Приход Православия в немецкоязычные земли

Православие на Западе

Русский православный храм в Дрездене Русский православный храм в Дрездене
Многие западные люди – православные и неправославные – отождествляют Православие с национальными Церквями Восточной Европы и Ближнего Востока. Живущие на Западе, возможно, не осознают, что под их ногами святая земля, что им оставлено яркое христианское наследие, которое на протяжении сотен лет было единым в духе с христианством на Востоке и почти не отличимым от него на практике.

В тех землях, где сегодня говорят на немецком языке, православное христианство существовало в той или иной мере с самых ранних дней веры Христовой и вплоть до схизмы 1054 года. Его все еще можно не только найти в древних письменных памятниках и археологических, художественных и прочих исследованиях, но и самим почувствовать его живое присутствие, поклоняясь святым мощам в тех местах, где они сохраняются и чтятся, и читая достоверные жития святых, написанные их ближайшими учениками.

Приход христианства

Приход христианства в немецкоязычные земли был процессом постепенным, растянувшимся более чем на 800 лет. В начале I тысячелетия нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами. Римляне завоевали обширные территории континентальной Европы и начали совершать набеги на «Германию», которую в это же самое время заняли германские племена. Проиграв сражение в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры, римляне должны были распрощаться с мечтой подчинить себе всю Западную Европу. Вынужденные оставаться к западу от Рейна и к югу от Дуная, они не имели возможности распространить свою цивилизацию на большей части нынешней Германии, а это означает, что римские земли приняли христианство гораздо раньше германских благодаря своей большей доступности.

Собор православных швейцарских святых Собор православных швейцарских святых
    

Следует помнить, что нынешние немецкоязычные страны не существовали в эпоху миссионерства. Задолго до этого в течение многих столетий переселение племен и изменение границ, войны и развитие языков делали свое дело, результатом которого стало смешение кельтских, римских и германских народов на западе, где говорили на старофранцузском языке, а на востоке появилось несколько королевств, где говорили на старогерманском, употребляя латынь лишь в церкви. Только несколько веков спустя появились Германия, Швейцария, Австрия, Люксембург и Лихтенштейн с их более или менее современными границами.

Христианство на границах Римской империи в эпоху апостолов и мучеников

(33–300 годы нашей эры)

Святой Беатус, один из просветителей Швейцарии. Святой Беатус, один из просветителей Швейцарии.
В первые три века нашей эры христианство быстро распространялось из Иерусалима во всех направлениях. Первые апостолы и их последователи говорили о том, что сами видели, знали на опыте и слышали – о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа и о Его учении. Надежда, дарованная тем людям, чьих сердец коснулось это учение, и образ жизни ранних христиан, так контрастировавший с тем, как жили все вокруг, были заразительны. Благая Весть сначала распространялась через группы еврейских семей, рассеянных по Римской империи, а затем и инородцами – по одиночке или семьями. Так Евангелие пришло в те части Римской империи, которые известны как Галлия (нынешние Франция, а также долины Рейна и Мозеля в Германии), Норик (южная Бавария и северная Австрия) и Реция (Швейцария и районы Германии).

Во многих местах есть указания на то, что проповедовать в эти области были отправлены ученики апостолов, хотя письменных свидетельств об этом не сохранилось. Так, по преданию, один из апостолов Швейцарии святой Беатус[1] принял крещение в Риме от апостола Варнавы и был отправлен с миссией в Швейцарию апостолом Петром. Согласно другим схожим преданиям, ученики апостола Петра приходили в Трир и Кельн, что в Рейнской области.

Многие христиане оказались на границах Рима с землями, о которых мы говорим, в составе римских легионов или будучи имперскими чиновниками; сюда прибывали и купцы-христиане из Греции и Сирии. В римской армии было немало германцев (и даже среди командиров), и вполне возможно, что некоторые из них принимали христианство. Первое письменно зафиксированное чудо в немецкоязычной стране произошло по молитвам христиан из римской армии – 11 июня 172 года на территории нынешней северной Австрии. Римская армия осталась без воды в очень жаркий день, сражаясь с варварами маркоманами и квадами. Армия едва не погибла от зноя, но в ответ на молитвы солдат-христиан Господь послал грозу, восстановившую силы римлян и устрашившую варваров – и они были полностью разбиты.

Святая мученица Урсула. Святая мученица Урсула.
Хотя преследования христиан на Западе были не такими жестокими, как на Востоке, но и здесь были времена гонений. В 177 году много христиан пострадало в Лионе (Франция); поскольку христианские общины были, скорее всего, и в расположенных недалеко от него городах вдоль Рейна, таких как (германские) Кельн и Майнц, то вполне возможно, что подобные гонения происходили и там. Гонения на христиан на Западе имели место и при императорах Диоклетиане и Максимиане – в начале IV века. Среди тех, кто отдали свою жизнь за христианскую веру в то время, были: святой Маврикий и Фивейский легион[2] – африканские христиане, замученные в месте, относящемся к нынешней Швейцарии; солдаты того же легиона, размещавшиеся и в иных местах, в том числе в Кельне, Бонне и Ксантене (Германия); мученица Афра Аугсбургская[3]; святая дева-мученица Урсула Кельнская и иже с нею пострадавшие[4]; также воин-мученик Флориан с 40 спутниками в Лорше (Австрия)[5].

Роль этих мучеников в распространении христианства огромна. Как только святой равноапостольный император Константин († 337; память 21 мая /3 июня) в 313 году положил конец гонениям на христиан, на могилах мучеников начали возводить церкви, ставшие значимыми местами паломничеств. Люди стекались к ним за утешением и исцелением, зная, что в этих святых, замученных в их родных землях, они обрели своих духовных героев.

От Константина до завоеваний варваров

В начале IV века молодая Церковь жила живой верой, но была все еще малочисленной. Она была представлена в каждом крупном городе Римской империи, но верующие в большинстве случаев собирались в домашних храмах. И эта Церковь была бедной: ее духовенство часто вынуждено было зарабатывать себе на жизнь мирскими занятиями. При Константине все изменилось. Одержав в 312 году победу над Максенцием знамением креста, который был явлен ему в видении, Константин прекратил гонения на христиан и начал их поддерживать. Император дал Церкви свободу, финансовую поддержку, установил ее неприкосновенность, а в 325 году созвал I Вселенский собор в Никее, желая единства среди христиан.

Святая равноапостольная Елена (автор- мать Иустина, свято-Елизаветинский монастырь, Этна, Калифорния) Святая равноапостольная Елена (автор- мать Иустина, свято-Елизаветинский монастырь, Этна, Калифорния)
Какое-то время Константин, как и его отец до него, был императором Западной части Римской империи, сделав ее столицей город Трир (Германия). Этому факту мы обязаны тем, что имеем сегодня в этом городе необычайные духовные сокровища. Мать святого Константина, святая равноапостольная Елена († ок. 330; память 21 мая / 3 июня), посетив Палестину и найдя там Крест, на котором был распят наш Спаситель, привезла один из его гвоздей в Трир. Полагают, что епископ Антиох, которого Елена призвала из Антиохии служить в Трире, взял с собой также мощи святого апостола Матфия. Здесь до сих пор хранится глава самой императрицы Елены, сандалия апостола Андрея, мощи праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, и мощи многих местных святых.

Константин никого насильно не обращал в христианство, но при нем и его преемниках число христиан быстро увеличивалось. Людей привлекал пример святой жизни христиан и их горячая взаимная поддержка. Христианами становились и под влиянием супругов-христиан, и впечатленные многочисленными чудесами – особенно чудесами исцеления, совершавшимися по молитвам святых и по молитвам верующих рядом с могилами мучеников и подвижников. В то же время некоторые принимали христианство в угоду императору, понимая, что крещение станет для них своего рода пропуском к карьере, власти и богатству. Но это дало стимул к развитию самого чистого и самого православного движения того времени – раннего монашества.

Монашество в Галлии IV–V веков

Преподобный Роман Кондатский. Преподобный Роман Кондатский.
В Египте реакцией на свободу исповедания христианства и обращение большого числа людей ко Христу стал уход многих мужчин и женщин в пустыню ради отречения от всего мирского и стяжания Царствия Небесного. Вскоре жившие на Западе братья по духу познакомились с житиями преподобного Антония Великого и других пустынников, а также письменными творениями тех, кто, как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, возвратившись с Востока, принесли с собой приобретенный там опыт аскетической жизни. На Западе были и свои подвижники, такие как святой Мартин Турский († 397) и насельники островного монастыря Лерин (основанного в V в.); святые Роман († 460; память 28 февраля / 13 марта) и Лупицин († 480; память 21 марта / 3 июня), которые сначала отшельничали в Юрских горах в нынешней Франции, а затем основали обители там и в сегодняшней Швейцарии[6]. Те части будущих немецкоязычных государств, которые тогда были под властью Римской империи, тоже находились под влиянием этого движения, и пламенно верующие христиане знали, куда надо идти, чтобы всецело посвятить себя Христу.

Переселение германских племен и конец римского владычества

Этому уверенному распространению православного христианства, затронувшему и германские земли, был нанесен серьезный удар в начале V века, когда несколько германских племен, увеличившихся в численности и нуждавшихся в больших пространствах, но теснимых с востока свирепыми гуннами, вторглись на римскую территорию. На этот раз римские войска были вынуждены отступить от германской границы для защиты Рима; сам Рим пал в 476 году – так перестала существовать Западная Римская империя. Германские племена переправились через Рейн и Дунай, нарушив привычную жизнь римских христиан, а нередко и подвергая их опасностям. Храмы часто разрушались и оставлялись на произвол судьбы, а приносившая обильные плоды миссия почти остановилась. Некоторые христиане удалялись под защиту римских крепостей и даже строили храмы в их стенах; другие христиане были убиты. В Австрии христиане держались, сколько могли, но затем бежали в Италию.

В то бурное время Господь послал руководить римскими христианами, оставшимися в северной Австрии и Баварии, святого Северина[7] – замечательного подвижника. Скромный отшельник и паломник, он пришел помолиться в местном храме одного небольшого городка и остановился в доме некоего старого человека. Вдруг он принялся призывать горожан к посту, молитве и милостыне, убеждая, что только так они защитят свой город от захватчиков. Но горожане не вняли его проповеди, и святой «отряс прах от ног своих» и ушел в другое место. Позже человек, в доме которого жил Северин, пришел к воротам этого города в немалом трепете и страхе: предсказание Северина сбылось – его хозяин был единственным, кто выжил во всем городе. Жители другого города прислушались к совету святого, и город избежал той участи, которая постигла первый.

Это было началом выдающейся миссии, и целый регион последовал за прозорливым Северином, чтобы под его руководством спасти свои жизни и души. Он основывал обители, наставлял королей, освобождал пленников, кормил и одевал народ. Он знал заранее, когда та или иная битва будет успешной, а когда надо спасаться бегством. Снова и снова Северин учил народ надеяться только на Бога, а не на свои собственные силы, быть кроткими и щедрыми, какими бы малыми ни были их имения. В конце концов все оставшиеся в живых были собраны в одном месте и успешно перебрались в Италию.

То время породило новых мучеников, убитых завоевателями-варварами. Имена некоторых из них нам известны: это Крескент, Феонест, Аурей и Максим – они служили в Майнце[8] и все приняли мученическую кончину. В больших городах все еще оставались немногие христиане и по одному епископу. Они, носители римской культуры, пользовались уважением варваров, но из-за отсутствия римских военных и гражданских властей епископам приходилось брать на себя все больше и больше светских обязанностей. В результате уровень духовности понизился.

Обращение франков

Германское племя, известное как франки, сначала проживало вблизи, а затем – внутри римских границ; многие франки служили у римлян на военной и государственной службе и порой занимали самые высокие должности. После падения Западной империи в V веке они, как наиболее сильный народ, вскоре завоевали оставшуюся часть Галлии. Затем началась, если можно так выразиться, «миссия наоборот»: завоеватели-франки не стали навязывать свою религию кельто-римлянам, а, живя среди них и подражая им, переняли их культуру и веру. Сначала франки лишь добавляли имена римских языческих богов в свой пантеон; позднее, при святом Константине, некоторые из них приняли христианство, а в 498–499 годах многочисленные поданные франкского короля Хлодвига (ок. 466 – 511) по собственному желанию последовали его примеру и приняли святое Крещение; со временем так поступили и многие другие.

Обращение ко Христу короля Хлодвига было особенно значимым событием и для германских племен, поселившихся в районах, которые никогда не завоевывались римлянами. Подчинение им большей части нынешней Германии и некоторых частей Австрии открыло дверь для миссии в этих землях, которая теперь была под покровительством христианского правителя.

Миссионеры из Галлии

Первыми на эти новые для миссионеров территории пришли монахи и священники из Королевства западных франков, которое было в меньшей мере затронуто завоеваниями. С конца VI до первой половины VIII столетия с их помощью было восстановлено христианство на землях вдоль Рейна и впервые принесено в новые области. Среди этих миссионеров – святой епископ Эвергисл Кельнский[9] и святой Гоар[10], также трудившиеся в районе Рейна; затем – святые Эммерам, Эрхард и Корбиниан в Баварии[11].

Ирландские миссионеры

Святой Колумбан. Святой Колумбан.
Примерно в то же время миссионеры стали приходить и из Ирландии. Ирландия, которую никогда не завоевывали ни римляне, ни германцы, приняла христианство благодаря святому Патрику († 460; память 17/30 марта) и другим просветителям; служение Христу процветало в этой стране. Смелые, ученые и придерживавшиеся строгой дисциплины в аскезе, ирландские монахи прибывали в континентальную Европу – по одному или небольшими группами – начиная с VI века. Некоторые селились в лесах, пещерах или на островках, становились местными пустынниками и святыми мужами. О многих таких подвижниках нам почти ничего не известно – мы знаем только их имена. Другие, как, например, святой Колумбан († 615; память 23 ноября / 6 декабря), основывали монастыри, имевшие огромное влияние. Колумбан и 12 его спутников учредили три монастыря во Франции, монахи которых, отправляясь в странствия, основывали новые обители во Франции и Швейцарии. Ученик святого Колумбана преподобный Галл († ок. 645?; память 16/29 октября), муж великой учености и смирения, поселился недалеко от Констанцкого озера и стал просветителем Швейцарии, первым принеся христианство жителям гор и долин региона. Знаменитый монастырь Санкт-Галлен позднее был возведен на месте его трудов другим святым – на этот раз уроженцем здешних мест – святым Отмаром[12].

Соотечественник святого Галла святой Фридолин († 540; память 6/19 марта) из Бад-Зекингена трудился подобным образом в районе Верхнего Рейна, обратив ко Христу алеманнов юго-западной области нынешней Германии.

Преподобный Галл, просветитель Швейцарии. Преподобный Галл, просветитель Швейцарии.
Вера и ученость, а также культура земледелия и художественное мастерство, принесенные ирландцами в континентальную Европу, часто сильно отличались от уровня христианства и культуры, остававшихся там. Школы к тому времени почти исчезли, а римские города и дороги были уничтожены или пришли в ветхость. Значительные территории, никогда не бывшие под властью Рима – как и в большинстве своем новые народы, незадолго до этого поселившиеся в Галлии, Норике и Реции, – были, конечно, совершенно не знакомы с христианством. Приезжая в Европу на протяжении 500 лет, ирландцы часто закладывали прочный фундамент православного христианства, святости и возрождения, сохраняя свои культурные сокровища и навыки в искусстве и письме. Несколько хорошо известных святых, бывших ирландцами по происхождению, просияли в Германских землях: это святители Виргилий (апостол Каринтии; † 784; память 26 ноября / 9 декабря) и Руперт (апостол Баварии и Австрии; † ок. 717; память 27 марта / 9 апреля) Зальцбургские; святой Киллиан Вюрцбургский, апостол Франконии († 689; память 8/21 июля); святитель Арбогаст Страсбургский († ок. 678; память 21 июля / 3 августа; отличался необычайными мудростью и смирением); святитель Альбин (Виттан) Бурабургский, апостол Тюрингии († ок. 760; память 26 октября / 8 ноября), и преподобный Альто, основатель монастыря Альтомюнстер в Баварии († ок. 760; память 9/22 февраля).

Однако именно англам и саксам надлежало вернуться в континентальную Европу, чтобы обратить в веру своих германских братьев («старых саксов», как они их называли), а вместе с ними фризов и другие народности и таким образом завершить обращение Германии в христианство.

Англо-саксонские миссионеры и их ученики

Святой Бонифаций. Святой Бонифаций.
Германские народы англы и саксы завоевали Англию и, благодаря усилиям Рима и Ирландии, обратились ко Христу в VII веке. Воспламененные духовным рвением, некоторые из них решили вернуться в континентальную Европу и принести слово Божие своим братьям-язычникам. Самым значимым англо-саксонским миссионером на территории нынешней Германии был великий святой Бонифаций, известный как просветитель Германии († 754; память 5/18 июня). Этот стойкий и наделенный многими талантами муж принялся исправлять заблуждения, порочность и ереси оставшихся христианских общин. Он посещал непросвещенные районы Германии, где люди все еще практиковали человеческие жертвоприношения, гадания и служение демонам, и утвердил порядок в Церкви расстроенной войной и «миссионерством» случайно забредавших в эти края монахов. Он имел удивительную способность привлекать к себе крепких помощников, и со временем три соотечественника приехали помогать ему в Германии: это были святые Виллибальд († ок. 786; память 7/20 июля), Винебальд († 761; память 18/31 декабря) и Лулл († ок. 787; память 16/29 октября). Ведя переписку с английскими игуменьями, святой Бонифаций смог вдохновить нескольких святых жен, среди которых были преподобные Лиоба († ок. 781; память 28 сентября / 11 октября) и Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля / 10 марта), на основание женских монастырей и начало миссии в Германских землях.

К концу своей жизни святой Бонифаций учредил епископские кафедры в Майнце, Регенсбурге, Эйхштетте и Зальцбурге; он обновил духовенство, погрязшее в грехах и христианское лишь по имени; крестил и стал просвещать огромное число людей. Рукоположив святого Лулла своим преемником на епископской кафедре, святитель оставил основные центры миссии (германские земли Тюрингии, Гессена и Баварии) и, взяв с собой свой погребальный саван, направился во Фризию (ныне часть Нидерландов), где, уже в преклонных летах, вместе с 42 спутниками принял мученическую смерть от язычников после успешных миссионерских трудов в этих землях. Святой Бонифаций погребен в своем монастыре Фульда в Германии.

Просвещение северной Германии

Север нынешней Германии в основном занимали племена фризов и западных саксов. Они крепко держались своих языческих богов, а к христианству относились как к религии, которая подчинит их чужеземным завоевателям. Дело в том, что Карл Великий в конце VIII века из политических соображений желал обратить в христианство саксов, которые, занимая побережье Северного моря, оттуда тревожили его королевство. Но, в отличие от своих славных предшественников – императора Константина и короля Хлодвига, Карл Великий делал это с грубым насилием, что привело к восстанию. К счастью, истинные святые Божии тоже трудились в этих краях ради обращения умов и сердец людей ко Христу через любовь и кротость.

Святой Свитберт. Святой Свитберт.
Тремя самыми ранними известными миссионерами в этой области были святой Свитберт и два святых с именем Эвальд[13]. Святитель Свитберт просветил саксонское племя бруктеров, позднее рассеянных из-за вторжений. Святые Эвальд Темный и Эвальд Светлый были англо-саксонскими миссионерами, пытавшимися обратить в веру саксов. Но, когда они ожидали встречи с местным вождем, их убили его люди, не желавшие расставаться со своими идолами.

Святой Лиудгер[14], благодаря своим личным качествам и тому, что вел проповедь в более позднее время, стал самым успешным миссионером среди фризов и саксов. По Божиему Промыслу, его дед покинул королевство фризов, когда те были еще варварами: человек доброжелательный и честный, он не смог жить среди людей жестоких нравов. Он и вся его семья затем приняли христианство в Королевстве франков.

Когда западная Фризия (Нидерланды) была завоевана франками (уже христианами), семья святого Лиудгера вернулась на родину и обосновалась недалеко от Утрехта. Их дом был открыт для великих христианских миссионеров того времени, и юношей Лиудгер знавал святого Бонифация – незадолго до его мученической кончины. И история его семейства, и эти встречи с миссионерами пробудили в сердце святого Лиудгера желание принести Благую Весть варварам. Его умение бегло говорить по-фризски, хорошее знание верований и обычаев фризов, а также глубокое понимание монашества, полученное в Утрехте (Нидерланды) и Йорке (Англия), могли способствовать успеху этого начинания.

Когда восточные фризы в северной Германии были покорены франками, святому Лиудгеру отвели для проповеди пять районов Фризии, ранее яростно сопротивлявшихся христианству. Но теперь фризы согласились стать христианами, если им будет послан учитель, который сможет говорить с ними на их языке. Святому дважды приходилось покидать эти земли из-за начинавшихся волнений, но это его не остановило: Лиудгер много странствовал по этим местам, уча и строя небольшие деревянные храмы и монастыри, и в итоге привел весь край ко Христу.

Позднее он отказался от епископства в прославленном городе Трире, чтобы распространить свою проповедь и на живших по соседству саксов, которых завоевали франки при Карле Великом. Здесь он принял сан архиерея и стал первым епископом Мюнстера. Наконец, он основал большой монастырь с уставом святого Бенедикта в городе Верден на реке Рур (в нынешнем Гессене), который собрал монахов из Фризии, Саксонии и Франконии; на этом месте святой Лиудгер и пожелал быть погребенным – здесь же его мощи почитаются по сей день.

В землях немного севернее другой миссионер – святитель Виллехад († ок. 789; память 8/21 ноября), приехавший из Англии, – стал первым епископом Бременским и принес Святое Евангелие в области вокруг Бремена и Ольденбурга.

Пруссия

Священномученик Адальберт Пражский. Священномученик Адальберт Пражский.
Последней важной частью нынешней Германии, просветившейся во Христе, была Пруссия, лежавшая на востоке. Ей, однако, так и не суждено было стать православной, поскольку жившие здесь люди долгое время придерживались языческих верований и отчаянно отвергали христианство, умертвив первых двух известных миссионеров, пришедших в их края: святого Адальберта Пражского († 997; память 23 апреля / 6 мая; проповедовал также в Польше и Венгрии) и святого Бруно Кверфуртского († 1009; память 19 июня /2 июля)[15]. Пруссы стали христианами лишь когда были насильственно обращены римо-католическими миссионерами в 1249 году.

Православие в Германии после великой схизмы

В современные Германию, Австрию и Швейцарию Православие принесли эмигранты, которые в течение последних 100 лет приезжали сюда из России, Сербии, Болгарии, Греции и других православных стран в поисках работы или как беженцы. Теперь во всех немецкоязычных странах существуют православные приходы, есть также сербский монастырь (скит святителя Спиридона) в Гайльнау, в Германии, службы в котором проходят в основном на немецком языке. (Регулярные православные богослужения стали проводиться в Германии, в Штутгарте, с 1816 года (год свадьбы принца Вильгельма и российской великой княгини Екатерины Павловны. – Примеч. пер.); постоянная церковь освящена в 1895 году. В Швейцарии, в Женеве, русский православный храм существовал с 1866 года, а в Австрии, в Вене, – с 1899 года). Ищущие немцы сегодня открывают для себя Православие.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета. Преподобномученица великая княгиня Елисавета.
Мы также знаем о нескольких уроженцах Германии, покинувших родную страну и впоследствии ставших православными святыми в России. Из них наиболее известны: святые Христа ради юродивые Прокопий Устюжский († 1303; память 8/21 июля), Исидор († 1474; память 14/27 мая) и Иоанн Милостивый († 1580; память 3/16 сентября) Ростовские; царица-мученица Александра (Романова; † 1918; память 4/17 июля) и преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова; † 1918, память 5/18 июля). Все они, вместе с молодым мучеником Александром (Шморелем; 1917–1943; прославлен РПЦЗ, память 30 июня / 13 июля), членом движения сопротивления «Белая роза» при нацистском режиме Гитлера, глубоко почитаются современными православными христианами, живущими в Германии.

Перевел с английского Дмитрий Лапа

Advent of Orthodoxy in German Speaking Lands // Road to Emmaus. Vol. XI. № 2 (41)

25 октября 2013 г.

[1] По одному из преданий, св. Беатус (I или VII в.(?); память 9/22 мая) был родом из Галлии. Он одним из первых проповедовал Евангелие на территории нынешней Швейцарии. Много лет вел отшельническую жизнь в пещере недалеко от озера Тун близ нынешнего города Беатенберг в Швейцарии. Пещера эта сохранилась до наших дней. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] О Фиваидском (Фивейском) легионе – Агаунумских мучениках († ок. 287; память 22 сентября / 5 октября), предание повествует следующее. При императоре Максимиане в Фиваиде в верхнем Египте существовал легион, принадлежавший к римской армии и состоявший из одних христиан. Численность этого легиона составляла приблизительно 6600 человек. Командиром легиона был св. Маврикий. Из Египта Фиванский легион был отправлен через Альпы императором Максимианом в Галлию для подавления восстания багаудов (галльских повстанцев из числа крестьян). В местечке Агаунум на территории нынешней Швейцарии Максимиан велел легиону остановиться и принести жертвы языческим богам перед битвой. Но легионеры единодушно и твердо отказались это делать, за что были дважды подвергнуты децимации – казни каждого десятого. Однако все оставшиеся в живых написали императору послание, в котором заявили, что не будут совершать жертвоприношения идолам. Тогда все они были казнены. Кроме св. Маврикия, сохранились имена следующих Агаунумских мучеников: Экзюперий, Кандид, Виталий, два Виктора, Александр Бергамский и Гереон Кельнский. Мощи некоторых из этих мучеников почивали в специально построенной в Агаунуме (ныне Сен-Морис-ан-Вале в Швейцарии) базилике. С Фивейским легионом связана замечательная святая по имени Верена (III–IV в.; память 1/14 сентября). Св. Верена родилась и была крещена в Египте. Будучи родственницей одного воина из Фивейского (Фиваидского) легиона (возможно, св. Виктора), она отправилась вслед за ним в Европу, где поселилась в Реции (в нынешней Швейцарии). Там она вела подвижническую жизнь, обращала в православную веру алеманнов, заботилась о больных. Со временем она переселилась в окрестности нынешнего города Цюрих, где до конца своих дней вела отшельническую жизнь и прославилась многими чудесами. После смерти св. Верены над ее могилой воздвигли церковь и монастырь. Одна из наиболее почитаемых святых жен Швейцарии. В честь св. Верены до сих пор освящены многие церкви, часовни и приделы церквей.

[3] Афра Аугсбургская († ок. 304; память 5/18 августа) – святая мученица, пострадавшая в Аугсбурге (на территории нынешней Германии) при Диоклетиане. Святую почитали в Аугсбурге с незапамятных времен, а монастырь в этом городе был освящен в ее честь. В 1804 году мощи св. Афры были торжественно открыты в церкви св. Ульриха в Аугсбурге.

[4] Достоверных сведений об этих мученицах (III или IV в. (?); память 21 октября / 4 ноября) не сохранилось, несмотря на то, что их в средние века очень почитали. По легенде, св. Урсула была дочерью некоего британского правителя. Она приняла христианство и отказалась от брака с языческим принцем. Святая отличалась такой красотой и мудростью, что слава о ней распространилась далеко за пределы Британии. Однажды она решила совершить паломничество в Рим вместе с другими девами, которых обратила ко Христу. По пути в Рим ей явился ангел и предупредил, что скоро святая примет мучения за Христа. На обратном пути из Рима – на месте нынешнего города Кельна в Германии – на святых дев напали язычники гунны. Ненавидевшие христианство, они убили всех спутниц св. Урсулы, а затем и саму святую, когда она отказалась выйти замуж за вождя гуннов, которому очень понравилась. Св. Урсулу и ее святых спутниц глубоко почитали в Германии и других западноевропейских странах.

[5] Мч. Флориан († 304; память 4/17 мая) был тайным христианином при Диоклетиане. За свои военные подвиги он был назначен военачальником в Норике (территория верхней Австрии). Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорше (в Австрии), приехал туда, чтобы их спасти, но сам был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишен всех наград и должности и приговорен к смерти. На него надели жернов и утопили в реке Энс рядом с городом Лорш. Но мощи мученика вскоре чудом выбросило на берег. Почитается как покровитель верхней Австрии и Польши. Является святым покровителем пожарных, пекарей, пивоваров, садовников, бондарей, гончаров, металлургов, кузнецов, стекловаров и трубочистов. Его имя также призывается при засухах, бесплодии почв, пожарах, штормовых ветрах.

[6] Св. Роман был галло-римлянином. В возрасте 35 лет начал вести отшельническую жизнь в лесу в горах Юра в Галлии, посвящая все время молитве. Одним из первых учеников св. Романа стал его брат св. Лупицин. Вокруг святых братьев собрались многочисленные последователи. Так появился монастырь Кондат (также называемый Сент-Ойен, ныне Сен-Клод), а позднее – монастырь Люкон. Братья стали управлять обеими обителями. Однажды 12 нерадивых монахов покинули монастырь, но св. Роман начал так оплакивать погибающих братьев, что они по его молитвам вскоре вернулись. Позднее св. Роман и св. Лупицин основали женскую обитель Ла Бём (Сен-Роман-де-ля-Рош), где игуменьей стала их сестра.

[7] Св. Северин († ок. 482; память 8/21 января) – монах с Востока, просветивший кельтское королевство Норик. Он также основал несколько монастырей, самый значимый из которых находился на реке Дунай близ Вены. Там св. Северин организовал помощь страдавшим от нападений Аттилы и гуннов. В этом монастыре он и преставился. Через шесть лет после его смерти монахам пришлось покинуть монастырь: они взяли мощи св. Северина и перенесли их в итальянский город Неаполь, где был построен монастырь Сан-Северино и где почитались его мощи.

[8] Св. Крескент, по одному преданию, был спутником апостола Павла, а по другому – епископом Майнца. Св. Феонест († ок. 425; память 30 октября / 12 ноября), по преданию, был епископом в городе Филиппы в Македонии, откуда он был изгнан арианами. Святого вместе с другими миссионерами (в числе которых был св. Альбан Майнцский) папа Римский отправил просвещать Германию. Но когда миссионеры прибыли в Майнц, им пришлось покинуть страну из-за натиска вандалов. На обратном пути св. Феонест принял мученическую кончину в городе Альтино в Италии. Во время нашествия гуннов св. Аурею (V в.; память 16/29 июня), епископу Майнца, пришлось покинуть свою епархию и удалиться вместе со своей сестрой св. Иустиной и другими. Когда они вернулись в Майнц, то были замучены в церкви во время литургии. Св. Максим († 378; память 18 ноября / 1 декабря) был девятнадцатым епископом Майнца с 354 по 378 год. Ему пришлось много пострадать за православную веру от ариан.

[9] Св. Эвергисл (VI в.; память 24 октября / 6 ноября) был епископом Кельна в Германии. Возможно, он принимал участие в восстановлении дисциплины в женском монастыре в Париже. Согласно одному преданию, святой был замучен до смерти грабителями-язычниками. Св. Григорий Турский упоминает о св. Эвергисле.

[10] Св. Гоар (ок. 500? – ок. 575, или ок. 585 – ок. 650; память 6/19 июля) родился в благородной семье в Аквитании. Он был рукоположен в пресвитера, но, желая служить Богу в безызвестности, переехал в Германию в местечко Обервезель близ Трира, где начал вести отшельническую жизнь. Однако слава о его святости распространилась по всей стране. К нему часто приходили странники и путешественники за духовным советом и наставлением. Однажды св. Гоара оклеветали в лицемерии и несоблюдении монашеских обетов. Он был вызван в Трир на епископский суд, на котором произошли чудеса, доказавшие невинность св. Гоара и виновность местного епископа Рустика. Король Сигиберт предложил св. Гоару стать епископом Трира, но вскоре после этого подвижник скончался. Еще при жизни св. Гоар творил чудеса. Город, стоящий на месте отшельнической жизни св. Гоара, называется Санкт-Гоар в его честь.

[11] Св. Эммерам († ок. 690; память 22 сентября / 5 октября) родился в Пуатье в Галлии. Он переехал в Баварию и стал там вести миссионерскую деятельность, приводя язычников ко Христу. Св. Эммерам искоренял языческие обычаи в тех местах, где проповедовал, и строил многочисленные храмы. Он стал игуменом монастыря в Регенсбурге, а позднее – епископом этого города. Во время паломничества в Рим на него напали наемные убийцы, и от полученных ран подвижник скончался. Св. Эммерам впоследствии стал почитаться как небесный покровитель Регенсбурга. Мощи его были положены в соборе Регенсбургского монастыря, который был назван в его честь. Они хранятся в Регенсбурге по сей день.

Св. Эрхард († ок. 686; память 8/21 января) родился в Ирландии, проповедовал Евангелие в Германии: в Баварии в сане епископа, а также в районе Регенсбурга (Ратисбоны) в том же сане. Развил обширную миссионерскую деятельность в Вогезах и основал там семь монастырей. В 660-е годы трудился вместе со св. Хидульфом Трирским († 707), который, вероятно, был его родственником. Мощи св. Эрхарда покоятся в основанном им в конце жизни монастыре Нидермюнстер (у подножия горы Одилиенберг, Эльзас). От его мощей происходило много чудес. Однажды св. Эрхард, по Божественному повелению отправился на Рейн и крестил там слепую девушку, которая сразу прозрела и приняла монашество, – это была св. Одиль († 720), будущая великая игуменья и наставница. После кончины св. Эрхарда образовалась община монахинь, постоянно молившихся у его гробницы, существовавшая до Реформации.

Св. Корбиниан (ок. 670 – 730; память 8/21 сентября) родился в Шартре в Галлии. Он вел отшельническую жизнь у себя на родине в течение 14 лет, позднее посетил Рим, а в 718 году папа Григорий II посвятил его в епископа. Св. Корбиниан отправился проповедовать слово Божее в Германию. Он стал одним из первых проповедников, сделавших центром своей миссии Баварию. В Баварии св. Корбиниан успешно вел миссию, строил многочисленные храмы. Особенно много он потрудился во Фрайзинге, где, возможно, основал около 725 года монастырь. Мощи святителя находятся в кафедральном соборе Фрайзинга по сей день. Согласно житию св. Корбиниана, когда он ехал в Рим, на него напал медведь и убил его лошадь. Тогда святой повелел медведю сопровождать его в Рим в качестве вьючного животного, а добравшись до Рима, отпустил его.

[12] Св. Отмар († 759; память 16/29 ноября) был германского происхождения. Принял священнический сан, в 720 г. был назначен игуменом монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии. При нем обитель стала самой процветающей и значимой в стране. Святой подвергался гонениям со стороны двух сеньоров, которые его оклеветали. Отмар с великим терпением переносил все страдания, преставившись в темнице.

[13] Св. Свитберт (ок. 647 – 713; память 1/14 марта) – монах из Нортумбрии, отправившийся вместе со св. Виллибрордом просвещать Фрисландию. Он проповедовал Евангелие западным фризам с большим успехом. Святой пытался проповедовать диким жителям Вестфалии, учить их хлебопашеству и коневодству, что ему частично удалось. В 693 году св. Свитберта рукоположили во епископа в Рипоне в Англии, откуда он вскоре вернулся на материк, чтобы проповедовать вдоль правого берега Рейна в Германии. Там его миссия не была завершена из-за вторжения саксонских захватчиков; св. Свитберту пришлось удалиться на маленький островок Кайзерсверт на Рейне около Дюссельдорфа. Здесь он основал монастырь в 710 году, где и преставился. Мощи св. Свитберта до сих пор хранятся в этом монастыре. После кончины св. Свитберт своими молитвами не раз возвращал к жизни утопленников, неоднократно являлся людям. После смерти святого Рейн принес к острову так много глины и грязи, что остров в короткое время соединился с берегом. Святой почитается и как один из просветителей Голландии.

Оба святых Эвальда († ок. 695; память 3/16 октября), скорее всего, были братьями и выходцами из Нортумбрии в Англии. Они приняли монашество и священство, позднее последовали за св. Виллибрордом во Фризию. Святые братья успешно занимались миссионерством, но претерпели мученическую кончину в местечке Аплербек – сейчас пригород Дортмунда в Германии.

[14] Св. Лиудгер († 809; память 26 марта / 8 апреля) родился во Фризии. После поездки в Англию и возвращения на родину он около 787 года начал просвещать Фризию. Особенно трудился над просвещением Вестфалии, апостолом которой он и почитается. Благодаря его кротости многие саксы уверовали во Христа. Напротив, ожесточенная армия Карла Великого не могла добиться никаких успехов в насильственном обращении ко Христу этого народа. Св. Людгер также просветил жителей островов Средиземного моря. Некоторое время подвизался в монастыре Монтекассино в Италии. Является первым епископом Мюнстера в Германии.

[15] Св. Бруно (Бонифаций) родился в Кверфурде в Германии в состоятельной семье, обучался в Магдебургской школе. В 996 году он сопровождал полугрека императора Оттона III в Рим, где и принял монашество. Позднее он стал архиепископом Мерсбургским и начал активно заниматься миссионерством. Некоторое время св. Бруно проповедовал в Венгрии, а в 1007 или 1008 году посетил Киевскую Русь, встретился со св. князем Владимиром и крестил часть печенегов. Затем святой посетил Польшу и оттуда отправил миссию в Швецию. Позже святой с 18 спутниками поехал просвещать Пруссов, крестил их князя, но вскоре был вместе со всеми своими спутниками обезглавлен.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Возвращение к истокам Возвращение к истокам
Паломничество по Германии и Швейцарии
Возвращение к истокам Возвращение к истокам: десять лет паломничества по Германии и Швейцарии
Маргарет Бауман
Матушка Маргарет Бауман – преподаватель немецкого языка и активная прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Болгарской Православной Церкви в городе Индианополис американского штата Индиана.
О православной жизни в Германии О православной жизни в Германии
Корнилия Делкескамп-Хэйес
О православной жизни в Германии Возвращаясь в покинутый дом
Православная жизнь в современной Германии
Корнилия Делкескамп-Хэйес
Какой духовный опыт обретают немцы, приходя к Православию? Что им приходится преодолевать в самих себе, и как складываются их отношения с протестантским окружением и секулярной средой? Что может дать Православие Германии? И что Германия может дать Православию?
Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Поиск истины,
или Обретение истинной веры

Беседа со священником Фомой Диц
Людмила Болотнова
Важно понять, что Зарубежная Церковь всегда воздерживалась от всякой экуменической настроенности, и вследствие этого она утверждала не только, что Католическая Церковь исторически отпала от Православия, но и то, что ее вероучительные отступления вели в ересь. Такое я тогда впервые слышал.
Норберт Кухинке. Ни слова об «Осеннем марафоне» Норберт Кухинке. Ни слова об «Осеннем марафоне» Норберт Кухинке. Ни слова об «Осеннем марафоне» Норберт Кухинке. Ни слова об «Осеннем марафоне»
Норберт Кухинке хорошо известен в России как актер, исполнивший роль иностранца-слависта в фильме «Осенний марафон». Уже долгое время Норберт, хотя он и католик по вероисповеданию, участвует в строительстве первого православного монастыря в Германии, активно популяризирует на Западе православную музыкальную и художественную культуру. Кухинке — из тех, о ком, узнав чуть-чуть, хочешь узнавать все больше и больше…
Комментарии
xenia26 октября 2013, 17:56
Присоединяюсь к словам Евгения! Боже, помилуй нас и пусть люди прийдут к покаянию, может тогда и смягчится судьба мира, известная нам из откровения святого Иоанна Богослова. Что касается современной Европы, то все серьезней и омерзительней, чем провославный человек себе может представить. До сих пор прихожу в себя от субботней газеты (живу к сожалению в ЕС), кому интересно- отвечу, прокомментирую, просто молю- берегите в России святость..и никому не верьте, Владимир Путин- это наша надежда, Запад катится, все, дальше только ад или это уже ад. Господи помилуй
Женя Черников25 октября 2013, 11:20
Боже пошли каждой Европейской стране хоть по маленькому православному монастырьку с добросовестными монахами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×