Христианская математика?

Который раз читаю суровые слова: «Христианской философии нет и быть не может»? Почему не может? Отвечают: если у христианина философские работы получаются самостоятельными и общезначимыми, то его религиозная вера не имеет значения, он перерос рамки конфессионального подхода к научным проблемам. Дальше следуют заявления: «Христианская философия – такой же абсурд, как христианская математика». Предположим, у христианина получилась стоящая работа по математике. Тогда его математические выкладки общечеловеческие, а никакие не христианские. Вот и с философией, пишут, похожая история – все просто.

Не все так просто, господа.

Откроем славные страницы русской философии, заглянем в тексты Василия Зеньковского. Этот автор работал в парижском Свято-Сергиевском богословском институте, когда в нем собрались лучшие представители отечественной мысли. Для него важно было двигаться по философскому пути и оставаться православным по образу мысли и образу жизни. Протоиерей Василий Зеньковский понимал, что в условиях XX века это сложно совмещать. Христианскую веру и философскую мысль многие стали считать вещами несовместными.

Зеньковский все это знал. И все-таки пытался выйти на путь христианской философии. Вообще он понимал философию именно как религиозно значимое творчество. Зеньковский на конкретных примерах показал, что даже у атеистически настроенных русских философов воззрения обнаруживают скрытую, но сильную религиозность. Русские философы-атеисты в XIX в. не только разрабатывали систему научного мировоззрения, но считали свою философию служением человеку в самом высоком смысле. В том смысле, в каком верующие говорят о служении Богу. Эти философы, безусловно, чуждались служения Богу, отрицали «религию потустороннего Бога» и вместо нее выдвигали – «религию посюстороннего бога», то есть человечества, Человека с большой буквы. Они провозглашали человека абсолютной ценностью, хотели человека просветить и привести в состояние совершенства, обожествить. Подобный путь совершенствования человеческой природы и составляет сердцевину философствования «квазирелигиозных антирелигиозников».

Протоиерей Василий Зеньковский замечает, что русские философские труды обнаруживают сходство с религиозной практикой познания себя и преобразования себя. Зеньковский вывел наружу неистребимое, фундаментальное желание человека служить чему-то более высокому, чем он сам, реализовывать себя в этом служении. Даже у мыслителей, далеких от христианства, он обнаружил связь философских задач с религиозными поисками и открытиями. Важное наблюдение! Но Зеньковский пошел значительно дальше него.

Он готовил книгу «Основы христианской философии». Опыт христианской философии был задуман в трёх томах. Первый том посвящался проблемам познания, второй – метафизике. Третий том по антропологии. Зеньковский пришел к выводу, что «метафизика человека» должна занимать первенствующее положение в философии. Он разглядел в философии путь духовных упражнений, а не одни кабинетно-библиотечные занятия. Этот его антропологический подход к философствованию весьма актуален в наши дни.

Поразительно, что аналогичный подход можно найти еще в античности. Философию древние греки понимали как любовь к мудрости, которая делает глупо живущего человека – мудрецом. Таким образом, человек, философствуя, проходит три стадии в своём духовном развитии: 1. глупец, 2. философ, 3. мудрец. Античные мыслители от философских занятий ожидали обуздания страстей, одухотворения, приобщения к высшей божественной мудрости.

К сожалению, третий, самый интересный, том «Христианской философии» отца Василия Зеньковского не успел появиться на свет. Стоит ли по этому поводу безутешно проливать слезы? Жаль, конечно... Однако задолго до рождения Зеньковского – была христианская философия. И состоялась она как метод духовных упражнений отцов-пустынников, исихастов. Когда? Еще во времена поздней античности и средневековья.

* * *

Свой опыт христианской жизни исихасты понимали как философию. Некоторые видные светские исследователи наших дней тоже признают справедливость философского прочтения исихастских текстов. Впрочем, оговариваются: философия в текстах христиан – это всегда философия из вторых рук, это лишь результат переработки античной философии: неоплатонической, стоической и т. д. Все ценные мысли в философии христиане, дескать, заимствовали у нехристиан. Этот «постхристианский» вывод подкрепляется цитатами из аввы Евагрия Понтийского, преподобного Иоанна Кассиана. Что можно сказать по этому поводу?

Не все так просто, господа.

Действительно, исихасты, как и дохристианские философы, искали путь к мудрости, к совершенству. Это долгий путь борьбы со страстями, а цель его – мудрое бесстрастие. Философский путь к бесстрастию мы можем найти у римских стоиков, однако у исихастов он отличается принципиальным своеобразием.

Сразу бросается в глаза то, что исихасты понимают страсти как грехи перед Богом и людьми. И, соответственно, борьба со страстями – это борьба с грехом. На исихастском пути ум человеческий поэтапно меняется. Этапы изменения ума у исихастов не совпадают с тем переустройством ума, о котором мы наслышаны из античной философии.

Исихасты начинают с перемены ума (греч. метаниа), с обращения и покаяния. И эта перемена ума, очищение ума от страстей сильно отличается от обращения и философского удивления, которое мы находим на страницах древнегреческих философских книг. Кающийся ум исихаста устремляется к Богу с молитвой, и следующие стадии исихастского пути удобно различать как стадии развития молитвенный действий ума (энергий ума). Покаянная молитва из устной молитвы становится молитвой умной. Здесь пока все понятно: ум укрепляется, ему больше не нужно опираться на действия речевого аппарата, чтобы совершать молитву. Здесь понятно. А дальше совершается чудо, появляется умно-сердечная молитва. Такое понятие, как сердце, было неизвестно античной философии, ни о каком «сведении ума в сердце» дохристианская античность понятия не имела. Следующие стадии преобразования ума и сердца – исихастская непрестанная молитва, благодатная молитва, бесстрастие. Вот оно, аскетическое совершенство! Путь от обращения к мудрому бесстрастию у исихастов свой, не похожий на путь стоиков. И отметим, наконец, исихасты переживали опыт выше бесстрастного совершенства – созерцание нетварного фаворского Света.

Вот, коротко говоря, основные стадии христианской философии исихастов. Человек проходит в своём духовном развитии разные стадии: 1. греховное безумие, 2. умно-сердечная молитва, 3. бесстрастная мудрость. И есть еще недостижимая человеческими усилиями высота обожения, этот мистический опыт испытывали немногие подвижники: 4. созерцание нетварного Света.

Разве исихастская философия представляет собой плохонькую переработку античной философской традиции? Нет. Для исихаста на первом месте служение Богу и ближнему. Духовные упражнения исихаста меняют его, Бог преображает исихаста, дает ему совершенство и дает мудрость – осмыслить свой религиозный опыт и рассказать о нем. Исихастская философия основывается на опыте христианской аскезы и мистики, для выражения этого опыта она создает новые понятия («помысел», например) и привлекает античные философские понятия, творчески перерабатывая их.

* * *

Уже авва Евагрий в IV веке понимал исихастскую жизнь как философию. В XIV веке святитель Григорий Палама для объяснения опыта афонских исихастов (созерцания нетварного Света) употреблял понятие энергии, взятое у Аристотеля. Правда, он был вынужден скорректировать смысловое поле данного философского понятия для того, чтобы объяснить опыт исихастов во всей его нетривиальности. Опыт мистического восприятия исихастами нетварных энергий специфичен и принципиально отличается от всего того, что мы можем найти у Аристотеля.

В XVIII столетии святитель Макарий Коринфский и преподобный Никодим Святогорец издали знаменитый сборник исихастских текстов. И слово «философия» они поставили в заглавие сборника! Прочитаю заглавие по-славянски: «Добротолюбие, или словеса... собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным по деянию, и умозрению любомудрием (греч. философиас) ум очищается, просвещается и совершен бывает». Оба составителя греческого «Добротолюбия» были блестяще образованными людьми и прекрасно знали, что такое философия. Были в состоянии отличить исихастскую философию от работ Декарта, Лейбница и от античной философии.

Так что с вопросом о христианской философии?

Для философов XXI столетия исихастская традиция представляет ценный опыт преобразования человеческих энергий и самопознания. И этот опыт находит совершенно неожиданные точки практического приложения: антропология исихастов позволяет анализировать существование человека на границе с виртуальностью. Не стоит объяснять, насколько это важно сейчас.

Для православных христиан исихастская философия также может много дать. И в качестве пищи для ума, и в качестве школы духовной жизни, знакомство с которой полезно монахам и мирянам.

Исследования церковных и светских ученых за последние полвека убедительно показали, что исихастская христианская философия не является блёклой копией и досадным искажением дохристианской античной мысли. Отнюдь, она обладает собственным мощным философским потенциалом, она общезначима и актуальна. Интересна не только для исихастов или только для православных христиан. Она представляет интерес для всех, кому небезразлична судьба человека, его вековечное стремление к совершенству.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна18 января 2013, 00:35
Что это за история?:
Ещё в 1901 году академик Марков резко протестовал против решения Синода об отлучении Льва Толстого. 12 февраля 1912 года А. А. Марков направил в Святейший синод Русской православной церкви письмо, в котором просил отлучить его от церкви.
И как РПЦ смотрит на нее сейчас? Спаси Бог.
илия14 декабря 2012, 09:52
Андрею Михайловичу: два раза прогонял текст статьи, неужели сразу не увидел демонический призыв о САМОвоспитании или САМОсовершенствовании? Славо Богу, в авторской статье этого НЕТ! Философия — любомудрие, то, от чего нас отучали 80 лет, всеми силами превращая в серую безмозглую биомассу. В 60-ые годы по приказу КПСС «краткий курс КПСС» превратился в,с отчекрыженными «по-ленински» выступающими руками, ногами и головой, «философию». Но, по факту: «мораль» и «кодекс чести» - «своя философия» присутствует у всех сообществ: от бытовых садомистов до коррумпированных чинуш. И сейчас разговор не о морали, разговор о нравственности! Христианское любомудрие (философия, в переводе на греческий язык) призывает нас вверять себя Христу и опираться на опыт Святых Отцов в деле научения Богомудрию! А наука, основная цель которой, научать и научить человека, как активного члена общества, УМЕНИЮ объективного ВОСПРИЯТИЯ окружающего мира И ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛАНИЯ — она или есть или её нет. Почему? Потому, что наука — это естественная форма общественной деятельности человека. А никак не над-естественная.
Андрей Михайлович 2 декабря 2012, 21:59
Да, и математика тоже христианская. И философия, даже очень хорошая и методологически выверенная, действительно как предмет не может быть христианским, так как ты и сам пишешь - ищет пути САМОсовершенствования или научения от человеков.
У нас другое учение.
Андрей Михайлович 2 декабря 2012, 21:55
Доброго дня тебе, брат Павел!

Читаю и пытаюсь понять: когда рука твоя это писала - спасалась ли душа? Если не спасалась - тогда ты совсем не туда пошел, брат мой родной!

Мне показалось, что в порыве горячечном, ты, как разгоряченный боец, как тебе кажется, поражаешь врага, а в это время копье, брошенное в тебя другим противником от твоего виска уже в сантиметре.

Прости меня, родной!
Илия11 июля 2012, 04:52
«...Как из христианина математик». Довольно таки странное изречение, если не больше: глупое и дурацкое (рус.).. В современном мире существует такой факт: русские говорят на русском языке, англичане — на английском, французы — на французском. Мировая наука говорит на математическом языке. Математика — язык мировой науки. Математика — это язык науки, на котором передаётся мировой человеческий опыт. Почему это вдруг христианин не может разговаривать на языке науки? Если кому-то не известны история современной науки, имена учёных, именем которых во всём мире названы физические единицы измерений, убеждения, взгляды на мир и вероисповедание этих учёных, то пусть просто возьмут в руки калькулятор. Нажмите единицу. Вы во всей своей полноте один и, на цифровом экране — единица! А теперь, следуя за лозунгами «мы все будем, как паровоз!..» умножьте на КПД паровоза (3%). «...Как дизель!» - на КПД дизеля (35%). «...Как ядерный реактор!» - на КПД ядерной электростанции(32%). И так далее... И так подряд со всеми лозунгами, призывающими Вас стать «как-будто что-то огромное, толстое и неудобоваримое». Посмотрите на экран калькулятора, какая часть осталась от Вас и Вашей единицы в результате создания кумиров и Вашего личного подстраивания под этот маразм.
диакон Павел 5 июля 2012, 00:24
Уважаемый Михаил,
энергия - это действие.
Энергии человека разнообразны - это действия ума,эмоций, телесные действия. Не только действия, приходящие к своему завершению, но и действия только начинающиеся. Нетварная энергия - это действие Бога, благодать.
С трудами исихастов А.Ф.Лосев и отец Павел Флоренский были знакомы. Эти талантливые и ученые люди работали в десятилетия, когда только начинались исследования исихастской традиции и грянули социальные катаклизмы, которые прервали нормальный ход работ. Работы десятых и двадцатых годов 20 в. интересны только для историков науки. Более актуальные работы по изучению исихазма относятся ко второй половине 20 в.
Михаил 3 июля 2012, 18:28
Отец Павел, спасибо, Храни Господь! Интересная статья. Не можете ли (пусть очень коротко),в рамках вышесказанного,дать определение,что есть "энергия" и "нетварная энергия"? Были ли знакомы с трудами отцов-исхастов А.Ф.Лосев, отец Павел (Флоренский)?
диакон Павел27 июня 2012, 12:03
Уважаемый Вадим!
Благодарю за добрые слова. Как интересно Вы сформулировали про синергийную антропологию - "философско-христианская концепция".
Я уверен, учение исихастов - это христианская философия. Концепт синергии, взятый у исихастов, С. Хоружий положил в основу синергийной антропологии. Эта синергийная антропология является перспективным научным направлением. Хоружий - православный христианин, не по факту крещения, а по образу жизни. Как определить синергийную антропологию?
Пожалуй, как результат взаимодействия современной философии (с ее феноменологическим методом)и православного богословия (триадологии, богословия нетварных энергий), а также психологии, социологии...
Вообще-то такая междисциплинарность в области антропологических исследований напрашивалась уже давно. А теперь и подавно - поскольку вся номенклатура гуманитарных дисциплин подлежит пересмотру. Важно, чтобы пересмотр не был разрушительной деконструкцией, иначе получится опять: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." А затем пожалеем о разрушениях. Вот чтобы не пожалеть, я и присматриваюсь внимательно к "философско-христианским концепциям", как Вы это называете.
Вадим Павлов27 июня 2012, 00:18
Спасибо, отец Павел!
Вероятно, сегодня одной из наиболее перспективных философско-христианских концепций является синергийная антропология С.С. Хоружего, в которой и Вы, как мы знаем, интенсивно трудитесь. Всех благ и спасибо за Ваши тексты на сайте.
Ирина Политова26 июня 2012, 05:34
Спасибо за статью.Сегодня получаю диплом религиоведа.Моя дипломная работа называется "Концепция духовного роста личности в православной антропологии".
Oleg25 июня 2012, 15:57
здорово!
искренне благодарю за статью!
вот бы еще и о математике такую статью почитать - например, о теории фракталов
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×