»ерусалимска€

јрхимандрит ‘еофил: Ђ»ерусалим занимает исключительное по значению место в миреї

јрхимандрит ‘еофил. ‘ото Ћарисы Ѕел€евой
јрхимандрит ‘еофил. ‘ото Ћарисы Ѕел€евой
/p>

- ќтец ‘еофил, не могли бы ¬ы рассказать об опыте служени€ на —в€той «емле, в »ерусалиме?

- »ерусалим занимает исключительное по значению место в мире, и особенно в религиозном мире, так как именно здесь изменилс€ ход истории: здесь люди перестали выдумывать, размышл€ть об отстраненных вещах, потому что узрели именно здесь, в »ерусалиме, вочеловечение Ѕога, вочеловечение через закон ћоисеев. » здесь началась уже не мирова€ истори€, а св€щенна€ истори€, котора€ имеет неразрывную св€зь со спасением человечества, котора€ называетс€ на €зыке ÷еркви исцелением, преображением, прославлением человека. »менно в этом значение »ерусалима как места, где была €влена ¬очеловечивша€с€ »стина - Ѕог-—лово - ’ристос. » когда смотришь на »ерусалим именно с этой точки зрени€, то понимаешь его значение.

- ѕасха на —в€той «емле совершаетс€ совершенно особенно?

- —в€щенна€ истори€ началась и будет иметь свое завершение в »ерусалиме. ќб этом говорит нам —в€щенное ѕисание, јпокалипсис. Ќе секрет, что —в€та€ «емл€ в своих св€тын€х имеет неразрывную св€зь как с ¬етхим «аветом и пророками, так и с Ќовым «аветом, с личностью, жизнью и учением ’риста, и важнейшим €вл€ютс€ здесь √олгофа - место ≈го –асп€ти€, √роб √осподень - место ≈го ¬оскресени€, наход€щиес€ под одним куполом. » это место вплоть до сегодн€шнего дн€, а сегодн€, возможно, особенно, имеет значение не туристическое или историческое, а именно литургическое, и потому эти места обладают своим особым €зыком, особыми возможност€ми выражени€ чуда ¬очеловечени€ ’ристова. „удо в православном понимании играет важнейшую роль, ведь само существование наше уже есть чудо - дар Ѕожий. ’ристианство - единственна€ религи€, провозглашающа€ »стину. —ам √осподь говорит: Ђя есть »стина и —вет мируї. Ќикогда никакой религиозный де€тель или мыслитель не провозглашал себ€ истиной. » эта »стина неизменна, ей живет ѕравославна€ ÷ерковь, ќна не требует доказательств. ѕилат не пон€л, когда ’ристос сказал, что я есть »стина, и спросил, что есть правда? ’ристос многажды на расспросы о Ќем, о ≈го служении говорил: приди и виждь, следуй за ћной и ты узришь »стину. √осподь посылает нам знаки —воей силы и власти. ’ристианска€ »стина познаетс€ не через понуждение, а через свободное волеизъ€вление, так как человек был сотворен истинно свободным, чтобы мог выбирать между желанием Ѕога и своим собственным желанием, и √осподь обращаетс€ к человеку, показыва€ слабость его стремлений, и через чудеса открывает всю мощь и высоту —воих замыслов о человеке. я говорю это дл€ того, чтобы мы могли пон€ть чудо ÷еркви. ¬едь ÷ерковь в мире есть продолжение вочеловечени€ ’риста. » именно »ерусалим есть место начала ÷еркви - хронологически, здесь была сформирована перва€ христианска€ община, отсюда распространилась на весь мир ÷ерковь. »ерусалимска€ ÷ерковь имеет некоторые привилегии, так как именно в ее пределах осуществилась тайна ¬очеловечени€. »менно здесь загорелась литургическа€ жизнь ÷еркви, имеюща€ про€влени€ в разнообразных обр€дах и службах, одной из которых €вл€етс€ схождение Ѕлагодатного огн€, который символизирует ¬оскресени€ ’ристово. ¬оспоминанию страданий и ¬оскресени€ ’риста и посв€щена вс€ —трастна€ седмица, в конце которой нисходит огонь на √роб √осподень в ¬еликую —убботу, когда ѕатриарх с сонмом архиереев совершает крестный ход с пением пасхальных гимнов и после этого ѕатриарх из кувуклии выносит огонь и это, конечно, есть удивительный образ Ѕого€влени€. » настолько велико значение этого нисхождени€, присутствует така€ удивительна€ благодать, что этот день называют "день —вета" даже мусульмане. ¬есь »ерусалим в этот день живет этим событием.

- » мусульмане вер€т в то, что здесь есть присутствие ∆ивого Ѕога?

-  онечно, они считают, что греки имеют истинную веру. ƒоказательством этому может служить, скажем, церковь √еорги€ ’озевита, расположенна€ в мусульманской деревне у ’еврона. ћусульмане принос€т в монастырь, св€щеннику свои приношени€ - овец, тел€т, и не только здесь, но во многих местах. ќни вер€т в ѕресв€тую Ѕогородицу. ћусульманска€ вера очень проста, их религиозное сознание просто, а нет ничего более внушительного, чем проста€ вера.

- »ерусалимска€ ÷ерковь всегда была в эпицентре войн и завоеваний, и нынешн€€ ситуаци€ на —в€той «емле - что это?

- Ёто естественно.  ак € уже сказал, »ерусалим играет религиозную, эсхатологическую роль, и потому он никогда не был мирным местом - войны, как и все человеческие проблемы, обращены к »ерусалиму. ¬се эти войны происход€т по причинам религиозным.  аждый хочет занимать здесь свое место, каждый считает его своим - и евреи, и мусульмане, и христиане.  аждый хочет самоутвердитьс€ здесь - поэтому происходит эта война.

- Ѕудет ли когда-нибудь мир на этой «емле?

- ћы, как православные, понимаем, что мир должен быть Ѕожественным, а не человеческим, так как у каждого свое представление о мире.

— представителем »ѕ÷ в –оссии архимандритом ‘еофилом (яннопулосом) беседовали ќльга  урова и јлександр ¬олков (перевод с английского и новогреческого)

»Ќ“≈–¬№ё — ј–’»ћјЌƒ–»“ќћ ‘≈ќ‘»Ћќћ (яЌЌќѕ”Ћќ—ќћ), ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ≈ћ »≈–”—јЋ»ћ— ќ√ќ ѕј“–»ј–’ј“ј ¬ ћќ— ¬≈

ѕолный текст интервью будет опубликован в газете Ђ ак житьї

18 апрел€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0