Что есть покаяние, а что таковым не является

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. (Лк. 15,17-20)

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)
Архимандрит Нектарий (Антонопулос)
Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», «обновлением Крещения». Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению – покаянию – человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.

Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.

Само слово «покаяние»[1] означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем. Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы шли, ведет к погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: «Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где все радует глаз, а мы сидим в трясине!» Мы должны найти в себе решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев.

Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский[2] говорит: «Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле». То есть если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.

Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т.д. Но насколько глубоко такого рода покаяние? Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Требуется время, труд, навык в добродетели и борьба с грехом при содействии благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека. Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит… (Мк. 4,26-28).

Как мы уже сказали, покаяние невозможно без благодати Божией. Человек, пребывая во тьме греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви. Только когда благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность. Солнечный свет, проникая в темную комнату, освещает все. Так и благодать Божия открывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, наши грехи. Потому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое». Истинное покаяние – безопасный путь, ведущий в Царствие Божие.

Что такое исповедь

Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, – это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.

Например, многие считают, что исповедь – это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к Таинству Покаяния? Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед «наказанием» от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако все это имеет слишком отдаленное отношение, или вовсе не имеет, к исповеди и покаянию.

Исповедь, говоря иными словами, – это очищение души от яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Так же и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены.

Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти[3].

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

В этой связи стоит отметить, что если в западных христианских вероисповеданиях на исповеди, формальной и законнической, духовник и кающийся разделены друг от друга некоей ширмой, то в Православной Церкви исповедь осуществляется в непосредственном общении с духовенством, она возможна под духовным руководством, при личных контактах между духовным отцом и его чадами. Надо сказать, что многие исповедуются по обстоятельствам, там, где найдут духовника, и всякий раз у разных священников. Однако следует помнить, что здесь происходит то же самое, что и при телесных болезнях. Если каждый раз менять врача, то и лечение не может быть полноценным. Наш духовник – это единственный, кто знает «историю болезни», наши прежние прегрешения, особенности течения заболевания, – он один может нам эффективно помочь.

Другие люди приспособились, как говорят, иметь «две двери». У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, от стыда они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому. Такое поведение, конечно, является ребячеством и насмешкой над Таинством. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния.

Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника. Но на это нужно решаться с большой осторожностью, рассудительностью, а главное, после внимательного исследования внутренних причин, побуждающих к подобной перемене.

[1] «Покаяние» (греч.) – полное изменение существа.

[2] Сщмч. Косма (1714-1779; пам. 11/24 авг.) – один из духовных вождей Греции периода османского ига; родом из области Этолия, окончил Афонскую духовную семинарию, пострижен в монастыре Филофей. Будучи рукоположен во пресвитера, вел активную проповедническую деятельность, за которую принял мученическую кончину. В 1961 г. канонизирован Элладской Православной Церковью.

[3] Имеется в виду духовная смерть грешника, последствия которой на путях спасения могут иметь необратимый характер.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Elena 7 апреля 2018, 00:14
здравствуйте, дорогие братья и сестры,
По опыту могу сказать, что если вы начнете исповедоваться каждую неделю, да причащаться, вы всех батюшек в вашем храме узнаете. А молиться станете, чтобы Господь вам указал на духовного вашего отца, через пару лет вы узнаете кто ваш духовный отец. Так что не ворчите на духовенство, оно здесь ни при чем что вы так редко в храме появляйетесь, что и имя ваше запомнить сложно. Трудитесь духовно и Годсподь вам подарит вешего духовного отца!
Спаси Господи всех нас грешных!
Михаил31 октября 2014, 10:36
Помоги тебе Бог, Татьяна, в твоей борьбе со грехом. И я борюсь, прошу помощи у Господа нашего Иисуса Христа, у Богородицы и у всех Святых.
Таня 8 января 2014, 05:33
А у меня есть духовный Отец, он монах, имеет духовный чин высокий, знаю, что он очень любит Бога и Бог слышит его молитвы, да и не только это... Вообщем он не простой человек, очень не простой, очень духовный человек... Но мне это никак не помогает, т.е. я никак не извлекла из этого пользы... я курю, ругаюсь матом как сапожник, терпеть не могу людей всех без исключения, т.е. крайне раздражительная, упрямая, гордая, непокорная и своевольная, но это не самое страшное, я б сказала... Самое страшное... не могу понять что это... какое то страшное непостоянство, т.е. в отличие от всех адекватных людей , которые могут годами ходить в Храм и хотя бы вычитывать молитвы утренние и вечерние, я не могу этого делать. Т.е. сначала я верю, искренне каюсь, стараюсь бросить, оставить грехи, поститься. молиться и все такое... но потом, через год-два бросаю все и становлюсь собой или еще хуже, т.е. порочным, любящим все грехи человеком... И сколько я не общалась с другими людьми, не ругалась с ними, не встречала злобы такой и агрессии как у меня... Когда я ходила в Храм, родные мне говорили, что мол ты молишься своим богам, а такая сволочь... Ад внутри меня, я часто его ощущаю, а гордыня затмевает ум и даже покаяние оскверняется преувеличением грехов и прочим мусором... К чему я это все писала, да к тому, что наличие духовного Отца еще ничего не гарантирует... Я желаю Вам, что бы люди говорили про Вас: "Бог их Отец" и низкий всем поклон, боритесь....
millie toll22 мая 2013, 22:40
а я и не знала что на исповеди еще и вопросы можно батюшке задавать
и это для меня просто потрясение что отвечая мне на вопрос
батюшка передает мне здесь ответ Самого Господа .
я всегда иду на исповедь вся в волнении в страхе не помня себя
а до этого все время переживаю а вдруг батюшка не примет исповедь ведь я такая
обычная не умею красиво умно высказаться и нет у меня таких умопомрачительных рассказов о грехах
инода посмотришь как кто то кается и весь в экстазе что то так уж доказывает и батюшка так же вовлечен
с этим исповедником объясняет ему или дополнительно читает над кающимся молитву мне всегда это казалось
каким то высшим чего мне не дано я думала что эти люди какие то уж очень воцерковленные и такие начитанные
а я грешница все время в грехах погрязшая так ничего и не умудрилась понятьи боюсь что либо батюшку спросить
что уж там говорить во время исповеди ведь я в этот момент как перепуганая ничего не помню трясет меня
спасибо большое за просвещение грешных
Екатерина22 мая 2013, 09:58
Полностью согласна с Надеждой,огромная проблема-иметь своего духовника.....
мария 9 ноября 2012, 19:45
Спасибо,очень нужная статья.Я когда-то очень мучилась вопросом
смены духовника,ходила по разным батюшкам,пока не услышала от
одного из них:"Что,ищешь священника возрастом постарше и с бо
родой подлинее?"Я опешила и больше не искала,вернулась к своему духовнику,который старше всего на 5 лет и совсем не
строгий.
Вячеслав18 октября 2012, 01:33
Очень хороший образ, что исповедь - обнажение души !
Иеродиакон Виктор21 апреля 2011, 22:29
Покаяние примеряет человека с Богом, поэтому о нем необходимо как можно больше знать и читать.
Любовь15 марта 2011, 21:28
Духовный отец - это дар Божий! И дар этот нужно заслужить.
Идя на исповедь нужно всегда помнить, что грехи свои исповедуешь ты не священнику, а Господу, потому и отношение к этому таинству должно быть глубокое и внимательное.
Фотиния15 марта 2011, 15:18
а что делать, когда пришел на исповедь,
каешься, а священник говорит: "Я вас исповедовать не буду", не поясняя почему он так решил...
Конечно, вы понимаете, что может при этом чувствовать исповедующий, и какой след это может остваить в его душе.
Простите, меня грешную
Галина15 марта 2011, 11:45
Этот век дан Богом для покаяния, другого времени не будет.Очень радует, что столько людей идут на исповедь, что много священников исповедует.Это счастье иметь духовного отца, но это принадлежит маленьким приходам в селах , где все друг друга знают и батюшка всех.Нужно просто иметь веру, что на исповеди, если попросишь у священника совет, то совет будет от Бога через этого священника, а то многие не хотят исповедоваться у молодых,типа мало опыта, не понимая, что он в исповедях столько грехов, дерьма духовного перелопатил, что ему по духу давно больше 50 лет и он от себя не имеет права говорить , но что дано от Бога сказать , то скажет.А мы все сами спасаться норовим, не понимая, что когда слепой ведет слепого ,не оба ли упадут в яму?Еще есть способ узнать ответ на духовный вопрос:купить православную литературу с упованием и надеждой, что в книге найдете ответ на свой больной вопрос, купите, какая на душу ляжет книга и там получите духовную помощь, БОГ УПРАВИТ И ПОМОЖЕТ ВСЕГДА , ЧЕРЕЗ ЛЮБОГО ИЕРЕЯ, СПАСИ ВАС ГОСПОДИ.Галина
Надежда12 марта 2011, 09:50
Статья в части обретения духовника вызывает недоумение. Как когда-то в советские времена нам твердили постоянно о закромах Родины, которые наполнялись и переполнялись, но для людей ничего не было, так и здесь советуют обрести духовника, а иначе все плохо. А если священники разные принимают исповедь? Или даже подряд несколько раз исповедуешься у одного батюшки, но по всему видно, что он тебя не помнит, и не открывает рта до самого вопроса об имени? Может и есть такие счастливцы, которые имеют духовного отца, но среди моих знакомых у всех одна проблема, что спасаться надо самому, а батюшки приходские служат лишь инструментом для участия в Таинствах. Буду рада, если многие со мной не согласятся.
Лёха11 марта 2011, 21:14
хорошая статья!открывает глаза на некоторые вещи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×