О болезни расколоучительства

Последние недели, после встречи Патриарха и Папы, весьма оживились наши расколоучители – они были и раньше, вспомним бедного бывшего Епископа Диомида, а тут повод, который они упустить не могли. Они говорят, что ревнуют о правой вере; вероятно, они вполне искренне так полагают.

    

Как об этом пишет, например, Авва Дорофей, враг Церкви и нашего спасения далеко не всегда ищет склонить нас к грубому и явному греху; напротив, он пытается отравить те наши устремления, которые в основе являются добрыми: «Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд, или пойди, укради; ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас, как я сказал, одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам. Поэтому опять сказано: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным... (Притч. 11:15). Лукавый есть диавол, и тогда он злодействует, егда сочетавается с праведным, т. е. когда сочетается с самооправданием нашим, тогда он становится более крепким, тогда более вредит, тогда более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем»

Евангельские фарисеи – которых Господь порицает с такой резкостью – были людьми глубоко ревностными к отечественному закону, и стремившиеся тщательнейшим образом, до малейших деталей исполнить то, что Бог заповедовал через Моисея. Мы все знаем, до чего их довела эта ревность.

Все еретики и расколоучители пламенно верили в то, что делают Божье дело, и исполняют свой долг по отношению к истине. Это со стороны мы видим ужасающую, неисцелимую, глухую к любым увещеваниям личную гордыню – изнутри, с точки зрения самих этих людей, это была чистая ревность по Боге.

В миру все ужасные массовые бедствия, смуты и революции, производятся людьми, уверенными, что они стоят за правое дело. Самые ужасные вещи маскируются под самые почтенные.

Увы, в падшем человеке искание правды смешивается гордыней как спирт с водой – в любой пропорции, потом добавляется ненависть к врагам правды, потом гордыня и ненависть вытесняет все остальное.

Человек уже делается неспособен слышать какую-либо правду кроме его частной правды – и усваивает своим мнениям (хотя бы, отчасти и обоснованным) статус Истины, за которую нужно подвизаться, чтобы обрести венец Жизни.

Любая оглядка, любое признание, что хоть в какой-то детали, хоть в какой-то мелочи человек оказался неправ, делается для него неприемлемой; это воспринимается уже не как уязвление (впрочем, вполне терпимое) гордости, но как предательство Правды.

В церковном фрондерстве (как либеральном, так и фундаменталистском) это бросается в глаза. Все предатели истины, а я св. Марк Эфесский. Или, в либеральном варианте, все фарисеи, а я – апостол любви.

Мы это видели на ряде печальных примеров – сначала человек желает критиковать каких-то лиц или какие-то явления в Церкви, у него на это есть некоторые основания, при этом его вскоре начинает заносить, критика становится эмоциональной и резкой, он начинает делать все более очевидные фактические ошибки и отказывается замечать их, когда ему на них указывают, потом его собственный образ в его глазах приобретает все более яркое сияние, образ тех, кто с ним не согласен – становится все более отталкивающим. Он все более видит себя последним оплотом истины, а всех остальных – предателями.

Личное мнение оказывается столь великой святыней, что легче умереть, чем поставить его под вопрос.

Возведение ложного свидетельства на ближних начинает практиковаться уже безо всякого смущения; люди распространяют самые фантастические фейки, лишь бы они укладывались в их картину мира, и когда им прямо указывают, на то, что это фейки, нимало не смущаются.

Миряне с большой строгостью принимаются пасти Епископов, суждение любого человека из интернета (если ему случилось совпасть с моим) воспринимается как более авторитетное, чем поместный Собор. Люди вообще не доверяют Епископам, зато безоглядно доверяют своим мнениям, полагая, что все, что осталось от Церкви Христовой – это они и немногие их единомышленники. Люди, страшно негодующие на папу римского, с легкостью превосходят его в вероучительных претензиях – уже миряне начинают безошибочно вещать ex cathedra, являть себя непогрешимым голосом Предания, устами Отцов, а также анафематствовать всех, кому случится разойтись с ними во мнениях.

Все это бедственное состояние снаружи выглядит как самая нелепая заносчивость – но изнутри, в глазах самих обличителей, как твердое стояние в истине. Увы, способность к трезвой самооценке – это вообще редкий признак духовной зрелости, если не святости. А когда люди позволяют внушить себе мысль, что они – немногие устоявшие в истине Божии избранники, эта способность окончательно выходит из строя.

Люди начинают нести – и распространять – уже совершенно дикую ересь, причем ересь именно в точном смысле слова – заблуждения, соборно осужденные Церковью. Вот например, сайт, на который я попал по ссылкам, которые ревнители размещали в сети. Сайт сильно обличает священноначалие и хулит Патриарха. На нем размещены статьи наших известных ревнителей – а также статьи менее известных авторов, которые пишут, например, о том, что “Православие требует очищения от ветхозаветных мистификаций”. В статье со ссылками на антихристианских агитаторов XIX-XX веков утверждается, что Ветхий Завет – это компиляция языческих мифов, и утверждается, что “Эти открытия действительно говорят о том, что «ветхий завет» является поздней мистификаций иудейских и талмудических жрецов”. В другой статье на том же ресурсе говорится, что “Русь, к своему счастью, практически не знала ветхозаветных книг в первой половине своего христианского служения – на протяжении пяти веков после Крещения”

Эти тексты крайне безграмотны; но обратим внимание на другое. В отличие от фантастических обвинений, предъявляемых священноначалию, это – действительно ересь, известная как ересь Маркиона, отвержение Святого и Боговдохновенного Писания Ветхого Завета. Того Писания, на которое указывают Господь и Апостолы, которое благоговейно читают и изъясняют Отцы, которое постоянно присутствует в богослужении Церкви.

Люди, желающие обличить Патриарха в соглашении с еретиками скоро оказываются в компании с действительно тяжкими еретиками – так бывает в духовной жизни. Люди оказываются особенно уязвимы именно для того греха, в котором несправедливо обвиняют других.

Как же спастись от этой беды? Вспомним другие слова Аввы Дорофея: “– Когда св. Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегает их?» – то Бог ответил ему: «Смирение избегает их».

Впрочем, достаточно даже не высокой добродетели смирения, а простого здравого смысла. Церковь состоит из людей; люди могут грешить и ошибаться. Но ведь и сам я могу грешить и ошибаться; что разумнее предположить – что все священноначалие дружно впало в ересь, или что я впал в гордыню? Может быть, я тот великий святой, которого Бог избрал противостать всеобщему отступлению – а может, меня просто заносит, и я нахожусь в опасности сделаться Мартином Лютером мценского уезда? Что разумнее предположить?

Да, притормозить, когда скорость уже набрана, определенные слова произнесены, стороны заняты – трудно. Но совершенно необходимо задуматься, куда это нас зовут, и чего от нас хотят. Потому что довольно очевидно, что в этой ситуации люди, ведомые, возможно, искренним заблуждением, возможно, личными амбициями, возможно, амбициями кого-то, кто хотел бы атаковать Церковь, пытаются учинить раскол.

Конечно, это сопровождается горячими разговорами о верности Истине – расколы обычно так и учиняются, это, можно сказать, стандартная технология. Но цель тут – именно раскол, и каждому из нас важно понять, солидарен ли он с этой целью.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

1 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана13 марта 2016, 17:29
В ответ на комментарий от 3-го Марта:сколько сказано убедительных доводов в Евангелии самим Господом и Апостолами,на каждой литургии читается Апостол и Евангелие и доводов там предостаточно, но у нас нет веры,потому что нет смирения.
3 марта 2016, 03:34
Цитату из аввы Дорофея,можно ведь в полной мере применить и к действиям священноначалия в контексте данного спора. Как вам кажется? И пожалуйста, не нужно клеймить всех критиков действий наших Архиереев -еретиками и раскольниками. Не кто из нас не примеряет святых венцов и не мнит о себе лишнего. Если люди не ходят в " волях сердец своих" а стараются сверяться со святоотеческих преданием,со святыми писаниями,а от пастырей своих слышат лишь-" не бойся,не думай,мы знаем куда тебя вести" и ни каких убедительных доводов,то что нам делать? Вопреки автору скажу- не кто не хочет покидать лоно Церкви,только порядок навести нужно.
Дмитрий 2 марта 2016, 13:06
Спаси Господи!!! Очень нужная сейчас статья!
тамара 1 марта 2016, 18:39
Всё верно!!!! Вот пусть и задумаются все те священники,которые и увидели всю эту ересь во встрече патриарха и папы. Спаси и сохрани нашу ЕДИНУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×