И душа моя трепещет

Схиигумен Иоанн (Алексеев). И душа моя трепещет: Сб. писем /Сост. иеродиакона Онуфрия (Маханова). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 528 с.: ил. — (Письма о духовной)
Схиигумен Иоанн (Алексеев). И душа моя трепещет: Сб. писем /Сост. иеродиакона Онуфрия (Маханова). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 528 с.: ил. — (Письма о духовной)
Сборник содержит письма схиигумена Иоанна (Алексеева; 1873–1958) — подвижника благочестия и старца XX века. Это полезная книга для современного человека, ищущего спасения души.

Настоящее издание исправлено и дополнено составителем книги иеродиаконом Онуфрием (Махановым).

Приводим отрывок из книги.

Жизнеописание схиигумена Иоанна

Схиигумен Иоанн (в миру Иван Алексеевич Алексеев), родился 14 февраля 1873 года в деревне Губки Новоторжского уезда Тверской губернии. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы. О своем детстве отец Иоанн вспоминал: «Человек я от природы застенчивый, недалекого ума, — и память плохая, это вполне сознаю.

Когда я был мальчиком, у нас портной шил шубы, умел читать и меня учил. Тупо я понимал, а сестра моя скоро заучила буквы и укоряла меня: вот я уже заучила, а ты все не понимаешь. Наконец и я научился читать. В то время керосина не было еще и по ночам в избе работали с лучинкой. Отец мой плел лапти, а мать и сестра пряли или что чинили. Еще у меня было два брата. Когда я научился читать, то приобрел несколько книжек житий святых, тогда печатали маленькие книжечки. Был у меня единомысленный друг, вот мы с ним и толковали, как нам спастись. Ходили пешком в Нилову пустынь, 150 верст от нас. Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи и — марш в дорогу. Ходили мы туда три раза. Слыхали мы, что там, в лесах, живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее, да и глуповаты были — ведь только по 13 лет.

Старший мой брат жил в Петрограде. Он был деловой и неглупый, имел трактир и меня к себе взял. Немного я пожил с ним, а книжечки всё приобретал. Брат поехал в деревню, а я в Коневский монастырь: нашелся попутный человек, владеющий финским языком. На Коневце нам не понравилось, отправились на Валаам». Первый раз Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь шестнадцатилетним мальчиком, в 1889 году. Сразу по поступлении в монастырь его отправили в один из многочисленных скитов Валаама — преподобного Германа Валаамского. В Германовском скиту занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось помогать в хлеву и на полях, к чему он сам с детства был привычен. Так прошли четыре года.

Потом Ивана призвали на военную службу, которая в то время продолжалась четыре года. Служил Иван в стрелковом батальоне, после армии вернулся в свою родную деревню к родителям. Но прожил здесь недолго, вскоре он вновь отправился на Валаам, куда прибыл 28 мая 1901 года, и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей ми лости сподобил меня грешного провести всю мою жизнь в монастыре».

По возвращении на Валаам Ивана ожидали новые послушания. Сначала он работал в экономической конторе. Но вскоре на него были возложены обязанности, которые хотя и не были особенно приятными, но должны были исполняться так же добросовестно, как и все другие. Ивана отправили на послушание в Петербург, в часовню Валаамского монастыря у Калашниковской пристани на Синопской набережной. Там он пробыл два года.

Отец Иоанн рассказывал: «Многомятежный сей град повлиял на меня вредно, и я, немощный духом, не смог вместить городской сутолоки, так как мне приходилось закупать, отправляться на вокзал и пароход и принимать разные товары, какие требовались для монастыря».

21 декабря 1906 года Иван был зачислен в послушники монастыря. 22 мая 1910 года он был пострижен в монашество с именем Иакинф.

После многих просьб игумен Маврикий (Баранов) разрешил отцу Иакинфу покинуть Калашниковское подворье и переселиться в Ильинский скит на Валаамском архипелаге. После пребывания в скиту отец Иакинф нес послушание смотрителя Предтеченского скита.

19 октября 1921 года состоялось новое назначение — настоятелем далекого северного монастыря — Трифонов-Печенгской обители. 13 ноября отец Иакинф был рукоположен во иеродиакона, 15 ноября во иеромонаха, а 11 декабря возведен в сан игумена. Для самого отца Иакинфа это было большой неожиданностью. Прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением наперсного креста. В книге М.А. Янсона «Валаамские старцы» приведены слова, раскрывающие тогдашнее настроение отца Иакинфа в тот период времени. Он вспоминает, что принял назначение совершенно благодушно, волнения не испытывал. Отец Иакинф даже сам удивлялся этому, так как, по его же собственным словам, он был человеком от природы робким. Случалось, что когда, придя из скита в главный монастырь, он подходил во время всенощной прикладываться к Евангелию, его ноги ослабевали, голова начинала кружиться так, что он боялся упасть. Из-за этого он иногда даже не подходил к Евангелию. Но теперь, после назначения в настоятели, с отцом Иакинфом произошло нечто прямо противоположное: вместо страха появились слезы.

В должность настоятеля ТрифоновПеченгского монастыря отец Иакинф вступил 30 декабря 1921 года.

В монастыре Преподобного Трифона

Печенгский монастырь был основан в самом начале XVI века далеко на Севере, на холодном арктическом берегу. Основателем монастыря был преподобный Трифон.

Наибольшего расцвета Печенгская обитель достигла в начале XX столетия. Количество братии и работников достигло 200 человек. Благодаря упорному труду братии обитель стала очагом цивилизации и центром духовной культуры на берегу Северного Ледовитого океана. Уже в 1911 году было проведено электричество. Кроме того, имелись телеграф и почтовая контора. Но важнее всего духовное значение обители как форпоста Православия на Дальнем Севере.

При монастыре действовал кирпичный завод. Было уже заготовлено более миллиона кирпичей для строительства новой церкви. Однако этот проект не осуществился. Началась Первая мировая война, и все работники, в том числе и послушники, были мобилизованы на фронт.

Время революций и Гражданской войны

К 1917 году Трифонов-Печенгский монастырь еще сохранял свое значение для Севера, хотя со смертью архимандрита Ионафана обитель как бы осиротела. Все понимали, что трудности военного времени приблизили его кончину. Выбранный монашествующими настоятелем казначей монастыря престарелый иеромонах Порфирий уже через полтора года из-за болезни не смог выполнять свои обязанности. Вскоре из Соловецкого монастыря был прислан игумен Иннокентий. Но и он недолго управлял монастырем, скончавшись в сентябре 1919 года.

Последующие два года братией руководил совет из трех избираемых монахов. Большое хозяйство монастыря продолжали поддерживать 28 монахов, 28 послушников и около 40 трудников. И паломников в этом году было как никогда много — 3 650 человек.

До Печенги стали доходить тревожные известия об отречении царя от престола, о февральских событиях, а затем и о свершившемся в Петрограде Октябрьском вооруженном перевороте. Последовавшая вскоре неоднократная смена власти тяжело сказывалась на укладе жизни монастыря. В условиях политической неразберихи главным вопросом для Печенгского монастыря оставался один вопрос — выжить.

В первые годы нового режима еще не было открытых гонений на Церковь, но монастырские счета конфисковывались, что произошло и с банковским счетом монастыря в Архангельске. Начавшаяся Гражданская война принесла на Крайний Север жестокую политику. После заключения Брест-Литовского мира между Россией и Германией на Печенге появились английские войска, которые оставались здесь до октября 1919 года. Англичане-интервенты устроили в Печенге каторжную тюрьму. Соседняя Финляндия желала заиметь на берегу Ледовитого океана собственный морской порт.

С этой целью дважды на Печенгу направлялись группы военных – в апреле 1918 года и в феврале 1919 года. Их пребывание на Печенге было кратким, и цель осталась не достигнутой.

Установившаяся на Мурмане в 1920 году власть большевиков и Советов провозгласила свои, не менее жестокие порядки.

Годы Гражданской войны сильно ослабили Трифонов-Печенгский монастырь, в котором к 1920 году оставалось уже совсем мало трудоспособного населения. Продолжала существовать при монастыре только смолокуренная артель, снабжавшая желающих смолой для ремонта промысловых судов. Тем не менее обитель жила сама и поддерживала жизнь других.

Известно, что в годы Гражданской войны из монастыря в Мурманск возили на продажу мясо и масло. Братия никому не отказывала в скромной трапезе или куске хлеба.

Разорение Печенгской обители началось в конце 1920-го. 14 октября 1920 года в Юрьеве между советской Россией и Финляндией был заключен Дептский (Тартусский) мирный договор. По этому договору территория Печенги присоединялась к Финляндии, отделившейся от «республики Советов» и провозгласившей свою независимость. В связи с этим власти начали эвакуацию имущества и людей в районы, оставшиеся за советской Россией. Однако Печенгский монастырь подлежал не эвакуации, а ликвидации. Эвакуировали только его имущество, становившееся теперь «народным достоянием». По сути это было настоящее разграбление монастыря. Было уведено 130 оленей, 5 лошадей, 24 взрослые телки холмогорской породы, упаковано и вывезено 209 ящиков, корзин, сундуков с дорогостоящей церковной утварью, другим монастырским добром, много мебели, строительного материала, одежды, продовольствия. Также было вывезено больше тысячи уникальных монастырских книг, которые в дальнейшем были безвозвратно утеряны.

Именно конец 1920 года стал годом официальной ликвидации Трифонов-Печенгского монастыря большевиками. Однако, юридически закрытый в советской России, православный монастырь сохранился де-факто на территории другого государства — лютеранской Финляндии.

Затем, по Тартусскому миру, Печенгский монастырь отошел к Финляндии, а граница с Россией была закрыта. Печенгскую обитель ожидала та же печальная участь, то же вымирание, что и Валаамский, и Коневский монастыри.

Вот в этот северный монастырь, со скудеющей по численности братией и ветшающими строениями, в 1921 году был назначен настоятелем игумен Иакинф. Назначение игумена Иакинфа в обитель Преподобного Трифона монах Иувиан описывает в своем письме к игумену Коневского монастыря отцу Амфилохию[1] следующим образом: «Честнейший о Господе, досточтимый отец игумен Амфилохий!

В дополнение к моему предыдущему письму сообщаю, что утром 9 декабря отец Иакинф с отцом Азарием[2]  и отцом Аввакумом[3]  покинули родной Валаам, направив стопы свои в «страну забвенную и полуночную».

Отплыли они на почтовой лодке, а проводить их к Никольскому скиту собралось пять человек братии. Отъезжающие держались бодро и старались не обнаруживать своего волнения. Перед отплытием отец Иакинф просил меня передать Вам его поклон и просьбу молитвенно споспешествовать ему. Сердечно простившись с печенгскими отцами, мы помогли им погрузить в лодку их немногие вещи, и они отправились в своей далекий и неведомый путь. Стоя в лодке, они все время выражали нам свое прощальное расставание, а мы взаимно отвечали тем же. Долго мы стояли на берегу, пока лодка не стала затушевываться вдали. Не знаю, что испытывали в это время печенгские отцы, но наши чувства были грустные!

Помоги им Господь Бог в их новом, трудном послушании, в чужой обители!

Все время отец Иакинф держался удивительно спокойно, в глубочайшей преданности Промыслу Божию. То же самое настроение проявляли и его сподвижники. Для нас было чему подивиться и поучиться. Неожиданно призванные к священству, все они служили очень хорошо и благоговейно.

О приезде в Печенгу отец Иакинф обещался написать Вам и нам.

Валаам, 15 декабря 1921 г., Монах Иувиан».

13 ноября 1921 г

 


 

[1]Амфилохий (Кулаков Алексей Семенович), иеромонах. Родился 11 марта 1875 г. в д. Есиной Богородского у. Московской губ. Окончил курс Александровского Мариинского училища. Поступил в Валаамский монастырь 31 августа 1899 г. Определен в послушники 16 сентября 1902 г. Пострижен в монашество 1 марта 1908 г. Рукоположен во иеродиакона 29 июля 1910 г. Посвящен во иеромонаха 22 октября 1911 г. Награжден набедренником 14 апреля 1913 г. Награжден золотым наперсным крестом от Св. Синода 6 мая 1916 г. Проходил кузнечное послушание, смотрителем слесарной мастерской и исполнял чреду священнослужения. Исправлял должность эконома Финляндского Архиерейского дома в Выборге. 3 ноября 1920 г. перечислен в Коневский монастырь. Был в 1921 г. назначен настоятелем Коневского монастыря. В 1926 г. отстранен от должности. Скончался 20 мая/2 июня 1946 г. в Кейтеле (Финляндия).

[2] Азария (Егоров Алексей Иванович), иеромонах. Родился 7 декабря 1875 г. в д. Веретий Новоладожского у. Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы по старшему отделению. Поступил в Валаамский монастырь 20 января 1904 г. Определен в послушники 2 июня 1910 г. Пострижен в монашество 23 июня 1912 г. Рукоположен во иеродиакона 18 июля 1920 г. Посвящен во иеромонаха 13 ноября 1921 г. Проходил послушание на молочной ферме, состоял смотрителем этой фермы. Переведен в ТрифоновПеченгский монастырь в 1921 г.

[3]Аввакум (Тухтин Александр Федорович), иеромонах. Родился 19 ноября 1882 г. в д. Лукина Молгского у. Ярославской губ. Поступил в Валаамский монастырь 1 марта 1903 г. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Окончил курс монастырской богословской школы по младшему отделению в 1913 г. Проходил послушания на подворье в Моск ве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. Переведен в братство Три фонов-Пе ченг ского монастыря 19 октября 1921 г. Рукоположен во иеродиакона ., во иеромонаха 17 ноября 1921 г. 11 октября 1926 г. перемещен обратно в число братии Валаамского монастыря. Скончался 4/17 декабря 1928 г.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

1 октября 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту