Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100 Service  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск

ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ



В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова).

Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, принесенные в Россию учениками преподобного старца Паисия Величковского. Под их руководством выросло целое поколение насельников скита.

Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. "Читайте эти письма, - говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. - Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений".

Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова душеспасительными.

Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня. В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

Предваряя кратким предисловием собрание писем старца Макария к мирянам, оптинские издатели писали следующее: "При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, по поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых Православною Церковью, между прочим за то, что они "дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней" (Тропарь преподобным). А читая жития их, можно видеть, что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни, а другие, напротив, в трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно "врачуя души притекающих к ним с верою". Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: "Поистине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в настоящее издание включает письма четырех великих оптинских старцев, чей земной путь завершился в XIX веке и чьи письма были подготовлены к печати и изданы по благословению старцев обители.Все письма публикуются по оптинским изданиям с отдельными незначительными сокращениями. Расположение писем в настоящем сборнике повторяет структуру оптинских изданий: письма, адресованные к одному лицу, объединены и расположены в хронологическом порядке.

Следуя оптинским принципам издания писем старцев, имена лиц, к которым адресованы письма, составители не раскрывают.

Приложения позволят читателям более четко представить духовный облик старцев, понять некоторые их мысли, которые только упомянуты в письмах, а также ощутить сердечное тепло обращения старцев к своим духовным чадам.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.

Поэтому будет полезно самым широким кругам читателей познакомиться с эпистолярным наследием оптинских старцев. В их письмах, как бы обращенных и к нам, последовательно утверждаются духовные и нравственно-этические основы жизни. Подготовка этого издания была начата по инициативе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в 1989 году. В работе над книгой большое участие приняли сотрудники Издательского отдела Московской Патриархии. По независящим от них причинам работа была прервана на долгие годы и закончена только сейчас, в Сретенском монастыре.

Письма преподобных оптинских старцев ныне востребованы не только православным российским читателем. Знакомство и изучение наследия старцев с 1995 г. началось и на филологических факультетах государственных высших учебных заведений в рамках учебных курсов истории русской литературы, православной психологии и педагогики.


Из письма преподобного Льва
17 апреля 1822 года

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, - то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для беспогрешительного обхождения с ними, и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения Авву Кира, коего все братство и хухнали (хулили) и выгоняли из трапезы, - и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали, вместо же того он от бесов пребыл не искушаем, да еще вам припомню батюшку, всеобщего нашего отца, Феодора, скажите где его любили?.. И св. Апостол пишет, что: "хотящии благочестно жити гонимы будут".

...А большие ваши, что сеяли и досевают, то пожнут и жать будут до избытка… Признавать же себя во всем недостаточными… это пренужно и не токмо нам, но и всем вообще; мы же пребеднейшие, как скудоумны: то везде нам должно жить и повсечасно сообращаться с братиею для заимствования доброго.

И сократя просим вас и молим вообще, Господа ради, потерпите еще тамо, а что вы в великом градусе выражаете, что случается вам ночевать в трех и более домах, это нам с вами полезно: вы видно забыли слова покойного батюшки отца Феодора; он часто повторял мысль единого духоносного Старца, что нам должно приобучать себя так, что ежели, времени зовущу, прийдется и в тюрьме посидеть, чтоб и там совместно было.

...Возблагодарим Премилосердого Господа Бога, устрояющего нашу судьбу в пользу убогих душ наших и паки просим потерпеть: может Премилосердый Господь не преподаст ли нам какового неизреченного Своего милосердия!

...Пещись же нам чрезмерно не о чем, а только по возможности о убогой душе нашей. А когда бесовские помыслы влекут в душепагубную жизнь, то мы должны на сие воображать и помнить - для чего отлучились от мира и всего яже в нем, единственно для спасения своей души; при пострижении дан нам на злые помыслы меч духовный, - четки, дабы сим отражать помыслы, бываемые от врага, ибо св. Иоанн Лествичник пишет: "Иисусовым Именем бий ратники, необрящеши бо крепчайша оружия ни на небеси, ни на земли". Отцы наши и собратия! Попечемся о спасении убогих душ наших, и потщимся всегда призывать в помощь Имя Божие.

И сократя пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрешнии: И. Л., или по форме Леонид и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных.


(Без даты)

Достопочтеннейший о Господе N.! Писание ваше от 28 числа февраля пущенное, я имел честь получить чрез монаха нашего отца А. марта 29 числа, по прибытии его в пустынь. Вы изъясняете свои скорби, наветами и клеветами неблагоприятствующих вам наносимые, и просите моего совета: как вам поступать? и чем оградить и подкрепить себя против злодейского их мщения?

Зная свою скудость в разуме, а паче в деле, должен бы молчанием перейти ваше вопрошение; но видя ваше смущение и по Бозе веру к моей худости, а также и сознание ваше в долге христианских обязанностей - вынужден из сострадания к вам, забыв свое недостоинство и призвав в помощь премилосердого Господа, дарующего и бессловесным глас слова в пользу разумного Своего создания, и дерзаю простреть к вам скудоумную мою беседу не хитросплетенными словами риторского слога, но от искреннего желания вам укрепления и утешения в скорби.

Я уверен, что вы воспитаны в недрах святой нашей матери Церкви Православным Христианским учением, и, как вижу из письма вашего, страшитесь, дабы не дать ответ на страшном суде Христовом!.. О! если бы сей страх руководил нас во всех наших делах, то не было бы столько причиняемо друг от друга скорбей и притеснений. Святая вера учит нас, что и влас главы нашей не погибнет без воли Божией; и птица не падет без оной. Сие основание и вам возможно положить на сердце своем, равно и это: "что ни случается со мною - все Божиим попущением бывает или за грехи в наказание (когда вы оными в чем виновны, яко человек) или ради искуса веры моей" и наконец - для того, дабы скорбми не допустить нас до каких-либо преступлений, кои часто мы делаем упоенные благоденствием, и не входим в совесть свою для рассмотрения ее, и нападающие и восстающие на вас суть ничто, как орудия, коими Бог действует.

Сему твердо веруйте и с покорностию духа покоряйтесь; и паче когда при всех ваших усилиях не можете отвратить посланного бича, но не укрепившись верою, смущаетесь и духом упадаете.

Видно, что еще любит вас Господь; ибо не хощет, дабы вы шли "пространным путем", куда сей отводит довольно известно, но желает вести путем тесным и прискорбным, ведущим в живот вечный. Мне неизвестны ваши дела и жизнь, но кто пред Богом не грешен? войдите в свою совесть, помяните грехи свои и приимите за оные посланные вам скорби, считайте себя сего достойным, приносите Богу благодарение и увидите сами, что эти самые скорби будут для вас удобоносимы, и совсем вскоре освободитесь от них.

Напротив же, когда будете обвинять не себя, а других (хотя бы в таковых случаях вы были и невиновны; но правда Божия действует за другие) и будете на Бога роптать и на непостижный промысл Его, то скорбь ваша более увеличится и не скоро ее освободиться можно.

Вы болезнуете, что чрез злословия и ябеды сделались вы в виду старших, равных и ближних своих дурным человеком; это явный знак самолюбия. Ежели вы невинны, то совесть ваша должна вас утешать, по слову Спасителя нашего: "блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех" (Мф. 5, 10-12).

А как поступать с враждующими против вас? Спасительные и животворящие заповеди Христовы повелевают: "любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющие вы" (там же стих 44) и "всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же, дело совершенно да имать" (Иак. 1, 2-4) и паки: "скорбь терпение соделовает, терпение же - искусство, искусство же - упование, упование же не посрамит" (Рим. 5, 5, 5).

В удостоверение того, что скорби посылает нам Бог от любви Своей, святой Апостол пишет: "его же любит, Господь наказует: бьет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог: который бо есть Сын, его же не наказует Отец. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо - прелюбодейчищи есте, а не сынове" (Евр. 12, 6-9). Видите, что еще должно опасаться тому, кто живет в благоденствии и не имеет никаких скорбей.

И так, утешайтесь тем, что Бог, любя вас, посетил... Но Он силен и избавить, когда мера правосудия Его исполнится.

Св. Апостол утешает нас: "всяку радость имейте" (Иак. 1, 2).., конечно, мир и чувственность скорби сии делает вам чувствительными,.. но я уже сказал вам, что с пространного пути не выгоден вход; от сего-то пути вас Бог и отвлекает.

Представляется вам, что чрез лишение чего-нибудь супруга дети ваши должны претерпевать недостатки. Но они, любя вас, могут разделить с вами скорбь вашу и служить вам утешением. Ежели не будут они богаты, то вспомните, для получения благ вечных бедность удобнее, нежели богатство, и большая часть людей находится в умеренном, или бедном состоянии, чем в богатом. А это все творит премудрый Промыслитель: неужели бы Он не мог всех обогатить? Но какая из сего была бы польза? Он смиряет и возвышает, убожит и богатит и воли Его кто противиться может?

Я думаю, вы там у себя можете у кого-нибудь сыскать книги: сочинения св. Димитрия Ростовского, В 1-й их части есть небольшое его сочинение: "Апология во утешение скорбящих", которую извольте прочесть. Надеюсь, что оная подаст вам помощь ко облегчению тяготящей сердце ваше печали и к упованию на Бога.

Примите сии скудоумные советы, излейте бальзам веры и надежды на скорбное сердце ваше, предайте себя в волю Создателя нашего, и он пошлет вам утешение, а паче в наступающий праздник Светлого Христова Воскресения, прежде которого, вспоминая великую седмицу страстей Его, нас ради восприятых, - увидите недостоинство наших скорбей против Его невинно подъятых нашего ради спасения, и воздавайте Ему благодарение. И так, сретая праздник славного Его Воскресения, желаю вам с семейством духовно торжествовать его с сердечною радостию и спокойствием.

Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь ваш усердный богомолец многогрешный и. Л.


14
(Без даты)

Достопочтеннейшая о Господе N.N.! Духовная жизнь внутреннего человека, по сказанию Святых Отцов, разделяется на две части; деятельную и умозрительную. Первая есть - сеятва добродетелей на сердечную ниву исполнением заповедей, вторая - радостная жатва: брак души, очищенной от страстей заповедями, - с женихом Христом в тайных чертогах сердца совершаемый. Кто взойдет на брак сей не в брачной одежде, а в рубище, то есть кто несмысленно и дерзостно пожелает, не совлекши с себя рубище страстей, и не облекшись в брачную одежду чистоты, войти в брачный чертог - внутреннюю клеть сердца своего, где непрестанным богомыслием совершается любовное беседование человека с Богом, - таковому, по словам Евангельским, связываются руки и ноги, то есть, прекращаются течения его по пути благочестия, погибают все труды его, и ввергается "во тьму кромешную", то есть - в невежество, которое горше всякого невежества, рождающееся от гордыни, в коем человек, не понимая самого себя, мечтает: что он все знает и будто служит примером добродетели. И некоторые, ощутивши и себе некое желание к добродетельной жизни, о сей добродетельной Жизни яко страстные страстно рассуждают, то и полагают вместо основания своих подвигов самомнение и гордость, не могши, бедные, к сожалению распознать лица ее, имей очи ума, ослепленные страстями. Они прежде деятельной части стремятся ко второй, и так сказать - прямо из блудилища страстей бесстыдно ищут прикасаться чистейшему Владыке! Весьма редкие избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то он и изрек святейшими Своими устнами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына Царева не в брачной одежде, что: "мнози суть звани, мало же избранных!" (Мф. 22, 14).

Возлюбленные о Христе братия! Слыша таковые слова Спасителя и отчасти видя исполнение оных, мы страха исполняемся и по вашему желанию дерзаем сложить сии худосложные строки в некоторую вам предосторожность потому, что "враг наш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити" (1 Петр. 5, 8) не только для всех видимыми ясно сетями распутства: пьянством, блудом и прочим, но и для редких приметною прелестию (сетию) самомнения или гордости, кои часто скрываются под личиною смирения, как ядовитые змеи под благоухающими цветами.

Так многие из нас читают святое Евангелие, но малые оное разумеют, как должно, потому что умственные их уши не отворены для такового слышания, - как у непросящих у Бога вразумления, при таком начинании. Почему Христос часто говорит: "имеяй уши слышати, да слышит", желая сим возбудить нас от нерадения. Мы же, грешные, не умягчаемся и страданиями Господа Иисуса Христа, не поражает нас видимая ежечастная смерть какого-нибудь из братий наших, и от кого-то пренебрегаем спасением нашим; а когда и прийдет маленькое желание спастись - принимаемся за оное опять не так, как повелевает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не волю Божию, но свою, и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. И когда юноша сказал Спасителю: "Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?" Он же отвечал: "аще ли хощеши внити в живот: соблюди заповеди". Глагола Ему: "а кия?" Иисус же рече: "еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, нелжесвидетельствуеши, чти отца и матерь и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе" (Мф. 19, 16-19). И св. Апостол, разъясняя сие, говорит: "аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых, яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любви же не имам, никакая польза ми есть". (1 Кор. 13, 1-3). И неоднократно повторял Господь слова свои, сказанные прежде юноше; так пред смертию Своею говорил ученикам: "аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя", и опять, "аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет" (Ин 14. 15; 21, 23).

Видите ли, возлюбленные, что соблюдение заповедей рождает любовь, и желающих достигнуть оной, не может иначе, как сохранением заповедей. Следовательно, неимеющий любви - ничего не имеет, или иначе сказать, как любовь приобретается исполнением заповедей: то кто не исполняет заповедей, как следует, награды не получит, какие бы подвиги (мнимые) не имел! И еще яснее скажу: - не только обыкновенный мирской человек, к которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасению не имеет, когда он не исполняет, как должно, заповедей Христовых, т. е. когда смирение не полагает в основание своих подвигов и самочинно к ним приступает; но даже пророк и чудотворец, если не сохраняют всех заповедей, отвергаются Христом Спасителем, по сказанному: "мнози рекут Мне в онь день: "Господи, Господи, не в Твое ли Имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом?" И тогда повем им "яко николиже знах вас, отъидите от Мене делающии беззаконие". Видите ли, кто изгоняется за несохранение заповедей? Но за принесение должного покаяния - мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками блаженств нескончаемых.

Может быть спросит здесь кто, от чего же многие святые Отцы делали большие подвиги, как например: постились, безмолвствовали, носили вериги (последнее хотя и редкие), отвечается: всякому духовному возрасту прилична сообразная пища духовная. Святые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, и когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали: аще в теле суть, или вне тела, не ощущая его потребностей, как говорил св. Макарий Городской (Александрийский): "вы еще плоть, и требуете пищи, а я не требую ныне". (Дост. сказ. о подв. св. Отцев, глава о Авве Макарие Городском, статья 1-я), ибо был он духовен и оправдывал на себе сказанное: "ни о едином хлебе жив будет человек, но о всяком глаголе Божием, из уст Его исходящем, ибо Бог, как Господь естества, соделывает человека, в коем обитает, превыше естества и нужд естественных, коим напротив мы плотяные, яко страстные и немощные, необходимо покоряемся. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия через непрерывное понуждение себя к добродетелям, все еще почитали себя страстными, и не преставая в сем подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами? По сей-то причине и муж "в себе Христа имевший" говорил: "умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам несключим буду" (1 Kop. 9, 27).

Теперь видно, кажется, почему святые Отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигов не приметно. Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братия, врагов ваших, благословите клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое (т. e. смирением) по заповеди: "ударившему тебя в ланиту обрати и другую; желающему взять твою ризу отдай и срачицу". Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: аминь глаголю вам: "понеже сотвористе единому сих братий меньших, Мне сотвористе". (Мф. 25, 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: "От плод их познаете их", ибо от терния, т. е. порочного человека, не собирают виноградных лоз, то есть: заповедей (дел) целомудрия и чистоты души, и от репейника (т. е. горделивого и прелестного, самочинного) не собирают смокв: заповедей смирения.

А как за исполнением заповедей, а иногда и прежде, иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспоминать совет Евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, т. е. из своего ума, гордость, от коей происходит осуждение других, и тогда, излечившись от своей немощи, возможем вынуть (искусно) сучец из ока ближнего, т. е. случайное его поползновение, и большею частию в то время, когда нас попросят о том; а если непросимый осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения, отпускает и им Бог собственные их грехи. "Простите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам". В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но "Царствия Божия" и "остальное (т. е. нужное и потребное) все приложится вам". Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение; потому что не взявшие креста своего, т. е. терпение и благодарение за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: "Боже милостив буди мне грешному", а когда исполнишь оную, скажи себе: "я раб неключимый и сотворил только повеленное". Милосердый же Господь, милуя нашу немощь успокоит нас в Своем Царствии (когда будем нудиться ко благу) и оправдает на страшном судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (т. е. желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (уничиженные и смиренные духом) первыми...


Письма преподобного Макария
(Без даты)

Ваше благословение, достопочтеннейший NN! Вы ищите от меня, невежды в слове, наставления, и утешения в скорби вашей. Вы образованы, научены, и поставлены на степени пастырства быть другим путеводителем к познанию Бога, исполнению воли Его, и чрез сие совершение во святыню, такому человеку могут ли слова мои принести пользу или утешение? Однако ж я, при всем моем невежестве в слове, по долгу христианина, имею о вас сострадание, видя вельми уязвленна вас печалию, и унынием отягощенна, по слову Священного Писания: (Еккл. 7, 3, 5), "иди паче в дом плача, нежели радости", и по учению св. Исаака Сирина в 2-м слове; "утверди немощныя и опечаленныя сердцем, словом и елико рука твоя может и подтвердит тя десница, носящая вся, буди общник со опечаленными сердцем трудом молитвы и теснотою сердца твоего, и отверзается пред прошении твоими источник милости". И сколько могу по скудоумию моему, паче же по вере вашей, сколько Господь вразумит меня (ибо вы с верою вопрошаете меня) предлагаю вам таковое рассуждение.

Вы хотя учились внешним наукам: вере в Бога и закону Его, но надобно учиться и в училище веры, не на одной теории основанном, а на испытании проходимом; вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1, 7) и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет (Лк. 12, 6, 21, 18)! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в однех и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей, - надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников, и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и неведомым судьбам Божиим. Сии истины вам довольно известны и вы, конечно, можете красотою слога придать им более силы к убеждению; но я напоминаю только вам для того, что в скорби человек исчезает своею крепостию, ищет от других укрепления; однако ж мало того, чтобы только знать, нужно и опытом пройти, когда того нужда потребует; который кормчий искусным считается: тот ли, который всегда только в погоду управлял кораблем, или тот, который многие шумы и волнения в плавании претерпел? Конечно, испытавший неудобства и трудность! Много можно иметь сему примеров и в других делах как-то: воине, лекаре, художнике и прочих, искусом прошедших свое звание, кольми паче в христианине вера познавается от искушений. Итак, что бы с нами не последовало надобно покоряться воле Божией, с детскою покорностью, хотя и нельзя не ощущать скорби. Когда же станем входить в распоряжение Промысла Божия и роптать "на что? и для чего Он так творит?" - то сим подвергаем себя праведному Его наказанию; о сем пишет святый Исаак Сирин: "вся немощи человеческия терпит Бог, человека же присно ропщуща не терпит; аще не накажет его". Вы теперь испытываетесь в вере и неоспоримо, что имеете велию скорбь чрез лишение супруги; и не возможно не скорбеть, но надобно иметь рассуждение и покорность воле Божией и утверждаться в вере, вы же, вместо того роптали на промысл Божий: "на что? и для чего так сотворил Бог?" Предавались унынию и неутешимой тоске, и возлюбили создание паче Создавшего, следствием коих было расстройство вашего здоровья, что можно отнести к наказанию Божию. В примере сему прочтите в житии молдавского старца Паисия (которое есть у вас): по отшествии его в монастырь, мать его лишилась всей надежды, которую она на него полагала, предалась безгодной печали, хотела себя гладом уморить; - увидите, что с нею последовало, и как избавилась она от наказания. А как вы познали в этом свою ошибку, и раскаиваетесь, и жалеете об оной, то силен Господь призреть на вас, даровать вам облегчение, как душевное, так и телесное; паки же не предавайтесь унынию и тоске; не о настоящем токмо помышляйте, но паче и о будущем. Наше ли дело испытывать судьбы Божии? Он един весть: чесо ради сие сотворил, преселив отселе вашу супругу; может быть, исполнилось время, довлеющее к ее вечному спасению, да не злоба изменит разум ея, или лесть прельстит душу ее, по словам одного любомудрого мужа (Прем. 4, 11). Для неверующих, точно, скорбь невозвратима - лишение ближних; для них не блещет из отдаленной вечности луч надежды: кто умирает, для них вечно умирает; их радости мгновенны, а печали безотрадны: но христианин убежденный в действиях промысла Божия, странствующий в юдоли сей с упованием на Бога, и во всех изменениях судьбы своей видит устроение Высочайший Мудрости, и с твердою уверенностью говорит самому себе: это дело Божие! Это сила перста Всемогущего! Обуреваемый волнами бедствий, он не теряет надежды на благое Провидение, но успокаивается в Его объятиях. Что же делать вам в теперешних ваших обстоятельствах, я не могу ничего более вам сказать, как стараться успокаивать свой дух верою и надеждою на Бога, молиться Ему и иметь кого-нибудь, развлекающего вас от скорби и уныния; а по выздоровлении Сам Бог наставит вас, что подобает творить; Коего всесильному покрову вручите себя с детскою преданностью и любовью: Он верно полезное о вас устроит.

Я же, с своей стороны, по заповеди вашей, одолжаюсь в не достойных моих к Богу молитвах, молиться о вашем здравии и спасении, и себя поручаю вашим молитвам, с усердным почтением и желанием вам мира и спасения.

Смотри также:

Документы истории:

 




 
editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU