Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Богослужение и обряды
 
Вопрос:

Что такое «Радоница» и почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?

Сергей


Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.

03 / 05 / 2006






 версия для печати

Также в этом разделе:

Откуда пришло слово «пост»?

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Как понимать слова апостола Павла: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2)?

Что такое «слава» в христианском понимании?

Что означают слова: «Но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло»?

Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах?

Почему Христос распятый – «иудеям соблазн, эллинам безумие»?

Существует ли икона Божией Матери «Египетская»?

Можно ли матери присутствовать при крещения своего ребенка?

Как Церковь относится к «христианскому социализму»?

Что означают слова Евангелия: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…»?

Как поминать усопших родственников с именами, которых нет в православных святцах?

Трансляция в формате RSS 2.0