Почему демонизируют Россию (+ВИДЕО)

Кажется, что в последнее время антирусская и антироссийская истерия достигла своего пика. Наши мифические и действительные промахи и просчеты западными СМИ раздуваются до катастрофических размеров, обывателю навязывается малопривлекательный образ русского человека как сверхагрессивного варвара. «Русская угроза» снова модный тренд.

«Почему такое происходит?» – недоумеваем мы, вовсе и не собирающиеся крушить маленькие и чистенькие городки Западной Европы. А действительно, почему? И как нам реагировать на все эти провокационные выпады? Спорить, доказывать, что мы совсем не такие? Или не обращать внимания? И как нам самим не пасть жертвой этого массированного антирусского оболванивания? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Возлюбленные о Господе! Здравствуйте! Судил нам Бог почувствовать себя отчасти (а дальше, если будем участниками Божиих дел, посмотрим, как будет дело развиваться)… так вот, судил нам Бог почувствовать себя отчасти в шкуре ветхозаветного еврея в те времена, когда никто не знал Господа, а евреи его знали. Скажу, что я имею в виду. Евреи были самый нелюбимый народ на земле. Они были окружены темным облаком мифов. Впоследствии и ранние христиане тоже были окружены темным облаком мифов. Кем только их не называли! И пожирающими младенцев, и совершающими гнусные совокупления под покровом ночи, и что-то еще в том же духе выдумывали… Это было нечто страшное. Врагом рода человеческого был христианин в глазах «просвещенного» и еще более темного непросвещенного язычника. Примерно так же относились к еврейскому народу в ветхозаветные времена те, среди которых евреи жили.

Не похожий ни на кого народ, какой-то странный устав о пище, странные законы брака, странная закрытость от всего мира, какое-то ритуальное желание отделиться от всех и жить какой-то сокровенной внутренней жизнью, никого в нее не пуская. Какое-то странное представление о Божестве, абсолютное нежелание поклоняться чужим богам и даже интересоваться ими. Всё это рождало к евреям жуткую ненависть. А евреи, вообще-то, были люди, которые ничем, кроме Бога, не были богаты. Посмотрите, куда, в какое горнило бросил Господь в ветхозаветные времена этих людей, знающих Бога Живого. Каждый народ и каждая цивилизация, между жерновами которых мололся еврейский народ, обладали величайшими талантами.

Вот, например, Египет. Уникальная цивилизация, обращенная своими мыслями в загробный мир: Египет думал о загробном мире больше, чем о земном. Это цивилизация мистиков. Это цивилизация врачей, которые делают трепанацию черепа; это цивилизация инженеров, строивших точнейшие здания, которые сегодня мы не можем даже повторить; это цивилизация поэтов, тайнозрителей, жрецов… Но главное – это цивилизация, обращенная мыслями в загробный мир. Цивилизация, которая могла сказать Пифагору или его ученикам: вы, греки, – дети. Это греки-то дети? Пифагор – ребенок? Для египтян – да. Потому что несколько тысячелетий они как бы застыли в своих упражнениях по переходу в вечность и накопили огромный багаж самых разных знаний. Это удивительная вещь! Именно там надо было пожить еврейскому народу, прежде чем выйти не просто семьей скотоводов, а еврейским народом, который готов был принять Закон Божий. Вот так.

Евреи в Египте Евреи в Египте

Потом Рим. Всё, что мы имеем в юриспруденции, в законах, в дорожном строительстве, в строительстве акведуков, заводов, в спортивных состязаниях, всё, что наработала цивилизация сегодняшнего дня, – это, так сказать, побеги от того корня, которым является Рим. Рим кормит нас сегодня всеми цивилизационными штучками и примочками: сенаты, парламенты, депутаты, адвокаты… – это всё римские слова, римские термины, римская идеология. И «разделяй и властвуй», империалистические всякие штуки, в общем – колониальная политика – всё это тоже Рим. В области эстетики, куда ни глянь, – Рим, начиная с Аполлона в римской колеснице над Большим театром.

Греки – это, конечно же, весельчаки. Так нам кажется. Но греки знали, что такое ужас; греки знали, что такое тайна мира, которая обжигает холодом. Греки многое знали. Ну а для нас греки – это красивые стати, Аполлон Бельведерский; это, конечно же, слепой Гомер, это театр масок, комедия, драма, это музыка, это, безусловно, спортивные состязания. В общем, искусство – это греки. Государство, армия, цивилизация – это Рим. Мистика, тайна – это Египет. Могучая организация с целью захвата других стран и, так сказать, приведения их в жесткое послушание – это чудный Вавилон. Страшный и чудный Вавилон. Тоже ведь величайшая цивилизация. «Не моя ли рука сделала всё это?» – говорил Навуходоносор, озирая свой огромный город, свою столицу.

У евреев был Бог. И была великая цель в жизни: сохранить эту живую воду в своих ладонях и дать прийти Мессии

А между этим всем – евреи. У них никакого искусства, никаких потуг великих, ни огромной массы народа, сплоченного в единое войско в послушании царю, ни мистики загробной со всеми этими изысками и фресками в пирамидах… А что же у них было? У них был Бог. И ничего другого у них не было. Другое было у других. А у евреев был Бог. И были люди Божии, напоминавшие о Боге. И была великая цель в жизни: сохранить эту живую воду в своих ладонях и дать прийти Мессии именно к ним, от их утробы, от их кровей. Это была их задача, и они ее сделали – худо-бедно, но они ее сделали. И мы наслаждаемся верой потому, что Господь благодаря Девице из еврейского народа сошел к нам, через Нее воплотился и родился. Это великий подвиг. Евреи совершили свое служение человечеству. При всех грехах, которые сопутствовали этому священному процессу.

Так вот из-за того, что они были с Богом, евреи были жутко нелюбимы. Подозревали их, оскорбляли. Что-то похожее, мне кажется, происходит сегодня с Россией. Эта, по слову М.Ю. Лермонтова, «немытая Рассея», а иногда мытая побольше, чем какой-нибудь лондонский пригород, возбуждает мистический ужас и ненависть. Отсюда – война против спортсменов, отсюда – война против художников и деятелей искусства, отсюда – подозрительное недовольство и атмосфера истерии вокруг России и на ее границах – и в духовном смысле, и в физическом.

У нас есть сокровище, которого нет у других. И потому те, кто не обладает этим сокровищем, бессознательно злятся на нас

Военная угроза и истерия вокруг имени «Россия» и слова «русский» – это дело великого Промысла Божия и дело историческое. Так люди платят за то, что у них есть сокровище, которого нет у других. У нас есть некое сокровище, которого нет у других. И те, кто не обладает этим сокровищем, бессознательно, не давая себе полного отчета почему, злятся на нас – и злятся потому, что видят у нас то, чего у них нет. Это может касаться, например, семьи. Потому что со временем России, может быть, придется показать миру, что такое настоящая семья, сохранившаяся, библейская, классическая, где есть муж и жена, где есть дети, и не один, а много, где есть всё классически, как Бог создал, тогда как весь остальной мир будет дальше развиваться по совершенно страшным лекалам.

У России есть Господь.

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В красоте твоей смиренной.

Это слова Федора Ивановича Тютчева, и он пишет в стихотворении, которое посвящено России:

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Это слова большой веры и слова правды. Ведь природа наша не так роскошна, как природа, например, какой-нибудь тропической страны, куда кто-нибудь летает погреть свои кости, – Таиланда или Мальдив. Ну нет ничего такого роскошного в нашей природе! Урожай мы собираем не три раза в год, как в Израиле или Египте. Землица довольно бедная, и красоты довольно скудные. Но что-то щемит в этих просторах, в этих березах, в этой траве, в этих речках разлившихся, в этих людях странных, живущих на этой огромной территории, которая вроде ничем не примечательна, а на самом деле время от времени из нее выходят Серафимы Саровские, Матроны Московские, Сергии Радонежские. Рождает эта скудная земля какие-то глыбы, сокровища, смарагды и адаманты.

Только вот всё это мы сами про себя не понимаем.

Человеку, живущему на Руси, важно себя понять, а для этого нужно от Руси отъехать. Например, поехать на заработки куда-нибудь, на учебу и там истосковаться, изголодаться по картошке жареной с селедкой и по этим березкам нашим чахлым. И потом приехать сюда и, выйдя из вокзала или аэропорта, эту землю целовать и говорить: «Ни в какую я Италию не поеду, больше никогда в Испанию не поеду, а Америку вообще знать не хочу!» Другой хлеб, другой воздух, другие люди… – всё другое.

Русский человек часто не знает своей страны, поэтому пренебрежительно к ней относится. А ведь это святая страна со святым народом

Русский человек часто не знает своей страны, поэтому пренебрежительно к ней относится. А ведь это святая страна со святым народом. Я помню, что этимологически главный смысл слова «святой» – не «чудотворец», не «сияющий» и не «совершающий невозможное». «Святой» – это «другой», «кадеш» – это «отделенный», не такой, как все. Есть святая одежда, которую не надевают каждый день, но только раз в год. Есть святые места, где не делают всё, что обычно делают везде, а только молятся, совершают какие-то омовения. Есть святые дни, которые отделяют только для святых занятий. «Кадеш» – это «другой, иной или иная». Поэтому иноков так любят, поэтому иноки и построили Русь, распространили ее. Иные люди сделали иную страну. Но, повторюсь, живя здесь, мы можем этого не чувствовать. Как Николай Сербский говорил, что рыба живет в воде и воды не знает: она настолько окружена водою, что воды не чувствует, и только вырванная из воды, она понимает, как нужна ей вода, и трепещется, а если ее вернут, она будет очень счастлива. Так же птица не знает воздуха, так же и человек не знает святости, пока не потеряет ее, эту святыню.

О Боге говорил Николай Сербский: «Как много Тебя, Любовь моя! А люди не знают Тебя, Боже, потому что Тебя очень много». Как рыба окружена водою, так человек окружен Богом – но он не чувствует Бога. А когда Бог от тебя отходит, ты вдруг начинаешь задыхаться и понимаешь: вот что мне нужно было.

Храм Покрова на Нерли Храм Покрова на Нерли

То же самое и с Родиной. Родина и Бог очень сплавлены, потому что родина наша имеет прямое отношение к Богу. Поэт Рильке говорил, что все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом. И эта граничащая с Богом страна, не лишенная грехов и соблазнов, вполне повторяет историю Ветхого Израиля. В чем согрешали евреи? В том, что постоянно соблазнялись успехами окружающих стран. Соблазнялись технологиями окружающих стран, хотели строить такие же дома, как у них, хотели ездить на колесницах, как в Египте, хотели повторять всё, что видели у вавилонян, у ассирийцев, у римлян, у греков… Они этим постоянно соблазнялись и забывали Господа. Так и мы.

Примерно все ошибки Русской земли заключаются в идолопоклонстве перед Западом. Влюбленность в западные технологии, убежденность в том, что мы отсталые, а они продвинутые, что у них лучше, а у нас хуже, – это были причины исторических падений Руси. Когда же Русь возвращается сама к себе, она, повторяю, рождает из себя удивительное. Это и есть наше призвание: беречь православную веру и быть Новозаветным Израилем, а Израиль в переводе значит «знающий Бога». Бога знать, и Бога исповедовать, и разносить имя Его, благоухание познания о Нем разносить всем ближним и дальним.

Россия – это религиозно призванная страна разносить Евангелие Божие до конца времен. Она и граничит со всеми религиозными мирами. На Дальнем Востоке она граничит с Японией, а там дальше, южнее – начинается Китай, Монголия, а это и синтоизм, и конфуцианство, и ламаизм. А дальше – буддисты, еще дальше на Восток – исламский пояс, а какой русский не знаком с исламом, потому что ислам у нас везде. А дальше –всякие разные христиане, православные и не православные. И к Калининграду уже выходит романо-германский мир, с которым мы тесно соприкасаемся. Как видим, все миры прикасаются к России. А Россия должна знать Православие, Бога знать должна и, прикасаясь ко всем, Богом со всеми делиться. Это особая призванность России.

Эта особая миссия России – со всеми делиться Богом – и рождает недоумение наших врагов

Эта особая миссия России и рождает недоумение наших врагов. При этом о нас они могут ничего не понимать, но бессознательно на нас злиться. Вот бывает ведь так: идет человек, допустим, по селу (мне батюшка рассказывал, который в селе служил)… так вот, идет человек по селу, песенку поет. Вдруг, проходя мимо священнического дома, смотрит на него и говорит: «Ух, как я тебя ненавижу!» И дальше идет. А что с ним случилось? Да что-то вступило в душу, что-то проснулось в душе демонское такое, когда человек шел мимо храма, мимо монаха или священника. И он сам не понимает себя, сам не знает, почему это так…

Вот и нам говорят: «Твоя борода мне спать не дает. Ненавижу я тебя, сам не знаю, за что». Есть, правда, те, которые знают, за что они нас ненавидят. Это те, кто владеет мировыми СМИ, по которым проходит новостная нарезка – утром это раздается, как горячие пирожки, всему миру; это те, кто владеет мировым капиталом – живет с накруток на ценные бумаги, закидывая их на рынок, добывает углеводороды, завязывает войны, смещает марионеточные правительства… Те, кто воспитывает и выращивает колониальную администрацию. Если хочешь править миром, тебе надо взять 5% населения той страны – и той, и той, и той – к себе, воспитать их как будущую колониальную администрацию и послать обратно. Все эти наши лондонские ученички – это колониальная администрация, которую готовят за рубежом для нас. Для того, чтобы 95% жителей были рабами, а 5% – колониальной администрацией. Это топ-менеджеры и журналисты. А больше никого и не надо. Всем остальным мозги пропудрят, и всё будет решено, как надо. Так что есть злые враги у России – это те, кто знают, почему они нас ненавидят. И есть инстинктивные враги России, которые не знают, почему они нас ненавидят, но ненавидят.

И есть мы, которые сами себя не знаем и не понимаем, за что нас ненавидеть. Что такого мы сделали? Да ничего не сделали, конечно же! Но: «“Молчи, щенок, устал я слушать, – сказал волк ягненку, – ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. И в темный лес ягненка поволок». Здесь мы имеем дело с иррациональными отношениями. Доказать человеку, что ты хороший, невозможно. «Как смеешь ты мутить питье мое своим нечистым рылом?!» Вот и говорит волк в этой басне ягненку: «Ты и в прошлом году этим занимался!..» – «Так я только пару месяцев назад родился», – оправдывается бедняжка. – «Так это был твой брат иль сват». – «Нет братьев у меня». – «Молчи! Вы все мне всегда вредите, и вы, и ваши пастухи. Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок... И в темный лес ягненка поволок». С ненавистью к России примерно так же.

Посмотрите европейские газеты XIX века – там везде русские медведи, русские страшные цари, русские пьяные мужики

Не доказывайте никому, что мы лучше, а они хуже, не удивляйтесь ненависти к русским, потому что русские – неповторимы и у них есть миссия. Попытайтесь разобраться, в чем наша миссия. Попытайтесь узнать себя. Ведь ненависти к России столетия и столетия. Если бы вы взяли газеты XIX века – французские, английские, – вы были бы поражены: это буквально калька с «Шарли Эбдо» сегодняшнего. Там везде русские медведи, русские мужланы, русские страшные цари, русские пьяные люди какие-то с балалайками на улицах, которые страшно угрожают бедной Европе. Европа причесанная, прилизанная красивая девочка танцует на улице красивого городка. А русские – это медведи, которые лезут все себе захватить. В XVIII веке так рисовали, в XIX веке так рисовали. И это несмотря на то, что мы их постоянно вытаскивали: то от Наполеона избавляли, то Балканы освобождали от турок, то вообще костями ложились при Павле I, в Индийский поход даже ходили, чтобы помогать западным странам. Но сколько бы русские ни помогали, вечно они плохие. Поэтому не нужно рассыпаться в убеждениях и доказательствах. Нужно найти точку внутренней опоры, точку силы в самой нашей народной жизни.

Чем больше будете знать историю России, священную ее историю, историю ее Церкви – тем больше будете проникаться трепетной любовью к ней

Я думаю, это всё объяснится, во-первых, знанием истории, углублением в церковные корни нашего бытия, то есть в церковную историю, знакомством с русской святостью и попыткой транслировать все эти священные знания в сегодняшний день. И чем больше вы будете знать историю, тем меньше будете удивляться происходящему. Чем больше вы будете знать священную историю своей страны, связанную с благоверными князьями, юродивыми, мучениками, новомучениками, тем больше будете проникаться жалостливой любовью, такой слезной, трепетной любовью к этой тайне под именем Россия. Это тайна, архипелаг такой, таинственная вселенная под именем Россия. Потом вам захочется сделать что-то хорошее для своего народа, для истории. И вам нужно будет тут же найти ближнего, обратить внимание на того, кто рядом, чтобы засучить рукава и помочь кому-нибудь.

Вы должны знать хорошо русскую литературу. Это одно из лучших явлений культурной жизни, которое есть вообще в мировой цивилизации от сотворения мира, может быть, и даже до Страшного суда. Как говорил Томас Манн: святая русская литература. Вы должны полюбить, конечно же, Русскую Церковь. Мимо ее грехов и слабостей, мимо наших ошибок и недоделок, мимо всего того, что роится вокруг нас, как роятся мухи над человеком в летний день, садятся то на глаз, то на губу, спать ему не дают… Над нами многое роится. Но мимо того, что роится возле нас и над нами, мы должны полюбить нашу бедную Русскую Церковь, которая сделала нас по-настоящему принадлежными к мировой цивилизации, которая умыла нас и причесала, воспитала и родила самых лучших сынов нашего Отечества. Самые лучшие сыны нашего Отечества прямо или косвенно воспитаны в недрах, или в объятиях, или под тайным воздействием святой Православной Церкви.

История, молитва, Церковь, любовь к ближнему, знание себя – и тогда мы прекратим удивляться той ненависти, которая возбуждается против России. У грешника всегда невинный виноват. Вот прочтем еще раз басню про волка и ягненка Ивана Андреевича Крылова. У Крылова многие шифры есть. У него зашифровано огромное количество отношений международных, личных, семейных и таких обычных человеческих. Вообще Крылова не зря под подушкой держал старец Амвросий Оптинский. Это еще одно такое простое выражение глубинной мудрости нашего народа.

В общем, война продолжается, война объявлена. Ее, конечно, не объявляли громогласно, но ее запустили те, кто понимает, за что нас надо не любить. Ну, а те, кто не понимает, за что нас надо не любить, живут под действием зомбоящика и новостей из нарезок, а новости, повторюсь, подаются из одних и тех же рук – тех, кто, конечно, знает, за что. Мы – последний бастион, как бы ни пафосно это звучало; сломишь его, переломишь хребет, ну, а дальше уже, глядишь, и конец всему.

Любите Родину и Христа, таинственно живущего в ней.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Спорить не будем – будем трудиться.

До свиданья!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил 2 декабря 2016, 14:59
Спасибо!! Во славу Божию!!!
Natalia Mykkänen25 июля 2016, 15:38
Так что всё правильно отец Андрей сказал. Молодец.
Арина 19 июля 2016, 01:24
"Попытайтесь узнать себя. Ведь ненависти к России столетия и столетия. Если бы вы взяли газеты XIX века – французские, английские.. ". Да вот русская литература XIX века , которую мы должны знать хорошо, констатирует:
"... то место было уже наполнено белокурыми крестьяночками в лентах и бусах; другой хор из мальчиков; мне более всего понравились двух из них смелые черты и вольные движения. Прислонясь к дереву, я с голосистых певцов невольно свел глаза на самих слушателей-наблюдателей, тот поврежденный класс полуевропейцев, к которому и я принадлежу. Им казалось дико все, что слышали, что видели: их сердцам эти звуки невнятны, эти наряды для них странны. Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!", Грибоедов, 1826 г.
Может и в самом деле стоит лучше узнать себя и русскую литературу, чтобы понять, что "поврежденный класс полуевропейцев" зародился еще в XVIIIв., он же невзлюбил все русское, а в ХIXв. Европу обучил этой самой нелюбви. А мы до сих пор, к сожалению, выглядим не самобытными и самодостаточными, но безуспешными в попытке усидеть на двух стульях.
Елена14 июля 2016, 23:56
Батюшка написал в концовке: "Спорить не будем – будем трудиться." Отчего ж не будем? С тем, что следует знать историю и литературу своей страны, знать жития святых - не могу не согласиться. Но статья содержит нотки опасного самолюбования. Далеко не все, а скорее меньшая часть ветхозаветных евреев "были с Богом". А другие, дождавшись Его, кричали "распни"... И в России из тех, кто сегодня называют себя православными христианами скорее меньшая часть понимает, что это на самом деле означает. И еще. Только меня царапнула фраза: "...время от времени из нее выходят Серафимы Саровские, Матроны Московские, Сергии Радонежские…" ? По моим ощущениям, неуважительно так говорить о святых. Прошу меня простить, никого не хотела обидеть.


Иоанна_11 июля 2016, 23:43
Вадим: /походить, послушать, посмотреть на западные народы, поспрашивать их о России, а уже потом делать выводы...// Вадим, походить и послушать - одно дело, а вот почитать газеты и журналы и посмотреть телевидение - совсем другое. В СМИ ненависть к России, конечно же, ЕСТЬ. А значит, есть такой заказ от политических кругов. Причём, цензура не уступает по жёсткости партийной цензуре советских времён. Зачем отрицать это? Я не любитель ни ТВ, ни газет, но вот как-то просидела весь день в аэропорту во Франкфурте из-за нестыковки самолётов и от нечего делать посмотрела прессу. Прямо яд так и капает со страниц! Особенно, когда пишут про нашего президента. Дай Бог ему здоровья!
Вадим11 июля 2016, 21:48
Дионисий,
Читая inosmi.ru, Вы имеете возможность прочитать только те статьи, которые для Вас отобрали сотрудники этого СМИ. Более того, статьи эти не в оригинале, а в переводе. Понимаете? Во-первых, за Вас решили, что Вам будет интересно, и во-вторых, перевели, чтобы Вам как бы было понятнее. Единственный же способ достоверно узнать, что пишут иностранные СМИ о России - это читать эти издания в первоисточнике, на инстранном языке.

Вы пишете: "Знаем, как хулят Россию и что делают против нас политики, избранные западными народами правителями своих стран. Причём запредельную ненависть на всё более безбожном Западе именно к России". Дионисий, не буду доказывать Вам свою правоту, поскольку Вы верите больше inosmi.ru и другим, заслуживающим, по Вашему мнению, доверие, источникам, но не мне, находящемуся за рубежом и видящим, что здесь происходит на самом деле. Я бы посоветовал Вам съездить в Европу, в США, на пару недель, походить, послушать, посмотреть на западные народы, поспрашивать их о России, а уже потом делать выводы про запредельную ненависть. Иначе Вы судите о людях, которых никогда не видели, не слышали, о которых имеете весьма приблизительное представление. Это, Вы считаете, по-христиански?
Дионисий10 июля 2016, 09:52
Людмила, через границу с Мексикой в США каждый отправляются многотысячные толпы инокультурных мигрантов и переплавляются многотонные грузы тяжёлых наркотиков. Однако США переправляют через океан многотысячную военную группировку к границам России. Где материалистическое объяснение этому?
Дионисий10 июля 2016, 09:46
Вадим, нам доступны такие сайты как http://inosmi.ru.
Так, что мы знаем о том, что пишут в западных СМИ. Знаем, как хулят Россию и что делают против нас политики, избранные западными народами правителями своих стран.
Причём запредельную ненависть на всё более безбожном Западе именно к России. Можно объяснить только тем, что наша страна относительно православная поныне. Так как ведущими экономическими соперниками для США с ЕС являются Китай с Индией, а идеологически для Запада опаснее всего явно исламизм.
Людмила 8 июля 2016, 14:37
Автор статьи ничем не подтверждает, что "в последнее время антирусская и антироссийская истерия достигла своего пика. Наши мифические и действительные промахи и просчеты западными СМИ раздуваются до катастрофических размеров, обывателю навязывается малопривлекательный образ русского человека как сверхагрессивного варвара. «Русская угроза» снова модный тренд."
Я живу в Бруклине. В Нью-Йорке есть русские православные церкви, работе которых никто не мешает. На Пасху крестный ход вокруг храма Иоанна Предтечи сопровождала полиция, освобождая нам дорогу для беспрепятственного прохода. Я смотрю общественное телевидение и читаю местные газеты. В СМИ отсутсвует какая-либо антирусская и антироссийская истерия.
Посмотрите сайты православных храмов, Восточно-Американской митрополии, обратите внимание, что ни с какой антиправославной деятельностью местного правительства они не сталкиваются.
Вадим 8 июля 2016, 13:48
Добрый день! Я православный, живу в Америке. Новости смотрю и читаю не часто, но бывает. Так вот, никакой антирусской и антироссийской истерии, достигшей своего пика, здесь нет. Никакие промахи и просчеты России западными СМИ не раздуваются до вообще каких-либо микроскопических размеров, обывателю абсолютно не навязывается малопривлекательный образ русского человека как сверхагрессивного варвара. «Русская угроза» полностью отсутсвует как тренд.

Проблема российского человека - в том, что он сидит на своей Родине взаперти, по миру не путешествует и имеет о нём довольно смутное представление, потому что не имеет возможности воспринимать мир непосредственно, самостоятельно, а не через личное мнение другого человека. Следовательно, российский человек верит всему тому, что ему говорят про весь остальной "враждебный" к России мир.
Иоанна_ 8 июля 2016, 00:17
Борис, как вы правы! Добавлю г): ЧЕМ мы кормим в школах наших детей? Как в 70-80-е гг., когда я училась, так и сейчас? Уже в детстве есть повод задуматься: кем нас считают, если дают нам такую пищу?
Борис 7 июля 2016, 12:52
Все - так, батюшка, все - так.
Только обидно, что имея высшее назначение быть светом миру, у нас:
а) очень грязно
б) люди озлобленны и напряжены
в) никто не здоровается, даже соседи
Иной раз больше хочется зайти в чистый подъезд и встретить доброго человека, нежели ощущать вселенскую правоту нашего пути...
Вениамин 6 июля 2016, 13:15
Извините, немного добавить. Понимаю, что это проповедь. Не лекция, а нечто вроде речи перед боем, с главной целью - воодушевить. Лишь пару мыслей... Как мне кажется, не только Россия испытывает проблемы от поведения тех, кто, судя по всему, пытается перепланировать мир. Кто от этого свободен? Резня на Ближнем Востоке, многочисленные убийства премьеров и президентов по всему миру (Индия, Израиль, Швеция, США, страны Африки и т.д..), бомбежки Югославии, Ливии... Засылаемые коммандос (Никарагуа, Куба)... Демонизация неугодных политиков (Нетаньягу на недавних выборах в Израиле, Панамский скандал и т.д..)... Поправьте, если ошибаюсь, но мне все больше кажется, что ни одна из идей, опирающихся на традицию, мораль и опыт прошлого, не избежит демонизации. А те, кто живут по ним (страны, политики, население и т.д..) - гонений.
2) Первые, кто начали сопротивляться Гитлеру - именно немцы. И сейчас так же. На Западе много сопротивления, много людей, не одобряющих новые веяния. И бывает, что им приходится тяжелее, чем россиянам. Например, воспитывать детей по своим убеждениям. Это люди, которые могут быть союзниками России. И у них есть чему поучиться.
3) Запад неоднороден. Не все желают зла России.
Да и православных много на Западе, опять таки.
После распада СССР у многих было ощущение, что русские России забыли о русских, живущих в других странах. И сейчас картина может быть полной, как мне кажется, только если учесть, что и русский мир и православный мир не ограничиваются границами России. А терять союзников вряд ли кто-то себе позволит, рассуждая разумно.
Иоанна_ 5 июля 2016, 19:58
Дионисий: /А теперь конкретно: в Грузии... Греция и вовсе представляет из себя мифическое государство...// Лихо вы всё "расставили на свои места"! На ЭТО ли смотрит Господь? Намного ли мы как народ благочестивее греков, грузин и всех остальных? Намного ли ближе к Богу? У нас, по всем опросам, 4% населения соблюдают пост, а это признак самой начальной церковности. Выводы напрашиваются сами.
Иоанна_ 5 июля 2016, 19:00
Нина, Алла: Наша природа иностранцам нравится, только они (справедливо) возмущаются, что мы её так замусорили. И в самом деле, на любом съезде с дороги, на любой полянке, на берегу любого озера нас встретят горы мусора. Тут, вроде бы, некого винить, кроме самих себя. Анастасия: /...мы с мужем ездили отдыхать в Турцию./ Непонятно, зачем православным людям без особой надобности ехать в Турцию. Если дорого Греция, есть Черногория, Болгария, Румыния. Там и в храм ходить можно. Я вот ни в одной мусульманской стране не была, и, честно говоря, не тянет. А вообще нам, обычным людям, не имеющим отношения к большой политике, не стоит близко к сердцу принимать всю эту геополитику. Иначе можно уклониться в сторону демонизации самих "демонизаторов". Слава Богу, и там, и здесь живут в большинстве своём нормальные доброжелательные люди, весьма далёкие от политических игр. И отношение к Православию в Европе САМОЕ ДОБРОЕ И УВАЖИТЕЛЬНОЕ.
ТатьянаН 5 июля 2016, 17:35
Читала с восторгом. Подпишусь под каждым словом, потому что такое ощущение от всего происходящего. Пережили 90-е, было больно и стыдно - очень уж мы зависим от того, кто у власти((( Сейчас - другое время, но только не спать! Детей воспитать патриотами и в вере нашей православной. Любить Родину и понимать, что Родина, как и мама, всегда одна.
Марина Анатольевна 5 июля 2016, 16:48
Ответ Петру:двенадцать патриархов было в Израиле, а Спаситель пришел из колена Иудова.
Марина, Киев 5 июля 2016, 15:27
Низкий поклон, родной наш батюшка Андрей! Поклон из матери русских городов.
НН 5 июля 2016, 13:36
Спасибо, отец Андрей, всё так! И, как всегда, ярко, внятно, доходчиво. Спасибо! И земля наша не самая богатая, и климат наш суров, и народ наш обычный. ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВИЕ отличает Россию от всего мира. А если мы вспомним разделение Церкви на Западную и Восточную, то и вовсе всё сразу встаёт на свои места: мы для них - еретики, поэтому нас надо уничтожить. До сих пор это так, эта ненависть образовалась прямо-таки на генном уровне, заложена в крови. Не у всех, права ЕКАТЕРИНА, а у СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО, т.е. у тех, кому помогает сатана, а они ему поклоняются. Каждый в этом мире делает свою работу. И кто её делает лучше - тот и победит! На всё Воля Божия! Простите!
Ирина 5 июля 2016, 10:56
Лермонтовская Россия "немытая", это не грязная Россия, но это Россия, которую так и не умыла чья-то "заботливая рука" с "благими намерениями" и потому не покорившаяся чьей-либо воле, но это значит чистая и нетронутая суть, святая в своей первозданности Божественным промыслом, именно поэтому Россия и блещет гордою красой, потому что признает власть над собой ТОЛЬКО своего Создателя - ГОСПОДА БОГА. Вот такая кому-то боль, как в песне "Аргентина - Ямайка - пять:ноль. Обидно проигрывать, особенно если до этого все время побеждал несчастных туземцев и при этом думал, что ты СУПЕР!!! Ох уж это самомнение, сродни духовной слепоте, так Россия же еще и поучить может!!! Ну это вооще ни в какие рамки! Да такой позор вообще нерально перенести спокойно и молча, поэтому и бесятся. Поэтому им либо придется пережить очищение, либо сгинуть. Да в России поэт действительно больше чем поэт.
Ирина 5 июля 2016, 08:13
Спаси Господи, батюшка Вас и всю вашу семью! Вы тысячу раз правы, Вам Богом дан талант видеть самую суть событий и доносить её до сердец человеческих. И насколько все верно сказано Вами о Западе. Действительно, чтобы полюбить всем сердцем Россию, её надо лишиться. Говорю, потому что знаю, что это такое, побывав в иммиграции. Хочется Вас обнять как родную душу за ваши слова. Это ведь счастье, что есть на этой Земле и в твоей стране люди, которые её любят также как и ты. Спаси Вас Господи!
Димитрий 5 июля 2016, 06:07
Думаю, что все как в русской поговорке "Бей своих чтоб чужие боялись" вот они и боятся. В наших русских пословицах и поговорках огромная мудрость и закон заложены и верменами проверены.
Армен 5 июля 2016, 03:14
Слава Богу. Отец Андрей, мир вам!
Алла 5 июля 2016, 01:28
Нина 4 июля 2016, 12:00 написала:
"Это у нас-то землица бедная и просторы скудные, отец Андрей?? У нас ПРЕКРАСНАЯ земля, ПРЕКРАСНЫЙ климат..." Иоанна, а посмотрите картины "Грачи прилетели", "Гонцы. Ранним утром в Кремле" и т. п. Ну и что красивого увидит в этом иностранец? Да, ничего! Всё серое, даже какое- то грязное, жалкое... А у меня при взгляде на эти картины внутри что- то сжимается, восторг! Правда ведь, красоту Руси трудно понять не являясь русским?"/
Нет, не правда. В России очень красивая природа, объективно красивая, а не только для русского восприятия.
Sava 5 июля 2016, 00:54
Спаси Господи! До слез расстроился. Как глоток свежего и исцеляющего воздуха. Спасибо Пастырь добрый. Возрождается Россия, еще недавно бывало даже по субботам в Храме на службе был я один, а теперь такое даже представить трудно. Господи храни Россию.
Илона 5 июля 2016, 00:45
Отец Андрей, спасибо!
Ирина 5 июля 2016, 00:42
Я помню, как в "перестрочечные" годы в "Огоньке" прочитала слова американки по поводу нашего восторга от свободы слова, от того, что мы " открылись" миру: "Вы думаете, что вы подключились к водопроводу? Нет, вы подключились к канализации." Время показало, что это был весьма трезвый взгляд на происходившее в нашей стране. Россия действительно нечто особенное. Это святая земля, потому что столько пота пролито теми, кто возделывал нашу землю и созидал страну, потому что реки крови пролито теми, кто ее защищал. Да и земля той же Европы русской кровушкой пропитана... В 2012 году мне с подругой довелось побывать в Греции. Там, в храме, где хранится чудотворная икона Богородицы Сумела, мы познакомились с мужчиной, который приехал на свою историческую Родину из Грузии. Я помню, как он несколько раз просил нас об одном и том же: " Прилетите домой, выйдите из самолета и поклонИтесь Русской земле. Передайте ей привет от Эллина: я выжил ребенком в годы войны благодаря русскому хлебу." Это было трогательно. Но одновременно с этим очень поучительно: действительно, мы, живущие здесь, часто не задумываемся, КТО и ЧТО у нас за спиной. А за спиной - великая и трагическая история, трудолюбивые и богобоязненные предки. Прав отец Андрей: нужно уехать, соскучиться по дому, по близким, чтобы понять невозможность покинуть, забыть. "Два чувства дивно близки нам/ В них обретает сердце пищу/ Любовь к родному пепелищу/ Любовь к отеческим гробам/. На них основано от века по воле Бога Самого/ Самостоянье человека - Залог величия его/." Согласна с каждым словом в этой статье. Спасибо Вам, батюшка!
Елена, Россия 5 июля 2016, 00:13
Диме( Каменец-Подольская епархия УПЦ)

Дима, ну, конечно-же, Святая Русь! Разве Вы забыли, где крещение Руси было? Политика тут совсем ни причём, хотя очень стараются и память историческую вытравить. Россия, Украина и Белоруссия в духовном плане неделимы.
АлександрГ. 4 июля 2016, 23:49
Выскажу парадоксальную на первый взгляд мысль: чем выше степень атеизации населения России, тем больше людей с вожделением смотрят на Запад, жадно впитывая в себя все чуждое и инородное. Любить свое, заботиться о нем, планировать свое будущее и будущее своей страны могут только абсолютно самодостаточные люди. Россия же эту идеологическую самодостаточность начала терять со времен Петра 1-го. ............……… В свое время, издательство Сретенского монастыря издало "Очерки по истории Русской Церкви", написанные А. В. Карташевым. В этом двухтомнике, есть один очень примечательный момент. Во времена, предшествовавшие расколу, в период патриаршества Иосифа при подготовке церковных реформ Патриархом Иосифом в 1649 г. на ближний Восток и в Грецию был направлен троицкий монах, ктитор Богоявленского монастыря Арсений Суханов. Цель его визита: точное изучение греческих чинов, причем не только новых, но и древних. Кроме того в его задачу входил сбор наиболее древних греческих рукописей, а также наблюдение за современной богослужебной практикой. В ходе этого визита, у Арсения Суханова состоялись прения с греческими иерархами, в процессе которых последние указывали на имеющиеся расхождения существовавшие на то время между греками и русскими, выдавая при этом свое за правильное, а русское за неправильное. Так вот в заключительной части прений, Арсений Суханов в ответ на то, что четыре греческих патриарха напишут письмо в Москву, произнес следующую фразу: "Если по Преданию свв. Отец станут писать - послушают, а если не по Преданию, не послушают. Могут на Москве и четырех патриархов отринуть, как папу, если не православны будут........" (Том 2, стр. 162). Последняя фраза, в переводе с дипломатического языка на язык улицы звучит примерно так: "да "вертели" мы на пропеллере папу римского, а нужно будет и греческих патриархов также "провернем", если не дело писать будут". Если мы вдумаемся, то поймем простую вещь - в основе убежденности Арсения Суханова, лежит абсолютная самодостаточность. Он абсолютно убежден, что Москве это по силам и она в состоянии это сделать. Вообще, сама по себе личность Арсения Суханова примечательна тем, что он является героем войны 1612 года, приняв непосредственное участие в защите Троице-Сергиевой Лавры от польских интервентов. Так, что в устах Арсения Суханова, это не мальчишеское бахвальство и не самоуверенность, это стопроцентная убежденность основанная на истинности своей Веры. ............... К чему, я это пишу? А к тому, что по моему мнению в основе самодостаточности лежит Вера, а вот в основе самуверенности - идеология.
Александр 4 июля 2016, 23:30
Когда Президент Путин В.В. заявил, что развал Советского Союза является самой большой трагедией, на него "накинулся весь демократический бомонд". Весь западный мир, а также наши "доморощенные демократы" чуть с ума не сходят, заклиная:" Только не Империя". Но тот кто знаком с историей нашей Державы, тот кто любит ее по настоящему, прекрасно знает, понимает и осознает, что Промыслом Божьим,потом и кровью наших предков Россия создана как великая Православная Держава. Это сердце, суть, основа России. Если разрушить этот "фундамент", все строение рухнет. Сейчас, когда дух антихристов завладел "демократическим миром" Россия является единственным препятствием для окончательного оболванивания человечества, превращения его в рабов греха. Как мне представляется, в этом и заключается суть "не любви к нам" и чем больше наше общество будет "духовно очищаться и выздоравливать" тем больше нас будут не любить и даже ненавидеть. Но, как говориться: "Собака лает, а караван идет".
Любовь 4 июля 2016, 22:32
Низкий поклон, отец Андрей, за статью, мысли, факты о которых забываешь. Всё так и так своевременно!
Анастасия 4 июля 2016, 22:21
Отец Андрей, как вы правы, что пока рыба с водой не расстанется,не поймет ценность воды. Прошлым летом мы с мужем ездили отдыхать в Турцию.Это была первая заграничная поездка после начала воцерковления. Как же нам хотелось домой,мы никак не могли дождаться когда же нам улетать домой. Никогда бы не подумала что смогу испытывать подобные чувства,и это несмотря на прекрасную погоду,море,солнце...Когда мы приземлились в России, вышли из аэропорта...никогда мы с мужем не любили нашу страну так сильно. У нас тогда было прохладно,дождь шел, но это не мешало радоваться, что наконец-то мы на нашей родной земле))
С. 4 июля 2016, 22:01
У меня есть такая мысль, что революция у нас свершилась, чтобы этот мир имел конец. А если бы ее не было, он бы был вечен... Столько кротости, терпения, веры святой было на Руси. И в советской России продолжалось бытие этих отпечатков Святой Руси. В параллельной теме с юмором написано о "дамочке", которая удивляется, что Богородица и Дева Мария - это одно лицо. Подобный вопрос, но с болезненным недоумением и замешательством, я слышала и от своей мамы, уже ближе к концу ее жизни. Но это от необразованности, от неграмотности. Потому что было и другое. Я слышала на протяжении своего детства и юности от нее не более двух-трех десятков фраз о вере и церкви. Но это говорилось с такой силой убежденности, с такой верой в Бога! Где бы мне найти такую силу своим словам, чтобы ТАК СКАЗАТЬ ДЕТЯМ О СВЯТОСТИ ЦЕРКВИ И ВЕРЫ? Она говорила твердо, требовательно, кратко. МОЛИСЬ С ВЕРОЙ, ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ. В ЦЕРКВИ НЕ СМЕЙ ДЕЛАТЬ ТО-ТО И ТО-ТО. А ДЕЛАЙ ВОТ ТАК! И это была закваска, которая заквасило всё вокруг меня - вера в Бога и знание о святости церкви.
ekaterina 4 июля 2016, 20:34
разве можно найти что либо красивее и значимее храма Покрова на Нерли,полного кроме красоты просто, глубокого смысла и нечитаемого содержания, и ВСЕ русские пейзажи для меня таковы. Полные тайн и гармонии, от которых замирает сердце и все молчит в душе.
4 июля 2016, 20:11
Аминь! Аминь!! Аминь!!!
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ) 4 июля 2016, 17:23
О.Андрей -Спаси Господи! На счёт России всё верно, а как же с Украиной?Это проклятый Запад или всё-же Святая Русь? Нам очень больно...
Игорь 4 июля 2016, 17:20
Так уж повелось - на протяжении всего существования России раз в 100 лет "цивилизованный" Запад собирается вместе, получает от России по башке и успокаивается еще на 100 лет. Со времени последней большой войны прошло уже 70 лет. Пора уже им опять собираться вместе и лезть на Восток за очередной оплеухой. Запад без этого жить не может.
Ирина 4 июля 2016, 16:45
Спасибо,отец Андрей! Больно за Россию, как мало мы её знаем и любим!
Кирилл 4 июля 2016, 16:36
Помните, Бог сказал, что даёт евреям прекрасную землю, в которой течёт молоко и мёд. Так и русским он дал такую землю, где течёт нефть и газ, и прочие бесчисленные богатства. Да и раньше, до научно-технической революции, наша земля не была скудна. Количество урожаев - недостаточный показатель, есть ещё много других факторов. К примеру, на севере, где урожаи не особо обильные, водится много рыбы в реках, ягод и дичи в лесах. Также, Пушкин писал, что не иметь корову у наших крестьян считается признаком ужасной бедности, а на западе наоборот иметь корову - признак богатства. О теперешних временах и говорить нечего, богатая земля вытаскивает нас из экономической пропасти 90-х. Думаю, что в ближайшие десятилетия Россия благодаря природным ресурсам и талантливому народу расцветёт, как Византия во времена Македонской династии, по историческим срокам и событиям по-моему сопоставимо.
Сергей Соколов 4 июля 2016, 16:02
Для меня Россия красива именно своей православной верой. Любовь к ней всёпоглашающая. Я просто живу этой верой – без неё я себя уже не мыслю, правда проповедовать вслух плохо получается. А природа у нас прекрасная. Бывают такие места что закачаешься. Только мусорят много. А то, что не любят нас за рубежом - так нас никогда не любили (любили западники только тогда, когда мы загибались, когда нам было очень плохо. И нынешний кризис в стране – это кризис отрезвления. И вообще я как-то помолился и ненависть к России на Западе усилилась (есть такой большой грех на мне). Может статься, что нынешние проблемы России из-за меня, мерзопакостного. Аминь.
Екатерина 4 июля 2016, 15:25
Батюшка! Каждое лето в Европе. Вот в Валенсии недавно в один день попали на свадьбу, крестины и причастие. Народ с детьми возится. Нам все улыбаются.
Не надо вражду сеять.
Из-за идиотов типа издания Шарли не надо всех европейцев обвинять.

Простите.

Сергей 4 июля 2016, 15:10
Спасибо, о.Андрей. Живу в Англии, и могу сказать, что средние трудящиеся англичане, с которым мне приходится сталкиваться, относятся ко мне и к России не недружелюбно, а наоборот: дружелюбия и участия, я здесь встречаю гораздо больше чем на своей Родине в России. Больше не любят американцев, но пресса об этом писать не будет. Кто и зачем демонизирует Россию? Есть объективные и субъективные причины. Во первых простые русские люди не едут жить за границу, а поэтому современный образ России формируется из поступков тех людей, которые на виду, я имею ввиду группу продажных политиков и олигархов, пресса ищет сенсации, а это связано прежде всего с известными личностями, кому нужен простой русский Иван да Марья. В Англии в отличие от России есть средний класса и обостренное чувство социальной справедливости и надо правдиво сказать, что государство делает все для поддержки этой социальной справедливости. На этом и хотел остановится; Демонизируют Россию не простые люди, а пресса и тот, кто ей платит.
Tatjana 4 июля 2016, 13:56
Спаси Господи, о.Андрея. Всё правильно. Только не согласна с " бедной землицей и скудными красотами, да хилыми берёзками". Такой дивной многообразной Природы и многочисленных природных ресурсов- чистых вод, богатых полезными ископаемыми недр, лесов, морей...нет нигде больше в мире! И это во все времена было лакомным куском, приманкой для разномастных хишанврагов. Спасибо, батюшка, за всегда своевременные и полезные статьи. С поклоном- Татиана
Димитрий 4 июля 2016, 13:45
Спаси Вас Господи, дорогой и любимый, батюшка Андрей! Очень хочу выучить чудесное четверостишье и всегда иметь под рукой басни Крылова! Обязательно нужно делиться хорошим друг с другом, так и будем спасаться!
Нина 4 июля 2016, 12:36
"Это у нас-то землица бедная и просторы скудные, отец Андрей?? У нас ПРЕКРАСНАЯ земля, ПРЕКРАСНЫЙ климат..." Иоанна, а посмотрите картины "Грачи прилетели", "Гонцы. Ранним утром в Кремле" и т. п. Ну и что красивого увидит в этом иностранец? Да, ничего! Всё серое, даже какое- то грязное, жалкое... А у меня при взгляде на эти картины внутри что- то сжимается, восторг! Правда ведь, красоту Руси трудно понять не являясь русским? Отец Андрей об этом и говорил, насколько я поняла.
Вы написали горькую истину, грустно, но это так. Хотя, не стоит отчаиваться, а своим примером (превращая пространство вокруг себя в рай на земле) показывать другим, что всё в наших руках! Мы можем и должны исправить ситуацию, что бы русским мужик крестился, а не ругался проходя мимо храма! Своими руками надо делать то, что зависит от нас, а не сидеть, говоря "Мы не работаем, ничего не умеем, ничего не можем! Скоро вообще следа от нас не останется!" А то как-то странно получается— проблему видим, а решения нет! Простите, получилось длинно)
Вера 4 июля 2016, 12:28
Каждое слово - в сердце!
Отцу Андрею - низкий поклон.
Ольга Бубнова 4 июля 2016, 11:32
Спасибо за бесценную статью!!!!
Татьяна-Васильевна Борачук 4 июля 2016, 11:00
Батюшка, спасибо! Не стать "иванами, не помнящими родства". Все усилия наших "друзей-партнеров", прямые и косвенные, ведь направлены именно на это. Быть и оставаться "Иванами, ПОМНЯЩИМИ, родство"! Тогда и веру сохраним, и страну сохраним. А то, что будут продолжать тявкать на нас, так... "Дворняжки лаяли на льва, а лев молчал… Его спокойствие для них, как в горле кость… Зато, когда он где-то издали рычал, Они сжимались, будто гнутый ржавый гвоздь… А лев идёт и этот лай – его трофей… Ведь это значит, что завидуют ему… Он выбирает очень тщательно друзей
И никогда не рекламирует войну…" (И. Самарина).
Анна 4 июля 2016, 09:47
Спаси Вас, Господи, батюшка! как всегда вовремя и в точности. помоги нам, Господи, помнить об этом и от Господа не отступать никогда.
Дионисий 4 июля 2016, 09:16
Петр, грузины, православные арабы, греки -- да. Но речь идёт о ГОСУДАРСТВЕ, которое вообще может противостоять бесовщине. Знаете вы такие государства кроме России?
А теперь конкретно: в Грузии утвержден "Антидискриминационный закон", по которому, скажем, в Грузинскую Патриархию или детский сад может прийти работать гомик или сатанист, и ничего с этим поделать будет нельзя. Читайте об этом здесь же, на этом замечательном сайте. Что там у нас с арабами, с Сирией в частности? Греция и вовсе представляет из себя мифическое государство, набравшее столько долгов, что ему никогда их не выплатить. Так что всё правильно отец Андрей сказал. Молодец.
Наталия 4 июля 2016, 09:10
Отец Андрей, огромное спасибо Вам за эти мысли! До слёз...Люблю свою страну.
Иоанна_ 4 июля 2016, 09:05
Это у нас-то землица бедная и просторы скудные, отец Андрей?? У нас ПРЕКРАСНАЯ земля, ПРЕКРАСНЫЙ климат (вот это особенно хорошо понимаешь, когда поездишь), а по любым природным запасам мы впереди всех, вместе взятых! Только мы - ценим это, бережём? А веру свою драгоценную? Для 90% наших людей это пустой звук. Вот в этом отличие от народа Израилева, и отличие смыслообразующее. А те внешние, которые "демонизируют" - так у них работа такая, нам что до этого? А наша работа - любить, беречь, приумножать. И мы со своей работой НЕ справляемся. Даже так - нет у нас бОльших врагов, чем мы сами, по крайней мере последние 100 лет. Вот об этом надо думать и об этом беспокоиться!
Петр 4 июля 2016, 08:59
Отец Андрей, а как же греки? Они -- не народ Нового Зачета? А грузины? А арабы из Антиохийской Церкви? Почему Россия, если Церковь?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×