Наши слепцы

Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице
Тогда Иисус коснулся глаз их (двух слеп­цов),
и сказал: по вере вашей будет вам.
И открылись глаза их. (Мф. 9, 29—30)
"Вологда
Вологда . Фрески Софийского собора. Исцеление двух слепцов

Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюб­ленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: "Помилуй нас Иисус, сын Давидов!" Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" Они говорят Ему: "Ей, Господи!" Тогда Он коснулся глаз их и сказал: "По вере вашей да будет вам". И открылись глаза их; и Иисус стро­го сказал им: "Смотрите, чтобы никто не узнал". А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (Мф. 9, 27-31).

Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасите­ля; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал сло­во - и слово стало делом. Сказал творческое: Да будет, - и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: По вере вашей будет вам. Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в се­бе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: Вот, Я с вами во все дни до скончания века, - сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28, 20); Ии­сус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки (Евр. 13, 8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа.

Говоря о слепцах евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слеп­цам другого рода, именно к слепцам, объятым слепотой душев­ной, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной. Это, во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучивших­ся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как са­мих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву, и, когда эта игрушка надоест им почему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человечес­кими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей - не из их шайки - не­веждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело с убийствами, само­убийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми на­глыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое за­ключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церк­ви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена, предвещающие приближение Страшного дня судного! Берегитесь, братья, этой слепоты неве­рия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?

Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.

В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской. Но эта слепота простительнее той, о ко­ей раньше мы говорили: она невольная.

Держитесь, братья, крепче веры своей святой Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, ду­шеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имею­щих учителем своим диавола и старающихся растлить про­стой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем жи­тии страх Божий: помните второе страшное пришествие Гос­пода Иисуса Христа и суд ужасный всей вселенной и тща­тельно исполняйте заповеди Божий и дела своего звания. Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь.

Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было изгнание беса из человека немого, беснующегося. Гос­подь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам, и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычной злобой, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изго­ни и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет Цело до божественного, до спасения души - и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что угодное Тебе, Богу - Спасителю нашему. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×