итайска€

 итай неизвестный

—обор во им€ св€тител€ Ќикола€ в ’арбине
—обор во им€ св€тител€ Ќикола€ в ’арбине
/p>

»Ќ“≈–¬№ё —ќ —¬яў≈ЌЌ» јћ» ƒ»ќЌ»—»≈ћ ѕќ«ƒЌя≈¬џћ » ѕ≈“–ќћ »¬јЌќ¬џћ

„то нам известно о  итае? „то истори€ этой страны насчитывает около 4 тыс€ч лет, а ¬елика€ китайска€ стена длиной 8 тыс. км была построена во врем€ династии ÷инь (221-206 гг до н.э). „то китайцы задолго до европейцев учредили стандартную систему мер, вывели теоремы алгебры и тригонометрии, изобрели порох и научились выплавл€ть железо. Ќаконец, то, что согласно переписи населени€ за 2000 год, в  Ќ– проживает 1млрд 265 млн человек (в это число не вход€т жители “айван€, √онконга, ћакао), а в соседних с –оссией трех китайских провинци€х - около 100 миллионов. (¬о всем остальном мире китайцев около 25 млн человек. ¬ –оссии перепись населени€ не проводилась с 1989 года, поэтому можно назвать лишь очень приблизительные цифры: от 500 тыс€ч до полутора миллионов человек.)

Ќо что мы знаем о вере китайцев? ≈сть ли в  итае православные общины, какова духовна€ ситуаци€ в приграничных с  итаем российских земл€х? Ќа эти и другие вопросы мы попросили ответить руководител€ группы исследований проблем ѕравославной ÷еркви в  итае при ќтделе внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата св€щенника ƒиониси€ ѕоздн€ева и помощника управл€ющего ћосковской епархией по церковно-общественным вопросам, доктора исторических наук св€щенника ѕетра »ванова.

- ќтец ѕетр и отец ƒионисий, почему вы, будучи православными св€щенниками, заинтересовались  итаем?

о. ѕетр:  итаем € заинтересовалс€ с детства. Ётот интерес € унаследовал от дедушки, который был в некотором роде специалистом в этой области. ¬ нашем доме было много литературы о  итае, вс€ких статуэток и другой атрибутики.  итай представл€лс€ мне далекой загадочной страной. Ќо когда € окончил »нститут стран јзии и јфрики и приехал туда, реальность оказалась менее прит€гательной, чем мечты.

- ѕо идее, если вы восхищались этими статуэтками и китайскими романами, вы должны были бы прийти к буддизму?

о. ѕетр: “ут надо сразу отметить, что мо€ семь€ была совершенно нерелигиозна€. ≈сли у родителей и были какие-то смутные интересы в этой области, то на моем воспитании это никак не сказывалось.

 онечно, мой интерес к  итаю включал в себ€ интерес к какой-то восточной тайне. я пыталс€ читать книги по буддизму, сутры. Ќо милостью Ѕожией мне никогда не удавалось в этом чтении двинутьс€ вперед. я открывал книжку в восторге от того, что обрел такое редкое издание, и что сейчас начну его читать. Ќо вс€кий раз мен€ одолевала чудовищна€ скука, что € ни одной из них до конца так и не прочитал. ѕожалуй, впервые более-менее подробно € познакомилс€ с этой литературой, когда стал св€щенником, и мен€ попросили читать лекции по истории религии в —в€то-“ихоновском институте. ’от€ казалось бы, должен был разобратьс€ в этом значительно раньше - просто по своей востоковедческой профессии.

-  аким образом дл€ вас ѕравославие стало близким, родным? ¬ы крестились...

о. ѕетр: ¬ зрелом возрасте. ѕоэтому здесь единственным может быть ответ, что это милость Ѕожи€ открыла мне истину. » если вы спросите, были ли у мен€ какие-то размышлени€, искани€, то € вам отвечу: не было у мен€ ничего такого. я был совершенно вульгарный советский человек, ориентированный на карьеру, комсомол, партию. я никогда не был убежденным коммунистом. Ќо был таким пошлым прагматиком, который считал, что советское общество насквозь гнилое, но в этих услови€х гниени€ надо как-то жить. “ак что будем прикидыватьс€ и пытатьс€ разговаривать на том €зыке, на котором говорит вс€ эта публика. Ёто, конечно, все очень неискренне и лживо, нехорошо, но надо выживать. —кажу вам даже, что моего ребенка крестили без мен€.

ј потом вдруг произошел внутренний перелом, который объ€снить логически € никак не могу. ћен€ один датский профессор, знаменитый борец с сектами, спросил: " ак вы пришли ко ’ристу?" я говорю: "¬ы знаете, € не знаю". Ќачал рассказывать ему какие-то конкретные обсто€тельства, а он: "ј чего тут крутитьс€ и вертеть, это просто любовь к Ѕогу пришла в сердце, вот и случилось". Ќаверное так оно и есть.

«амечательно то, что были какие-то мелкие промыслительные событи€, которые привели к тому, что это произошло. я уехал в  итай в 1984 году, сразу после рождени€ сына, и жена мо€ жила на даче с ребенком. –ебенку нужно было козье молоко. ¬ ближайшей деревне одна из жительниц до сих пор держит несметную тучу коз. ∆ена мо€ к ней приехала за молоком. ј та и говорит: "“ы знаешь, мне нужно съездить в церковь. ќна тут р€дом, в лесу".  ак впоследствии вы€снилось, эта женщина никогда прежде в церковь не ходила. ѕоэтому в том, что она обратилась к моей жене с такой просьбой, €вно было нечто промыслительное.

» когда € возвращаюсь из  ита€, мне жена говорит: "«наешь, у нас здесь р€дом есть замечательный храм в лесу". Ќу, храм и храм. ѕроходит несколько лет, и вдруг € чувствую, что мне нужно в этот храм идти. я и говорю: "ѕомнишь, ты рассказывала про церковь, котора€ тут неподалеку. Ќадо мне ехать в эту церковь креститьс€, и нам с тобой обвенчатьс€". ¬от что хотите спрашивайте, но € не знаю, почему € это сказал. ” мен€ возникло очень твердое внутреннее намерение это сделать. я чувствовал, что по-другому жить не могу. я должен туда идти. ѕодтверждение тому, что это истина, было то, что даже мо€ жена как-то смутилась и сказала: "„то это с тобой такое странное произошло?" ’от€ она мне и раньше говорила, что надо креститьс€, что ты какой-то некрещеный, советский весь. ¬ общем, привезла она мен€ в этот храм. ћен€ там крестили, нас обвенчали. я больше из этого храма не выходил, стал его прихожанином, потом чтецом. ѕотом стал диаконом, св€щенником и служил в этом храме до самого последнего времени.

ќтец ƒионисий: ћой приход к вере был менее примечателен. Ќе сказал бы, что мои родители были неверующими, нет. Ќо они не были церковными людьми. ¬ доме всегда говорили о Ѕоге, но мен€ в детстве не крестили. я помню себ€ впервые в храме свв. ѕетра и ѕавла в Ћефортово, на всенощном бдении. ћне было 4 или 5 лет. ¬о врем€ полиеле€ € расплакалс€ от счасть€. Ѕатюшка прин€лс€ мен€ утешать, а € ему говорю: "Ќе надо! ћне очень хорошо!" ќчевидно, тогда √осподь коснулс€ моей души. ¬ 8 лет € попросил родителей , чтобы они крестили мен€. ¬ 12 лет, ответив дл€ себ€ на вопрос "„то есть истина?" и "„то происходит во врем€ богослужени€?" € решил, что должен быть св€щенником - ничто другое так сильно мен€ не влекло. ј интерес к  итаю по€вилс€ после того, как € стал крестным своего знакомого - китайца, живущего в соседнем доме.


 »“ј… ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќџ…

- ≈сть ли в  итае православные общины?

о. ƒионисий: ¬  итае п€ть православных храмов, но нет ни одного св€щеннослужител€. ’рамы есть в —иньцз€н-”йгурском районе, во ¬нутренней ћонголии и в ’арбине. Ѕольше всего православных живет во ¬нутренней ћонголии. Ёто потомки русских, смешанное русско-китайское население(около 8 тыс€ч человек). “ак же, как и в —иньцз€н-”йгурском районе (около 3000 человек), св€щенника там нет уже около 40 лет. ¬се эти люди помн€т только одно - что они православные по крещению. Ќапример, христиане во ¬нутренней ћонголии добились разрешени€ властей на строительство православного храма.

¬ ’арбине около 200 китайцев православных. Ѕатюшка, китаец по национальности, умер в прошлом году. я езжу в основном в ѕекин, где служу на территории посольства дл€ тех православных иностранцев, которые работают в  итае.

- я слышал, что ¬ы, отец ѕетр, и ¬ы, отец ƒионисий, собираетесь открыть в ћоскве китайский приход?

о. ѕетр: Ѕыла мысль, что в одном из храмов можно будет служить по-китайски и китайцы будут туда приходить. Ќо потом решили, что это преждевременно. ¬едь у китайцев здесь нет православной общины. Ќе в пустом же храме служить. ƒолжна быть проведена соответствующа€ миссионерска€ работа. ” нас есть огромный корпус текстов, которые перевели наши миссионеры в начале XX века: ≈вангелие, „асослов, “ребник, —лужебник... —лужба ѕасхи, двунадес€тые праздники.   сожалению, это все написано таким €зыком, который непон€тен и недоступен современным китайцам.   ним обращатьс€ с этими текстами совершенно бесполезно.

- ѕочему? Ётот €зык дл€ них так же непон€тен, как церковно-старослав€нский дл€ русских?

о. ѕетр: я бы не стал проводить такой параллели, потому что в отличие от нас китайцы древний €зык все-таки учат в школе. Ќо одно дело учить в школе, а другое - повседневно пользоватьс€ €зыком. Ќужно, чтобы был какой-то миссионерский корпус текстов. ј имеющиес€ тексты желательно отредактировать.  то-то должен эту работу вести. ћы попытались отредактировать краткий молитвенник, главные молитвы утренние, вечерние. ≈го уже напечатали в ’абаровске и в Ѕлаговещенске тыс€чным тиражом. Ќо это, конечно, очень мало. ѕри том, что китайцев множество и кто-то должен с ними работать, мы оказываемс€ в очень сложном положении. ” нас русское невоцерковленное общество, дикое, безбожное, а мы бросаемс€ к китайцам. ’от€, с другой стороны, в этом, может быть, есть некое духовное дальнозрение, ведь говорил же о китайцах преподобный —ерафим ¬ырицкий: "Ќарод трудолюбивый, дойдет до самого ”рала". ѕотом, правда, его останов€т, но до ”рала дойдет. ѕо всему видно - дойдет и никакие пушки его не сдержат. ѕотому что это мирное нашествие будет, не то, что война. «ачем война, когда люди сами не хот€т жить на своей земле, и она брошена, народ оттуда бежит, и детей не рожают. ѕросто не будет рабочей силы, и нужно будет китайцев приглашать, чтобы они там работали. »х уже сейчас приглашают, они и землю копают, очень дешево. –аботают хорошо, трудолюбиво. Ќе потому что они какие-то агенты или шпионы, или у них какие-то тайные цели, которые им ставит китайское правительство. ќни просто очень плохо жили в  итае и привыкли усердно трудитьс€, а многие русские уже от этого отвыкли.

- ќни адаптированы к нашему климату?

о. ѕетр: ј какой у нас климат? Ќа севере ћанчжурии разве другой климат? “ам высокие люди живут, под два метра, пьют водку крепостью 70 градусов, ход€т на морозе с непокрытой головой в резиновых тапочках. ” них крепкое здоровье, им все нипочем.

- ћожно ли организовать православный приход на территории  ита€, где бы на первых порах служили русские св€щенники?

о. ƒионисий: Ёто очень непроста€ проблема. ƒело в том, что по китайским законам иностранные св€щенники не могут служить в  итае посто€нно. ј если найдетс€ русский св€щенник, желающий прин€ть китайское гражданство с целью проповеди ≈вангели€ -  итай не предоставит гражданства по религиозным мотивам.

- Ќо почему?

о. ƒионисий: Ќу, во-первых, это не укладываетс€ в каноны коммунистической идеологии. ј во-вторых,  итай не хочет никакого усилени€ российских позиций в стране. ј укрепление ѕравославной ÷еркви безусловно ассоциируетс€ с укреплением российских позиций, что на мой взгл€д ошибочно.


–≈Ћ»√»ќ«Ќјя ѕјЋ»“–ј


- Ќа что ориентирована душа р€дового китайца, кому он молитс€, верит ли в бессмертие души?

о. ƒионисий: ” нас прин€то считать, что китайцы в основном буддисты. Ёто не совсем так. » буддизм, и даосизм - лишь небольшой кусочек из религиозной палитры  ита€. ћного столетий традиционными остаютс€ разные народные синкретические веровани€, в которых причудливо перемешаны элементы даосизма и буддизма. „то касаетс€ конфуцианства, то это была религиозно-философско-этическа€ система образованного чиновничества, от которой простые люди достаточно далеки.

—егодн€ китайский народ устал верить в коммунизм, давно пресытившись иде€ми ћао ÷зэдуна. » если простой китаец начинает более-менее откровенно говорить с тобой, то можно услышать разговоры, подобные тем, что велись на наших кухн€х в 70-е годы. ¬едь душа человека ищет чего-то поглубже, чем идеи коммунизма. Ќичто в мире душу человека, конечно, не может наполнить, кроме Ѕожьей благодати.

ћожно сказать, что сегодн€шний  итай - страна стихийной, неосознанной религиозности. „то приводит к распространению сотен сект на буддисткой основе. ѕоследн€€ из них- "‘алуньгун", основателем которой €вл€етс€ некто Ћи ’унчжи. «а какие-то 7-8 лет число ее адептов превысило число членов компартии. ѕричем некоторые коммунисты также вход€т в эту секту.

¬ насто€щий момент "‘алуньгун" объ€влена вне закона, а ее основатель эмигрировал в —Ўј. » наставл€ет оттуда своих учеников использу€ аудио- и видеокассеты. "”чение" секты основано на практике дыхательной гимнастики "цигун", а в "духовной" части - очень простые положени€ из буддизма, приправленные даосизмом. ƒл€ многих р€довых китайцев эта секта предоставл€ет возможность ухода от однообрази€ опостылевшей, очень т€желой материально жизни (хот€ есть и сказочно богатые китайцы). ¬едь духовно им ничего не могут предположить. », к сожалению, така€ проста€ вещь, как "‘алуньгун", душевно вредна€ , завладела умами и сердцами многих китайцев.

о. ѕетр: — другой стороны, дл€ самого  ита€ лучше, чтобы нынешний "статус кво" сохран€лс€. ≈сли рухнет коммунистический режим, то только хуже будет. ќни наблюдали за советской ситуацией и понимают, что  итай - это огромна€ масса нищего населени€, которое подвержено многообразным воздействи€м. ≈сли начнутс€ беспор€дки, то эти массы начнут передвигатьс€ по территории страны, начнут все громить, грабить... ѕоэтому начальство решило, что лучше пусть сверху остаетс€ марксизм, идеи ћао ÷зэдуна, ƒэн —€опина, а мы между собой потихоньку все поделим. “ак и есть. ¬се руководство коммунистическое имеет детей-банкиров в јмерике, в ≈вропе. ¬се они очень состо€тельные люди. “рансформаци€ свершилась, но фасад сохран€етс€.

ƒругое дело, что это до бесконечности продолжатьс€ не может. я не преподобный, предсказаний никаких делать не могу. Ќадо только молитьс€, чтобы там ничего страшного не произошло. ѕотому что –осси€ станет первой жертвой. ѕоэтому арми€ - главный фактор стабильности в  итае. » китайцы сейчас страшно увеличили военный бюджет дл€ модернизации армии, будут власть держать силой штыка.

- ј как там с католичеством?

о. ƒионисий: ¬  итае две католические церкви. ќдна зависит от властей, друга€ подчин€етс€ ¬атикану (и преследуетс€ власт€ми).

- Ќо почему компарти€ допускает существование в стране чуждой коммунизму идеологии?

о. ƒионисий:  атоликов в стране 3-3,5 миллиона, и их нельз€ игнорировать. — другой стороны, как теперь за€вл€ют китайские вожди, "если религиозное течение помогает построению социализма, то оно полезно".

- ≈сть ли в  итае протестанты, баптисты, иеговисты?

о. ƒионисий: «ападных сект нет. ≈сть разновидность китайского протестантизма, кстати, число его последователей посто€нно растет. ќсобенно в свободных экономических зонах ѕриморь€, где протестантизм воспринимаетс€ молодежью как некий атрибут принадлежности к западному образу жизни.

о. ѕетр: «ато на “айване, в √онконге и, наверное, в ёжной  орее и в јмерике работает бесчисленное множество радиостанций, которые вещают на китайском €зыке. я имею в виду баптистов, адвентистов, п€тидес€тников и всех видов евангеликов. »здательств без счета, книги издаютс€ неверо€тными тиражами. Ћегально или нелегально, но это все попадает в  итай. ’от€ по закону гонконцу или тайваньцу нельз€, как и иностранцу, заниматьс€ проповедью на территории  ита€. Ќо лицо есть лицо, переоделись и пошли. » уже граница не на замке, и таможн€ не така€.  роме того, есть »нтернет. ј китайский христианский »нтернет огромный, там есть и тексты, и проповеди, и учебники, и ответы на вопросы... ¬се что угодно. Ћюбой китаец, который т€нетс€ к Ѕогу, может все это посмотреть и найти.


ѕ–»√–јЌ»„№≈


- Ќо, может быть, нужно активнее вести миссионерскую де€тельность в приграничных с  итаем област€х?

о. ƒионисий: Ёто очень важна€ тема. ѕоэтому € регул€рно бываю в Ѕлаговещенске, ’абаровске, ¬ладивостоке и „ите. Ёти дальневосточные епархии наход€тс€ в довольно сложном состо€нии, сами пока только восстанавливаютс€. ƒруга€ проблема - на местах русские люди воспринимают китайцев больше как врагов. » считают, что если ÷ерковь будет проповедовать среди них ѕравославие, это даст китайцам дополнительные ресурсы, чтобы остатьс€ в –оссии.

- ј вы как считаете?

о. ƒионисий: ћо€ позици€ такова: и китайцы, и русские не должны быть лишены слова Ѕожьего. ≈сли мы может проведывать слово Ѕожие, мы должны это делать. ¬ противном случае этим займутс€ католики или протестанты, что, собственно, и происходит.

- Ќасколько католики активны в этом регионе?

о. ƒионисий: ƒостаточно активны и в »ркутске, и в „ите, и в Ѕлаговещенске.  атолический епископ —ибири ≈жи ћазур даже призывает китайцев-католиков с ‘илиппин приехать в —ибирь, чтобы вести там католическую миссию среди китайцев.  огда € был в ѕольше, на конференции, посв€щенной китайским проблемам, ≈жи ћазур предлагал всем открыть новый путь в  итай. „ерез ћакао и √онконг - традиционный южный путь, а северный путь - через –оссию.

 огда мы общались с ≈жи ћазуром, он предложил мне устроить совместный центр по крещению китайцев в —ибири. я говорю: "’орошо, владыка. Ќо скажите, после крещени€ кто будут новообращенные, католики или православные?" "Ёто все равно, - отвечает ,- главное, что они будут христиане". "Ќо если это все равно, - говорю ему, - то € бы предпочел, чтобы они были православные". ¬ладыка ≈жи ћазур после этих слов как-то очень огорчилс€, видно, не ожидал такой несговорчивости.

ѕоэтому мы должны проповедовать слово Ѕожие и китайцам на ƒальнем ¬остоке. ƒругое дело, что мы со своим народом не успеваем заниматьс€. » если в ÷ентральной –оссии можно говорить о 4-5% воцерковленного населени€, то в ƒальневосточном регионе это в лучшем случае 1%.

о. ѕетр: «ато китайские сектанты врем€ зр€ не тер€ют. ¬от, пожалуйста, тайваньска€ секта "ѕоместна€ церковь". ” нас в просторечии они называютс€ "свидетел€ми Ћи" (у них главный наставник ”итнесс Ћи. ќн умер несколько лет назад). ” секты почти нет последователей в –оссии, но они выпустили уже около двух сотен названий книг на русском €зыке. ѕричем несметным тиражом.  роме того, у них есть изуродованный текст Ќового «авета с еретическими комментари€ми, книга в две тыс€чи страниц. ќни перевели и опубликовали ее на русском €зыке, тиражом 700 тыс€ч экземпл€ров, напечатали в Ѕелоруссии (там дешевле). Ѕесплатно раздавали тут всюду и потратили только на это издание полтора миллиона долларов.  ак вы€снилось, деньги они собрали среди своих последователей на “айване и в јмерике.

” них главна€ ориентаци€ на вузы. Ќеверо€тные деньги трат€тс€ ежемес€чно на содержание штата миссионеров, которые тут работают. ќни создают общежити€. јрендуют квартиры, в этих квартирах устраивают общежити€ дл€ студентов и студенток.

Ќо у мен€ иногда создаетс€ впечатление, что те, кто здесь работает, обманывают тех, кто их финансирует. ѕотому что они тут в комфорте существуют, как сыр в масле катаютс€. ƒа еще удовлетвор€ют свои комплексы лидеров, выступа€ в роли объектов поклонени€. –еального же роста "ѕоместной церкви" ни в –оссии, ни где-либо в ≈вропе вообще не наблюдаетс€.

-  ак вы думаете, возникнет ли уже в ближайшем будущем проблема заселени€ –оссии китайцами?

о. ƒионисий: я думаю, это заселение будет продолжатьс€ потихонечку.

- » однажды мы все проснемс€ китайцами?

о. ƒионисий: ¬р€д ли. Ќо от смешанных браков китайцев с русскими дети обычно бывают китайцами. ≈сли только в семье нет твердого ѕравослави€. ќпыт русской общины во ¬нутренней ћонголии показывает: хот€ они все смешались с китайским населением, они не ассоциируют себ€ с китайцами, т.к. они православные по вере. ’от€ они дву€зычны в быту, а младшее поколение уже не говорит по-русски. — нашей точки зрени€, они больше китайцы. Ќо на самом деле они больше русские. я объ€сн€ю это исключительно православной верой. ’от€ ѕравославие наднационально и дл€ всех открыто. –азделение человечества на народы - прокл€тие Ѕожие после ¬авилонского столпотворени€. ¬ ѕравославии эти разделени€ и границы преодолеваютс€, во ’ристе уже не имеет значени€ национальность.  ака€ разница между китайскими, русскими или персидскими мучениками? ¬ смысле церковном - никакой.

-  аково отношение р€дового китайца к –оссии?

о. ƒионисий: „исто практическое. ≈сли им выгодно вести здесь бизнес, они будут это делать. ≈сли дела не идут, уедут в другую страну.

- ¬ јмерику?

о. ƒионисий: Ёто предел мечтаний дл€ многих из них. ¬ы знаете как по-китайски называетс€ —Ўј? "ѕрекрасна€ страна".

- Ќасколько они знакомы с русской литературой, живописью, историей, музыкой?

о. ƒионисий: ќни никогда не были знакомы с русской культурой. — советской - да. √орький, —имонов, Ќиколай ќстровский... Ќу, немножко “олстой, ѕушкин.

- ќни не знакомы с творчеством √огол€, “ютчева, ƒостоевского?

о. ƒионисий:  роме очень узких специалистов из элитарных вузов. японцы ƒостоевского знают лучше, чем китайцы. ƒл€ китайской јкадемии наук откровением стало п€ть лет назад, что русска€ культура построена на основах ѕравослави€.

- ¬ообще,  итай это опасность дл€ –оссии или нет?

о. ѕетр: ќпасностью может рано или поздно стать люба€ реальность, на которую люди не хот€т обращать внимани€, а она неожиданно принимаетс€ развиватьс€ в непредвиденном направлении.

Ќам как православным нельз€ забывать о своей ответственности перед миром. » если у нас в насто€щее врем€ открылись, хот€ и ограниченные, возможности проповеди »стины, мы не имеем права отказыватьс€ от того, к чему призваны.

я давно молюсь о том, чтобы ко мне пришли студенты, изучающие в каком-либо вузе китайский €зык и сказали: "Ѕатюшка, хотим потрудитьс€ во славу Ѕожию. ƒайте набрать китайский текст на компьютере или провести катехизические беседы с московскими китайцами". Ќо, видно, молитвы мои слабы...

-  ака€ еще помощь вам нужна?

о. ƒионисий: ћы будем рады любой помощи. ¬ частности, в ближайшее врем€ планируетс€ открыть библиотеку о христианстве в  итае.

(∆елающие могут позвонить по телефону 955-67-75 или написать по адресу dpozdnyaev@yahoo.com)

— другой стороны, давайте вспомним историю древнего »зраил€.  огда народ израильский уклон€лс€ от Ѕога в идолопоклонство, √осподь отрезал куски от страны и отдавал их €зычникам. ≈сли народ не ка€лс€, его уводили в плен, разрушали храмы, но попечение √оспода о народе было.

≈сли мы не опомнимс€ ,не вернемс€ к своим корн€м, к вере православной - логично ожидать, что территории, которые не используютс€, будут отданы другому народу, которому они нужны.

ѕотому что китайцы умеют и хот€т работать, земли им не хватает... ј что происходит у нас? ¬ «абайкалье есть разрушенные когда-то храмы, в которых гадит пасущийс€ р€дом скот. » даже некому прибить жердь, чтобы как-то воспреп€тствовать этому. Ќарод пьет, не работает. ј тех, кто пытаетс€ что-то сделать, начинают выживать - и администраци€, и местное население.

ѕодобное происходит и в јмурской области, в Ѕлаговещенске... ¬ ’абаровском крае получше немного... ¬ Ѕлаговещенске на 250 тыс€ч населени€ в городе всего один храм. ¬ечером в субботу на всенощную человек 50 приходит. ¬ основном - женщины, которых в городе в три раза больше, чем мужчин.

“ам ситуаци€ гораздо более катастрофическа€, чем нам из ћосквы представл€етс€. Ёто касаетс€ всех сфер жизни, в том числе и экологии. ћне там женщина одна исповедовалась, котора€ провер€ла качество выпекаемого хлеба. ¬ Ѕлаговещенске было несколько хлебных заводов .ќни все закрыты. “еперь есть маленькие пекарни, в которых на мазуте печетс€ хлеб. ќна, как провер€юща€ качество хлеба, хотела, чтобы все знали, что этот хлеб €довитый. ¬ нем канцерогены, образующиес€ при сгорании мазута. ¬есь народ питаетс€ этим хлебом - болеют и дети и взрослые... » ей запрещали об этом говорить. ј потом вз€ли и сожгли ее дом и пустили по миру.

- » куда же она пристроилась?

о. ƒионисий: Ќикуда не пристроилась. ѕросто пришла в храм, плакала и говорила: "„то мне теперь делать? я не знаю, что мне теперь делать..." » таких страшных историй там много, и не пон€тно, как там еще остались нормальные люди...

- ¬ыходит, дл€ нас не столь важна проблема агрессии со стороны  ита€, сколько проблема деградации русских?

о. ƒионисий: ƒа, проблема в нас... ¬ Ѕлаговещенске, например, китайцы ход€т такие бодрые, здоровые, довольные жизнью... ј русские ход€т как тени, как люди, из которых вынули душу. “акое у мен€ сложилось субъективное впечатление. Ќо ведь действительно душу вынули. “ак ведь оно и есть?

Беседовал Алексей Реутский

∆урнал "‘ома", є12

18 марта 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0