Архимандрит Тихон (Шевкунов): О воле Божией, современных монастырях, роскоши и скуке

Дискуссия о документе Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих» продолжается не первый месяц. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, один из авторов «Положения» рассказал корреспонденту Правмира о своем видении ряда вопросов организации монастырской жизни в современной России.

Монастырь vs мiр

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Отец Тихон, в чем главная задача монастыря? Должны ли монастыри служить миру?

Главная задача монастыря – помочь монаху оставить мир и все, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души.

Если монастырь промыслом Божиим расположился в центре большого города, и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает.

Можно ли как-то определить баланс между внешней и внутренней монастырской жизнью?

– Не знаю.

Данное нашему Сретенскому монастырю послушание — воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя? Удивительные приходят к нам в семинарию ребята. Я искренне ими восхищаюсь.

Мы издаем книги, это и внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это и духовное послушание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Или внутреннее служение – это только келейная молитва и богослужение? Думаю, это неправильно.

Мы стали строить скит в Рязанской области, чтобы иногда уйти от толчеи и шума . И нашли там новых прихожан, разрушенные храмы, даже колхоз получили в попечение. Пришлось возродить целое село, чтобы был храм, чтобы люди жили вокруг.

Новый храм, который мы строим, нужен нашим прихожанам. Они на большие праздники не помещаются в старом храме и вынуждены стоять на улице. У братии же нет потребности в большем храме. Получается, что это внешняя деятельность?

Святые отцы говорили, что монах все должен делать, как служение Господу Богу – хоть двор мести, хоть за плитой стоять.

Наверное, если делать так, то и вопросов подобных не возникнет.

И приют у вас есть в Рязанской области?

– Да, мы увидели рядом детский интернат и понемногу стали ему помогать. Не дело монахов воспитывать детей, об этом смешно говорить. Мы приходим как дедморозы, подарки дарим, занимаемся финансово-хозяйственным обеспечением, к нам в храм детишки приезжают на службу. А самым главным занимаются выпускники нашей семинарии, белые священники со своими семьями. У них есть опыт воспитания детей, они там руководят, воспитывают.

И все же, можно ли провести границу между внешним и внутренним служением, определить разумную меру?

– Я не вижу здесь неразрешимой дилеммы. Для нас как-то всё естественно, и даже странно, если кто-то видит здесь проблемы.

А если при монастыре нет совсем никаких дел милосердия – ни приюта, ни богадельни? Такое возможно?

– Нет дел милосердия? Такого не бывает. Все монастыри молятся за мир. Это главное дело.

Если же монастырь в силу каких-то причин не занимается тем, что сейчас обычно называется «делами милосердия», я не вполне себе представляю, как можно «сверху» обязать это делать. Как это может быть, живет монастырь своей жизнью, и тут приходит разнарядка: «Открыть детский приют!».

Это абсурд, всё должно естественно вытекать из тех обстоятельств, в которые нас ставит Господь.

Вы имеете возможность сравнивать жизнь в центре и жизнь в глубинке, где проще монастырю заниматься делами милосердия?

– Есть мнение, что чем дальше от столицы, тем сложнее организовать помощь. Я совершенно с этим не согласен.

Например, недалеко от Псково-Печерского монастыря на хуторе живет раба Божия Евгения. Она переехала туда из Москвы, растит четырех приемных детей — с болезнью Дауна и другими тяжелыми заболеваниями. Зарабатывает тем, что пишет иконы. У нее на хуторе — тот же самый монастырь на одну монахиню. Неважно, носит ли она юбку или рясу, апостольник или платок. Главное, что она живет как настоящая монахиня. И ведь таких людей немало.

Мы знаем священников, которые воспитывают по 50, по 70 детей. Знаем совсем маленькие монастыри, которые помогают десяткам людей выжить.

Об отшельничестве

А может ли монах уйти в уединение, в затвор, может быть даже в лес? Есть грустные примеры того, когда в леса от ИНН, например, бегут монастырями…

– Только Сам Господь может избрать людей, которых Он в свое время приведет к уединенному жительству. Здесь невозможно все регламентировать и расписать. У нас в монастыре есть монахи, которые знают только келью, храм и послушание . Они и живут в уединении и молитве в самом центре Москвы. А есть монахи в отдаленных монастырях, которые на самом деле по духу приписаны к «шаталовой пустыни».

В России не мало действительно уединенных монастырей и там свое духовное, молитвенное служение Богу и людям.

Какой путь предпочтительнее, созерцательный или деятельный ?

– Путь может быть деятельный, может быть созерцательный, главное – постичь волю Божью о себе. Если против воли Божией уйти в пустыню, то подвиг будет во грех и в погибель. И наоборот.

Воля Божия

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Православие.Ru
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Православие.Ru
– Отец Тихон, а как это – услышать и понять волю Божию о себе? Звучит прекрасно, но непонятно, как…

– Услышать, понять и почувствовать волю Божью о себе, а потом и найти силы эту волю Божью исполнить – думаю, это самое главное в жизни человека.

На занятиях по пастырскому богословию я всегда говорю, что у священника, у духовника одна задача: вместе с человеком, пришедшему к священнику как к духовнику, искать и найти волю Божью о нем. Не поспешно сказать: «Вот, воля Божья такова», а постепенно отыскать ее в тех или иных обстоятельствах жизни человека.

Самонадеянно и глупо, когда человек утверждает: «Мне открыта воля Божия». Отец Иоанн (Крестьянкин), старец, которому, по моему глубокому убеждению, Господь действительно открывал волю Божью о людях, только один раз мне сказал: «Вот – воля Божья о тебе».

В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божью совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать.

Сложная задача…

– Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божьей. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение — это «искусство из искусств и наука из наук».

А вообще это посильная, возможная задача? Если даже отец Иоанн (Крестьянкин) всего лишь один раз прямо вам сказал о воле Божией?

– Сказал-то он один раз, но подводил к пониманию воли Божией многократно и множество людей. Вы правы, это задача трудная.

Но с другой стороны, это совсем не означает, что сам человек и его духовник не могут постичь волю Божью. Господь на то и ставит священника, чтобы он вел человека по воле Божьей ко спасению.

Пастыри постепенно, шаг за шагом, открывают вместе со своими духовными детьми волю Божью. Через саму жизнь, через Священное Писание, через вопрошание более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви.

О собственности монахов

А может ли монах иметь собственность?

– Знаете, у греческих монахов нет собственности вообще. Я привез в афонский монастырь свою книгу, переведенную на греческий язык хотел подарить два экземпляра игумену и монастырскому переводчику. Они не взяли их себе в кельи! Сказали, когда прочтут, отнесут их в монастырскую библиотеку.

Но надо понимать, что греческие монахи приходят в монастырь, который до них уже тысячу лет существовал, где есть все необходимое для монашеской и богослужебной жизни.

А в России все сложилось по-другому. Вспоминаю наших старцев. Отец Иоанн, отец Адриан, отец Феофан.. У них были свои и книги, и богослужебные сосуды на всякий случай, и одежда, и иконы. Сами посудите, отец Иоанн (Крестьянкин) сменил после отсидки шесть приходов в Рязанской области – его то и дело переводили с одного на другой. Один восстановит – переведут на другой, разрушенный. Где он мог в советское время найти Священное Писание? Так же и с трудами Святых Отцов, и молитвослов у него был свой. То же с келейными иконами, сосудами. А на другом приходе где было найти все это?

Помню, в Издательском отделе архимандрит Иннокентий (Просвирнин) учил меня: «Станешь священником, купи себе хорошую чашку и блюдце, нарисуй внизу крестик и на блюдце внизу нарисуй крестик. Вот и будут потир и дискос. Начнутся гонения, будешь ездить из города в город, тайно служить. Если поймают чекисты и найдут богослужебные сосуды, то сразу всё поймут. А тут – чашка и блюдце – не отберут, не догадаются!». Премудро, правда? Кто при обыске обратит внимание на чашку с блюдцем? А это на самом деле потир, дискос, а ложечка – это лжица.

А как в Сретенском монастыре решается вопрос о личном имуществе?

– У монахов есть свои книги, иконы. Телевизоров или магнитофонов нет. Если кто-то когда пришел в монастырь, имел машину, то она используется для обители. Монахи ездят причащать больных, трудятся по снабжению, дежурят со своими машинами по субботам и воскресениям.

Компьютеры есть у многих. Но у нас в уставе особые правила, в которых прописано, как мы можем пользоваться компьютером.

Вообще-то у нас половина братии занимается производством книг – пишут, редактируют, корректируют. Мне компьютер в келье нужен, а вот у одного нашего монаха – гения, виртуоза в компьютерах — в келье компьютера нет. У него, там вообще ничего нет, даже кровати, на полу спит.

О роскоши среди монахов

Сейчас особенно остро стоит вопрос о роскошной жизни монашествующих, дорогих автомобилях…

– Роскошь недопустима для монахов. Иногда кажется, что человек как будто дорвался до того, что не мог приобрести раньше и начинает использовать эти возможности во вред своей душе. И не только своей.

Что-то с этим неуемным стремлением можно сделать?

– Я думаю, эта тема– одна из будущих на соборе. Конечно, возникнут сложности , даже непонимание.

Например, я фотографирую для нашего сайта, для наших книг. У нас очень хороший редакционный фотоаппарат. Он не мой, но если кто-нибудь посмотрит, как я фотографирую, то подумает: «Ничего себе у батюшки фотоаппарат!».

Об отпуске для монахов

Должен ли быть отпуск у монахов?

– Как и с выборами игумена, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – должен быть отпуск или нет.

У нас есть монахи, которые вообще не ходят в отпуск. Один монах берет себе отпуск ровно на два дня, выезжает к своему небесному покровителю, причащается там и возвращается.

А есть монахи с телесными недугами, им просто необходимо где-то подлечиться, побыть в другом климате, подышать другим воздухом. Я и сам только что вернулся из такой поездки, лечил легкие.

О монастырском уставе

Отец Тихон, должен ли быть у монастырей единый устав? Сегодня мы уже говорили о католическом опыте, у католиков же существует большое количество уставов…

– Мы принципиально записывали в документах Межсоборного присутствия примерный общий устав монастырей. Это принципиально – примерный. Каждый монастырь на соборе братии принимает свой собственный устав, корректирует так, как считает нужным, и только потом архиерей его утверждает.

Но все же есть некие основы. Есть гражданский устав Русской Православной Церкви, вне которого мы не можем существовать. Есть исторически сложившиеся уставы. Например, устав Новгородского Юрьевского монастыря или устав Троице-Сергиевой Лавры. Последний сложился уже в ХХ веке и по нему, по сути, живут все монастыри Русской Православной Церкви. Нельзя просто так взять и эти уставы отринуть. Можно принять за основу многое из них, развить, обсудить и принять с братией, утвердить у архиерея.

Игумен – избирать или назначать?

Сразу обозначу свою позицию.

В идеале игумен должен избираться братией и утверждаться епископом. Так происходит сегодня во многих православных Церквах. Это веками проверенный, совершенно правильный опыт для монастырей с глубоко укоренившимися иноческими традициями, преемственным, передающимся из поколение в поколение монашеским благочестием и живым аскетическим опытом. Классический пример, на который ссылаются практически все ревнители избрания игумена братией, – это Афон, где столетиями не прекращалась монашеская преемственность.

Вполне соглашаясь с этим, хотел бы только обратить внимание на две немаловажные вещи. Во-первых, в Русской Церкви подобная традиция распространена не была. Нравится это кому-то, или не нравится, но не учитывать этого нельзя. И второе, более важное: сегодняшние русские иноческие общины не просто молоды — они очень, очень юные. С этим вряд ли кто может поспорить. Лет еще пятнадцать назад модно было иронизировать: какие это монастыри – «комсомольский набор»! В этих ядовитых, несправедливых по сути словах, все же была своя правда: в значительной части братию монастырей составляли в буквальном смысле призванные Богом вчерашние атеисты и комсомольцы.

Этим монахам сегодня по сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Но речь идет, разумеется, не о человеческом возрасте, а о духовном совершеннолетии монашеской общины. Об очевидном и совершенно естественном факте, что далеко не все обители уже вступили в «избирательный возраст». Отсюда и обоснованные опасения, что выборы игумена могут обернуться в ту же самую, упомянутую нами уже «борьбу за власть», то есть в противостояние различных групп, «фракций» и «партий». А хуже этого для жизни монастыря сложно что-либо придумать. Кстати и в Греции, несмотря на всю многовековую преемственность, такое время от времени случается.

Последнее, конечно, совсем не означает, что надо отказаться от стремления к правильному устроению монашеской жизни. Напротив, как раз стремиться к ней мы и должны. Ведь преимущества разумного и законного избрания совершенно очевидны: если монастырское братство решается испросить у епископа выбор игумена, то этим они свидетельствуют, что их избранник – не только лучший и достойнейший для них собрат, но, что они сами хотят почитать его за отца, повиноваться не за страх, но за совесть. Наконец, избрание означает готовность всей братии разделить с игуменом ответственность за обитель перед Богом и Церковью.

Стремиться к такому действительно необходимо, но надо помнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибаться, не должно торопиться».

Глубоко убежден: пройдет немного времени и один за другим монастыри, женские и мужские, будут получать право на избрание игумена от своих епископов. Да и нынешнее «Положения о монастырях» этого совсем не должно исключать.

Награды монахам не нужны, но вот чего действительно хотелось бы, так это того, чтобы благоустроенные в духовной жизни обители могли бы, как высшую церковную награду и признание, получать от священноначалия право на участие в избрании игумена или игуменьи.

Об откровении помыслов

Что Вы думаете о практике откровения помыслов?

– Отец Иоанн (Крестьянкин) очень настороженно относился к постоянному откровению помыслов в наше время. Он считал, что далеко не все духовники доросли до того, чтобы постоянно принимать откровение помыслов. Хотя я знаю монастырь, женский, где игуменья принимает помыслы, и там это весьма позитивный опыт.

У нас в монастыре – еженедельная исповедь. Священники перед каждой службой исповедуются. Я являюсь и духовником братии, и игуменом. Считаю, что для Сретенского монастыря сегодня это правильно. Может быть и другой подход, когда игумен и духовник разные люди. И так тоже будет правильно, если приносит плоды. Но у нас заведено таким образом по благословению отца Иоанна (Крестьянкина).

Очень важно Причастие. Многие мои консервативные друзья меня не поддерживают, но я по опыту вижу, что причащаться 4 раза в неделю, как нам заповедовали Святые Отцы, в частности, Василий Великий, — это насущная и очень нужная практика для монахов. Этого правила мы стараемся держаться, кто-то причащается реже, но в основном, 4 раза в неделю. По четвергам у нас общая братская служба, когда мы причащаемся все – и монахи и послушники.

А как быть с частой исповедью, ведь получается, что от исповеди к исповеди ходишь с одним и тем же списком грехов…

– Действительно для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда.

Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной. Вот это меня удивляет. Значит, что-то самое главное не прочувствовано.

А должны быть чудеса, как в «Несвятых»?

– Там же нет чудес. Это же просто ежедневная христианская жизнь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Проект «Положения о монастырях и монашествующих»: комментарий юриста Проект «Положения о монастырях и монашествующих»: комментарий юриста
Родион Юрьев
Поскольку священноначалием предложено представлять свои мысли по поводу Проекта «Положения о монастырях и монашествующих», осмелюсь высказать некоторые соображения с точки зрения мирянина, имеющего юридическое образование.
Ответ порталу "Богослов.Ru" в связи с обсуждением проекта документа "Положение о монастырях и монашествующих" Ответ порталу "Богослов.Ru" в связи с обсуждением проекта документа "Положение о монастырях и монашествующих"
Архимандрит Ефрем
Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта "Положения о монастырях и монашестве", мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом.
Отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» Отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих»
Протоиерей Валентин Асмус
Известный в Греции переводчик и издатель русской духовной литературы архим. Тимофей (Саккас), человек сдержанный и «дипломатичный», говорил мне тоном высочайшей убежденности: «У вас в России ничего не получится с монашеством, если монахи не будут сами выбирать себе игуменов», (каковые у греков являются и духовниками).
Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве
Архиман. Симеон (Гагатик)
Записка о монастырях и монашестве Записка о монастырях и монашестве
Архимандрит Симеон (Гагатик)
Меня поразила мысль, осознанная в тот момент: есть на земле места, где все обычные наши несуразицы просто немыслимы. И при этом никто из живущих там не считает свой образ жизни каким-то подвигом только из-за соблюдения общежительного монастырского устава. Отсутствие всего того, что для нас обычно, — это там минимально необходимое условие, дающее человеку право называться монахом, и месту, где он живет — монастырем.
Комментарии
Светлана Ковальчук16 июля 2018, 01:08
Храни тебя Бог,дорогой,горячо любимый мой батюшка! ОЧЕНЬ переживаю за твоё здоровье!Надеюсь, перемена климата не скажется плохо на твоём самочувствии!
тамара26 декабря 2014, 00:27
МНОГАЯ ЛЕТА,ВАМ ,БАТЮШКА,И ВСЕЙ БРАТИИ МОНАСТЫРЯ.Я полностью читаю все Ваши проповеди,сайты,ходила на службу и причащалась (считаю ,что недостойна была этого--должным образом не подготовилась),покаялась об этом в следующей исповеди.Нет слов таких,чтобы выразить Вам благодарность за все Ваши труды.ГОСПОДЬ всё видит и знает! Мир всем вам и покой вашим душам.
ТаняСем23 июля 2014, 14:04
Очень хотелось бы найти такого духовного отца как отец Тихон,ведь вот прочла написанное и все на свои места встало,сразу ясно и понятно без всяких догадок,а вот книгу его ,к сожалению не читала,но очень хочется прочесть,ведь судя по отзывам-ЕСТЬ ЧТО ЧИТАТЬ!!!!Низкий поклон и многая лета братии Сретенского монастыря и батюшке Тихону!!!Слава Богу за все!
Полина 5 апреля 2013, 16:29
Каиповой Галине:

Дорогая Галина! Я могу прислать Вам книгу о. Тихона "Несвятые Святые". Пожалуйста, только укажите еще индекс (это обязательно). Заранее благодарна! Да хранит Вас Господь!
Полина.
Каипова Галина31 марта 2013, 12:38
здравствуйте дорогой батюшка Очень много наслышана о вашей книге "несвятые святые" но к большому моему сожалению я не могу , ее приобрести потому что живу я в Туркмении, и у нас нет таких магазинов где бы продавались такие книги, а в церквах не продают.Если бы была такая возможность прислать мне вашу книгу, я бы купила ее, но как это зделать я не знаю.С большим к Вам уважением раба божья Галина. Мой адрес: Туркменистан. гор. Ашгабат, пос. Рухабат ул. Туркменбаши 12.3 Каиповой Г.
Людмила 9 января 2013, 19:53
Мир вам! Мне не ясно с причастием 4 раза в неделю, а не в год. Перед причастием нужна большая подготовка. Чтение, пост. НУ если по календарю пост, то ясно. а в другие дни? А сколько волнений, переживаний: как сказать правильно и точно грех. А если чарез день ,это войдет в привычку и что-то потеряется. Это мое ведение, может я не права,извините
ольга28 ноября 2012, 13:45
Думаю, что в жизни наверное каждого человека случались "Чудеса". Господь никого не оставляет без внимания, в младенчестве или в старости все приходят к Нему. Ваше произведение помогает заглянуть в глубины своей души, приходит понимание, что все мы частички одного Целого. Спасибо Вам за это. Хочется видеть продолжение...
Андрей25 ноября 2012, 00:11
Как выбрать духовника?
somov_am@mail.ru
Анжелика24 ноября 2012, 20:48
Здравствуйте,Батюшка!Я купила вашу книгу"Несвятые святые".Прочла её на одном дыхании Святого Духа.Мне, к сожалению, с большим трудом даётся понимание Библии.И я скорее захожанка,а не прихожанка своего храма.Писать об этом грустно... Ваша книга помогает мне унылой и грешной мирянке оставаться православной.Вот только чем крепче моё желание быть с любимым Господом,тем сильнее искушения.Пишу эти строки а из глаз почему-то текут слёзы. От всей души благодарю Вас за "Несвятых святых",это книга стала моей любимой,а ведь раньше любимыми были книги Юлии Шиловой.Спаси Господи Вас,Батюшка! С христианской любовью, Анжелика(мирское имя)- Мария(православное)
Зоя24 ноября 2012, 19:57
Мир Вам батюшка.Храни Господь вас и весь монашеский и иноческий чин,а также р.Б.Анну(Данилову)О воле Божьей для человека,мне думается почти не сбыточная мечта.Постоянно грызут всякие сомнения о поступках противны они или нет для Бога.Обычно в нерешаемых случаях говорю "Да будет воля Твоя Господи" и стараюсь больше не думать, а делать как получается.Если начиню прикидывать размышлять,то все напрасно.низкий поклон р.Б.Зоя
ВАЛЕНТИНА23 ноября 2012, 15:50
Так всё становится понятно и просто .Спасибо!
vittoriya728@mail.ru23 ноября 2012, 08:47
Spasibo Otez Tihon i spasibo vam za vashy prekrasnyy knigy.Mne ochen ponravilas kniga i posle togo kak ya prochitala tak hochetsa vstretitsa v etoi gizni s monahami i so starzami kotorue vsy svoy gizn posvyatili tolko BOgy.YA ee chitala s bolshim interesom Spasibo vam za to chto vu vse monahi molites za nas. I vam Otez Tihon osobennaya blagodarnost.
Ольга23 ноября 2012, 08:01
Спаси Господи! Про чудеса вообще в точку!
марина22 ноября 2012, 20:17
хотелось бы иметь такого духовника.
Юлия22 ноября 2012, 17:41
Спасибо,отец Тихон.
Лариса22 ноября 2012, 15:36
Спасибо отец Тихон.
Андрей22 ноября 2012, 15:15
Спаси Господи! От всего сердца благодарю батюшку Отца Тихона за такие правильные и нужные каждому христианину мысли, которые он высказал в данном интервью. По доброму завидую каждому у кого батюшка отец Тихон является духовником и наставником. Многая лета батюшке отцу Тихону и его братии. Помогай им Господь!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×