«Неоязычество – проект, привнесенный извне»

Беседа с протоиереем Виктором Горбачом, руководителем миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии

На какой крючок ловят проповедники сект новых адептов? Совместимы ли неоязычество и подлинный патриотизм? И вообще на чьей стороне они, приверженцы этих культов, и каковы их истинные цели? Об этом – беседа с протоиереем Виктором Горбачом, руководителем миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии.

Протоиерей Виктор Горбач Протоиерей Виктор Горбач
– На Сахалине недавно прошла международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности». Насколько важна сегодня эта тема?

– Конференция, организатором которой являлся Сахалинский информационно-консультационный центр религиоведческих исследований и московский Центр священномученика Иринея Лионского, стала знаковым событием, что особо подчеркнул ее участник – известный сектовед Александр Леонидович Дворкин.

Подобные конференции не проходили уже десять лет – последняя состоялась в 2004 году в Новосибирске, но это, разумеется, не значит, что проблем с сектами в мире стало меньше. Актуальность проблемы наглядно подтверждена широким общественным интересом к этому мероприятию: в нем участвовали около 250 человек, экспертами выступили представители шести стран – Китая, Кипра, Канады, Болгарии, Украины, ну и России, естественно. Представитель Украины выступил с очень интересным докладом, посвященным роли тоталитарных сект в событиях на Майдане. Сегодня они действуют в виде всевозможных, в том числе неоязыческих, организаций.

Главное, на чем единодушно сошлись все участники нашего форума: как бы секты ни назывались, в каком бы формате ни работали, на самом деле одна из основных их задач в России – прививать ненависть к Православию.

– Какие секты наиболее распространены в дальневосточном регионе?

– Как обычно, это неопятидесятники и иеговисты. Они очень активны. Проявляются и мормоны. Как известно, мормоны – это в основном будущие кадровые сотрудники западных спецслужб. На территории России они проходят первичную стажировку, погружаясь в языковую среду, а через некоторое время возвращаются в нашу страну в качестве сотрудников каких-нибудь дипломатических или коммерческих структур. В целом подавляющее большинство сект, орудующих на Дальнем Востоке, иностранного происхождения. Их задача вполне понятна, и она отнюдь не ограничивается вербовкой адептов лишь с целью приобщения их к неким псевдодуховным практикам и учениям. Сахалин – стратегически важный регион, форпост России с богатейшим запасом сырьевых ресурсов. Определенные силы до сих пор не оставили надежды оторвать Сахалин от России, но для этого нужно очень сильно ослабить духовные и культурные связи. Секты являются лишь орудиями. Слава Богу, сегодня государство эту угрозу уже осознало и более активно ей противодействует.

Сегодня сектанты действуют уже не так, как в 1990-е. Они «пустили корни» в России, занялись бизнесом, пытаются войти в политику

– Казалось бы, 1990-е годы, когда народ, испытывая духовный голод, без разбору доверял всевозможным гуру, далеко позади. Неужели люди не стали более осторожными?

– Да, безусловно. Но сектанты-то тоже уже не те. Они «пустили корни» в России, построили себе офисные здания, занялись бизнесом, пытаются войти в политику. Знаю, что представители различных сект выдвигали своих кандидатов на муниципальных и региональных выборах, участвуют в различных общественных организациях, входят в общественные советы в различных государственных структурах. Идеологи сект активно ведут пропаганду в соцсетях. Другими словами, секты не сдаются, не говорят: «Ладно, мы поняли и уходим», – а наоборот, всеми силами стараются влиять на нашу повседневную жизнь. Финансирование им идет, бюджеты сформированы, и надо их реализовывать. Борьба продолжается иногда на очень серьезном уровне.

– Вы много общаетесь с молодежью. Какие секты наиболее влиятельны в этой среде?

Неопятидесятники, а в последние годы всё больше активизируются неоязычники. Следствием этого, например, стало убийство в 2014 году двух прихожан в нашем кафедральном Воскресенском храме. Его совершил как раз человек, который исповедует неоязыческие взгляды. Этот человек не состоялся в жизни, запутался и не нашел ничего лучшего, как самоутвердиться за счет убийства. Но подтолкнула его к этому именно идеология неоязычества, которая находит отклик у людей невежественных и слабых духом, ищущих, чем питать свое уязвленное тщеславие.

С неоязычниками практически невозможно вести диалог, потому что они настроены, а я бы сказал – запрограммированы, на очень решительную и непримиримую борьбу с Церковью. Убежден, что неоязычество – проект, привнесенный к нам извне. Он был сформирован далеко за пределами страны и с помощью различной литературы внедрен в среду российской молодежи для того, чтобы расколоть нашу общность.

Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности» Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности»
    

Противодействие этому я вижу в том, чем занимается сегодня Всемирный Русский Народный Собор. Декларацию русской идентичности, которая была принята на последнем Соборе, считаю очень важной именно в целях профилактики подобных явлений. Действительно, долгое время мы жили в стране, где само слово «русский» было ругательным, из нас по сути насильственно формировали новую общность – «россияне». История России систематически подвергалась очернению и переписыванию. К сожалению, это и сегодня продолжается, достаточно вспомнить опус Чхартишвили… Там, какой эпизод ни возьми, всё было исторической ошибкой. Таким способом нашим согражданам просто прививается комплекс неполноценности. Многие годы такой была вся государственная политика, что привело к вакууму в национальном самосознании, проблеме самоидентификации, к которой каждый человек, в принципе, стремится. На этом фоне и расцвело неоязычество, культивирующее у человека уверенность в принадлежности к избранным, сильным.

Взвешенный, спокойный и – главное – правдивый разговор о нашей истории, о нашей культуре является лучшей профилактикой подобных явлений. И если его не вести, то стремление молодых людей искать опору во враждебной христианству идее может только усиливаться, а случаи, подобные произошедшему в Южно-Сахалинске, – повторяться. Надо, чтобы государство и общество это понимали и всеми силами боролись против. Благо, что Святейший Патриарх эту работу уже ведет, иногда даже в одиночку.

Человек, знающий историю, понимает: неоязыческие учения не выдерживают критики. Проблема в том, что современная молодежь истории не знает

По большому счету, человек, знающий историю, понимает, что неоязыческие учения не выдерживают никакой критики. Проблема в том, что современная молодежь ее не знает, она не умеет анализировать, оперировать историческими категориями. Для очень многих сегодня динозавры, римские легионеры и Рюриковичи – равноудаленные от нашей современной жизни участники цивилизационного процесса. Поэтому важно изучать историю, стремиться к осознанию того, кто мы такие и куда движемся. Тогда неоязычники окажутся не у дел, им просто нечего будет предложить.

Человек, обладающий подлинно патриотическим чувством, не может быть враждебным Православию.

– Неоязычники порой откровенно спекулируют на расовом, национальном вопросе, при этом христиан, ссылаясь на Послание святого апостола Павла к галатам, где сказано, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, уверяют, что их религия запрещает признавать национальную принадлежность…

– Все Поместные Церкви – национальные. Это уже явное опровержение подобных упреков. В Ветхом Завете сказано, что Бог рассеял людей, строивших Вавилонскую башню, и определил пределы их обитания, – значит, само наличие разных народов и племен Библией не опровергается. Известны слова апостола Павла о том, что ради своих он готов пожертвовать даже Царствием Небесным. Апостол писал о евреях, потому что он был евреем. Почему мы, будучи русскими, не можем так же относиться к русским? Мне кажется, что все подобные спекуляции – определенная идеологическая диверсия, лукавая подмена, продиктованная желанием лишить нас корней, чтобы легче было нами манипулировать.

Русский народ сформировался православным народом, его язык, традиции, культура всегда находились под сильным нравственным влиянием Церкви

Задайте себе вопрос: почему, приходя в Церковь, я должен отказываться от своих родственников, своих предков, своей культуры? Церковь никогда к этому не призывала. Мы помним, что, например, святитель Николай Японский, как правящий иерарх православных японцев, во время Русско-японской войны призвал свою паству молиться за победу японского оружия, за торжество по сути языческого государства, а не христолюбивого русского воинства. Хотя келейно, как русский, молился о своем Отечестве. Христианская Церковь в своей проповеди всегда опиралась на национальный фактор, национальные особенности, и действенность проповеди таким образом усиливалась. Став христианином, ты не должен плюнуть на могилы своих предков, отрицать всё, что ими было создано. Ты можешь чтить и развивать свою культуру, свои традиции, если они не противоречат евангельскому учению. Наша особенность в том, что русский народ сформировался православным народом, его язык, традиции, культура всегда находились под очень сильным нравственным влиянием Церкви. Почему мы должны от этого отказываться, и – главное – что предлагают взамен? Отказ граждан России от патриотизма, от национального самосознания – это как раз то, в чем заинтересованы инициаторы проекта «неоязычество».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Путь Православия и путь неоязычества Путь Православия и путь неоязычества
Диакон Георгий Максимов
Прошло уже более сорока дней с момента инцидента в Южно-Сахалинске, когда пьяным неоязычником Степаном Комаровым в храме были убиты монахиня Людмила (Пряшникова) и Владимир Запорожец. Понятно, что с христианской точки зрения они - славные мученики за Христа, а их убийца - лузер, который позволил бесам заморочить себе голову настолько, что превратился в их послушное орудие, и встал на путь, ведущий в вечные муки и нескончаемый позор.
Не быть чужим Не быть чужим
Сергей Худиев
Не быть чужим Не быть чужим
Сергей Худиев
Вымышленная – и враждебная реально существующей России – идентичность не обязательно ведет к совершению преступлений. Но она делает человека чужим.
Возвращение хаоса: неоязычество — новая религия запада? Возвращение хаоса: неоязычество — новая религия запада?
Владимир Тимаков
Женщина в высоком колпаке со звёздами горит на костре, — эта картинка остро врезалась в память первоклассника. «Мракобесы-церковники убивают талантливого астронома Гипатию». С такого драматического сюжета в детской книжке началось моё знакомство с атеистической пропагандой.
Комментарии
Сергей Саратов25 января 2015, 20:50
Почему же РПЦ не поставит вопрос о запрете сектантов? Если "Свидетели Иеговы" - американская секта.., почему же её не запретят? Ведь это скрытый рассадник 5 колонны.
Илья20 декабря 2014, 21:07
"Все Поместные Церкви – национальные" - нет, это не так. Начиная с Русской Православной Церкви. Церковь изначально строилась по территориальному признаку.
Манечка19 декабря 2014, 08:58
Нельзя сказать что "неоязычество"- это молодёжное явление - брату 50 лет, он считает себя последователем Велеса и считает, что причастен к чему то необыкновенному, тайному.
Андрей19 декабря 2014, 03:09
Уважаемый р. Б. Сергий! Во время войны Свт. Николай Японский не принимал участия в молитвах своих чад за отечество, признавая при этом их право молиться о даровании победы своему государству.
Читатель18 декабря 2014, 20:15
"долгое время мы жили в стране, где само слово «русский» было ругательным"
Какое время имеется в виду ?
Татьяна18 декабря 2014, 19:59
"Человек, обладающий подлинно патриотическим чувством, не может быть враждебным Православию" - очень точно! Спасибо авторам, беседа замечательная и злободневная.
р. Б. Сергий18 декабря 2014, 17:43
"Мы помним, что, например, святитель Николай Японский, как правящий иерарх православных японцев, во время Русско-японской войны призвал свою паству молиться за победу японского оружия, за торжество по сути языческого государства, а не христолюбивого русского воинства. Хотя келейно, как русский, молился о своем Отечестве."

Бог Судья Николаю Японскому. Но уж очень это отдает двоедушием. Когда Святитель молился искренне о победе: публично или келейно? Ведь победа может быть только одна. Не пристойнее ли было иерарху молиться о примирении сторон и прекращении кровопролития? Ведь отношения между Русью и Византией нормализовались лишь после принятия Киевом Православия, т. е. национальное благо было принесено в жертву общности веры.

Впрочем, как мирянин, я вряд ли смею выносить суждение - лишь соображение.

Храни всех Господь!
Наталья18 декабря 2014, 13:34
Неоязычество - действительно, весьма агрессивно, сужу по форумам сети. Философ Ильин как-то назвал это явление "зоологическим национализмом" (он писал о немцах), ведь в основе лежит принцип псевдо-народности, а не Вера. Ведь, по-большому счету, народное дохристианское язычество (древняя Вера всех народов и эпох) признавало Бога Отца. Но язычники (особенно представители власти) не поняли и не приняли Христа, Бога, который решил напомнить человечеству: для чего оно создано. Ведь "планка Бога для человека" намного выше, чем для остальных творений Божьих. К счастью, русская власть ведет свои истоки именно от христианства, изначально это даже называлось на Руси "верой господ". Так что доблесть и слава русского воинства и царей, и государства, идет именно от христианства.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×