Четыре закона, по которым Христос будет судить мир

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагмент русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Фото: www.optina.ru Фото: www.optina.ru
    

Я сказал несколько слов о смерти. Теперь скажу несколько слов о совести, ибо кто хранит совесть свою чистой, того смерть непременно найдет блаженным и приготовленным.

Совесть — это судия праведный, которого Бог поместил внутри нас

Совесть — это судия праведный, которого Бог поместил внутри нас. Совесть не может быть рефлексией материи во веки веков. Она — глас Божий в человеке и постоянно укоряет его, когда он грешит: «Человек, зачем ты сделал это?»

Этот закон естества существует и у китайцев, и у христиан, и у буддистов, и у брахманистов, и у магометан. Это первый закон, который Бог вложил в сердце человека при его создании и по которому мир жил до появления закона писаного.

Один неверующий адвокат как-то спросил меня:

— Батюшка, я не могу согласиться с идеей Страшного Суда!

— А почему ты не соглашаешься с ним, брат? Как так?

— Батюшка, как меня будет судить Христос, если я, к примеру, китаец или еще кто-нибудь и не слышал о Христе? Они ведь не слышали о Христе. Неужели Бог может судить несправедливо? Он же праведен. Как же Он будет меня судить и карать, если я даже не слышал о Евангелии Христовом?

— Погоди-ка! Ты умеешь стряпать дела, составлять протоколы или что ты там еще делаешь. Писания, однако, ты не знаешь. Ты рационалист, ты исследуешь всё до ниточки, а себя самого губишь вконец, живя так, как тебе в голову взбредет.

Есть четыре закона, по которым Бог будет судить всю землю. И никто не сможет избежать ярости и справедливости Божией, будь он хоть китаец, брахманист, буддист, христианин, магометанин или еврей, потому что Бог праведен, как говорит апостол: «Бог праведен, а всякий человек лжив» (см. Рим. 3, 4).

Бог, будучи праведен, установил законы эти, чтобы всех судить по правде. Слышишь? Четыре закона.

Первый закон — это закон естественный, или закон совести. По этому закону Бог обличил Каина, когда тот убил брата своего Авеля. Ибо слышишь, что говорит Писание? Его так сильно обличала совесть, что он впал от этого в отчаяние и воскликнул: «Наказание мое больше, нежели может проститься мне» (см. Быт. 4, 13).

Он впал в отчаяние из-за того, что убил брата своего Авеля, пастуха; ибо Бог принял жертву брата, и он позавидовал ему и, выйдя в поле, убил его.

Закон совести говорил ему: «Что же ты сделал? Ты же убил своего брата!»

И вот он слышит Бога:

— Каин, где брат твой?

А он, вместо того чтобы сказать: «Боже, я согрешил», — сказал:

— А что я, сторож брату моему, что ли?

И сказал ему Бог:

— «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли» (Быт. 4, 10). За то, что ты сделал это, Я накажу тебя всеми наказаниями, а кто убьет тебя, тот будет наказан до семижды семидесяти раз (см. Быт. 4, 11–12, 15)…

И прожил Каин больше тысячи лет, как написано в «Хронографе» Кедрина1, и никто его не убивал, ибо все боялись заклятия, наложенного на него Богом.

Каковы же были семь наказаний Каину за то, что он убил брата своего Авеля? Прежде всего это было отчаяние, затем трепет, затем плач, ибо он плакал с воплями на земле, затем страх, ибо он перебегал с места на место, боясь, что Бог видит его; затем проклятие земли, чтобы она не давала для него плоды свои, и прочее, как написано в Священном Писании, в книге Бытия, глава четыре.

Всякий человек на земле, когда он совершает зло, обличается совестью, которая говорит ему: «Зачем ты сделал зло?» Это первый закон, данный человеку Богом, он называется законом совести, или естественным законом.

Вторым законом, который, как объясняет святой Григорий Нисский2, всегда находится у нас перед глазами и непрестанно звучит с высоты небесной, подобно трубе, указывая нам на Бога, является закон творения.

Центром, управляющим этим миром, является его Создатель, Бог, вложивший порядок во всё

Кто сотворил небо, землю и всё вокруг? Луну, траву, цветы, рыб, моря, реки, камни, деревья, горы, всё живое, обитающее на суше, в воде и воздухе? Кто это всё создал, братья? Кто создал часы вселенной, которые идут с такой точностью и так изумительно, что ничто не может сравниться с ними? Никто иной, как Благий Бог! Центром, управляющим этим миром, является его Создатель, Бог, вложивший порядок во всё.

Этот закон творений есть то, о чем говорит пророк Давид: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Как поведают? Своим сферическим устройством и своей непомерной отдаленностью; межзвездным пространством, расстояние которому — миллиарды световых лет; движением звезд небесных, зодиака и планет с такой размеренностью и точностью, что это поражает умы самых великих в мире астрономов.

Что сказал Исаак Ньютон, великий английский физик, который тридцать лет был атеистом, а под конец открыл закон всемирного тяготения и увидел, что каждая планета притягивает свой самый малый спутник и не дает ему ни отдалиться, ни разбиться, ни двигаться беспорядочно в мире звезд небесных? Он опустил свои приборы на стол и сказал: «Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакое слово не будет достаточно, чтобы восхвалить чудеса Твои!»

Видишь? Он, знающий внешнюю науку, пришел к страху Божию, открыв величайшие чудеса в мире звезд. Что сказали Кеплер, Исаак Ньютон и другие, кого мне не хватило бы времени упоминать, когда обратились к Богу, видя, что творение Божие существует не само по себе, что у него есть некий направляющий центр и такая точность, которая способна поразить любой ум?

Из тайн природы не раскрыта еще даже миллиардная часть. Ибо премудрость Божия не имеет границ и не будет иметь их во веки веков, потому что премудрость Творца бесконечна.

Итак, второй закон, имеющийся у всех нас перед глазами, — это закон творений, или создания. Ибо через естественное созерцание в духе мы восходим от разумного основания вещей к их Создателю.

Если видишь корабль, то надо полагать, что был и мастер, построивший его; если видишь хорошую одежду на человеке, знай, что хорошим был и портной. Если видишь дворец, красивое архитектурное сооружение, то знай, что существовал мудрый архитектор. Если видишь часы, то, несомненно, есть и искусный часовщик, смастеривший их. И что бы ты ни увидел, ты не можешь сказать, будто оно сделалось само собой.

Итак, всё это указывает нам на то, что есть Творец, а если Он есть, то нужно бояться Его и повиноваться Ему, чтобы Он не покарал нас по всей справедливости.

Третьим законом является закон писаный, данный Богом Моисею на горе Синай, то есть десять заповедей и весь Ветхий Завет, по которому судим будет народ избранный, то есть евреи.

Четвертым и последним законом является закон Благодати, закон совершенства, закон любви Иисус Христовой, то есть Святое Евангелие. По этому закону будут судимы все христиане, крещеные во имя Пресвятой Троицы.

А по закону Благодати и Евангелию будем судимы мы, христиане, потому что закон наш совершенней, чем все остальные законы

Первым был естественный закон, который является общим для всех народов до скончания мира. Второй, закон творения, подобен первому. По первому и второму закону будут судимы все народы мира, кроме христиан и евреев. По закону писаному, то есть по Ветхому Завету, будут судимы евреи. А по закону Благодати и Евангелию будем судимы мы, христиане, потому что закон наш совершенней, чем все остальные законы. Если же мы его нарушаем, то на нас падает бо́льший грех и нас ожидает более тяжкое мучение, чем их, не знавших Евангелия.

Итак, Бог назначил нам подобного адвоката. Не будем обманываться, братья, и говорить, будто Бог не знает, что делает каждый из нас. Ты не сможешь сказать, будто на тебе нет греха, потому что ты не знал, ибо был китайцем, турком или атеистом.

Пускай ты был язычником, но совесть-то у тебя была, и по ее закону тебя и будут судить. Творение ты видел — и ты ни разу не задался вопросом, кто же создал это небо, солнце, землю и всё вокруг, чтобы после этого задуматься и убояться Бога, создавшего всё? Аминь.

1. Георгий Кедрин — византийский монах XI–XII вв., составивший всемирную историю от сотворения мира до XI в. На русский язык она не переведена, но обильно цитируется свт. Димитрием Ростовским в его «Келейном летописце», называемом иногда также «Летописью» и «Летописцем». О смерти Каина см.: Димитрий Ростовский, свт. Летопись. С. 131–132.

2. См. : Григорий Нисский, свт. О Шестодневе. С. 15.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илья14 июня 2019, 12:17
<<Совесть - тот участок души, через который слышится Голос Божий.>> Игнатий Лапкин.
Михаил15 февраля 2019, 21:34
До 30 лет я был атеистом-пофигистом (не воинствующим,а скорее насмешливым, не задумывающимся о смысле бытия из-атеистического воспитания). По профессии врач, ученый. Ближе к 40 годам пришел к выводу о неслучайности бытия, о творении (чудо ДНК, наследственности и прочее). Перешел в разряд, скажем так, научно/ищущих верующих. Примерно в это же время ознакомился со свидетельствами о чуде снисхождения Благодатного Огня. Для меня это стало решающим моментом. В 52 года принял святое крещение. Православный.Что касается сомнениий, то и сам Христос во время крестных мук возопил:"Боже, зачем ты меня оставил?" Но мир не случаен - в простейшей клетке действуют тысячи ферментов и регуляторов одновременно
14 апреля 2017, 15:13
ishimb insto.ru, невозможно исполнить закон Моисея полностью, так как даже мысли греховные знает Господь и они тоже учитываются. Иисус знал, что нет людей без греха, говоря "Кто без греха, пусть первым бросит камень". Значит, человек, не принявший Иисуса Христа как своего спасителя будет осужден за свои грехи.
Евгения12 апреля 2017, 06:09
Ирина, благодарю Вас за этот комментарий. Как-то так сложилось, что никто до Вас не мог толково мне объяснить, а этот вопрос очень мучил меня. Спаси Вас Господи!
Ирина11 апреля 2017, 10:13
Да,христианам на суде будет тяжелее всех,потому что более всех дано.Тогда для чего же нам всё это,если здесь на земле нам тяжело и там,на суде будет тяжелее,чем другим,так многие спрашивают.Кто-то из святых или старцев рассказывал,что молился однажды монах Господу и спрашивал в молитве о будущем суде и спасении,и вот явился ему Сам Господь и сказал,что Он помилует всех,кто хоть однажды обратился к Нему,помянул Имя Господа.Тогда монах в недоумении спросил:"А как же мы,те,кто всё оставил,кто день и ночь боролся со грехом,постился,страдал,молился?Как же так?"И Господь ответил,что тех,первых Он помилует,а вы,кто работал Мне и претерпел скорби,будете Моими друзьями.Передаю так,как запомнила.
Нина Стаброва10 апреля 2017, 10:23
Как у Господа все просто и ясно!!! Господи! Помоги нам грешным уразуметь ИСТИНУ ТВОЮ и исполнять ВОЛЮ ТВОЮ!
10 апреля 2017, 02:36
Даа, Алексей, Ваш комментарий порадовал. Не поняла Второго закона и еще, кто-нибудь умный :), поясните, будьте добры, исходя из логики текста. Получается, требования у христиан, как сказано в тексте, выше совести человека и Закона Моисея ( ну это известно из Евангелия и всего Ветхого завета), теперь вопрос, получается,что первой группе и второй на Суде будет проще? Простите, меня саму дико смущает мой глупый вывод, поэтому прощу помощи в растолковании
Владимир Астраков 9 апреля 2017, 17:42
Как же прекрасна Оправданная Простота в истолковании трудноразрешимых вопросов.
Ведь так легко сбиться со Спасительного Пути, потворствуя многообразным
умственным нагромождениям и уловкам - как собственным, так и сторонним.

...Вечная Память и Царствие Небесное рабу Божию архимандриту Клеопе...
Константин 9 апреля 2017, 16:34
Не знаю как кого, а меня мучает вопрос: есть ли отличие между «знать», «понимать» и «принять»? Т.е. я вот читал Ветхий и Новый заветы — знание; частичное понимание дали толкования и совсем плохо с тем, чтобы всё это уложить в свлй склад жизни. Может, «развитие мышления» и «духовное развитие разные понятия? Пока остановился на том, что Бог определяет человеку уровень по вертикали, а человек развивает его по горизонтали, в меру своих сил. Если что, извините, на всякий случай.
Илия 9 апреля 2017, 13:41
Евгений,
"Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное Праведным Судиею по мере неправды. Но из примера яснее будет, что разумею. Врач, приметив воспаление и опухоль в члене, признал необходимым для больного отнять сей член. Писание называет это яростью. За суждением врача о помощи больному следует уже само действие, которым приводится в исполнение, что врач присудил; приносится острое орудие, отъемлющее член и причиняющее боль тому, у кого он отъемлется. Это называется гневом Божиим.". Святитель Василий Великий, Беседа на псалом двадцать девятый.
Валентина Левша 9 апреля 2017, 13:10
У каждого человека есть возможность почувствовать, услышать свою Совесть, т.е. свою ДУШУ. Без понятия нравственность - читай Совесть- нет человека. Нет Совести ,значит нет Души, остается только её носитель- тело, которое требует благ для себя, много, много благ для себя, во вред ДУШЕ. ДУША ,конечно, есть у каждого, только планка Совести /Души\ у кого-то высокая, а у кого-то ниже плинтуса. Так вот, ХРИСТОС судить нас будет, в основном , по Закону Совести.
р.Б. Елена 8 апреля 2017, 22:33
Спаси Господи за замечательную статью! Алексею хочу выразить особую благодарность за четкий и интересный комментарий! Милости Божьей и сил всем!
Евгений 8 апреля 2017, 16:30
"И никто не сможет избежать ярости и справедливости Божией..." Что-то меня смущает слово "ярость". Неужели Христос будет судить в ярости?
Елена Копп 8 апреля 2017, 15:38
Спаси Господь за статью! Вся жизнь наша должна быть положена на то,чтобы славить,чтить,благодарить Нашего Создателя!!! Великого, прекрасного, добрейшего Отца Неба и Земли!СЛАВА ЕМУ ВО ВЕКИ ВЕКОВ!Его замыслу, нашей космической бесконечной вселенной.Все дышит Богом!.... Все прекрасно!... ГОСПОДЬ так милостив!,может и падшие покаются...Ах если бы! Дак нет же, все еще воюют,. ГОСПОДИ!!, ЗАЩИТИ НАС ГРЕШНЫХ ОТ АНТИХРИСТА!!!!!
ishimb insto.ru 8 апреля 2017, 13:31
Многое узнала впервые, например, что евреи будут судимы по закону, данному Моисею. Здесь возникает вопрос, если закон ветхозаветный исполнен, но иудей отвергает Христа, какова будет его участь? Простите, мне надо еще очень много понять и узнать, благодарю за статью и спаси Христос!
тамара 8 апреля 2017, 12:44
Боже,милостив буди мне грешному.Батюшка Клеопе,моли Бога о нас.Чётко,ясно и понятно.
Алексей 8 апреля 2017, 09:37
Из принципа "Наименьшего действия" можно вывести законы Ньютона... * Есть такой "Принцип оптимальности", Р. Беллмана, по-моему: - "Каждый участок оптимальной траектории сам по себе является опт. траекторией". * Сравните - "Достаточно для каждого дня своей заботы"; ты сегодняшний день проживи оптимально /в памяти Бога и греха, в смирении.../, а затем завтрашний, который на тот момент станет сегодняшним... И так до конца... Тогда к концу жизни ты удостоишся стяжания Духа Святого, и с Этим Духом перейдешь в жизнь вечную. "А если пал - сошел с опт. траектории жизни - на каждый грех есть покаяние"! * И разве каждое слово, мысль, притча... Н З не есть частное проявление Единого Закона Божиего? ...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×