Не та ночь

    

В детстве как-то по-особому чувствуешь праздники. Их ждешь, затаив дыхание, сгорая от нетерпения, и в то же время робея от их приближения. Бывает, что и дома не такая уж праздничная атмосфера, но ты все равно ждешь чуда, тайны и настоящего волшебства.

И тут дело совершенно не в вере в Деда Мороза, разных гномиков и эльфов. (Да и в православную систему координат все эти персонажи плоховато вписываются). Просто человеческая душа все время жаждет освобождения от обыденности, от суеты мира сего, и время праздника как нельзя более подходит для этого самого освобождения. Праздник – самая подходящая пора для прыжка в вечность. И самым главным праздником моего детства был Новый год, поскольку рос я в семье атеистической.

Этот праздник просто идеально соответствует всему таинственному и волшебному, чего так ждет душа ребенка. Тут тебе и ночь, и елка, мерцающая красивыми огнями, и подарки, и застолье. Но самое главное – тайна. Без тайны – никуда. Как в любой сказке.

Кадр из мультфильма "Щелкунчик" Кадр из мультфильма "Щелкунчик"
    

Это предчувствие чуда просто гениально отражено в некоторых сказках. Например, в «Золушке» или «Щелкунчике». Герою, как это водится, нужно совершить какие-то невообразимые подвиги, вроде победы над Мышиным королем, показать чудеса нравственности, как Золушке, чтобы в конце концов преобразиться и стать принцем или принцессой. Ну конечно, не ради богатства и славы! А просто потому, что добро всегда должно торжествовать над злом.

И кульминацией в таких сказках всегда становится некая таинственная ночь. Нет, не так. Ночь – с большой буквы. В эту Ночь Золушка встречается с Принцем и теряет туфельку, Щелкунчик сражается и превращается в Принца, Мери Поппинс устраивает волшебный бал, Рапунцель запускает в небо горящие фонарики… ну и так далее.

Такую таинственную Ночь мое детское сердце всегда искало в новогодней ночи. И при наличии прочих внешних составляющих атрибутов, один момент всегда меня разочаровывал и не устраивал. Каким бы ни были вечер и ночь, утро после новогоднего праздника всегда почему-то было пустым и унылым. Утром я всегда пораньше выходил на безжизненную улицу, и кроме ошметков от хлопушек ничего не напоминало о вчерашней «тайне». Как будто мыльный пузырь, который старательно надували взрослые все это время, наконец лопнул, и после него осталось лишь мокрое место.

Я вырос и обнаружил простую истину: мыльный пузырь – это не только Новый год, но и большинство гражданских праздников

Из года в год я с любопытством ждал утра 1 января, сверялся с чувствами – и удивлялся. Наконец я вырос и обнаружил простую истину: мыльный пузырь – это не только Новый год, но и большинство гражданских праздников. Есть среди них счастливые исключения (например, День победы), но в основном вся эта череда дат и юбилеев сводится к пустоте. Почему же? Просто и у Золушки, и у Щелкунчика, и даже у Рапунцель в кульминации их волшебных Ночей происходит преображение: они качественно меняются. И дело даже не в том, что они становятся принцами или принцессами. Они обретают гармонию жизни, которую так долго искали и ради которой трудились. Я же после многих светских праздников ощущал (и до сих пор ощущаю) лишь дисгармонию бытия. И ощущаю это не только я. Может, чтобы избавится от этого ощущения, в праздники так сильно злоупотребляют спиртными напитками наши соотечественники? Пустота, пустота и пустота вокруг… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!» (Еккл. 1: 14). Тут поневоле запьешь.

Рождественский вертеп. Фото: Марина Юрченко / Expo.Pravoslavie.Ru Рождественский вертеп. Фото: Марина Юрченко / Expo.Pravoslavie.Ru
    

Но я всем сердцем верил, что есть на свете Нечто огромное и доброе, какая-то необъятная Любовь, открывающая себя миру, заставляющая жаждущих ее идти ради нее на подвиги. И Господь привел меня в храм. И первой волшебной Ночью, которую мне подарил Бог, стала Пасха. И утром в Светлое Христово Воскресение я, наконец, ощутил подлинную гармонию бытия. В этой Ночи сошлось все, чего я ждал все мое детство: тайна, чудо, подвиги ради Любви, преображение. А кроме этого там еще было то, чего я, не зная того, так жаждал всем моим мальчишеским сердечком: святость и благодать.

Потом были и другие праздники, уже церковные, а не гражданские. Но Пасха и Рождество стали для меня самыми главными событиями в году. Очевидно, они были таковыми и для Святых отцов: недаром этим событиям посвящены два самых длинных поста и они глубочайше проработаны литургически.

Дни после Пасхи и Рождества наполнены некоей благодатью. Чувствуя это, наши предки дали им и особенные названия: Светлая неделя и Святки. Все в природе как будто покоится, гармония пронизывает всю природу.

Как сравнить гражданский Новый год с этим сокровищем? Это то же самое, что тыква в сравнении с нежным и сочным астраханским арбузом.

Что же нужно делать с церковной точки зрения в Новый год? Проще всего это понять, изучая Церковный устав. Служить ли Литургию или молебен? Если служить, то в какое время? Богослужебное время – важнейший момент службы. Поэтому во многих местах Устав особо его оговаривает. Чем торжественнее день, тем дольше богослужение, и тем раньше оно проводится. Чем более день постный, тем позже проводится и служба. И по идее Устава самый высокоторжественный день – Пасха Христова. Литургию служат сразу после Пасхальной заутрени, а та начинается в 12 часов ночи. В этом смысле даже Рождество Христово – не такой торжественный день, как Пасха. По Уставу, Всенощное бдение на Рождество начинается в 4 часа утра, а потом сразу же (то есть где-то около 8.00) служится Литургия[1]. То есть практика совершения Литургии ночью на Рождество – тоже не совсем уставная. Строго говоря, Светлое Воскресение Христово – единственный день в году, когда Евхаристия должна совершаться близко к полуночи, в самом начале суток.

Может быть, поэтому мне не совсем понятна недавно возникшая практика совершения ночной Литургии на Новый год. Что такое Новый год для Церкви? Ведь и Церковное новолетие, которое мы вспоминаем 14 сентября, в Уставе обозначено пометкой «полиелей» – то есть не совершается даже Всенощное бдение, как положено на день памяти какого-нибудь великого святого! Это значит, что для Церкви важнее, например, преподобный Серафим Саровский, чем Новолетие! Вот это да!

Как же рассуждает Церковь, когда законодательно устанавливает такие вещи? Время – материя преходящая, ткань падшего мира. В Царстве Небесном нет времени, там царит вечность. Поэтому и праздник Новолетия – лишь временный, необходимый только в этом мире атрибут. Поэтому-то Типикон особо не выделяет Новолетие из чреды церковных праздников.

И когда мы совершаем (вопреки Уставу) ночную Литургию на Новый год, мы приравниваем гражданское новолетие к величайшему празднику христианства. Мы ставим в один ряд Пасху и праздник смены календарей.

После Пасхи и Рождества человек просыпается обновленный и преображенный, дарит радость другим и радуется сам

Самое неприятное, что этот выстрел из тяжелого богослужебного орудия оказывается холостым. Ведь после Пасхи и Рождества человек просыпается обновленный и преображенный, дарит радость другим и радуется сам. Благодать в эти дни преизобилует и подается даром, безо всякого труда. А когда вы просыпаетесь после новогодней ночной Литургии 1 января, – продолжается пост, время воздержания и смирения, и до праздника самовоплощенной Благодати еще целых шесть дней. Впереди самая строгая неделя рождественского поста. Наверное, в этом и заключается самая большая неправда такого «торжества» во время поста. Как в годы коммунизма новогодняя елка стала лицемерной подменой рождественской елки, так теперь в посткоммунистическое время мы уже начинаем подменять новогодней Литургией рождественскую Литургию (ведь мало кто из прихожан в состоянии два раза в течение недели помолиться на ночной службе). Мы словно пытаемся влить новое вино в старые мехи, не боясь евангельского предостережения (Мф. 9, 17).

В новогоднюю ночь не надо предаваться увеселениям, бодрствовать всю ночь. Это не та ночь. Надо ждать той самой Ночи

Как же достойно встречать Новый год? Просто и постно. Если некоторые из ваших родственников – люди не особо воцерковленные и отмечают праздник, ну что ж – посидите с ними, окажите положенную им любовь. Проще, если вся семья верующая. Тогда – сходить вместе на краткий новогодний молебен (который можно провести и днем, и вечером, да хоть и в полночь), не предаваться увеселениям и развлечениям, не бодрствовать всю ночь. Потому что это не та ночь. Ждать той самой Ночи. Объяснять своим детям, что бывает в жизни главное, а бывает второстепенное, и что если размениваться по мелочам, то на большую, самую главную Любовь уже не хватит ни сил, ни запала.

Священник Сергий Бегиян

30 декабря 2014 г.

[1] Типикон, сиесть Устав. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 369 с.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новый год в православной семье: с чистого листа Новый год в православной семье: с чистого листа
Материнские заметки
Новый год в православной семье: с чистого листа Новый год в православной семье: с чистого листа
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Чего мы ждем от празднования Нового года в православной семье? Чтобы это время осталось временем подготовки к Рождеству Христову.
«Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана» «Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»
Юлия Вознесенская
«Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана» «Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»
Юлия Вознесенская
Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» «Ладаном».
Детская радость Рождества Детская радость Рождества
Игум. Нектарий (Морозов)
Детская радость Рождества Детская радость Рождества
Игумен Нектарий (Морозов)
Радость Рождества похожа на радость путника, отчаявшегося пробиться сквозь метель, но вдруг нашедшего кров. На радость умирающего, нечаянно возвратившегося к жизни. На радость ребенка, который думал, что он сирота, но нет, есть у него отец и мать. Просто — на радость ребенка.
Комментарии
Александр 9 января 2022, 11:30
Ч.2 Для того, чтобы помолиться ночью, не обязательно нарушать устав. Настоятель может анонсировать молебен, чтение псалтыри или канона святому дня. Например мученику Вонифатию или преподобному Амфилохию Почаевскому. Ведь по сути гражданский НГ - это диверсия против Рождественского поста. Об этом говорит и перечень лиц, из-за которых так произошло. И православным нет смысла эту диверсию поддерживать
Александр 9 января 2022, 11:25
Слава Богу! Полезная статья. Благодать дается за смирение, а смирение - за послушание. В том числе уставу Церкви. С этой точки зрения на гражданский Новый Год просто с плю, а утром иду на Литургию. Не потому что день особенный, а потому что ежедевная молитва на Литургии - очень важно для спасения. Многие святые нжедневно молились нп Литургии. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что если не был на Литургии - день прошел зря. Но если у кого-то ситуация такая, что спать не получится, то, конечно, лучше помолиться. Если есть возможность - в храме с жругими. Т.к. соборная молитва выше келейной.
Светлана27 мая 2020, 09:02
Поэтому и служат в эту ночь, чтобы молиться, а не потому что таким образом "празднуют" или "заменяют". Потому что лучше в эту ночь помолиться в храме, чем сидеть за столом. Что плохого в молитве?
Ekaterina Zimina 2 января 2017, 03:58
Все индивидуально, кому не та ночь, кому - та, и не ночь, а полночи. Или пару часов.
Ekaterina Zimina 2 января 2017, 03:57
Не читаю таких длинных статей, выражений одной-двух мыслей, отреагирую только насчет 1 января. Не соглашусь с автором, никакой пустоты нет, наоборот, - 1ый день нового года - чистый лист, благодать, время расслабиться и подумать. НГ без алкоголя у нас, и НГ нужен детям
Андрей Панасенко31 декабря 2016, 08:22
Спаси Господи,хорошая статья и находящая отклик у верующих людей.Проблема не в НГ,а в состоянии души православного человека.Для воцерковленного и верующего,смысл подмены Рождества мирским праздником календарной даты ОЧЕВИДЕН.И с многими мнениями согласен.
Евгения19 декабря 2016, 14:56
Ночная служба для меня является большой духовной помощью. Мне думается что люди идут на эту службу как за спасением. Господи! Спаси нас,тех кто здесь в храме и тех кто еще не с нами. И Слава Богу,что такие службы есть. Ведь если это в помощь нам,разве стоит размышлять когда эта помощь приходит.
тамара 8 ноября 2015, 14:52
спаси Бог за напоминания для нас ,таких забывчивых.у вас очень душевные и тёплые статьи.
К 8 января 2015, 00:44
А мы отмечаем новый год. Без фанатизма как раньше, без пьянки,ну так чуть-чуть. Пробовали не отмечать - как то не естественно это у нас.
Традиция такая сформировалась с детства, все вокруг празднуют как то отцеживать комара - может и лишнее. Сходим в церковь, отпразднуем - годы то пошли непростые - кончился и слава Богу!
Волкова Татьяна 6 января 2015, 10:17
Всё хорошо, но только скользит некая гордость какая-то, когда на Новый год мы в храме молимся и как-бы противоставляем себя этому падшему миру.Вот мы православные - аки ангелы, а там они падшие беснуются, а мы то какие... молимся. Возможно, что в эту ночь многие православные молятся за всех незнакомых людей, которые так бурно и радостно встречают Новый год во время поста, сочувствуют им. А 1 января, действительно самый тяжёлый день в году, может помочь только молитва.
Дарья 5 января 2015, 09:24
Согласна с автором. во многом,но не во всем. О.Сергий призывает встречать новый год скромно,постно-да,безусловно,это лучший способ,однако, как уже было сказано выше, не каждый православный христианин имеет такую возможность,а главное-таких близких,которые его поддержат. И присутствие на Божественной литургии,на мой взгляд, даст человеку православному возможность с помолиться за тех кто в эту ночь ослеплен мнимым счастьем, и выйти из храма с тихой радостью в сердце, благодаря Господа за возможность именно такого препровождения ночи. Простите. Божией помощи всем.
Mihail Shvets 4 января 2015, 22:02
Новогодняя литургия - это единственная возможность спрятаться от окружающего дурдома в виде телевизора, воплей, петард и обжорства. А также от дурацких тостов с фальшивыми пожеланиями
Сергий 4 января 2015, 00:41
Спаси же Вас Господи, отец Сергий, за то что не пошли на поводу у "воцерковляющих" этот светский, совершенно чуждый церкви праздник!Вот именно, что не по уставу!!! Вот именно, что это самочиние и попытка протащить за собой в церковь свои неизжитые духовные проблемы, да ещё и под "духовным" соусом, что б не так заметно было! Надеюсь, что Дух Святой вразумит наших пастырей, и этому недоброму течению положат конец!
Екатерина 3 января 2015, 15:16
Если бы речь шла о жизни в монастыре либо в какой-то глуши, где нет телевизора и интернета - наверное, я бы согласилась, что ночная Литургия там ни к чему - впереди Рождественская ночь. Но в городе, где всё везде вопит и визжит, лучше новогоднюю ночь провести в храме, чем глазеть в телек и набивать брюхо))) Все равно уснуть в эту ночь вряд ли удастся - грохот стоит,как на войне...
Сама я была один раз на новогодней ночной службе - очень приятные впечатления остались, выходишь - кругом палят, а у тебя внутри тишина, радость и мир))
Евгений 3 января 2015, 12:55
Отец Сергий спасибо за статью. Я несколько лет подряд приходил на новогоднию литургию.Мною она воспринималась как призыв к покаянию,на дворе пост а кругом такой разгул греха.Мне кажеться что очень хорошо что кто то в эту ночь молиться за нас грешных.В этом году я не смог посетить новогоднию литургию,сходил на нов.молебен в 18ч, лег пораньше спать в 22ч, но когда начался салют в 00-30, я уже спать не смог, такое ощущение что кругом идёт война и пришлось мне заняться чтением,и уснул я только под утро.А когда в эту ночь приходил на литургию,я такого разгула страстей не замечал,на душе всегда присутствовала тихая радость,что за нас грешных молиться наша церковь.Простите если что не так.
Елена 3 января 2015, 09:29
В дополнение: в языческой Японии Новый год встречается МОЛИТВОЙ в храме!
Дмитрий 2 января 2015, 20:39
"Каким бы ни были вечер и ночь, утро после новогоднего праздника всегда почему-то было пустым и унылым" - Батюшка, как Вы это верно подметили. Я заметил, что 1 января мне очень тоскливо на душе, какой бы ни была новогодняя ночь (я человек не церковный). Иногда спасает, когда на 1 января выпадает дежурство.
НН 1 января 2015, 21:26
Я не хожу в НГ на ночную Литургию - только на Новогодний молебен (не хочу оставлять мужа, который ждёт праздничный ужин и бокал шампанского под бой курантов, а потом чаёк - и на боковую, под "грохот кананады"). Для себя ночную Литургию принимаю подобно тому, как в Священном Писании объясняется РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО, которое дал израилетянам по их слабости Моисей. Так и по нашей слабости лучше в эту ночь время провести на "не Уставной" Литургии, чем соблазниться. Думаю, что в данном случае любовь Матери Церкви к своей пастве выше Устава. Может,я и ошибаюсь. Простите!
Юрий 1 января 2015, 17:21
За свои 51 не припомню сколько - нибудь достойной встречи НГ. Рядовая пьянка только с елкой.
По Божьей милости 3-ий год, сколько уже в Церкви, не употребляю. Начиная с прошлого НГ, праздник воспринимается, как некая глупость, хотя сам по себе я человек комуникабельный и занимаюсь наружной рекламой. Нарочитый безудержный восторг с экранов ТВ, переслащенный попсой и юмором без границ выглядит некой рекламной акцией по продаже просроченного товара.

Всем счастливой встречи Рождества Христова!
Максим 1 января 2015, 16:14
Спасибо за статью. Многое очень точно подмечено.

Но я вынужден согласиться с комментариями людей, ратующих за возможность и даже необходимость проведения ночной литургии в этот гражданский праздник. Утверждение автора, что совершение литургии в полночь является приравниванием этого дня к Рождеству и тем более Пасхе, считаю безосновательным и исключительно субъективным мнением. Мерить значимость праздника временем его проведения - это какое-то ребячество.

Объективности ради, стоит заметить, что перекройка под собственные нужды устава может в свое время вылезти боком. Хотя и про точное время совершения литургии в нем не сказано: есть только указание совершать литургии после восхода солнца (что зимой и в обычные дни часто не соблюдается).

Идея с совместным чаепитием очень хороша, но литургию провести проще и надежнее.

Моё скромное мнение, что совместная молитва и участие в Таинстве в этот час разгула страстей и всеобщей вакханалии является торжеством Православия и некой формой исповедания веры.

Простите, если что не так.
раба Божия Тамара 1 января 2015, 15:49
Спасибо за статью, отец Сергей! Все верно сказано: церковь идет навстречу тем, кто не имеет сил отстраниться от новогодней вакханалии! Это ведь очень трудно сделать в большом городе и в тесной квартире! Да, хорошо, когда вся семья православная и проводят новогоднюю ночь по своим убеждениям. А нам, всем православным - еще долго изживать советскую традицию празднования Нового года!
прот.иер.Петр 1 января 2015, 15:00
А если посмотреть на эту ситуацию со службой Литургии ночью в новый год глазами тех кто "за" и "против"? Обе стороны окажутся правы. И я думаю,что служение ночной Литургии на новый год никаким образом не умаляет Великих праздников Пасхи и Рождества по одной причине-Торжества и торжественности!
Ксения 1 января 2015, 14:15
Полностью солидарна со статьей, хотя мама моей подруги рассказывала, что когда она была с взрослым сыном на ночной Литургии 31 декабря во время Херувимской песни начали стрелять салют, ощущения ее были такие,будто вокруг война, а они находятся на небе. Ощущения просто непередаваемые. Потом после Литургии их пригласили на трапезу. Этот новый года ей запомнился на всю жизнь. Спаси всех Господь.
Елена 1 января 2015, 14:04
Да ведь отцы Церкви замещали празднования языческие на празднования христианские, что бы народ отвык от язычества! Вот и ночная Литургия под гражданский Новый Год - ведь она для этого! Что бы народ шёл молиться: благодарить, просить Бога о благословении! Ведь ночная молитва ... Кто бывает на ночных службах сами понимаете! В монастырях по ночам молятся ведь не зря!
Да и здесь: откуда мы знаем: сколько бед было предотвращено от нашего народа в Новый год именно этой ночной литургией!
Сколько жизней было спасено?! А мне радостно на душе, что в ночь такого буйного веселья у нас в городе Краснодаре, по всей России шла молитва! Чувствовала себя неважно, но так тепло было на сердце от того, что в храмах ночью шла молитва.
Согласна с авторами, которые говорят о элементарной возможности православному христианину встретить этот гражданский праздник как подобает христианину!
Нет здесь никакого подмены Рождества Христова!
Хотя и пишет статью священник, но Церковь и из мирян состоит-СОБОРНОСТЬ-без неё Церкви нет. Я очень благодарна нашему священноначалию за эту ночную литургию. И знаю ни одного христианина, который присоединился бы к моим словам.
Евхаристия! Общее дело, Благодарение....
Что бы ни писал автор (это его личное мнение), но эта дата то же рубеж. И слава Богу, он освящён молитвой.
Наталия 1 января 2015, 13:32
Спаси Вас Господь за объяснение!
Вообще, если во время нового года ночью складывается общественно-неблагополучная обстановка из-за пьянства, шума, хулиганства и пиротехники, то нужно делать обращения в местную администрацию и по возможности прикладывать какие-то усилия, что бы решать этот вопрос по закону. Перекладывать проблему на другие плечи не очень нежелательно.
Священник Сергий Бегиян 1 января 2015, 12:09
Чем прогибать Устав под свои нужды, возможно, намного более приемлемой была бы такая встреча нового года для тех, кому некуда податься: Новогодний молебен в храме в полночь или вечером, а потом - совместное приходское чаепитие. Как мне кажется, как раз в кругу единомышленников было бы приятно провести это время всеобщего разгула страстей.
Андрей 1 января 2015, 10:58
Полностью солидарен с Сергеем (2014-12-31 13:19).
Устав для народа, а не народ для устава. Типикон - образец, ориентировка, но никак не прокрустово ложе.

Новогодняя ночная Литургия - это наилучший способ пережить обстановку непотребства, в которую погружены на несколько часов большие города. Грохот петард, телевизоры, работающие на полную мощность, и, возможно, пьяные голоса не дадут заснуть жителям многоэтажек. И куда податься? Вернейший ответ - к Богу! В храм! Где сами стены и обстановка ограждают от окрестной вакханалии.

И следующий день начинается не с тяжёлой унылой пустоты, а с подлинной духовной радости.
Екатерина 1 января 2015, 10:16
Все правильно! Спасибо за написанное.Многие люди просто не понимают, им надо разъеснять. С постом приятным сестры и братья. Помогай нам, Господи!
протоиерей Олег 1 января 2015, 08:34
Новый год - это точно, пустое мирское увеселение и никаким боком не относится оно к Церкви и христианской жизни. Не только продолжение поста здесь в противоречии, но, сама подмена Рождества - явная мечта советских атеистов. Ночная литургия в этот день - это простое стремление угодить миру сему и тем, кто не находит в себе сил просто сказать нет тем, кто не живет церковной жизнью. Кто-то здесь упрекает о.Сергия за прямоту о ночном молении, но, разве вы видите такое веселье в ночь на само Рождество?! Народ тихо спит, темные окна этажек, и, только верующие славят Христа младенца! Богу - божие, а миру - мирское! Не нужно смешивать в своей душе все в кучу. Хочешь молится всю ночь на новый год, молись, кто мешает то?! Но, приспосабливать Церковь под мир - непристойно и малодушно!
German Markov 1 января 2015, 00:27
А у меня родители начинали пьянствовать, и я знал, что это надолго. Да простит их Господь! Всегда боялся наступления этих дней..
Андрей31 декабря 2014, 22:48
Спасибо автору статьи
Ioanna Domova31 декабря 2014, 22:20
Очень правильно,и...самоправедно. Натянутое благочестие,батюшка.
Многие люди благодарны за возможность провести новогодний вечер и начало ночи,во всяком благочестии и чистоте,молясь за литургией.А не затыкать уши подушками,чтобы не слышать разгорячённые хмелем возгласы соседей по многоэтажке,и петарды,петарды,петарды...
Думаю немногим христианам придёт в голову сравнивать,и уж тем более воздвигать на один уровень,обычный календарный порожек и величайшие события из жизни Христа.
Вот благочестивые размышления)),да,возможны.
И свт.Игнатий Брянчанинов подаёт нам прекрасный пример в повествовании о зимнем саде).
С уважением,прихожанка и сотрудница Сретенского монастыря,где уже два десятка лет,люди,как в катакомбах,участвуют в общем богослужении во время самого"веселья"))
Александр31 декабря 2014, 20:56
Всё по делу.
Лариса31 декабря 2014, 20:50
Мне уже давно в тягость новогоднее веселие. Душа не принимает. Чему радоваться. Просто дань тому что когда то Петр 1 решил праздновать в этот именно день. А в день победы я плачу. Мои родители прошли всю войну и отец умер от ран 30 декабря 1946 года.
Ирина31 декабря 2014, 18:54
а мы с мамой уехали в монастырь к Симеону Верхотурскому! красота! природа дивная! тишина! труд и молитва...
Раиса31 декабря 2014, 18:33
Как хорошо,сейчас ждать чуда РОЖДЕСТВА ,новый год для меня не праздник,какая статья хорошая ОТЕЦ СЕРГИЙ,СПАСИБО.
татьяна самсонова31 декабря 2014, 15:08
Для меня существует один-единственный гражданский праздник - это день Победы.... других светских праздников для меня уже давно просто не существует. Есть Пасха, Рождество и другие церковные праздники - вот это Истина!!
Владимир31 декабря 2014, 14:50
всё правильно, НГ напрягает и не зря его называют алкошабаш
Александр31 декабря 2014, 14:39
Ай молодец! Так все убедительно, ясно, понятно! Ведь, думаю, тысячи христиан подпишутся под словами этих размышлений. Не можем мы быть солидарны с этой секулярной новогодней и бутылочной вакханалией! Не потому, что людей не любим, а из-за той самой пустоты. Мира другого желаем,, грядущаго града взыскуем.
Сергей31 декабря 2014, 12:19
Абсолютно не согласен с автором! У нас в храме 3 ий год совершается новогодняя ночная служба. Вокруг храма рвутся питарды и салют, а у нас служба. Церковь противопоставляет ночную молитву вакханалии падшего мира.Вот смысл ночной службы. Наш настоятель призывает нас,прихожан,использовать ночную службу как повод удалиться от праздничного стола,накрытого неверующими родственниками. Мы противопоставляем себя разгулу веселья, и молимся о просвещении душ и сердец наших ближних, которых не коснулась вера истинная. Куда денется верующий человек в семье, когда в соседней комнате орёт телевизор и "веселие в разгаре"? Уткнётся в подушку? Пойдёт погулять в мороз часика 3 или 4? А может выступить с обличительной проповедью? Извините, братцы - у вас праздник, а у нас служба! Разве это не прекрасный повод покинуть застолье и найти убежище среди своих братьев и сестёр?
Христина31 декабря 2014, 12:05
СПАСИБО! Так просто и истинно! С грядущим Рождеством!
*31 декабря 2014, 11:38
Согласна
Ксения31 декабря 2014, 11:26
Отец Сергий, СПАСИБО за статью. Очень созвучно моим чувствам и настроениям. Мне непонятна, и, честно говоря, неприятна появляющаяся традиция служить Литургию в новогоднюю ночь. Что празднуем-то? Почему ставим эту ночь в один ряд с Пасхой и Рождеством? Тем более, что Новый год - это вообще-то условная дата. И на Руси в разные эпохи его праздновали в разные дни, а в некоторых других странах и сейчас отмечают в другие даты. Мне в этой традиции видится попытка "заманить" людей в церковь, "перекричать" звон бокалов и шум хлопушек. И действительно, чувствуется в этом некая неправда, подмена, уступка духу мира сего.
Сама ни разу не присутствовала на новогодней ночной Литургии, и не собираюсь. Несколько раз встречала новый год в монастырях, там это обычный день, обычная ночь. Даже елку наряжают уже ближе к Рождеству, 3-4 января. Если же остаюсь дома, то новый год отмечаю, но скромно. Новогодний молебен в храме (у нас служат в 17:00). Дома постный стол, немного шампанского, недолгие посиделки с родными. А настоящий Праздник - уже конечно на Рождество.
Прот. Георгий31 декабря 2014, 10:56
Очень верно все сказано.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×