Заповеди Божии (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 20-я

Знаем ли мы, что заповедал нам Христос? Как правильно понимать ветхозаветное десятисловие? И зачем Бог дал человеку Свои заповеди?

Сегодня мы поговорим о заповедях Господних. Казалось бы, с заповедями всё понятно – спроси о них любого, и он ответит: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не желай дома ближнего твоего…» Но тема заповедей для христиан намного шире, и заповеди для них – это не только то, что сказал Господь Моисею на горе Синай, хотя и тут не всё так просто, как кажется. 612 заповедей Господь дал через Моисея евреям, и среди них большое количество ритуальных постановлений, которые должны были дать человеку правильный образ мыслей, настроить его на богоугождение в повседневной жизни – ежесекундно.

Но мы с вами – христиане. Иисус Христос говорит: «Не любящий Меня словес Моих не соблюдает. Любящий меня заповеди Мои соблюдет» (ср.: Ин. 14: 21). И нам нужно разобраться, что же имеет в виду Господь, о каких заповедях говорит и что значит соблюсти их. Не убивать? Конечно, убивать не надо. Это прекрасная заповедь, как и заповеди не красть, не желать дома ближнего твоего, не блудить, чтить отца и мать. Это всё? Или есть еще и иные заповеди?

Заповедями Христовыми мы должны считать всякое слово Евангелия в повелительном наклонении

Со всей ответственностью говорю: заповедями Христовыми мы, христиане, должны считать всякое слово Евангелия, сказанное в повелительном наклонении. Например, Господь Иисус Христос на Тайной вечери говорит апостолам: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя, Нового Завета, изливаемая во оставление грехов». Это – заповедь. И это Господь говорит всем людям. И когда Он говорит человеку, у которого умерла дочь: «Не бойся, только веруй», мы, применяя к себе сказанное Иисусом Христом, и тут находим для себя заповедь. Тысячи страхов осаждают человеческую душу, стесняют разум, заставляют сердце биться часто, как птица в клетке… Мучают человека страхи. Причем страхи мучают больше, чем реальная опасность. В реальной опасности можно мобилизоваться, а страхи расслабляют человека. А Господь говорит: «Не бойся, только веруй» – и это заповедь. Мы и от страха все спасаемся верою.

Итак, всякое повелительное обращение Христа к людям – это, по сути, Его заповедь. «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя» – это заповедь. Дерзай, душа человеческая. Муж ты или жена, душа твоя словно дева, обрученная мужу Христу. И потому «дерзай, дщерь. Вера твоя спасла тебя». Давай, иди вперед, не бойся. Не бойся, только веруй.

И еще раз повторю: всякое повелительное обращение Христа к ученикам – это Его заповедь. Через них она касается и всех. Он говорит Сам об этом: бодрствуйте и молитесь, чтобы не попасть в напасть; дух бодр, плоть немощна, а то, что вам говорю, всем говорю: «Бдите», то есть бодрствуйте! Этот принцип: когда вам, ученикам, говорю – всем говорю: «Бдите», – касается и всех других заповедей. Вам говорю: «Приимите, ядите…» – это всем говорю: «Приимите и ядите». Вам говорю: «Не бойтесь» – всем говорю: «Не бойтесь. Только веруйте». Вам говорю: «Дерзай, дочь» – всем говорю: «Дерзай, дочь». «Марфо, Марфо, печешися о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра» – и это нам сказано. Это значит, что надо перенаправить свою жизнь с внешней деятельности на некие внутренние механизмы. Нужно Богу сердцем угодить. Нужно пытаться думать только о Боге и отдать сердце только Богу. Это окажется гораздо тяжелее, чем выкопать котлован, или забить сваю, или вырыть колодец, или основать приют. Всё внешнее делается тяжело, но легче, чем если сесть и подумать о Господе.

Чтение Библии. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru Чтение Библии. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru

Заповеди Господни – это всё, что Господь хочет от человека. Христос хочет от нас больше, чем требует Ветхий закон. Христос требует сердечного служения, поклонения в Духе и истине Отцу Небесному и Ему, Христу Господу, потому что «иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его (Сына)». Так мы выходим на некий рубеж необходимости изучения Святого Евангелия. Заповеди Господни невозможно исполнять, не зная их.

Заповедь «не укради» не только про имущество. А можно воровать чужую честь? А время можно воровать?

Даже заповеди Ветхого Завета невозможно исполнить, не зная их. Например, заповедь «не убий». Ну, не убивал я никого. Не нажимал на курок, не целился в человека. Не брал кирпич, не бил им по голове. Но вот я, будучи научным руководителем какого-нибудь института, присвоил себе чужую работу. А человек, у которого я его труд украл и, подписав своим именем, защитил как свою диссертацию, узнав об этом, умер от разрыва сердца. Я кто? Я – вор и убийца. Человек умер – я украл и этим его убил. Или я, например, увел чужую жену, а муж взял и повесился с горя. Я кто? Я прелюбодей и убийца. Я взял чужое и заставил человека уйти из жизни. «Не убий» – это более широкая заповедь, она говорит не только о том, что нельзя взять палку и кого-то забить ею насмерть. Как и заповедь «не укради». А можно воровать чужое имя? Нет. А чужую честь? Нет! А время можно воровать? Прийти в гости почесать языком, например? Вот я пишу что-то, но тут ко мне приходит товарищ. Я бросаю писанину: «Ой, здравствуй! Рад, что ты пришел». Если у него совесть есть, он посидит полчаса и уйдет, но у него совести нет, у него проблема с совестью – и он сидит час, два, три… как Винни-Пух и Пятачок сидели у Кролика. Посидели еще немножко, потом еще немножко… Мысли мои там, в работе, а он, мой приятель, – здесь. Я улыбаюсь ему, а душа моя разорвана… Он ворует мои нервы и мое время. Но он не чувствует этого. Он бесчувственный вор моего времени. Скажите, что, вы не воровали никогда время ни у кого? Вы воры? Воры, конечно. Скажите, что, вы никого не убили взглядом, словом, осуждением, клеветой, пожеланием «что б ты сдох!», «что б тебя не было!»?.. Так что эти простые заповеди тоже рождают много вопросов.

Надо учиться понимать заповеди. Как можно исполнять то, что не понимаешь?! А поймешь – начнешь исполнять потихонечку. И тем более это касается заповедей Христовых. Вот учение Иисуса Христа о непротивлении наглому злу. О том, чтобы не бороться со злом методами зла, уйти от борьбы. Христос – мастер айкидо. Уходит от прямого столкновения и побеждает врага его собственной энергией. Японцы придумали такую борьбу – айкидо. Ты не ломаешь кирпичи головой, не пробиваешь доску ладонью, а ты ловишь врага на его энергии – и он сам себя разрушает. Ты вовремя уходишь в сторону. Христос – мастер айкидо. Он говорит: «Не воюйте с идиотами – они сами погибнут. Встань в сторону, успокойся, это не твое дело. Не живи так, как они живут. Встань здесь, они там пройдут. Бизон пробежит мимо, пропусти…»

Христос учит нас состраданию, милости, терпению. Он учит нас молитве к Богу настырной. Такой настырной, как была настырна просьба вдовы к судье, который никого не боится. Вот женщина-вдовица. Она беззащитна. У нее нет ни мужа, ни сыновей, и некому ее защитить. Она пришла к судье и стучит к нему в двери с утра до вечера, так что и надоела уже ему. И он говорит: «Ладно, помогу ей!» А ведь он никого не боится, никого не стыдится. И Господь обращает наше внимание: «Видите, как оборачивается дело? Даже такой бессовестный судья помогает женщине в ее просьбе! Значит, и Бог поможет вам, если вы вопиете к Нему день и ночь».

Господь учит нас молиться день и ночь. Учит нас отдавать свое, не брать чужого. Учит нас радостям посреди скорбей. Учит нас состраданию чужому падению. Учит нас закрывать уста в нужное время. Не обсуждать чужую грязь, не разносить ее, как мухи заразу, по миру. Он очень многому учит нас. Он мастер всех искусств боевых и околобоевых. Он учит нас побеждать в любой войне. Он самый сильный. Лукавый уж насколько сильный, уж какие хитрые выпады острым оружием делал лукавый против Христа в пустыне. «А ну-ка сделай камни хлебами»; «А ну-ка бросься вниз»… И как красиво, как искусный воин-фехтовальщик, Христос отразил все три выпада простыми словами: «Не хлебом единым жив человек»; «Богу поклоняйся, Ему служи»; «Не искушай Господа Бога Твоего».

Давид и Голиаф Давид и Голиаф

Христианская жизнь – боевое искусство, а заповеди – это приемы: они учат, как победить грех

Он умеет воевать, Он учит нас драться с грехом, потому что жизнь христианская – драка с грехом. Ты меня так зашел победить, а я вот так повернусь. Я тебя уже вижу. Ах, ты хочешь меня здесь подсечь? А я здесь повел себя так. Христианская жизнь – это боевое искусство. А заповеди – это приемы. Не один прием и не два и не десять, а сотни приемов. Как тренируются дзюдоисты, боксеры, каратисты, тхэквондисты, сколько там пота, крови, сколько синяков и сколько разных приемов! Евангелие – это собрание приемов для борьбы с грехом. Все эти приемы – заповеди. Тебя обозвали, а ты успокоился. Тебя вызвали на бой, а ты не пошел, потому что не воюешь с фантомами, ты не Дон Кихот, ты не воюешь с мельницами. Тебя вытаскивают на безобразный разговор, а ты: «Простите меня, грешного», поклонился – и у них аргументов больше нет для войны с тобой. Они замолчали, они не знают, что дальше делать, как воевать с таким нестандартно действующим человеком.

Христос учит нас воевать с грехом. Его заповеди – это приемы борьбы с грехом. Согрешил – совесть болит. Господь тебя учит: смирись, покайся, принеси молитву, подай милостыню. Вот тебе сразу и лекарство. Совесть успокоилась, всё хорошо, дальше живем. Это всё заповеди: учись отдавать, учись забывать, учись не смотреть на чужие грехи, учись прощать. Учись жертвовать собой, молиться учись настырно, внимательно. Учись думать о смерти, учись не бояться убивающих тело, а душу убить не могущих. Это всё заповеди. Всё, что Евангелие нам возвещает, – это учение Христово, и это учение, по сути, воинский устав, некая секретная книжка тайных воинских упражнений, как можно сразиться с грехом и не проиграть, как можно от ядовитых укусов защититься и из колец змея, этого адского питона, выскользнуть, словно ты намазался маслом, чтобы он не задавил. Чтобы ты выскользнул из этих удушающих объятий вездесущих беззаконий.

Вот так нужно думать о заповедях. И нужно изучать Евангелие. Не нужно думать, что знаешь заповеди, потому что знаешь Евангелие: «не убий», «не укради» и прочее. Ничего ты не знаешь! Забудь то, что знаешь, потому что ничего не знаешь. Нужно изучать Евангелие и пытаться приложить его, как пластырь, к своему сердцу. Читаешь про прокаженных и думаешь: а я здесь где? Постой-ка, я тоже прокаженный! Весь покрыт язвами – от темени до подошвы ног. Это про меня тут написано. Читаешь про расслабленного: а я здесь где? Я же расслабленный, я же не могу никак подняться. Я же лежу, валяюсь, не встаю. Читаешь про слепого – а ведь я же слепой! Разве я не слепой? Разве я вижу ад впереди и диавола слева и ангела справа, а под ногами – преисподнюю? Ничего я не вижу! Я слепой? Слепой, конечно. Не был бы слепым, не ошибался бы, но я же ошибаюсь. Евангелие о слепом, прокаженном, горбатом, скрюченном, лежащем у купели Силоам – это все про меня.

Надо изучать Евангелие: в нем везде Господь дает нам врачевство – это и есть заповеди Господни. Поэтому нам, христианам, необходимо набраться такого пафоса читать Божие слово, думать о нем, хранить его в сердце, как Матерь Божия делала, размышлять о нем, делиться понятым и почувствованным. Исполнять на деле его – и это будет исполнение на практике слов Господа, Который сказал: «Любящий Меня словеса Мои соблюдет, а не любящий Меня словес Моих не соблюдает». Это и есть заповеди Господни.

Мы не можем объять необъятное, Козьма Прутков совершенно прав, но мы пытаемся приблизиться к живому пониманию Божиего слова. Слово Божие живое, действенное, оно острее меча обоюдоострого, оно проходит даже до разделения души и тела, составов и мозгов, судительного помышления и намерения сердечного. Мы пытаемся войти в этот образ Божиего слова живого. Поэтому изучайте Евангелие и через него исполняйте волю Господню.

Протоиерей Андрей Ткачев

8 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ропот Ропот
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ропот Ропот
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 22-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать: «Почему это они, а не я?!»
Иерархия Иерархия
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Иерархия Иерархия
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 21-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, можно ли быть штабс-капитаном, если нет Бога, почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть, об уроке евангельского сотника и как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни.
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 19-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Терпение – это не только физическая выносливость. Это умная концентрация, а современный мир разбивает наше сознание на много частей, и потому мы становимся жадными до впечатлений, много желающими, ничего не достигающими – нетерпеливыми.
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я
Вера у человека есть одновременно с неверием, и от человека зависит вступить в борьбу и изгнать из себя то, что мешает спасению, и оставить то, что помогает.
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 16-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания?
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я
Вот вам по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Любой труд свят. Человек не может не трудиться.
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 14-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, почему храмов не было в раю и почему так важны нам храмы сейчас, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о том, как связана цель жизни человеческой с сутью храма.
Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО) Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО) Святость – цель нашей жизни (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 13-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Когда на службе нам преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Да. Церковь смотрит на нас как на святых – как на возможных, потенциальных святых.
Комментарии
Gayane17 ноября 2016, 07:07
Спасибо ибо за пояснения жаль что вы не наш батюшка у меня к вам вопрос я хожу в православную церковь у нас 2 священников я иду исповедоваться к одному а другой если моего священника нет меня не принимает а у меня сердце болит мой священник не выходит что б исповедоваться я подхожу к другому он говорит нет я ни в коем случае не хочу осуждать священников они тоже люди могут ошибаться я иду спасаться и через священников хочу поговорить или исповедоваться Богу но вот вопрос меня мучает очень служители Еговы ходят по домам проповедуя Хриса а некоторые священники очень строго не хотят исповедовать бывают излишне строги если ты пришла не в субботу вечером на исповедь по каким то Богу известно проблемам и вот раешься утром раненько и молишься может примет в воскресенье и на исповедь и на причастие по каким то обстоятельствам очень серьезным я не говорю что каждый раз и вот строгий взгляд и сухое грубое слово иногда очень ранит сердце
Сергей11 августа 2016, 14:13
Вот уж, воистину - как драгоценно во время сказанное нужное слово! Спаси, Господи о.Андрея.
Нина Игнатовская11 августа 2016, 07:38
Спаси Вас Господь, батюшка!!!
р.Б. Наталия 8 августа 2016, 15:32
любимому нашему батюшке, о.Андрею долгая лета,низкий поклон с благодарностью за его пастырский труд!
Tatjana 8 августа 2016, 13:40
Спасибо, батюшка! Храни Вас Господь!
Татьяна 8 августа 2016, 11:22
Спасибо, батюшка!
АлександрГ. 8 августа 2016, 09:11
Спасибо, отец Андрей!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×