Слово об абортах

Слово игумена святой великой обители Ватопед Святой Горы Афон архимандрита Ефрема об абортах было переведено с греческого и зачитано на организационном совещании «Практические аспекты организации епархиальных центров защиты материнства», прошедшего под председательством епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона 7 июля 2011 года в рамках II Международного фестиваля социальных технологий «За жизнь–2011» (Москва, гостиница «Салют»), который проводился при поддержке Фонда святителя Василия Великого и Центра национальной славы.

Аборт – это один из видов убийства, который совершается во всем мире обычно без всякого чувства вины. Это широко распространенная медицинская практика, которая поддерживается многими правительствами и правительственными организациями. Число нерожденных детей, убиваемых во чревах своих же матерей по всему миру, превышает 50 миллионов в год. Столько убийств не было за все мировые войны. В Греции каждый год совершается по 300 тысяч абортов, из которых 50 тысяч делают девушки до 18 лет. Надеюсь, что в России дела обстоят лучше. В любом случае нас на Святой Горе этот вопрос волнует и беспокоит.

Обмирщенная культура нашего времени не видит и не признает никакого зла в абортах. Современный постмодернистский человек с большой легкостью и без чувства вины делает аборт. Новая этика, которая утверждается современной культурой, – это биоэтика глобализации. Это та самая безнравственная мораль, которая основывается на корысти, внешнем благополучии, рационализме и законе буквализма и которая диаметрально противоположна христианской этике. Даже термины в этой морали используются так, чтобы скрыть действительность и ввести человека в заблуждение. Например, для аборта усвоен термин «искусственное прерывание беременности», чтобы человек думал, что здесь речь о чем-то очень легком, будто нажимаем кнопку и выключаем свет.

В наши дни с прогрессом биологии и медицины, улучшением в области биотехнологий и расшифровкой генетического кода появились большие возможности для всего, что касается деторождения. Так неужели кто-то полагает, что половой и противозачаточный контроль, возможность выбора пола и видоизменение эмбриона зачастую не ведут к аборту? Никаких оправданий здесь не может быть. Человеку, который живет в сладострастии, невоздержанном себялюбии, у которого поврежден ум от греха и страстей, – все позволяется. Но на пользу ли ему это все?

Так говорит и апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно». У человека вечное измерение. У него есть по благодати бессмертие Бога, поэтому все, что он делает в этой жизни, имеет отклик в будущей – или в вечную погибель, или в вечную жизнь.

Наша Церковь и все святые отцы говорят, что с момента оплодотворения уже существует полноценный человек. С момента зачатия существует целый и полноценный человек как психосоматическое, то есть душетелесное существо. Зачатие человека считается продолжением сотворения Богом первого человека. Это созидательное действие, согласно православному учению, продолжается в каждом зачатии человека – конечно же, Божией благодатию и содействием родителей. Из этого ясно, что эмбрион не есть часть материнского тела, как, например, опухоль, которая органически принадлежит телу и может быть удалена для его исцеления.

Эмбрион, а лучше сказать – человек гостит в теле матери благодатию Божией – целая жизнь в другой жизни! Само собой разумеется, что никто не имеет права, даже сама мать, лишить жизни другого, иными словами – совершить убийство. Православная Церковь никогда не позволяла делать аборты, а считала это смертным грехом. Для того чтобы получить прощение этого греха, человек обязательно должен в нем исповедоваться и понести соответствующую епитимию. Уже с апостольских времен аборт причисляется к серьезным грехам. В учении апостолов «Дидахе» читаем: «Не убивай, не прелюбодействуй, не будь мужеложником, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай».

Все должны хорошо уразуметь, что духовный закон всегда действует, хотим мы этого или нет. Современный человек избегает креста деторождения или многочадия – а это является великим Божиим благословением – и приходит к кресту бездетности. И очень многие пары, которые для решения проблемы бездетности прибегают к искусственному вмешательству в процесс чадорождения (что ошибочно, вводя в заблуждение, называют вспомогательным), сталкиваются с многосложными безвыходными этическими дилеммами.

Мы молимся, да просветит Господь всех людей на земли, да поймут они, что аборт равносилен убийству, что абортов необходимо избегать во что бы то ни стало.

Игумен всечестной, священной и великой обители Ватопед

архимандрит Ефрем
и со мной во Христе братия

6 июля (23 июня ст.ст.) 2011 года, обитель Ватопед

28 июля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий 5 февраля 2012, 04:45
Новая конституция Венгрии защищает человеческую жизнь с момента зачатия. Поскольку в России сейчас население вымирает страшными темпами, то было бы неплохо, если бы Православная церковь лоббировала принятие аналогичной поправки к конституции России.
Мария26 декабря 2011, 20:47
Господи, прости нас грешных. Прости нам все прегрешения, вольные и невольные. Татиана, читаю ваш комментарий и это вы пишите про меня грешную.
Я вот по молодости (в 20 лет),по глупости, по неверию сделала два аборта после рождения сына. А теперь молю бога послать мне ребеночка, простить мне этот грех, прости меня Господи. Была безбожная, глупая. Каюсь в этом грехе, каюсь в убийстве своих деток, своих кровинок.Так болит душа,так кровоточит,каждый день прошу простить Господа мне этот грех, прошу послать мне ребеночка. Но Господь не дает малыша и я понимаю что ДУХОВНЫЙ ЗАКОН ДЕЙСТВУЕТ, что пришла к кресту бездетности.
Верую, что Господь не оставит.
Господи !прости нас всех грешных!!
Мария 9 декабря 2011, 18:08
Vesta, я совсем недавно изучала тему отношения православной церкви к абортам. На мой взгляд можно найти ответы на интересующие вас вопросы в этих статьях (уповаю на Бога, он даёт сердцу только благое, а вредное не разумеется):
1. Максим Обухов, иерей. Как искупить грех аборта?
http://www.k-istine.ru/aborts/abort_expiation.htm
2. Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть4.
http://www.pravoslavie.ru/put/060202135908.htm
3.Некоторые старцы по просьбе матерей, у которых младенцы рождались мертворожденными или умирали некрещенными, давали образцы молитв для поминовения таких младенцев на домашней молитве. Они советовали также и не одним только матерям, по чувству христианской любви, молиться о младенцах, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоторой неосторожности, и потому не приняли крещения,— дабы Господь окрестил их в море Своих щедрот и спас неизреченною Своею благодатию. Образы таких молитв были, между прочим, в синодике Григория митрополита Новгородского и С.-Петербургского(источник: http://www.liturgica.ru/bibliot/usopsh/usopsh4.html#t033).

Молитвы за некрещеных и мертворожденных младенцев
http://azbyka.ru/dictionary/15/so_svyatymi_upokoi_60-all.shtml (по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина)
4. на мой взгляд хорошая статья (корректная)"Обряды церкви: рождение ребенка, выкидыш, аборт", написана форумчанкой
http://www.my-bt.ru/talk/post10840.html
Людмила17 сентября 2011, 10:24
Моя дочка несколько лет закончила институт, с работой не повезло,второго ждет ребенка,а жизнь никак не складывается,до замужество не доходит, и до ЗГСа,мы все члены семьи были против первого,уговаривали избавиться,но она на своем решила рожать,а теперь Все мы не нарадуемся на малыша,и я бабушка,целуя любимого внука,радуясь что не сделали ошибку,что не до вели до греха,вслух прошу прошения у Бога и наворачиваются слезы,а он их вытирает мне и говорит:"не плач баба,всё будет хорошо",3года малышу,и он утешает свою бабушку которой 54 года.Прости нас Господи!
Vesta15 сентября 2011, 17:09
В статье написано: "Наша Церковь и все святые отцы говорят, что с момента оплодотворения уже существует полноценный человек". Я не делала абортов, я очень люблю и желаю деток. У меня есть сынишка. Но забеременнев второй раз, у меня случилось самопроизвольное прерывание беременности уже на первых неделях (самопроизвольный аборт - так написали врачи). Если б я не сделала сразу тест (больше из любопытства), то могла б и не знать о беременности, так небольшая задержка. Это было тежело, плодное яйцо было размером пару мм. Не было никаких врачебных вмешательств. И я убедила себя, что это еще не человечек и что вообще ничего не было. А как жить, зная что умер твой ребенок? Как мне теперь относится к тому, что произошло? Как к смерти? Но ведь не было ни рождения, ни крещения, ни имени, ни отпевания. Как мне молиться? Подавать записки? И где сейчас мой ребенок? Куда вообще попадают детки после абортов или только родившиеся, которых не успели крестить? Они ж не виноваты, что их не крестили? И есть ли мой грех в произошедшем?.. Извините за сумбурность. Эти вопросы все время меня посещают.
oksana14 августа 2011, 08:41
Титиана, Вы не одна такая, я тоже... Вера моя моя да вменится мне,дела мои... Надо, конечно, теперь, нам грешным, помогать обездоленным детям, которые родились и нет у них должной опеки. Я думаю, Господь хочет что-бы мы исправлялись и не повторяли своих грехов, и творили хорошие дела, а иначе, самобичевание- пустое прожитие времени. Так мне кажется... Надо идти дальше...
Елена 5 августа 2011, 16:41
А что делать тем, кто не может забеременеть? я никогда не делала абортов, но Господь не дает нам с мужем ребенка.
православный 3 августа 2011, 21:44
Спаси,Господи!
Вера 2 августа 2011, 19:01
Дорогая Татьяна, только не пытайтесь переложить вину личную на "безбожную совдепию"! Может быть, поэтому Вам до сих пор и тяжко, несмотря на епитимию?
Поймите, если Вы осознали свой грех, раскаялись, то и Господь Вас простил!
Но не стоит впадать в другой грех - самооправдания, сваливать вину на кого-то другого, в данном случае на государство.
Вы искренне раскаялись?
Знайте, что теперь надо идти дальше, а в осуждение или, еще хуже, в отчаяние не впадайте - Вы живы, и слава Богу, значит, еще все впереди.

И главное - теперь Вы знаете правду, и Вы можете отвратить от страшной ошибки других людей, рассказать им, что нельзя!
Кто же предупредит их, как не те, кто сами прошли через ужасное? Рассказывайте всем, высказывайте свое однозначное отношение к этому греху, если выпадет случай, зайдет разговор об этом - попутчикам в маршрутке, соседке в очереди, коллеге в офисе.
Не о том говорите, что Вы совершили такое, а о том, что это само по себе страшное дело, и почему это так - и кто-то задумается, чья-то жизнь и чья-то совесть будут спасены.
Простите, если задела - не хочу этого, хочу, наоборот, поддержать!
Читатель 2 августа 2011, 13:11
Вот еще 2 беседы с архимандритом Ефремом:

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51850

http://orthodox-newspaper.ru/events/at18078
Эхмалотос29 июля 2011, 20:29
Дорогие Таня и Елена!

Сокрушение ваше да не перейдёт в отчаяние. Господь сказал, что верующему всё возможно. Не бойтесь, только верьте, что Господь своей кровью искупил и примирил вас и ваших детей. Скорбь и есть подтверждение этой веры и надежды. Участники Христовой смерти и воскресения, славные и всехвальные мученики, своей кровью засвидетельствовавшие это даже до последнего времени, " растесанные" Христа ради, говорили и не лгали, что Господь даст им новые тела, не только восстановленные после мучений, но и прославленные Богом. Верим, что всё новое и совершенное будет и у тех, которые не дожили до своего рождения и крещены кровью, подобно мученикам, но в утробах матерей, и которые любят во Христе своих родителей и ждут с ними встречи. А пока наше дело свидетельствовать о Христе, который есть путь, истина и жизнь. Это также значит говорить, что всякий делающий,способствующий, оправдывающий аборт и не раскаявшийся в этом - пожнёт воскресение не в жизнь, но в смерть, которую он посеял на земле.
Дохтр29 июля 2011, 00:49
Господи !прости нас всех грешных!!!....
Елена28 июля 2011, 20:38
Нас, Танечка, таких - миллионы... будем каждый день молиться на коленях, с земными поклонами, со слезами, с сокрушением сердечным - да помилует нас Господь Всещедрый, и да просветит Светом Христовым чад наших нерожденных...
Татиана28 июля 2011, 15:18
А что делать таким,как я?Молодость прошла в самой середине безбожной совдепии.Кто нас просвещал?Я покрестилась в зрелом возрасте.А теперь со всех сторон:аборт-убийство!Я эпитимию прошла,но все равно ужас содеянного,страх перед будущим судом,непроходящая жалость к тем,неродившимся-все это не дает покоя душе.Как жить с этим,как умирать с этим?Чувствую себя жертвой бездушной мясорубки.Если бы и нам в свое время ХОТЬ КТО-НИБУДЬ сказал,что это НЕЛЬЗЯ!Простите,люди добрые.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×