О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери

ПРЕДИСЛОВИЕ

O Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род. Освященный Храме и Раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела.

О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери /Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 432 с. О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери /Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 432 с.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

слава Тебе.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно.

Икона — учили отцы — есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой и, кто

отвергает икону, тот не верит в реальность боговоплощения, т. е. человеческой природы Богочеловека.

С. И. Фудель

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на Престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ Нового Иерусалима, образ рая.

В нижней части иконы — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы.

И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым Творением» и «освященной Церковью».

Все это воплощено на одной иконе «О Тебе радуется».

Почему столько веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение?

Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?

Отец Павел Флоренский писал: «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего».

Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека. Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».

На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение православной кафолической Восточной Церкви.

Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы».

Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения. А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков».

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ Боговоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» — в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах.

Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются — «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы.

Эта книга родилась из статей, написанных для журнала «Встреча». Семь лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публикуются эти очерки. Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушались храмы и уничтожались святыни. В лучшем случае чудотворные иконы попадали в музеи. Многие иконы оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших свою Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этой книги: архимандриту Тихону (Шевкунову), Н. Н. Чайковской, главному редактору журнала «Встреча» Ю. В. Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А. В. Ракову, председателю Благотворительного фонда «Попечитель» К. Ю. Курченкову, директору Благотворительного фонда «Попечитель» Н. Ф. Комаровой, Иман-Вере Аль-Мусауи, В. М. Сетдековой, Т. Л. Хоцяновой.

Надежда Дмитриева

12 марта 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту