Каково значение двуглавого орла?

Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?

Шумерский бог Нинурта.
Шумерский бог Нинурта.
Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32: 8–12). Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49: 15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ).
Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ).
Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру»[1].

Орел Священной Римской империи германской нации.
Орел Священной Римской империи германской нации.
От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.

Орел Священной Римской империи германской нации.
Орел Священной Римской империи германской нации.
В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Государственная печать Ивана III 1497 г.
Государственная печать Ивана III 1497 г.
  

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем[2]. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).


Федор Гайда

9 июля 2013 г.

[1] История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. С. 326.

[2] Первоначальное значение идеи Третьего Рима и ее последующую эволюцию блестяще проанализировала Н.В. Синицына в своей книге «Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.)» (М., 1998).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О названии Российского государства О названии Российского государства
Федор Гайда
О названии Российского государства О названии Российского государства
Федор Гайда
Обретение государством своего официального названия происходит обычно намного позднее появления самого этого государства. Вполне достаточно было того, что страна просто имела исторически сложившееся общепризнанное именование.
Православно-державное направление в русской словесности Православно-державное направление в русской словесности
А. Моторин
Православно-державное направление в русской словесности Православно-державное направление в русской словесности
Александр Моторин
В начале XIX века римское достоинство России настолько занимало всех, что его вынуждены были признавать и провозглашать даже такие космополиты, как М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»
К истории знаменитого воинского девиза
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза
Федор Гайда
Девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
Служение российской истории Служение российской истории
Воспоминания о профессоре Анатолии Смирнове
Служение российской истории Служение российской истории
Воспоминания о профессоре Анатолии Смирнове
История России – это история русской православной цивилизации. В этом был убежден известный историк, автор многих научных и научно-популярных трудов по истории Отечества А.Ф. Смирнов. И он всегда подчеркивал, как это делал в свое время Н.М. Карамзин, что русский народ во все времена – это «мы». Об А.Ф. Смирнове вспоминает его дочь Елена Бондарева.
Комментарии
Дмитрий23 апреля 2017, 14:58
Это 2 орла прижатые спинами.
Александр24 ноября 2016, 13:50
Вопрос к автору - откуда известно что хетты пришли в Малую Азию с Балкан? Есть писменные свидетельства, археологические данные или это дедукция из различных косвенных данных? Заранее благодарю за ответ.
11 мая 2016, 18:58
Очень интересно и познавательно
Олег11 апреля 2016, 02:18
Дмитрий, может не у Елены, а у Вас проблемы с логикой?

Елена находится на ПРАВОСЛАВНОМ сайте, и с точки зрения ПРАВОСЛАВИЯ совершенно права - это языческий символ, не имеющий к православию отношения.

Не путайте в своем воображении государственность и точку зрения Христианства, Православия, и не выдумывайте совершенно нелепые выводы о западе.

Елена - Россия это многонациональная страна с разными религиями, если в царские времена, когда Православие было на уровне государственной религией сохранили языческие символы... то сейчас и подавно)))
Дмитрий10 апреля 2016, 13:16
Elena, видимо, вы не знакомы со скифскими нательными крестами, понятием о "Триглаве-Троице" (у славян-"язычников"), "Тримурти" (у древних колонизаторов Индостана) И вообще, с такой логикой можно легко объявить чужим, тёмным и ненужным (читай - языческим) всё, связанное с нашим, национальным, даже язык, не говоря уж про историю до произвольно указанной даты (на ваш выбор).
Получится идеальное для Запада государство без истории. Это попахивает серой...
Галина 6 ноября 2015, 14:17
В Домском соборе Таллинна ( разумеется, протестанский собор)на кафедре проповедника,завершенной в 1686 году, - двуглавый орёл .Ищу в различных источниках... и не нахожу этому объяснения. Можно ли трактовать,как символ епископской власти ?
дима10 октября 2015, 12:58
орел символизирует силу и дальнозоркость ума (предвидение).А две головы, одна голова зорко смотрит на запад другая на восток и увенчанные тремя коронами,символизируют империю и ее политику(защита рубежей и интересов на западе и на востоке).А герб Георгия победоносца поражающего змея (изабражон на теле орла) символизирует непобедимость духа и поражение зла.Змей-масонский знак,символ хитрости,лжи,интриги и изворотливости.
Владимир Головков 2 декабря 2014, 16:14
Двуглавый орёл символизирует единство самодержавия и самоуправления, которые издревле были на Руси. Царь и народ были единым организмом государства.
Клим Дегтярев18 августа 2014, 14:51
И все-таки главного (что же зашифровано в гербе) в данном тексте я не увидел, что же конкретно значит каждая голова орла и почему они смотрят в разные стороны.
Александр11 мая 2014, 06:29
и, всё-таки, что же означают ДВЕ головы в РОССИЙСКОМ трактовании???
юлия17 января 2014, 14:53
спасибо за информацию
lolilok22 октября 2013, 10:56
Так, для информации: известно, что двуглавый орел был гербом Черниговского княжества уже начиная с 11 века. (А в статье сказано, что с 14 века).
Александр12 июля 2013, 14:56
Спасибо, Федор Александрович, за познавательную и интересную статью!!! К стати, был в г. Тернополе (Украина), там, в одном из униатских соборов, есть икона крещения, на которой хоругви усеяны трезубцами. Еще там есть огромная икона И. Кунцевича, а под ней кроткое житие, где сказано, как много он потрудился за "единство церкви". Это какой-то цинизм...
Елена11 июля 2013, 19:05
"Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами".

Правильно, возник этот символ в языческие времена и представляет собой языческую идею о происхождении власти. Поэтому, никакого отношения к христинству он не имеет. Правильнее было бы взять в качестве государственного герба "Троицу" Андрея Рублева, как символ любви и верности. А агрессивного двуглавого орла-мутанта отправить в исторический архив. (Он же не справился со своими обязанностями - охранять частную дворянскую собственность от посягательств холопов и смердов).
Владимир10 июля 2013, 03:48
А я читал о том, что две головы орла в Византийской империи символизировали духовенство и светскую власть, их единение и совместное участие в жизни государства. Так ли это? В данной статье об этом нет.
Виталий Я-ЗА 9 июля 2013, 15:54
Автору спасибо за цикл статей, посвященных символам российской государственности.
Elena, Крест - основной наш символ, но не единственный. Откуда эта крайность (о единственности)?
Парамон 9 июля 2013, 13:01
Спасибо за интересное исследование.
Ксения 9 июля 2013, 12:48
Спасибо за статью. Очень хорошие познавательные статьи у Федора Гайды. Спасибо
Elena 9 июля 2013, 11:25
Жаль, что православные христиане часто забывают, что основной,(да и по сути единственный) наш символ - это Крест Христов, а не двуглавые орлы, крылатые грифоны(на гербе моего родного Крыма) трезубец, который в Украине, к сожалению, принят в качестве государственного герба, (хотя на знаменах войска Запорожского изображался Архистратиг Михаил, чего видимо, не знали или не захотели знать наши государственные деятели), и прочие символы,имеющие языческое происхождение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×