ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ 2000 АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   

СРЕТЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
СОБЫТИЯ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

анкета

ЭСТОНСКИЙ ИНЦИДЕНТ - ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА
Обсудить тему на форуме диакона Андрея Кураева

Мы попросили прокомментировать ситуацию в Эстонии дьякона Андрея Кураева. В устной беседе отец Андрей поделился своим видением этой проблемы.

Диакон Андрей Кураев. Фото: Православие 2000

Мне представляется, что cитуацию в Эстонии невозможно рассматривать вне контекста событий, происходивших этим летом на Украине. В июле 2000 года последовал ряд действий, который явственно приближал Вселенский Патриархат к украинским католикам-автокефалистам. С одной стороны, прозвучали заявления Константинопольского Синода о том, что Украина является его собственной канонической территорией, что он не признает событий XVII века - вхождения Украины в состав России и считает Киев своей митрополией с правом принимать здесь те или иные решения. С другой стороны, представитель Константинопольского Патриархата участвовал в "Соборе самостийников", украинских автокефалистов, и формально он сейчас даже возглавляет одну из ветвей украинского раскола.

Эти события предшествовали нашему Архиерейскому Собору, который проходил в августе. Это были явно провокационные действия в ожидании нашей реакции. На Юбилейном Архиерейском Соборе не произошло столкновений между украинскими и российскими архиереями - Собор проявил единодушие: подтвердил, что подавляющее большинство православного населения на Украине желает канонического единства с Москвой и не признает вмешательства Константинополя. После этого Вселенский Патриархат сделал некоторый обратный ход: дескать, вы нас неправильно поняли, мы не то имели в виду.

Теперь нечто аналогичное, только в более резкой форме, происходит в Эстонии.

Мы все, конечно, являемся наследниками Византии. Культура Византии - очень тонкая, это язык символов и жестов. Когда мы видим, что Константинопольский Патриарх приезжает в Эстонию, не поставив об этом в известность ни Российского Патриарха, ни местную епархию Православной Церкви, то на языке византийского этикета и на языке канонического права это означает совершенно неприкрытый акт агрессии. Зачем это нужно? Здесь, конечно, можно только гадать. Зачем нужно столь демонстративное неканоническое поведение Константинопольского Патриарха?

Я предполагаю, что это связано не столько с ситуацией в Эстонии, сколько с ситуацией на Украине. Если сейчас со стороны нашей Патриархии последуют резкие действия, а не просто заявления и призывы одуматься, если снова будет прервано евхаристическое общение между двумя Патриархатами - как ни странно, это сможет развязать Патриарху Варфоломею руки. Тогда он сможет сказать: раз между нами нет евхаристического общения, то мне все равно - что Филарет Денисенко, что Патриарх Алексий, и мы вольны принять в свою юрисдикцию кого угодно на Украине. Поэтому я думаю, что при выстраивании нашей позиции в Эстонии важно помнить, какой это может иметь отголосок на Украине.

А в целом, эти очень серьезные события - независимо от того, чем кончится эстонский инцидент или кризис на Украине - на рубеже тысячелетий заставляют нас задуматься, заново осмыслить, что же есть Православие. Очевидно, что традиционная схема, согласно которой Православие есть единодушие четырех Восточных Патриархатов, - эта схема перестает быть опорой, а становится гирей, которая может нас затянуть в болото. Если представители Восточных Патриархатов будут идти тем же путем - в смеси крайнего национализма и крайнего экуменизма - то нам придется вспомнить, что Православие связано не с почестями отдельных градов: Рима или второго Рима, Константинополя, а с верностью церковным канонам и учению Святых отцов.

Диакон Андрей Кураев
Фото: Православие 2000

 

Справка:

Варфоломей I (Димитриос Архондонис) - Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх родился в 1940 году на турецком острове Имврос. Школу закончил в Стамбуле, богословскую школу - на острове Халки. В 1961-1963 гг. служил офицером в турецкой армии. Дальнейшее образование (церковное право) получил в Швейцарии и Мюнхенском университете. Доктор богословия Папского Восточного института в Риме.

В 1973 году возведен в сан епископа и назначен митрополитом Филадельфийским, а в 1990-м - Халкидонским. С 1991 года - архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх.

В 1993 году нанес первый официальный визит Русской Православной Церкви. В Эстонии впервые.

Константинопольская Православная Церковь - поместная автокефальная Церковь. Резиденция Патриарха - Стамбул. На территории Турции имеет 1 архиепископию и 4 митрополии. В странах Азии, Америки и Австралии - 23 епархии. Для сравнения: Элладская Православная Церковь имеет 1 архиепископию и 77 митрополий, 800 храмов и 200 монастырей. Русская Православная Церковь - свыше 100 епархий, возглавляемых епископами, архиепископами и митрополитами.

В настоящее время в Православии имеется 15 автокефальных (самостоятельных) Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.

Обсудить тему на форуме диакона Андрея Кураева

 

Смотри также:

Аналитика:
Патриарх Варфоломей провоцирует раскол в Эстонии

Новости:
Эстонский депутат считает, что Патриарх Варфоломей оскорбил сотни тысяч верующих (9 ноября)

Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общения, при этом сделал Эстонского архиепископа митрополитом (8 ноября)

Скандальный визит Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонию завершился (2 ноября)

Группа эстонских депутатов выступила с обращением к патриарху Варфоломею (27 октября)

Константинопольский патриарх прибыл с визитом в Эстонию, не известив об этом каноническую Поместную Церковь (26 октября)

Тяжелое положение Православной Церкви в Эстонии

Ссылки по теме:


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ 2000