«Дерзай, душа моя, молчи, молись, люби»

Слово на отпевании старца Ефрема Аризонского

Архимандрит Паисий

Старец Ефрем Филофейский, Аризонский, духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста, основатель 19 обителей в США и Канаде, в том числе и монастыря святого Антония Великого в Аризоне, отошел ко Господу 8 декабря 2019 года. Это слово архимандрита Паисия, игумена монастыря святого Антония Великого, было произнесено при погребении старца 11 декабря 2019 года.

Отпевание старца Ефрема Филофейского Отпевание старца Ефрема Филофейского

Наш дорогой старец и любимый отец!

Мне, как и всему нашему братству, очень трудно найти нужные слова по поводу ухода из жизни тебя[1], нашего великого отца и старца. Для старца твоей величины лучше любых слов, я полагаю, будут молчание, любовь, уважение и молитва. Та неустанная молитва, которая согревала твое сердце любовью ко Христу и Пресвятой Богородице.

Иисусова молитва, которую старец постоянно призывал повторять без остановки. Его голос все еще слышен и всегда будет слышен в нашей совести: «Произноси, дитя мое, молитву, не останавливай ее, не разговаривай, произноси, чтобы ее было слышно».

«Произноси Иисусову молитву, не останавливай ее, не разговаривай, произноси, чтобы ее было слышно»

Сегодня, Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Архиепископ Американский, преосвященнейшие владыки, многоуважаемые отцы настоятели, игумении и возлюбленные мои братья о Господе, мы отмечаем знаменательное событие, значение которого очевидно. Се, «окрест трапезы Твоея возвеселися, зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания»[2]. И как сказано у пророка Исаии: «Возведи окрест очи твои, уважаемый старец, и виждь: се бо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки»[3], провожая тебя в желанное Отечество, которое ты всегда лицезрел своим внутренним взором, стремясь поскорее сочетаться с возлюбленным Христом, Женихом наших душ.

Мысль старца всегда была устремлена к горнему, он горячо любил все небесное и никогда не беспокоился ни о чем земном, за исключением спасения душ своих духовных чад.

Старец говорил нам:

«Всегда размышляй о смерти, как будто каждый новый день является твоим последним днем, и говори: “Дерзай, душа моя, молчи, молись, ищи примирения, люби, плачь с болью о своих грехах, ибо настал конец”. Пока у нас есть время, будем подвизаться, потому что это единственное, что останется с нами, все же остальное – мирское – будет развеяно по четырем ветрам. Молитесь и обо мне, который говорит, а сам не исполняет; увы мне, треокаянному! каким увижу я лик Господа?»

Старец наставлял: «Всегда размышляй о смерти, как будто каждый день является твоим последним днем»

Сегодняшнее событие одновременно и грустное, по причине временного телесного разлучения, и радостное во многом, потому что мы приобрели сильнейшего перед Господом заступника. Наш старец не умер, он упокоился и преставился в небесные обители, в братство своего старца – преподобного Иосифа Исихаста. Его приветствуют святые апостолы, мученики, преподобные, ангельские лики, его заступник честной Предтеча, наша Панагия и Владыка Христос, Которого он так возлюбил. Свет Истины, Пресвятая Троица. Он проходил поприще жизни с большой верой, любовью и упованием на волю Божию и сейчас заслуженно отдыхает в уготовленном ему месте упокоения.

Наступил час его ухода из жизни. Он ожидал его и часто о нем говорил. Да и как долго еще на самом деле он бы мог находиться с нами, сколько еще мог терпеть разлуку со своим старцем на небесах?! Его терпение превзошло все пределы, его беспредельная любовь щедро предлагалась всем нам.

Ты много страдал, святой наш отец, терпел боль – и мы вместе с тобой; терпел клевету, отверженность, мученичество болезни, неся свой тяжелый крест с верой в Божии милосердие и любовь, мужественно, во славу и во имя нашего Христа, – и преимущественно в молчании. Тем не менее твой голос, твои поучения останутся для нас навсегда многоценной сокровищницей, призывая к подвигу стяжания добродетелей. Молись, святой старец, чтобы мы шли по твоим стопам, каждый в соответствии со своими способностями.

Много лет назад ты сказал нам, что пришел час твоего ухода, но Христос продлил время ради твоих возлюбленных духовных чад. Но сегодня Владыка Христос возжелал призвать твою благодатную и просвещенную душу, чистую и богоподобную, из твоего многострадального тела. Сегодня наступил долгожданный день твоего преставления на небеса. Многоуважаемый старец, земной ангел и небесный человек, сегодня ты оставляешь этот временный мир ради небесного мира, где сияет вечно свет Воскресения, где новорожденный небесный Младенец, вочеловечивыйся Создатель всего творения, ожидает тебя в вертепе, и твое успение становится триумфом и прославлением Царя Христа. И как ты говорил в одном своем поучении:

«Ум[4] привлечен, его притягивает к себе гимн “Христос раждается, славите…”[5] Боже мой, Христе мой, нет слов! Мое сердце замирает, так Ты сладок! Что сказать? Как свечка тает мое сердце, потому что я совершенно недостоин. Когда же, когда же я увижу Тебя, Отче мой? Твоя сладость превышает всякий смысл и понимание».

Мы же испытываем смешанные чувства. Мирные слезы и радостнотворный плач в наших сердцах. Сегодня мы провожаем к престолу Божию нашего заступника и предстателя, новый столп нашей Церкви. Сегодня мы приобрели преподобного, который подвизался в пещерах и келлиях Малой Святой Анны[6] и преуспел в послушании, как мало кто другой. Мы приобрели равноапостольного святого, который без устали возделывал землю Америки и Канады приношением бессмертных душ, возрожденных покаянием и исповедью. Слова его, простые, пламенные и глубоко духовные, достигли концов вселенной. Приобрели мученика, который претерпевал всяческие страдания и от своих ближних, и от невидимых врагов. Возлюбленный наш старец, прямым было твое сердце, прямым был и твой путь. Светлая и блаженная тебе память!

Ты дарил всем нам свою вежливость, свое неизменно радостное лицо, свои просвещенные слова и Христоцентричное учение, свой великодушный характер, свою доброту, кротость и свое бесконечное Христоподобное смирение по отношению к каждому.

Действительно, кто, встретившись с тобой, не полюбил тебя? Кто, после разговора с тобой, склонившись под твою епитрахиль, не чувствовал сердечного умиления? Все желали быть рядом с тобой, поближе к тебе. Каждый, кто приближался к тебе, переживал изменение к лучшему и черпал из нескончаемого источника Божественной благодати, который неизменно точился из твоей божественной души и переполнял не только пребывающих вблизи тебя людей, но и тех, кто находился вдали в некоей нужде. Все желали быть рядом с тобой, поближе к тебе. Все, в особенности простые сердца, распознавшие твою непорочную и просвещенную чистоту.

Умоляем тебя, святейший наш отец и возлюбленнейший старец, «колесница Израилева и конница его»[7], не оставь нас сирыми, но всегда молись Господу о каждом из нас, о смиренном твоем братстве и о всех, кто пришел сюда на твои похороны положить тебе последний поклон и облобызать твои исполненные благодати и освященные руки, неустанно воздеваемые в молитвах о нас, о нашем отечестве, обо всем мире и о Церкви.

И, наконец, подражая твоей вежливости, старче, я выражаю теплую благодарность Его Высокопреосвященству Архиепископу Америки Элпидофору, всем присутствующим сегодня архиереям, настоятелям и настоятельницам и всем братиям и сестрам и в особенности Его Святейшеству Вселенскому патриарху Варфоломею, представляемому всепреподобнейшим игуменом Филофейского монастыря на Святой Горе архимандритом Никодимом, за ваше отеческое и патриаршие благословение и утешительные слова, обращенные к нашему братству во Христе.

Вечная память многоуважаемому старцу, отцу и игумену архимандриту Ефрему.

Архимандрит Паисий,
игумен монастыря святого Антония Великого
Ольга Затушевская

28 апреля 2020 г.

[1] Нормы употребления личных местоимений в греческом языке отличаются от принятых в русском. Обращение на «ты» к старцу сочетает в себе одновременно уважение и близость, а также искреннее послушание, с которыми его чада относятся к нему.

[2] Степенны 3-го гласа.

[3] Из 8-й песни Пасхального Канона – Ис. 60: 4.

[4] Ум (греч. «νούς») – патристический / богословский термин, который относится к способности души вступать в общение с Богом, также называемой «глазом души».

[5] Ирмос 1-й песни канона Рождества Христова.

[6] Малая Святая Анна (Μικρή Αγία Άννα) – место на Афоне, где подвизалось братство святого Иосифа Исихаста.

[7] 4 Цар. 2: 12.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Анита27 июня 2020, 14:23
Думаю чудеса вне Бога происходят и Богу нет дела до человека.Например:человек сотворен из праха и без веры Богу угодить не может.Это такое требование любви?Так вот земная любовь выше"небесной",которая ставит такие условия верить,иначе ни фига не получишь,а земной человек видя беду человека устремляется ему на помощь без всяких условий.Бог же не помогает так,умирай,страдай,мучься,-ибо не веришь и без веры не угодник ты.Жесткий Бог и веру не всем подарил.Вот как-то так!
наталья11 мая 2020, 20:02
Слава Богу, что на земле есть ещё такие прекрасные люди, старцы, с таким кротким взглядом и благочестивым образом. Глядя на них слёзы текут от умиления и радости! Слава Тебе, Господи.
Павел К.29 апреля 2020, 23:23
Удивительная жизнь . Слово и дело . Молите Бога о нас отцы Иосиф , Арсений и Ефрем со всеми вашими сподвижниками .
28 апреля 2020, 16:28
Прекрасное слово.
Александр Салий28 апреля 2020, 11:50
Великий был старец. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×