Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
   

 
 

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ
+
Дорогой и досточтимый Владыко!

Вы, конечно, уже получили мои письма №№ 6 и 7, посланные через инженера Соловьева, в которых была подробно изложена история моей встречи и беседы с Владимиром Путятой. Теперь хочу несколько дополнить. На днях племянник митрополита Кирилла говорил мне, что он только что получил письмо от своего дяди, который пишет ему, что у него был в его "больнице" Владимир, предлагал ему освобождение по примеру митрополита Сергия, но с условием, что он будет за восстановление его в епископском сане; митрополит Кирилл отклонил такие условия, тогда тот ему сказал: "В таком случае Вы посидите". Визит Владимира так повлиял на митрополита Кирилла, что последний как-то даже занемог от нервного напряжения и не то приобщался, не то даже соборовался, ища в таинстве облегчения своего утерянного морального состояния. Интересно, что на вопрос мой о том (в связи с разговором о митрополите Сергии), освобождены ли митрополит Кирилл и архиепископ Никандр, Владимир, не говоря мне о своем посещении митрополита Кирилла, ответил, что и тот и другой не имеют шансов на скорое освобождение. Это еще не все: А. Ф. Кони, у которого я был сегодня, говорил мне, что на первый день Пасхи у него был... Владимир и рассказывал ему о своих преобразовательных планах, о том, что он проектирует пересмотр и изменение чина литургии, уничтожение преград, отделяющих нас от иных вероисповеданий, от раскола и сект и т. д., говорил о том, что в четверг на Светлой предстоит восстановление его в епископском сане, которого он был лишен "юридически неправильно", и что Святейший Патриарх уже выразил готовность назначить его в Казань, где он и предполагает развить свою реформаторскую деятельность... Даже говорил он и о том, что Казань будет центральным пунктом целого церковного округа, в который будет входить епархии Вятская, Пермская, Пензенская и т. д, и что сфера его деятельности будет широкая. Все эти сведения взяты из первоисточников, и нет оснований им не доверять. Кажется, дальше идти некуда, и хорош бы я был, если бы приложил руку свою к этому акту о его восстановлении. Кони с ужасом и с большим пониманием существа дела выслушал мой рассказ о Владимире, о Пензе, о том, как и епископов втравляют во всю эту историю. Думаю, что Вы одобряете и мою просьбу к Патриарху об освобождении меня от назначения в Пензу, и мою твердую решимость не дать себя втравить в это дело. Но какие тяжелые последствия для Церкви могут быть от этого неосторожного шага Синода! Какое осуждение навлекает на себя этим и Святейший Патриарх. Я все же не хочу верить, что это так просто сделается, хотя многое уже сделано - хотя бы то, что так скомкан первый акт - принятие Владимира в церковное общение, что должно было иметь место именно в Пензе, а не там, где это случилось, келейно, на Валаамском подворье за ранней литургией, когда митрополит Сергий его приобщил Святых Таин по чину мирян... Каким соблазном в самой Церкви мы являемся свидетелями, и что это за ужас! Кони говорил, что он по телефону беседовал с Горьким, который ему сказал, что в Москве он сделал все обещанное, говорил по Вашему делу с кем нужно и уверен, что это будет иметь свои последствия. Горького бросила жена, и это обстоятельство на него сильно подействовало, что делает дальнейшие сношения с ним затруднительными, да они и бесполезны, т. к. Горький уже выполнил свою миссию. А амнистии 1-го Мая как будто не было, ожидается она в какой-то другой день. Имеются ли у Вас какие-либо утешительные новые вести из Москвы?

У нас был грандиозный, небывалый по количеству народа крестный ход в Неделю Фомину. Я привел крестные ходы из часовни Спасителя, Исаакиевского и Казанского соборов в лавру, там служил литургию с митрополитом и преосвященным Венедиктом, и оттуда втроем мы шли из Казанского собора. Разоблачились в седьмом часу. Сегодня я слышал, в "Правде" есть ругательная статья по поводу крестного хода. Вчера у меня была А. Д. Пангулидзева, она хотела Вам писать. Мих[аил] Влад[имирович] Иславин сообщил мне, что Варв[ара] Мих[айловна] - дочь их - в Москве и невеста младшего сына Эйлеров. Они очень рады этому браку. Был у меня И. В. Аничков, примазавшийся к какой-то экскурсии и пробывший здесь дня три. Также Геннадий Як[овлевич] Воскресенский, бывший секретарь Новгородской консистории, которого будете иметь удовольствие и Вы видеть скоро, т. к. он намеревается приехать в Новгород. Вот, кажется, и все новости. Я начинаю несколько отходить от утомления страстного и пасхального. О[тца] Иакова предполагаю иметь возможность отправить в субботу, т. к. к тому времени Е[вгений] Сем[енович] вернется из Москвы и выправит ему документ, который он сам (о. Иаков), оказывается, по глупости аннулировал, не указав в суматохе у билетной кассы, что на нем значится, что он едет в Новгород по выполнению командировки. А кассир указал ему, что ему следует представить еще документ о выполнении командировки, не дал ему билета и не стал разговаривать; о[тцу] Иакову надо было лишь указать, что это все имеется в тех же документах, но он этого не сделал, иначе он был бы у Вас во вторник Светлой недели.

О[тец] Василий Шеин еще не приехал сюда. По слухам, исходящим от самого Патриарха, он только временно переводится в Петроград, скоро предстоит его хиротония и назначение на место митрополита Крутицкого; митрополит Евсевий уходит на покой. А здесь кто-то распространяет слухи, что я предназначаюсь в Харьков. Конечно, это праздный слух, но вообще я буду твердо держаться позиции: по возможности уклоняться от "высоких" и, как Патриарх мне писал, "более почетных" назначений. Седалище епископа Ямбургского при тех условиях, какие я имею здесь, мне довлеет, и почестей вышняго звания мне не надо. Если бы меня назначили и архиепископом Пензенским, я бы писал то же, что написал Патриарху теперь...

Завтра восемь лет моей хиротонии. Буду служить в Казанском соборе. Сначала было хотел служить скромно, но пришлось согласиться служить торжественно, т. к. мои сослужители захотели принять участие в служении со мною в этот день. Вспоминаю радостные патриаршие дни в 1913 году в Новгороде... В этот день я в особенности духом с Вами и всегда помню и переживаю Вашу великую любовь. В день св. Никиты я не смогу быть в Новгороде. Нет соответствующих мандатов. Но молитвенно буду, конечно, у святителя Никиты. Хотелось бы и служить в этот день, дабы и мне быть с Вами причастником Божественной трапезы, но служить келейно, так сказать, я еще не знаю, где бы мог, а беспокоить всех неудобно. Я вообще противник всяких реклам, а они здесь в моде. Сегодня случайно увидел, что и завтрашнее мое служение оповещено, и это мне не нравится.

Благословите, дорогой Владыко. Желал бы очень, чтобы Вы осуществили Ваше намерение приехать сюда.

Любящий Вас А.


ДАЛЕЕ >>

[ 1 ]    [ 2 ]    [ 3 ]    [ 4 ]    [ 5 ]    [ 6 ]    [ 7 ]    [ 8 ]    [ 9 ]

editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU