Как семинарист Василий в войсках ВКО служил

После того, как на портале Православие.Ru была опубликована беседа с семинаристом Иваном Букаревым, добровольно отслужившим в рядах ВДВ, мы получили огромное количество писем и отзывов и поняли, что армейскую тему нужно продолжить.

Наш новый гость – студент Сретенской духовной семинарии Василий Лапкин – отслужил в подмосковной части войск воздушно-космической обороны. Василий рассказал о том, почему в армии больше нет дедовщины, куда подевался «наряд на столовую» и как солдаты приходят к вере.

Кесарево кесарю

Василий Лапкин
Василий Лапкин
Сколько вам лет?

– Полных двадцать. Маленький юбилей как раз в армии встретил.

– А как вы вообще там оказались-то?

(Я смотрю на своего визави и думаю: что это за новая мода у молодых людей – в армии служить? Или это просто какие-то другие молодые люди – не те, про которых обычно пишут светские СМИ и снимают современные фильмы?)

– Я, – тем временем растолковывает мне Василий, – хотел в армии служить. Это у меня с детства.

(Еще интересней: откуда у людей в детстве берутся такие желания?)

– Ну как… Любовь к Родине, посещение исторических мест… Как-то с детства это в меня вошло – с историей, с паломническими поездками, путешествиями. Вот и родители говорили, что человек, не служивший в армии, раньше не ценился в обществе. Слово «негодник» оттуда и пошло – означает: не годный к армии».

– Простите, а вы, я так понимаю, в православной семье росли?

– Да, мой папа священник.

(Тут, конечно, многое проясняется – и откуда любовь к истории возникла, и где искать истоки желания Отечеству послужить. Все естественно: человек получил правильное воспитание и образование, и теперь заложенное с детства начинает приносить вполне ожидаемые плоды.)

– Как в Писании сказано? «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Мы же живем не только по Закону Божиему – человеческие тоже надо исполнять, – рассуждает Василий. – А что в Конституции написано? Что нужно Родину защищать. В армию боятся идти потому, что много гадостей про нее пишут и рассказывают. Вот я и решил выяснить, что же там происходит на самом деле.

Время меняется. И армия тоже меняется, идет в ногу со временем, и ничего страшного там нет – вот итог этой «разведки боем».

«Дедовщины нет»

– А как же «дедовщина»?

– А «дедовщины» нет. Хотя многое, конечно, зависит и от расположения части (географического. – М.В.), и от офицеров. Буду говорить о той части, в которой служил, – и тех, где проходил подготовку: курс молодого бойца и доп.подготовку водителей. Офицеры, с которыми пришлось встретиться, очень серьезно отнеслись к адаптации вновь прибывших.

Конечно, бывает, что старослужащие «проверяют»: к примеру, говорят: «Дай часы примерить» или «Пойдем, поможешь сделать кое-что», – то есть пытаются переложить свои обязанности на другого.

На стрельбах
На стрельбах
Но всё это очень строго каралось офицерами, если они узнавали. Хотя, конечно, если слабовольный человек поддастся на эти провокации, пойдет на поводу, тут уж ничего не поделаешь.

– Опишите первые впечатления. Среда, в которой оказывается призывник, враждебная или дружественная?

– Первым делом ты попадаешь в учебную роту – а там все находятся в том же положении и тех же правах, что и ты. Месяц-полтора живешь там, знакомишься с ребятами, с кем-то начинаешь общаться ближе, держишься вместе, переживаешь стресс. А это стресс для человека – когда из мира вдруг ты оказался в роте, где нужно соблюдать строгий распорядок дня, нельзя иметь мобильный, письма домой пишут только по воскресениям в установленное время, и постоянно хочется пить: только 600 грамм воды давали нам в сутки. То есть на завтрак, обед и ужин по неполной чашке. Конечно, в нашем распоряжении был кран с водопроводной водой, но, как показала практика, те, кто пил из этого крана, болели и отправлялись в лазарет.

А вот уже после торжественной присяги происходит распределение по частям. Отправляют из учебной части группами – по три-шесть человек, так что в роту приезжаешь с ребятами, с которыми был в «учебке».

– Это, конечно, облегчает адаптацию. А что за ребята приходят сегодня в армию? Возраст, образование…

– Подавляющее большинство – в возрасте от 18 до 21 года. Наши офицеры не намного нас старше – на год, может быть, или на два.

Есть солдаты постарше – по 25–26 лет, но их очень мало.

Есть и с высшим образованием, но они главным образом проходят службу в канцелярии – потому что это люди думающие, умеющие работать с компьютером, с информацией.

Кто-то из деревни, кто-то из города, из Москвы, из Магнитогорска – откуда угодно, и все общаются между собой. «Эх ты, деревня» или «Что с вас, с москвичей, взять?» – ничего подобного я не замечал.

С ребятами
С ребятами
– Вот солдат прибывает к месту службы. Каким образом распределяются обязанности?

– С тобой общаются психологи, выясняют, что ты умеешь делать, говорят офицерам, а те, исходя из этой информации, подбирают тебе должность: работа в техническом взводе, ремонт автомобилей, боевое дежурство… Есть связисты, охрана…

Но каждая должность важна, и каждый должен относиться к ней ответственно: как ты к своим обязанностям и к офицерам относишься, так будут относиться и к тебе.

«Никого не хочу слушать» и «я сам по себе» – такое в армии не пройдет. Есть закон, которому мы все подчиняемся, схема, по которой все должны жить и служить, – если следовать ей, тогда будет порядок.

Если каждый начнет делать, что ему в голову придет, то общее дело не получится. А вот если все будут единым целым, будут понимать друг друга, то не будет никаких конфликтов, ни воровства, ни «дедовщины» – ничего – а будет одна большая семья.

– А где вы служили?

– В ВКО – войсках воздушно-космической обороны. Защита Москвы и Московской области от нападения с воздуха. Мы, конечно, с парашютом не прыгали и ракеты в космос не запускали, но тоже несли боевое дежурство и следили за техникой. «Особо ответственные работы» – так это называлось.

– Но вернемся к теме дедовщины.

– Чтобы «дедовщину» искоренить, стараются брать солдат под полный контроль. Постоянно проводятся проверки. Приезжает комиссия, расспрашивает. Проводят телесный осмотр. Завидев синяк, начинают выяснять, откуда он взялся, есть ли объяснительная… Бывает же, что действительно в спортивном городке ударился или об дверь. Или в хозяйственный день на генеральной уборке можно на мыле поскользнуться…

– Конечно, можно.

– И все это должно фиксироваться. Получив такую небольшую травму, ты должен написать объяснительную, прийти к офицеру и сказать: «Я получил синяк». Для объяснительных записок есть специальная папочка, и если приезжает проверка и интересуется происхождением синяка, нужно предъявить эту запись.

– Считаете, что эта система не позволяет скрыть факт противоправных действий?

– Конечно. Если происходят серьезные инциденты – ломают руки, челюсти, – скрыть такое уже невозможно.

– Но ведь человека при желании можно заставить написать какую угодно объяснительную.

– Можно. Но и прокурор частенько приезжает. Очень легко завести уголовное дело.

Я слышал о таком случае. Пострадавший рассказал об издевательствах не офицеру, а сразу написал в прокуратуру. Оттуда сразу приехали.

Очень строго следят сейчас за такими вещами. Телесные осмотры на наличие синяков бывают даже перед сном – вот уже до чего дошло.

Многим не нравится, а с другой стороны, лучше сразу разобраться, если возникает проблемная ситуация.

И на поверке статьи из УК РФ нам ежедневно зачитывали, относящиеся к «дедовщине».

Статья 335: «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и отсутствие между ними отношений подчиненности». Статья 336: «Оскорбление военнослужащих». Статья 337: «Самовольное оставление части или места службы». Статья 339: «Уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни или иными способами». И так далее.

– Каждый день?

– Да. Статей десять. Могли и спросить. Если не ответишь, то выходишь перед строем и читаешь вслух. А это значит: время отрывается от умывания, так что «спасибо» тебе никто не скажет. Потому все запоминали эти статьи очень хорошо.

«Солдат учит устав и марширует»

– Про «дедовщину» понятно. Но вот еще вопрос, который волнует в первую очередь всех мам: а как кормят в армии?

– Сейчас – замечательно. Я служил как раз в то время, когда начались реформы. Раньше «срочнику» начисляли в месяц 430 рублей, а сейчас – 2000. Это много.

Кормить начали хорошо, потому что на кухне стали работать гражданские.

Ты пришел в столовую, еда уже готова, ты выбрал, сел, покушал и ушел. А раньше нужно было чистить картошку, мыть посуду, готовить… Этим солдаты уже не занимаются.

– Да?! То есть мы официально заявляем, что солдаты в армии картошку больше не чистят? «Нарядов на столовую» больше нет? Это сенсация.

(Смеется.) В нашей части, по крайней мере, точно не чистят.

Солдат должен учиться, то есть познавать теорию и практику. Он должен знать, как выкопать окоп, уметь его выкопать, знать, если он командир отделения, как командовать, если пехотинец – как вести себя в бою. А вот это все: чистка картошки, уборка помещений и территорий – потихоньку переходит к гражданским лицам, к персоналу, потому что нужно высвободить солдату время для подготовки. Приходят люди и моют полы, убирают снег, а солдат сидит и учит устав, марширует, стреляет из автомата и поет песни.

«Если им рассказать о Боге, уделить любовь – они будут верить»

– Не могу не спросить про возможность молиться и посещать богослужения.

– Я попал в часть ночью 17 января, а 19-го – Крещение Господне. И вот нам вырезали иордань, мы искупались, и так получилось, что разговорились с ребятами. «Что такое Крещение? А зачем вы в проруби купаетесь?» Я рассказал всё, что знал после двух семинарских курсов, а меня спрашивают: «А ты что, священник что ли?» – «Нет, учусь на батюшку в Сретенской семинарии». Люди заинтересовались.

– Православных много?

– Много, скажем так, сочувствующих. Сугубо православных, если можно так выразиться, мало. Человек семь-восемь нас было…

– Из?

– Из ста. Есть и мусульмане… К нам приезжали священники, а к мусульманам – имам. И протестанты в часть приезжали. На религиозной почве не было никаких конфликтов. Все, наоборот, рассказывали о своей вере, интересовались другой… Живой интерес был.

– Расскажите про это.

– С православных, наверно, надо начать, да?

Есть православные, которые носят кресты, но вообще не понимают, в чем суть. Они восприимчивы к вере. Если им рассказать о Боге, если уделить время, теплоту, любовь христианскую – они будут верить. Это восприимчивые сердца, которые, может быть, сокрыты… оболочкой какой-то…

И крестились у нас в части, и на исповедь просились, говорили: «Когда мы в церковь съездим?»

И мусульмане интересовались. Я недавно приезжал в часть, подошел чеченец и спрашивает: «Слушай, вот в Евангелии есть про ад. А что такое ад?» И пошел разговор. Почему одни люди добрые, а другие злые; чем виноват ребенок, с которым случается несчастье, – такие вопросы люди задают. Начинают искать смысл веры. Конечно, миссионерская работа должна проводиться…

– А она проводится?

– И не только православными. Как я говорил, и имам к нам приезжал, и баптисты.

Очень активную деятельность баптисты ведут. Тормошат людей. Привозят гостинцы, говорят о Боге, раздают Библии

– А стоило бы православной миссии быть чуть более активной?

– В большие части, в дивизии, где несколько рот живет – более тысячи человек, батюшка почти каждое воскресение приезжает. Рассказывает о Боге, показывает какие-то фильмы, раздает мыло, зубные щетки, тетрадки, ручки…

А вокруг нашей части на 5 километров вокруг – один лес; горячая вода – и та не всегда бывает. Лось может запросто к КПП подойти… Магазинов нет, живешь в лесу, на белок смотришь. Нелегко туда добраться. К нам только несколько раз батюшка приезжал. А так в основном баптисты.

– Можно сказать, что вы с миссией там были.

– Многие интересуются, потому что Церковь – область для большинства не особо известная, а тут – живой человек, который может ответить. Как будущего священника начинают спрашивать…

Сначала со всех сторон налегали… Тяжеловато было. Но, слава Богу, православный я был не один – кто-то из ребят даже пономарил до армии. Мы сплачивались. Между собой общались, отвечали на вопросы…

Была такая ситуация под конец службы: я проводил отбой, проверял заправку обмундирования… Иду, смотрю: человек что-то читает. «А ну-ка покажи!» Он спрятал книжечку. «Так, – говорю, – давай доставай, показывай». Нехотя вырвал у него из-под подушки, смотрю: молитвослов! «Зачем в темноте читаешь? Ты глаза себе испортишь!» Меня это очень сильно удивило, что человек взялся за молитвослов. Он исправился: бросил курить… То есть Господь его тоже коснулся.

Там многих людей Господь касается. Они истинно начинают искать Бога.

Лейтенант Артем – мы к концу службы по именам офицеров звали, разница в возрасте, как я уже говорил, небольшая, – попросил: «Дай Библию почитать!» Библия, которую мне отец Тихон вручал на первом курсе, сейчас у этого офицера находится – это благословение им такое.

«В армии ты прямо чувствуешь: Господь помогает»

– А главный-то опыт какой? Что ты получил благодаря службе в армии?

– Я укрепился в вере. В армии это очень чувствуется: когда тебе тяжело, Господь тебя слышит… Он касается тебя, и ты прямо чувствуешь, что действительно Господь помогает.

С ребятами
С ребятами
Когда тяжелая ситуация возникает, удивляешься своему организму, способному пробежать 5 километров, потом отжаться, потом еще раз 5 километров пробежать, причем с полной выкладкой… Сейчас вспоминаю и просто не представляю, как это возможно. Сначала приседаем, потом отжимаемся, затем приседаем на одной ноге… Самому странно, что можешь так, – а все делают, и ты делаешь, и потом удивляешься: «Ничего себе, как получается»… Не знаю, как объяснить… Физические данные показывают повышение выносливости организма.

Да, вера в Бога укрепилась.

Еще – познакомился с замечательными людьми, с которыми сейчас общаюсь.

Как-то в голове все стало четко, ясно, понятно – появились дисциплина и самоконтроль. Ценишь время. Ну и, конечно, людей… Хотя осторожность к людям тоже надо проявлять. Немножко начинаешь разбираться в людях…

– А что папа-то сказал, когда вы вернулись?

– «Родине послужил, а теперь Богу послужи».

С Василием Лапкиным
беседовала Марина Вологжанина

30 мая 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оптинские старцы о воинской службе и защите Отечества Оптинские старцы о воинской службе и защите Отечества Оптинские старцы о воинской службе и защите Отечества О воинской службе и защите Отечества
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
«Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной».
Родившийся 23 февраля Родившийся 23 февраля
А. Сегень
Родившийся 23 февраля Родившийся 23 февраля
Александр Сегень
«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству», – говорил в одном из выступлений Патриарх Алексий II. Святейший родился 23 февраля 1929 года. И не случайно, что именно в День Защитника Отечества мы всякий раз поминаем добрым словом и нашего незабвенного пастыря.
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Комментарии
Лилия 4 октября 2015, 18:44
А у нас Батюшка служит в морской пехоте. =) И что бы там не говорили, о армии. Вижу как целыми взводами ходят в церковь военные срочники и контрактники =)
николай21 июля 2013, 09:48
мой ответ.все очень просто за него молился отец священник и отцы семинаристы.но самое трудное начнется для него после окончания семинарии.
Инна29 июня 2013, 18:08
"Светлана:
У меня брат занимался в секции дзю-до в средних классах. В начале каждой тренировки бегали по 5 км, после пробежки тренер не разрешал пить, только рот полоскать, выносливость воспитывал."

Светлана, они три месца подряд бегали?
Попробуйте при нормальных физических нагрузках пить три неполные чашки в день. Через несколько дней вам станет плохо. Если выдержите три месяца без вреда для здоровья - тогда будете иметь право рассуждать о выносливости.Только едва ли выдержите. Медицинские нормы - они ведь не просто так придуманы. Нет, ну можно конечно... и есть не давать - порловину нормы, допустим, для выносливости. Есть воспитание - а есть бездарное начальство, которому безразличны солдаты. И это совершенно разные вещи.
Макар26 июня 2013, 11:41
2Кор.12:9 «Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Когда находишся в армии во власте устава ВС РФ осознавая свою немощность,остаётся уповать только на Бога и Бог через эти обстоятельства в моей жизни коснулся меня.
Спасибо моему другу Василию Лапкину за Слово(Покайся).
1 Иоанна 1:9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Через армию Бог открыл мне самую важную для меня истину,Иисус Навин 1:8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Сослуживец Василия.
Людмила 5 июня 2013, 10:41
Такая замечательная статья в продолжение рассказа семинариста Ивана. Спаси Господь! Настоящий пример православного парня. И тема действительно очень интересная. Жаль, что проводят свои миссии баптисты, а мы в этом отношении пока отстаём,не хватает отца Даниила (Сысоева), дай Бог побольше священников, посещающих части и говорящих ребятам о Боге.
Уволен в запас 3 июня 2013, 12:56
Армия не меняет людей, люди меняются в армии (если захотят).
Светлана 2 июня 2013, 23:22
У меня брат занимался в секции дзю-до в средних классах. В начале каждой тренировки бегали по 5 км, после пробежки тренер не разрешал пить, только рот полоскать, выносливость воспитывал. Мужиков ведь растим, а не барышень кисейных. Хорошая статья.
А дедовщина, она во всей нашей жизни. Придёт молодой человек после ВУЗа работать, что кто-то бросится ему помогать. Будут гонять как мальчика на побегушках. Ведь в коллективе ещё уважение надо заслужить! Ну чем не дедовщина?
Юлия 2 июня 2013, 15:15
Мне доводилось бывает в воинских частях несколько раз.
1) Президентский полк))) Я там выступала соло.
2) Таманская дивизия, где мы выступал наш оркестр. Ну там весело... Солдаты все неаккуратные, неопрятные, с мобильными телефонами, много бывших заключенных. Это не в обиду тем, кто там служил. Такая там была обстановка, когда мы приезжали.
3) Я ехала в электричке со взводом солдат. Они были хорошие, вежливые и красивые. Иногда я жалею, что нормально с ними не познакомилась)))
4) А ещё я слышала, как дембель рассказывал о своей службе. Их там кормили супом с кусочками теста, возили в баню раз в неделю. Баня была для них как Рай))))И разговаривал этот бывший солдат сплошным матом...
Так что везде всё по-разному, кому что Бог даёт. Обидно, что многие пытаются откосить от армии. Раньше службой гордились. Читаешь произведения классиков, там если офицер, его уважают и любят, а если от армии отлынивал или на войне трусил, то стыд и срам. А сейчас наоборот. Мужики как девушки стали... ( не все, естественно)))))
P.S. НИКАКИХ НОСКОВ В АРМИИ!!! ТОЛЬКО ПОРТЯНКИ!!!
владимир 2 июня 2013, 01:09
да взаимоотношения между солдатами вомногом зависит и от офицеров так и от самих солдат\я как бывший солдат хочу сказать свое мнение \дедовщины в армии недолжно быть.а вот уважение к старшим товарищам по службе как и дисциплина--это неотьемлемая часть в армии--ПРИМЕР ИЗ ЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ\приходит молодой трудник в монастыр игумен дает ему послушание на работу\-смотриш со стороны как человек работает--спрашиваю а ты в армии служил\отвечает неслужил ---вот и видно сразу какой работник
Наталия 1 июня 2013, 23:16
Случай из жизни для тех, кто начитался страшное про армию и хранит своих мальчиков под подолами:
Сижу в плацкартном вагоне, входят солдаты с тяжеленными и огроменными рюкзаками, заняли весь вагон. Ехали прыгать с парашютов. Думала, сейчас снимут берцы, вот мы все нанюхаемся, гражданских в вагоне практически не было. НО...Ребята сняли берцы, аккуратно положили в пакеты; потом вынули конфеты, печенье стали угощать. На мой отказ: сыта, спасибо! ответили: мы тоже сыты, нас в армии кормят, это для чая. За всё время следования поезда, вечер и ночь, не слышала ни мата, ни ругани, разговаривали тихо, были очень вежливы, и абсолютно не пили. В СССР мы бы наслушались в этом случае отборного мата, а пьяные солдаты выпадали бы из поезда. Так что армия сейчас приходит в себя, надо её просто уважать. Уважать просто потому, что она ещё пока есть у нас.
А мальчишки были очень симпатичные, какие-то одинаковые худенькие, сильные и прекрасные.
Лариса 1 июня 2013, 14:58
ЦИТАТА ИЗ СТАТЬИ:
Мы же живем не только по Закону Божиему – человеческие тоже надо исполнять, – рассуждает Василий. – А что в Конституции написано?

Супер! Побольше бы таких православных! Спасибо за статью!
Марина 1 июня 2013, 12:40
Слава БОГУ!
Иоанна31 мая 2013, 21:27
Виктории: Спаси Господи!
Леонид31 мая 2013, 21:13
Рад что у бойца все хорошо в его части, хотя противоположных трагических примеров немало в новостях было описано. Мое личное мнение, человека не служившего, но профессионала в своем ремесле, что государству необходима профессиональная и технически оснащенная армия, компактная и мобильная. Военные конфликты последних двух десятилетий это наглядно подтверждают. Солдат должен быть профессионалом. Его оружием и защитой должны быть новейшие технологии, которые позволят решать стратегические и тактические боевые задачи эффективно и с минимальными потерями. Тогда возникнет больше желающих стать военными, тогда армия перестанет ассоциироваться со стройбатом и пушечным мясом в глазах обывателей и ее перестанут бояться, тогда появятся конкурс и возможность выбора более достойных кандидатов. Когда в армию перестанут попадать бывшие хулиганы и правонарушители, наркоманы и алкоголики, представители нетолерантных религиозных течений и мировоззрений, тогда пропадет и дедовщина. Резерв же армии на случай войны и мобилизации можно обучить из всех дееспособных мущчин без отрыва от учебы или работы, в школах, на военных кафедрах и военных сборах.
Татьяна31 мая 2013, 17:09
"постоянно хочется пить: только 600 грамм воды давали нам в сутки. То есть на завтрак, обед и ужин по неполной чашке."
И это нормально? Любовь к Родине невозможна без уважения к человеку, призванному ее защищать. А тут не дают даже воды напиться вдоволь. И эту службу в комментариях называют сказкой!!!
Виктория31 мая 2013, 12:51
Иоанне:
Я непосредственно с этим столкнулась, служил родной брат. После того как он пришел домой - человек хотел вернуться обратно! (если бы там было невыносимо сложно - думаю возвращаться бы ему не хотелось.)
Могу конечно говорить только о том с чем столкнулись непосредственно, армия принесла пользу брату, это конечно не значит что все было гладко , были нюансы (и не без его вины),но было и много хорошего и про время службы он вспоминает с удовольствием.
И всеравно считаю, что армия ребятам нужна!
С дедовщиной сейчас борются слава Богу!
Если молодой человек хочет служить, считаю не нужно ему препятствовать.Главное чтобы он в армии старался вести себя достойно, по человечески, и вместе с этим не боялся и не унижался, как бы ни было - там тоже люди! Молитесь и ничего не бойтесь!
Я уже писала, это проверено!
Бывают конечно разные случаи, и от войск зависит и и т.д. и т.п. , но самый простой и проверенный способ - это отдать все на волю Божью и молитва и Он управит все так , как мы даже себе и не представляем. У нас получилось именно так!
п.с. Брату повестка первый раз пришла в 18 лет, он не пошел в военкомат, больше повесток не присылали. прислали опять через год , а что было дальше я уже писала. в момент 18 лет армия может ему и не так нужна была, но в 19 лет - она его спасла, боюсь даже представить, куда бы зашла его жизнь, если бы не армия.
Божьей помощи Вам и Вашему сыну!
Константин31 мая 2013, 12:45
Хотелось бы добавить.

Храни Господь нашу Армию!

Вот посмотрите на Сирию, если бы там не было проффесиональных ребят, боевики-вахабиты давно бы всех по убивали : и сунитов и шиитов и христиан.

Однако не думаю, что 1 год армии воспитает проффесионала.

На мой взгляд - это потеря времени и денег -- кормить и одевать 18-27 летних парней.

Лучше кормить проффесионналов.

С другой стороны для сегодняшних парней армия может послужить серьезной школой по приобритению правил элементарной морали.
И в конечном счете привести к Богу.

Подай Господи, чтобы у нас была верная, патриотическая, професиональная Армия.!

Алексей31 мая 2013, 08:18
Дорогие мамы!
Если вы хотите действительно знать хотя бы более менее адекватную оценку современной службе в армии, спрашивайте у парней, которые недавно вернулись с воинской службы. Но не спрашивайте у их мам и пап! Они вам расскажут как "болел", "уставал", "унывал", "обижали", а вот про опыт жизни в суровых (относительно!) условиях, про приобретенных друзей, про веселые минуты, про полученные умения находить выход из сложных ситуаций и прочее - они вам не расскажут.
И вы тоже будете думать - как там все плохо.
А там не плохо, там просто все по-другому.
Николай30 мая 2013, 22:44
Эх, почитал, фотки посмотрел, и свою службу в Украине вспомнил, более десяти лет назад. Да, было время :)
У нас тогда и наряды на кухню были, и портянки мы тогда вместо носков мотали. Кстати - портянки для солдата намного практичнее, чем носки.

А из выложенных фотографий "умилила" вторая - "На стрельбах" называется :)
Похоже, фоткались после первых в жизни стрельб. Этой фоткой только на девочек да на неслуживших можно впечатление произвести. В реальности при попытке открыть огонь одновременно из того положения, как они там лежат, каждый солдат будет сыпать раскаленными гильзами в лицо лежащему справа от него товарищу - и никакой стрельбы не получится. Ну да мы еще и не таких рэмбо из себя строили перед камерой после наших первых стрельб :)

А не было там передающихся из уст в уста шаблонов преувеличенно-пафосных писем домой? Вроде такого: "Привет, любимая! Пишу тебе из горящего танка на сапоге только что убитого друга. Извини за корявый почерк - судороги..."

В целом - спасибо за рассказ!
И дай Бог России и Украине никогда не воевать между собой!
И.Ю.30 мая 2013, 20:44
"Не служба, а сказка"...Ничего себе сказка!
"Постоянно хочется пить: только 600 грамм воды давали нам в сутки. То есть на завтрак, обед и ужин по неполной чашке. Конечно, в нашем распоряжении был кран с водопроводной водой, но, как показала практика, те, кто пил из этого крана, болели и отправлялись в лазарет". Возможно, эта статья о чем угодно, только не о патриотизме. В ТАКОЙ армии служить - совсем не почетно. Уголовщина какая-то по отношению к солдатам. Пушечное мясо? Так ведь даже и не война. Просто наплевательство?
Иоанна30 мая 2013, 19:12
Читая,материал,создалось впечатление,что читала заказную статью. Я не спорю,возможно,где-то и существуют части где всё именно так и обстоит. У меня сын,17 лет,через год предстоит служба в армии.Естественно,интересуясь у знакомых,дети которых старше и проходят службу или уже прошли- с ужасом жду куда же попадет мой сын. Столько нелицеприятного рассказали,что как-то страшно за него.И еще хотелось ответить Виктории,которая написала,что служба 1 год-это короткий срок. Я думаю,что нельзя об этом судить не побывав там самой.
Игорь30 мая 2013, 16:21
Да, сейчас в армии так. У самого сын служит, сам пошел, хоть и студент с бронью.

Еще есть и тихий час.
Виктория30 мая 2013, 16:12
А со случаями деспотизма, дедовщины конечно нужно бороться и подходить к этим вопросам очень серьезно, а то бывают к сожалению очень трагические случаи. Но если судить по Украине и из того что знаю, дело сейчас обстоит с этим гораздо лучше чем хотя бы лет 10 назад.
Но еще раз повторюсь не нужно бояться, нужно все возложить на волю Божию.

Виктория30 мая 2013, 16:12
Хочу еще добавить.
Действительно без Божьей помощи никуда. Когда брату пришла повестка, мы с мамой не знали как правильно поступить, ведь тоже не знаешь, по разному бывает в армии у ребят служба складывается, и решили не отговаривать и не уговаривать, то есть на волю Божью, ну и молились как могли конечно, по монастырям службы заказывали на протяжение всей его службы в армии. Вариантов в какие войска идти было несколько, которые мы обсуждали, но что интересно, в плоть до дня отъезда не знали куда точно направят, а получилось , то что у нас даже в мыслях не было, распределили во Внутренние, сначала в учебку, а потом в конвой (сопровождение заключенных). Почти всех ребят, которые с братом служили отправляи в командировки - зеков в поездах сопровождать. Зная нашего шустрого мальчика, мы очень не хотели, чтобы он ездил в эти командировки , а также очень не хотели чтобы ему отпуск давали и увольнительные (пользы для него в этом особой не было бы). и что примечательно и чудесно, не разу он в командировку отправлен не был, отпуск тоже не разу не дали и всего один или 2 раза отпустили в увольнение. Слава Богу за все!:)
Так что действительно, нужно постараться довериться Богу и про молитву не забывать, и он устроит все как можно лучше! Проверенно:)
п.с. считаю что армия ребятам нужна...
и нет особо ничего страшного в том что снег погребут и немного поднапрягутся - это лучше чем пивком заливаться и ерундой всякой маяться, шатаясь без дела.

Виктория30 мая 2013, 15:42
"Я смотрю на своего визави и думаю: что это за новая мода у молодых людей – в армии служить? Или это просто какие-то другие молодые люди – не те, про которых обычно пишут светские СМИ и снимают современные фильмы?)"

Это действительно сейчас не редкое явление (на Украине по крайней мере), мой брат (обычный "уличный шалопай":) ) тоже сам в армию захотел, по болячкам легко мог бы откосить, а когда пришел из армии в такую депрессию впал - не знал как опять привыкнуть к этой жизни.Ему армия пошла на пользу, пришел довольно упитанным, посвежевшим и повзрослевшим в какой-то степени.На тот момент армия его просто спасла.
Дедовщины явно выраженной не было, были маленькие незначительные нюансы, но скорее как исключение, а не как правило.
И это не единственный случай, не раз слышала, что ребята молодые, сами хотят идти служить. А вообще жаль молодежь сейчас, не просто им , ведь пропагандируется совсем другой образ жизни (то что хорошо - это плохо, то что плохо - хорошо)и если кто-то хочет жить подругому и выбраться из этого г... ,приходится плыть против течения.
Но сейчас на Украине, не знаю или приняли уже, собираются отменить обязательную службу, перейти полностью на контракт, не знаю конечно, но думаю что это не очень хорошо. 1 год службы считаю мало, а если совсем отменить...
Инна30 мая 2013, 15:39
Лично мне странно, а почему в учебной роте давали пить 600 грамм воды? Причем в течение полутора месяцев? Вообще-то, если это правда, за такое надо начальство под суд - норма литр-полтора.
ольга30 мая 2013, 14:31
Это Бог помог во всем. Молитва солдата и еще , большая помощь, молитва родителей. И в часть хорошую попал, где православные тоже были, Божья помощь, я думаю.
(почему-то мои комент. не публикуют никогда?)
Андрей Витальевич30 мая 2013, 13:14
Армия удручает. Привили Советской армии некий американизм,и думают, что она жутко похорошела. А всё равно не то, нет того настоящего русского армейского духа, какой был у суворовских чудо-богатырей.
Марина Вологжанина30 мая 2013, 12:43
Христос Воскресе! Дорогой Андрей, простите, если невольно обидела вас, но имела ввиду лишь то, что в современном мире, где многократно умножились соблазны и пропагандируется "жизнь для себя", только православное воспитание может сохранить детей в целомудрии, уберечь от эгоизма и научить, что значит "положить жизнь за други своя". Уверена, что во времена взросления вашего поколения вы и ваши ровесники не видели вокруг себя того, что видят современные дети, и имели представление о том, что такое Родина и патриотизм.
Виталий30 мая 2013, 12:04
Хорошо, когда всё хорошо!
А у меня есть знакомые, которые служили во Владикавказе в начале 2000-х, так их свои офицеры продавали местным "баям" как дешёвую раб. силу. Я уже не говорю про чеченские компании, когда новобранцев на пушечное мясо расходовали без всяких сожалений и последующих компенсаций и раскаяний. А можно вспомнить ещё как в 90-х офицеры в армии не получали зарплаты и не могли прокормить свои семьи, как молодые лейтенанты едва получив погоны бежали из армии по любым основаниям, даже по "дискредитации". Поэтому нельзя осуждать мать или отца, которые платили военным врачам чтобы отмазать своих чад от армии. В конце 90-х и начале 2000-х служба в армии не была в почёте. Да, на всё воля Божия! В том числе и на то, какие будут у нас офицеры в армии, начиная с министра обороны и заканчивая прапорщиком. Дай нам Господь, чтобы большинство были такими как майор Солнечников, а не такими, которые оставляют новобранцев мёрзнуть по дороге к призывным пунктам или в очереди к солдатским столовым! Такими, которые строят храмы в частях, а не орут благим матом за то что их построили! Будем уповать на помощь Божию и тогда служба в армии будет заветным желанием всех мальчишек, а не мучительным испытанием.
Андрей30 мая 2013, 11:43


Уважаемая Марина Вологжанина.

Привожу цитату из Вашего интервью:

"– Да, мой папа священник.

(Тут, конечно, многое проясняется – и откуда любовь к истории возникла, и где искать истоки желания Отечеству послужить. Все естественно: человек получил правильное воспитание и образование, и теперь заложенное с детства начинает приносить вполне ожидаемые плоды.) "

Во время моей службы в ВС РФ Когда солдаты служили 2 года, сами убирали снег и не только (и офицеры тоже потому как армию сократили очень сильно)присутствовала дедовщина с которой боролись за нищенскую зарплату,готовили себе еду и даже кое-что выращивали на подсобном хозяйстве, среди солдат у многих была любовь к истории отечества и желание послужить Родине за, что многие заплатили здоровьем и даже жизнью и они были из самых разных семей: рабочих, учителей, служащих, инженеров, фермеров. Так, что Ваше "многое проясняется" мягко говоря не корректно.

Офицер запаса ВС РФ.

P.S.Лейтенант Артем -это начало неуставных отношений путь к дедовщине и разложению.

Анатолий30 мая 2013, 11:17
Храни тебя Господь, Василий! И родителей твоих..
Пока есть такие люди,.. жива Россия..
Многая Вам лета!!
Евгений30 мая 2013, 10:36
Не служба, а сказка какая-то, это, скорее, исключение из правил. У нас в Мурманской области всё по-прежнему - дедовщина, посадки в дисбат. В такую армию лично я сына не пущу, когда вырастет, насмотрелся и прочувствовал на себе, что такое служба Родине.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×