Как вразумлять другого человека

Этот текст вошел в недавно опубликованную издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» книгу священника Валерия Духанина «Кто мы?».

Статьи отца Валерия посвящены основным вопросам, которыми задается каждый христианин. Как бороться с пагубными страстями и взрастить посеянные Богом в душе каждого человека семена добра? Как строить добропорядочные, основанные на любви отношения с ближними? Что есть истинная православная вера? Опираясь на многолетнюю пастырскую практику, отец Валерий делится своими взглядами на главные стороны жизни православного христианина.

Беседа архим. Иоанна (Крестьянкина) с верующими Беседа архим. Иоанна (Крестьянкина) с верующими

Как вы думаете, так ли уж несправедливо гоним автор строк:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

(М.Ю. Лермонтов)

Всегда ли мы правы, когда самоуверенно читаем своим ближним мораль? Кстати, о самом Михаиле Лермонтове, этом по праву великом поэте, увы, придется сказать, что не берег он своих ближних собственным словом. Как итог: печальная для Лермонтова дуэль с Мартыновым была в определенном смысле спровоцирована им самим.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает управлять собой». И это действительно так. Если посмотреть, что происходит в душе этого человека, то с полной уверенностью можно сказать – хотя автор и не провидец, – что там скачут в беспорядке раздраженные чувства и помыслы: «этот поступил со мной совершенно бессовестно», «а этот меня не оценил», «а вот этот вообще человек бестолковый, навредил мне, пусть же за это мучается». Возмущается, словно пена морская, такая душа о чужих делах, судит практически всех подряд, изматывает себя, с трудом выходя из мысленных драм как после изнурительного боя с чудовищем. Если же посмотреть на внешние отношения такого человека с ближними, то там постоянные конфликты, недопонимания, неумение ужиться и сработаться, а как следствие – жизненные неудачи, вплоть до безработицы, пристрастия к алкоголю и нищета.

В общении людей друг с другом встречаются типовые ошибки, которые по сути разрушают общение. Такое бывает, в частности, когда мы уверены в собственном превосходстве и выступаем в роли учителей.

Подобные люди ничего так не любят, как раздавать всем советы, и, быстро поставив диагноз, тут же спешат предложить свой рецепт. Они живут наблюдениями за окружающими и едва заметят что-то вызывающее у них возмущение, как с видом всезнаек выплескивают то, что у них в данный момент на уме. Желание исправлять и подсказывать другим – это их жизненный зуд, никогда им не дающий покоя.

Духанин Валерий, свящ. Кто мы? — [сборник статей] — М.: Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. — 384 с. : ил. ISBN 978-5-6041696-8-1 Духанин Валерий, свящ. Кто мы? — [сборник статей] — М.: Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. — 384 с. : ил. ISBN 978-5-6041696-8-1 ​Не чувствуя ответственности за слова, они спешат раздавать советы и, настырно влезая в чужие судьбы, командуют, словно гениальные стратеги и путеводители. Как правило, такие люди самоуверенны, легко отметают советы, обращенные лично к ним, а в случае неудачи своих прогнозов или вмешательств тут же обвиняют другого, но себя – никогда.

Итак, больше всего ошибаются те, кто слишком привык советовать. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о таких говорил: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом». Вот почему очень часто, когда мы раздаем направо-налево рекомендации, когда произносим упреки, они словно уходят в пустоту, не достигают своей цели, а подчас настраивают против нас того, к кому мы обратились.

Не каждый имеет дар чувствовать душу другого. Но без этой чуткости невозможно помочь душе человека. Недостаточно увидеть чужие оплошности – на это способны все. Важно так дать совет, словно ближний дает его себе сам.

Заметим, душа практически любого человека весьма чувствительна к посторонним вмешательствам и не приемлет тона обличения, даже просто назидания, поскольку это сразу резко противопоставляет людей, поставляя одного, то есть обличителя, выше, а другого, то есть обличаемого, ниже. В возникшей ситуации конфликта, обиды или явной несправедливости ближнего лучше всего в задушевной беседе коснуться проблемы по касательной, не изобличая упреком в лоб, а дружелюбно рассматривая возможные варианты действий, как бы для вразумления самого себя. И то это возможно только тогда, когда есть общая почва для разговора; если же между вами заведомо пролегает пропасть, пытаться ее преодолеть, если вы не обрели еще крылья духовности, – значит наверняка упасть в эту пропасть и разбиться.

Древний патерик повествует, как однажды авва Аммон посетил место некоторых иноков. В то время один из братьев подвергся сильному искушению: его посещала женщина. Это стало известно прочим инокам, которые сильно смутились и, собравшись на совещание, решили изгнать соблазнившегося брата. С собой они пригласили пойти и авву Аммона, чтобы вместе осмотреть хижину инока. Согрешивший брат узнал об этом заранее и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, перевернув его кверху дном. Войдя в хижину, авва Аммон тут же все понял, сел на деревянный сосуд и приказал обыскать хижину. Иноки никого не нашли, и авва Аммон сказал им: «Бог да простит вам согрешение ваше». Затем он помолился и велел всем выйти, сам же пошел последним. Покидая келью, он взял милостиво за руку обвиненного инока и с любовью сказал: «Брат! Внимай себе». Так одним ласковым, теплым словом старец исправил того, которого безнадежно хотели исправить обличением прямолинейным и без любви.

Исповедь. Фото: В. Нестеренко / Православие.Ru Исповедь. Фото: В. Нестеренко / Православие.Ru Удивительное наставление дает нам преподобный Серафим Саровский: «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви. Видя брата делающего грех, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: “Простри ризу твою над согрешающим и покрой его”».

Вот как поступали в таких ситуациях сами святые. Преподобный Иов Почаевский однажды ночью, проходя через монастырское гумно, застал человека, крадущего пшеницу. Вор, испугавшись, пал к ногам святого, умоляя его никому не говорить об этом, чтобы не потерять уважения своих соседей. Но старец был настолько незлобив, что не только не укорил вора ни одним словом, но даже сам помог ему поднять мешок с краденым зерном. Наставив при этом смиренными словами не делать впредь ничего подобного, напомнив заповеди Божии и предстоящий нелицеприятный Суд, на котором во всем предстоит дать отчет Господу, старец отпустил вора.

Для христианина это крайне важно – в общении с ближними не выпячивать и выискивать их грехи, а, напротив, замечать в них лучшее, светлое, доброе. Что же касается исправления чужих ошибок, то если и браться за это, делать это с добротой и любовью. Преподобный Марк Подвижник по этому поводу верно сказал: «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предлагает нам такой совет: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: “Все, – сказано, – согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3: 23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см.: Мф. 6: 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (см.: Пс. 54: 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься. “Эта перемена десницы Вышнего” (Пс. 76: 11)».

Что же можно предложить еще относительно попыток вразумлять других? Прежде всего, оценивать конкретный поступок, а не совершившую его личность. Особенно же остерегаться называть допущенную ближним оплошность правилом его жизни. Судите сами: одно дело, если кто-то вам скажет: «Ты никогда ничего не сделаешь как следует!», «Да ты ни к чему не способен!», «Сразу видно, что ты бестолковый» и т.п., другое дело, когда кто-то вам скажет: «Обычно у тебя лучше получается», «Сегодня ты не совсем правильно поступил», «По-моему, ты способен на лучшее» и т.п. То есть надо оставлять вразумляемому надежду на спасение, а не загонять его в угол.

Действительно, существенной ошибкой бывает то, когда, пытаясь вразумить кого-либо, мы начинаем выпячивать его отрицательные черты, подчас перед другими подчеркиваем его недостатки. Соответственная реакция – отторжение наших слов. Досаждая другим и публично унижая, желая, видимо, помочь в обретении смирения, мы чудовищным образом провоцируем в человеке проявление гордости. А вот у преподобного Ефрема Сирина встречается совет иного характера: «Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен перед Господом». Предложить совет можно только при доброжелательности, не противопоставляя себя другому, а становясь с ним на одну почву: «Я сам намного хуже тебя, в данной же ситуации, как ты думаешь, может быть, я попробовал бы поступить вот так?»

Давайте подумаем, от кого нам самим легче перенести упрек: от человека доброжелательного, говорящего ласково и с любовью, или от нетерпеливого, говорящего вспыльчиво и презрительно?

Так как же мы сами должны обращаться к другим, чтобы они восприняли наше слово?

Есть замечательное жизненное правило: начни с себя, и у тебя сложатся отношения с ближними. Перестань по своему суду исправлять других, и ты найдешь с ними взаимопонимание. Победи в самом себе то, что не нравится в окружающих, и с тебя будут брать пример ближние.

Преподобный Исаак Сирин предлагает даже такой совет: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… Хвали его даже за то, чего он не имеет… Этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться тем приветствием, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели… Берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды». Никогда наши слова или наставления не будут восприняты человеком, если мы заранее не расположим его к принятию слова добрым отношением. Даже к самолюбию другого человека надо относиться со снисхождением. Не тыкать человека носом в его недостатки, а аккуратно исправлять их, опираясь на то хорошее, что в нем еще есть.

И все-таки значит ли это, что лучше только молчать? Бывает, мы загоняем свое недовольство внутрь, не высказав нужного замечания, хмуро копим обиду, а потом, сорвавшись, выплескиваем в лицо. «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно» (Сир. 20: 1), – сказано еще в Ветхом Завете. В Евангелии же читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему» (Лк. 17: 3), – значит, выговаривать ближнему о его проступке все-таки нужно, «и если покается, прости ему» (Лк. 17: 3). Но здесь же, во-первых, предполагается полное искоренение в самом себе злобы и раздражительности: «если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: “каюсь”, – прости ему» (Лк. 17: 4), так что выговаривание брату должно иметь целью не восстановление справедливости самой по себе, но обращение ко спасению души брата, когда ты сам готов простить ему, лишь бы он обратился. Во-вторых, наши слова не должны становиться соблазном для ближнего. Произнесенный не к месту или не во время упрек лишь ввергнет другого человека в искушение. «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1).

Увы, реалии жизни не всегда отвечают нашим надеждам и планам. Желая донести какую-то истину до человека, допустим, слово о вере, порой мы терпим крах. Иногда наше слово не могут принять, так как оно произнесено весьма неумело, без приложения к реальной жизни человека. Но к великому сожалению, мы также часто встречаем в обществе неприкрытый цинизм. И о носителе подобного морального качества можно сказать словами Пушкина из стихотворения «Демон»:

Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

С человеком, который смеется тебе в лицо, вряд ли возможен искренний разговор. Как донести святое тому, для кого нет в принципе ничего святого? Говорить с циником о вере и обо всем самом святом представляется вряд ли возможным. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Итак, важно учиться чувствовать, кому, что, при каких условиях и каким образом можно сказать. Жизнь предлагает нам возможность обрести этот опыт. А терпеливое и тактичное отношение к другим людям подскажет, как поступить правильно, если конечно нами движут любовь и доброе отношение к нашим ближним.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пляж, как место вразумления Пляж, как место вразумления
Александр Богатырев
Пляж, как место вразумления Пляж, как место вразумления
Александр Богатырев
Вразумление и повод для духовных размышлений можно получить где угодно, даже на пляже.
Поспорим? Поспорим?
Диакон Павел Сержантов
Поспорим? Поспорим?
Диакон Павел Сержантов
Если другие разновидности спора в Интернете – в режиме скандала и в режиме ток-шоу – провоцируют игру страстей, вспышки гнева и празднословия, то спор в режиме методичного исследования обсуждаемого вопроса может стать аскетическим упражнением. Странновато звучит, но, тем не менее, попробуем и это себе представить.
«Что ты имела в виду?» «Что ты имела в виду?»
Анна Лелик
«Что ты имела в виду?» «Что ты имела в виду?»
Анна Лелик
Недавно пришлось стать свидетелем спора знакомых молодожёнов. «Двое дерутся — третий не лезь». Я стояла молча. Но, возжелав правосудия, они обратились ко мне. «Скажи, кто из нас прав?» — «Я? Так я не…» И тут во мне проснулись мои педагоги! «Ребят, — сказала я, — давайте сначала с понятиями определимся…»
Комментарии
Ольга 2 ноября 2019, 17:31
Благодарю за все ваши труды. Дай Бог - Вам здоровья крепкого и долгих лет жизни: чтобы вы ещё много успели дать Миру ,желаю Вам дальнейшего процветания! С любовью к Вам- Ольга.
Татьяна29 марта 2019, 21:42
Спаси, Вас, Господи, отец Валерий! Я нашла в Вашей статье ответы на свои вопросы.
Павел29 марта 2019, 21:34
Перечитал не только статью, но и свои комментарии шестилетней давности. И, можно сказать, схватился за голову. Зачем я столько написал? И почему аллюзия на стихотворение Лермонтова так не понравилась мне тогда? Простите, люди добрые. А если по статье коротко - конечно, придраться всегда есть к чему (например, "вспыльчиво и презрительно" - явления не одного порядка, мой духовник всегда резок в обличениях именно из великой своей любви к Богу и к людям, я плакал от его обличений и с тех пор полюбил его как мало кого), но я поставил десять.
Stanislav Kvasov28 марта 2019, 18:13
Невозможно тяжело читать про себя, но так это и есть. Спасибо Господи, и тебе, дорогой батюшка, за вразумление!
Марина27 марта 2019, 15:17
Век живи - век учись. Нужно бы в курс "Педагогики" для учителей включать такие наставления. Может быть в школах не было бы столько обиженных и агрессивных детей.
Сергей Горбатенко27 марта 2019, 10:56
Автор сумел совместить две противоположности. С одной стороны им сказано, что человек есть образ Божий, а с другой автор сам вопрошает: "Как донести святое тому, для кого нет в принципе ничего святого?. И отказывая человеку в понимании святости, разве не лишает автор этого человека и возможности быть образом Божиим?
Елена Безгодова24 апреля 2016, 02:15
Спасибо!
Елена Долгих23 марта 2014, 15:34
Спаси Господи! Дай Бог, нам всем, внять, хотя бы, частицу из этой статьи и применять в миру! Слава Богу за ВСЁ!
Раиса28 апреля 2013, 19:10
Раиса: Слава Богу, что вы есть.
Дарья12 марта 2013, 10:41
Спасибо! Многое из того, к чему пришла по наитию, теперь оформилось в стройную систему знаний. Почерпнула много нового. А также я увидела множество своих промахов и ошибок. Непременно буду перечитывать несколько раз, так как в статье есть много важных истин, о которых нельзя забывать.
Низкий поклон автору!
Сергей11 марта 2013, 20:59
Спасибо! Просветило, очень многое из произошедших ситуаций стало понятным(причины недоразумений). Спасибо!
Елена М11 марта 2013, 17:16
Прочитала в некоторых комментариях о том, что люди сохраняют для себя выдержки из Вашей статьи. А по-моему, это неверно, т.к. вся ценность ее в том и состоит, что в ней абсолютно всё важно, ее ценность в ее целостности: процитируй одну строку и упусти другую и всё - суть потеряна.
Мария11 марта 2013, 04:47
я не самая умная, чтобы раздавать советы, а самая глупая, потому, что раздавала, получила ожидаемое
Екатерина10 марта 2013, 10:39
Очень полезно, сохранила себе выдержки из статьи. Спаси Господи!
Илья 9 марта 2013, 02:35
Спасибо, что вы есть
Светлана 9 марта 2013, 00:51
Все правильно, все про меня, мои ошибки, мои грехи,некоторые из которых исправить уже нельзя, увы, слово не воробей... А написано все именно в духе любви и смирения, на том языке, на котором и надо бы вразумлять человека.
Нелли 9 марта 2013, 00:24
Огромное спасибо за поучительную статью.Действительно мы столько делаем плохих ошибок в жизни даже по отношению к близким людям.Иногда страх берет.Спасибо.
Татьяна 8 марта 2013, 21:12
Благодарю Вас
Василий 8 марта 2013, 13:43
"Они живут наблюдениями за окружающими и едва заметят что-то вызывающее у них возмущение, как с видом всезнаек выплескивают то, что у них в данный момент на уме. Желание исправлять и подсказывать другим – это их жизненный зуд, никогда им не дающий покоя." - про себя читал. Спаси Господи!
Павел 8 марта 2013, 13:02
На более-менее спокойную голову скажу, что я обличал чужие грехи для того, чтобы быть выше их, для терпения и прощения, а не для того, чтобы поучать кого-то. И для того, чтобы защищать слабых от зарвавшихся сильных и от их осуждения. Я всё испортил попыткой обличения циников. Собственно, перестройка, начавшись с благого, погибла именно по этой причине. Мы попытались "расшевелить" благими лозунгами откровенных циников и злодеев, считая, что перемены в стране зависят от их власти - и произошла катастрофа. Если бы я еще знал в те годы, что наука и те, кто туда идут по убеждению, в основе своей циничны, потому что безбожны! Хотя бы сил хватило стать не теоретиком, как я мечтал, а учиться ремеслу, подобно апостолу, делавшему палатки... Благо наука химия - наполовину ремесло. Но потерянного не вернешь. Когда через 18 лет я понял, что с кафедры деда уходят последние нанятые им сотрудники и кафедра окончательно перерождается в сторону плохого, мне пришлось бросить науку. Новые сотрудники принялись обличать меня самого за то, что не подлежит осуждению, мне стало невыносимо.
Анна 8 марта 2013, 12:38
Дорогой батюшка!!! Спаси Вас Господь и ла будет с Вами Его повсеместное благословение!!! Какая замечательная статья! Я столько мучилась, не зная, что делать в тех ситуациях, которые описаны в статье. А тут Сам Господь благословил прочесть эту статью. Причём она не загружалась, я через телефон её читаю. То интернета не было, то сбои какие-то. А сейчас словно душа духовную пищу приняла! Дай Вам Бог крепкого здоровья, душевного спасения и помощи Божией во всех делах!
Станислав 8 марта 2013, 11:35
Спасибо очень поучительно.!
Анна 8 марта 2013, 11:15
Очень хорошая статья! Спаси всех Господи!
ЛИДИЯ 8 марта 2013, 09:56
СПАСИ ГОСПОДИ!!!!ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ И ПОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ!!!И ПРАВДА МЫ МНОГО НЕ ВИДИМ ЗА СОБОЙ ГРЕШНЫЕ,И ПЫТАЕМСЯ ВРАЗУМЛЯТЬ ДРУГИХ.....
Павел 8 марта 2013, 08:45
Хотя... всегда есть разница между тем, кто помнит, что такое грех, и тем, кто презирает само это понятие. Обличал я во время конфликта в юности именно такого человека. Он был циником из циников. Это была дерзость, я тогда решил возвеличить себя обращением циника в праведники. Еще одна тяжелейшая ошибка с моей стороны. Но тем не менее, хотя этой ошибкой я сам попрал свое по наследству от предков доставшееся право на публичную честность, никто не давал этому человеку права поддерживать во всех окружающих дух насмешки, непослушания, мата, пьянства, курения, скверных анекдотов и распространять вокруг одним своим духом весь вагон гадости, которой заразилась от подобных в те годы вся Москва.
Павел 8 марта 2013, 08:31
Если в двух словах - да не осуждал я в молодости никого, диавол это придумал, чтобы мне нагадить, люди поверили, и я довольно быстро стал верить сам! Как человек, осужденный за убийство самого любимого человека, к которому он непричастен, и каждый день в тюрьме мающийся тем, что из его поступков способствовало этой смерти, и готовый взять на себя несуществующую вину! При том, что все обоснования упреков мне были абсолютно ложными. Тем более давний тот конфликт произошел в среде неверующих, да и я сам был, по сути, тогда агностиком.

Единственное, в чем мне надо после этого годы и годы каяться - в том, что я не ведал, что для того, чтобы проповедовать и обличать, человек сам должен вести образ жизни, достойный этого призвания, и каждую минуту должен следить за чистотой помыслов. Трижды сам последовав греху, который человек собирается обличать, он обрекает себя как минимум на скандал, в худшем случае - на презрение. Кроме того, путь к чистоте жизни и помыслов долог и не может занять четыре года в юности, как у меня. В противном случае даже совершенно истинные слова будут поняты совершенно превратно, и вор победит честного, и жулик воссядет на престоле правителя.
Павел 8 марта 2013, 08:05
Вся беда в том, что подлинное обличение в собственной душе давно для меня невозможно. Как только это происходит, диавол тут же входит в душу начинает орать, будто бы я осуждаю грешников. Может, говорить, что всеобщий индивидуализм - это, как говорится, их проблемы, и призывать в помощники Максима Исповедника, оставшегося одного против всех, и не выход из положения, но читать про свою душу, что она мятется, будто пена морская, было неприятно. Именно потому, что не надо распространять мое нынешнее плачевное положение на всю мою жизнь. Особенно с учетом того, как люди поступили со мной за искренность и кого они мне предпочли. За этого человека мне молиться духовник запретил, хотя я 20 лет пытался найти выход и для него тоже. Вся беда - только в лживости всеобщего индивидуализма. По сути, эти строки о пене морской, суждении о чужих делах и т.д. - следствие прямого вторжения диавола в нашу жизнь, приведшего к развалу СССР. Как если бы кто прогнал из епархии благочинного и обрек его на жизнь в сточной канаве - а он, смотри-ка, живет, даже чудотворит время от времени... Так почти все считают, как отец Валерий, что делать. Тут даже не скажешь - как будто батюшка Валерий один! Так все думают, за редкими исключиениями. Пока что приходится прощать это, терпеть и молчать.
Павел 8 марта 2013, 07:38
Хорошая статья. Начало только не очень. Я нетерпелив, чуть не бросил читать и отнес слова святителя Игнатия о тщеславии и гордости к началу статьи. Дальше прочел - убедился: статья дельная. Особенно понравился совет о том, чтобы не распространять грех ближнего на всю его жизнь.

Сказано: "У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов". Если честно - общество в хаосе, это ясно, но почему наставников-то и то мало, а отцов еще меньше, не пойму. До 1990 г. я встретил только одного человека в жизни, который постоянно и не к месту поучал. Всё дело в индивидуализме. Он сделался повальным и в определенный момент сломал общество. Может, слова начала статьи и относятся ко мне, но я не так воспитан. Если в моей душе назвать грех по истине - благо, то остальное - проблемы того, кто в ответ городит кучу огорода. Потому что я сам так стараюсь не делать и считаю это мерзостью. Скандальным я не был и не переношу ответных обвинений в скандальности, даже если из-за них я сам приобрел эту черту. И не моя вина в том, что так стали вести себя все люди вокруг. Разве что в том, что цели, ради которых я проповедовал, были ложными (улучшение жизни в СССР, благо науки и т.д. и т.п.), и окружающие в эти ложные ценности устали верить. Однако нравственность никто еще не отменял. В обществе добро извелось к 1990 г., а люди еще что-то квакают про разрушение устоев жизни! Добрый человек никогда на разрушение устоев его жизни жаловаться не будет! Впору брать пример с Максима Исповедника.
Виталий Я-ЗА 8 марта 2013, 05:39
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал."

Однако милость к падшим, но не греху. Не обольщайтесь, братья, интернет, сугубое место общения ников (англ. nickname — первоначально «кличка, прозвище», здесь, сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете), они не всегда люди и совсем не обязательно ищут общения и самовыражения, зачастую работают профессионально над "промывкой мозгов".
lyudmila toll 8 марта 2013, 01:00
Низкий поклон отец Валерий!
я выписала себе мудрость
И Брянчанинова и И Кронштадтского
великих наших батюшек !
буду стараться следовать им в деле.
иногда имела грех поучать ,
а потом сама так страдала внутри все волновалось:
а надо ли было наставлять? а может я была резка не справедлива ?
поэтому буду вести себя сдержанно
иногда когда тебя просят наверно можно осторожно посоветовать, а если нет то лучше уж молчать
я несколько лет переживаю за мою знакомую тк она в секте радостея
но как вразумить ee?
я ни разу совета ей не давала по этому поводу ,но спрашивала ходит ли она в церковь?
она отвечала что ходит!
мне это было совсем непонятно?
как в церковь пойти а на самом деле сектантка много лет? Мы живем в разных странах теперь,
видимся в скайпе,
в душе переживаю за нее и молюсь.
Господи вразуми ее ! ведь прямой дорогой в ад идет!
Галина 7 марта 2013, 22:30
Большое спасибо!!!
Андрей 7 марта 2013, 21:14
Хороша статья,спасибо!
Прежде всего самому надо быть чистым,чтоб учить этому кого-то другого.
Иулиания 7 марта 2013, 20:49
Спаси Господи за очень нужную статью! По жизни не хватает мудрости в отношениях с людьми.
р.б.Сергий 7 марта 2013, 20:34
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон и благодарение автору за столь вразумительный труд и за привлечение нашего внимания к собственным помыслам.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б. Александр 7 марта 2013, 19:24
Как же тогда понимать слова Пс.108:

Боже хвалы моей! не премолчи,
ибо отверзлись на меня уста нечестивые
...Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
...дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;
да скитаются ...и нищенствуют,
...да не будет милующего сирот его;
да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
...за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

Как много в Псалмах страшных слов и проклятий, посылаемых через жалобы Богу на головы гонителей и их сородичей и детей их, и потомков их..! Как же последняя заповедь Господа нашего Иисуса Христа: "Любите друг друга!"?
Понятно, что все мы - грешники, но как становиться ближним чужому, иноверцу, пришлому, занимающему рабочие места, т.е. заработок, если в Псалмах такие страшные слова отчаяния?..

Новое вино в старые меха не вливают? Или все смешалось в нашем... виноделии??!

Простите сумбурность мою...
Артём 7 марта 2013, 16:45
Спаси Господи автора за очень своевременную статью, я как раз не знал как поступать в данных ситуациях, из-за чего вводил в грех себя и ближних.
Лариса 7 марта 2013, 14:46
Спасибо большое! Оглянувшись на свою жизнь, понимаешь, как часто были допущены словесные ошибки,вернее грехи перед ближними, как были смущены и огорчены люди и сколько, действительно, камней легло на мою душу - и все это из-за слабости Духа, из-за малой наполненности сердца любовью и еще многое... из-за чего.
А направляя свой взор вперед, понимаешь, что ты сама далека от совершенства и становится стыдно и сердце наполняется терпением, пониманием, ЛЮБОВЬЮ.
Очень нужная беседа была проведена Валерием Духаниным!
Надеюсь на новые беседы по этой же теме.
Виталий 7 марта 2013, 14:10
Спасибо за статью, очень поучительно!
Ольга 7 марта 2013, 13:54
Спасибо за вразумление!
Анна 7 марта 2013, 12:57
1000 раз спасибо! Замечательная статья, ,буду исправляться ))
Ольга 7 марта 2013, 12:46
Спаси Господи! У каждого, имеющего убеждения есть желание учительства, а у учителя по профессии это в крови. Борьба с собой изнуряет. Слова этой доброй статьи помогают смириться и просить о прощении. Спаси Господи!
Евгения 7 марта 2013, 12:40
Спаси Господи! Благодарна Вам за статью! Жизненно необходимо было мне ее прочитать. Вы мне очень помогли! Ангела Хранителя!
Евгений 7 марта 2013, 12:10
Спаси Господи! Спасибо за статью. Много думаю об этом и всегда
встает один и тот же вопрос сказать или промолчать....
margarita 7 марта 2013, 12:04
Nizkij poklon za statju.
Ochenj nuznaja i pouchiteljnaja, i dobraja!

Татьяна 7 марта 2013, 11:27
Спасибо! Очень хорошая статья. Поучительна для каждого.
Ольга 7 марта 2013, 11:14
Спасибо!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×