О монашестве и о России

Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви» (переведен на русский язык).


С 1965 года поселился на Афоне,где принял монашеский постриг. С 1968 года был настоятелем монастыря Ставроникита.

С 2005 года был настоятелем Иверского монастыря на Афоне. В качестве игумена Иверского монастыря неоднократно посещал Россию.

С 2005 года проживает в скиту (келье) Иверского монастыря на Афоне.

В 2010 году по дорогев обитель автомобиль отца Василия упал в пропасть глубиной в 10 метров. Отец Василий повредил плечо и ребра. Хотя последствия тяжелой травмы преодолеть до сих пор не удалось, старец продолжает участвовать в жизни своей обители и издавать новые статьи и книги.

Отец Василий не отказал в беседе корреспонденту AgionOros.ru, несмотря на то, что перед этим присутствовал на многочасовой ночной службе.

- Что такое монашество?

Монашество – это посвящение себя Богу и Церкви. Символично, что во время пострига старец не апеллирует к своему авторитету и добродетели, а ведет постригаемого в Алтарь к Святому Жертвеннику (тем самым как бы говоря: я не доверяю себе, но доверяю Богу, который создал все и заботится обо всем).

Православное монашество отличается от католического. На Западе могут существовать целые ордена, которые защищают «непогрешимость» папы, или имеют какие-то другие земные задачи. На Востоке перед монахом стоит одна приоритетная цель – достигнуть святости.

Каждую минуту праведник славословит Бога. Радуется, что он человек, радуется, что он христианин, радуется, что он монах... Это внутреннее непрестанное благодарение Богу – свидетельство жизни, которое выше эпох, расстояний и географического положения. Эта благая весть всегда находит того, кто имеет в ней необходимость.

Основа монашества – искание духовного здоровья. Принятие пострига – это второе крещение. В браке человек посвящает себя своему спутнику жизни, в монашестве безраздельно отдает себя Богу.

Когда я пришел на Святую Гору Афон, поначалу у меня были некоторые трудности. Ответ на свои вопросы я нашел в «Добротолюбии» в словах аввы Евагрия: «Монах есть тот, кто, удалившись от всех, со всеми соединен». Монах не одинок, приближаясь к Богу он становится ближе к людям.

- Геронда, что Вы думаете о России?

Я очень люблю русских. Как говорил Достоевский, русский человек может быть или святым, или преступником. Он не находит удовлетворения в обывательской сытости и поэтому с точки зрения мира он безумен.

Сегодня особое значение приобретает обращение к святоотеческому наследию. Творениям Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Лавсаику, Отечнику, Ареопагитикам…

Мне особенно нравятся творения Симеона Нового Богослова, кому-то ближе труды Исаака Сирина, кому-то – Иоанна Лествичника. В любом случае, что бы мы не выбрали, через чтение Святых отцов мы открываем суть Православия и постигаем значение литургической жизни Церкви.

Возвращение к Православному Преданию очень важно для России. Когда я был в Москве, я посетил “Оружейную палату” в Кремле: до Петра I вся церковная утварь и предметы быта были русско-византийские, после него на всем лежит печать западного влияния.

Сейчас возврат к православной традиции постепенно начинается: в храмы возвращаются канонические иконы и фрески, появились замечательные иконописцы и резчики. Делаются попытки вернуться от «оперы» к православному монофоническому церковному пению.

В Сербии это уже во многом произошло благодаря преподобному Иустину Поповичу и его ученникам Амфилохию Радовичу, Афанасию Евтичу, Иринею Буловичу. Они часто бывали на Афоне, были знакомы со старцем Паисием и старцем Порфирием, и под их влиянием вернули сербов к православной (византийской) певческой традиции. Будем надеется, что каноническое православное пение зазвучит вскоре в большинстве русских храмов.

- Почему из современных авторов вы советуете книги старца Порфирия Кавсокаливита?

По двум причинам. Самое главное, он ни в чём не отклоняется от Православного Предания. Кроме того, его язык ясен и близок современным людям. Книги отца Порфирия читают во всех уголках земного шара. Несколько творений старца переведены на сербский язык и их читают католические монахини во время трапезы в одном из хорватских монастырей. Вы представяет что это такое: чтобы хорватки читали православного автора (то же самое, как если бы греки стали читать турка)! Какая у него должна быть для этого сила слова и глубина!

- Как спасаться в условиях отхода от Предания?

- Самое главное и в большом, и в малом монастыре (да и в мирской жизни тоже) - подвизаться на правильной духовной основе. Состояние прелести – это легкий и доступный путь, но оно отравляет и приводит к духовному параличу. Православие, напротив, не усыпляет а пробуждает человека, дает ему возможность развиваться.

Русский народ благочестив. Я побывал на службе в нескольких московских храмах и чувствовал, что народ не просто стоит в церкви, а молитвенно участвует в Богослужении.

В России сохранилась правильная “духовная закваска”, главное теперь - не растерять ее и дать возможность развиться Церкви с опорой на Православное Предание.

Надо понимать, что святоотеческое наследие не осталось в прошлом, а по-прежнему актуально. Поэтому современные обители должны основываться на установлениях отцов Церкви.

Конечно, жизнь в пустыне проще, чем жизнь в монастыре, который находится посреди мира. Здесь мирской дух неизбежно сталкивается с монашеским.

Но необходимо помнить, что монашество – это полнота жизни. В нем нет какой-либо нехватки или недостатка в чем-либо. Нет необходимости искать мирского утешения, когда есть утешение духовное.

Монашество – это целая вселенная. Это мир Божественной литургии и подлинного богословия.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона
Часть 4 (окончание). Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Когда старец Паисий замечал, что со мной что-то неладно, он просто спрашивал: «Почему ты грустишь?» И всегда находил такое слово… а иногда даже без многих слов… посмотрит на тебя таким добрым взглядом, и все твои проблемы исчезают.
Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино
Александра Никифорова
2 декабря - день памяти греческого старца Порфирия Кавсокаливита. В преддверии мы предлагаем вам рассказ о нем архимандрита Георгия (Алевраса) из Трикалы, с которым мы неожиданно познакомились в Киккском монастыре на Кипре. «Я очень рад говорить с человеком из России, – признался он, – и через Вас обратиться ко всему русскому народу. Мой город связан с Россией через своего уроженца, святого архиепископа Суздальского и Тарусского Арсения Элассонского, который вел переговоры о введении в России патриаршества, а в 1589 году участвовал в избрании первого Патриарха Московского и всея Руси Иова».
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона
Часть 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Есть Афон, сокрытый от посторонних глаз, Афон отшельников и аскетов. О нем рассказывает Павле Рак, перелистывая страницы альбома монаха Харитона и вспоминая дорогие лица, изображенные на фотографиях.
Здесь можно прикоснуться к живому Православию Здесь можно прикоснуться к живому Православию
Бывают такие путешествия, которые хочется запечатлеть для самого себя. Не потому, что это где то далеко и там водятся неведомые звери и люди, а потому что там получил что то новое для души. Какой то новый, неизведанный для себя опыт. Этот опыт для меня драгоценен, и зная, что время все приводит к забвению, захотелось написать что-то типа дневника.
Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Сегодня мы публикуем отрывок из книги владыки Иерофея, в котором он рассказывает о своей встрече с великим старцем и подвижником нашего времени – Паисием (Эзнепидисом).
Братия, храните любовь! Братия, храните любовь!
Архимандрит Ефрем
Афонский старец Дионисий (Игнат; 1909–2004) широко известен во всем – не только православном – мире. Приходившие к нему получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. У тех, кто знал его, в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал им, и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорбях и смиренномудрие.
Комментарии
Мария11 декабря 2012, 13:16
Как Вы посвятите себя Богу, если не посвятите себя своему мужу (или жене)?
Вы не сможете посвятить себя Богу, не посвятив себя ближнему.
А-то у нас много таких православных, которые думают что посвящаю себя Богу, а мужу достаются только упреки и ругань.

Антон10 декабря 2012, 20:58
Здравствуйте. Слава Богу - есть ещё монахи. А вот семейных мирян почему-то уже никто не относит к подвижникам Православия. Даже несмотря на то, что цели и задачи у них с монахами одинаковые(а иначе они уже не православные). Православный женатый(замужний) христианин, так же как и монах ставит перед собой цель - достижение святости. Так же всецело посвящает себя Богу, а не спутнику жизни, как утверждается в статье, в противном случае он уже-ещё не Православный. У Православного мирянина есть поручение от Бога - ему вручены души других людей на попечение. И мирянин ищет духовного здравия и для себя и для своих подопечных. И каждый мирянин на страшном суде скажет вот я и дети мои, которых Ты мне дал на воспитание, и вот как я их воспитал... . Как-то раз мне пришла мысль,что разница между мирянином и монахом такая-же как между воином-разведчиком и воином линейной части. Цели и задачи одни, а специфика исполнения совершенно разные... . И не стоит забывать всё-таки, что мы все на войне, на самой неигрушечной войне...
р.Б. Александр10 декабря 2012, 20:55
Не могу согласиться с фразой "В браке человек посвящает себя спутнику жизни, я в монашестве - Богу".
Я состою в браке, но посвящаю себя только Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×