Хранящие веру святых отцов

Православные ассирийцы в Грузии

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере.

Отец Серафим с паствой Отец Серафим с паствой
    

Двенадцать ассирийских подвижников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский.
В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы[1] восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому, и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви.

Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе, а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

С ХV века среди ассирийцев начал распространяться католицизм. В ХVI веке, после многих интриг и междоусобиц, произошел раскол, разделивший Ассирийскую церковь на две: одна ее часть заключила унию с Папой Римским, и стала именоваться «Халдейской католической церковью», другая же продолжала следовать учению Нестория.

Но не все ассирийцы стали отступниками. Были среди этого народа и те, кто сохранили верность святоотеческой вере.

Грузия: схимонах во главе диаспоры

Большинство ассирийцев сейчас проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), часть – в Грузии, России и в других странах. Первое ассирийское поселение в Грузии известно с XVIII века, но массовое переселение ассирийцев в эту страну произошло в период Первой мировой войны: политика Османской империи была направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать.

Отец Серафим с паствой Отец Серафим с паствой
    

Но еще раньше, в XIX веке, произошло замечательное событие. Община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, присоединилась к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия»[2] и было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! Часть принявших Православие ассирийцев позже перебралась в Россию, а часть – осела в Грузии. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, и, благодаря компактному проживанию, они смогли сохранить язык и веру.

Советское «безбожное» время оказалось тяжелым для православной ассирийской диаспоры: новых священнослужителей не рукополагали, а из старых никого не осталось... Люди посещали русские и грузинские храмы, и там находили утешение.

Так продолжалось до распада Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты, католики, несториане и халдеи (католики-униаты). Особенно усердствовали несториане и халдеи, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности, они пытались переманить ассирийцев, исповедующих Православие, в свою веру.

Грузинская Церковь встала на защиту своей паствы, открыв духовно-просветительский центр для ассирийцев, и поставив во главе общины этнического ассирийца, православного монаха, рукоположенного в Грузинской Церкви – схиархимандрита Серафима. Благодаря этому многие и многие не отпали от Православия, а те, кто был крещен в еретической Ассирийской церкви Востока, вновь приняли Православную веру.

Отец серафим на службе Отец серафим на службе
    

Теперь у православных ассирийцев есть свой храм, где службы ведутся на арамейском и грузинском языках. В селе Канда, где, в основном, проживают православные ассирийцы в Грузии, в скором будущем возникнет духовный и культурный ассирийский центр. Кроме того, строится монастырь – в честь 13-ти ассирийских отцов-подвижников. Четырнадцатым отцом православные ассирийцы – а их в Грузии более 2000 человек – считают своего духовного отца, схиархимандрита Серафима, возродившего и укрепившего православную веру в их среде.
Представители Ассирийской церкви Востока относятся к схиархимандриту Серафиму крайне негативно. Многие называют его предателем. На это отец Серафим со скорбью говорит, что Ассирийская Церковь Востока – изначально православная и некогда единая со всеми – утратила не только вероучительную чистоту, но и Таинства Церкви. Исповедь, институт монашества – куда это всё пропало? Почему не возрождается? Схиархимандрит сокрушается, что его братья по крови, удалившиеся в ересь, фактически стали иконоборцами: почитание икон у них почти исчезло, не говоря об искажениях более фундаментальных, касающихся вопросов веры и духовной жизни...

Православная же ассирийская диаспора в Грузии растет, у нее большие перспективы. Но она нуждается в материальной поддержке. Если халдейская и несторианская миссии финансируются извне, имея поддержку с Запада, то в православной ассирийской диаспоре об этом не может быть и речи. Все зависит только от инициативы каждого православного христианина, от его желания помочь возрождению этой древней Православной Церкви. Средства для строительства монастыря в честь 13-ти ассирийских святых отцов собирают всем миром. Строительство продолжается и сегодня. Каждый, читающий эти строки, может внести свою лепту в возрождение и укрепление Православия, в поддержку наших братьев и сестер во Христе, ассирийцев.

Связаться с представителями православной ассирийской диаспоры и почерпнуть более подробную информацию можно на: https://www.facebook.com/assurian.church?hc_location=stream.

Серафим Маамди

6 ноября 2013 г.

[1] Ассири́йцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы) – народ, ведущий свое происхождение от жителей Ассирийской империи. Современные ассирийцы говорят на различных диалектах новоарамейского языка, проживают в Иране, Северном Ираке (Курдистанском автономии), Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. По среднестатистическим данным, в мире насчитывается от 3 до 4 млн. ассирийцев.

[2] Урмийская Православная миссия учреждена в 1898 году и просуществовала до 1918 года. По свидетельству иеромонаха Стефан (Садо), особенность Урмийской миссии заключалась в том, «что ее деятельность протекала среди несториан, впервые за полторы тысячи лет в составе целой епархии воссоединившихся с Православной Церковью, открыв перспективу воссоединения с Православием всей несторианской церкви вместе с патриархом. История Урмийской миссии свидетельствует, что в какой-то момент (незадолго до войны 1914 г.) эта цель казалась очень близкой и достижимой, но из-за крушения России в 1917 г. она осталась недостигнутой, и даже приобретенная миссией паства оказалась рассеянной». 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа с православным курдом Серафимом Маамди Беседа с православным курдом Серафимом Маамди Беседа с православным курдом Серафимом Маамди «И над Курдистаном воссияет свет Христов…»
Беседа с православным курдом Серафимом Маамди
Думаю, перспективы православной миссии среди курдов очень большие, поскольку многие курды расположены к христианству. Здесь, как и в любой миссии, важно, чтобы было Священное Писание и молитвы на родном языке. Важно также, чтобы из числа самих православных курдов появлялось все больше миссионеров; крайне важно, чтобы появились православные священники-курды. Все это, верю, Господь устроит.
Преп. Шио Мгвимский Преп. Шио Мгвимский
Святой дня
Преп. Шио Мгвимский Преподобный Шио Мгвимский
Диакон Владимир Василик
Однажды святой Шио Мгвимский, которому досаждали бесы, вышел из пещеры, где он проводил все время в молитве, и обратился к злым духом со словами: «Окаянные, разве вы не знаете, что там, где пребывает благодать Господня, вы совершенно бессильны? Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа: отыдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие». И бесы более не беспокоили праведника.
«Приветствую тебя, Кавказ седой!» «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Александра Никифорова
«Приветствую тебя, Кавказ седой!» «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Александра Никифорова
Ненавязчивый путеводитель по храмам и монастырям Грузии: Тбилисский Преображенский монастырь, Сиони, Анчисхати, Метехи, Кумурдо, Вардзиа, Тимотесубани, Гелати, Мартвили, Убиси, Цроми, Самцевриси, Кинцвиси, Никорцминда, Атени, Самтависи, Бетания и др.
Комментарии
Авдий20 февраля 2017, 03:32
Слава Богу, что православие среди ассирийцев распространяется всё больше и больше, ведь это единственный пусть спасения душа. Вот, что пишут святые отцы:
«Кто не содержит во всей целости и неповрежденности учения Христа и Его Церкви, кто впал в ересь, тот отпал от Христа и Церкви, тот не имеет ничего общего с нею, тот лишен надежды на вечное спасение, которого сподобились все угодники Христовы… (Свщмч. Андроник Никольский. Слово в Неделю Православия // Творения. Книга II. Тверь, 2004. С. 8.)

Преп. Иосиф Оптинский – “Хотя в Пространном Христианском Катихезисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11-м члене, сказано, что душам умерших к достижению блаженнаго воскресения вспомоществовать могут приносимыя за них молитвы, …но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. – Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? – Молиться о ея спасении (Со святыми упокой…) нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. ..К чему бы в Православной Церкви составлять особые “Чины” на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ?”
Заходите в группу к православным ассирийцам: vk.com/avit777
Алеша13 сентября 2015, 13:21
Многие ассирийцы являются прихожанами Ассирийской Церкви Востока, ассирийской она стала называться совсем не давно. В свое время она уклонилось в ересь Нестория, почему и стала называться несторианской. Главные отличия от Православия по мимо христологичекого вопроса это: практически отсутствия монашества, в место канонической Библии используется Пешитта, отсутствия почитания икон, но есть почитания изображения креста, венчание не является таинством, нет таинства исповеди и пр.
Нина 2 июня 2015, 13:09
Меня очень удивляет тот факт,что кто-то может осудить православие ассирийцев.Кем была Нино-просветительница, кем были 13 ассирийских священников, которые принесли христианство в Грузии? Если они не были православными, то как же Грузия стала православной? Я думаю,что изначальная вера всех ассирийцев-было православие.
Айвазов Путрус13 июня 2014, 23:06
сегодня строится православный храм в краснодарском крае селе урмия это село возникло благодаря нашим братьям казакам ,которые приняли наших беженцев приютили , не дали погибнуть в 20 - годы, более того в дальнейшем кубанское казачество а именно станицы Константиновской выделили землю для своих друзей с кем бок о бок вместе сражались против Османской Турции . Так и появилась наша кубанская Урмия ! Урмийцы крестили детей ,венчали молодых , в православных храмах ,приглашали батюшку отпевать усопших . Точно так поступали все ассирийцы проживающие в других регионах страны . И сегодня молодежь продолжает традиции своих стариков ходят в те же храмы куда ходили их родители. Тем более в Урмии где почти все семьи смешаны .Я, считаю не важно в каком храме молишься ,важно не потерять веру!!!
александр 7 февраля 2014, 22:12
ассирийская церковь востока не праповедует идеи Нестория но почитает его а насчет икон я с ними согласен
Эдуард 4 февраля 2014, 22:32
Родные ассирийцы! Независимо от вероисповедания каждого из нас, мы один народ, у которого одна общая великая история, которую наш народ пронес через тысячелетия великого могущества и забвения, при этом одним из факторов сохранения нашей великой культуры помимо многих других -является вера!!!! У нас у всех один бог!!!! И только понимая друг друга , находя в разлии -сходство как это не пародоксально, мы будем только сильнее !!!
Cameti Asyreli Mamis Monasteri 2 января 2014, 17:26
дорогие Ассирийцы многие из представителей нашей национальности, являются и православными и котоликами и несториянами и даже баптистами и сведетели иеговы и каждый свободен в своем выборе! мы православная грузинская церковь с правом служить на ассирийском языке духовник православной ассирийской диаспоры архимандрит Серафим является ассирийцем и был поставлен нести служение Богу среди Ассирийцев! многие скорбят о том что появилась такая вазможность у православных и это мы читаем в коментариях иных конфесий, мы же любим всех и не мешаем им исповедывать не котолижество не несторианизм не баптизм прошу вас милые братья и сетры мои родные ассирийцы не надо нас судить за то что мы выбрали православие а просто любите нас как ассирийцев!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×