Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью

Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).


Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью. Он не теряется в тщетном и безличном, а получает возможность видеть Бога. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят»1.

Такой человек обретает способность относиться к людям со смирением и любовью. Осознает, что если Бог его оставит – он в одно мгновение всё потеряет. Видит, что всё в этом мире держится на Любви и Промысле Божием. Понимает, что сам по себе человек – ничто, но в свете Божественного замысла он ценен и значим.

Чтобы действительно понять и осознать своё место в мире и истинное предназначение – надо через покаяние обрести Божественное просвещение.

Смысл монашества заключается в покаянии. Оно возвращает нам подлинные и правильные отношения с Богом, с людьми и с тварной материей.

Монашество – это следование Евангелию. Так как в миру сложно исполнить Евангельский закон в совершенстве, Бог призывает некоторых людей (на основании каких принципов Он их избирает, знает Сам Господь) уйти от мира и безраздельно посвятить себя Богу.

Монахи призваны стать живыми примерами добродетели и тем самым воодушевить на подвижническую жизнь и своих братьев мирян. Людям свойственно сомневаться и задаваться вопросом: а можно ли достигнуть совершенства и исполнить Евангельский закон в наше время? И когда они видят людей, которые действительно живут по Евангелию, они воодушевляются.

Бог не ждет от нас чего-то, что превосходит наши силы. Задача человека проста – с любочестием стараться реализовать данные ему Богом таланты. А для этого необходимо очиститься, совлечь с себя одежды «ветхого человека», которые не дают задействовать дары, данные нам Создателем. Грех дезорганизует человека, покаяние возвращает ему цельность. Даёт возможность оставить противоестественное состояние и обновиться в Боге. Так человек, который был орудием в руках лукавого, становится «сыном Благодати».

Покаяние прогоняет противоестественное и даёт возможность человеку реализовать своё истинное предназначение, то, для чего он был сотворён Богом. Жить с надеждой, в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании»2. Эти плоды Святого Духа становятся достоянием каждого, кто принял Бога в свою жизнь.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»3, – говорит Спаситель. Значит, для того, чтобы быть с Богом, надо преодолеть то, что нас от Него отделяет – рабство страстям.

Для этого и существуют монашеские обеты: они разрушают сковывающие нас цепи греха.

Целомудрие, нестяжание, послушание, пост, бодрствование, молитва помогают человеку найти себя и постепенно обновляют его во Христе.

Такой человек может стать примером и для других. Однако воспримут его не все. Как наш Спаситель был «предметом пререканий»4, так и монашество, главная задача которого подражать Христу, становится таковым для мира. Те, у кого открытое сердце – принимают благую весть монашества, другие же отвергают её. Так когда-то люди не приняли и Христа.

Наша задача – со смирением продолжать свой путь.

Без печати смирения ничего не будет угодно Богу. Как только человек начинает думать, что что-то из себя представляет, - он сразу же теряет связь с Богом. Его настройка сбивается с божественной частоты. И тут надо через смирение и сокрушение скорее поймать нужную «волну».

Разве у нас нет поводов для самоукорения и для раскаяния? Особенно у монахов. Мы должны сравнивать себя не с теми, кто на первый (поверхностный) взгляд «отстаёт» в добродетели, а с подвижниками и святыми. Поступая так, будем считать себя худшими и недостойнейшими из всех.

Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперёд, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется нам грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственной «праведности» и он превращается в фарисея.

Человек, который сам не исполняет то, о чём говорит, не способен стать примером для других. Добро должно быть не дисциплиной для ума, а стать образом жизни.

Там, где светит солнце – жизнь, свет, радость, мир. Не случайно и Бога наша Церковь называет Солнцем правды. «Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды»5. Так же как тварное солнце по воле Творца даёт свет, тепло и устанавливает порядок в тварном мироздании, так и Христос, входя в жизнь человека, упорядочивает её и освещает Светом Своей Любви и Мира.

Блажены те, кто стали сосудами Благодати! Но, чтобы достичь такого состояния, надо прежде очиститься. Металлические трубы со временем обрастают слоем ржавчины, теряя пропускную способность. Несколько лет назад мы меняли в монастыре систему водоснабжения, которая была установлена ещё в 1935 году. В один момент мастер подозвал меня и показал толстую свинцовую трубу, которая за долгие годы так обросла, что едва пропускала тонкую струйку воды.

То же происходит и с человеком: грех оставляет на его душе наросты и делает её всё более и более бесчувственной. Удалить эту ржавчину способны страх Божий и покаяние. По мере того как очищается сердце, просвещается и разум.

Старец Лука Филофейский

Источник: Святая Гора

18 декабря 2012 г.

1 Матф. 5,8.
2 Гал. 5, 22-23.
3 Мф. 16,24.
4 Лук. 2, 34.
5 Тропарь Рождеству Христову.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский Лики Афона
Часть 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский
Павле Рак
Как-то отец Никодим сказал: «Когда-то я был крепким человеком, всё мог, много читал, много знал. А сейчас ничего не знаю, Господь всё взял, все слова, кроме одной маленькой молитовки: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Только её и помню».
Брань со страстями Брань со страстями
Старец Ефрем (Мораитис)
Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора».
Здесь можно прикоснуться к живому Православию Здесь можно прикоснуться к живому Православию
Бывают такие путешествия, которые хочется запечатлеть для самого себя. Не потому, что это где то далеко и там водятся неведомые звери и люди, а потому что там получил что то новое для души. Какой то новый, неизведанный для себя опыт. Этот опыт для меня драгоценен, и зная, что время все приводит к забвению, захотелось написать что-то типа дневника.
Практические советы относительно повседневной жизни христианина Практические советы относительно повседневной жизни христианина
Старец Ефрем (Мораитис)
Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.
Подвизаться с радостью... Подвизаться с радостью...
Архимандрит Парфений (Мурелатос)
Публикуем продолжение беседы корреспондента AgionOros.ru с игуменом монастыря святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом). Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.
В гостях у старца Паисия В гостях у старца Паисия
Игумен Нектарий (Морозов)
Я знал, что погребен подвижник в устроенном его попечением женском монастыре во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в местечке Суроти, в пригороде Салоник. Слышал, что добраться туда на такси можно быстро даже из центра города, где мы и находились.
Братия, храните любовь! Братия, храните любовь!
Архимандрит Ефрем
Афонский старец Дионисий (Игнат; 1909–2004) широко известен во всем – не только православном – мире. Приходившие к нему получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. У тех, кто знал его, в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал им, и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорбях и смиренномудрие.
Монастыри Святой Горы Афон Монастыри Святой Горы Афон Монастыри Святой Горы Афон Монастыри Святой Горы Афон
Подготовил Сергей Говорун
Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом.
Комментарии
р.Божия Ирина 7 декабря 2013, 18:59
Какие нужные слова.
Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×