Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни.
Часть 7. Уставы египетских отцов и Иоанна Кассиана


Преподобный Макарий Великий
Преподобный Макарий Великий
УСТАВ ЕГИПЕТСКИХ ОТЦОВ

Об уставе

Источник Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892
Наименование Правила, собранные Венедиктом Анианским
Авторы Святые Серапион, Макарий, Пафнутий и другие 34 старца

Устройство монастыря

Преподобный Серапион Братиям надо собираться в одну обитель по слову Священного Писания (см.: Пс. 132: 1; 67: 7) и чтобы над всеми начальствовал один старец (см.: Евр. 13: 13)
Преподобный Макарий Начальствующие должны быть в любви и строгости (см.: 2 Тим. 4: 2)
Ничего не делать вперед старца, но по его слову
Необходимо испытывать новопришедших: должны все оставить, особенно гордость
Испытывать: неделю за монастырем с поношениями. Потом принять, но чтобы раздал все мирское
Непозволительно никому ни принимать странников, ни говорить с ними, кроме аввы и особо поставленных им людей
Преподобный Пафнутий Режим
Пищу принимать только после 9-го часа (кроме воскресения и Пятидесятницы)
Авве лучше всегда принимать пищу с братией
В воскресение только петь и посвящать все Богу
Распределение дня: до 3-го часа – Богу (чтение); 3–9 – послушания. По другим уставам: до 2-го часа – чтение, 2–9 – работы
Преподобный Макарий (другой) Епитимии
Празднословящий – три дня в отлучении от общения
Шутки, смех – две недели епитимия
Не принимать братию из других монастырей. Возможно только с письмом от аввы
Святой Макарий Александрийский Нравственные поучения
Прибывать в келье, как в раю
Со знаком на молитвы оставлять всякую работу. Кто опаздывает – епитимия от аввы
Посылать за потребным для братией по 2–3 человека: не многоречивых, не чревоугодных
Если увещеваемый не обращается – отстранить от общения. Если продолжает роптать – наказание розгами


Преподобный Иоанн Кассиан
Преподобный Иоанн Кассиан
УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КАССИАНА

Об уставе

Источник Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892
Наименование Устав восточных монастырей
Авторы Собранны преподобным Иоанном Кассианом
Монастыри Скифия, Прованс (350–360)
Об уставе Смысл и значение такого рода предметов никак не могут быть постигаемы или предаваемы другим одним праздным рассуждением или внешнею наукою, ибо все здесь зависит от опыта. И как передано может быть не иначе, как опытными, так и понято не иначе, как теми, кто трудится
Из жизнеописания составителя Преподобный Иоанн Кассиан с юности подвизался в Вифлеемском монастыре с братом Германом. В 390–400 годах путешествовал в Египет. Потом прибыл в Константинополь, где святитель Иоанн Златоуст посвятил его в диаконы. В 405 году отправляется в Рим для защиты святителя Иоанна. Оставшись на Западе, основывает два монастыря, для которых составляет уставы в 36 книгах. Скончался 29 февраля 449 года

Устройство монастыря

Послушания В уставе не определяются обязанности конкретных должностей, но описывается общий ревностный дух, по примеру египетских отцов, где вообще нет недельных послушаний (келаря, повара), но все готовит один избранный брат по малой необходимости
Чреда послушаний Недельные. На неделю избирается определенное число братии для выполнения общих послушаний: с утренних псалмов понедельника до вечерних псалмов воскресенья
Правила на послушания Сменяясь, недельные передают всю утварь следующим избранным на неделю братиям. В воскресенье вечером, после псалмов, умывают всем ноги, прося прощения

Правила. Режим

Общие правила Покаяние за любые малые проступки (подержит кого за руку): простираться во время молитвы перед братией, пока авва в конце не поднимет
Недельные: на неделю избирается определенное число братии для выполнение общих послушаний: с утренних псалмов понедельника до вечерних псалмов воскресенья
Сменяясь, передают всю утварь другим недельным
Вечером в воскресенье умывают всем братиям ноги, прося прощения
Прием в обитель Кто приходит с желанием вступить в братство, того
испытывают десять и более дней за воротами, оскорбляя и понося его. Он же должен падать с покаянием перед всеми на колена
когда принимают, отбирают всякую собственность, чтобы «не устремился бежать» по смущению
ничего не принимают от пришедшего: а) чтобы не надмевался, б) чтобы, охладев, потом не требовал назад
снимает и мирские одежды в собрании братии и облачается от аввы в монастырские. Мирские одежды остаются у эконома, чтобы, если не выдержит искус, отобрали монашеские и изгнали в его мирских одеждах
Правила новоначальному По принятии – на один год к старцу-гостинику
Потом – старцу над десятью новоначальными для обучения, прежде всего, подавлению своей воли Для чего старец «нарочно заставляет делать то, что противно его душе. Ибо монахи, особенно новоначальные, не могут обуздывать своих похотей, если прежде не научатся умерщвлять свои хотения послушанием»
Новоначальный обязан все открывать старцу «Отсюда происходит, что враг ни в чем не может обольстить юного еще инока… ибо иначе диавол не может обольстить юного, если не увлечет его скрывать свои помыслы по гордости и стыду», что является признаком помысла от диавола
Иметь полное послушание, даже в видимо невозможном. На зов идут сразу, бросая все дела, «потому что они столько заботятся об успехах работ, сколько ревнуют об исполнении добродетели послушания… так что все считают ниже ее»
Не иметь ничего своего, хотя заботится о всем имуществе как о своей собственности «Чтобы никто не смел даже словом назвать что-то своим»
Суточный режим После ночной службы не спят, но занимаются рукоделием и келейной молитвой до утра Бдение ночью чтобы: 1) не оскверниться во время сна от зависти бесовской за ночные молитвы, 2) быть бодренными и в «острозоркости чувств» весь день на работе
Не дозволяется говорить с другими. Наказание: отлучение от общей молитвы. Отлученный от молитвы прощается только старцем при покаянии перед всеми. До этого никто не имеет права с ним молиться У них как никакой почти момент времени не остается праздным, так никогда не полагается конца умному деланию
Одежда Такова, чтобы прикрываться только от срама и холода (см.: 1 Тим. 6: 8)
Пояс (подобно ветхозаветным пророкам Елисею и Илии) «Пояс усмен» – знак умерщвления плоти (у святого Иоанна Крестителя)
Лучше носить власяницу (под одеждой из грубого волоса), чем вретище (ветхая верхняя одежда – знак покаяния) – против суетного тщеславия
Куколь. Носили всегда Ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты
Коловий (льняная одежда с короткими рукавами) Руки мертвы ко всему земному
Нарамник. Опоясывает одежду через плечи для работы (подобие парамана)
Мафорт (наплечная короткая мантия) Дешевизна, смирение
Милоть (козья кожа) Умерщвление страстей (в подражание ветхозаветным пророкам)
Жезл Против псов-страстей
Сандалии. Снимали при причащении святых таин
Пища В субботу и воскресенье бывает ужин только для странников и немощных с простой молитвой (без псалмов)
За трапезой: молчание и чтение
Трапезничают, накрыв куколем глаза, чтобы не видеть других
Между трапезами вкушать запрещено
В Египте: нет череды: все готовит один избранный брат, который является и келарем, и поваром (мало требуется)
Епитимии
Штраф за опоздание на молитву За опоздание на первый псалом (ночью – на второй): стоят вне собрания и после отпуста падают перед всеми, прося прощения (иначе не пускают на остальные богослужения)

Богослужение

Молитва общая
В Фиваиде В разных монастырях по-разному (от того, что старцы избираются, не навыкшие уставному чину молитвословия)
Ночью: 20, или 30, или 18 псалмы антифоном; 3-й, 6-й, 9-й часы – по шесть псалмов
От ангела Постановили около Александрии (при апостоле евангелисте Марке): двенадцать псалмов вечером и ночью Апостол Марк основал строгую Церковь близ Александрии. По утверждению Филона, «в первое время вся Церковь была такова, какими быть ныне напрягаются монахи»
Постановление отцов Понедельник–пятница: двенадцать псалмов (ночью и вечером) + молитвы + чтения Ветхого и Нового Завета Были благочестивые переговоры старцев – определить единый молитвенный чин для последующих времен. Один вышел на середину и пропел Пс. 11 с молитвой и Пс. 12 с Аллилуия, потом исчез: было явление ангела
Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета
Молитвы по псалмам Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками
В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу
Пение псалмов Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть
При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся
Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу
Суточный круг
Часы 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час
В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9)
Вечерняя «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте
Утренняя «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны = вечерня)
1-й час «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164)
Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят
Всенощное бдение Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа (~ 2 часа)
Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) Умоляя телесный труд для большего напряжения ума
Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия
Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий
В субботу, воскресенье бывает ужин только для странников и немощных с простой молитвой (без псалмов)

(Продолжение следует.)

Подготовил иеродиакон Матфей (Самохин)

18 августа 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Юрий17 сентября 2009, 13:00
Валерию. Уважаемый, Вы пишите "Простите, если что-то покажется не православным в моих суждениях", поэтому сразу скажу, что пишу не из-за ненависти или возмушения какого-то, а исключительно из-за желания уточнить (по мере моих возможностей) некоторые моменты, дабы не остались Вы в заблуждении. Вы говорите "Для меня всеохватывающее и исчерпывающее значение имеет Священное Писание - слово Божие, данное нам в книгах Ветхого и Нового Заветов.Именно оно и есть непререкаемый авторитет! Все остальное - всевозможные человеческие писания, ..., есть лишь священный материал, который необходимо принимать, на мой взгляд, к сведению - как мнение определенного духовного лица.И только!" Извените, а как-же Священное Предание?!!! Как его можно игнорировать? Так поступают только протестанты - сами оторванные от Предания, они пытаются всем внушить недоверие к нему. Однако хорошо известно, что Христос книг не писал, и апосталы Евангелие (и другие части Нового Завета) написали не сразу! Первоночально и Новый Завет был частью Предания, а не Писания. К тому-же сам Новый Завет, его конанический состав, окончательно утверждёт на Вселенских Соборах. Причём определение каноничности делалось в соответствии со Свщенным Преданием Православной Церкви! Так что без Священного Предания - некуда. Всего этого к сожалению не понемают протестанты, для которых авторитет их лжеучителей оказался выше авторитета Святых Отцов. Надеюсь, что вы не последуете их пагубному примеру, ведь Церковь Христова - одна, и протестанты к ней не относятся.
Валерий26 августа 2009, 07:00
Дмитрию. Спаси Вас, Господи!
Дмитрий25 августа 2009, 16:00
Валерий, про три вида любви - это святитель Василий Великий. Он говорит, что это три обязательные стадии _развития_ любви, это вехи, через которые она проходит! Любовь сыновняя, взывающая "Авва Отче" - вершина и _совершенство_ христианское, это уже Дух Святый живет в очищенной от страстей душе, эта любовь - небесная гостья, евангельская, имеющая мало общего с человеческой, падшей. Поймите мысль святых отцов! Начинаем все с детского садика - всегда с нижней ступеньки. Мысль обрести высшую любовь сразу сходу, это и есть опасность и стремнина, исходящая от нашего падения - высокоумия и гордости, она всегда наказывается Господом! Валерий, Вы, конечно, знаете, что любовь и другие плоды Святого Духа (радость, мир, долготерпение и пр.) даются _только Богом_, все остальное - самоделка и в большей или меньшей отравлено падением. И условие подачи даров - только смиренная душа! Заповеди блаженств _начинаются_ с нищеты духовной (Мф.5)! Зачем же мы будем лезть не в дверь, указанную Спасителем, а как тати инуде?! Нету другого пути! Ни в монашестве, ни в браке! Может, смело скажу, но: святые преподобные отцы собственно тому только и учат, как приобрести смирение. Самый верный и безопасный (!) путь - _отсечение своей воли_, а также молитва и труды телесные_, так как после падения, как говорит прп. авва Дорофей, душа некоторым образом "срослась" с телом и когда смиряется тело, невольно смиряется и душа. Как это - не знаю, но я в это верю без рассуждений. В Писании ведь сказано "Дай кровь и приими дух". Странно? Еще бы! Святые отцы не придумывали ничего своего и плохого, это то же евангельское учение, словеса Того же Духа Святого, живущего в их чистых душах. Так и Святая Церковь к их писаниям относится, по-моему. Диавол нас всегда хочет ввергнуть в хулу под видом добра и любви, преобразовываясь в "ангела света" и клевеща на Божии творения и законы. Отсечение воли - это и есть "отвергнуться себя и взять крест свой". Сами знаете, вот уж в самом деле самораспятие, своя воля царя боле! Вот оно - страшное, ужасное и непонятное монашество! Брат Валерий, и нам ведь не сказано, что "будете радоваться", а - "в мире скорбни будете". Хотим мы этого или нет, но будет по слову Господню. А если потерпим, то и смиримся, и спасемся, по образу евангельского мытаря. Искание в духовной жизни радостей - духовное сластолюбие, пагубный путь. Радость в Царствии, а на земле труд ради этого Царствия, от Господа мало растворяемый утешениями и радостями, чтобы мы не уныли окончательно. Это тоже учение преподобных отцов, не мое, вроде не сильно покривил. Брате Валерий, читая преподобного авву Дорофея, можно сказать - слово твое "паче меда устом моим". Тоже и про книгу, к примеру, прпп. Варсонофия и Иоанна. Со временем учение святых отцов как-то укладывается в душе, и с удивлением находишь - что все они от первых веков до последних времен пишут всегда об одном и том же, о чем мы читаем в Писании. И нету, конечно, там никакой тьмы! Душевное удушье - это признак врага всего доброго, приседящего уму, это его злосмрадие, об этом много пишет батюшка св. Иоанн Кронштадтский. Диавол ненавидит монашество и всячески борется с монахами, это известно. По плодам - смущению и унынию, и узнаем волка-клеветника, как всегда прикрытого "благой" овечьей кожей, как учит Евангелие (Мф. 7). "Только Господь знает степень праведности или греховности человека, а посему человекам говорить, что "эти спасутся, а эти пойдут в ад", просто глупо! Это не человеческая компетенция. " - это истинно так! У святых отцов не может утверждаться противное! Где это написано? Может, чтение Ваше было не не своевременное, нам надо млеко, а там вероятно - уже твердая пища. Говорят, что прп. Симеона Нового Богослова даже многие опытные монахи читают и недоумевают. А у меня, например, описание Темницы у прп. Иоанна Лествичника вызывало только одну мысль - если такое покаяние не спасает, то чего же мне-то ждать и на что надеяться? Однако теперь я понимаю - это были другие люди и другая ревность, по силе и несли. И хулил я по темноте. Будем искать и обрящем, всякий честный труд вознаграждается плодами. Из современных отцов я люблю очень читать и перечитываю письма, например прпп. Макария и Иосифа (Оптинского), особенно преп.Амвросия, очень все тщательно разжевывает и в ротик кладет, также схиигумена валаамского Иоанна (Алексеева), схиигумена Саввы (Остапенко). Это все просто чудесно! Вот вкратце так. Отцы свое учение _прошли жизнью_ и передали будущим поколениям, оно доказало свою истинность и пользу - веками! В нас многое не вмещается по причине гордыни и его следствия - ослепления, от которых нас всех да избавит милостивый Господь. Валерий, полюбите преподобных Отцов и монашество, прошу Вас, не смущайтесь! Это приносит очень большую пользу и для нас - мирян. Конечно, и святые Отцы нас любить будут, по закону любви. Эх, Апостол обличает меня - "научая другого себе ли не учиши". Помолитесь о мне. Простите за спутанность, с уважением, Дмитрий
Валерий24 августа 2009, 22:00
Дмитрию. Дорогой брат во Христе! Простите,что решил продолжить наш открытый и откровенный диалог и написать еще одно тезисное сообщение.И, простите все братья и сестры,кого задевают мои комментарии. Итак, очень тезисно... 1.Все, что Вы пишете глубоко созвучно и мне.Один лишь нюанс.Для меня всеохватывающее и исчерпывающее значение имеет Священное Писание - слово Божие, данное нам в книгах Ветхого и Нового Заветов.Именно оно и есть непререкаемый авторитет! Все остальное - всевозможные человеческие писания, комментарии, инструкции,толкования, уставы, дополнения и так далее, есть лишь священный материал, который необходимо принимать, на мой взгляд, к сведению - как мнение определенного духовного лица.И только! Конечно, прслушиваясь, беря во внимание, но... четко рассуждая. 2.Где-то прочитал, что любовь бывает трех видов или уровней - рабская, наемническая и сыновняя.Рабская "любовь" возникает в результате предвкушения животного ужаса наказания за определенные проступки. Наемническая "любовь" есть торговый компромисс договаривающихся сторон. И только лишь сыновняя любовь есть добровольная жертва самоотречения, в которой нет страха и нет поиска личной выгоды! Эта любовь воспламеняет сердце подвижника и тогда в сердце только Господь и больше ничего! Эта любовь не из-за страха или желания райского наслаждения. Это жажда Христовой любви, жажда единения со Христом!Внешнее "понуждение", подогреваемое ужасами посмертного наказания производит ли сыновнюю любовь? А если не производит , то нужна ли Богу такая "любовь"?, когда истязуется и поносится плоть - это прекраснейшее Божие творение, а душа лишь страдает, находясь в "заложниках" такой ситуации? Тогда возникает вопрос - аскетизм (да еще под принуждением)без любви , это что? Самонаказание? Что бы "там" не мучаться? Вот Вам и "наемничество"... Или я не прав? С другой стороны, только сыновняя любовь и есть оправдание аскетизма, но не наоборот! Тогда, скажите, а все ли обладали сыновней любовью, кто стремился в монашеские общины или гоним был насаждаемым страхом вечной муки? Только один Господь знает! 3.Монашеская литература изобилует категорическими утверждениями...Иногда, читая ее, жить совсем не хочется, руки опускаются,наступает такое душевное "удушье", что находишься некоторое время как в дурном сне, так как спастись (применительно к себе)совершенно не возможно, исходя не только из ее контекста, но и прямо из текста. Хочется спросить этих авторов - кто Вам дал право духовно угнетать читающих Ваши писания, сеять страх и уныние?Простите меня, многогрешного, за очередную дерзкую мысль, но я считаю, что вообще никто ничего не знает и знать не может! Только Господь знает меру ответственности каждого человека перед Богом. Только Он один знает тайны души человека и обстоятельства ее спасения! Только Господь знает степень праведности или греховности человека, а посему человекам говорить, что "эти спасутся, а эти пойдут в ад", просто глупо! Это не человеческая компетенция. Простите, дорогие братья во Христе, что дерзнул высказаться или внес какую-то смуту.Простите, если что-то покажется не православным в моих суждениях. С глубоким уважением к истинному монашеству, а наипаче к честному супружеству, раб Божий Валерий.
Дмитрий24 августа 2009, 14:00
Валерий, спасибо за отклик и за неравнодушие к теме интереснейшей. Насчет насилия не знаю, сразу скажу - никакого даже околомонашеского опыта у меня нету, рассуждать про тонкости я не имею права. Знаю то, что даже мне многогрешному мирянину по мере сил и веры приходится насиловать свою ленивую и сластолюбивую плоть, и делаю я это, видимо, по любви к себе, боясь будущей муки. "где любовь, там нет насилия" может и верно, но более верно то, что "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е". Вы видите насилие, а я - понуждение, а оно всегда против воли, согласитесь. И часто они путаются. Подвиг монахов - добровольный, это вы верно заметили. "Железо" приходит к кузнецу добровольно и отдает себя огню и молоту, безо всяких "своих личных форм", дальше своя воля заканчивается, это смысл монашеского спасения, как я разумею. Это очень высоко и я не в силах судить о делах и уставах святых людей, египетских отцов и преп.Иоанна, насилием над собою достигших святости еще в этой жизни и "насилием" над своими чадами и последователями доводившими их до Царствия небесного, что есть высшая любовь к ним. Если же вы говорите про какие-то извращения на этом пути и в истории, то они, конечно, были. Как и у нас при нашей мнимой праведности и нормальности и рассудительности бывают падения, и часто страшные. Но Бог все покрывает и прощает, и здесь, на земле, не судит, и нам заповедал творить такожде. Рассуждать про любовь я не могу, ибо она "долготерпит, милосердствует, ...не раздражается, не радуется о неправде, вся любит, всему веру емлет.." и пр. Во мне этого нету, следовательно, то, что я считаю любовью, ею по Божьему слову не является. То же самое про веру детскую, у меня ее, тоже, увы, нету. Соответственно, много ли настоящей правды в написанном мною - не уверен. Пишу и понимаю - с таким то вот обилием добродетелей завязываю споры о любви, вере и монашестве в Интернете! Впору Ваших молитв просить, а не доказывать свою правоту! Так что мне вообще лучше бы было помолчать, ответил, вам, простите, формально, потому что в ваших вопросах утверждалось то, что не было утверждено у автора, поревновал я о культуре дискуссии. Если с Вашей, Валерий, стороны это было приглашение к размышлению, то как-то неправильно и неорганично нам - двоим мирянам - судить и рядить о жизни монашеской. Еще раз простите, может быть, кому то будет полезно почитать нашу дискуссию, кто-то скажет свое веское слово. Умудри и спаси нас Господи.
Валерий21 августа 2009, 22:00
Уважаемый, Дмитрий! Даже не знаю, что предпочесть - вступить в полемику, ответив Вам, или сохранить в душе смиренное безразличие в рассматриваемых вопросах?! И все же позвольте несколько сентенций... 1.Ваши ответы по всем "пунктам" носят формально-текстовой характер, пересказывая вышеизложенное в работе уважаемого отца Матфея, или внося предположения, с привлечением цитат апостола. Мои вопросы отнесены были к сути обнародованной автором темы, сознательно диссонирующими с пафосно-поверхностным (схематическим) повествованием и, тем самым,конкретизирующим, возможно, углубляющим ее. Только и всего. Что касается - "монашество - противоестественный и безчеловечный путь...", здесь,я,думаю не все так однозначно и прямолинейно как в предложенном Вами противостоянии "любителей" мира и "избранных от мира".Коренной вопрос во всем этом - присутствует насилие в действиях и замыслах или нет! Там, где насилие, там нет любви! И, наоборот, там, где любовь, там нет насилия! Не ответив на этот основополагающий вопрос, значит не понять ничего по-сути, став не адептом любви (по-духу), а примитивным и агрессивным фанатиком всевозможных человеческих писаний и предписаний, что мне категорически претит.Я преклоняюсь перед подвигом иноков.Но подвигом добровольным, искренне ищущим свои формы на пути личного приближения к Богу. И, совершенно другое отношение, когда великое дело спасения человека ставится на поток с характерными признаками внешнего принуждения и насилия. Как же это можно принять человеку нормальной психики? Именно скрытый и замаскированный под аскетизм мотив насилия лег в основу чудовищных извращений и надругательств, имевших повсеместный и даже обыденный характер в истории, над человеческим организмом, созданным Творцом! Так что не передергивания, не противостояния, и тем более не клевета необходима, а трезвый и взыскательный подход к историческому наследию! А наипаче всего необходима нам, мне кажется, по-детски искренняя христианская любовь!
Дмитрий21 августа 2009, 15:00
>> Валерию. Захотелось Вам ответить, по пунктам. 1. Не следует, т.к. сказано "После ночной службы не спят", а не "вообще не спят". 3. В тексте сказано, что ужинали только немощные и странники. Логично предположить, что остальные только обедали, обходились без ужина. 2. Апостол говорит про неблагообразные, по- славянски "бесчестнейшие" и "неблагообразные" члены (1 Кор. 12, 23). И мы в голом виде не разгуливаем на людях, совестно нам, стало быть - есть. 3. Не сказано про "естественные истечения", а про истечения "по зависти бесовской за ночные молитвы". Может быть, мне показалось, но между строк читается известный тезис "монашество - противоестественный и безчеловечный путь, извращающий, гнушающийся Божиим творением и т.д. и т.п." и выискивание в тексте статьи "улик" и подтверждений этого. Дискуссии (как правило, увы, сопровождаемые передергиваниниями фактов, нападками или клеветой) такого рода велись всегда, и думаю, будут вестись до конца мира, потому как с одной стороны баррикады «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15,19), а с другой «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4,4). «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1, 4). Таким образом, удаление от мира и гнушение его законами есть самое христианское и естественное учение, и монашество-самое прямое и мужественное ему следование, и нам надо это как-то в себя вместить, а не "модернизировать". Умудри нас Господи. Простите, Валерий, за резкость и подозрительность.
Ахия19 августа 2009, 04:00
Админу Очень хотелось бы, чтобы наряду веб-публикациями у вас на сайте были PDF файлы статей. Поэтому, приходится самому делать. Ведь не всегда есть время читать публикации, которые затем быстро исчезают. И нигде у вас на сайте потом их не найдешь. Кстати, обратной связи с админом у вас тоже нет.
Валерий18 августа 2009, 18:00
Простите, из вышесказанного следует, что монахи не спали вообще? Да и о пище сказано не понятно - ели только странники? Одежда "такова, чтобы прикрываться только от срама и холода" - разве в человеческом теле, созданном Творцом есть срам? Или... естественные истечения есть осквернение, что стало быть человеческий организм сотворен со скверною? Хотелось бы получить прямые ответы на столь же прямые вопросы!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке