Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

АВГУСТИН
архиепископ Московский и Коломенский
(Виноградский Алексей Васильевич)
Из Каталога русских архиереев

Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца.

Окончил Перервинскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию.

С 1789 года - преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской Духовной семинарии.

В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской Духовной семинарии и преподавателем философии.

В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха.

С 1795 года - ректор Троице-Сергиевской Духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря.

В 1801 году - ректор Московской Духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря.

В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве.

В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона.

28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией.

30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода.

С 19 февраля 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский.

Скончался 3 марта 1819 года.

Преосвященный Августин был замечательным оратором и проповедником своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание.

Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира, произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I.

Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией.

Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 14 августа 1812 года перед шеститысячным московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием.

26 августа, в день Бородинской битвы, обносил иконы Владимирской, Смоленской, Иверской Богоматери вокруг Кремля, Китай и Белого города совместно с архиереями Ионою и Пафнутием (Грузинским).

Перед приходом в Москву вражеских войск Наполеона преосвященный Августин сделал распоряжение относительно сохранения московских церквей. Самое ценное из них, а также патриаршую ризницу и синодальную библиотеку перевез в Вологду. Чудотворную Иверскую икону вывез во Владимир.

После освобождения столицы от неприятеля преосвященному Августину было поручено восстановить поруганные врагом святыню. С душевной скорбью обозревал он разгромленные и разграбленные церкви и монастыри столицы.

В Чудовом монастыре мощи основателя монастыря святителя Алексия после усиленных поисков были найдены в кучах разодранных риз в притворе Благовещенской церкви. С великой радостью преосвященный Августин поставил их на прежнее место.

Руки врага сорвали печать и замок с верхней гробницы, заключавшей в себе раку с мощами святителя Петра, митрополита Московского.

Преосвященный Августин испросил разрешение Святейшего Синода оставить мощи святителя Петра открытыми навсегда.

Открыв раку, он до земли поклонился и облобызал святые останки великого иерарха, потом совершил молебное пение, а по окончании литургии окропил святой водой материалы, приготовленные для поновления икон в соборе.

Преосвященный Августин прекрасно владел пером, любил писать стихи.

Еще в 1788 году, по окончании духовной академии, он преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Митрополиту Платону так понравились стихи, что он назвал их "золотые" и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения.

Из личных качеств преосвященного Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах (чем он наживал себе немало врагов).

При всех своих положительных качествах ему были свойственны и некоторые отрицательные черты.

Он обладал излишней вспыльчивостью и нервозностью. Барон Штейнгель В. И. в своих записках отмечал, что архиепископ Августин был очень вспыльчив, мог наговорить опрометчиво тьму оскорбительных слов, но как бывает со всеми вспыльчивыми - поспешно стихал, оказывал снисхождение даже виновным.

Жизнь он вел очень простую.

Кончина преосвященного Августина была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедовался, причастился, соборовался маслом, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: "Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь…" и умер.

Похороны его происходили при огромном стечении москвичей.


Труды:
  • Шесть проповедей преосвященного Августина под №№ 457, 485, 529, 581, 582, 591 поименованы в Росписи русских книг Смирдина (1828).
  • Слово при наречении во епископа Дмитровского М. 1804.
  • -"- на заключение мира с Францией. М. 1807.
  • -"- на погребение князя П. М. Дашкова. М. 1807.
  • -"- на день коронования Александра I. М. 1809.
  • -"- при погребении графа И. А. Остермана.
  • -"- при окроплении священных одежд от императора Александра I принесенных в дар Успенскому собору. М. 1811.
  • Слово в день коронования Александра I. М. 1811.
  • -"- при освящении храма Александровского училища. М. 1812.
  • Пастырское наставление, произнесенное 28 июля 1812 г. П. 1812. На русском и французском языках.
  • Слово при годичном поминовении воинов за веру и отечество на брани Бородинской живот свой положивших. М. 1813.
  • Слово при возвращении хоругви московского ополчения.
  • Слово по случаю победы у Лаона. П. 1814.
  • -"- по случаю покорения французской столицы. М. 1814.
  • -"- на день воспоминания избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. М. 1814.
  • -"- при общем собрании членов московского отделения Библейского общества. М. 1815.
  • Речь архиепископа Августина при торжественной закладке храма Христа Спасителя в 1817 г.
  • Речь на взятие Парижа СПБ.1814. (в перев. фр.).
  • Латинская элегия на убиение епископа Феодосийского Феодосия Гумилевского. Помещена в биографии архиепископа, составленной Снегиревым. Там же помещена "Молитва об изгнании врагов", которую Августин сочинил в 1812 г. по приказу Александра I и которую читали во всех церквах с коленопреклонением.
  • Там же напечатаны некоторые латинские стихотворения Августина.
  • Остались в рукописях:
  • Догматика.
  • Толкование на Послания Апостольские.
Литература:
  1. Снегирев. "Очерки жизни Московского архиепископа Августина". Москва. 1841.
  2. "Обзор русской духовной литературы", стр. 423-424.
  3. Попов А. Н. "Москва в 1812 году", стр. 16.
  4. Ростопчин. "Записки о 1812 г."
  5. Смирнов С. "История М.Д.А." стр. 1, 4, 7, 10, 97, 310.
  6. Орлов. "Историческое описание Московской Троицкой церкви", стр. 77-92.
  7. Сочинения Августина, архиепископа Московского и Коломенского, изданные Кораблевым и Сиряковым в 1856 году.
  8. "Исторический Вестник" 1881, май, стр. 21-22.
  9. -"- -"- 1889, август, стр. 369.
  10. -"- -"- 1900, июнь, стр. 821, 823, 826.
  11. -"- -"- 1908, январь, стр. 271.
  12. "Вестник Европы", 1873, т. VI, стр. 230.
  13. "Православный собеседник" 1899, январь, стр. 106.
  14. "Русский Паломник" 1893, № 34, стр. 537.
  15. "Русский Архив" 1893, кн. 3-я, стр. 8, 9.
  16. -"- -"- 1898, кн. 1-я, стр. 96.
  17. -"- -"- 1899, кн. 2-я, № 6, стр. 205, п/ст. 3; стр. 211 п/ст. 4.
  18. -"- -"- 1900, кн. 2-я, стр. 210, 308.
  19. -"- -"- 1901, кн. 1-я, № 2, стр. 306.
  20. -"- -"- 1903, кн. 1-я, № 2, стр. 218, 220, 222-226, 229, п/ст.; № 3, стр. 370; кн. 2-я, № 8, стр. 568; кн. 3-я, № 9, стр. 98, 99.
  21. -"- -"- 1904, кн. 1-я, № 1, стр. 103; кн. 2-я, № 5, стр. 42.
  22. -"- -"- 1905, кн. 1-я, № 1, стр. 111.
  23. -"- -"- 1910, кн. 2-я, № 5, стр. 48.
  24. -"- -"- 1912, № 5, стр. 134-141; № 6, стр. 212-217, № 8, стр. 615.
  25. "Русская Старина" 1872, февраль, т. V, стр. 186, 187, 180-181, апрель т. V, стр. 519, 522, 523, 529, 560; сентябрь т. VI, стр. 287.
  26. -"- -"- 1875, апрель, т. XII, стр. 816, 817; май, т. XIII, стр. 9.
  27. -"- -"- 1891, сентябрь, т. 32, стр. 71.
  28. -"- -"- 1904, февраль, т. стр. 444; т. стр. 661.
  29. "Юбилейный сборник", стр. 209, 237, 239, 606, 607.
  30. Венгеров. "Крит.-биогр. сл.", стр. 39-42.
  31. Булгаков, стр. 1405.
  32. Толстой Ю. № 195.
  33. Денисов, стр. 475-480.
  34. БЭС, т. I, стр. 24; т. II, стр. 1602.
  35. БЭЮ, т. I, стр. 43.
  36. БЭЛ, т. I, стр. 113-115.
  37. РБС, т. I, стр. 23-27.
  38. ЖМП, 1945, № 3, стр. 67.
  39. -"- 1951, № 4, стр. 42.
  40. Н.Д., стр. 14, 15.

Смотри также:

Документы истории:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU