Фотограф Михаил Масленников: Каждый кадр — пытка

Для чего нужна поэзия? Для того, чтобы с помощью давно выученных слов описывать красоту мира, тем самым давая им, привычным словам, новую жизнь. Зачем нужна фотография? Затем, чтобы на бумаге оставить дорогие сердцу когда−то поразившие образы… Однажды поэт взял в руки фотоаппарат, и получилась фотопоэзия. Для чего нужна она? Для того, чтобы в скучном, обычном и на первый взгляд некрасивом видеть красоту и свет Божиего замысла обо всем в этом мире.

Каллиграф, живописец, график и дизайнер — москвич Михаил Масленников — профессионально занялся фотографией два года назад. Случайно или нет, но фотографию как искусство он открыл для себя лишь после прихода в храм. И тогда же пустился путешествовать. С фотокамерой.

Человек из богемы

С фотохудожниками так же трудно говорить, как и с поэтами (а в сущности они и есть поэты, только поэзия их не в строфе, а в кадре). Отвечать понятно они могут только на прямо поставленные вопросы:

— Вы курите?

— Бросил.

— Женаты?

— Нет.

— Сколько вам лет?

— Сорок три.

— Пользуетесь единым проездным билетом?

— Зачем он мне в архангельской тайге или в чукотской тундре?

«Монах и колокол». Поселок Провидения, Провиденский район, Чукотка, Россия. 10 сентября 2007 года
«Монах и колокол». Поселок Провидения, Провиденский район, Чукотка, Россия. 10 сентября 2007 года
Однако стоит перейти в плоскость творческих интересов, впечатлений и переживаний, коснуться грани, за которой начинается личность, оказываешься в положении «ежика в тумане» — исчезают все ориентиры. События, описываемые моим собеседником, действующие лица и наблюдения превращаются в паутину его же ассоциаций. Одна фраза цепляется за другую, детали тонут в общих ответах и полунамеках, и ты вдруг обнаруживаешь, что между всем, что слышишь, нет логической связи, а есть нечто интуитивное, некий узор, отражающий лишь мировосприятие творческой личности. Но чтобы разобраться в этом узоре, нужно увидеть весь рисунок целиком. А это не только сиюминутный разговор, но и его записи в Живом Журнале, и его фотографии… Как продолжение его мыслей и ассоциаций, его жизни и поиска чуда.

Естественно, мы сидим на кухне (где еще можно поговорить по душам с поэтом?), естественно, в углу горит лампадка и стоит икона, естественно, передо мной ноутбук с открытой страницей блога Михаила Масленникова в ЖЖ — чтобы видеть его творческий портрет целиком.

— Михаил, почему, имея стабильную работу и высокую зарплату, Вы бросаете все это, берете в руки фотоаппарат и отправляетесь на Север в какие-то путешествия по святым местам, сначала с группой, потом в одиночку?

— В моей жизни случилось так, что когда я пришел в храм, то отошел от творческого процесса как от такового. И «высокое» искусство, где человек творит — творит как вольный художник,— я увидел несколько иначе. Оно действительно стало для меня излишней вольностью. Вольностью, которую я считал для себя уже мало допустимой и не выражающей или недостаточно выражающей и отражающей мое миросозерцание.

Именно жизнь в храме подтолкнула меня к путешествиям, которые больше напоминали паломничества и сочетались с послушанием. Я водил от храма некие молодежные группы, и в основном мы ездили на Север (Карелия, Архангельская область). А потом я открыл для себя одиночные путешествия, причем в такие места, куда и пути-то вне сезона нет, куда ведет не дорога даже, а таежная узкоколейка и зимник.

Эти многочисленные путешествия я воспринимал как необходимость в своем личном духовном развитии. Осознания и понимания фотографии у меня тогда еще не было. Я вообще не считал фотографию сферой искусства в достаточной мере. Я был художником, человеком богемы. И действительно считал, что творчество здесь может проявляться исключительно человеческими талантами, буквально тактильно. Когда кисть художника — это продолжение его руки, когда ты ставишь точку или проводишь линию, а в итоге получается портрет или пейзаж. Это как раз и есть искусство, во всяком случае, его воплощение в непосредственном творческом процессе.

Но друзья говорили: эти поездки настолько удивительны, что одних твоих рассказов нам не хватает, нужна еще и картинка. И давали мне в дорогу свои фотоаппараты. Именно в этих путешествиях, в удаленных от больших городов, почти заброшенных деревнях, монастырях и скитах, нашел близкие моему сознанию сюжеты. Так и появились на свет мои первые кадры.

Всякий человек, с кем мне довелось повстречаться до сих пор, удивителен для меня и поразителен, потому что у этих людей, на мой взгляд, совсем другая ментальность.

— В тех краях жить непросто, многие там спиваются.

— Не все, потому что надо работать, иначе не выживешь. Там, где тайга, конечно, живут лесом. Деньги не великие, но на жизнь хватает. И если все в порядке с головой, то зарабатывают на жизнь. Но есть и те, кто спивается — безусловно.

«Петр Тимофеевич». Деревня Соболевщина, Подпорожский район, Ленинградская область
«Петр Тимофеевич». Деревня Соболевщина, Подпорожский район, Ленинградская область
Из ЖЖ Михаила Масленникова: «В последнее время часто езжу по глубинкам, по деревням дальним, столичное мое мировоззрение переворачивающим, где-то вымирающим, где-то спивающимся. Встречаю там людей в разных настроениях, и что отрадно — нередко в настроениях благостных, хотя нелегко там по обычаю. Однако нахожу среди них лица все более кроткие и духовные, сильные и прямодушные, миролюбивые и жизнерадостные. Не все мы “алкоголики” еще».

— Известный фотограф Павел Кривцов говорит: «Мне, чтобы фото сделать, нужно образ внутри себя создать», а у Вас как этот процесс происходит?

— Есть различная техника, различные жанры и подходы к ним. Если фотограф занимается постановкой, то в центре его творческого процесса, прежде всего, стоит идея. Нет моделей. Не существует изначально того самого персонажа, который играет роль его образа. В этом плане в творческом процессе имеет место создание и воплощение образной идеи фотографа, то есть поиск персонажа — не главное, важнее калька образа, рожденного сознанием фотохудожника. Это также может быть небезынтересным, но на данном этапе еще ближе для меня — найти этот образ в реальности. Не создавать в воображении, а просто вырвать его из толпы — увидеть человека или ситуацию. Я стараюсь не привносить в историю ничего своего надуманного, я пытаюсь быть предельно отрешенным от навязывания зрителю своей точки зрения, помимо, может быть, идеологической. Но, безусловно, мне также хотелось бы высказаться, чем-то удивить и порадовать зрителя, однако для этого я просто фотографирую то, что хочу. И не фотографирую ничего другого. Я «щелкаю», потому что именно этот образ хочу донести до зрителя.

— Но чтобы в реальности найти, увидеть и узнать этот образ, он должен уже существовать у Вас в душе или сознании, разве не так?!

— Говоря без лишнего пафоса, всегда есть пути Господни. Я всегда еду в НЕИЗВЕСТНОСТЬ, всегда нахожусь на грани неизвестности. И никакого образа там я не создаю, не вижу, не знаю и не могу предугадать. Но я точно знаю, что я приеду на место, и там он появится. Я просто путешествую и постоянно фотографирую. Это совершенно случайные люди, имя которых я услышал в форточку отъезжающего автобуса, чтобы подписать работу…

Однажды я со своей паломнической группой остановился на пару дней в Введено-Оятском. Случилось так, что на следующий день, окунаясь в святом источнике, я увидел в другой группе паломников девчушку, которую в своей жизни больше никогда бы не встретил — это я понимал. Размышлял не долго: сорвался с места, примчался в свою келью, достал фотоаппарат, взял благословение у священника, который сопровождает эту группу: «Я фотограф. Мне надо эту девочку сфотографировать». Он разрешает, я подзываю ее… И конечно, тут нужен контакт, нужно найти язык, что-то такое сказать, чтобы человек тебе доверился…

И таких ситуаций — десятки. Может быть, в процессе фотосессии мне разрешат сделать всего три-четыре кадра, а может быть — пятьсот три, или потом могут попросить не публиковать ни одного из них. Например, можно идти по берегу реки три часа и не сделать ни одного кадра, и только споткнувшись о какой-то камень, понять — это то, что я ищу.

— Вы влюбляетесь в своих героев?

— Кажется, я не мог бы без любви сфотографировать столько людей, чтобы потом проявить пленку, отсканировать, обработать и выложить в Интернет… Без любви это вообще невозможно. Со многими из них мы потом поддерживаем добрые отношения. Конечно, при интенсивной работе и некоторой ротации лиц невозможно полноценно развивать эти отношения со всеми в полном объеме, но с некоторыми чуть ли не судьба связала. Но главное в моей работе — образ должен меня удивить. И жанр, которому я отдаю предпочтение (хотя как фотограф могу работать в любом) — это жанровый портрет. Так же в сферу моих предпочтений попадают чистый портрет или чистый жанр, иногда удаются пейзажи.

Лесное такси

— А в Ваших путешествиях было что-то удивительное, необычное для Вас?

— Архангельская тайга на много километров покрыта сетью заброшенных узкоколеек. Разрабатывает лесхоз где-то делянку, возит туда тепловоз несколько лет лесорубов, а потом про делянку забывают. А узкоколейка остается. И местные мужики разъезжают по этим узкоколейкам со своими надобностями без всяких проблем. Мы с приятелем хотели попасть в один монастырь, но своим ходом неделю бы шли. Мужики вызвались нас отвезти до какой-то Тяпо-горы, откуда до монастыря два дня по зимнику. Они достали из сарая маленькую дрезину, поставили ее на рельсы, закрепили мотор от мотоцикла — и вот вам готовое такси. За 150 рублей мы проехали с ними 40 километров по тайге. Где-то толкали дрезину в гору, где-то она буксовала.

«Мостки на север». Деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия. Июль 2007 года
«Мостки на север». Деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия. Июль 2007 года
Мужики экономили бензин, чтобы вернуться назад. Мы накатом (под горку) ехали, потом они опять дергали ручку, чтоб завести мотор. Некоторым узкоколейкам — по 20-30 лет. Они все разбиты и очень опасны. Есть такие, что ныряют в болото или из какой-то лужи выезжают. В некоторых местах шпалы, размытые ручьями, прогнили и расходятся, стыки между рельсами уже давно не пара сантиметров, тебя кидает и трясет из стороны в сторону. Я, конечно, пытался фотографировать, но мало что удавалось. В общем, сюжет из фильма «Сталкер». Мужики довезли нас до Тяпо-горы, показали, как выйти на нужный нам зимник, сели на дрезину и исчезли.

Уникальность этого похода была в том, что этим маршрутом туда никто не ходит летом. Потому что пройти по зимнику летом очень трудно — он то и дело пропадает в болоте. На всем протяжении полуметровые колеи от тракторных гусениц заполнены водой. Но идти параллельно зимнику по лесу, где через каждые пять метров — поваленное дерево, еще трудней. Выматываешься уже через 500 метров.

Почти все время под дождем, в воде по щиколотку, мы шли двое суток в сапогах. Неприятно, что почва под тобой колеблется, хотя это не трясина — идти можно. Но если каждое болото обходить по контуру — месяц уйдет.

Этот поход удивителен был тем еще, что там для меня все было новым, даже внутренние физические ощущения. Мышцы другие работали, которые в обычной жизни я никогда не задействовал, хотя в молодости занимался многими видами спорта. И тело изнывало от совершенно других ощущений, хотя в походы часто ходил.

Из ЖЖ Михаила Масленникова: «Когда шел пешком до монастыря (Важеозерского — М.В.) от трассы, часа в четыре утра, постоянно останавливался, потому как зайцы табунами прыгали вокруг меня: выскочит косой на дорожку, встанет в стойку, обязательно в профиль, и наблюдает за мной, ну, я, конечно, не Мазай, но метров на 40 все же подпускали — потом в рассыпную в лес. Позже монахи рассказали, что поблизости медвежонок с мамашей бродят, этих я не встретил, да и слава Богу…».

— Ну, а какие-нибудь неожиданные встречи с людьми из мест не столь отдаленных были?

— Пара ножей серьезных в этих путешествиях у меня всегда с собой. Но в опасных ситуациях помогает молитва. Например, идешь по лесной дороге, и откуда ни возьмись на пути появляются «пришлые» на Севере люди. Они начинают уважать тебя, только если ты дашь им почувствовать свою силу, прежде всего силу духа. Молишься, и в последнюю секунду происходят какие-то движения, человек может опешить, и вы разойдетесь. Не могу смаковать и описывать, но в этих ситуациях молитва придает больше уверенности в своих возможностях.

Но вот конкретный случай, рассказанный в одном из монастырей (название я умышленно не называю). Тайга полна расконвоированными людьми, теми, кто освободился из заключения или даже беглыми. Они там оседают. По инерции кто-то живет разбоем. И монастырь вот стоит — почему бы не зайти туда? Один малый, которому в голову пришла такая мысль, вышиб ногой дверь в келью к одному таежному иеромонаху Алексию. Отец Алексий долгое время один жил в заброшенном монастыре, тогда на молитве стоял. Обернулся и видит в полутора метрах направленную на него в упор двустволку. Не знаю, что он этому «гостю» сказал, но после его слов раздался выстрел. В этот момент двустволка раздвоилась, и два патрона ушли влево и вправо, не причинив монаху вреда. Разбойник рухнул на колени и стал просить прощения.

Фотография как искусство

— Все-таки в чем заключается искусство фотографии?

— Давайте разделим вопрос на две части. Что искусство для зрителя и что оно для автора?

Возложение венцов (серия «Венчание»)
Возложение венцов (серия «Венчание»)
Для зрителя это конечный результат, который затрагивает его личное эстетическое восприятие. Причем, он может прочитать умные рецензии о творческом пути художника и его работах, статьи искусствоведов и потом подойти к Матису и сказать: «Ух ты!». А если бы не прочитал, мог бы и не сказать.

Но когда рассматриваешь фотографические работы признанных мастеров, начинаешь понимать, насколько все это не просто так. И пытаясь осуществить все это на практике, сталкиваешься с невыразимыми трудностями. Для меня до сих пор каждый кадр — это пытка. Потому что каждое мгновение — секундное, перед тобой проносятся десятки вариантов. В одно мгновение умещается огромная аккумуляция твоих усилий и множество параллельных мыслей. И здесь уже не может идти речь о простом нажатии на кнопку. Ты должен не просто выбрать мгновение, ты должен попасть в цель.

Может быть, у кого-то это и случайно получится: действительно сам собой сложится кадр, и фотография будет самоценна. Но когда фотограф сам прогнозирует, когда сам прикладывает усилия, видит сюжет, оценивает все факторы, влияющие на качественный результат фотографии, и это все учитывается в его сознании и душе — это тоже искусство. Поэтому искусством фотографа я прежде всего называю его труд, его уникальное видение, которое сродни видению художника. То есть для фотографа искусство — это процесс.

Из ЖЖ Михаила Масленникова: «Перед вами последний кадр, сделанный на Анзере, после которого моя фотосессия в этом паломничестве, ввиду того, что в фотокамере накрылись батарейки, промыслительно споткнулась. Я стоял, благословленный отцом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита, на самой высокой точке острова, прислонившись спиной к куполу реставрируемой церкви Страстей Господних, ранним утром, после Божественной литургии и плакал. Мне было жаль, что сдохли батарейки, мне было жаль, что я чего-то упускаю в этой жизни, мне было жаль себя... Тем временем солнце с невероятной скоростью взлетало над горизонтом… Я стоял завороженный, продолжая плакать, и улыбался...».

— Есть ли в фотографии такие средства, чтобы передать веру? Или это всегда — кто-то на фоне храма, икон или иной православной символики?

— Не обязательно, но в истории моих фотосюжетов большое количество храмов и классического христианского символизма. Это происходит неумышленно, просто рассказанная история без этой символики невозможна. Внутренняя жизнь персонажа не отделима от того момента, в который мы с ним встретились. Это очень естественно и гармонично, но не специально. Я поднимаю камеру и вижу в видоискателе крест. Если его нет, то пусть будет чистая монастырская стена — все это исходя из того места, где мы находимся. Поэтому если атрибутика православная есть, то я только рад этому. Мне остается всего лишь сохранить тот или иной христианский символ в кадре, вполне лаконично вписав его в реальное и естественное для данного сюжета композиционное пространство. Я не специально показываю персонажей на фоне креста. Сам персонаж всем своим внутренним миром соответствует этим сакральным знакам. Всем, что отображается у него на лице и в одежде, в его глазах и, как ни странно, в его руках. Руки человека тоже очень о многом говорят. На фотографии руки — это вторые глаза…

Процентов восемьдесят моих фотогероев — верующие люди. Это мой круг общения, хотя я общаюсь с разными людьми. По комментариям на мои фотографии на сайтах и в ЖЖ мне стало ясно, что посетители поняли безо всякой атрибутики, что на фото — люди верующие.

— Но в самой технике есть какие-то средства, позволяющие передать веру человека без символов?

— Да. Это всем известные формы благочестия и целомудрия. Их можно найти в традиционной одежде или увидеть во взгляде человека. Это угадывается. Прежде всего чувствуется. И если я как автор вижу и чувствую это в момент съемки, то, наверное, это чувствует и зритель. Если он не совсем глух и слеп. Это и есть часть нашей веры.

— Вера в Бога влияет на Ваше творчество?

— Вера неотделима от моего творчества. Кроме того, вера помогает мне оставаться христианином в фотографии. Любой заказ, который мне предлагают, я рассматриваю с позиции сюжетной линии и отношусь к этому очень взвешенно. Если это будет реклама, то для меня важно, что рекламируется. Это не диктат, а внутренняя доктрина, которая позволяет мне оставаться свободным в своем творчестве и делать то, что я делаю. И почему я должен в работе изменять своим убеждениям?

Беседовал Максим Волошин
журнал "Православие и современность" №7 за 2008 год

Михаил МасленниковМихаил Масленников родился в 1964 году в Подмосковье.
Окончил полный курс художественного технического училища по профессии чертежника-конструктора архитектурного профиля. Работал в репроцентре Государственного Издательства «Пресса» (бывшее Издательство "Правда"). Занимался графикой, шрифтами и живописью в мастерских московских художников Дмитрия и Андрея Бисти, Владимира Брайнина. Работал помощником начальника полиграфического отдела в дизайнерском бюро Концерна «Видеосервис». В качестве арт-директора принимал участие в проекте «Byzantium.ru» некоммерческой организации НП «Центр Содействия Развитию Современного Православного Искусства “Византия”».

В период с 2002 по 2005 год обучался на богословском факультете в Православном Свято-Тихоновском государственном университете. По благословению настоятеля одного из московских храмов организовал выпуск периодического издания прихода.

Путешествовать по Русскому Северу начал в 2002 году. С середины 2005 года начал снимать полевые репортажи. Всерьез задумался о фотографическом процессе как образе особой передачи авторской мысли в миссионерском ключе.

Источник: Православие и современность

4 сентября 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×