Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ГАВРИИЛ, митрополит Кишиневский и Хотинский
(Банулеско-Бодони Григорий Григорьевич)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.

Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.

Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности - румын.

Отец его был дворянином.

Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки.

Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.

В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки.

Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.

По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность.

Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.

Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. Здесь на острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.

По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище.

31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимах) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября - во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго.

По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иером. Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлен должность учителя греческого языка в Славянской семинарии.

В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иером. Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимах) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архм. Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему (Гавриилу) любую должность в семинарии.

17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил архим. Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка.

26 декабря 1791 года архм. Гавриил был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами.

В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиняться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молддовлахийской митрополии человека, хорошо известного и преданного. Таким явился епископ Гавриил (Банулеско).

11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии. Но это служение продолжалось недолго.

19 июня 1792 года за отказ отречься от молдовлахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.

10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве.

В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, екатеринославский митрополит стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.

В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.

Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание города Одессы (по его благословению) и закладка в новом городе четырех церквей.

29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.

7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом Андрея Первозванного.

Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны.

В 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосcары, где прожил еще четыре года на покое.

В 1808 году он был назначен вновь членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах.

Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.

По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык.

Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.

Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены Экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.

Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в С-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание.

Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены.

Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.

Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.

Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии.

21 августа 1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.

Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт "благородный пансион", который до 1834 года заменял областную гимназию.

Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двух сот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения.

Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, господствовавших среди молдавского духовенства.

Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.

По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.

Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах.

В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами, настраивая их против России, они убеждали народ переселяться из России за реки Прут и Дунай. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.

За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.

Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.

На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почтив се управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию. Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Каприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.

Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных.

26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.

Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.

Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными своими руководствовался "терпением", и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.


Литература:
  1. Пархомович И. "Краткий очерк жизни и деят. высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского". Кишинев, 1910.
  2. Стадницкий А. "Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский". Кишинев, 1894.
  3. Чеховский В. "Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони". Киев, 1905.
  4. Стадницкий А. "О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экхархатом". ("Кишинев. епархиальные ведомости", 1890, N 10-12).
  5. Его же "Бессараб. экзарх. типограяи". ("Кишинев. епархиальные ведомости", 1892, N 1).
  6. Зыков Г. "Очерк деятельн. митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и правосл. Духов. в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гг." ("Кишинев. епархиальные ведомости" 1879, N 14).
  7. Щеглов Д. В., "Новые данные о митрополите Гаврииле". ("Кишинев. епархиальные ведомости", 1899, N 18 и 19).
  8. Пархомович А. М., "Сведения о митрополите Гаврииле". ("Кишинев. епархиальные ведомости", 1871, N 4).
  9. Гурий (Гроссу) иером. "Главнейшие моменты в ист. молдавск. книгопечат. в Бессарабии". ("Кишинев. епархиальные ведомости", 1907, N 2-5).
  10. Петровский С. прот. "Одесский Преображен. ныне кафедр. собор.", Одесса, 1908.
  11. Ганицкий М. А. "Сведения о Кишиневской епархии, собранные и редактир. архиепископом Димитрием". ("Кишинев. епархиальные ведомости" 1883, N 15).
  12. Балцатеско А. В. "Бессараб. отдел. Рос. Библ. общества". ("Кишинев, епархиальные ведомости", 1872, N 7, 8, 11).
  13. Булгаков, стр. 1400, 1402, 1403.
  14. Толстой Ю., N 163.
  15. Строев П., стр. 8, 487, 553.
  16. Денисов, стр. 58, 676.
  17. Списки архиереев, N 163.
  18. Летопись Е. А., стр. 762, 763, 766, 776.
  19. Труды Бессараб. Церк. историко-археолог. общ-ва", вып. V, Кишинев, 1910, стр. IX, 1, 2, 14, 19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим. стр. 5, 7, 21.
  20. "Исторический Вестник", 1882, апрель, стр. 35.
  21. -"- -"- 1894, июль, стр. 140-142.
  22. -"- -"- 1895, июнь, стр. 891-892.
  23. -"- -"- 1890, декабрь, стр. 790.
  24. "Русская Старина", 1872, ноябрь, стр. 582.
  25. -"- -"- 1879, декабрь, стр. 714.
  26. "Русский Архив", 1870, N 4 и 5, стр. 797, п/стр. 6, стр. 801, 833-834, п/стр. 1.
  27. -"- -"- 1895, кн. 1-я, N 3, стр. 311.
  28. -"- -"- 1904, кн. 2-я, N 1, стр. 428.
  29. Н. Д., стр. 16, 72.
  30. БЭЛ, т. IV, стр. 8; т. V, стр. 357; т. X, стр. 526, 607.
  31. БЭС, т. I, стр. 600, 851; т. II, стр. 1320, 1329.
  32. РБС, т. IV, стр. 25-28-
  33. "Кишинев. епархиальные ведомости", 1907, N 14, 16, 17.

Смотри также:

Документы истории:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU