Николай Лисовой: «Русская Православная Церковь – матрица национального исторического опыта»

Источник: Седмица.Ru

Сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию – духовное состояние общества. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло – наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам, Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия». На наши вопросы отвечает заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, известный историк Русской Православной Церкви, писатель, публицист Николай ЛИСОВОЙ

Николай Николаевич, в чем вы видите миссию Церкви? Давайте поговорим об ответственности – не только о нашей ответственности перед Церковью, но и об ответственности Церкви перед обществом…

– Иисус Христос однократно и навсегда сделал Своё спасительное дело – принёс Себя в жертву за грехи мира, спас нас от греха и смерти. Но зачем-то Он оставил ещё нам Церковь в лице своих апостолов. А потом апостолы по всему миру основали общины.

Для чего же вообще Церковь и, в частности, Русская Православная Церковь? А для того, чтобы передать Учение, передать Таинства, которыми живёт Церковь. Институт передачи, институт предания – это и есть Церковь.

Да, у нас есть ответственность перед Церковью, как есть у каждого ответственность перед своей матерью. Но и у Церкви есть ответственность. Наша русская государственность, русская культура и русское общество – все они, прежде всего, исторически связаны с православной верой как образом жизни. Ведь когда-то именно Церковь созидала российскую православную державность, российскую государственность.

И поэтому в нашей истории, за исключением периода после 1917 года, мы не знаем в России государственности не православной. Мы не знаем культуры не православной. Мы не знаем русского литературного языка – как средства общения и средства воспитания! – не православного.

Конечно, кто-то может сказать, что, вот, 90 лет Россия уже живёт вне православия. И я отвечу – ну и что же хорошего? И сколько же мы утратили за эти 90 лет? И где достижения? И даже те достижения, которые были трудом, и подвигом, и кровью наших отцов и дедов к 1945 году достигнуты, где они? Мы все распродали, предали, потеряли в годы новой Смуты – 90-е годы XX века.

Русская Православная Церковь благословляла и помазывала на царство главу государства. Не формально благословляла, как теперь президента, – и несла за это ответственность. Если нужно было, то в лице святого митрополита Филиппа, она обличала того же самого Ивана Грозного, который его и призвал, с которым другом был. И если нужно было, Церковь поднимала народ на священную войну. Так, Церковь благословляла народное ополчение во главе с Мининым и князем Пожарским против польских интервентов. Так, Церковь разъясняла народу, что Наполеон – антихрист, и что власть, которую он несёт – это антихристова власть.

То есть Церковь на протяжении многих веков истории России реально выполняла весьма ответственные государственные и социальные обязанности.

– Так устроено, что у нас, в православном мире, Церковь всегда существует только внутри государства…

Но, существуя внутри государства, она зависит от того, какую оболочку, какую защиту мы ей обеспечим – и государственную, и политическую, и духовную… Церковь при этом изнутри нас подпирает. Да, мы – граница, мы – пограничники. Но подпирает, держит нас изнутри Церковь. Значит, она несёт ответственность за то, что она делает, и что за Державу она изнутри держит.

К сожалению, в последнее время у нас в рядах духовенства и в церковном сознании в целом это понимание, мягко говоря, слабеет. И у нас, наоборот, смотрят, в основном, так: в отличие от 1930-х или других тяжёлых годов советского периода Церковь имеет теперь возможность совершать своё спасительное делание, а ты – иди, присоединяйся и молись…

Но ведь дело не в этом. Формально нам и в 1930-е годы разрешалось, и в 50-е, при Хрущёве, – иди и молись, желательно, чтобы тебя при этом никто не видел. Дело в том, что Церковь должна научить главному. А главное: ты есть русский православный человек, у тебя есть место и предназначение в мире и в истории, у тебя есть ответственность перед тем многовековым наследием, которое нам оставили наши великие князья, московские цари и императоры российские. У нас есть ответственность и за то наследие, которое нам оставили наши отцы и деды, защищавшие Отечество в Великую Отечественную войну.

А ещё мы несём ответственность за русское присутствие в мире в самом широком смысле. В том числе – наше присутствие в космосе, наше присутствие в мировой науке, в мировой культуре…

Мировой культуре совсем не нужны те современные безнациональные, безтрадиционные и внетрадиционные формы псевдо– или, как сейчас говорят, поп-культуры. Такого культурного «спама» в мире и так хватает. Мы в мировую культуру можем войти только с чем-то своим, национальным, своеобразным. И наоборот: национальное и своеобразное развивается только из общения, из здорового нормального общения. Не с попсой – Евровидением или ещё чем-нибудь -, а из общения с той самой мировой культурой. А мировая культура – это прежде всего культура христианская.

На российском телеканале «Культура» уже несколько лет выходит программа «Библейский сюжет». 90 процентов сюжетов мировой живописи связано с христианским пониманием жизни, истории, мира. Так вот, что почерпнёт для своей души не понимающий этих сюжетов человек, который приходит в Эрмитаж, Русский музей или Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве? Как вы можете сказать, что человек приобщился к культуре? Да ни к чему он не приобщился.

И произведения русской и мировой литературы такой человек не поймёт. И русских поговорок половину не поймёт.

Если он не знает, что апостолу Павлу принадлежат слова «Кто не работает – тот не ест», то будет думать по-прежнему, что это коммунисты придумали. А коли так, то, значит, это можно и нужно выбросить вместе с коммунизмом и с его пережитками.

– Сегодня в Белгородской области, как и в старину, во время посевной священники освящают землю…

Не говорю даже, что культура и культ – однокоренные слова. А если посмотрите на то, что такое в целом вообще культура, то у нас сложилась и, слава Богу, пока есть многовековая культура земледелия. Поэтому утрата навыков, с помощью которых наши деды пахали землю и давали хлеб России (а не покупали зерно, муку в Канаде или в Австралии!), обернется трагедией. Очень важно, что земледельцев на труд вновь благословляют пастыри.

– То есть на самом деле сфера церковного действия гораздо шире, чем пытаются её представить сейчас…

И некоторые правозащитники, и многие несведущие публицисты активно пытаются загнать Церковь обратно в резервацию церковной ограды. Вы, мол, там исповедуйте-причащайте, в жизнь не вмешивайтесь – вот основной вопль общественного мнения.

А на самом деле, без Церкви, без церковного благословения ничего в мире не совершается. И Церковь это своё право не только должна иметь возможность защищать и утверждать законодательно, но она должна иметь возможность это и практически осуществлять.

Так, если Церковь сможет это практически осуществлять, мы вернёмся к условиям нормальной школы, нормальных средств массовой информации, которые действительно информировали бы и воспитывали, а не рассеивали внимание и не развращали бы.

– А что такое вообще развращать?

– Это именно рассеивать внимание. Вот в современном российском обществе многое построено на том, чтобы человека размотать, развратить, рассеять. А нужна, наоборот, сосредоточенность, концентрация.

Широко известна фраза из директивы русским послам за границей великого дипломата, канцлера Александра Михайловича Горчакова: «Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредотачивается».

– Сосредоточение должно быть. Но какое может быть сосредоточение без религиозной настроенности, без понимания того, что всякое служение: служение политическое, служение солдата в армии, служение чиновника за его рабочим столом, служение учителя в школе, служение врача в больнице, служение пахаря на пашне – есть разные формы служения Родине и Богу?

И сама державность российская – есть не что иное как разновидность нашего национального всенародного служения Богу.

Да, можно этого не понимать. И многие из наших отцов и дедов не понимали, что они служат Богу, служат Святой Руси, православной России. Однако, в 1944 году, когда кончалась Великая Отечественная война, когда мы вновь пришли освобождать Болгарию, советский поэт, капитан нашей армии Алексей Недогонов, посмертно удостоенный в 1948 году Сталинской премии, увидев православный храм на Шипке, скажет замечательные слова:

…Я к храму шел боями славы –
Сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым, –
И я оружьем добыл право
Стать на колени перед ним…

– Вот – смысл служения!

– Да, можно даже не говорить никаких богословских слов. Оставаться советским или российским лейтенантом, капитаном, генералом… Все мы – рядовые солдаты нашей Родины. И при этом понимаем, что мы оружьем добываем право: не какое-либо иное, а именно право встать на колени перед Святой Русью, о которой мы упомянули. Перед храмом нашей православной державности, нашей великой культуры.

– Как вы трактуете в своих научных трудах, выступлениях на церковных и светских форумах: это и есть империя?

– Да, империя – не то, что думают многие сейчас: нечто подавляющее, распространяющееся на другие страны и народы, покоряющее и использующее, эксплуатирующее их.

Так живут американцы. Так жили англичане в своей колониальной системе. А настоящая империя – такой была и Римская империя, такой была и Византийская, такой осталась и Российская империя! – мы живём для того, чтобы людям вокруг нас лучше было.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади – вот важный для нас символ. Большие и малые народы как большие и малые купола этого храма. Разные народы, разные культуры – все они соединяются и собираются под защитой большого центрального шатра. Все они собираются под Покров Матушки-России.

Империя – это и есть матушка, которая собирает детушек разных национальностей, разных конфессий. В Российской империи было хорошо и калмыкам-буддистам, и татарам-мусульманам – всем было хорошо.

Так, якутам мы придумали письменность, мы им литературу создали. Мы их переводили на русский язык. Через русскую культуру они узнали и Шекспира, и Гёте, и всю мировую классику. В крупных вузах страны учились и учатся национальные кадры. Вот, что такое империя. Кстати сказать, может быть, Российская империя потому и рухнула, потому и советская власть рухнула, что слишком много вкладывала в свои российские окраины, в союзную периферию (круг второй), в социалистический лагерь (круг третий)…

– Иными словами, значит ли это, что, если сегодня, когда настало время «собирать камни», у нас не будет имперского мышления (именно в таком, общечеловеческом понимании!) и имперского отношения к государствам СНГ, другим нашим ближайшим соседям, мы можем получить врагов вокруг себя?

– Конечно! И сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих – почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. Потому что Церковь является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?

Беседовал Николай Головкин

Николай Лисовой

Источник: Седмица.Ru

29 октября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×