне, например, было очень интересно читать Достоевского, особенно "Братьев Карамазовых" - взахлеб, до утра, с мурашками по коже, так я волновалась за судьбу Дмитрия, боялась, что он наворотит непоправимого. "Талантливо" и "скучно" для меня антонимы.
Алла10 января 2020, 22:03
Игорь М., "Интересно, а каких классиков американского чего-либо Вы знаете?" Для меня душа культуры - литература. Драйзер, Твен, Фицзжеральд, Стейнбек, О.Генри, Лондон, Сэлинджер, Хемингуей, Митчелл, Брэдбери, Аллан По, Ирвинг, Шоу, Бичер-Стоу. Что вы назовете сопоставимого у Китая? По научным достижениям американцы тоже фору дадут. Не порохом единым живо человечество.
Галина10 января 2020, 13:58
Внимательно прочитала статью и комменты. И практически все новогодние праздники пересматривала советские фильмы 70-90-х. Сколько всего сняли! И очень талантливо. НО! Если ко всем фильмам подходить с точки зрения нынешнего опыта и результатов, позвольте так выразиться, культурного развития, не нации даже, а человечества, то результат плачевен. Почему так волнует момент отсутствия фото отцов в только что заселенной квартире? Тут-то как раз все понятно: война, погибшие и рано умершие от ран мужья, отцы. А вот подружки Нади это готовые суфражистки и мамы будущих феминисток. Искусство потому и искусство, что художник сам не знает, ЧТО он изобразил. Весь этот фильм печальный женский вопрос.
Игорь М.10 января 2020, 08:18
Алла 8 января 2020, 18:52 Вы знаете, что абсолютным лидером советского кинопроката была мексиканская мелодрама "Есения", с традиционным сюжетом мыльных опер? Она даже "Москва слезам не верит" опередила. Почему, как выдумаете?>>> Потому что это неправда. Вы слишком доверяете Википедии, а там ясно написано, что в СССР данные по посещаемости кино были для служебного пользования, и то, что Вы считаете авторитетным мнением, исходит от какого-то Кудрявцева, это его личная статистика. А что советские люди имели доступ к иностранному кино и литературе, доказывает, что за Железным занавесом сидели не мы, а Запад, который был почти герметично изолирован от "тлетворного влияния" советского искусства.
Игорь М.10 января 2020, 08:10
Алла 8 января 2020, 18:52 Можно вложить сотни миллионов долларов, и с треском провалиться, не отбить даже вложенное. Люди просто не ходят на неинтересные картины. Интересно - это просто интересно.>>> Если качество произведений измерять долларами, тогда "бестселлеры" опередят шедевры, и "Гарри Поттер" будет лучше "Войны и мира". Это верный критерий? Напр.сколько "сотен миллионов" вложили в фильм "Старший сын", в "Доживем до понедельника", в "На семи ветрах"? Они "отбили вложенное"? С лихвой. Как и многие другие советские фильмы.В них, видите ли, есть душа, а её долларами не измеришь.Их смотрели и будут смотреть поколения. И результат от просмотра куда глубже, чем "вау" от "просто интересно".
Евгений10 января 2020, 07:31
Не согласен с автором. Нет духовного содержания в этом фильме. не люблю этого режиссера
Яна (Jana W) 9 января 2020, 20:41
С Рождеством Христовым! Давно не смотрела (повторно) Иронию судьбы, но собираюсь)). Алла: ""продолжения", снятые много лет спустя...серьезно не воспринимаются" - это так, а в данном случае, Ирония-2- такой кошмар, что даже вспоминать не хочется. А настоящий фильм завершен, и однозначно, главные герои вместе навсегда.
Игорь М. 9 января 2020, 13:45
Алла 8 января 2020, 12:56 Китай вносил свой вклад многие и многие столетия назад, потом он замкнулся в себе и тотально отстал от европейской цивилизации. Расскажите, как много классиков китайской литературы, музыки, кино, каких их ученых вы знаете? Американцев-то поболее, не так ли? >>> Интересно, а каких классиков американского чего-либо Вы знаете? Американские классики - это обычный поп-арт, от Уорхола до Тарантино. Смешно сравнивать "картину" с банкой супа и китайский фарфор, или Френсиса Фукуяму с Конфуцием. "Дао Де Цзинь" и "Искусство войны" Сун Цзы популярны и в Америке, спустя тысячелетия после написания. Назовите мне американского философа, сравнимого с Лао Цзы или Чжуан Цзы.
Алла 8 января 2020, 18:52
Игорь М., с французами в живую почти не общалась, но англичан знаю, никакой особой закрытости не замечала в них. Да, они считают свою культуру вершиной цивилизации, но другими тоже интересуются. Вы не слышали о таком явлении, как провал фильмов в прокате? Можно вложить сотни миллионов долларов, и с треском провалиться, не отбить даже вложенное. Люди просто не ходят на неинтересные картины. А "интересно" - это не синоним "очень умно" или "возвышенно". Интересно - это просто интересно. Вы знаете, что абсолютным лидером советского кинопроката была мексиканская мелодрама "Есения", с традиционным сюжетом мыльных опер? Она даже "Москва слезам не верит" опередила. Почему, как выдумаете?
Алла 8 января 2020, 12:56
Игорь М., зачем вы рассказываете про древнюю историю? Китай вносил свой вклад многие и многие столетия назад, потом он замкнулся в себе и тотально отстал от европейской цивилизации. Расскажите, как много классиков китайской литературы, музыки, кино, каких их ученых вы знаете? Американцев-то поболее, не так ли? Читаем Википедию: "Наиболее известна политика самоизоляции, проводившаяся Китаем, Кореей и Японией в XVII—XIX веках. Целью её была консервация существующих феодальных порядков. Объективно же эта политика привела к всё нараставшему технологическому и экономическому отставанию этих стран от европейских держав, которые в конце концов военной силой заставили отменить режим самоизоляции."
Игорь М. 8 января 2020, 08:16
Алла 7 января 2020, 20:54 Кстати, Китай был закрыт в течение веков, что привело к его тотальной отсталости. >>> Вы перепутали - это Япония была закрытой,пока их не вынудили открыть границы американские пушки. А Китай был культурным и военным центром мира, когда США ещё и в помине не было.Корни культур окружающих стран находятся в Китае.Традиционная письменность Японии,Вьетнама,Кореи, принципы управления гос-вом,философия,медицина - всё китайское.Для элит этих стран комплиментом было "вы похожи на китайца".И "всё полезное" мир до сих пор заимствует у них. А США экономически "поднялись" на двух мировых войнах ХХ века.Вклад США в мировую культуру несоразмерно мал по сравнению с их амбициями.
Игорь М. 8 января 2020, 07:58
Алла 7 января 2020, 20:54 на чем базируется ваше мнение о закрытости французов и англичан. И к чему вы вообще призываете?...Люди смотрят то, что интересно. Неинтересное просто проваливается в прокате.>>> Мнение базируется на знании их менталитета как он есть, а не из книжек и фильмов. А от вопроса "к чему вы призываете?" пахнуло ветром из не столь отдалённого прошлого. "Люди смотрят что интересно" и т.п.-старая мантра, ложная как весь капитализм.По статистике самое популярное зрелище в инете -это не киноклассика, а (пардон) порнография.Её создатели-молодцы? А "Сталкер" или наш "Солярис" никогда не были "блокбастерами".Их что, "ф топпку?" Как же мы быстро поменяли свою шкалу ценностей.
И 8 января 2020, 01:04
Поразило созвучие мыслей в этой глубокой статье моим ощущениям, возникающим при просмотре данного знаменитого фильма. Это ощущение какой-то удушливой атмосферы (тоже перекличка с песней), в которой действуют герои фильма. Автор использует слова - сиротство, тоска - и тем самым очень выразительно и точно схватывает эту атмосферу. И меня также больше всего поражает Надина внебрачная история, когда она годами встречалась с женатым мужчиной. Она-то это воспринимала нормально, то есть просто ждала, когда он уйдет из семьи. Потихоньку старалась разрушить чужой брак. И только обида в ее рассказе звучит, что так и не ушел из семьи тот человек, нет ощущения раскаяния. Спасибо за подробнейший разбор!
Алла 7 января 2020, 21:02
Наталия Ростова, любовь бывает разная. Любовь между мужчиной женщиной это особое чувство, которое вызывает желание быть вместе именно с этим человеком, именно с ним связать свою жизнь. И раз Господь дал нам это прекрасное, опьяняющее чувство, значит оно необходимо для правильного взаимодействия полов, для брака. И нет никакого предательства в том, чтобы оставить своего жениха и невесту. Пока нет брака - нет и нерушимых обязательств.
Алла 7 января 2020, 20:54
Игорь М., а вы лучше сначала скажите, на чем базируется ваше мнение о закрытости французов и англичан. И к чему вы вообще призываете? Не смотреть американское кино? Люди смотрят то, что интересно. Неинтересное просто проваливается в прокате. Если американцы могут снимать то, что интересно всему миру, то они молодцы. И я не собираюсь себя искусственно ограничивать. Кстати, Китай был закрыт в течение веков, что привело к его тотальной отсталости. Зато теперь, заимствуя у окружающего мира всё полезное, Китай развивается семимильными шагами.
Евгения Наталии Ростовой 7 января 2020, 14:37
В тексте обсуждаемой статьи: "в песнях и стихах, которые выполняют функцию хора в античной трагедии". // "А той - скажите, Бога ради, кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть. Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе и неосознанно наметит кого-то дальнего себе". Наталия, вместо кино со всем доступным ему инструментарием - картинка, музыка, стихи и т.д. - надо было лекцию прочитать?
Алла 7 января 2020, 14:32
Наталия Ростова, "продолжения", снятые много лет спустя ради срубания бабла, серьезно не воспринимаются. Настоящая история закончилась в настоящем же фильме. И невеста - не жена, ее можно бросить. Тем более тут никакой подлости не было - Женя попал к Наде случайно, и его настигла любовь с первого взгляда. Что тут было делать? Вернуться к нелюбимой? Ради чего? Он все сделал правильно. Любовь - это великая ценность.
Игорь М. 7 января 2020, 12:25
Светлана Николаева 6 января 2020, 01:33 если самого родного человека изгнали к соседям отмечать СЕМЕЙНЫЙ праздник, то как же поступят с неродным? ... И когда узнает, что Женя улетел, бросил ее одну, не ищет срочно замену. Tак что не тянут два "интеллигента" на духовно ищущих, ну никак не тянут! >>> Значит по-Вашему, с неродным человеком позволено поступать хуже чем с родным? Занятная логика. А Галя искала замену ещё ДО ТОГО, как Женя улетел - она постоянно шантажировала его, что "меня приглашают встречать Новый Год в Суздали" и т.п. А вот насчёт духовных исканий я с Вами соглашусь -- их в фильме нет. Поиски тепла, взаимопонимания, любви есть. А духовных поисков нет, как той кошки в комнате.
Игорь М. 7 января 2020, 12:18
Алла 5 января 2020, 20:55 они и правда более закрыты, чем те же европейцы. Но почему мы должны быть, как американцы? Русские всегда были открытым народом, и это хорошо. >>> Да уж, настолько хорошо, что в России на один век по четыре революции, и все привнесены иностранными теоретиками и практиками. И в России теперь каждое третье слово -- иностранное, даже бывшие иностранные слова заменяют новыми иностранными, чтобы было иностраннее чем раньше ( фестиваль стал "фест" , мотоцикл - "байк" ), про всякие "фейки-брейки-стейки-лайки" даже говорить лень. И всё от нашей пресловутой "открытости". И кстати, откуда мнение, что европейцы открытее американцев? Англичане и французы даже закрытее.
Наталия Ростова. Продолжение 7 января 2020, 12:15
"Играй мой гормон" - вот и вся любовь Нади и Жени. Эти сказки хороши только для молодёжи и инфантильных взрослых. Может я кому-то покажусь циничной, но любой православный христианин скажет точное понятие "любви" и там не будет предательства близкого человека и желания обладать новым объектом вожделения. Я это точно знаю...И есть замечательные примеры наших святых, которые жили обычной жизнью, но хранили верность друг другу, уважали, терпели и умели прощать. А любовь...Это и есть Любовь. С Рождеством Христовым всех создателей и читателей сайта!
Наталия Ростова 7 января 2020, 12:00
А я единственный реалист на этом сайте? Или никто не в курсе, что есть продолжение этого фильма, снятого в 2007 г. и называется он "Ирония судьбы. Продолжение"? И даже больше скажу, во 2 части в эпизодической роли, снялся сам Э.Рязанов. А значит дал "добро" на продолжение. Второй фильм никакой. Но! Женя и Надя расстались и вернулись к своим половинкам. И вполне себе счастливую семейную жизнь прожили. И детей родили. Я это к чему? Может мечтать, конечно, не вредно. Но, когда человек предаёт другого, не надо говорить, что так было суждено и что просто люди не подходили друг другу. А чудесным образом вмешался Бог и соединил две несчастные судьбы. На чужом несчастье, счастья не построишь...
Раба Божья Наталья 7 января 2020, 11:16
Фильм просто чудесный и можно сказать исторический!! Я живу 17 лет в Финляндии и каждый год смотрю этот фильм с своими детьми, и они каждый раз смеются и слушают советские песни. В этом году к нам присоединилась невеста сына. И я ей с удовольствием рассказывала, что в советском союзе жили все в одинаковых домах и мебель тоже была у всех одинаковая! А фильм чудесный, про историю любви! И муж мой финн, тоже смотрит и смеётся , хотя русский язык не понимает! Я дочка , ей 17 лет, сама говорит когда начинаем резать олевье , ну ирония судьбы давайте. Этому фильму много лет, и каждое слово знакомо... и всегда смотришь, и вспоминаешь елку папу и маму молодыми! Хороший фильм!
Фотина 7 января 2020, 10:18
Потрясающая по своей глубине статья!!! Батюшка, спаси, Господи, Вас за труды.
Вера 6 января 2020, 21:10
Спасибо за статью. Люблю этот фильм.
Вера 6 января 2020, 20:58
Одиночество. Именно одиночество сквозит в фильме. На типовых улицах в типовых домах живут одинокие люди. Одинокие матери, стареющие уже, готовые ради счастья детей на все - накрыть на стол и испариться. Одинокие женщины, обманутые в своих самых светлых чувствах. Одинокие мужчины, не нужные никому в качестве главы семьи. Они все тоскуют по любви, по ласке и заботе. Если даже вор будет петь трогательную песню, они готовы слушать, а не бежать за милицией. Они готовы ради теплого участия, понимающего взгляда, искреннего чувства бросить удобного жениха и навязчивую невесту. Трудно быть одиноким. А быть одиноким в кругу коллег, пациентов, соседей и даже в кругу семьи совсем страшно.
Алла 6 января 2020, 16:20
А теперь касаемо Иронии судьбы. Этот фильм - о любви. О том, что пару надо искать не потому, что "с ним удобно" или "время поджимает", а только по любви. Конечно, Женя и Надя не идеал благородства. По чести им надо было сначала расстаться с прошлыми пассиями, прежде, чем начать новые романы. А ещё лучше - вообще не вступать в отношения "лишь бы было", ведь в обеих парах не было взаимной любви, только практические соображения. Но получившийся исход намного лучше, чем несчастные браки, в которые герои вскоре бы вступили. Лучше поздно, чем никогда. Герои жили в типовом доме и типовом районе, и жизнь их была типовой, пока не случилась новогодняя сказка.
Татьяна 6 января 2020, 14:06
Светлана Николаева 6 января 2020, 01:33 Игорю М.Вы уж меня простите, но если самого родного человека изгнали к соседям отмечать СЕМЕЙНЫЙ праздник, то как же поступят с неродным? Галя в чем-то даже искренней Нади, не скрывает своего желания втретить Новый год только с Женей. Простите, Светлана, но с чего Вы решили, что маму "изгнали"? То, что мама сама решила пойти к соседям отмечать Новый год, чтобы оставить наедине дочь с потенциальным женихом - разве допустить нельзя?
Наталия Ростова 6 января 2020, 11:12
Предательство, оно и в Африке предательство, а не " Галя не подходит Жене, впрочем, как и он ей." Алкоголь в таких количествах, тоже зло, а не дружеская посиделка в бане с друзьями. Меня всегда удивлял факт, как после состояния, явно "нестояния", Женя вдруг чудесным образом через пару-тройку часов становился очень даже трезвым и без всяких сопутствующих проблем, вроде головной боли, перегара и разбредающихся мыслей...Прям терминатор какой-то! Согласна с одним из комментаторов, что христианский смысл есть в фильме "Москва слезам не верит" и "Любовь и голуби". А здесь чёткая инструкция, как не надо себя вести, чтобы случайно не встретить свою "настоящую любовь".
Светлана Николаева 6 января 2020, 01:33
Игорю М.Вы уж меня простите, но если самого родного человека изгнали к соседям отмечать СЕМЕЙНЫЙ праздник, то как же поступят с неродным? Галя в чем-то даже искренней Нади, не скрывает своего желания втретить Новый год только с Женей. И когда узнает, что Женя улетел, бросил ее одну, не ищет срочно замену. А Надя заменяет Ипполита так легко, словно он случайный прохожий. Да еще и позволяет насквозь мокрому человеку выйти в морозную ночь. Про Женю-врача я уж вообще молчу, его действия подпадают под статью УК "неоказание помощи", была такая статья, именно к врачам относилась. Есть сейчас или нет - не знаю. Так что не тянут два "интеллигента" на духовно ищущих, ну никак не тянут!
6 января 2020, 00:51
Режиссер хотел показать ценность теплых отношений, основанных на доверии. И сделать это было удобней всего на противопоставлении. Именно для этого вкратце показаны отношения Жени и Гали и Ипполита и Нади. / И вот что странно: до сих пор никто, в т.ч. автор статьи, не написал о том, что с Надей Женя впервые чувствует себя мужчиной. Раньше, по его признанию, он успехом у женщин не пользовался, был стеснительным, тюфяком, на котором все ездят, а теперь он становится каким-то другим человеком...смелым...решительным. Он чувствует, "чтооо... на все способен! Просто какая-то сила, может быть, дремала, а теперь пробуждается?" / А Галя, скорее всего, предприняла бы попытку взять его «под каблук".
Алла 5 января 2020, 20:55
Игорь М., если вы думаете, что американцы не смотрят иностранные фильмы, не читают иностранные книги, не слушают иностранную музыку, то вы заблуждаетесь. Но они и правда более закрыты, чем те же европейцы. Но почему мы должны быть, как американцы? Русские всегда были открытым народом, и это хорошо. Если американцы снимают хорошее кино, почему бы его не смотреть? Глупо отсекать от себя такой большой пласт культуры и развлечений.
Игорь М. 5 января 2020, 08:10
Светлана Николаева 4 января 2020, 13:45 Кстати, а почему все помнят, что Галя "выставила"маму Жени, отправила ее отмечать НГ к соседям, и забывают, что интеллигентная Надя с собственной мамой поступила точно также? Точно также изгнала ее к соседям, чтобв встретить НГ вдвоем с Ипполитом? Они одинаковы - Надя и Галя, разве не так? >>> Конечно не так. Надя "выставила" собственную маму, а Галя - маму чужого ещё человека. И "Катаняны ОБОЙДУТСЯ" тоже. Галя уже собственник Лукашина, ещё его не заполучив. Точно такой же Ипполит - он относится к Наде свысока, как к своей собственности. От этого отношения главные герои и бегут друг к другу. Они находят друг в друге то тепло, которого нет в их бывших.
Алексей 4 января 2020, 18:54
Культовый фильм, что тут говорить.
Ekaterina 4 января 2020, 15:24
Film horoschij. I ostanetsja horoschim. Rabota operatora bespodobna. Film nastojaschij. Esche teplyj film - "Prihodi na menja posmotretj". S nastupajuschim Rogdestvom, dorogie bratja I sestry! Vsem tepla, Mira v semje I domaschnego ujuta!
Алексей Мацейко 4 января 2020, 14:19
Сильно!
Светлана Николаева 4 января 2020, 13:45
НН 3 января 2020 "Фирменное передергивание"автора - вы о ком? Лично я спорила с автором статьи, а не с режиссером фильма. Фильм хороший, но в разряд духовных его можно отнести только по песням и стихам, которые там звучат, а никак не по поступкам и "исканиям" героев. Поэтому говорить, что Надя и Женя лучше Ипполита и Гали, что одни заслужили свое счастье, а вторые "справедливо наказаны" - просто смешно! Кстати, а почему все помнят, что Галя "выставила"маму Жени, отправила ее отмечать НГ к соседям, и забывают, что интеллигентная Надя с собственной мамой поступила точно также? Точно также изгнала ее к соседям, чтобв встретить НГ вдвоем с Ипполитом? Они одинаковы - Надя и Галя, разве не так?
Вета 4 января 2020, 11:52
Когда была маленькой девочкой, меня до мурашек пугала сцена с Ипполитом: окатывание водой в верхней одежде, выход на мороз, героя больше в фильме не показывают. Трагический, жестокий момент. Фильм не семейный.
Игорь М. 4 января 2020, 07:40
Алла 2 января 2020, 12:44 Если каким-то американцам не интересно ничего за пределами их большого острова, то тем самым они обедняют себя, и это достойно сожаления, а не подражания.>>> Так ведь как раз им-то и подражают, Вы разве не заметили? В отличие от нашей всеядности, американцы (и не только) строго придерживаются принципа "свой-чужой" во всём, от еды до классического искусства. Это определяет живучесть нации не как "электората", а как носителя оригинального мировоззрения и культуры. Россия же явила миру пример, как за 2 десятилетия полностью отказаться от культуры прежних поколений, как советских, так и дореволюционных.Увы, у нас лучше всего получается "отрекаться от старого мира".
Евгения 4 января 2020, 00:01
НН:"Мы рассматриваем его не как поэта, а автора конкретного фильма". НН, мне остается только повторить, что худ.произведение - ткань из цитат, взятых из бесчисленных центров культуры. Кинофильм делают режиссер, художник, композитор и т.д., и т.д. И из того, и из сего, и из "какого сора"! Интерпретация произведения - творчество зрителя(читателя).// Об интеллигенции. На мой взгляд, Гаев и Раневская о вечной жизни души подумают скорее, чем Лопахин. Не надо и сравнивать. Это сосуды для разного употребления.
НН 3 января 2020, 15:57
Светлана Николаева:/Галя и Ипполит становятся чуть ли не отрицательными героями, типа "правильно их бросили". Предательства Нади и Жени возводится в ранг духовных исканий.../- Это "фирменное передёргивание" автора. Вспомните его "Жестокий романс". ЕВГЕНИЯ, стихи Рязанова неплохие, на мой взгляд, не более того. Мы рассматриваем его не как поэта, а автора конкретного фильма. Часть советской, да и современной, особенно "творческой" интеллигенции, всегда находится в поиске... И после того, как храмы везде открыты - они всё ищут и ищут. И сейчас для них всё не так и всё плохо, и в Цкркви, кстати, тоже. А если настоящее не критикуют, так историю и своих предков грязью поливают. Это характер.
Иоанна_ 3 января 2020, 13:38
/Статья глубже, чем анализ только одного фильма.// Точно, Яна, "вас обманули, вам продали гораздо лучший мех", как говорил герой другого советского шедевра. Этот фильм - не тот "этаж" культуры, который предполагает наличие духовных смыслов. А если и предполагает - разве что как иллюстрация полной духовной дезориентированности и беспомощности позднесоветской интеллигенции. Согласна с Павлом: осталось за кадром, что после крутого "ерша", - а водка без пива - деньги на ветер, как мы помним с тех времён, - плюс отсутствие закуски, плюс баня, - нашему лирическому герою пришлось бы приходить в себя ещё ооочень долго, и в той кондиции едва ли он смог бы так запросто очаровать интеллигентную Надю...
Алла 3 января 2020, 04:07
Сергей, но разве не тому ли же учит нас и Церковь? Например, когда говорят: "Бог даст ребенка - даст и на ребенка", это же та же самая философия: живи по заповедям и будешь вознагражден ещё и в этой жизни.
Диана 3 января 2020, 01:52
Я тоже смотрю периодически этот фильм много лет. Могу сказать, что безусловно мне нравятся в нем именно песни, больше ничего. Мне всегда было очень жаль разрушенного, жаль невесту, жаль Ипполита, хотя они имён очень симпатичные. А Женя и Надя всегда казались мне несерьёзными какими-то. В конце концов, их силой ведь никто не заставлял поддерживать отношения с Галей и Ипполитом, значит, они как раз совсем нецельные люди, с такими в разведку не ходят. Для меня главное - надёжность. Остальное- лирика, хорошо для стихов.
Евгения 2 января 2020, 23:05
Олег К (1 января 2020, 20:22):"фильмы Рязанова выражают состояние советской интеллигенции, ставшей составной частью постсоветской элиты, в т.ч. "культурной", которая просто ни на что хорошее не способна, о чем свидетельствуют новогодние программы на ТВ". // Как раз наоборот! За редким исключением, всё хорошее (в смысле: талантливое и сделанное со вкусом) осталось в позднем социализме. А в списке исключений те, кто продолжает работать еще с тех пор, и их талантливые ученики.
Евгения 2 января 2020, 22:50
Пишут тут, что ничего духовного в фильме нет и быть не могло по объективным причинам. А вот стихи из другой картины Рязанова: "Что тебе назначено природой, надо благодарно принимать. Смену лет, закаты и восходы, и любви последней благодать, как и дату своего ухода, надо благодарно принимать". Автор стихов Эльдар Рязанов.
Яна (Jana W) 2 января 2020, 20:05
Статья глубже, чем анализ только одного фильма. Это о жизни в ту эпоху. О смысле жизни, о нравственном состоянии. Сам по себе сюжет- худ.вымысел, НГ сказка. Не буду пытаться анализировать фильм,статья блестяща в своей завершенности, (хотя существует достаточно критич.заметок, в т.числе и теперь). Только одно дополнение. у Нади и Жени отцы фронтовики, в тот период давали кв. семьям фронтовиков. А фотографий на стенах не было, т.к. не успели еще все распаковать. Фильм очень атмосферный, ностальгический, мое мнение- лучший из тематических. Хотя я не раз см. и "Эта прекрасная жизнь", и "Железнодорожный романс"(кстати, великолепный актерский состав)Его тоже рекомендую.
Мария 2 января 2020, 18:44
Наверное,не стоит терять время на анализ страстей и выдуманных историй не из настоящей жизни и стараться побольше общаться вживую и пореже смотреть телевизор, тем более в пост.
Сергей 2 января 2020, 18:16
Алла, так в этом и заключается протестантский рационализм (рационально, разумно - не значит подло) - веди себя правильно - получишь награду в долларах, у ангела крылья вырастут и т.д. И большинству этой морали хватает. Но духовные реалии чаще иррациональны, не подлежат бухучету. Об этом русская литература и местами советский кинематограф. Рязанов конечно бы удивился данному анализу, но этот фильм как любое истинно талантливое произведение продолжает жить своей жизнью, вне связи с автором.
Светлана Николаева 2 января 2020, 17:26
Сплошные натяжки и допущения в статье, начиная с утверждения о разводах. В 70-х, как и сейчас, средний возраст жизни мужчин 60 лет. Уиерли уже отцы героев, не было там разводов. Женя, легко бросивший невесту, которой этим же днем признавался в любви, восхваляется за способность к искренним добросердечным отношениям. С чего вдруг такие выводы? Галя и Ипполит становятся чуть ли не отрицательными героями, типа "правильно их бросили". Предательства Нади и Жени возводится в ранг духовных исканий...А честно говоря, фильм живет 40 лет только благодаря гениальным стихам, что и доказали комментарии. Сюжет, герои, мотивация их чувств и поступков давно померкли, а песни и стихи живут, вот и весь секрет
Павел 2 января 2020, 17:13
Отвечу тем, кто считает это веселой "сказкой". Попросите разобрать этот фильм специалиста по рекламе. Вы очень удивитесь тому, что фильм сделан по всем канонам обычной рекламы, которую вам показывают по ТВ. Та реклама тоже, по сути, является сказкой: вымышленный (сказочный) персонаж купил что-то - и получил бонусы. Но это работает, и работает очень эффективно. И даже "высокая духовность", она же "духовная утонченность" - довольно известный трюк. В данном случае это работает так: "мы не просто напиваемся и блудим, но делам это утонченно и высокодуховно". Повторю, что главная идея здесь взята из рекламы: напился до забыться - получил много отличных бонусов, пусть и пройдя через отторжение.
Александр 2 января 2020, 13:50
Хороший фильм, если бы не то как Женя отозвался о монастыре.
НН 2 января 2020, 13:27
"Важнейшим из искусств"кино(и цирк) являлось тогда,когда подавляющее большинство взрослых людей в России до 20-ых г пр.века не умели читать(наследие прежнего режима).И потом по инерции ещё какое-то время.В наст время(да и во время рассцвета соцреализма и советских комедий)относится к кино и спектаклям как к проповедям,на мой взгляд,не стоит.Всё же надо разделять отдых и труд, особенно духовный.Душевности в советских фильмах не занимать.С таким подходом,как у нас,"Один дома" в Америке не сняли бы-можно усмотреть пропаганду моального насилия,безответствен родителей,плохую работу органов опеки(не отобрали детей за оставлен ребёнка в опасности)и др.Кино оно и есть Кино.Хорошее берём,плохое-нет.
Алла 2 января 2020, 12:44
Игорь М., классика принадлежит всему человечеству и никогда не устаревает, на то она и классика. Если каким-то американцам не интересно ничего за пределами их большого острова, то тем самым они обедняют себя, и это достойно сожаления, а не подражания. А вы бы лучше просто послушались моего совета, и провели хорошо пару часов ;)Рассуждения о судьбах мира не согреют, как хорошее семейное кино.
Алла 2 января 2020, 12:38
Сергей, а в чем рационализм? Герой вел себя не рационально весь фильм, потому что был хорошим человеком. И получил за это награду от Бога, что очень правильно и жизнеутверждающе. По настроению я бы сравнивала это с Рождественской песней Диккенса (история Скруджа).
Евгений 2 января 2020, 12:06
Уважаемый отец Владимир! Благодарю вас за мудрость! А комментаторам один ответ: вы пишете комментарии не прочитав самой статьи! Это показательно - о том и статья! Круг замкнулся - мотаетесь вы в этом круге самих себя и своих "комментариев" и не можете выйти из него как то предлагает отец Владимир Василик. Тормозните хоть на миг и гляньте в зеркало. Спаси нас Боже!
Олег 2 января 2020, 10:25
При всем уважении к автору..и к советским фильмам...Не стоит искать в обычном развлекательном мирском фильме какие-то глубинные мысли режиссеров и какой-то там высокий смысл. Эта статья лишь синдром поиска глубинного смысла, и самооправдание его просмотра. Всем известно, что несколько лет назад другие духовные лица разобрали этот фильм и разложили все по полочкам, что ничего практически поучительного и душеполезного в нем нет. Причем, если мне не изменяет память, эта статья была тут же на этом сайте.
Мария 2 января 2020, 09:47
При всем уважении к автору, статья оставляет неоднозначное впечатление. Герои разделены на праведников и грешников. В фильме этого нет. Окажись Женя в ситуации Ипполита, проявил бы может и большую ревность. Окажись Надя в ситуации брошенной невесты, кто знает, как бы повела себя. Роли распределены, кто есть кто знает только Господь И еще о том, "чему учит фильм". Эпоха 79-х, 80-х - привлекательная одинокая женщина должна ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь любовника, а иначе какая же она привлекательная. 10 лет Надиного "замужества" этому доказательство, без этого героиня как будто теряет ореол "истинной" женщины, без этого никак. Это же и в фильме "Осенний марафон". Окна Овертона? А теперь боремся за семью.
Игорь М. 2 января 2020, 08:55
Павел 1 января 2020, 16:13 К сожалению, советское кино спаивало советский народ. И этот фильм - только пример рекламы алкоголя. Человек напился до забытья и нашел любовь такую, какую каждый советский человек хочет найти. --------- Вы всерьёз уверены, что Лукашин нашёл любовь потому, что напился? Вспомните первую серию фильма - ведь ПЬЯНЫЙ Лукашин не вызывает у Нади ничего кроме ОТВРАЩЕНИЯ. И только когда он ТРЕЗВЕЕТ, он проявляет те свои ДУШЕВНЫЕ качества, которые завоёвывают ему предпочтение перед надменным сухим Ипполитом. И Лукашин тоже находит в Наде то ТЕПЛО, которого не находил в холодной Гале. С отвращением к пьянице относятся все, даже "камео" Рязанова в самолёте, разве не заметно?
Игорь М. 2 января 2020, 08:39
Алла 1 января 2020, 22:10 Игорь М., советскую классику, думаю, и так знает большинство. "Эта прекрасная жизнь" считается в США такой же новогодней классикой, как у нас "Ирония судьбы". Но, к сожалению, в России этот фильм малоизвестен... --------------------------------------- Алла, увы советскую классику знает уже меньшинство российской молодёжи. Зато западную вообще и американскую в частности знают отлично, на ней выросло уже несколько поколений молодёжи России. Поневоле задаёшься вопросом: почему американцам своей кино-классики хватает, а нам своей нет? И стОит ли нам сетовать на малоизвестность американских фильмов в России, если аналогичные российские фильмы абсолютно неизвестны в США?
Елена 2 января 2020, 08:35
Рязанов бы удивился, наверное, такому анализу своего фильма.
Наталья 2 января 2020, 08:13
Спасибо! Умная и добрая статья.
Сергей 2 января 2020, 07:43
"Эта замечательная жизнь" - фильм неплохой, но чисто американский - рациональный и неглубокий (не буду говорить - примитивный), на уровне детских сказок Льва Толстого. Один раз посмотреть можно - даже из интереса к истории кинематографа, но ежегодный просмотр лучше оставить для американцев. Разность наших менталитетов пока, к счастью, остаётся.
Сергей 2 января 2020, 07:36
Спасибо, отец Владимир! Прекрасный анализ фильма! Советский период требует именно такого осмысления, поиска христианского смысла и тонкой нити преемственности истории. Да, через трагический период отступления от веры, горестной богооставленности. Но и стремление к правде было подлинным, и простых людей, и в лучших произведениях искусства (Тендряков, например). Пусть точечно, фрагментарно, но и эти зерна проросли потом церковным возрождением. А огульно отметать весь советский период, один мрак, мол, там только и был — это отказываться от понимания своей истории, без которого будущее весьма сомнительно.
Катерина 2 января 2020, 00:50
Этот фильм не лобовая пропаганда чего-то там правильного,а художественное отретушированное романтичное отображение тогдашней действительности, жизни определенного социального среза Советской России. Мягкое,грустное, лиричное чеховское изображение. Грустно за милую учительницу, держащуюся за совершеннно неподходящего ей по типу мужчину (а повезло ли с доктором?..). И за этого мужчину, достигшего более чем среднего возраста, но так и не создавшего семьи (больно жесток, а человек ведь хороший..). Грустно за неудавщшуюся невесту (опять поиск..). За развеселых друзей скорее тревожно. Фильм не тычет в нос зрителю пальцем, а дает ему личную свободу выбора в своем нравственном отношении к событиям.
Мария 2 января 2020, 00:21
Странно другое. Фильм "Ирония судьбы" привлекателен во многих отношениях: новогодняя сказка (именно СКАЗКА); редкость для нашего кинематографа - герои интеллигенты, милые, симпатичные; прекрасные съемки; великолепные актеры. Такой уютный шарм 70-х - 80-х. Да. Но, прошло достаточно много лет, а всё одно и тоже - "Ирония судьбы" да "Ирония судьбы". Почему? В 2002 году появился другой добрый, светлый, новогодний фильм. С прекрасными актерами, сказочной атмосферой... Но. не таким известным режиссером. Вот и нет шумихи. Да, в нем нет юмора, но в нем есть другое - чистота отношений. А фильм этот - "Железнодорожный романс". Но, он не стал знаковым и его не повторяют бесконечно каждый год.
игорь ковалев 1 января 2020, 23:25
Мы,христиане,должны всё сверять с Евангелием,а не с Блоком,Пастернаком и т.п.Евангельской любви,которая,,долготерпит,всему верит,не ревнует'',у героев фильма просто не может быть,т.к.,,это совокупность христианского совершенства''.У них естественная,плотская любовь(разгорячение крови и нервов),которая ничего не стоит.И из-за этого они бросают своих жениха и невесту,встретив менее больного страстями человека.А если встретят потом ещё лучше?Это предательство!А чего стоят слова героини:,,Я учу детей о всем иметь своё мнение.''Учит гордости. Надо признать,что ничего христианского в этом фильме нет.Он развивает наше падшее естество,душевность,оправдывает предательство близкого человека.
Алла 1 января 2020, 22:10
Игорь М., советскую классику, думаю, и так знает большинство. "Эта прекрасная жизнь" считается в США такой же новогодней классикой, как у нас "Ирония судьбы". Но, к сожалению, в России этот фильм малоизвестен, и совершенно зря. Он очень добрый и праздничный.
Михаил Захаров 1 января 2020, 20:38
Прочитал статью отца Владимира и следом еще раз пересмотрел сам фильм. Фильм для меня - "родом из детства" (я 1972 г.р.) и много раз просмотренный, поэтому есть много "слоев" эмоций и мыслей о нем. В "последнем" слое осталось ощущение цельности, целомудренности главных героев (и даже Нади), их искреннего стремления к настоящей любви и счастью. А это возможно не через "смелость-наглость" и саможаление, а путем напряженной внутренней работы над собой, своими чувствами, честности перед собой, решительности в выборе, жертвенности. И на этом пути "неведомый" пока для них Бог - помощник! Хочу поблагодарить автора за историю стихотворения А.Кочеткова. Оно и соответствующие кадры - главное в фильме
Олег К 1 января 2020, 20:22
Почему-то часто в один ряд ставят жизнерадостные комедии Л.Гайдая и ироничную "Иронию судьбы" Э.Рязанова. Хотя, они являются противоположными по своему духовно-нравственному воздействию на зрителя. Не очень согласен с разбором Автора фильма по методу "от противного", хотя некоторые рассуждения интересны и справедливы. Фильмы Гайдая добры, умны и выражают состояние советского народа, фильмы Рязанова выражают состояние советской интеллигенции, ставшей составной частью постсоветской элиты, в т.ч. "культурной", которая просто ни на что хорошее не способна, о чем свидетельствуют новогодние программы на ТВ.
Наталья Богоявленская 1 января 2020, 20:09
По поводу разводов. В 70-е годы я работала в редакции одного журнала, в штате которого состояло 5 женщин, из них -- три вдовы, две разведённые и одна мать-одиночка. Разводы в то время были не просто популярны, но в них усматривалась некая "изюминка". А если чья-то бабушка-вдова так и не вышла замуж, то это частный случай, причины которого требуют своего исследования. Наталье (31 декабря, 8:30): авиабилеты в 70-е годы продавались строго по паспорту, и в них вносились все данные пассажира. Утверждаю это совершенно точно, потому что в ту пору очень много летала. Да и как иначе, ведь самолёт -- транспорт повышенной опасности, сколько их разбивалось, и как составить списки погибших?
Олег 1 января 2020, 20:04
Интересная разборка фильма, и, наверное, автор прав, что фильм отображает позднесоветскую действительность. Но данный фильм должен все-таки нести положительный посыл, раз его смотрят миллионы людей. А посыла-то и нет, что и не удивительно, т.к. для большинства Новый год это лишний повод поесть и попить, т.е. расслабиться. Так что данный фильм очень даже под этот праздник подходит, особенно для рожденных в СССР (ностальгия, наверное). Интересно, что как я пришел в церковь 10 лет назад, так перестал его почему-то смотреть, неинтересно. А вот нижеупомянутый американский фильм 1946 года «Эта замечательная жизнь» смотрю с удовольствием. А ведь этот фильм по всем американским каналам крутят
Павел 1 января 2020, 16:13
К сожалению, советское кино спаивало советский народ. И этот фильм - только пример рекламы алкоголя. Человек напился до забытья и нашел любовь такую, какую каждый советский человек хочет найти. Поэтому что надо сделать, чтобы найти настоящую любовь? Правильно, нужно напиться. Видите ли, если зло показывать как оно есть, показывать в кино алкоголиков, какие они есть, то мало кому захочется пить. А если нужно рекламировать пьянки, то нужно учить людей тому, что напился - значит, получил много отличных бонусов. Советское кино так и делало, к сожалению.
Евгения 1 января 2020, 16:04
Невероятно! Один и тот же текст ("Вот и лето прошло") у Ротару со товарищи и у Андрея Тарковского в "Сталкере". От рецензий в данном случае, пожалуй, воздержусь. // Олегу (31.12.2019,16:13) и Павлу (31.12.2019,11:34). По мнению французского философа, литературного критика и теоретика Ролана Барта, текст (в нашем случае к/ф) содержит несколько слоев и смыслов. "Текст — ткань из цитат», взятых из «бесчисленных центров культуры». Основной смысл текста зависит от впечатлений читателя (зрителя). Также иногда авторы выражают «то, что не знает голова».
Лариса 1 января 2020, 15:49
Для Натальи не Орловой СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР РАСПОРЯЖЕНИЕ от 3 ноября 1970 г. N 2320рс 1. В виде исключения временно для охраны пассажирских самолетов Министерства гражданской авиации, совершающих рейсы вблизи государственной границы СССР, поручить Министерству внутренних дел СССР (т. Щелокову) обеспечивать сопровождение самолетов - борты "Ил-62", "Ил-18", "Ан-10", "Ту-104", "Ан-24" одним-двумя вооруженными сотрудниками. 2. Министерству гражданской авиации (т. Бугаеву) производить продажу билетов на самолеты, летающие вблизи государственной границы СССР, по предъявлении документов, удостоверяющих личность пассажиров. Председатель Совета Министров Союза ССР А. КОСЫГИН
Евгения 1 января 2020, 15:21
Всё, вроде бы, в порядке, "но нет со мной Кого-то" (см. оригинальный текст Бёрна). Да, лучшие творения позднего социализма... Как все-таки водила благодать! Даже сироты, не различавшие Будду и Христа, и те выстреливали в десятку: "Тебя там встретит огнегривый лев и синий вол, исполненный очей, с ними золотой Орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый". И как близки были к главному те, кто различал: "Жизнь брала под крыло, берегла и спасала, мне и вправду везло. Только этого мало. Листьев не обожгло, веток не обломало… День промыт, как стекло, только этого мало". PS
НН 1 января 2020, 14:44
Спасибо Вам, о.Владимир, за ВАШЕ вИдение этого фильма. Автор мог бы удивиться, так как, скорее всего, такого смысла он в "Иронию судьбы" не вкладывал... Фильм о Ельцыне делал тот же человек. Соглашусь с Павлом и Игорем М. Но ничего "крамольного" в просмотре такого кино под нарезку салатов не нахожу. Это КИНО, новогодняя сказка. Так и надо к ней относиться. К подбору сихов Рязанову не откажешь. Даже "Мохнатый шмель" в полнотью извращённом по смыслу фильме по пьесе Островского - очень даже к месту. С новым годом всех!
Анатолий Ефремович 1 января 2020, 13:05
Лукашин, Надя (и ее мама, кстати) как могли отпустить на мороз промокшего Ипполита? Это называется "неоказание помощи... и т.д." даже по закону. А уж с человеческой точки зрения и доброты это вообще называется "кидалово" (в угоду своим, якобы, "высоким" чувствам).
р.Б. Евгений 1 января 2020, 10:44
Боюсь, что не впишусь в общий "хвалебный" тон комментариев, но все же... Неправильна позиция автора фильма в отношении алкоголя, в отношении - "мужчина-женщина" и т.д. При всем моем уважении к режиссеру - его картина - как раз - пропаганда "свободного отношения" к любви, спиртному и т.д. Как и все его другие фильмы. В противоположность - фильмы Меньшова - "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби".
Игорь М. 1 января 2020, 09:28
Анна G. У нас 31 декабря 2019, 08:55 Замечаю и сейчас: чем больше человек атеист, тем чаще упоминает имя Божье - Господи, Боже мой… Все время, часто. Эти старухи - ровесницы героев фильма. Думаю: ты ж атеистка! Зачем тебе "Господи"? Его ж нет! То есть, вместо того, чтобы радоваться, что ещё одна заблудшая душа приняла Христа, Вы гневаетесь на призыв "Господи" из "не тех" уст ? Христос сказал, не всякий кто говорит мне "Господи, Господи" войдёт в Царствие Небесное. Христу виднее, что у кого на душе, кто из атеиста стал верующим. А нам заповедано любить друг друга, а не осуждать кого-то за надуманный "атеизм" .
Игорь М. 1 января 2020, 09:22
Алла 31 декабря 2019, 20:21 Советую всем для новогоднего просмотра чудесный американский фильм 1946 года "Эта замечательная жизнь". А среди советской кино-классики нельзя найти ничего подходящего для Нового Года ? Обязательно смотреть чудесные американские фильмы ?
Игорь 1 января 2020, 04:39
Пусть будет всё во славу Божию!
Людмила 1 января 2020, 03:09
Замечательная добрая статья! Спасибо большое автору. Интересный рассказ об истории написания стихотворения Александра Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне".
Наталья Орлова 1 января 2020, 01:57
Интересный разбор. Всегда считала, что Надя "из года в год" делает неправильный выбор, т.к. образ Ипполита был примером для меня. Благодаря автору заглянула глубже и дальше своего восприятия героев. Пересматривая фильм, всегда ловлю себя на том, что жду именно песен и стихов в нем. Тексты Рязанов подобрал на разрыв души. А как у многих людей в те времена, наверное, душа даже и не осознавала, что в своем сиротстве вслепую пытается искать "запрещённого" Бога.
Алла31 декабря 2019, 20:21
Советую всем для новогоднего просмотра чудесный американский фильм 1946 года "Эта замечательная жизнь". Он у нас в России как-то мало известен, но он интересный, добрый, жизнеутверждающий, романтичный и с рождественским настроением.
Власова Галина 31 декабря 2019, 20:03
Фильм отличный Разбор замечательный, благодарю, отец Владимир. Есть один из шедевров кинематографа "Старый новый год" Напишите, пожалуйста, свое видение и комментарий.
Иулиания31 декабря 2019, 20:02
Потрясающий "разбор полетов"! Спасибо!
Иоанн31 декабря 2019, 18:46
Любовь 31 декабря 2019, 13:28 "разводы начались в 1990годах". Нет, это не так. В 70-е это уже было вполне нормальным явлением. А в 80-е сплошь и рядом. А если брать самое начало СССР так тогда даже теория "стакана воды" бытовала среди радикальных коммунистов. Это когда совершить половой акт с тем кто под руку подвернулся, для трудящегося так же просто как выпить стакан воды. Разные периоды были в истории СССР. Строго смотрели на разводы только в позднесталинское время.
Игорь М31 декабря 2019, 17:31
В советские времена, если кто забыл, была неплохая манера не вмешивать политику в повседневную жизнь людей так, как это принято теперь. И отношение к ближнему было не по принципу "товар-деньги-товар" , а по совести (извините за старомодное слово, но в английском языке нет эквивалента этому устаревшему русскому понятию) . Поэтому не ищите чёрную кошку в тёмной комнате -- её там никогда не было !
Александр31 декабря 2019, 17:18
Хорошая статья. Буквально недавно на сердце слова из песни этого фильма легли - "со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит". Я ощутил это как сердечную молитву человека, который ждёт старого Друга - Христа. Эти слова как молитва перед Причастием на сердце лежали. С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
Анна31 декабря 2019, 16:50
Разве можно говорить, что это фильм о любви? Или мы совсем утратили слух, совсем опошлили это слово... Ну хоть скажите о зарождающейся влюбленности, которая может стать настоящей любовью, или о влечении. А вообще хочется согласится с Павлом 31 декабря 2019, 11:34
Олег31 декабря 2019, 16:13
Кроме прекрасных стихов Цветаевой и музыки Таривердиева о Богооставленнсти ясно говорят одни из последних кадров фильма.При возвращении Лукашина домой видны купола храма которых он врач никогда не замечал. Врач Женя нуждается во Враче душ наших Христе. КАДРЫ С Купалами Храма это от Бога у Рязанова.
Любовь 31 декабря 2019, 13:28
Спасибо за статью.простите но в то время разводов было мало.у меня бабушка тоже была одна дедушка погиб на войне а разводы начались в 1990годах и очень многие семьи расстались
Павел31 декабря 2019, 11:34
Нет в этом фильме никакого духовного содержания и ничему хорошему он не учит.
Степанов Сергей31 декабря 2019, 11:30
Уважаемому и честному автору огромное спасибо за очень интересную статью о фильме.
Татьяна31 декабря 2019, 10:56
Мне очень понравилась статья. Даже не самим взглядом на этот фильм с др.стороны,открыв некоторые до селе невидимые грани. А ДОБРОТОЙ самой статьи! Уважением к тому,такому непростому периоду истории нашей Родины. Нет плюющей злобы на те годы,а есть взгляд на них с христианской точки зрения. Единственное,с каким маркером не совсем согласна - с отсутствием портретов возможно погибших отцов. Действительно,люди только переехали,все в коробках. Да и фото могло просто не быть (как нет ни одного фото моего не вернувшегося деда). В то время отношение к нашей Победе было очень трепетное (у меня в школе преподавали фронтовики, медсестра школы тоже на войне была фронтовой сестричкой). Спасибо автору!!!
Ирина31 декабря 2019, 10:49
Спасибо, отец Владимир! Так утешили!
Леонид31 декабря 2019, 09:46
Спасибо за прекрасный разбор фильма. Помню, как ещё в ранней юности тихонько плакал при чтении в фильме строк:"С любимыми не расстраивайтесь" и "По улице моей который год слышны шаги. Мои друзья уходят" и некоторых других глубоких философских мыслей. Ведь это о НАСТОЯЩЕЙ любви и НАСТОЯЩЕЙ дружбе. А Бог, как известно, и есть Любовь.
р.Б.Сергий31 декабря 2019, 08:58
Интересный и,главное,истинно христианский взгляд на, о.Владимира Василика на вроде бы,давно известные вещи,который заставляет задуматься.
Анна G. У нас 31 декабря 2019, 08:55
Поразительная статья. Наконец, я поняла, за что так безумно любят этот фильм у нас уже почти полвека. Даже актриса главной роли не понимает этого, удивлялась. Действительно, сиротство. Действительно, печаль великая. Как в конце времён - советских. Победили, да, о Боге уж и не вспоминал никто тогда. Только всуе. Замечаю и сейчас: чем больше человек атеист, тем чаще упоминает имя Божье - Господи, Боже мой… Все время, часто. Эти старухи - ровесницы героев фильма. Думаю: ты ж атеистка! Зачем тебе "Господи"? Его ж нет!… Благодарю за статью. Сохраню её.
константин31 декабря 2019, 08:53
Все это повествование не имеет смысла , так как обсуждается художественный вымысел.
Наталья 31 декабря 2019, 08:30
И третья поправка. Билеты на самолет, как и на поезд, в 70-е годы были безымянными! Это все знали, поэтому эту Рязанова, а потом и сценарий, легко пропустила советская цензура. Такую подробность автору не мешало бы выяснить.
Наталья 31 декабря 2019, 08:25
Интересный анализ. Хочу внести три поправки. Первое - по поводу портретов погибших отцов в доме. Герои переехали. Там сплошные коробки. Одинокую фотокарточку в серванте, героини можно объяснить желанием показать себя "моложе и лучше" перед женихом, сделать ему приятное, ведь из сюжета мы знаем, что Ипполиту очень нравится эта фотография. По поводу развода матерей героев. Это сильное допущение - потому что отцы могли погибнуть, а также просто скончаться по возрасту или от ран к этому времени, как, например, оба мои деда. У меня тоже были одни бабушки. Как и у всех моих одноклассников практически. И разводы были среди этого поколения невероятной редкостью.
Владимир Степанов31 декабря 2019, 05:56
Спасибо! Отличная критика на фильм, научительная
Денис31 декабря 2019, 04:53
Опасался очередной рецензии на тему, что не смотреть и/или огульной критики советского периода нашей истории. Автор приятно удивил.
Анна31 декабря 2019, 02:33
Уважаемый отец Владимир! Понравились ваши параллели с Блоком,ведь любое творчество это отражение реальности. Однако мне не бросаются в глаза сиротство и безотцовщина, а "бросается"любовь между главными героями. И разве сейчас нет любовниц и желающих устроиться даже и среди прихожан? Фильм актуален и спустя 40 лет. Мой младший сын, кстати не мог понять , что это такое с Лукашиным и пришлось объяснять, почему дядя неразборчиво говорит)и нет, я не вижу в нём пропаганды алкоголизма. Конец социализма Брежневской поры многими вспоминается как счастливое время. Спасибо за статью!
Иван31 декабря 2019, 00:39
Фильм хороший!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×