ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
 
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
 
   
 
 
Н. В. ГОГОЛЬ.    КОММЕНТАРИИ.
к предыдущей главесодержаниек началу

В настоящее издание включены художественные и религиозно-нравственные произведения Гоголя. Некоторые из них (например, «Размышления о Божественной Литургии», «Правило жития в мире» и др.) не публиковались даже в Полном академическом собрании сочинений Гоголя (Л., 1937-1952). При составлении сборника мы пользовались последним изданием сочинений Гоголя (Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост., подг. текста и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова. — М.: Русская книга, 1994.), по которому и печатаются все произведения.

1. «Жизнь» — впервые опубликовано в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н.Гоголя» (Спб., 1835).

2. «Тарас Бульба» — историческая повесть из эпохи национально-освободительной борьбы украинского народа против польских панов (XVI-XVII вв.) и одновременно притча о России. Работа над первоначальной редакцией относится к 1833-34 гг., над второй (которая и публикуется в настоящем сборнике) — к 1839-42 гг. При создании «Тараса Бульбы» Гоголь пользовался различными историческими источниками своего времени (исследования, летописи, мемуары). Сюжет повести во многом навеян библейской Книгой Иудифь.

3. «Портрет» — повесть, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Арабески». Значительно переработанная вторая редакция, вошедшая в настоящее издание, закончена в 1842 году. В повести можно найти косвенное отражение духовной жизни Гоголя. Писателя давно интересовала мысль о предназначении искусства, о возможности изображения зла. Ее хорошо иллюстрируют слова гоголевского современника, святителя Игнатия (Брянчанинова): «Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут».

4. «Искусство есть примирение с жизнью» — письмо к В.А.Жуковскому от 10 января н.ст. 1848 года. Заглавие дано Гоголем, который предлагал Жуковскому при втором издании «Выбранных мест из переписки с друзьями» поставить эту статью в начале книги вместо «Завещания» (что фактически и осуществлено в настоящем сборнике).

5. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) — самостоятельное законченное произведение. Публикуются избранные главы (12 из 32).

6 и 7. «Правило жития в мире» и «О тех душевных расположениях...» (1843-44) — два трактата, написанные Гоголем в Ницце. Их созданию предшествует составление сборника выписок из творений отцов и учителей Церкви.

8. «Размышления о Божественной Литургии» (конец 1840-х) — не публиковались при жизни Гоголя, который предполагал издать их без имени автора. В работе над книгой Гоголь использовал статью «О Литургии» из «Христианского чтения» (1841, т.1), а также «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию...» Ивана Дмитриевского (М., 1803), Старую и Новую Скрижаль и другие источники. Книга осталась незавершенной. Несколько незначительных неточностей в тексте исправлены по изданию 1857 года.

9. Выписки из статьи неизвестного автора: Мысли // Христианское Чтение. — 1840. — Т.3. — С.426-432 (с пропусками). Вошли в рукописный гоголевский сборник «Выбранные места из творений святых отцов и учителей Церкви».

10 и 11. Собственные заметки, наброски и молитвы (1841-51) — обнаружены в записных книжках Гоголя или на лоскутках бумаги. Стихотворная молитва приписывается Гоголю преданием. Впервые она была опубликована (без имени Гоголя) в: Собрание листков для душеполезного чтения. Благословение Святого Афонского Ильинского скита. Одесса, 1896. № 66; под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице». В 1897 году историк А. А. Третьяков напечатал ее в журнале «Русский Архив» (№ 8) с примечанием, что молитва была сообщена ему иеромонахом Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры отцом Исидором (Грузинским-Козиным), который знал ее от своего брата, камердинера в доме графа А. П. Толстого, где жил последние годы и скончался Гоголь. Эту молитву Гоголя отец Исидор очень любил и усиленно распространял, даже посылал ее государю Александру III, Гладстону и Бисмарку. Возможно, от него она попала и на Афон, где он одно время подвизался. В юбилейном 1909 году гоголевская молитва была перепечатана (с некоторыми исправлениями) в газетах «Московские Ведомости» (20 марта) и «Русское Знамя» (30 апреля); затем она была помещена в качестве приложения в книге: Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии.

Духовное завещание написано, по всей видимости, в последние дни жизни Гоголя.

12. «Светлое Воскресенье» — последняя глава «Выбранных мест из переписки с друзьями»; написана специально для книги.



к предыдущей главе содержание к началу



 
 
 
© ПРАВОСЛАВИЕ 2000