Кто виноват?..

Война не бывает случайной. И дело не в том, что существуют определенные законы, взаимосвязи, идеи, сочетание которых неизбежно ведет к кровопролитию. Речь о другом. Если в какой-то стране, городе, деревне человек решается стрелять в другого человека, значит, его сердце умерло еще раньше. Значит, кто-то слишком много себе прощал, слишком часто говорил вместо «мы» — «они». Значит, жизнь, которую считали ненормальной, оказалась слишком близкой, оказалась не чужой…

    

Когда мы говорим о войне, то порой забываем, что говорим о смерти, о смерти всерьез. И здесь нет оправданий, есть виновные и безразличные. Здесь все до боли просто: убивают друг друга не те, кто считают себя виноватыми, а наоборот — невиновные.

Удивительно, с какой очевидностью война доказывает истинность Евангелия

Удивительно, с какой очевидностью война доказывает истинность Евангелия. Христос пришел спасти мир, Он воплотился, чтобы освободить человечество от рабства, и первое, к чему Он призвал — признать себя виновными! «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), — услышали не поработители народов, не жестокие военачальники и несправедливые правители, а изможденные от невыносимых трудов рыбаки, угнетенные слуги, призираемые всеми нищие, бесправные рабы. Казалось бы, в чем еще должны каяться, до какой грани унижать себя эти несчастные? Не этого они ожидали от Мессии, они ждали справедливости, жаждали воздаяния за свои муки. Но Спаситель ответил на воздыхания изможденного человечества по-другому: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

Господь принес человечеству истину о мире. И она поражала не только тогда, она и сегодня остается для нас во многом непостижимой. Для нас и теперь понятнее другая правда: «Хочешь мира — готовься к войне». Мы привыкли бороться за мир, привыкли отстаивать справедливость, но не привыкли прощать, не привыкли признавать себя ответственными за то, что происходит вокруг нас. Евангелие же основано на том, что истина не нуждается в нашей силе, и мир не приносят на копьях. «Блаженны изгнанные за правду…» (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость. Оказывается, правду исповедуют, а не ищут или насаждают там, где ее не хватает. Христианин признает только один фронт — свою душу, сердце и этот фронт действительно важный. Здесь все однозначно. Кто-то требует ответа, а кто-то терпеливо молчит. Кто-то требует любви, а кто-то любит. Кто-то готов ринуться в бой, отстаивая справедливость, а кто-то не обижает тех, кто рядом. И это имеет вселенское значение!

Мир начинается с сердца, умеющего сострадать

Мир начинается с сердца, умеющего сострадать. И война рождается не в умах мировых правителей, не в высоких кабинетах, а в душах тех, кто способен признать брата врагом. Проблема в том, что мы слишком часто находим себе оправдания. При этом забываем о евангельской истине, сила которой оправдана веками христианской истории и которую так метко подметил гений Достоевского в «Братьях Карамазовых»: «Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы… Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть, не совершил бы его при свете твоем».

«Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя сейчас же, не ты ли этому причина», — учил великий праведник трагичного ХХ века святой Алексий Мечев. И, наверное, не случайно его память приходится именно на этот печальный день — 22 июня. Его слова сегодня будут понятны всем: «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе». Мир не нуждается в наших разбирательствах, в наших мыслях и суде. «Слепота наша в том, — говорил батюшка, — что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас!»…

Каждый день, в каждом поступке мы делаем выбор, от которого зависит слишком много

И война и мир слишком близко, чтобы ими пренебрегать. Каждый день, в каждом поступке мы делаем выбор, от которого зависит слишком много, чтобы не обращать внимание на то, как мы относимся к ближним.

Сохранить мир непросто. Он требует усилий и сегодня, сейчас. В него нужно верить до последних сил. Его нужно искать, к нему нужно стремиться вопреки всему. Здесь нельзя отступать, нельзя так легко поддаваться на призывы оправдать войну. Ведь если мы с легкостью верим в то, что наши братья на самом деле враги, если мы так легко готовы отказать в человечности одним и оправдать силу других, не значит ли это, что мы снова принимаемся судить вместо того, чтобы всей силой души искать примирения враждующих? Судить легко. Легко быть невиновным, удобно найти врагов, чтоб, наконец, сказать излюбленное «они» вместо «мы». Но христианин не может так поступать, он не имеет права с такой легкостью верить в бесчеловечность ближних, оправдывать силу, так жаждать войны. Это настоящее предательство Христа. «Человек, который любит, — говорила известная греческая подвижница ХХ в. геронтисса Гаврилия, — не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом враге, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, только пожалеет его, скажет: “Э! Бедный… Как же он может так чувствовать?”«

Война начинается не там, где от человека уже ничего не зависит, но именно там, где он берет все в свои руки. Опасна правда человеческая, опасен суд человеческий, но «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Мир нуждается не в силе, и даже не в справедливости, а в любви, на которую способно только действительно мужественное сердце…

Роман Савчук

21 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
На передовой На передовой
Свящ. Димитрий Шишкин
На передовой На передовой
Священник Димитрий Шишкин
Не возмущение поведением кого бы то ни было, не жалобы, не судебные тяжбы, не требования справедливости, а именно наша борьба со своими страстями будет началом изменения к лучшему жизни – и личной, и общественной.
Синдром войны Синдром войны
Игум. Нектарий (Морозов)
Синдром войны Синдром войны
Игумен Нектарий (Морозов)
Война между миром, во зле лежащим, между князем сего мира и Церковью идет, и война эта лютая. Однако она перманентна, не было такого периода в истории христианства, когда бы она хоть ненадолго приостановилась. И я никак не могу понять – откуда этот энтузиазм при разговорах о войне? Откуда такое разгорячение, такая готовность – именно воевать? Откуда эта, не побоюсь сказать, радость?
Песня о войне. ВИДЕО Песня о войне. ВИДЕО Песня о войне. ВИДЕО Песня о войне.
ВИДЕО

Группа «Motor-Roller»
Тут его взгляд задумчив стал, / И дед надолго замолчал, / Потом вздохнул и произнес: «Скажи мне, внук, / Ты отчего же так живешь, / Как будто свой башмак жуешь, / Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?!».
Комментарии
Дмитрий Собриевский20 августа 2014, 14:36
Можно предположить, что насущность этой статьи обусловлена в том числе и поведением наших Российских СМИ, которые, как ни крути, но вещают от лица народа России и по сути выражают его настроение. И дело совсем не в количестве лжи или правды, а в духе освещения. Нет в этом духе печалования, нет болезненного сострадания, жажды примирения и всего прочего, что рождает дух покаяния. А каяться за многолетнее равнодушие к происходящему в братском народе - не перекаяться...
Андрей16 июля 2014, 06:22
Как мне думается, приводимая ниже цитата дополнит ответы на поставленный в этой публикации вопрос.

“…После развала СССР агрессивно настроенные униаты практически разгромили православные приходы в западных областях Украины, переподчинили их Греко-католической церкви. И всё это совершалось зачастую с бессмысленной ненавистью и насильственными методами.
С первых же дней беспорядков в Киеве Униатская церковь неофициально, но явственно и широко поддержала протестные настроения и пошла с восставшими до конца, благословляя боевиков майдана даже на кровопролитие и убийства ради «святого дела» освобождения Украины от «схизматиков». Между прочим, в самый разгар майдановских беспорядков, что называется, «тихой сапой», с благословения Папы Римского, в Крыму был учрежден экзархат Украинской греко-католической церкви. Так что не стоит говорить, что все известные события на Украине носили лишь политический характер. Можно сказать, что духовная составляющая была здесь определяющей.”

http://www.pravoslavie.ru/put/72217.htm
К27 июня 2014, 20:26
Леонид - согласен, киевлянам - поклон, не обобщайте, мы тут мягко скажем не едины...
Андрей27 июня 2014, 20:03
Ефрем, времена отличаются тем, что в 14 веке варвары периодически приходили с огнём и мечём, чтобы уничтожить новых славянских воинов прежде, чем те будут в силах носить оружие, а ныне сами славянские женщины добровольно и при официальной помощи врачей осуществляют более изощрённую бойню. Великая ордынская замятня на 40 лет избавила Русь от крупных набегов, и этого оказалось довольно для победы в Куликовской битве. После Второй Мировой Войны прошло уже без малого 70 мирных лет, да русской силы почитай не прибыло. Будь бы сейчас население России порядка 700000000, так все варвары сразу назубок выучили бы законы взаимного уважения и добрососедства, но история не знает сослагательного наклонения.
Ефрем26 июня 2014, 12:45
Подскажите, а чем отличается (существенно) данная ситуация на Донбассе от времени святого Димитрия Донского и благословляющего его на войну преподобного Сергия Радонежского????
"Если дело касается тебя, то стерпи и смирись до последнего. А если касается ближних твоих, то твой долг взять в руки оружие и исполнить заповедь Христову положить жизнь свою за други своя", - преподобный Сергий Радонежский.
Пожалуйста объясните, а то не могу понять...
На сколько я знаю Церковь допускала лишь оборонительную войну. Или я не прав???
Сербин26 июня 2014, 01:46
Порошенко-Ваљцман и Коломојски, Обама, Хитлер, Наполеон, Татари, антихришћани стари и нови, сви би се обрадовали овом пацифистичком тексту, и...лако би освојили што год би хтели а нас хришћане претворили у робове свога сатанског империјализма... Штетно је у оваквим временима бити ни студен ни врућ, него тако млак, и у име љубави проповедати равнодушност према будућности сопствене деце, која под антихришћанским режимима може бити само антихришћанска. Ако се Русија не пробуди и не одбрани од својих западњака,пацифиста и екумениста, пропашће, а са њом и православна Србија, Грчка и др. Да ли је Савчук Украјинац? Од нас Срба би Савчук могао да сазна нешто о нашем Косовском завету и многовековној Косовској голготи, а од Руса - такође... Можда за почетак да прочита Житије Светог Ћирила и његов разговор о рату са мухамеданцима и књигу Ивана Иљина ”О противљењу злу силом”. Можда би потом схватио зашто се од зла морамо бранити љубављу од које не има веће - да ко положи живот (жизн) свој за пријатеље, за рождене своје...Кад треба и са оружјем у руци, примајући на себе грех убиства, јер је и то жртва љубави за ближњег, грех за које ћемо годинама приносити покајање или од кога ћемо се омити сопственом смрћу... Господе, помилуј род свој православни и просветли ум његов и срце његово, од Тбилисија и Атине до Београда, Доњецка и Москве и свуда где дише дух Православља...
Татьяна24 июня 2014, 22:03
Уважаемый Роман! Спасибо за очень хорошую и глубокую статью! Мое ИСКРЕННЕЕ мнение, что у Вас настоящий талант!!! Еще раз: огромное спасибо!!!!!
Андрей24 июня 2014, 21:50
Игорь, а чем вы украинцы, собственно говоря, отличаетесь от нас русских?
Тысячу километров пассажирский самолёт одолеет минут за 80, легковой автомобиль часов за 10, а война – много если за месяц. Так что просторы России это не повод забыть кровное родство если и не во 2…3, то уж точно в 4…5 поколении.
Что так сильно наболело в племени полян, что оно жаждет отделения от вятичей, кривичей, радимичей и не хочет помнить про болгар, венгров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турок, шведов, немцев и даже ляхов, против которых не смогло устоять в одиночку? Неужели печальная участь полабских славян так ничему и не научила славян днепровских?
Игорь24 июня 2014, 14:07
Как можете Вы,живущие в другой стране иногда за тысячи километров,судить о нас украинцах.Мы православные,вера и храмы не попираются.Службы проходят,как обычно.на литургии добавились молитвы о мире,о примирении.Если Вы говорите о крестных ходах без благословения,то есть иерархия,есть уставы.Вашим осуждением украинцев,Вы только подогреваете настроения разделяющие нас.Сейчас в Украине время Церкви,время священства,время показать истинную любовь,истинное пастырьство,показать едиство паствы и всех пасомых.Добрый пастырь голову Свою полагает за овец,и одной заблудшей радуется больше,чем о 99 незаблудших.Помолитесь об страждущей колыбели христианства.Почему так много людей взяли на себя роль Авелей,почему самочинно решили,что их жертва угодна Богу.В войне с фашизмом,моя семья потеряла 4 воина,не было на той страшной войне,ни русских,ни украинцев,ни евреев ,был один Народ.Бог даровал нам всем Победу.Теперь нас пытаются сделать врагами.Молитесь,что бы Бог дал разумение,примирение,любовь.Мы украинцы любим Вас русский народ.Многострадальный русский народ.В нашем доме беда,помолитесь.сострадайте.но не судите и не осуждайте.
Мария24 июня 2014, 00:26
Димитрию: я не уверена, что среди воюющих на стороне киевских властей много "братьев по вере". Судя по артиллерийским обстрелам мирного населения и православных храмов, там люди далекие от христианства.
Димитрий23 июня 2014, 18:43
Если статья обращена к тем, кто одобряет так называемую АТО - то они и не считают нас братьями в соответствии с двадцатилетней тотальной пропагандой укронацизма: "русские нам не братья, а помесь угрофинов с татарами". Если к тем из украинцев, кто считает нас братьями во Христе - то они и так там молятся на Литургии той же молитвой, что и мы, и идут на крестный ход под угрозой расправы от "свидомитов".
Если автор обращается к шахтерам, встающим в ряды ополчения, то он по сути говорит им и их семьям - грешно поднять руку на брата, лучше как Авель остаться жертвой Каина. Можно ли этого требовать от них, когда продажные правители по указке из-за океана творят неприкрытый геноцид русского населения, и уже объявлено, что после победы АТО всех ждут фильтрационные лагеря? Можем мы сказать им "В вас нет любви, ведь «Человек, который любит ... не может чувствовать, кто враг его...»"?

Единственное, с чем соглашусь, несколько переиначив автора - не должно нам, православным России, радоваться военным успехам ополченцев, потому что эти успехи - это неизбежно гибель наших братьев по вере и крови с другой стороны. Но вместе с тем не могу всей душой не желать нашим русским в Новороссии освободиться от гнета нынешней Киевской власти.
Любовь. Россия23 июня 2014, 10:35
Спаси Господи, Роман! согласна с вами полностью.
Если бы мы жили по Богу, то Господь никогда не поставил бы нас в те условия когда пришлось бы браться за оружие. И посланные нам скорби в 1941 и сейчас, следствие нашей жизни.
Статья глубокая и очень своевременная.
Андрей22 июня 2014, 19:51
От первых до последних времён всякий пошедший шаг в сторону добра человек является предметом зависти со стороны всех идущих другим путём. Свой выбор между добром и злом должен сделать каждый, по этой причине и неизбежно разделение на «мы» и «они». Только в наше ракетно-ядерное время стало модно сеять зубы дракона посредством финансирования процесса развращения национальных элит, а бросать во всходы камень через средства массовой информации и интернет. История Каина и Авеля повторяется уже на наших глазах. Si vis pacem para bellum.
«Искать примирения враждующих» это правильные слова, только как их осуществить, когда простосердечные буяны уже успели испачкать руки братской кровью? Да и можно ли потушить пожар, не нейтрализовав поджигателей? Carthaginem esse delendam.
Проходящая через статью красной нитью попытка навязать именно Авелеву меру братской любви вызывает как минимум недоумение. Разве это единственный путь к спасению? Многие из святых, так или иначе, принимали участие в делах ратных, но это не помешало им быть великими святыми. http://www.pravoslavie.ru/news/14444.htm
Толик22 июня 2014, 18:29
"КТО ВИНОВАТ?.."
Не совсем понятно, кому адресована статья? - Читатели портала войн не развязывают, зомбированию воинствующих паханов не очень-то поддаются, вроде бы...
Простите.
Зимбачевский Виктор22 июня 2014, 15:55
Тема задана, но не исчерпана. Когда враги приходят на мою землю, когда Отчизна в опасности - долг всякого нормального человека - защищать: родных, близких, веру, Родину, свободу, свою жизнь, в конце концов. И при помощи оружия - тоже. На этом всегда стояла русская земля. "Блажен положивший душу свою за други своя". Почему - "положивший душу свою"? Моя точка зрения, скорее всего - не каноническая, но скажу. Поправьте, если что. Так вот, на войне солдат вынужден убивать. Солдату - христианину это многократно тяжелее; и потому, что убийство противно природе человека, и потому, что он вынужден нарушать заповедь "Не убий". Защищая Родину, убивая врагов, солдат-христианин сознательно нарушает заповедь, понимая, что, возможно, предает душу свою в ад. И все же, он идет на это, потому, что возлюбил тех, кого защищает, больше, чем свою душу. Главное, чтобы ненависть не опустошила человека. Война - это тяжелая и опасная, в первую очередь - для души - работа.
Не будем лицемерами и предателями - мы живем спокойно также и потому, что и в Чечне, и в Дагестане, и на Донбассе - наши братья вынуждены и убивать, и умирать, защищая, в том числе, и нас с вами. Упокой, Господи, души погибших, а нам прибавь ума - не судить. Скажем спасибо, что не нам, людям с двоящимися мыслями, Господь предложил этот выбор - и помолимся - и о погибших, и о том, чтобы Господь даровал мир всем странам, всем землям,где льется кровь.
Ирина22 июня 2014, 15:35
низкий ВАМ поклон, Роман. Спаси Господи!
Елизавета Овчинникова22 июня 2014, 15:23
СпосиБо!! Очень нужные слова! Будем Любить друг друга.
Галина М.22 июня 2014, 14:42
Спаси Господи, Роман! Хорошо, умно, глубоко, правильно, в полном соответствии с посланием Патриарха, которое сегодня (22 июня) читали в церквях. Но что-то не позволяет полностью согласиться с Вами. Скажи, а как же Великая Отечественная война (начало которой отмечается сегодня) - тоже ошибка и гордыня человека? Как же война 1812 г.? И что бы было, если бы император Александр I и М.И. Кутузов, советские военоначальники, защитники Брестской крепости, панфиловцы, полегшие на подступах к Москве, участники сталинградской битвы и сонм других русских воинов сложили оружие и ушли молиться и бороться с собой? Что бы было с нами и с Россией? И ведь в Священном Писании есть понятие "Священная война"! Наш любимый ныне митрополит Московский Филарет (Дроздов) поучал: «Бог любит добродушный мир и Бог благословляет праведную войну. На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной... Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, - ты на небе приемлешь жизнь и венец!» И его же чеканная формула: "Люби врагов личных, гнушайся врагов Божиих и сокрушай врагов Отечества".
Что-то мы не додумываем и не договариваем сегодня...
Елена 22 июня 2014, 14:18
«Человек, который любит, — говорила известная греческая подвижница ХХ в. геронтисса Гаврилия, — не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом враге, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, только пожалеет его, скажет: “Э! Бедный… Как же он может так чувствовать?”
--------
Интересно, а к фашистам, годовщину нападения которых на нашу Родину в 1941 г. мы сегодня вспоминаем, это тоже относится?
А к тем, кто сейчас на Украине расстреливает раненых,бомбит жилые районы, "зачищает" территорию Новороссии?

И на Куликовской битве врагов у русского воинства не было? Тогда на борьбу с кем благословлял св.князя Димитрия прп. Сергий?
Леонид22 июня 2014, 13:45
"Христианин признает только один фронт — свою душу, сердце и этот фронт действительно важный".
"Блаженны изгнанные за правду… (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость".
Вы как будто школьную задачу решаете. Давайте, такие чистые светлые отправимся в изгнание, лишь бы за справедливость не бороться. Эльфы да и только. Ваша статья подходит только для уровня личного противостояния. Но вы же не о личных конфликтах?
НН22 июня 2014, 12:29
... «Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы… Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть, не совершил бы его при свете твоем».

Увы мне, маловерке... Вспоминая земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, я вижу не только апостолов, но и разбойников... А уж Он ли не светил?!
Не всё зависит от Праведника, и откуда нам знать, через что и как Господь спасает людей (разбойник благоразумный)...
Статья понравилась, спасибо автору. Простите.

НН22 июня 2014, 12:27
..."И война рождается не в умах мировых правителей, не в высоких кабинетах, а в душах тех, кто способен признать брата врагом"...

На мой взгляд, спорное утверждение.
Во-первых, во главе угла ВСЕГДА находятся КАПИТАЛ! И как мы можем догадаться, в чьих руках он находится: уж точно не в руках шахтёров (свежий пример)...
Во-вторых, бандеровцы и русские шахтёры, увы, давным-давно не братья, и вопрос, были ли они ими...
В-третьих, если в душу даже родного брата по крови и духу вселяется нечистая сила и его это устраивает - то это уже не брат. Не надо обольщаться и навязываться в братья всем подряд.
В-четвёртых, война - это бизнес, "ничего личного", просто хочется деньжат заработать...
В-пятых, не все способны ОТКАЗАТЬСЯ от призыва и схлопотать 15лет тюрьмы... Да, трусость, но и авось, пронесёт: никого убивать не буду, может, и сам целым останусь...
Итог: "За интерес жидов..ких кланов сойдутся вновь полки ИвАнов".

Архимандрит Мефодий Морозов22 июня 2014, 11:43
АМИНЬ!
Любовь, Украина22 июня 2014, 11:23
Спаси Вас Господи!Дай Бог всем нам так рассуждать и мыслить, всегда помнить слово Божие. Поклон Вам.
Игорь22 июня 2014, 10:17
К сожалению,это только слова,нет дел...Давным давно нет дел,добрых дел,нет той любви к ближнему,нет сострадания.Где миротворцы?Царит ненависть и агрессия.Пишутся статьи,в них выдержки из Евангелия,под тот или иной случай.Сплошь и рядом неправда.Но ты с ней,этой неправдой не борись,не защищай свою семью,страну,себя.Смирись,покайся,ищи в себе.....
Елена22 июня 2014, 07:56
Спаси Господи.
Но все нужно начинать с себя и примирять все к себе в первую очередь. Есть явные враги, те, которые явно убивают и калечат. Но мы, даже будучи христианами, должны все начинать с себя. Потому что, будучи христианами, позволяем себе и мы убивать словом, осуждать, думать плохо о людях, распространять информацию, которая имеет цель поссорить людей, открывать рот для злословия и критики. А это есть так же убийство, хоть и бескровное.
И в войну у нас, христиан должно быть больше дел. Можем помочь чем-то, пусть с кротостью поможем. Не можем помочь, у нас всегда есть молитва "О ненавидящих и обидящих". Это тоже помощь и забота.
Простите мне мое многословие и храни вас Господь Наш Иисус Христос.
р.б. Ольга22 июня 2014, 04:39
Спаси Вас Господи, Роман, вовремя сказанные Вами слова, так вовремя.
Lali Bu22 июня 2014, 02:37
как хорошо написано... поклон Вам...

«Блаженны изгнанные за правду…» (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×