Православная Бретань

Мы, отважные бретонцы, любим нашу родину,
эту Арморику, которая всегда побеждает.
Ради нее наши предки пролили кровь,
чтобы противостоять варварству.

Первые строки национального гимна Бретани

За несколько десятилетий я провел в Бретани в общей сложности более года и весьма ее ценю. Она очень похожа на Уэльс и Корнуолл. По словам одного моего знакомого валлийца, он, разговаривая с бретонцем, хотя и с большим трудом, но все же понимает его – точно так же француз может разобрать то, что ему говорит итальянец. Бретань – первая кельтская колония – стала таковой в эпоху святых. Со временем страну, в которую приехали кельтские поселенцы, Бретань, стали называть Малой Британией (Lesser Britain), а страну, из которой эти поселенцы приехали, Британию, стали называть Большой Британией (Great Britain).

Церковь св. Дифрига в Уитчерче, Херефордшир
Церковь св. Дифрига в Уитчерче, Херефордшир
Почему же имело место это переселение кельтов на полуостров, ранее известный как Арморика? Некоторые исследователи считают, что причиной этому, с одной стороны, послужил приход англов на восток Британии, а с другой – приход ирландцев на запад страны, имевший место еще раньше. Таким образом, притесняемые с обеих сторон, бритты из района, сегодня называемого Уэльсом, двинулись на юг. Однако нам думается, что есть более весомая причина.

Переселение в Бретань

Дело в том, что с 410 года Британия перестала находиться под властью Римской империи, и населявшие этот остров бритты остались незащищенными. Заметим, что валлийцы всегда называли и до сих пор называют себя «кимри», что означает «соотечественники». Название «валлийцы» (иначе говоря, уэльсцы), то есть «иностранцы», было им дано англами. Итак, переселение бриттов из Уэльса через «море Северна» в Корнуолл (буквально означает «Уэльс на роговидном полуострове»), а оттуда – в Арморику и, частично, в Галисию на северо-западе нынешней Испании началась около 450 года и продолжалась, по меньшей мере, два столетия. Иными словами, переселение началось задолго до того, как бриттов стали притеснять англы, пришедшие с севера континентальной Европы. Об этом переселении свидетельствуют история, язык и многие географические названия Бретани. Британские поселенцы обосновывались в покрытых густыми лесами районах полуострова Арморика вместе со своими правителями и святыми подвижниками. Именами этих святых были названы многие населенные пункты западной половины полуострова Арморика от Сен-Брие до Ванна, которая стала полностью говорящей по-бриттски (по-бретонски), в отличие от восточной половины, где бретонский язык практически не употреблялся. Под кельтским влиянием северные прибрежные районы Арморики к западу от Сен-Брие были названы Домнонией (по названию английского кельтского королевства Думнония – ныне графство Девон), а юго-западное побережье вокруг города Кемпер было названо Корнуай (по названию английского кельтского района Корнуолл – ныне графство Корнуолл).

Береговая линия Бретани извилиста, а возле побережья много маленьких островов. До этих островков, полуостровков и узких заливчиков легко добирались первые поселенцы эпохи святых. Они сначала селились на прибрежных островках или на самом берегу – так же поступали и многочисленные отшельники, о чем свидетельствуют стоящие по сей день освященные в их честь часовни, – и лишь потом продвигались дальше вглубь полуострова.

Большая часть бриттов из юго-восточного Уэльса и восточного Корнуолла селилась на северном побережье Арморики, а уроженцы юго-западного Уэльса и западного Корнуолла – в основном на южном побережье. Мы знаем об этом по тому, что многие населенные пункты северного побережья Бретани названы в честь святых, воспитывавшихся в великом монастыре преподобного Иллтида († нач. VI в.; память 6/19 ноября) Лланилтуд-Фор[1], в Гламоргане, на юге Уэльса. Я имею в виду таких святых, как святитель Самсон Дольский († 565; память 28 июля / 10 августа), преподобный Гильда Премудрый с полуострова Рюи († ок. 570; память 29 января / 11 февраля) и святитель Павлин (также Павел Аврелиан; † кон. VI в.; память 12/25 марта). Другие уэльские (а также ирландские) подвижники селились на прибрежных островах, таких как, например, остров Бреа, недалеко от города Сен-Мало. К таким святым относится, например, святой Мавес (также Маудез; V в. (?); память 18 ноября / 1 декабря). Иные селились и на севере – они в основном были потомками святого короля Уэльского Брихана из Брекнока († ок. 500 (?); память 6/19 апреля).

Святой Самсон

Святой Самсон Дольский
Святой Самсон Дольский
Святой Самсон сыграл самую важную роль в установлении Церкви британских поселенцев в Бретани. В отличие от житий многих других кельтских святых того времени, житие святого Самсона, пространное и весьма подробное, было написано через небольшой срок после его преставления – примерно в 625 году. Святой Самсон, носивший, подобно покровителю Уэльса святителю Давиду Меневийскому (ок. 500 – ок. 589 или 601; память 1/14 марта), ветхозаветное имя, родился на юго-востоке Уэльса около 490 года. Он обучался в основанном преподобным Иллтидом монастыре Лланилтуд-Фор, где и был рукоположен в священнический сан святителем Дубрицием Уэльским (также Дифриг; † ок. 550; память 14/27 ноября)[2]. Потом Самсон игуменствовал в монастыре Пиро на монашеском острове Кэлди уэльского района Дайфед (ныне графство Пемброкшир). По прошествии некоторого времени подвижник посетил Ирландию, а возвратившись в Британию, уединился на берегу реки Северн. Позже в Лланилтуд-Фор в Уэльсе его рукоположили во епископа. Уже в епископском сане святой Самсон отправился в Бретань. Его путь в Бретань пролегал через Корнуолл, который он пересек с севера на юг: от Пэдстоу до Фалмута. В Корнуолле святитель Самсон проповедовал, а еще он превратил один языческий кельтский «стоячий камень» в христианский крест. Вероятно, по пути в Бретань подвижник посетил и Нормандские острова в проливе Ла-Манш, где церковь на острове Гернси по сей день освящена в его честь – хотя, возможно, святой Самсон совершил поездку на Нормандские острова из Бретани. Поселившись в Бретани, святитель основал свой самый знаменитый монастырь – в Доле, а также построил несколько других обителей и церквей. Из Бретани святитель Самсон направился к франкскому королю Хильдеберту I (правил с 511 по 558 г.) в Париж и подписал постановления проходивших там церковных соборов. По тому, сколь много церквей освящено во имя святого Самсона, видно, какое большое влияние имел этот святитель в Бретани и далеко за ее пределами. Исключение составляют разве что местности на самом западе Бретани, особенно на земле нынешнего департамента Финистер (переводится как «Край земли»).

Святой Самсон был весьма искусным дипломатом; в делах политики святителю помогал его близкий родственник диакон святой Меен (также Меван; † 617; память 21 июня / 4 июля), основатель монастыря Гаэль – в его честь назван город Сен-Меан-лё-Гран в центральной Бретани. Учрежденные святыми Самсоном и Мееном монастыри располагались в лесах центральной Бретани – показатель того, что проповедь Евангелия шла не только в прибрежных районах, но свет Христов распространялся и вглубь страны.

Святой Меен был родом из исторического района Арченфилд, находившегося на границе между нынешними Уэльсом и Англией и включавшего в себя земли современных графств Поуис и Херефордшир. Арченфилд был родиной и святого Дубриция. Многие другие святые, выходцы из этого района, также переехали в Бретань.

Святой Гильда Премудрый

Говоря о святых Бретани, нельзя не рассказать о святом Гильде (также Гильдас; ок. 500 – ок. 570). Он автор уникального памятника «О разорении Британии» («De еxcidio Britanniae»), написанного около 540 года в стилистике проповедей ветхозаветных пророков, в котором святой обличает пять бриттских правителей, его современников, в нечестивой жизни. Житие преподобного Гильды было составлено в начале IX века. Согласно житию, Гильда родился недалеко от нынешнего города Глазго, на берегу реки Клайд, на юго-востоке Шотландии. Святому пришлось покинуть Шотландию после того, как его родина была завоевана язычниками ирландцами и пиктами (кельтским племенем, жившим на севере Шотландии, но в то время устремившимся на юг). Гильда направился в Уэльс, где стал монахом в обители Лланилтуд-Фор. Потом святой переехал в Бретань и некоторое время подвизался на острове Уат, затем перебрался на побережье Бретани, где основал свой главный монастырь на маленьком полуострове Рюи, рядом с Ванном, в юго-восточной части этой области. Остров Уат оставался местом подвижнической жизни преподобного Гильды до конца его дней – на этом острове, скорее всего, он и преставился. Хотя ни одна церковь в Уэльсе не освящена во имя святого Гильды, но немало приходов в этой стране посвящены многочисленным членам его семейства: братьям, сестрам, сыновьям и внукам, не говорим уж о его деде – короле Думнонии святом Герайнте († 508 (?); память 10/23 августа) и дяде – святом отшельнике Соломоне (Селеване; VI в.; память 25 июня / 8 июля). По тому, в каких местностях располагаются все эти церкви, можно сделать следующее заключение: члены большой семьи святого Гильды перебирались из южного Уэльса через восточный Корнуолл в Бретань, используя, где это возможно, местные реки.

Святой Павлин

Святой Павел Аврелиан
Святой Павел Аврелиан
Святитель Павлин более известен под своим двойным римским именем – Павел Аврелиан. По всей видимости, этот святой переехал из западного Уэльса через западный Корнуолл в северо-западную Бретань – тут несколько церквей и часовен освящены в его честь, а также кафедральный собор в городе Сен-Поль-де-Леон. Сохранилось относительно раннее житие святого Павла Аврелиана, датирующееся примерно 880 годом. Оно состоит из двух частей: в первой рассказывается о ранних годах жизни подвижника, проведенных на юге Уэльса, близ Ллануртула на реке Тауи, а во второй – о его жизни в Бретани. Около 525 года он вместе с 12 священниками перебрался из уэльсского местечка Лланддеусант в Корнуолл, а оттуда – в Бретань. Город Сен-Поль-де-Леон стоит на берегу моря, севернее города Брест, рядом с проливом Ла-Манш, напротив южного побережья Корнуолла, где находится приход во имя святого Павла, и, скорее всего, является местом высадки этого святого. Но житие повествует, что святой Павел Аврелиан сначала высадился на островке Уэссан недалеко от западного побережья нынешнего департамента Финистер. Интересно, что богатые предания о святом Павле Аврелиане связаны с еще одним островом рядом с побережьем Бретани – островом Бац. Вполне возможно, что святой Павел Аврелиан сначала высадился на одном из этих двух островков (подобно тому, как преподобный Гильда сначала высадился на острове Уат), учредил там монастырь и лишь затем двинулся далее вглубь материка, где основал свою знаменитую обитель в Леоне – ныне это город Сен-Поль-де-Леон. Святитель преставился на острове Бац в 594 году.

Святой Мавес (Маудез)

В написанном в XI веке житии святого Мавеса говорится, что он будто бы родился в Ирландии, но вряд ли так было в действительности. Согласно житию, святой удалился на остров Модез («остров Мавеса»), что в составе архипелага Бреа, в проливе Сен-Брие. По всей видимости, здесь святой Мавес, вместе со святыми Будоком[3], Туди[4] и, возможно, другими подвижниками, основал монастырь. Более 60 существующих церквей, освященных во имя святого Мавеса, свидетельствуют о некогда имевшем место огромном влиянии острова Модез как духовного центра. Почитание этого святого было распространено по всей западной и северной Франции. Позднее житие святого Мавеса не очень достоверно; форма его имени «Маудез» является чисто валлийской и уж точно не ирландской. Существует освященная во имя святого Мавеса часовня на юго-западе Уэльсского района Дайфед, а освященная в его честь церковь в Корнуолле расположена рядом с церковью, освященной во имя святого Будока. На острове Модез тоже есть часовня во имя святого Будока, представляющая собой как бы точное зеркальное повторение церкви в Корнуолле. Интересно, что со святым Будоком связана римская вилла, восстановленная британскими поселенцами в V веке на острове Лавре, что в составе архипелага Бреа. На этом островке сохранились остатки ряда из восьми круглых келий, а также следы других келий. Немаловажно, что как план этого монастыря, относящегося к IV или V веку, так и название острова связаны с пришедшим из Сирии понятием «лавра», то есть «большой монастырь». Возможно, это был один из первых православных монастырей на Западе.

Святой Винвало (Гвеноле)

Святой Винвало (память 3/16 марта) жил в конце V – первой половине VI века. Он принадлежал ко второму поколению британских поселенцев в Бретани. Святой родился недалеко от залива Сен-Брие и впоследствии стал учеником святого Будока на острове Лавре. Житие святого Винвало, составленное в начале IX столетия, повествует о том, что позднее он вел отшельническую жизнь на одном из соседних островков под названием Тибиди. Преподобный Винвало жил жизнью аскета, ежедневно прочитывал всю Псалтирь, воздевая руки, носил одежду из грубой козьей шерсти. Со временем подвижник основал монастырь Ландевеннек («церковь Винвало») на западном побережье Финистера и стал его настоятелем. Этот монастырь приобрел огромную известность. Интересно, что почитание святого Винвало распространилось из Бретани в юго-западный Корнуолл и южный Уэльс, а затем в северную Францию и южную Англию. Этот замечательный случай показывает, как почитание святого из второго поколения британских переселенцев «вернулось» на родину их предков.

Почитание святых в Бретани сегодня

Бретонцы любят паломничества, именуя их словом «pardons». Самый известный паломнический маршрут по Бретани, бывший популярным в былые золотые времена, называется «Tro-Breiz», то есть «тур по Бретани». Этот паломнический маршрут, возрождаемый в наши дни, назван так потому, что он проходит по тем районам Бретани, где бретонский был некогда первым основным языком. Маршрут включает в себя главные места, связанные с семью епископами и монахами, традиционно считающимися основателями Бретонской Церкви. Это следующие семь святых и семь городов, являющихся центрами их почитания.

Сен-Брие. Связан со святым Бриоком (память 1/14 мая). Этот святой родился, возможно, в самом начале VI века в Уэльском районе Кардиган. Он переехал в Бретань через Корнуолл (где населенный пункт Сент-Бреок назван в его честь) и основал на севере монастырь Сен-Брие. Став игуменом этого монастыря, святой Бриок заботился примерно о 20 монахах.

Реликварий святого Мало
Реликварий святого Мало
Сен-Мало. Связан со святым Мало (также Маклоу, Махут; память 15/28 ноября). Будущий святой родился на праздник Воскресения Христова в Уэльсе в VI веке. Почитается как апостол Бретани. Его почитают, прежде всего, в большом городе Сен-Мало[5] на северо-восточном побережье Бретани. Святой Мало преставился между 620 и 650 годами, а дошедшее до нас его житие было составлено в IX веке.

Доль. Связан со святым Самсоном, о котором мы уже рассказали.

Ванн. Связан со святым Патерном (память 15/28 апреля). Патерн жил в V веке и был не бриттом из Уэльса, а галло-римлянином. Стал епископом Ваннским в Бретани; преставился ранее 500 года.

Кемпер. Связан со святым Корентином (память 12/25 декабря). Святой Корентин сначала был отшельником, а затем стал первым епископом Корнуайским в Бретани. Центр его епархии находился в городе Кемпер на юго-западе Финистера. Святой Корентин преставился в 460 или 480 году. Совершенно точно родиной святого был Уэльс.

Сен-Поль-де-Леон. Связан со святым Павлином, о котором мы уже рассказали.

Святой Тудвал
Святой Тудвал
Трегье. Связан со святым Тудвалом (Тюгдюаль; † ок. 564; память 30 ноября / 13 декабря). Этот святой приходился племянником святому Бриоку. Родился в Уэльсе и около 532 года переехал в Бретань, где вместе с многими последователями, среди которых были монахи и одна очень большая семья, обосновался в районе города Леон на севере области. Святой основал в Леоне монастырь Лан-Пабу («церковь Тудвала»), где был наставником 72 учеников. В 542 году святой Тудвал стал епископом в городе Трегье, где кафедральный собор освящен в его честь по сей день и где пребывают его мощи. Святителя до сих пор почитают как чудотворца и целителя. Память о святом Тудвале сохраняется и в Уэльсе, особенно в окрестностях Кардиганского залива: так, его именем назван остров – остров святого Тудвала – и три населенных пункта на полуострове Ллейн.

***

Сегодня на бретонском как на своем национальном языке говорят лишь примерно 40 тысяч бретонцев, живущих на самом западе Финистера. Многие из них уже престарелого возраста. Будучи частью Франции, Бретань сейчас сталкивается со всеми обычными проблемами секулярной западноевропейской страны. Чтобы их преодолеть и «противостоять варварству», Бретани необходимо хранить частичку своей древней национальной идентичности – сохранять святую память о подвижниках – в этом ее единственная надежда.

Все святые Бретани, молите Бога о Бретонской земле и о всех нас!

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

19 декабря 2011 г.

[1] Знаменитый монастырь Ллантвит-Фор (Лланилтуд-Фор), или Ллантвит-Мейор («Большой монастырь Илтута»), был основан святым Иллтидом на берегу моря в Гламоргане во второй половине V в. В нем обучалось большинство святых Уэльса того периода. Святой Иллтид стал первым игуменом этого монастыря и управлял им на протяжении многих лет. В нем, по преданию, одновременно подвизались сотни монахов, а один древний источник свидетельствует, что при святом Иллтиде в Ллантвите жило сразу 3000 насельников. Монашеская жизнь в монастыре процветала до норманнского завоевания. Основанная святым Иллтидом знаменитая монастырская школа в Ллантвите отличалась тем, что давала действительно прекрасное образование: в ней преподавали латынь, греческий язык, богословие, философию, риторику и математику. Некоторые исследователи считают, что эта уникальная школа святого Иллтида в Ллантвите была устроена так основательно, что по праву может быть названа первым монастырским университетом в стране. Сегодня место, где подвизался святой Иллтид, называется Ллантвит-Мэйджор (графство Вейл-оф-Гламорган). Здесь сохранилась относящаяся к XIII в. церковь во имя святого Иллтида. Это одна из древнейших и наиболее исторически значимых церквей в Уэльсе. В ней сохранилось много древней настенной живописи и весьма древних каменных скульптур, в том числе святых и королей. Церковь стоит точно на месте бывшей обители святого Иллтида. От других построек древнего монастыря святого Иллтида сохранился лишь сторожевой домик. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] Святой Дубриций, или Дифриг, почитается как один из главных отцов уэльского монашества и величайших миссионеров, подвижников и епископов за всю историю этой страны. Он трудился в основном в исторической области Гвент в Уэльсе и в местности, ныне занимаемой английским графством Херефордшир; здесь он построил множество монастырей и церквей, основал школу и семинарию. В основанных святым Дубрицием обителях одновременно подвизалось 2000 насельников. Большинство связанных с этим святым монастырей находились в долине реки Уай и в исторической области Арченфилд, территориально совпадавшей с западным и южным Херефордширом (в древности область Арченфилд была частью уэльского королевства под названием Эргинг). Сегодня святого Дубриция особенно почитают на святом острове Бардси в Уэльсе, где он вел отшельническую жизнь, в городе Лландафф, где его мощи долгое время пребывали в кафедральном соборе и где, возможно, сохранилась его рака, и в ряде населенных пунктов западной Англии и Уэльса, где сохранились очень древние церкви и источники, тесно связанные со святителем. К таким местам относятся: деревня Хентлэнд в Херефордшире, рядом с городом Росс-он-Уай, где местная очень древняя монастырская церковь освящена во имя святого Дубриция и до сих пор является местом паломничества – рядом с церковью сохранились святой источник и древний крест; деревня Моккас в Херефордшире, где сохранилась старинная церковь архангела Михаила на месте монастыря святого Дубриция; деревня Уитчерч («Белая церковь») в Херефордшире, где сохранилась древняя церковь святого Дубриция на месте построенной им обители; деревня Мэдли в Херефордшире – родина святого, где сохранилась норманнская церковь во имя Божией Матери на месте построенной им обители; деревня Бэллингхэм того же графства, где есть саксонская церковь святого Дубриция; деревня Хэмниш-Клиффорд того же графства, где маленькая красивая церковь посвящена святому Дифригу и всем святым; деревня Сент-Деверё того же графства – святой Дубриций является покровителем этой деревни и местного прихода; деревушка Гвенддур уэльского графства Поуис, где на месте основанного святым Дубрицием значимого монастыря сохранилась церковь; деревня Порлок графства Сомерсет, где норманнская церковь посвящена этому святому, и другие места.

[3] По разным версиям его жития, святой Будок (память 9/22 декабря) жил в V, VI или в начале VII в. Скорее всего, он родился в Бретани, а воспитывался в Ирландии, где позднее стал игуменом. Возвратившись в Бретань, святой Будок стал подвизаться на острове Лавре вместе со святым Винвало, а позднее стал преемником святых Самсона и Маглория на епископской кафедре г. Доль, которую занимал в течение 26 лет. Главным центром почитания святого Будока в Бретани является населенный пункт Плуре, где до сих пор почивают его мощи. По преданию, святой Будок посещал Девон в Англии и основал церковь на месте нынешнего города Плимут. Местечко Сент-Будо в Девоне, а также населенные пункты Будок и Будок-Вин в Корнуолле названы в честь этого святого. Святителя Будока также почитают в Пемброкшире в Уэльсе. Одна церковь в Оксфорде была освящена в его честь, а в бывшем ирландском графстве Тирон ему был посвящен монастырь.

[4] Святой Туди (VI в.; память 11/24 мая) был учеником святого Бриока в Бретани. Сначала он вел отшельническую жизнь, а затем стал настоятелем одного монастыря близ Ландевеннека. Святой Туди был миссионером и основал в Бретани ряд монастырей. Немало населенных пунктов как на севере, так и на юге Бретани носят имя святого Туди, который также является покровителем местных приходов. Среди мест, тесно связанных с этим подвижником, упомянем Иль-Туди около устья реки Оде департамента Финистер в Бретани, который, вероятно, был одним из центров служения святого и его учеников. Одна деревня и приход в Корнуолле носят имя святого Туди в память о том, что подвижник трудился и на Корнуоллской земле.

[5] Город Сен-Мало во времена святого Мало назывался Алет. В этом городе святой Мало основал монастырь, он стал и первым епископом данной области. В X в. мощи святого Мало были перенесены в Париж. Часть его мощей, вероятно, находилась в английском городе Бат. Святого Мало почитали по всей Бретани, во Франции и во многих частях Англии.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Nina Goncharova Simonsen21 декабря 2011, 21:09
Sapsi Gospodi otza Andreya za ocherednuyu interesnuyu stat'yu!
Виктор21 декабря 2011, 21:05
Спасибо за очередную интересную статью этого автора. Всегда с удовольствием читаю его материалы о дораскольных святых.
Ирина19 декабря 2011, 14:34
Спаси, Господи, за очередную замечательную статью о древней святости в западной Европе! Поистине, дивен Бог во святых своих! Все святые Бретани, молите Бога о нас!
Ирина АС19 декабря 2011, 14:22
Очень понравилась статья. Необходимо еще больше материалов о родной для нас всех православной церкви в европейских странах. Информации об этом крайне мало. Отдельное спасибо автору за интересно поданый материал и переводчику за отличный перевод.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×