Православие на острове Мэн

С вершины самой высокой точки острова Мэн – горы Снэфелль (в переводе с норвежского – «Снежная гора») – открывается уникальный вид на все четыре страны Британских островов: Ирландию, Англию, Шотландию и Уэльс. А если посмотреть на карту, то, к удивлению своему, обнаруживаешь, что остров Мэн оказывается в самом центре воображаемого креста, проведенного через Британию и Ирландию. Так что влияний как с севера и запада, так и с юга и востока острову было не избежать. Эти влияния заметны в его истории уже с I тысячелетия – с эпохи святых.

Остров Мэн
Остров Мэн
История острова Мэн того периода необычайно богата, и тут сохранилось гораздо больше древних христианских памятников, чем на любой другой территории Британских островов, по площади сравнимой с ним. Раннехристианские кресты и надписи здесь встречаются во множестве. Не менее 12 из 17 древних приходских церквей острова Мэн (основанных не ранее XII века) освящено в честь кельтских святых, не говорим уж о посвящениях святым источников и более 200 часовен, так называемых «keeills», из которых сегодня можно легко идентифицировать 35.

Эти «keeills», каждая из которых датируется более ранним периодом, чем приходские церкви, представляют собой крошечные часовни ранних святых. Все они относятся ко времени до 1100 года, некоторые еще более ранние, но большая часть были построены между 900 и 1100 годами. Большинство этих часовенок поставлены в память ирландских, шотландских и местных монахов, обративших ко Христу норвежских поселенцев острова Мэн, хотя, возможно, многие из них строились в местах, освященных присутствием живших там кельтских подвижников более раннего времени. К тому же в период после Великой схизмы, начиная с XII столетия, и приходские церкви, как нам думается, строились на месте ранних часовен-«keeills».

Кто же первым принес православное христианство на остров Мэн?

Святой Патрик, апостол Ирландии
Святой Патрик, апостол Ирландии
Согласно преданию, первым посетившим остров Мэн миссионером был святой Патрик, апостол Ирландии († ок. 493; память 17 марта). Он, как считают, высадился в V веке на острове Сент-Патрик – маленьком островке, том самом, где теперь располагается замок Пил, у северо-западного края острова Мэн. Прежде всего, святой Патрик прогнал с острова древнего волшебника Мананнана – владыку тех мест, который мог превращаться в трехногое существо («Как бы меня ни бросили, я все равно приземлюсь на ноги»), – отсюда, вероятно, и изображение трехногого символа (трискелиона) на флаге острова Мэн.

Какую бы правду ни прикрывали все эти легенды и вне зависимости от того, кто принес православное христианство на остров Мэн – сам святой Патрик или, что более вероятно, один из его учеников, несомненно одно: это монахам из основанных им обителей принадлежит слава распространителей христианства по всему Ирландскому морю.

Эти ранние миссионеры, самый первый из которых ступил на остров Мэн около 500 года, кроме своей веры, привезли с собой и знание сельского хозяйства и других ремесел. Это помогло им завоевать доверие здешних жителей. Миссионеры строили крошечные простые часовни-«keeills», которые и становились центрами их проповеди и окормления местных общин.

Самые ранние часовни делались из дерна и веток, и потому от них не осталось и следа. Сохранившиеся развалины относятся к более позднему времени. Большинством часовен пользовались начиная с VIII и до начала XII века, когда норманны заняли остров Мэн и изменили всю его жизнь. Часовни в основном строились из необработанных или грубо обработанных камней, плит и булыжников, скрепленных смесью песка и дерна. В некоторых более поздних часовнях в качестве скрепляющего материала использовался известковый раствор и цемент, но большая часть их все же представляла собой весьма примитивные постройки.

Самые первые сооружения были окружены кладбищами с надгробными камнями – этими наиболее ранними найденными на острове христианскими надгробиями (украшенными вырезанными на них крестами). Часовни обычно ставились на естественной или искусственной возвышенности, во многих случаях бывшей местом более ранних захоронений или памятников, и часто поблизости находился источник или родник (chibbyr).

Датчане, в течение X века заселявшие остров Мэн, принесли сюда свои языческие верования и законы, но в следующем столетии эти захватчики приняли христианство. Их мифология и религиозная символика переплелись с христианским учением и иконографией, и вскоре часовни снова стали использоваться по своему исконному назначению.

Гора Снэфелль, остров Мэн. Фото: Йон Уорнхэм
Гора Снэфелль, остров Мэн. Фото: Йон Уорнхэм
Из письменных источников мы знаем о как минимум 174 таких часовнях, а всего в разных местах на острове было, как предполагают, более 200 часовен. Многие из них впоследствии были разобраны, когда, к примеру, на том же месте возводились приходские церкви: так, на месте бывших часовен были воздвигнуты церкви Керк-Могхолд (церковь в районе Могхолд) и Керк-Крайст-Малев (церковь Христа в районе Малев).

Известно, что хотя планировка часовен-«keeills» была, как правило, одинаковой, по размеру они отличались. Например, часовня Баллакринк в районе Мароун размером всего 10 х 6 футов. Но встречаются часовни и размером 23 х 13 футов (как, например, часовня Виана в Лонане), и даже размером 57 х 18 футов (часовня святого Патрика на острове святого Патрика) и 75 х 24 фута (часовня святого Триниана, то есть святого Ниниана, в Мароуне). Толщина стен варьируется от 2 футов 4 дюймов до 4 футов 8 дюймов, а с внешней стороны стены защищены насыпью из земли и камней высотой 2–5 футов и глубиной 4–10 футов.

Часовни прямоугольные в плане, разделения на неф и алтарь не имели. Дверь, узкая и еще более суживающаяся в верхней части, обычно располагалась в западной стене. Окно, как правило, одно, помещалось на высоте 2–3 футов над полом. Престол всегда был против восточной стены и достигал около 2 футов в высоту.

Святой Маугхольд и юг

Святой Маугхольд
Святой Маугхольд
Святой Маугхольд (также известный под именами Махал и Маккул)[1], один из ранних местных святых, память о котором до сих пор хранится на острове, жил в V веке. По преданию, он был епископом, отправленным на коракле (рыбачьей лодке, сплетенной из ивняка и обтянутой кожей. – Д.Л.) святителем Патриком или, возможно, одним из его учеников для проповеди Слова Божия жителям острова Мэн. Святой Маугхольд преставился около 498 (по другим сведениям – около 488) года, день его памяти – 28 декабря. На юго-восточном побережье острова, рядом с укреплением, относящимся к Железному веку, сохранились посвященные этому святому приходская церковь и святой источник. Вместе с тремя часовнями-«keeills» и площадкой еще одной, некогда располагавшейся в пределах укрепленной ограды приходской церкви, а также с замурованными в стены крестами X века, здесь сохранились руины типично кельтского, донорвежского монастыря, посвященного святому Маугхольду. Похожие руины кельтских монастырей можно найти в Клонмакнойсе и других местах Ирландии и Уэльса.

Этот приход дал нам больше находок раннехристианского и норвежского периодов, чем любой другой приход острова Мэн, засвидетельствовав тем самым существование здесь в I тысячелетии крепкой православной традиции. Было найдено 25 донорвежских христианских надгробий, многие из которых являются старейшими из обнаруженных на острове раннехристианскими крестами с надписями. На основании одного креста имеются слабо различимые латинские буквы с характерным для Средиземноморья орнаментом и сделанной позже монограммой «Ch-Rho». Использованы некоторые греческие буквы, что говорит о знании резчиками того времени (конец VII века) греческого алфавита. Это свидетельствует и о влияниях из западной Британии и Галлии.

Церковь святого Маугхольда, остров Мэн
Церковь святого Маугхольда, остров Мэн
Большая часть того огромного числа крестов, что обнаружены на острове Мэн, была найдена на южном и восточном побережьях острова. Самая ранняя надпись с юго-восточного побережья, датируемая VI веком, говорит о влияниях из Уэльса, Корнуолла и Девона. В приходе Маугхольд есть также датируемый началом IX века крест с надписью «Крест Гуриада» – в честь правителя по имени Гуриад из северного Уэльса (825–844). Это галло-римское влияние весьма заметно, если двигаться на север по восточному и южному побережьям острова Мэн.

Другие святые и север

В северной и западной частях острова мы видим ирландское влияние. Хотя коренными жителями этого острова были бритты, говорившие на бриттском языке (древнем валлийском), но воздействие ирландских поселенцев было столь значительным, что местное бриттское население подчинилось этому гаэльскому влиянию, вместо того чтобы свести его на нет. Так что местное население стало говорить на разновидности ирландского гаэльского языка – мэнском гаэльском. Предполагают, что ирландцы пришли сюда прямо из южной Ирландии либо с побережья Уэльса, где ирландцы селились еще прежде.

Развалины часовни св. Патрика, остров Мэн
Развалины часовни св. Патрика, остров Мэн
Возможно, другие ирландцы, пришедшие из северо-восточной Ирландии, принесли с собой почитание святого Патрика. Посвященные ему часовни-«keeills» наиболее многочисленны на севере и западе острова, хотя некоторые из них могут относиться к XII веку. Насколько нам известно, святой Патрик не посещал острова Мэн. Однако интересно, что известный антиквар Уильям Кэмден (1551–1623) в 1585 году писал, что жители острова Мэн считали своим первым апостолом святого Патрика и лишь вторым – святого Маугхольда.

Из других святых упомянем малоизвестного святого Германа (ок. 410 – 475), который, возможно, был епископом-миссионером из Уэльса[2], а также еще менее известных – святых Карбери, Малеу, Мароуна, Сантана (Санктана), Браддана (Брендана), Конхана († ок. 540) и Лонана (по некоторым сведениям, последний был племянником святого Патрика, по другим сведениям – он жил в VII веке)[3]. К сожалению, сегодня все эти святые – епископы и отшельники – мало кому известны. Но все они – ирландские и валлийские монахи и подвижники – несомненно, были основателями Церкви на острове Мэн.

Некоторые часовни-«keeills» на севере острова освящены во имя святого Колумбы и святого Адамнана, что говорит о влиянии монастыря с острова Айона. С другой стороны, о влиянии Нортумбрии в VIII веке может свидетельствовать посвящение двух часовен святому Кутберту, как и найденные поперечина креста и Распятие. Из более известных подвижников назовем также кельтскую троицу святых – это святые Патрик, Бригита и Колумба.

***

Возможно, однажды на самой высокой точке острова Мэн – горе Снэфелль – будет построена небольшая православная часовня, смотрящая на все четыре страны Британских островов: Ирландию, Англию, Шотландию и Уэльс. Если это когда-нибудь произойдет, то ей следует быть освященной в честь всех святых острова Мэн[4]. Теперь же, когда на острове Мэн с его 70 000 жителями появился первый православный приход, давайте скажем:

все святые острова Мэн, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевёл с английского Дмитрий Лапа

Orthodox England. Vol. 15. № 4.

13 сентября 2012 г.

[1] По преданию, св. Маугхольд хотя и был по рождению ирландским принцем, но в молодости возглавлял банду разбойников. Св. Патрик обратил его ко Христу и крестил. Патрик, желая, чтобы он подвигом загладил свои прегрешения, посадил его в лодку без весел и велел плыть, куда укажет Господь. Лодка причалила к острову Мэн, где св. Маугхольд сначала вел жизнь пустынника. Позже он стал весьма ревностным епископом Мэнским и прослужил на своей кафедре много лет. Святителя до сих пор помнят и любят за его особую доброту и попечение о жителях острова, покровителем которого он и почитается. В ирландском «Мартирологе св. Оэнгуса» св. Маугхольд именуется «золотым сосудом, великим в очах Божиих, прославленным предстоятелем». В честь св. Маугхольда на острове Мэн названы деревня и приход Могхолд, деревня Могхолд-Хэд (самая восточная точка острова) и святой источник. Церковь в шотландском городе Каслтаун также освящена в его честь. Историк Уильям Вустерский писал, что св. Маугхольд был родом с Оркнейских островов, а не из Ирландии и что его гробница в средние века хранилась на острове Мэн. – Здесь и далее прим. пер.

[2] Св. Герман (память 3/16 июля), возможно, был родственником св. Патрика. В 440-е гг. он принял монашество и трудился вместе со св. Патриком в Ирландии. После 450 г. он долгое время подвизался в Уэльсе под руководством св. Бриока. После 460 г. св. Герман посещал Британию и Ирландию, где тоже встречался со св. Патриком. В 466 г. он переехал на остров Мэн и до конца своих дней служил здесь епископом, изрядно преуспев в обращении жителей острова ко Христу. На острове Мэн он также известен под именами Гермон и Жарман. Ряд топонимов острова носят имя святителя. Ему посвящены некоторые церкви и на севере Уэльса и в Корнуолле. Относящаяся к XIII веку церковь в деревне Лланармон-ин-Ял уэльсского графства Денбишир также освящена в честь св. Германа – в средние века сюда приезжали паломники, чтобы помолиться перед чудотворной статуей святого, облаченной в епископские одеяния. Главным центром почитания св. Германа на острове Мэн является кафедральный собор города Пил, освященный в его честь.

[3] Обо всех этих святых, кроме св. Санктана, сведений, к сожалению, не сохранилось. Св. Санктан (VI в.; память 20 мая), вероятно, родился на севере Британии. Он был сыном одного местного правителя и непрямым учеником св. Патрика. Стал очень успешным миссионером в Камбрии, а затем епископом в местечке под названием «Церковь двух крепостей». Это место ученые отождествляют с селением Килл-на-Санктан близ Дублина или же с районом Сантон на острове Мэн, где до сего дня сохранилась церковь во имя св. Санктана.

[4] Упомянем еще нескольких связанных с островом Мэн святых, о которых сохранились некоторые сведения. Святые Ромул и Кониндр († ок. 450; память 28 декабря) были современниками и учениками св. Патрика и одними из первых миссионеров, проповедовавших Христа на острове Мэн. Св. Патрикиан (V в.; память 10 октября) был епископом в Шотландии; его оттуда прогнал язычник, и святой остаток дней прожил на острове Мэн. Св. Блад (время жизни неизвестно; память 3 июля) по традиции считается одним из ранних епископов на острове Мэн. Свв. Брадан и Орора (также Крора; время жизни неизвестно; память 20 октября) издавна почитаются на острове Мэн, о них больше ничего не известно. Святитель Конан († ок. 648; память 26 января) родился в Ирландии и, возможно, принял монашество на острове Айона. По некоторым данным, он позднее стал игуменом в Ирландии и воспитывал будущего св. Фиакра. Затем он переехал на остров Мэн, где служил епископом. Разные места и топонимы острова Мэн и Гебридских островов (где св. Конан тоже трудился и служил епископом) носят его имя. Некоторые предания называют его первым епископом Содора.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ирландское рагу.
Дневник наблюдений
Ирландское рагу.
Дневник наблюдений

Людмила Селенская
Один шотландец рассказывает о себе. Он водитель автобуса в Глазго. Маршрут его лежал мимо греческого храма. Ездил он мимо несколько лет. Дай, думает, зайду. И зашел. Навсегда. Редко не увидишь его на службе. Он же оформил опекунство над девочкой-инвалидом из мусульманской семьи. Привозит иногда ее в коляске. Впервые в жизни с ней стали разговаривать как с человеком.
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Святитель Айдан Линдисфарнский, апостол Нортумбрии, чудотворец Святитель Айдан Линдисфарнский, апостол Нортумбрии, чудотворец
Дмитрий Лапа
О святителе Айдане (память 31 августа / 13 сентября), проповедовавшем Христа среди северных англов, преподобный Беда Достопочтенный писал так: «Лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах… Во всем его жизнь была отличной от теплохладности нашего времени».
Комментарии
olga16 сентября 2012, 17:12
Spacibo bolshoe za ochen interesnuyu informaziyu, kak raz uchu istoriyu Anglii v fakultete.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×