Храмы Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках Церковь Рождества Богородицы в Путинках
    

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.

Московский Рождественский женский монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Фото 1882 г. Московский Рождественский женский монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Фото 1882 г.
    

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Елена Лебедева

20 сентября 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×