Архимандрит Феофил: «Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 18 апреля 2002 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40089.htm

Архимандрит Феофил. Фото Ларисы Беляевой
Архимандрит Феофил. Фото Ларисы Беляевой
/p>

- Отец Феофил, не могли бы Вы рассказать об опыте служения на Святой Земле, в Иерусалиме?

- Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире, и особенно в религиозном мире, так как именно здесь изменился ход истории: здесь люди перестали выдумывать, размышлять об отстраненных вещах, потому что узрели именно здесь, в Иерусалиме, вочеловечение Бога, вочеловечение через закон Моисеев. И здесь началась уже не мировая история, а священная история, которая имеет неразрывную связь со спасением человечества, которая называется на языке Церкви исцелением, преображением, прославлением человека. Именно в этом значение Иерусалима как места, где была явлена Вочеловечившаяся Истина - Бог-Слово - Христос. И когда смотришь на Иерусалим именно с этой точки зрения, то понимаешь его значение.

- Пасха на Святой Земле совершается совершенно особенно?

- Священная история началась и будет иметь свое завершение в Иерусалиме. Об этом говорит нам Священное Писание, Апокалипсис. Не секрет, что Святая Земля в своих святынях имеет неразрывную связь как с Ветхим Заветом и пророками, так и с Новым Заветом, с личностью, жизнью и учением Христа, и важнейшим являются здесь Голгофа - место Его Распятия, Гроб Господень - место Его Воскресения, находящиеся под одним куполом. И это место вплоть до сегодняшнего дня, а сегодня, возможно, особенно, имеет значение не туристическое или историческое, а именно литургическое, и потому эти места обладают своим особым языком, особыми возможностями выражения чуда Вочеловечения Христова. Чудо в православном понимании играет важнейшую роль, ведь само существование наше уже есть чудо - дар Божий. Христианство - единственная религия, провозглашающая Истину. Сам Господь говорит: «Я есть Истина и Свет миру». Никогда никакой религиозный деятель или мыслитель не провозглашал себя истиной. И эта Истина неизменна, ей живет Православная Церковь, Она не требует доказательств. Пилат не понял, когда Христос сказал, что Я есть Истина, и спросил, что есть правда? Христос многажды на расспросы о Нем, о Его служении говорил: приди и виждь, следуй за Мной и ты узришь Истину. Господь посылает нам знаки Своей силы и власти. Христианская Истина познается не через понуждение, а через свободное волеизъявление, так как человек был сотворен истинно свободным, чтобы мог выбирать между желанием Бога и своим собственным желанием, и Господь обращается к человеку, показывая слабость его стремлений, и через чудеса открывает всю мощь и высоту Своих замыслов о человеке. Я говорю это для того, чтобы мы могли понять чудо Церкви. Ведь Церковь в мире есть продолжение вочеловечения Христа. И именно Иерусалим есть место начала Церкви - хронологически, здесь была сформирована первая христианская община, отсюда распространилась на весь мир Церковь. Иерусалимская Церковь имеет некоторые привилегии, так как именно в ее пределах осуществилась тайна Вочеловечения. Именно здесь загорелась литургическая жизнь Церкви, имеющая проявления в разнообразных обрядах и службах, одной из которых является схождение Благодатного огня, который символизирует Воскресения Христово. Воспоминанию страданий и Воскресения Христа и посвящена вся Страстная седмица, в конце которой нисходит огонь на Гроб Господень в Великую Субботу, когда Патриарх с сонмом архиереев совершает крестный ход с пением пасхальных гимнов и после этого Патриарх из кувуклии выносит огонь и это, конечно, есть удивительный образ Богоявления. И настолько велико значение этого нисхождения, присутствует такая удивительная благодать, что этот день называют "день Света" даже мусульмане. Весь Иерусалим в этот день живет этим событием.

- И мусульмане верят в то, что здесь есть присутствие Живого Бога?

- Конечно, они считают, что греки имеют истинную веру. Доказательством этому может служить, скажем, церковь Георгия Хозевита, расположенная в мусульманской деревне у Хеврона. Мусульмане приносят в монастырь, священнику свои приношения - овец, телят, и не только здесь, но во многих местах. Они верят в Пресвятую Богородицу. Мусульманская вера очень проста, их религиозное сознание просто, а нет ничего более внушительного, чем простая вера.

- Иерусалимская Церковь всегда была в эпицентре войн и завоеваний, и нынешняя ситуация на Святой Земле - что это?

- Это естественно. Как я уже сказал, Иерусалим играет религиозную, эсхатологическую роль, и потому он никогда не был мирным местом - войны, как и все человеческие проблемы, обращены к Иерусалиму. Все эти войны происходят по причинам религиозным. Каждый хочет занимать здесь свое место, каждый считает его своим - и евреи, и мусульмане, и христиане. Каждый хочет самоутвердиться здесь - поэтому происходит эта война.

- Будет ли когда-нибудь мир на этой Земле?

- Мы, как православные, понимаем, что мир должен быть Божественным, а не человеческим, так как у каждого свое представление о мире.

С представителем ИПЦ в России архимандритом Феофилом (Яннопулосом) беседовали Ольга Курова и Александр Волков (перевод с английского и новогреческого)

ИНТЕРВЬЮ С АРХИМАНДРИТОМ ФЕОФИЛОМ (ЯННОПУЛОСОМ), ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА В МОСКВЕ